Научная статья на тему 'Подходы к организации психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности педагогических работников колледжа'

Подходы к организации психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности педагогических работников колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
660
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ясюкевич М. В.

В статье рассмотрены основные принципы, определяющие требования к содержанию, структуре и организации процесса психолого-педагогического сопровождения, следуя которым возможно эффективно построить работу по сопровождению инновационной деятельности педагогических работников учреждений среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ясюкевич М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main principles defining the requirements to the maintenance, structure and the organisation of process of psihologo-pedagogical support are considered, following which probably effectively to construct work on support of innovative activity of pedagogical workers of establishments of average vocational training.

Текст научной работы на тему «Подходы к организации психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности педагогических работников колледжа»

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КОЛЛЕДЖА

ЯСЮКЕВИЧ М.В.

В статье рассмотрены основные принципы, определяющие требования к содержанию, структуре и организации процесса психолого-педагогического сопровождения, следуя которым возможно эффективно построить работу по сопровождению инновационной деятельности педагогических работников учреждений среднего профессионального образования.

Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогических работников сферы образования - сравнительно новое направление в педагогической науке и практике. Необходимость его внедрения в систему среднего профессионального образования обусловлена задачами, поставленными перед российским образованием в рамках его модернизации, предусматривающей активное включение педагогических работников в инновационную деятельность.

Изучение теории и практики вопроса организации психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса позволяет отметить достаточную проработанность подходов организации системы сопровождения учащихся школ. Основанием для такого вывода являются работы А.Г. Асмолова, М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, Н.Л. Коноваловой, Р.В. Овчаровой, Л.Г. Субботиной и др.

В последние годы стало актуальной разработка модели психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений НПО и СПО - это работы Г.В. Безюлевой, Т.П. Демидовой, Н.Г. Ершовой, Н.Р. Жильцовой, Э.Ф. Зеера и др. К сожалению, без должного внимания и поддержки остаются педагогические работники среднего профессионального образования. В середине девяностых годов прошлого века А.К.Маркова обратила внимание на то, что «психолог чаще адресует свою помощь детям в ущерб профессиональной поддержке педагогов, которые в ней нуждаются».

Качественный характер изменений существующей системы профессионального образования предопределил условия, в которых педагогический работник оказался в ситуации инновационного поиска, связанного с разработкой содержания образования, внедрением инновационных технологий обучения и воспитания. В современных социально-экономических условиях, с переходом на компетентностную парадигму образования, изменяется роль педагогического работника в образовательном процессе.

Наступивший новый этап связи науки и практики требует приобщения педагогических работников системы профессионального образования к научно-исследовательской и опытноэкспериментальной деятельности. Высокая потребность педагогических работников участвовать в инновационной деятельности наталкивается на их неготовность самостоятельно осуществлять ее и требует от психологов, методистов, руководителей оказания квалифицированной поддержки.

Анализ различных точек зрения современных ученых и практиков на систему психологопедагогического сопровождения позволил сформулировать определение, уточнив его с учетом исследуемой проблемы: психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогических работников колледжа - это целостная система взаимодействия администрации, методистов, педагогов-психологов, научных руководителей, нацеленная на формирование и развитие профессиональной компетентности педагогических работников, их мотивации и творческой, активной деятельности в инновационном режиме развития.

Выделены восемь принципов, определяющих требования к содержанию, структуре и организации процесса психолого-педагогического сопровождения, следуя которым возможно эффективно построить работу по сопровождению инновационной деятельности педагогических работников учреждений среднего профессионального образования:

- принцип главного звена заключается в определении того главного, приоритетного компонента системы, на который необходимо обратить внимание в первую очередь на данном этапе;

The main principles defining the requirements to the maintenance, structure and the organisation of process of psihologo-pedagogical support are considered, following which probably effectively to construct work on support of innovative activity of pedagogical workers of establishments of average vocational training.

- принцип приоритетности формирования благоприятного психологического климата определяет успех всей инновационной деятельности коллектива; основным критериям благоприятного психологического климата является доброжелательный характер взаимоотношений в коллективе как студенческом, так и педагогическом; степень сплоченности коллектива; конструктивный характер критики, отсутствие затяжных конфликтов как между членами студенческого и педагогического коллективов, так и внутри них; взаимопонимание и взаимоуважение, толерантность, взаимопомощь и наставничество;

- принцип научности построения профессиональной деятельности педагогических работников заключается в соответствии уровня их знаний, профессиональных умений тем задачам, которые ставятся перед ними; построение собственной профессиональной деятельности на научных и методологических основах современных знаний;

- принцип присутствия оптимизма в профессиональной деятельности педагогических работников включает в себя веру в обучающихся и коллег, приверженность общественно значимым целям, направленность на позитивное восприятие действительности и ожидание положительных изменений в профессиональной деятельности, присутствия оптимизма в профессиональной деятельности педагогического работника;

- принцип индивидуального подхода означает создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности каждого педагога, желающего ей заниматься; учет уровня профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социального опыта педагогических работников; для этого необходимо уважать личность педагогического работника, воодушевлять его на поиски, учитывать его личностные и профессиональные затруднения; реализация данного принципа явится ресурсом повышения качества образования обучающихся, побуждая их к поиску, саморазвитию;

- принцип активизации творчества подразумевает подход к профессиональной деятельности педагогического работника колледжа как к процессу создания нечто нового на основе имеющихся у педагогов знаний, умений, навыков; умение обнаружить в педагогическом работнике некий потенциал, который даст ему возможность развиваться, способствовать постоянному творческому поиску;

- принцип рефлексивного подхода педагогического работника к себе и собственной деятельности подразумевает осмысление ее результативности, анализ личностных и профессиональных затруднений; проектирование деятельности; готовность и способность самим педагогическим работником оценить уровень собственной успешности участия в инновационной деятельности;

- принцип готовности педагогических работников к изменениям означает их способность к педагогически обоснованным переменам, стремлению к совершенствованию системы среднего профессионального образования, осознание необходимости современных преобразований, которые неизбежно затрагивают и самих педагогических работников, как в личностном, так и в профессиональном плане. Данные изменения включают перемены во взглядах, методах работы, в ценностных ориентациях, решениях организационных вопросов и др.

Система психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности в условиях колледжа должна включать сопровождение управленческой деятельности педагогических работников, экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, собственно профессиональной деятельности педагогических работников всех уровней.

Главным действующим лицом в организации инновационной деятельности образовательного учреждения, ее создания, реализации инновационных преобразований выступает руководитель. В одном из своих выступлений В.И. Лисов отметил, что образцом инновационного подхода должны стать руководители колледжей, которые не остановились в своем развитии, а продолжают научную работу, внедряя ее результаты в практику; для творческого роста руководящего педагогического состава на современном этапе есть все возможности.

Анализ системы управления в колледжах позволяет сделать вывод о том, что организация эффективной инновационной деятельности требует внедрения мониторинга психологического климата в коллективе, оценку человеческого, психологического и педагогического факторов, выявление сильных и слабых сторон в межличностном взаимодействии педагогических работников, а специально организованное научно-методическое обеспечение данной деятельности, сможет выступить ресурсом инновационной политики в образовательном учреждении.

В документах Правительства Москвы акцентируется внимание на то, что в настоящее время развитие экспериментальной и научно-исследовательской деятельности в учреждениях среднего профессионального образования становится важнейшим средством обновления содержания и повышения качества профессиональной подготовки в процессе модернизации системы профессионального образования города Москвы.

В свете поставленных задач особую актуальность приобретает экспериментальная деятельность педагогических работников колледжа. Этот факт можно объяснить тем, что в педагогической практике эксперимент трактуется не только как метод научного исследования, но и как метод практической деятельности педагога, позволяющий ему на основе анализа своей деятельности совершенствовать социально-педагогические, психолого-педагогические знания и умения в свете стратегических задач по обучению, воспитанию и развитию учащихся. В свою очередь, результат педагогического эксперимента как метода педагогической деятельности в большой степени зависит от профессиональноличностной позиции педагогического работника, его индивидуальности. Экспериментальная деятельность в образовании позволяет определить степень эффективности того или иного новшества, оценить степень его реализуемости. Приобщение педагогических работников системы профессионального образования к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности стало реальностью. По данным исследований, проведенных в колледже, 38 % педагогических работников имеют высокую потребность участвовать в инновационной деятельности, но при этом 75 % опрошенных признались, что испытывают те или иные затруднения при ее организации и оценке. Можно с уверенностью говорить о том, что желание педагогических работников заниматься профессиональной деятельностью в соответствии с современными требованиями, включаться в исследовательскую и экспериментальную работу, встречается с объективными препятствиями, которые они могут преодолеть при соответствующей поддержке.

Создание единого типа и вида учреждений среднего профессионального образования - колледжа поднимает планку уровня профессиональной компетентности специалистов, предъявляет более высокие требования к кадровому составу педагогических работников колледжей. Невысокий научный потенциал колледжей в данный период связывается, прежде всего, с качеством руководящих и педагогических кадров. Уровень качества деятельности инженерно-педагогических кадров системы профессионального образования не соответствуют потребности процесса модернизации профессионального образования. Не является секретом, что в настоящий момент среди мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин доля специалистов с высшим образованием только 18 и 22 % соответственно. Отсутствие высшего педагогического образования у большинства педагогических работников вызывает профессиональные затруднения, которые влияют на формирование благоприятного климата в группах обучающихся, снижают качество подготовки будущих специалистов и способствуют эмоциональному выгоранию самих педагогических работников.

Важно учитывать тот факт, что в колледжах концентрирует значительная часть проблемной молодежи, работая с которой педагогам и мастера производственного обучения приходится решать кроме основной задачи подготовки кадров высокой квалификации еще и вопросы воспитания, социальные проблемы. Все это требует специальных знаний в области педагогики и психологии, острую нехватку которых подтверждают сами педагогические работники. Современному педагогу необходимо иметь знания в области возрастной, специальной, педагогической и социальной психологии; владеть методикой преподавания учебных дисциплин; использовать наиболее эффективные методы и формы занятий, чтобы на должном уровне обеспечить образовательный процесс в группах начального и среднего профессионального образования, а также в группах, где проходят профессиональную подготовку подростки с особенностями развития.

Важным аспектом профессиональной деятельности педагогических работников является их участие в учебно-методической работе, включающей поурочное планирование, разработку учебных программ, определение содержания контрольных работ, тестовых заданий для проверки знаний, тем курсовых и дипломных работ студентов, экзаменационных билетов и другое.

Повышение уровня профессиональной компетентности и педагогического мастерства обусловлено современными требованиями. Педагогические работники в своей деятельности должны уделять особое внимание использованию современных образовательных технологий, таких как развивающее и проблемное обучение, использование коллективных форм обучения, внедрение в образовательный процесс проектных методов, а также информационных и здоровьесберегающих технологий.

Особо обозначается проблема самообразования педагогических работников, являющаяся важным компонентом повышения профессионально мастерства педагога. Индивидуальный план само-

образования должен учитывать уровень собственной профессиональной подготовки педагогического работника, включая повышение мировоззренческого уровня, профессионального, педагогического и методического мастерства, в особенности для тех специалистов, которые не имеют педагогического образования.

Все вышеперечисленные аспекты профессиональной деятельности педагогических работников нуждаются в организации системы психолого-педагогического сопровождения, ее проектирования в соответствии с особенностями и условиями каждого образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.