Научная статья на тему 'Педагогические условия профессиональной подготовки студентов педагогического вуза как субъектов инновационной деятельности'

Педагогические условия профессиональной подготовки студентов педагогического вуза как субъектов инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATORY PROCESS / НОВОВВЕДЕНИЕ / НОВШЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шушкевич Светлана Николаевна

Проведено теоретическое исследование педагогических условий профессиональной подготовки студентов педагогического вуза как субъектов инновационной деятельности. Разработана Модель выпускника педагогического вуза как субъекта инновационной деятельности. Дано определение инновационной педагогической деятельности как процесса создания и освоения инноваций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theoretical investigations of student-s complete preparedness, as the subject of innovation activities, in the pedagogical university has been carried on. Necessary pedagogical conditions of students professional training and main index of pedagogical innovation are found out. The conception of innovation in pedagogical activities is given and it's classification is made

Текст научной работы на тему «Педагогические условия профессиональной подготовки студентов педагогического вуза как субъектов инновационной деятельности»

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (34) 2010 г.

<

Образование в сфере культуры

Исследования молодых ученых

С. Н. Шушкевич

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проведено теоретическое исследование педагогических условий профессиональной подготовки студентов педагогического вуза как субъектов инновационной деятельности. Разработана Модель выпускника педагогического вуза как субъекта инновационной деятельности. Дано определение инновационной педагогической деятельности как процесса создания и освоения инноваций. Ключевые слова: образование в сфере культуры, инновации, инновационный процесс, нововведение, новшество.

The theoretical investigations of student?s complete preparedness, as the subject of innovation activities, in the pedagogical university has been carried on. Necessary pedagogical conditions of students professional training and main index of pedagogical innovation are found out. The conception of innovation in pedagogical activities is given and it's classification is made. Keywords: liberal education, innovation, innovatory process.

Профессиональная подготовка студентов педагогического вуза как субъектов инновационной деятельности в настоящее время становится одной из актуальных проблем. Это связано с тем, что современная российская система образования находится в стадии динамичного обновления, которое вызвано, с одной стороны, процессами реформирования общества в целом, а с другой - логикой развития самой образовательной системы.

Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие педагогической деятельности в школе, являются те отношения, которые складываются у участников педагогического процесса, в частности у педагогов и администрации с детьми и их родителями. Особое место занимают здесь отношения в процессе инновационной деятельности, когда учитель как субъект инновационной деятельности и ее организатор вступает с другими членами педагогического сообщества в процесс создания, использования и распространения новшества.

Сложность любой инновации заключается в том, что инновация есть попытка преодолеть противоречие между культурой и организацией (педагогическим сообществом). Личностная культура учителя может стать препятствием процессу совершенствования организационных отношений, форм управления, методов и содержания воспитания. Инновационная деятельность требует наличия у педагога сформированного умения изменять отношение и ценности.

В научно-педагогической литературе отражены различные направления исследования инновационной деятельности, в частности: общие вопросы - в работах Ф. Н. Гоноболина, В. И. Загвязинского, В. А. Кан-Калика, А. К. Марковой, Н. Д. Ни-кандрова; особенности инновационных явлений в современной системе образова-

ния рассмотрены М. С. Бургиным, М. Н. Клариным, С. Д. Поляковым, Л. С. Подымо-вой, В. А. Сластениным; управлению инновационными процессами в образовании посвящены труды В. С. Лазарева, В. А. Бордовского, П. И. Третьякова, В. П. Симонова.

Готовность педагога к внедрению нововведений в учебный процесс во многом определяется той базой, которая закладывается в период его обучения в вузе. Поэтому, чтобы быть эффективной, система подготовки педагогических кадров также должна изменяться, сообразуясь с тенденциями, которые определяют развитие практики общего образования.

Проблемы подготовки учителя в системе традиционного образования достаточно полно были освещены в работах О. А. Абдуллиной, С. И. Архангельского, Е. П. Белозерцева, Т. А. Ильиной, И. А. Колесниковой, Н. В. Кузьминой, К. К. Платонова, Л. Ф. Спирина.

За последние десять лет наше общество претерпело значительные изменения, в связи с чем возникла потребность в учителе, способном к активной инновационной деятельности. Проблемы современной нам образовательной практики коренятся в недостаточной готовности выпускников педагогических вузов к этой деятельности, а также в недостаточной разработанности данной проблемы в психолого-педагогической литературе.

Поэтому актуально выявление педагогических условий профессиональной подготовки студентов педагогического вуза как субъектов инновационной деятельности.

Инновационная педагогическая деятельность — это процесс создания и освоения педагогических инноваций. В структуре инновационно-педагогической деятельности присутствуют следующие компоненты: мотивационно-ценностный, содержательный, процессуальный.

Мотивационно-ценностный компонент определяет отношений учителей к осуществлению инновационной деятельности, влияет на процесс накопления необходимых знаний. Содержательный и процессуальный компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы: первый из них является предпосылкой для формирования второго, а процессуальный компонент, в свою очередь, актуализирует потребности в новых знаниях и влияет на мотивационный компонент.

Процесс профессиональной подготовки учителя как субъекта инновационной деятельности является специфической частью профессионального становления будущих педагогов. Он находится под влиянием общих как объективных, так и субъективных условий. К объективным условиям, не зависящим от сознания объектов педагогической системы, можно отнести:

— профессионально-педагогическую направленность подготовки;

— содержание учебно-воспитательного процесса;

— единство и взаимосвязь учебного и практического аспектов подготовки.

Субъективными условиями, влияющими на профессиональное становление будущих учителей, можно считать личностные предпосылки к овладению профессионально-педагогической деятельностью. К ним относят:

— интеллектуальные способности;

— педагогические способности и умения;

— профессионально-педагогическую направленность личности;

— собственную активность в овладении будущей профессией.

Ещё одним важным условием осуществления инновационной деятельности выпускника педагогического вуза является его креативность. Это качество необходимо для успешного внедрения новой программы, учебника, а также для модификации этого нового на уровне внедрения, что выражается в оригинальном решении педаго-

¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (34) 2010 г.

гических задач, в импровизации и экспромте, как в сиюминутном творчестве, так и в подготовленном.

Выявление и обоснование системы педагогических условий, обеспечивающих профессиональную подготовку будущего учителя как субъекта инновационной деятельности, требует решения следующих задач:

1) выявления содержания структурных компонентов готовности к инновационной деятельности;

2) выявления критериев и уровней исследуемой готовности.

Профессиональная подготовка студентов педагогического вуза как субъектов

инновационной деятельности может быть успешной только при соблюдении следующих педагогических условий:

— инновационные тенденции в образовании должны найти адекватное отражение в целях, содержании, методах и организационных формах подготовки учителя;

— необходимо разработать Модель выпускника педагогического вуза с четким определением компонентов в части инновационной деятельности;

— необходимо организовать непрерывную педагогическую практику в инновационных образовательных учреждениях, поскольку соединение знаний с опытом является важнейшим условием формирования человека как субъекта деятельности, постоянного совершенствования его мастерства в определенной сфере деятельности.

Профессиональная подготовка будущих учителей к инновационной деятельности оказывается эффективной, если определено содержание педагогической практики, предполагающее целенаправленное насыщение программ в виде исследовательских задач и практических заданий по изучению инновационных процессов в образовательных учреждениях.

С целью диагностики сформированности мотивационного компонента готовности к инновационной деятельности у студентов педагогического вуза нами было проведено исследование. Исследуемые были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Всем исследуемым было предложено ответить на вопросы двух разработанных нами анкет, направленных, с одной стороны, на выявление их осведомленности о новшестве, а с другой — на определение восприимчивости к инновациям.

Результаты пилотажного исследования показали, что большинство будущих учителей планируют использовать в работе инновационные методы и формы. Особенно это типично для исследуемых контрольной группы. Однако, с другой стороны, у большинства будущих учителей были выявлены антиинновационные барьеры, препятствующие освоению ими новшеств.

В целом уровень знаний участников эксперимента в области педагогических инноваций можно охарактеризовать как низкий: имеющихся у исследуемых обеих групп знаний оказалось недостаточно для эффективного освоения инноваций, успешной реализации профессиональной и исследовательской деятельности.

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы позволил подтвердить целесообразность выдвинутых условий, способствующих формированию умений студентов для выполнения функций субъекта инновационной деятельности.

Вместе с тем, нам представляется, что решение многих ключевых вопросов остается ещё в стадии изучения и требует дальнейших исследований. Изучение процесса профессиональной подготовки студентов педагогического вуза как субъектов инновационной деятельности имеет большое значение для повышения качества подготовки будущих учителей, особенно в связи с интенсификацией инновационных процессов в современной системе образования.

Примечания

1. Ангеловски К. Учителя и инновации / К. Ангеловски. - М.: Просвещение, 1991. -159 с.

2. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1989. - 238 с.

3. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1996. - Кн. 1. - 568 с.

4. Бабанский Ю. К. Педагогическая наука и творчество учителя / Ю. К. Бабанский // Советская педагогика. - 1987. - №2. - С. 3-8.

5. Белозерцев Е. П. Педагогическое образование: реалии и перспективы / Е. П. Бело-зерцев // Педагогика. - 1992. - № 1-2. - С. 61-66.

6. Болотов В. А. Проектирование профессионального педагогического образования / В. А. Болотов и др. // Педагогика. - 1997. - № - С. 66-72.

7. Давыдов В. В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления / В. В. Давыдов // Новое педагогическое мышление / под ред. А. А. Петровского. - М., 1989. - С. 64-90.

8. Долгова В. И. Психолого-педагогические проблемы формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / В. И. Белозерцев. - Челябинск, 1997. - 43 с.

9. Загвязинский В. И. Анализ, оценка и способы стимулирования педагогических нововведений / В. И. Загвязинский, К. В. Елисеев. - Тюмень, 1995.

10. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь / В. И. Загвязинский. - М., 1980.

11. Коменский Я. А. Избранные педагогические соч.: в 2 т. / Я. А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982.

12. Подласый И. П. Педагогика / И. П. Подласый. - М.: Просвещение, 1996. - 432 с.

Ю. В. Фролова

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ИМИДЖЕЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Статья исследует исторические этапы становления основных характеристик специалиста по имиджелогии в России. В статье также приводятся основные характеристики специалиста по имиджелогии, раскрываются общие черты модели специалиста данной профессии в современной России. Ключевые слова: образование в сфере культуры, имид-желогия, имиджмейкер, специалист, обучение, методология, методика.

The article investigates historical stages of formation of specialist's main characteristics in imagelogy in Russia. Main characteristics of image logy specialist and common features of specialist's model in this professional area in contemporary Russia are also given in this article. Keywords: liberal education, imagelogy, image-maker, specialist, education, methodology, method.

Имиджелогия сегодня прочно заняла свое место как научная проблема, как учебная дисциплина и как сфера практической деятельности. Ее определяют обычно как «теорию разработки и разностороннего формирования ... образа» или же как науку «... о путях и средствах формирования имиджа», относя ее к «научно-технологическим дисциплинам ... к прикладному направлению в человековедении». Как указывают исследователи проблем имиджелогии, в России понятие «имидж» стало распространяться с конца 80-х годов ХХ столетия. В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века появились и первые отечественные разработки по имиджированию, посвященные различным аспектам построения имиджа (Е. В. Гришунина, П. С. Гуревич, Ф. А. Кузин, Е. И. Манякина, В. Д. Попов, В. А. Ремизов, Р. Ф. Ромашкина, Б. Г. Уши-ков, В. М. Шепель, И. А. Федоров и др.). В настоящее время имиджелогия стала и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.