Научная статья на тему 'Экспериментальная деятельность педагогических работников колледжа: проблема психолого- педагогического сопровождения'

Экспериментальная деятельность педагогических работников колледжа: проблема психолого- педагогического сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
924
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / УЧИТЕЛЬЭКСПЕРИМЕНТАТОР / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ясюкевич Марина Вольфрамовна

В данной статье рассматриваются вопросы включения педагогических работников колледжа в экспериментальную деятельность в условиях инновационного развития среднего профессионального образования. Определяется роль системы психолого-педагогического сопровождения этой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная деятельность педагогических работников колледжа: проблема психолого- педагогического сопровождения»

УДК 371.0

Ясюкевич Марина Волъфрамовна

Руководитель структурного подразделения ГОУ СПО Колледжа сферы услуг № 32 г. Москвы, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук при ПИФК Московского государственного педагогического университета, m.yasukevich@mail.ru, Москва

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КОЛЛЕДЖА: ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Yasukevich Marina Volframovna

Is a head of the structural division of Services Sector College № 32, the state educational institution of intermediate vocational education, Moscow. She is an applicant for a degree of Candidate of Science (Education) under The Pedagogical Institute of Physical Culture of the Moscow State Pedagogical University, m.yasukevich@mail.ru, Moscow

THE EXPERIMENTAL ACTIVITIES OF THE COLLEGE PEDAGOGICAL STAFF: THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Модернизация системы российского образования предусматривает развитие среднего профессионального образования в соответствии с новыми социально-экономическими условиями, как в России, так и в международном сообществе. Современный рынок труда требует от специалиста не только выполнения чисто профессиональных обязанностей, но и способности адаптироваться в меняющихся условиях, самостоятельно принимать адекватные решения в нестандартных ситуациях, прогнозировать возможные последствия, быть мобильным, иметь знания в области маркетинга, менеджмента, обладать предпринимательскими умениями. Подготовить такого специалиста в условиях старой системы профессионального образования не представляется реальным.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. обозначены ориентиры инновационной деятельности, активное включение в которую позволит вывести систему среднего профессионального образования на новый качественный уровень. В рамках инновационной деятельности колледжей получает развитие экспериментальная и научно-исследовательская работа, которые становятся важнейшим средством обновления содержания образования и повышения качества профессиональной подготовки.

Актуальность экспериментальной деятельности педагогических работников колледжа можно объяснить тем, что в педагогической практике эксперимент рассматривается не только как метод научного исследования, но и как метод практической деятельности педагога, позволяющий ему на основе

анализа собственной деятельности совершенствовать социально-педагогические, психолого-педагогические знания и умения, использовать их при решении стратегических задач по обучению, воспитанию, развитию учащихся.

Педагогический эксперимент имеет значительные преимущества перед другими методами педагогического исследования. По мнению Ю. К. Бабанского [2], педагогический эксперимент позволяет глубже, чем другие методы, установить характер связей между различными компонентами педагогического процесса, между факторами, условиями и результатами педагогического воздействия; проверить эффективность тех или иных педагогических нововведений; сравнить эффективность изменений в структуре процесса и выбрать наилучшее для данных условий их сочетание; выявить необходимые условия для реализации поставленных задач известными средствами; обнаружить особенности протекания процесса в новых условиях.

В организации и проведении эксперимента обозначаются следующие трудности:

- определенная сложность создания необходимых условий эксперимента;

- невозможность наблюдения изолированного единичного факта в условиях целостного учебно-воспитательного процесса;

- сложность нахождения адекватных методов измерения наблюдаемых явлений, ситуаций, особенно, когда речь идет о таких явлениях, как потребность, интересы и т. п;

- возможность негативного влияния на ход эксперимента разных факторов (роль экспериментатора может вызвать как интерес, так и незаинтересованность испытуемых; использование традиционных способов измерения результатов, не соответствующих новым условиям, и т. д.).

В свою очередь, результат педагогического эксперимента как метода педагогической деятельности в большой степени зависит от профессиональноличностной позиции педагогического работника, его индивидуальности. При этом важно отметить, что успешный педагог, думающий, мотивированный на исследовательскую деятельность, всегда сориентирован на самоанализ и самодиагностику. Только от степени его желания правильно оценить и вовремя скорректировать свою деятельность зависит успешность процесса его самопознания и самосовершенствования. Такой педагогический работник осуществляет анализ своих ошибок и педагогических достижений.

По мнению В. В. Серикова [6], современному образовательному учреждению требуется не просто высококвалифицированный педагог, а педагог-ис-следователь, владеющий новым педагогическим мышлением: понимающий природу человека, его потребности и проявления, имеющий представление

о сущности различных социальных устройств и направлений общественного развития, анализирующий свою педагогическую деятельность, прогнозирующий и корректирующий её в соответствии с поставленными задачами инновационных преобразований сферы образования.

Значимость экспериментальной деятельности в образовании определяет то, что она позволяет определить степень эффективности тог о или иного новшества, оценить степень его реализуемости. Экспериментальная деятельность в образовательных учреждениях имеет свою специфику: ее цель рождается не в системе научного исследования, а в процессе практической педагогической деятельности. Задачей экспериментирования здесь является не столько получение нового знания, сколько изучение эффективности того или иного нововведения, механизм практического освоения этого нововведения. Б. Г. Овчинникова [5] отмечает, что ценностью экспериментальной работы в образовании является то, что она направлена на создание условий устойчивого развития всей системы, на совершенствование педагогической практики.

В инновационных образовательных учреждениях довольно широко представлена экспериментальная деятельность, которая на данном этапе испытывает серьезные трудности и требует дальнейшего развития и совершенствования. Недостатки процесса экспериментирования объясняются стихийностью действий «учителей-экспериментаторов», недостаточным научным руководством их деятельностью, слабой научно-методической помощью со стороны научного руководителя, администрации образовательного учреждения, научно-методической службы. «Учителя-экспериментаторы» не владеют достаточным объемом теоретических знаний, практических умений и навыков по методологии и методике экспериментальной деятельности. В исследованиях Г. П. Зерновой [4] дано обоснование того, что для улучшения качества экспериментальной деятельности необходима специальная теоретико-методологическая подготовка основного участника экспериментального процесса в образовательном учреждении - «учителя-экспериментатора».

Успех данной деятельности во многом зависит от профессионального мастерства учителя, уровня сформированности его исследовательских умений, успешности его участия как ключевой фигуры в процессе осуществления эксперимента. Между тем экспериментальная деятельность сопровождается усложненными условиями ее осуществления: отказом от традиционных способов решения профессиональных задач, неопределенностью проблемной ситуации, напряженным творческим поиском, обостренным чувством ответственности за успех эксперимента. Условия, сопровождающие экспериментальную деятельность педагога, затрудняют его работу и при неблагоприятных обстоятельствах могут привести к отказу от эксперимента.

В работе К. Ангеловски [1] анализируются затруднения учителей-экспериментаторов и их причины.

Л. С. Подымова и В. А. Сластенин [8] подробно исследуют проблему психологических барьеров в педагогической и инновационной деятельности учителя.

Анализ научных работ, посвященных педагогическому эксперименту показывает, что, несмотря на то, что инновационная деятельность педагога рассматривается в различных контекстах исследования процесса экспериментирования, проблеме готовности самим педагогом оценить уровень собственной результативности и успешности своего участия в экспериментальной деятельности внимание не уделяется. В результате педагог, будучи главным субъектом экспериментальной деятельности, лишен самостоятельности и уверенности в выборе правильных решений в процессе осуществления эксперимента. Это приводит к тому, что успех эксперимента значительно зависит от инициативы администрации в обеспечении комплексного анализа всех сторон экспериментальной деятельности образовательного учреждения и прогноза его результатов.

Л. 3. Сидорова [7] уделяет особое внимание проблеме вхождения педагогического коллектива колледжа в опытно-экспериментальную деятельность и предлагает поэтапное вхождение коллектива, включающее три взаимосвязанных направления:

- аналитическо-диагностическое, развивающее осведомленность педагогов с реальной образовательной ситуацией в стране, в сфере педагогического образования, в колледже, определение готовности преподавателей колледжа к инновационным преобразованиям;

- информационно-методическое, организующее условия для теоретикометодологической компетентности и мастерства преподавателей по вопросам организации опытно-экспериментальной деятельности;

- аналитико-проектировочное, определяющее теоретические и практические основы создаваемой в коллективе модели, обоснование темы исследования и разработка программы опытно-экспериментальной деятельности.

Е. Зайцева и Т. Мерцалова [3] связывают недостатки экспериментальной деятельности со старой авторитарно-административной системой управления образовательным учреждением, которая не предполагает высокую степень свободы, добровольность и инициативу каждого педагога в экспериментальной деятельности. По мнению данных авторов, работа образовательного учреждения в экспериментальном режиме изменяет его культурную среду и требует соответствующей управленческой культуры. Учитывая данный факт, от администрации требуется обеспечивать условия, благоприятствующие экспериментальной деятельности, включая помощь учителям в организации процесса, материальную поддержку учителей-эксперимента-торов, создание информационной сети, контроль структурного взаимодействия, связь с научным руководителем эксперимента. Смена стиля научного руководства от декларативного к партнерскому приводит к тому, что педагог становится субъектом научно-исследовательской деятельности, лично заинтересованным в ее результате.

Приобщение педагогических работников системы профессионального образования к научно-исследовательской и экспериментальной деятельности характеризуется рядом затруднений. Отмечается противоречие между

высокой потребностью педагогических работников участвовать в данной деятельности и их неготовностью самостоятельно ее осуществлять. Для разрешения этого противоречия необходимо внедрять систему психологопедагогического сопровождения инновационной деятельности педагогических работников, в частности, экспериментальной работы, силами администрации, методистов, научных руководителей экспериментальных площадок и педагогов-психологов. Исследования показали, что 38% педагогических работников имеют высокую потребность участвовать в инновационной деятельности, но при этом 75% опрошенных признались, что не способны самостоятельно сформулировать исследуемую проблему, поставить цель и задачи исследования, выделить предмет, объект, выдвинуть гипотезу, спланировать сам эксперимент. Они затрудняются в построении причин-но-следственных (логических) связей, не могут самостоятельно выйти на теоретическое построение результатов деятельности, предопределенных соответствующими целями. Оценить собственную профессиональную деятельность способны менее половины педагогических работников (45%), испытывают затруднения при обобщении результатов педагогического эксперимента 66% респондентов. Таким образом, желание педагогических работников заниматься профессиональной деятельностью в соответствии с современными требованиями, включаться в научно-исследовательскую и экспериментальную работу, встречается с объективными препятствиями, которые им самостоятельно преодолеть очень сложно.

В системе среднего профессионального образования до настоящего времени этому аспекту не уделялось должного внимания. Отсутствуют научные и практические разработки по данному направлению. На основании изучения теоретических источников и практических исследований можно сделать вывод, что помощь в преодолении профессиональных затруднений педагогическим работникам возможно оказать при создании соответствующей системы психолого-педагогического сопровождения, которая включает в себя следующие аспекты:

- изучение психологического климата в коллективе педагогических работников и учащихся колледжа;

- изучение готовности педагогических работников к экспериментальной и исследовательской деятельности;

- выявление профессиональных затруднений участников экспериментальной деятельности;

- организация психолого-педагогической помощи с целью преодоления затруднений (проведение индивидуальных и групповых консультаций, тематических занятий);

- разработка рекомендаций руководителю колледжа по решению выявленных проблем.

Библиографический список

1. Ангеловски, К. Учителя и инновации [Текст]: Кн. для учителя / К. А. Анге-ловски-М.: Просвещение, 1991.

2. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М., 1982.

3. Зайцева, Е. Управление экспериментальной деятельностью в школе [Текст] / Е. Зайцева, Т. Мерцалова // Новые ценности образования. - М., 1996. — № 4. -С. 100-102.

4. Зернова, Г. Н. Профессиональная готовность учителя к экспериментальной деятельности [Текст]: автореф. дис. канд. док. пед. наук Г. Н. Зернова: Ин-тповыш. квалиф и перепод. работников нар. образования. Моск. обл. - М., 1999.

5. Овчинникова, Е. Г. Культура опытно-экспериментальной работы учителя [Текст]: учебно-методическое пособие / Е. Г. Овчинникова // Департамент образования Администрации Кемер. обл., - Кемерово: Обл. ИУУ, 1997.

6. Сериков, В. В. К методологии исследования проблем личностно ориентированного образования [Текст] / В. В. Сериков // Методологические и мироввоз-ренческие основы научно-исследовательской деятельности. - Волгоград, 1998. -С. 191-196.

7. Сидорова, Л. 3. Вхождение педагогического коллектива педколледжа в опытно-экспериментальную деятельность: [Педколледж г. Ангарска Иркут, обл.] [Текст] / Л. 3. Сидорова // Здоровьесберегающее образовательное пространство педагогического колледжа: пути становления. - Ангарск и др., 2002. - С. 116-125.

8. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова-М.: Магистр, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.