ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСТАВНИКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
СЕРГЕЕВА С.В., КАЛАШНИКОВА С.С., ВОСКРЕКАСЕНКО О.А.
В статье раскрываются сущность, функции и основные направления деятельности наставника в высшей школе. Обосновывается необходимость его пси-холого-педагогического сопровождения с целью повышения качества профессиональной деятельности по воспитанию обучающихся. Особое внимание в статье уделено характеристике модели психологопедагогического сопровождения деятельности наставников и условий её эффективного внедрения в образовательный процесс высшего учебного заведения.
In article functions and the basic directions of activity of the instructor in the higher school reveal essence. Necessity of its psihologo-pedagogical support for the purpose of professional work improvement of quality on education of the trained is proved. The special attention in article is given the characteristic of model of psihologo-pedagogical support of activity of instructors and conditions of its effective introduction in educational process of a higher educational institution.
Перед современной системой профессионального образования стоит важная задача развития личности будущего специалиста, предполагающая раскрытие его творческого потенциала и субъектных свойств. Эта задача неизбежно меняет ключевые педагогические позиции в осуществлении воспитательного процесса в высшей школе. Получают развитие такие его основания как вариативность, демократизация отношений субъектов воспитания, ценностно-смысловая направленность, диалогичность, сотворчество субъектов воспитательного процесса.
Особая роль в приобретении студентами опыта взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений в процессе профессионального образования отводится наставнику академической группы. Образцы складывающихся в воспитательной работе отношений между субъектами образовательного процесса оказывают существенное воздействие на становление личности будущего профессионала, формируют социальную и профессиональную позицию будущих специалистов. Являясь субъектом образовательного процесса, наставник занимает центральное место в системе отношений «наставник - студент». Его влияние на воспитание студентов во многом определяется степенью его участия в решении проблем каждого студента в отдельности и студенческой группы в целом.
В этой связи особую значимость приобретает совершенствование психолого-педагогической подготовки наставников и формирование у них готовности к эффективному взаимодействию со студентами в высшей школе.
В современной справочно-энциклопедической литературе по педагогике и психологии представлены близкие по значению понятия: куратор, наставник, тьютор.
В энциклопедическом словаре под редакцией Б.А. Введенского понятие «наставник» трактуется как попечитель, опекун, лицо, которому поручено наблюдение, присмотр за ходом определённой работы или цикла работ [1].
В словаре иностранных слов под куратором [от лат. си^ог-попечитель] понимается лицо, которому поручено наблюдение за ходом какой-либо работы; а под «тьютором» [от лат. Шеог -наблюдаю, забочусь] - педагог-наставник [2]. Авторы словаря поясняют, что такого рода педагог выдвигается из числа опытных преподавателей. В учебное время он осуществляет преподавательскую деятельность, а во внеучебное - воспитательную работу со студентами.
В педагогической энциклопедии Б.М. Бим-Бад даёт следующие определения: «куратор -это преподаватель, воспитатель, наблюдающий за обучением школьников (студентов)»; «наставничество - это процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником» [3].
В словаре русского языка С.И. Ожегова «наставник - это учитель и воспитатель, руководитель»; «куратор - человек, курирующий что-нибудь»[4].
Предпринятый анализ понятий «наставник», «куратор», «тьютор» позволяет рассматривать их как синонимичные понятию «воспитатель». Согласимся с мнением современных исследователей в области педагогики (В.А. Волчека и др.), которые справедливо считают, что наставник - это воспитатель-профессионал, духовный посредник между обществом и студентом в освоении культуры, накопленной человечеством.
Прежде чем рассматривать проблему совершенствования психолого-педагогической подготовки наставников и формирования у них готовности к эффективному взаимодействию с обучающимися, целесообразно остановиться на характеристике основных функций и направлений деятельности наставника в высшей школе.
Среди функций наставника традиционно выделяют: когнитивно-диагностическую, прогностическую, организационно-воспитательную, объединительно-сплачивающую, социальнопедагогическую, координирующую, научно-методическую, коммуникативную, аналитикорефлексивную [5, 6].
Когнитивно-диагностическая функция наставника связана с необходимостью изучения, с одной стороны, особенностей развития и поведения обучающихся с целью осуществления индивидуального подхода в образовательном процессе, с другой - психологического микроклимата в студенческой группе, структуры и уровня развития коллектива обучающихся.
Как правило, диагностику проводят практические психологи учреждения. Вместе с тем, такие возможности есть далеко не в каждом вузе. Поэтому диагностическую работу целесообразно рекомендовать для проведения наставникам студенческих групп. В этой связи необходимо предварительно провести ряд обучающих семинаров с целью обучения наставников основам применения диагностического инструментария. В качестве последнего могут быть использованы: «Тест Шмишека» (о наличии акцентуированных черт характера), тест «Дом. Дерево. Человек», «Исследование тревожности» (Ч. Спилберга), опросник Айзенка (на выявление особенностей темперамента личности), «Социометрия» (выявление лидеров и аутсайдеров в группе). Различного рода педагогические анкеты, вопросники помогают наставнику более эффективно организовать работу со студентами, помочь в преодолении трудностей.
Прогностическая функция заключается в предвидении наставником результата намеченного воспитательного воздействия, последствий отношений, складывающихся между педагогами, воспитанниками и родителями, прогнозировании уровней индивидуального развития студентов и этапов формирования коллектива, построении модели воспитательной подсистемы группы, соответствующей воспитательной системе учебного учреждения.
Организационно-воспитательная функция наставника студенческой группы связана с насущными проблемами воспитания личности будущего специалиста, гражданина, семьянина. В своей деятельности наставник использует богатый набор педагогических форм, методов, средств воспитательной работы со студентами.
Воспитательная функция наставника предполагает приобщение студентов к системе культурных традиций вуза, помощь в решении важных для группы коллективных личностноориентированных творческих дел, приобщает к трудовому воспитанию, активизирует творческий потенциал каждого студента и группы в целом, приобщает студентов к воспитанию системы освоения культурных ценностей, духовно-нравственных идеалов, эстетической культуры, этической морали и правил этикета, гражданской ответственности будущих педагогов.
Объединительно-сплачивающая функция направлена на формирование наставником студенческого коллектива. Реализация данной функции может осуществляться через организацию разнообразной деятельности, отвечающей актуальным потребностям студентов (учебной, научноисследовательской, коммуникативной, досуговой и т.д.); использование педагогического потенциала коллективных традиций образовательного учреждения, студенческого самоуправления, общественного мнения и т.д.; организацию межгруппового взаимодействия как внутри, так и между факультетами по направлениям (учебному, научно-исследовательскому, досуговому); оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций, формирование умений и навыков бесконфликтного поведения; ознакомление студентов-первокурсников с традициями и организацией учебно-воспитательного процесса в вузе, правами и обязанностями студентов и др.
Для успешной реализации наставниками объединительно-сплачивающей функции, целесообразна организация и осуществление их психологической поддержки со стороны специалистов - психологов и педагогов. Её содержанием может стать обучение наставников основам проведения тренинга групповой сплоченности.
Социально-педагогическая функция наставника предполагает оказание наставником педагогической помощи в социальной адаптации студентов (усвоение социальных норм, установок данного общества, формирование ценностных ориентаций и отношений, овладение социальными ролями и др.) через их включение в различные виды социально-значимой деятельности (учебной, трудовой, досуговой, общения).
Координирующая функция связана с необходимостью согласования наставником педагогических усилий (администрации образовательного учреждения, профессорско-преподавательского состава, общественности и родителей) по решению образовательных задач и осуществлению единого подхода к обучающимся. Данная функция направлена на организацию взаимодействия с семьями студентов, сотрудничество с социальными институтами, координацию воспитательных усилий педагогов, защиту интересов студентов.
Научно-методическая функция предполагает содействие наставника вместе с преподавателем приобщению студента к научно-исследовательской деятельности, тем самым решению задачи подготовки конкурентоспособного на рынке труда будущего специалиста. Используя в своем арсенале огромный методический комплекс, наставник помогает студентам в овладении основами организационной деятельности, а также в самовоспитании, самообразовании, самоорганизации и проведении досуга.
В соответствии с коммуникативной функцией наставник должен способствовать развитию коммуникативных способностей, умений и навыков разрешения конфликтных ситуаций, повышению культуры межличностного взаимодействия в студенческой среде, с одной стороны, и во взаимоотношениях с преподавателями, с другой.
Аналитико-рефлексивная функция предполагает осуществление наставником анализа и самоанализа проделанной со студентами воспитательной работы (уровень достижения цели и задач; реализации функций в соответствии с ведущими принципами, положенными в основу деятельности наставника, а также основных направлений содержания деятельности; выбранными формами, методами и средствами осуществления педагогического взаимодействия; соответствия результата поставленным целям и задачам).
В соответствии с вышеназванными функциями можно выделить следующие направления деятельности наставника в высшем учебном учреждении:
1. Знакомство обучающихся с уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правами и обязанностями студента, традициями вуза, организацией и содержанием учебно-воспитательного процесса и т.п.
2. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу вуза.
3. Формирование студенческого коллектива.
4. Оказание помощи активу студенческой группы в организационной работе, в привлечении студентов к научно-исследовательской, общественной работе и развитию различных форм студенческого самоуправления.
5. Создание атмосферы доброжелательных, доверительных, творческих отношений между преподавателями и студентами.
6. Взаимодействие с заведующим кафедрой, профессорско-преподавательским составом, администрацией вуза по проблемам обучения и воспитания в студенческой группе и т.п.
7. Взаимодействие с родителями студентов по вопросам обучения и воспитания.
Разносторонний характер деятельности требует от наставника студенческой группы высокого уровня профессионализма. Однако её осуществление в высших учебных учреждениях, где наставниками являются зачастую специалисты, не имеющие достаточной для выполнения функциональных обязанностей психолого-педагогической подготовки, представляется затруднительным.
С целью совершенствования психолого-педагогической подготовки наставников студенческой группы и развития их профессионально значимых умений и навыков в ГОУ ВПО «Пензенская государственная технологическая академия» (ПГТА) специалистами кафедры «Педагогика и психология высшей школы» и отделом воспитания был разработан и внедрён в образовательный процесс учебного учреждения проект «Наставник ученической и студенческой группы в ПГТА». Одной из ключевых задач проекта стала разработка и апробация «Модели психолого-педагогического сопровождения деятельности наставников в учреждениях непрерывного профессионального образования». Целесообразность охвата учреждений непрерывного профессионального образования была обусловлена спецификой структуры ПГТА, включающей в себя учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Остановимся подробнее на характеристике разработанной модели.
Под моделью понимается «мысленно представленная или материально реализованная система, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала в таком отношении замещения и сходства, что исследование её служит опосредованным способом получения знания об оригинале» [7]. В процессе моделирования мы получаем новое знание о каком-либо объекте путём вывода по аналогии. Базой вывода при этом служит модель, то есть некоторая известная система отношения, присущая другому объекту или абстрактной конструкции. Это становится возможным благодаря тому, что модель: формально упорядочивает, структурирует имеющиеся данные; визуализирует представления о структуре изучаемого объекта; даёт возможность перехода к методикам и технике сбора данных, к диагностическим процедурам [7].
Структурно модель традиционно включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный (В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев и др.). Остановимся подробнее на характеристике разработанной модели.
Целевой компонент. Цель заключается в повышении качества профессиональной деятельности наставника по воспитанию обучающихся в учреждениях непрерывного профессионального образования.
Содержательный компонент «Модели психолого-педагогического сопровождения деятельности наставников в учреждениях непрерывного профессионального образования» включает в себя психолого-педагогическую и методическую подготовку наставников по организации и осуществлению воспитательной работы с обучающимися учреждений непрерывного профессионального образования. Он представлен программой «Школы наставника, классного руководителя и мастера производственного обучения в ПГТА», занятия в которой осуществляются по следующей тематике:
1. Личность наставника, его коммуникативная культура, самообразование и самодиагностика.
2. Цель, задачи и содержание работы наставника в учебной группе.
3. Права и обязанности обучающихся в учебном учреждении.
4. Психолого-педагогические особенности обучающихся 1-х и 2-х курсов.
5. Программа и методики изучения личности обучающихся.
6. Студенческий коллектив и пути его формирования.
7. Организация ученического самоуправления.
8. Планирование воспитательной работы в учебной группе.
9. Методы, формы и приемы взаимодействия наставника с обучающимися.
10. Методика организации деятельности (проектной, коллективно-творческой и др.) в учебной группе.
11. Методика изучения уровня развития коллектива и межличностных отношений в нем.
12. Методика организации и проведения часов наставника с обучающимися.
13. Управление учебной и научно-исследовательской деятельностью обучающихся.
14. Формы и методы взаимодействия наставника с родителями обучающихся и администрацией учебного учреждения.
Операционно-деятельностный компонент «Модели» включает используемые в процессе психологической, педагогической и методической подготовки наставников формы, методы и средства.
Наиболее действенными формами подготовки выступают тренинги, тематические семинары, лектории, дискуссии, конференции, круглые столы, ролевые и деловые игры, индивидуальные и групповые консультации, погружения, творческие недели, мастерские и студии.
Основными методами подготовки наставников являются активные (дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решений проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака и др.) и интенсивные методы (метод погружения, социально-психологический тренинг и др.).
В процессе подготовки наставников целесообразно использовать технологии коллективного взаимодействия, адаптивного и компьютерного обучения, технологии педагогической поддержки, информационного воздействия, индивидуального и дифференцированного подхода и др.
Значимыми средствами в процессе подготовки наставников являются инструментальные, визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.
Оценочно-результативный компонент представлен критериями, показателями, уровнями и собственно самим результатом.
Основными критериями качества профессиональной деятельности наставника по воспитанию обучающихся в учреждениях непрерывного профессионального образования являются: мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивно-деятельностный.
Мотивационный критерий включает мотивы наставников по организации и осуществлению воспитательной работы с обучающимися и установку на «сотрудничество» с другими субъектами образовательного процесса.
Эмоционально-волевой критерий отражает характер отношения к складывающемуся взаимодействию с обучающимися в процессе формирования у них социальнопрофессиональных качеств, с одной стороны, и умение преодолевать внутренние и внешние трудности, возникающие в ходе этого взаимодействия, с другой; характер эмоциональных переживаний, связанных с процессом воспитания обучающихся; интерес и склонность к воспитательной работе как виду профессиональной деятельности наставника.
Когнитивно-деятельностный критерий предполагает осознание профессиональных целей и задач по реализации содержания деятельности наставника; осознание необходимости в овладении ЗУН для успешной реализации воспитательной работы в учреждениях непрерывного профессионального образования.
Основными уровнями являются: высокий, средний, достаточный, критический и низкий.
Результатом реализации модели авторы считают сформированность у наставников системы психолого-педагогических, методических знаний, умений и навыков, способствующих эффективному осуществлению воспитательной работы с обучающимися.
Эффективная реализация в образовательном процессе вуза представленной выше модели возможна при следующих условиях:
1. Психологических:
- формирование мотивационно-ценностной ориентации наставников на осуществление профессиональной деятельности;
- мониторинг деятельности наставников;
- оказание психологической помощи наставникам в осуществлении профессиональных обязанностей;
- организация и реализация механизма стимулирования деятельности наставников;
- создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении.
2. Педагогических:
- профессионализация взаимодействия субъектов воспитательного процесса;
- организация и осуществление деятельности координационного центра по взаимодействию с наставниками учреждений непрерывного профессионального образования;
- организация и деятельность семинара «Школа наставника, классного руководителя и мастера производственного обучения в ПГТА»; организация экспертизы проекта «Наставник ученической и студенческой группы в ПГТА»;
- оказание педагогической поддержки наставникам при реализации ими воспитательного взаимодействия с обучающимися.
3. Методических:
- развитие творческой активности наставников путем включения их в организационнометодическую и научно-исследовательскую деятельность;
- разработка и оформление журнала наставника;
- разработка методических рекомендаций и памяток для наставников, обучающихся и их родителей;
- разработка программы и систематическое проведение семинаров в рамках «Школы наставника, классного руководителя и мастера производственного обучения в ПГТА»;
- осуществление публикаций по организации и осуществлению деятельности наставников;
- подготовка раздаточного материала и др.
4. Нормативно-правовых:
- подготовка нормативно-правового обеспечения, регулирующего и регламентирующего деятельность наставника в учреждениях непрерывного профессионального образования (Положение о наставнике академической группы, положение о совете наставников в подразделениях ПГТА, положение о научно-методическом совете и др.);
- повышение правовой грамотности наставников.
Признавая наставника ключевой фигурой в воспитательном процессе, администрация образовательного учреждения справедливо стремится обеспечить соответствующее статусное положение данной весьма значимой социально-профессиональной группы. Интегрированным показателем статуса наставника выступает его профессиональная компетентность, обусловленная системным подходом к организации психолого-педагогического сопровождения и поддержки в процессе выполнения наставником функциональных обязанностей. Разработанная авторами статьи «Модель психолого-педагогического сопровождения деятельности наставников в учреждениях непрерывного профессионального образования» способствует эффективной реализации целей организации воспитательной работы в образовательном учреждении. От профессионализма наставника во многом зависит качество становления будущего специалиста конкурентоспособного на рынке труда.
Библиографический список
1. Энциклопедический словарь: в З-х томах //Под ред. Б.А. Введенского. - М.: Изд-во «БСЭ», 1954. - С. 164.
2. Словарь иностранных слов. - 7-е изд., перераб. - М.: Русский язык, 1986. - С.214.
3. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] /Б.М. Бим-Бад. -М., 2002. - С. 54.
4. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] /С.И. Ожегов. - М., 1984.- С. З21
5. Исаев, И., Кролевецкая Е. Институт кураторства: проблемы эффективности [Текст] /И. Исаев, Е. Кролевецкая //Высшее образование в России. - 2007. - №10. - С. 90 - 9З.
6. Методические рекомендации для кураторов академических групп младших курсов / Составители: М.Х. Харрасов, Г.А. Кабакович. - Уфа, 2005. - 54 с.
7. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Н.М. Борытко //под ред. В.А. Сластёнина, И.А.Колесниковой. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 288 с.
Ключевые слова: наблюдатель, психолого-педагогическое сопровождение наставника средней школы, модели, условия.
Keywords: supervisor, psyhologico-pedagogical accompaniment of the mentor's, high school, model, condition.