Научная статья на тему 'Физическая подготовленность и физическое развитие студентов вузов различного профиля'

Физическая подготовленность и физическое развитие студентов вузов различного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1857
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовленность / физическое развитие / студенты / программный материал / физическая культура / планирование учебного материала / двигательная активность / спортивно-массовая работа / педагогические и медицинские специальности / методические пути совершенствования / physical fitness / physical development / students / program material / physical education / planning of teaching material / physical activity / sports activities / educational and medical specialty / methodical ways to improve

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кубиева Светлана Сарсенбаевна, Ботагариев Тулеген Амиржанович, Жетимеков Еркин Тлешович

В статье определены имеющиеся в мировой научно-методической литературе результаты ученых по составляющим проблемы исследования, а именно по показателям здоровья, физической подготовленности и физического развития студентов, рекомендациям для совершенствования физического воспитания педагогических и медицинских вузов. Выявлены характерные особенности планирования процесса физического воспитания в вузе педагогического и медицинского профиля. Среди них выделены то, что в вузе педагогического профиля в годовом плане-графике запланировано большее количество видов программного материала (лыжная подготовка, общая физическая подготовка), чем в вузе медицинского профиля. Представлены особенности двигательной активности студентов педагогических и медицинских специальностей. К ним относится то, что количество студентов, относящихся к 3 уровню (обязательные занятия по предмету «физическая культура» плюс занятия в спортивных секциях) и 4 уровню (повседневные локомоции и самостоятельные занятия физическими упражнениями) двигательной активности в вузе педагогического профиля преобладает по сравнению с вузом медицинского профиля. Охарактеризованы особенности постановки спортивно-массовой работы в вузах педагогического и медицинского профиля. К ним относится, что в вузе педагогического профиля по сравнению с медицинским отмечается большее количество спортивных секций, соответственно большее количество занимающихся в них студентов и преобладание занятых призовых мест в городской спартакиаде среди вузов г.Актобе. Показана специфика уровня физической подготовленности и физического развития студентов педагогических и медицинских специальностей. Отмечаются относительно лучшие показатели физической подготовленности и физического развития студентов вуза педагогического профиля. Обоснованы пути активизации физического воспитания студентов педагогических и медицинских специальностей. Среди них выделено то, что для вузов педагогического и медицинского профилей необходимо предусмотреть специфику их профессионально-прикладной физической подготовки, внедрить активные методы обучения (круговая тренировка), элементы дыхательной гимнастики, теоретико-практические семинары по развитию физических качеств и оптимизации физического развития студентов. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями физической культуры и студентами вузов для совершенствования соответственно своей профессиональной и самостоятельной деятельности в процессе реализации учебного процесса по предмету «физическая культура» в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кубиева Светлана Сарсенбаевна, Ботагариев Тулеген Амиржанович, Жетимеков Еркин Тлешович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Рhysical fitness and physical development of varios profiles university students

The article defines the results of scientists in the world scientific and methodological literature on the components of the research problem, namely, on the indices of health, physical fitness and physical development of students, recommendations for improving the physical education of pedagogical and medical universities. The characteristic features of planning the process of physical education in a pedagogical and medical school are revealed. Among them are highlighted the fact that in the university of pedagogical profile, in the annual plan-schedule, more types of program material are planned (ski preparation, general physical training) than in the medical school.The features of the motor activity of students of pedagogical and medical specialties are presented. These include the fact that the number of students belonging to level 3 (compulsory classes in the subject "physical culture" plus classes in sports sections) and level 4 (everyday locomotion and independent physical exercises) of motor activity in the pedagogical profile prevails in comparison with university medical profile.The features of setting sports and mass work in higher educational institutions of pedagogical and medical profile are characterized. They are related to the fact that there are more sports sections in the higher educational institution than in the medical sector, correspondingly a greater number of students engaged in them and the prevalence of the employed prize places in the city Olympics among the universities of Aktobe. The specifics of the level of physical readiness and physical development of students of pedagogical and medical specialties are shown.There are relatively better indicators of physical preparedness and physical development of students of a pedagogical profile. The ways of activization of physical education of students of pedagogical and medical specialties are justified. Among them, it is emphasized that for the universities of pedagogical and medical profiles it is necessary to envisage the specificity of their professionally applied physical training, to introduce active methods of training (circular training), elements of respiratory gymnastics, theoretical and practical seminars on developing physical qualities and optimizing the physical development of students. The results obtained can be used by teachers of physical culture and university students to improve their professional and independent activities in the process of implementing the educational process on the subject "physical culture" in the university.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовленность и физическое развитие студентов вузов различного профиля»

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. 2018. Physical fitness and physical development of

varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), рр. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

УДК 796.011.1

Физическая подготовленность и физическое развитие студентов

вузов различного профиля

Кубиева Светлана Сарсенбаевна

кандидат педагогических наук, ет. преподаватель кафедры «физическая культура и спорт», Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова. Республика Казахстан. E-mail: Kubieva_S @mail.ru

Ботагариев Тулеген Амиржанович

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой «Физическая культура и спорт», Актюбинский региональный государственный университет им. К.Жубанова. Республика Казахстан. E-mail: Botagariev_1959@mail.ru

Жетимеков Еркин Тлешович

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им М. Оспанова, руководитель кафедры физического воспитания, Республика Казахстан. E-mail: erkin 02.07.81@mail.ru

Аннотация. В статье определены имеющиеся в мировой научно-методической литературе результаты ученых по составляющим проблемы исследования, а именно по показателям здоровья, физической подготовленности и физического развития студентов, рекомендациям

Следует цитировать / Citation:

Кубиева С.С. Ботагариев Т.А., Жетимеков Е.Т. Физическая подготовленность и физическое развитие студентов вузов различного профиля // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2018. - №2(9). - С. 26-49. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov Е.Т. 2018. Рhysical fitness and physical development of varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), рр. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

Поступило в редакцию / Submitted 20.04.2018 Принято к публикации / Accepted 26.05.2018

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. 2018. Physical fitness and physical development of

varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), pp. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

для совершенствования физического воспитания педагогических и медицинских вузов. Выявлены характерные особенности планирования процесса физического воспитания в вузе педагогического и медицинского профиля. Среди них выделены то, что в вузе педагогического профиля в годовом плане-графике запланировано большее количество видов программного материала (лыжная подготовка, общая физическая подготовка), чем в вузе медицинского профиля. Представлены особенности двигательной активности студентов педагогических и медицинских специальностей. К ним относится то, что количество студентов, относящихся к 3 уровню (обязательные занятия по предмету «физическая культура» плюс занятия в спортивных секциях) и 4 уровню (повседневные локомоции и самостоятельные занятия физическими упражнениями) двигательной активности в вузе педагогического профиля преобладает по сравнению с вузом медицинского профиля. Охарактеризованы особенности постановки спортивно-массовой работы в вузах педагогического и медицинского профиля. К ним относится, что в вузе педагогического профиля по сравнению с медицинским отмечается большее количество спортивных секций, соответственно большее количество занимающихся в них студентов и преобладание занятых призовых мест в городской спартакиаде среди вузов г.Актобе. Показана специфика уровня физической подготовленности и физического развития студентов педагогических и медицинских специальностей. Отмечаются относительно лучшие показатели физической подготовленности и физического развития студентов вуза педагогического профиля. Обоснованы пути активизации физического воспитания студентов педагогических и медицинских специальностей. Среди них выделено то, что для вузов педагогического и медицинского профилей необходимо предусмотреть специфику их профессионально-прикладной физической подготовки, внедрить активные методы обучения (круговая тренировка), элементы дыхательной гимнастики, теоретико-практические семинары по развитию физических качеств и оптимизации физического развития студентов. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями физической культуры и студентами вузов для совершенствования соответственно своей профессиональной и самостоятельной деятельности в процессе реализации учебного процесса по предмету «физическая культура» в вузе.

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. 2018. Physical fitness and physical development of

varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), рр. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

Ключевые слова: физическая подготовленность, физическое развитие, студенты, программный материал, физическая культура, планирование учебного материала, двигательная активность, спортивно-массовая работа, педагогические и медицинские специальности, методические пути совершенствования

Physical fitness and physical development of varios profiles

university students

Kubieva Svetlana Sarsenbaevna

Aktobe Regional State University named after K. Zhubanov Senior lecturer of the department "Physical Culture and Sport" A. Moldagulova Ave., 34, Aktobe, 030000, Republic of Kazakhstan

E-mail Kubieva_S @mail.ru

Botagariev Tulegen Amrzhanovich

Aktobe Regional State University named after K. Zhubanov Head of the department "Physical Culture and Sport" A. Moldagulova Ave., 34, Aktobe, 030000, Republic of Kazakhstan E-mail Botagariev_1959@mail.ru

Zhetimekov Erkin Tleshovich

West Kazakhstan State Medical University named after M.Ospanov, Head of the Department of Physical Education, Str. Maresyeva, 68, Aktobe, Kazakhstan

E-mailerkin02.07.81 @mail .ru

Abstract. The article defines the results of scientists in the world scientific and methodological literature on the components of the research problem, namely, on the indices of health, physical fitness and physical development of students, recommendations for improving the physical education of pedagogical and medical universities. The characteristic features of planning the process of physical education in a pedagogical and medical school are revealed. Among them are highlighted the fact that in the university of pedagogical profile, in the annual plan-schedule, more types of program material are planned (ski preparation, general physical training)

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. 2018. Physical fitness and physical development of

varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), рр. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

than in the medical school.The features of the motor activity of students of pedagogical and medical specialties are presented. These include the fact that the number of students belonging to level 3 (compulsory classes in the subject "physical culture" plus classes in sports sections) and level 4 (everyday locomotion and independent physical exercises) of motor activity in the pedagogical profile prevails in comparison with university medical profile.The features of setting sports and mass work in higher educational institutions of pedagogical and medical profile are characterized. They are related to the fact that there are more sports sections in the higher educational institution than in the medical sector, correspondingly a greater number of students engaged in them and the prevalence of the employed prize places in the city Olympics among the universities of Aktobe. The specifics of the level of physical readiness and physical development of students of pedagogical and medical specialties are shown.There are relatively better indicators of physical preparedness and physical development of students of a pedagogical profile. The ways of activization of physical education of students of pedagogical and medical specialties are justified. Among them, it is emphasized that for the universities of pedagogical and medical profiles it is necessary to envisage the specificity of their professionally applied physical training, to introduce active methods of training (circular training), elements of respiratory gymnastics, theoretical and practical seminars on developing physical qualities and optimizing the physical development of students. The results obtained can be used by teachers of physical culture and university students to improve their professional and independent activities in the process of implementing the educational process on the subject "physical culture" in the university.

Keywords: physical fitness, physical development, students, program material, physical education, planning of teaching material, physical activity, sports activities, educational and medical specialty, methodical ways to improve

Введение. С целью определения актуальности темы исследования нами проанализированы работы отечественных и зарубежных специалистов, занимающихся проблемой физического воспитания студентов медицинских, педагогических вузов. В работах специалистов по исследованию физического воспитания студентов медицинских вузов выявлены следующие результаты. По показателям здоровья, физической подготовленности и физического развития студентов:

а) наблюдается ухудшение здоровья студентов, отрицательная динамика их физической подготовленности [1, с. 15];

29

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. 2018. Physical fitness and physical development of

varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), рр. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

б) показатели физического развития и физической подготовленности студентов за последние тридцать лет снизились, только по бегу на 100 м и подтягиванию на перекладине (юноши) и подниманию туловища (девушки) повысились [2, с. 35];

в) увеличилось количество студентов специальной медицинской группы [2, с. 5];

г) изменилась тенденция в заболеваемости студентов: в 70-х годах на первых позициях были болезни сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной системы, то в 2000-е годы доминировали заболевания опорно-двигательного аппарата, миопии и пищеварительной системы [2, с.10];

д) на первом и втором курсах констатировано улучшение морфофункционального состояния студентов (жизненная емкость легких) [2, с.15].

Специалистами предлагаются следующие рекомендации для совершенствования физического воспитания студентов медицинских вузов:

а) методика дополнительных занятий в области физической культуры профессионально-прикладной направленности (практический раздел направлен на формирование у студентов навыков практической самореализации; теоретический раздел посвящен формированию у студентов системы знаний о физической культуре) [1, с. 20];

б) проектирование современной технологии спортивно-оздоровительной направленности в содержание физического воспитания (его педагогические этапы, программно-методическое обеспечение, методика реализации современных блоков физических упражнений, дневник контроля состояния студентов) [3, с.16];

в) критерии эффективности физического воспитания студентов (положительная динамика физической подготовленности и умственной работоспособности студентов, гармонизация их физических кондиций, понижение уровня заболеваемости, улучшение удовлетворенности студентами занятиями физическими упражнениями) [4, с. 10];

г) пути реализации педагогической технологии физического воспитания студентов (соответствующая интенсификация двигательных нагрузок, использование дыхательных упражнений; использование биологических добавок ) [4, с. 15];

д) перспективные направления совершенствования физического воспитания (классификация учебно-тренировочных нагрузок, разработка

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. 2018. Physical fitness and physical development of

varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), pp. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

стратегии физической культуры врача, выделение доминирующих компонентов физического воспитания и преемственность процесса спортивной подготовки студентов) [2, с. 38];

е) формирование телесно-двигательной культуры студента (её средства -оздоровительные упражнения физической культуры, дыхательные упражнения; методические приемы, критерии эффективности) [5, с 10];

и) технология управления процессом организованных учебных и самостоятельных форм занятий (рациональное соотношение организованных учебных и самостоятельных форм занятий физическими упражнениями, индивидуально-ориентированная программа применения приоритетных средств для развития физических качеств) [6, с. 15];

ж) таблицы стандартов морфофункционального состояния организма студентов с учетом соматотипа; пола и курса обучения (могут быть использованы для выявления отклонений в физическом развитии и функциональном состоянии, а также оптимизации физкультурно-оздоровительной работы в вузе) [7, с. 15]; учитывать комплекс факторов риска здоровью студентов (сниженная двигательная активность (гиподинамия), неадекватное питание, нерациональная учебная нагрузка) [8, с. 18],

В работах специалистов по исследованию физического воспитания студентов педагогических вузов выявлены следующие результаты. По показателям здоровья, физической подготовленности и физического развития студентов:

а) студенты, входящие в основную группу здоровья, обладали отрицательной динамикой физического состояния, а у студентов с более высоким уровнем двигательной активности, была положительная динамика [9,

с. 10];

б) у студентов, активно занимающихся спортом, уровень физической подготовленности оставался высоким и на старших курсах. У них отмечались лучшие профессиональные знания и они легче адаптируются к основной работе в качестве педагогов [9, с. 11];

в) в сентябре-октябре месяце необходимо акцентировать на нагрузки, направленной на развитие общей выносливости (1 курс) и скоростной выносливости на последующих курсах. Это обеспечивает существенный прирост результатов [10, с. 12];

г) у 69 % поступающих на первый курс абитуриенток уровень физической работоспособности (PWCÍ70) соответствует низкому и ниже среднего уровням.

31

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. 2018. Physical fitness and physical development of

varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), рр. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

5% студенток гуманитарного вуза имеют низкий; 58% - средний и 37% -высокий уровень МПК. [11, с. 15];

Специалистами предлагаются следующие рекомендации для совершенствования физического воспитания студентов педагогических вузов:

а) технология управления физическим состоянием студента. Она базируется на нейросетевом моделировании и индивидуальном прогнозировании достижения комплекса модельных характеристик [9, с. 20];

б) факторами, определяющими успех студентов-выпускников, являются уровень знаний; наличие методических умений и навыков; оптимальный уровень двигательной активности и ее результативность; самостоятельность; стремление к достижению цели и успеха [9, с. 16];

в) технология управления физическим состоянием студента. Она базируется на нейросетевом моделировании и индивидуальном прогнозировании достижения комплекса модельных характеристик [9, с. 18];

г) методика дополнительного непрофессионального образования в области физической культуры (первый этап - выбор студентом студента характера двигательной деятельности, второй этап - приобретение двигательного опыта, третий - совершентсование в избранном виде спорта и формирование знаний и навыков) [9, с. 19];

д) модель педагогического процесса формирования потребности в саморазвитии физического потенциала у студентов (включает три блока - : диагностики, формирования потребности и контроля) [12, с. 8];

е) стимулы физического самосовершенствования студента - будущего учителя (осознание повышения ответственности перед самим собой, проблемы физической самореализации, необходимости физического самосовершенствования) [13, с. 15];

Реализация профессионально-педагогической направленности физического воспитания будущих педагогов должна осуществляться в следующих направлениях:

а) на развитие профессионально значимых психофизических качеств;

б) позитивного эмоционально-ценностного отношения к физической;

в) на овладение знаниями о возможностях контроля собственного физического состояния;

г) готовности к использованию средств физической культуры [14, с. 17];

д) комплекс педагогических условий совершенствования физического воспитания студентов факультетов не физкультурного профиля педагогических

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. 2018. Physical fitness and physical development of

varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), pp. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

вузов (проведение работы с будущими учителями; формирование у студентов потребности к занятиям физической культурой и спортом; распределение студентов на подгруппы соответственно уровню их физической подготовленности; организация соответствующей подготовки преподавателей кафедры физического воспитания; создание оптимальной материально-технической базы; внедрение в педагогический процесс программы по физической культуре ) [15, с. 16];

е) программа профессионально-прикладной физической подготовки состоит из теоретического (знания по основам теории, методики и организации физической подготовки) и практического (тесты военно-прикладной направленности, виды спорта прикладной направленности и виды спорта, обогащающих и дополняющих ППФП; а также блок дополнительных факторов) разделов [16, с. 13];

ж) модель продуктивного физического воспитания студентов. Наиболее значимые ее компоненты: процесс физического воспитания; занятия в спортивных секциях; участие в спортивно-массовых мероприятиях [17, с. 13];

з) инновационная модель физического воспитания студентов, основой которой является создание студентами образовательных продуктов и выстраивание индивидуальных траекторий в каждом из видов физкультурной деятельности [18, с. 15];

и) технология развития индивидуального стиля учебной деятельности студентов педагогического вуза средствами физической культуры (подготовительный, диагностирующий, формирующий, творческий этапы) [19, с. 15];

к) технология повышения уровня физической подготовленности студентов Дальнего Востока (с акцентом на развитие выносливости и силы), основанная на определенной специализированости этапов учебного процесса по физической культуре [20, с. 16].

Анализ научно-методической литературы зарубежных специалистов показал, что они посвятили свои исследования различным аспектам рассматриваемой нами проблемы. J.Tatarczuk, R.Asienkiewicz, A. Wandycz [21] оценили уровнь развития и размера отдельных частей тела и диморфных различий в отношении роста студентов первого курса. Были рассчитаны доли эндоморфизма, мезоморфности и эктоморфности, а также средние значения конкретных признаков и их дополнительных значений и уравнений регрессии. Авторы считают, что по типу телосложения у мужчин преобладает

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. 2018. Physical fitness and physical development of

varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), рр. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мезоморфный и эндоморфный, а у женщин - эндоморфный тип. Сексуальный диморфизм лучше всего проявляется в мезоморфном строении.

I. Rafal, D. Rozanska, B. Regulska-Ilow [22] попытались оценить распространенность отдельных факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний среди студентов фармацефтического отделения Вроцлавского медицинского университета. Авторы выявили, что индекс массы тела (ИМТ) был положительно связан с измерениями талии и тазобедренного сустава, отношением талии к бедрам (WHR) и процентом жировых отложений, тогда как артериальное давление было положительно связано с ИМТ и окружностью талии. Более высокая распространенность сердечно-сосудистых факторов риска чаще встречалась среди мужчин, чем женщин. Для студентов должны быть внедрены профилактические меры, которые способствуют правильному питанию, большей физической активности, прекращению курения и регулярным проверкам артериального давления и липидным профилям.

B.A. Sibley, S.M. Bergman [23] исследовали отношения между содержанием цели, упражнениями, физической активностью и аэробикой в курсах физического воспитания студентов в университете. Конкретное содержание цели, связанное с управлением здоровьем и развитием навыков, предсказывает физическую активность и аэробную пригодность студентов. Это, по их мнению, происходит путем идентифицированного и внутреннего регулирования.

L. N. Prosvirina; M.M. Kolokoltsev; M. A. Kolchanova и др. [24] исследовали характеристику двигательных качеств студентов технического института специальной медицинской группы с учетом частоты занятий по физической культуре. Переход к единому времени в неделю занятий физической культурой достоверно снижает их физическое состояние. Мониторинг физической подготовленности студентов можно рассматривать как фактор укрепления педагогической направленности физического воспитания молодежи. Студентам предлагается обратить внимание на самостоятельные занятия физическими упражнениями, вести дневник самоконтроля, так как при этом им удается сохранять требуемое для них физическое состояние.

K. Schenker [25] исследовала как студенты педагогического образования в Швеции интерпретируют здоровье и обсуждают возможные последствия для будущего образования в школьном предмете. Выявлен превалирующий репродуктивный подход у студентов к своему здоровью, особенно у тех, кто не

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. 2018. Physical fitness and physical development of

varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), pp. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

занимается спортом. На основе выявленных закономерностей автор рекомендует преподавателям физического воспитания и всем, кто задействован в педагогическом образовании, считать здоровье одним из главных компонентов деятельности студентов их индивидуальных перспектив.

М. Haque, NA. Rahman, M.A. Majumder, NA Rahman, S.Z. Haque, Z. Zulkifli, Y. Lugova, R.M. Musa, A.G. Alattraqchi [26] попытались определить потенциальные академические и неакадемические факторы, влияющие на работу студентов медицинского факультета. К неакадемическим факторам авторы отнесли следующие: затраты времени на просмотр телевизора, на социальные сети и интернет. К ним также относится спорт, клубы, дебаты, драмы, школьные публикации, студенческий совет и другие социальные мероприятия. К академическим факторам авторы отнесли мотивацию среди студентов, которая положительно коррелирует с хорошими часами обучения, стратегией глубокого изучения, более высокими учебными усилиями, хорошей академической успеваемостью и низким истощением. К академическим факторам относится то, что большинство студентов проводили значительное время каждый день и в выходные дни для учебы. Медицинские студенты использовали главным образом лекционные заметки, учебники и интернет как их первый выбор учебных ресурсов. Среди академических факторов авторы считают хорошую долю участия во внеучебной работе, особенно общественные услугах, социализация, создание качественных условий жизни для студентов во взаимосвязи с благоприятной образовательной средой.

Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью на основе определения уровня физической подготовленности и физического развития студентов вузов различного профиля, факторов, их обосновывающих, обозначения путей совершенствования физического воспитания студентов этих вузов и недостаточным научно-методическим обеспечением этого процесса.

Цель исследования - обосновать методические пути

совершенствования физического воспитания студентов вузов различного профиля.

Задачи исследования. 1 Определить специфику планирования процесса физического воспитания в вузе педагогического и медицинского профиля.

2. Изучить особенности двигательной активности студентов педагогических и медицинских специальностей.

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. 2018. Physical fitness and physical development of

varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), рр. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

3. Выявить особенности постановки спортивно-массовой работы в вузах педагогического и медицинского профиля.

4. Исследовать уровень физической подготовленности и физического развития студентов педагогических и медицинских специальностей.

5. Разработать пути активизации физического воспитания студентов педагогических и медицинских специальностей.

Методы и организация исследования. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования. Анализ научно-методической литературы (изучена отечественная и зарубежная литература). Анализ документальных материалов применялся для изучения годовых планов-графиков, расписания спортивных секций и количества занимающихся в них. Контрольные испытания применялись для определения уровня физической подготовленности студентов (бег 100 м, бег-ходьба, 6 мин, прыжок в длину с места, наклон вниз, поднимание туловища из положения лежа на спине -девушки), тестирование, методы математической статистики [27]. Методы антропометрических измерений использовались для определения длины, массы тела, окружности грудной клетки [28]. Исследование осуществлялось в течение 2015-2017 годов на базе Актюбинского регионального государственного университета им. К. Жубанова (АРГУ) и Западно-казахстанского государственного медицинского университета им. М. Оспанова (ЗКГМУ). Всего в исследования приняло участие 150 студентов АРГУ им. К.Жубанова и 155 студентов ЗКГМУ им М. Оспанова.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ годовых планов графиков по предмету «физическая культура» в АРГУ им. К.Жубанова и ЗКГМУ им. М. Оспанова показал следующее. Для определения специфики планирования процесса физического воспитания в вузе педагогического и медицинского профиля были проанализированы годовые планы графики по предмету «физическая культура». В таблице 1 и 2 представлено распределение программного материала в первом и втором полугодии.

Таблица 1 Распределение программного материала по предмету «физическая культура» в вузах педагогического и медицинского профиля (1 полугодие)

Вуз педагогического профиля Вуз медицинского профиля

Виды программного мате месяцы Виды программ- месяцы

сен- окт нояб декаб сен- октя ноябр декаб

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. 2018. Physical fitness and physical development of

varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), рр. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

риала тябр ь яб Рь Рь Рь ного материала тябр ь брь ь Рь

Легкая атлетика + + Легкая атлетика + +

Спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол) + Спортивные игры (волейбол) + +

гимнастика + Ритмическая гимнастика + +

Общая физическая подготовка +

Как видно из таблицы 1, в первом полугодии в вузе медицинского профиля материал по легкой атлетике должен реализовываться в сентябре и октябре месяцах. В ноябре, декабре месяцах запланирована реализация спортивных игр (в частности, баскетбола). Прохождение материала по ритмической гимнастике намечено в октябре, ноябре месяцах. В вузе педагогического профиля прохождение программного материала запланировано следующим образом: сентябрь-октябрь - легкая атлетика; ноябрь - спортивные игры (причем различные виды: футбол, баскетбол, волейбол); декабрь - гимнастика, сентябрь - общая физическая подготовка. Как видно, в вузе педагогического профиля запланированы более разнообразные виды программного материала.

Во втором полугодии в вузе медицинского профиля в феврале-марте запланирована реализация спортивных игр (в частности, баскетбола), в марте -апреле (бадминтона) и в апреле-мае - легкой атлетики (таблица 2).

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. 2018. Physical fitness and physical development of

varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), рр. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

Таблица 2 Распределение программного материала по предмету «физическая культура» в вузах педагогического и медицинского профиля (2 полугодие)

Вуз педагогического профиля Вуз медицинского профиля

Виды месяцы Виды месяцы

программ- февра март апрел май программ- февр март апрел май

ного мате- ль ь ного мате- аль ь

риала риала

Легкая + + Легкая + +

атлетика атлетика

Спортивные + Спортивные + +

игры (баскетбол, волейбол) игры (баскетбол)

гимнастика + Спортивные + +

Лыжная подготовка + игры (бадминтон)

Общая физическая +

подготовка

В вузе педагогического профиля в феврале месяце запланирована лыжная подготовка, марте - гимнастика, апреле - мае - легкая атлетика. Здесь также наблюдается тенденция включения большего разнообразия видов программного материала в планирование учебного процесса студентов.

Для изучения особенностей двигательной активности студентов за основу мы взяли подход, предложенный Ю.П. Кобяковым [29]. В таблице 3 представлены процентный состав студентов, отнесенных к четырем уровням двигательной активности. 1 уровень - студенты, освобожденные от занятий физической культурой, 2 уровень - студенты, посещающие обязательные занятия по физической культуре, 3 уровень - студенты, которые посещают обязательные занятия по физической культуре и спортивные секции и другие виды кружков (танцевальные и т.п.). 4 уровень - повседневные локомоции и самостоятельные занятия (фитнес, работа над собой и т.п.).

Как видно из таблицы 3 в вузе педагогического профиля, по сравнению с медицинским профилем, отмечается преобладание студентов, относящихся к 3 уровню двигательной активности, т.е.занимающихся как на обязательных

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. 2018. Physical fitness and physical development of

varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), рр. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

занятиях, так и в спортивных секциях (18,2 % и 17,1% у юношей и девушек против 15,2 5 и 14,0%). Также отмечена тенденция относительно более меньшего количества студентов, относящихся к медицинской группе (5,4% и 9,4% у юношей и девушек против 6,2% и 8,4%). Необходимо отметить относительное преобладание студентов-педагогов и на 4 уровне двигательной активности (9,8 % и 6,2% против 8,6% и 5,1%). Таким образом, и на старших курсах студенты-педагоги продолжают активно работать над своим физическим самосовершенствованием.

Таблица 3 Распределение студентов вузов педагогического и медицинского профиля по уровням двигательной активности (%)

Вуз медицинского профиля Вуз педагогического профиля

1 2 З уровень 4 уровень 1 уровень 2 уровень З уровень 4 уровень

уровень уровень

70,0 15,2 66,6 18,2

8,4 72,4 14,1 5,1 9,4 67,3 17,1 6,2

Примечание: в числителе - юноши, в знаменателе - девушки

С целью выявления особенностей постановки спортивно-массовой работы в вузах педагогического и медицинского профиля мы проанализировали показатели количества секций и студентов, занимающихся в них, также занятые места вузов по видам спорта в городской спартакиаде среди студентов. Результаты представлены в таблицах 4 и 5.

Таблица 4 Количество спортивных секций и студентов, занимающихся в них, в вузах педагогического и медицинского профиля.

Вуз педагогического профиля Вуз медицинского профиля

Виды спорта Количество занимающихся студентов Виды спорта Количество занимающихся студентов

баскетбол 25/25 баскетбол 25/25

Чирлидинг 30 (девушки) Чирлидинг 20 (девушки)

бокс 20/20 гандбол 20 (юноши)

Волейбол 30/30 Волейбол 20/20

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. 2018. Physical fitness and physical development of

varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), рр. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

дзюдо 20 (юноши) дзюдо 20 (юноши)

казакша-курес 20 (юноши) казакша-курес 20 (юноши)

плавание 15/15 Легкая атлетика 20 (юноши)

президентское многоборье 20 (юноши) президентское многоборье 20 (юноши)

самбо 20 (юноши) самбо 20 (юноши)

тогызкумалак 20/20 таэквондо 20(юноши)

Настольный теннис 20/20 Настольный теннис 25 (юноши)

шахматы 20/20 лыжи 22(юноши)

футбол 20 (юноши) Вольная борьба 20 (юноши)

Мини-футбол 30 (юноши)

Вольная борьба 15 (юноши)

итого 485 итого 327

Примечание: в числителе - юноши, в знаменателе - девушки

Таблица 5 Итоги участия студентов вузов педагогического и медицинского профилей в городской спартакиаде среди вузов г. Актобе

Вид спорта Вуз педагогического профиля Вуз медицинского профиля

лыжи 2 1

настольный теннис 1 2

волейбол 2 3

шахматы 2 1

Зимнее президентское многоборье 1 -

Тогызкумалак 1 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Баскетбол 1 2

Мини-футбол 1 2

итого 11 13

Как видно из таблицы 5, студенты из вуза педагогического профиля завоевали относительно лучшие призовые места по видам спорта в рамках городской спартакиады среди студентов.

В таблице 6 и 7 представлены результаты изучения уровня физической подготовленности и физического развития студентов вузов педагогического и медицинского профиля.

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. 2018. Physical fitness and physical development of

varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), рр. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

Таблица 6 Показатели физической подготовленности студентов вузов педагогического и медицинского профилей.

Показатели Вуз медицинского Вуз педагогического Прирост, t P

п рофиля профиля %

n=150 n=155

X S m X S m

Бег 100 м, сек 18,69 1,84 0,08 17,17 1,33 0,05 9,8 15,4 <0,01

Бег-ходьба, 6 940,2 28,6 1,49 1072,4 36,3 1,89 12,9 51,5 <0,01

мин, м

Прыжок в 163,9 16,0 0,68 171,4 13,4 0,74 5,5 8,5 <0,01

длину с места,

см

Наклон вниз, 6,3 0,74 0,05 10,9 0,96 0,06 75,1 77,6 <0,01

см

Поднимание 23,6 6,0 0,27 37,2 3,7 0,20 55,0 37,6 <0,01

туловища из

положения

лежа на спине

за 1 мин, кол-

во раз

Как видно из таблицы 6 по показателям физической подготовленности наблюдалось относительно более высокие значения у студенток из вуза педагогического профиля.

Так, по бегу на 100 м (скоростные качества) это превышение составило 1,12 сек (9,8 %) (Р<0,01). В беге-ходьбе на 6 мин (выносливость) студентки из вуза педагогического профиля на 132,2 м (12,9%) больше преодолели дистанцию за указанный лимит времени (Р<0,01). В обоих тестах результаты соответствовали оценке «удовлетворительно».

По прыжку в длину с места (скоростно-силовые качества) у студенток результаты были более позитивными. Так, студентки вуза педагогического профиля на 7,5 см (5,5%) опережали студенток из вуза медицинского профиля и результат их соответствовал оценке «хорошо».

По тесту «наклон вниз» разница между результатами студенток вузов педагогическог и медицинского профилей составила 4,6 см (75,1%), но оценки соответствовали уровню «удовлетворительно» (Р<0,01).

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. 2018. Physical fitness and physical development of

varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), рр. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

В поднимании туловища из положения лежа студентки-педагоги выполнили тест на 13,6 раз больше (55%), чем студентки-медики (уровень «удовлетворительно») (P<0,01) .

Таблица 7 Показатели физического развития студентов вузов педагогического

и медицинского профилей (девушки)

Показатели вуз медицинского профиля Вуз педагогического профиля Пр иро t P

n=150 n=155 ст,

X S m X S m %

Длина тела, см 161,8 5,3 0,28 163, 6 3,7 0,49 1,2 3,28 <0,01

Масса тела, кг 53,3 8,1 8 0,44 54,4 7,78 0,41 2,0 9,20 <0,01

Индекс массы тела кг/м2 20,4 0,8 5 0,03 22,6 0,98 0,08 8,9 31 <0,01

Окружность грудной клетки (в паузе), см 82,4 2,4 4 0,14 84,8 3,44 0,18 2,8 11,5 <0,01

Окружность грудной клетки (на вдохе), см 85,5 3,3 5 0,17 88,3 4,44 0,25 3,2 11,4 <0,01

Окружность грудной клетки (на выдохе), см 79,4 3,3 5 0,18 81,3 4,42 0,26 2,8 7,9 <0,01

Индекс Эрисмана, см 1,9 0,4 0,03 3,5 0,4 0,03 83, 5 5,4 <0,01

Как видно из таблицы 7 по всем показателям физического развития у студенток вуза педагогического профиля величины были выше. Так, по длине тела студентки-педагоги опережали студенток-медиков на 1,8 см (1,2%), по массе тела - на 1,1кг (2,0 %). По индексу массы тела все студентки-педагоги медики имеют нормальный вес. У студенток-педагогов на 2,2 кг/м2 индекс массы тела был выше. По величине окружности грудной клетки (в паузе) студентки-педагоги на 2,4 см (2,8 %) опережали студенток-медиков. У студентов-медиков по сравнению со студентками-педагогами констатировано низкое значение индекса Эрисмана, что свидетельствует об их узкогрудии (1,9 против 3,5).

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. 2018. Physical fitness and physical development of

varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), рр. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

На основании полученных результатов мы предлагаем следующие пути активизации физического воспитания студентов педагогических и медицинских специальностей.

Для вузов педагогического и медицинского профилей необходимо предусмотреть специфику их профессионально-прикладной физической подготовки, внедрить активные методы обучения (круговая тренировка), элементы дыхательной гимнастики, теоретико-практические семинары по развитию физических качеств и оптимизации физического развития студентов. Отдельно для вузов медицинского профиля предлагаем расширить виды программного материала, а также количество спортивных секций.

Выводы:

1 В планировании программного материала в вузе медицинского профиля констатировано относительно меньшее количество видов спорта по сравнению с вузом педагогического профиля.

2. В вузе педагогического профиля преобладает количество студентов 3 ми 4 уровней двигательной активности.

3. По количеству спортивных секций, студентов, в них занимающихся и занятым призовым местам в городской спартакиаде вуз педагогического профиля относительно опережает вуз медицинского профиля.

4. В вузе медицинского профиля отмечались относительно более низкие показатели уровня физической подготовленности и физического развития студентов.

5. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями физической культуры и студентами вузов для совершенствования соответственно своей профессиональной и самостоятельной деятельности в процессе реализации учебного процесса по предмету «физическая культура» в вузе.

Библиографический список

1. Моисеенко С. А. Совершенствование процесса физического воспитания студентов медицинских вузов на основе дополнительных занятий профессионально-прикладной направленности: автореф.дис.... к.п.н.. - 13.00.04 - Хабаровск, 2006. -23 с.

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. 2018. Physical fitness and physical development of

varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), рр. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

2. Мандриков В. Б. Методология профилирования физического воспитания студентов в медицинских вузах: автореф. дис.... докт.пед.наук - 13.00.04 -Волгоград, 2002. -45 с.

3. Дворкина Е. М. Проектирование технологии спортивно-оздоровительной направленности в физическом воспитании студенток медицинского вуза: автореф. дис.. к.п.н.. - 13.00.04 - Тула, 20l3. -24 с.

4. Щёкин А. Ф. Способы повышения эффективности нагрузки и восстановления в физическом воспитании студентов фармацевтического вуза: автореф. дис.. к.п.н.. - 13.00.04 - Волгоград, 2006. -23 с.

5. Евстигнеева М. И. Формирование телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза: автореф. дис.. докт .пед. наук - 13.00.04 - Ставрополь, 2013. - 24 с.

6. Соколовская Н. И. Технология управления процессом организованных учебных и самостоятельных форм занятий в физкультурном образовании студентов медицинского вуза: автореф. дис.. докт .пед. наук - 13.00.04 -Смоленск, 2004. - 23 с.

7. Шкляр А. Л. Типологические особенности физического развития и функционального состояния студентов медицинского вуза в динамике лет обучения: автореф. дис.. к .мед. наук - 03.00.13 - Волгоград, 2006. - 24 с.

8. Кожевникова Н. Г. Научные основы разработки технологий оздоровления студентов медицинского вуза с учетом профиля обучения: автореф. дис.. докт .мед. наук - 14.02.01 - Москва, 20l2. - 23 с.

9. Яворский В. М. Управление физическим состоянием студентов педагогического вуза: автореф. дис. к.п.н.. 13.00.04. - Хабаровск, 2009. - 23 с.

10. Пащенков А. В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов педагогических вузов :На примере Волгоградского государственного педагогического университета: автореф. дис. к.п.н.. 13.00.04. - Волгоград, 2004. - 23с.

11. Егоров Д. Е. Технология поэтапного повышения уровня физической подготовленности студенток вузов гуманитарного профиля: автореф. дис. к.п.н.- 13.00.04.- Хабаровск, 2000. - 23 с.

12. Аверина Л.Ю. Формирование потребности в саморазвитии физического потенциала у студентов педагогических специальностей: автореф. дис.. к.п. н. - 13.00.01, 13.00.08. - Краснодар, 2004. - 24 с.

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. 2018. Physical fitness and physical development of

varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), рр. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

13. Ахметов А. М. Стимулирование мотивации физического самосовершенствования студента - будущего учителя: автореф. дис... к .п. н..-13.00.01. - Набережные Челны, 2004. - 23 с.

14. Липатов В.И. Профессионально-педагогическая направленность физического воспитания студентов педагогического вуза: автореф. дис.. к.п.н. - 13.00.08. - Москва, 2004. - 24 с.

15. Кузнецов Ю. В. Педагогические условия совершенствования физического воспитания студентов факультетов нефизкультурного профиля педвузов: автореф. дис. к.п.н..- 13.00.08. - Москва, 2004. - 24 с.

16. Пащенков А. В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов педагогических вузов : на примере Волгоградского государственного педагогического университета: автореф. дис. к.п.н..- 13.00.04. - Волгоград, 2004. - 23с.

17. Жигарёва О.Г. Педагогические пути повышения эффективности физической подготовки студентов вузов гуманитарного профиля: автореф. дис. к.п.н..-13.00.08. - Москва, 2006. - 24 с.

18. Скобликова Т.В. Становление физической культуры студентов в педагогическом вузе: автореф. дис. докт.пед.наук.- 13.00.08., 13.00.04. -Курск, 2001. - 23 с.

19. Золотухина И.А. Развитие индивидуального стиля учебной деятельности студентов педагогического вуза средствами физической культуры: автореф. дис. к.п.н.- 13.00.08.- Барнаул, 2009. - 24 с.

20. Егоров Д.Е. Технология поэтапного повышения уровня физической подготовленности студенток вузов гуманитарного профиля: автореф. дис. к.п.н.- 13.00.04.- Хабаровск, 2000. - 23 с.

21. Tatarczuk J.; Asienkiewicz R. ; Wandycz A. (2018) Сексуальный диморфизм в физическом воспитании студентов одинакового роста Anthropologischer Anzeiger, Volume 75, No. 1, p. 1 - 8

22. Ilow R ., Rozanska D. , Regulska-Ilow B. Prevalence of cardiovascular disease risk factors among pharmacy students from Wroclaw Medical University (Poland). Advances in clinical and experimental medicine. Volume 26, 5, рр. 843-850 (2016)

23. Sibley B.A., Bergman S.M. (2016). Relationships Among Goal Contents, Exercise Motivations, Physical Activity, and Aerobic Fitness in University Physical Education Courses. Perceptual and motor skills. Volume 122, 2, рр. 678-700

24. Prosvirina, L.N., Kolokoltsev M. M., Kolchanova M. A. (2018)The characteristic

of the engine qualities of the students of technical institute of iii functional health

45

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. 2018. Physical fitness and physical development of

varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), рр. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

group (special medical group). Physical education of students. Volume 19, 1, рр. 4349

25. Schenker K. (2018).Health(y) education in Health and Physical Education. Sport education and society. Volume 23, 3, рр. 229-243

26 Haque M., Rahman NAA, ; Majumder MAA., Rahman NIA, Haque SZ, Zulkifli Z., Lugova H.; Musa R.M., Alattraqchi A.G. (2018). Advances in human biology. Volume 8, 1, рр. 3-18.

27. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте // Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.

28. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности // Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2006. - 208 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Кобяков Ю.П. Двигательная активность студентов: структура, норма, содержание // Теория и практика физической культуры . - 2004. - № 5. - С. 5059

REFERENCES

1. Moiseenko S. A. (2006) Sovershenstvovanie processa fizicheskogo vospitaniya studentov medicinskix vuzov na osnove dopolnitel'ny'x zanyatij professional'no-prikladnoj napravlennosti: avtoreferat dissertatsii.... k.p.n.. - 13.00.04 - Xabarovsk, 23 p.[in Russian]

2. Mandrikov V. B. 2002. Metodologiya profilirovaniya fizicheskogo vospitaniya studentov v medicinskix vuzax: avtoreferat dissertatsii..- 13.00.04 - Volgograd, -45 p.[in Russian]

3. Dvorkina E. M. 2013. Proektirovanie texnologii sportivno-ozdorovitel'noj napravlennosti v fizicheskom vospitanii studentok medicinskogo vuza: avtoreferat dissertatsii..- 13.00.04. - Tula, 24 p.[in Russian]

4. Shyokin A. F. 2006. Sposoby' povy'sheniya e'ffektivnosti nagruzki i vosstanovleniya v fizicheskom vospitanii studentov farmacevticheskogo vuza: avtoreferat dissertatsii. - 13.00.04 - Volgograd, 23 p. [inRussian]

5. Evstigneeva M.I. Formirovanie telesno-dvigatel'noj kul'tury' studenta medicinskogo vuza: avtoreferat dissertatsii.. dokt .ped. nauk - 13.00.04 -Stavropol', 2013. - 24 p. [inRussian]

6. Sokolovskaya N. I. 2004. Texnologiya upravleniya processom organizovanny'x

46

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. 2018. Physical fitness and physical development of

varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), рр. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

uchebny'x i samostoyatel'ny'x form zanyatij v fizkul'turnom obrazovanii studentov medicinskogo vuza: avtoreferat dissertatsii - 13.00.04 - Smolensk, 23 p. [in Russian]

7. Shklyar A. L. 2006. Tipologicheskie osobennosti fizicheskogo razvitiya i funkcional'nogo sostoyaniya studentov medicinskogo vuza v dinamike let obucheniya: avtoref. dis____k .med. nauk - 03.00.13 - Volgograd, 24 p. [in Russian]

8. Kozhevnikova N. G. 2012. Nauchny'e osnovy' razrabotki texnologij ozdorovleniya studentov medicinskogo vuza s uchetom profilya obucheniya: avtoreferat dissertatsii.. dokt .med. nauk - 14.02.01 - Moskva, 23 p. [inRussian]

9. Yavorskij V.M. 2009. Upravlenie fizicheskim sostoyaniem studentov pedagogicheskogo vuza: avtoreferat dissertatsii. k.p.n..- 13.00.04. - Xabarovsk, 23 p. [inRussian]

10. Pashhenkov A.V. 2004. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka studentov pedagogicheskix vuzov :Na primere Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta: avtoreferat dissertatsii.- 13.00.04. - Volgograd,-23p. [in Russian]

11. Egorov D.E. 2000. Texnologiya poe'tapnogo povy'sheniya urovnya fizicheskoj podgotovlennosti studentok vuzov gumanitarnogo profilya: avtoreferat dissertatsii .13.00.04.- Xabarovsk, 23 p. [in Russian]

12. Averina L.Yu. 2004. Formirovanie potrebnosti v samorazvitii fizicheskogo potenciala u studentov pedagogicheskix special'nostej: avtoreferat dissertatsii..-13.00.01, 13.00.08. - Krasnodar, 24 p. [in Russian]

13. Axmetov A.M. 2004. Stimulirovanie motivacii fizicheskogo samosovershenstvovaniya studenta - budushhego uchitelya: avtoreferat dissertatsii-13.00.01. - Naberezhny'e Chelny', 23 p. [in Russian]

14. Lipatov V.I. Professional'no-pedagogicheskaya napravlennost' fizicheskogo vospitaniya studentov pedagogicheskogo vuza: avtoreferat dissertatsii. - 13.00.08. -Moskva, 2004. 24 p. [in Russian]

15. Kuznecov Yu.V. 2004. Pedagogicheskie usloviya sovershenstvovaniya fizicheskogo vospitaniya studentov fakul'tetov nefizkul'turnogo profilya pedvuzov: avtoreferat dissertatsii..- 13.00.08. - Moskva, 24 p. [inRussian]

16. Pashhenkov A.V. 2004. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka studentov pedagogicheskix vuzov :Na primere Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta: avtoreferat dissertatsii.- 13.00.04. - Volgograd, 23 p. [inRussian]

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. 2018. Physical fitness and physical development of

varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), рр. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

17. Zhigaryova O.G. 2006. Pedagogicheskie puti povy'sheniya e'ffektivnosti fizicheskoj podgotovki studentov vuzov gumanitarnogo profilya: avtoreferat dissertatsii.- 13.00.08. - Moscow, 24 p. [in Russian]

18. Skoblikova T.V. 2001. Stanovlenie fizicheskoj kul'tury' studentov v pedagogicheskom vuze: avtoreferat dissertatsii- 13.00.08., 13.00.04. Kursk, 23 p.

19. Zhigaryova O.G. 2006. Pedagogical ways of increase of efficiency of physical preparation of students of high schools of a humanitarian profile: avtoreferat dissertatsii..- 13.00.08. - Moscow, 24 p. [in Russian]

19. Zolotuxina I.A.Razvitie individual'nogo stilya uchebnoj deyatel'nosti studentov pedagogicheskogo vuza sredstvami fizicheskoj kul'tury': avtoreferat dissertatsii..-13.00.08.- Barnaul, 2009. - 24 p. [inRussian]

20. Egorov D.E. 2000. Texnologiya poe'tapnogo povy'sheniya urovnya fizicheskoj podgotovlennosti studentok vuzov gumanitarnogo profilya: avtoreferat dissertatsii..-13.00.04. - Xabarovsk, 23 p. [in Russian]

21. Tatarczuk J.; Asienkiewicz R.; Wandycz A. (2018) Сексуальный диморфизм в физическом воспитании студентов одинакового роста Anthropologischer Anzeiger. Volume 75, No. 1, p. 1 - 8

22. Ilow R ., Rozanska D. , Regulska-Ilow B. (2016). Prevalence of cardiovascular disease risk factors among pharmacy students from Wroclaw Medical University (Poland). Advances in clinical and experimental medicine. Volume 26, 5, рр. 843850 [In English]

23. Sibley B.A., Bergman S.M. (2016). Relationships Among Goal Contents, Exercise Motivations, Physical Activity, and Aerobic Fitness in University Physical Education Courses. Perceptual and motor skills. Volume 122, 2, рр. 678-700 [In English]

24. Prosvirina, L.N., Kolokoltsev M. M., Kolchanova M. A. (2018). The characteristic of the engine qualities of the students of technical institute of iii functional health group (special medical group). Physical education of students. Volume 19, 1, рр. 43-49 [In English]

25. Schenker K. (2018). Health(y) education in Health and Physical Education. Sport education and society. Volume 23, 3, рр. 229-243 [In English]

26 Haque M., Rahman NAA, ; Majumder MAA., Rahman NIA, Haque SZ, Zulkifli Z., Lugova H.; Musa RM., Alattraqchi AG. (2018). Advances in human biology. Volume 8, 1, рр.3-18. [In English]

27. Zheleznyak Yu.D., Petrov P.K. 2002. Osnovy' nauchno-metodicheskoj deyatel'nosti v fizicheskoj kul'ture i sporte /Uchebnoe posobie dlya stud. vy'ssh.

48

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Kubieva S.S., Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. 2018. Physical fitness and physical development of

varios profiles university students. Health, Physical Culture and Sports, 2 (9), рр. 26-49 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

ucheb. zavedenij. - Moscow: Izdatel'skij centr «Akademiya», - 264 p. [in Russian]

28. Landa B.X. 2006. Metodika kompleksnoj ocenki fizicheskogo razvitiya i fizicheskoj podgotovlennosti. Uchebnoe posobie. 3-e izd., ispr. i dop. - Moscow: Sovetskij sport, 208 p. [in Russian]

29. Kobjakov Ju.P. 2004. Dvigatelnaja aktivnost studentov: struktura, norma, soderghanie. Teorija i praktika fizisheskoi kulturi,5, 30 april, pp.50-59 [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.