Научная статья на тему 'Инновационная образовательная среда вуза и ее влияние на формирование готовности будущих педагогов к инновационной деятельности'

Инновационная образовательная среда вуза и ее влияние на формирование готовности будущих педагогов к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2057
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY / INNOVATION / COMMITMENT TO INNOVATION / INNOVATIVE COMPETENCE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эркенова Асият Владимировна

Рассмотрены современные подходы к определению структуры и содержания инновационной образовательной среды вуза; проанализировано понятие «готовность педагога к инновационной деятельности»; раскрываются педагогические условия формирования у будущего педагога готовности к инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to defining the structure and content of the innovative educational environment of high school have been considered; the concept of “the willingness of the teacher to innovative activity” has been analyzed; pedagogical conditions of the formation of future teacher’s readiness for innovation have been revealed.

Текст научной работы на тему «Инновационная образовательная среда вуза и ее влияние на формирование готовности будущих педагогов к инновационной деятельности»

УДК 378.121 ББК 74.58 Э-78

Эркенова Асият Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, e-mail: erkenova311973@mail.ru

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(рецензирована)

Рассмотрены современные подходы к определению структуры и содержания инновационной образовательной среды вуза; проанализировано понятие «готовность педагога к инновационной деятельности»; раскрываются педагогические условия формирования у будущего педагога готовности к инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационная образовательная среда вуза, инновационная

деятельность, готовность к инновационной деятельности, инновационные компетенции, образовательная среда.

Erkenova Asiyat Vladimirovna, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of Pedagogy and Educational technologies of Karachay-Cherkessia State University named after U.D. Aliyev, e-mail: erkenova311973@mail.ru

INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AND ITS INFLUENCE ON THE FORMATION OF COMMITMENT OF FUTURE TEACHERS TO INNOVATIVE ACTIVITY

(reviewed)

Modern approaches to defining the structure and content of the innovative educational environment of high school have been considered; the concept of “the willingness of the teacher to innovative activity ” has been analyzed; pedagogical conditions of the formation of future teacher’s readiness for innovation have been revealed.

Keywords: innovative educational environment of the university, innovation, commitment to innovation, innovative competence, educational environment.

Анализ ряда исследований, посвященных вопросам модернизации российского образования и обеспечению инновационного развития общества показал, что одной из главных проблем является проблема подготовки, образования и формирования людей, способных обеспечить переход российской экономики на инновационный путь развития. Сегодня мы осознаем необходимость подготовки педагогов, хорошо разбирающихся в актуальных проблемах образования и находящих нетрадиционные инновационные пути их решения. Обеспечение качественно нового уровня подготовки специалистов, инициаторов инновационных процессов возможно при условии создания инновационной образовательной среды в вузе.

В рамках данной статьи рассмотрим современные подходы к определению структуры и содержания инновационной образовательной среды вуза и проанализируем ее влияние на формирование готовности будущих педагогов к инновационной деятельности.

Сегодня меняется модель обучения и современные условия определяют новые контексты деятельности педагога. Многоуровневая подготовка специалистов требует создания новой

образовательной среды в вузе, которая максимально способствовала формированию общенаучных, профессиональных компетенций, а также инновационных компетенций.

Инновационные компетенции предполагают выработку адекватного отношения к новшеству, к ситуации неизвестности, умению быстро реагировать в таких условиях и принимать грамотные решения на опережение. В «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года» обозначены ключевые инновационные компетенции: «способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, самообучению и переобучению, профессиональной мобильности, стремление к новому, способность к критическому мышлению, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и в команде, готовность работать в конкурентной среде» [ 1].

Одной из ключевых задач «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года» выступает «развитие среды, благоприятной для инноваций. Перед системой образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания, методов и технологий обучения стоит задача ориентации на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности» [11].

Как свидетельствует вузовская практика, «создание (преобразование) образовательной среды вуза - это сложная, многогранная, масштабная проблема. Ее решение требует всестороннего ресурсного, прежде всего научного, обеспечения» [2].

И.В. Арендачук считает, что «новая образовательная среда, в общем виде определяется как психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, и которую традиционно рассматривают как сферу социальной жизни, и как фактор образования, обеспечивающий педагогические условия равновесия опыта взаимодействия обучающихся с внешним миром и внутренней средой их развития» [3, с. 37].

В.И. Слободчиков считает, что «среда, понимаемая как совокупность условий и обстоятельств для образования, не существует как нечто однозначное и данное заранее. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности и где между субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения. Образовательная среда характеризуется категорией событийной общности, т.е. целостносмысловым объединением людей, создающим условия для развития предметной деятельности и индивидуальных способностей человека» [4, с. 34].

Для высшего образования представляется принципиально важным выдвигаемое ученым положение о том, что «образовательная среда - профессионально-деятельностная, управляемая и зависит от насыщенности ее образовательными ресурсам».

Таким образом, образовательная среда - совокупность устанавливающихся в педагогическом процессе организационно-дидактических условий и факторов, а также межличностных отношений, оказывающих влияние на формирование личности с заданными качествами.

По мнению О.В. Леонтьевой, «целенаправленное создание в вузе образовательной среды обеспечивает включение студентов в культурно-социальные связи различного типа и уровня; развитие их мотивационно-смысловой сферы; построение учебного процесса на основе формирования продуктивного опыта; индивидуализацию процесса обучения на основе формирования и реализации индивидуальных образовательных программ» [5, с. 106].

Рассмотрим современные подходы к определению сущности инновационной образовательной среды.

Определяя сущность инновационной образовательной среды, Алисов Е.А., Подымова Л.С. отмечают, что ее отличительной чертой является «синтез основополагающих факторов развития

личности - среды жизнедеятельности, воспитания, самообразования и самовоспитания, направленных на реализацию творческого потенциала обучаемого. Такая среда представляет собой комплексную форму функционирования и реализации основополагающих принципов инновационной педагогики и является единым образовательным пространством учебного заведения, позволяющим кооперировать усилия всех заинтересованных субъектов и объектов в качественной подготовке будущих специалистов»[6, с. 61].

Шмелева Е.А. отмечает, что «формирование инновационной среды направлено на развитие инновационного потенциала, необходимого для генерирования новых идей, создания новых продуктов, технологий, продвижения фундаментальных и прикладных исследований в разных отраслях знания, в т.ч. педагогического, на развитие инновационной активности личности как основного критерия готовности к инновационной деятельности»[2, с. 14].

Таким образом, инновационная образовательная среда понимается как продукт субъектсубъектных отношений всех участников образовательного процесса, отличающийся тем, что он базируется:

- на инновационном содержании образования, отраженном в авторских образовательных программах и в индивидуальных образовательных траекториях обучающихся;

- на инновационных технологиях образования, основанных на трансдисциплинарном подходе, интерактивных методах обучения и тьюторстве;

- на инновационных методах воспитания, основанных на уточненных методах воспитательной работы с молодежью в современных условиях;

- на новых формах управления образовательной средой, основанных на создании ситуационно-прогностических центров в вузах;

- на безопасной образовательной среде вуза, основанной на непрерывном мониторинге и регуляции опасностей, влияющих на качество образования в вузе [8].

Инновационная образовательная среда вуза представляет собой совокупность содержания, форм, методов и средств обучения, основанных на трансфере достижений современной науки и техники в учебный процесс вуза и направленных на формирование инновационной личности обучаемых, способных принимать креативные решения в профессиональной области [9].

Успех формирования у студентов готовности к инновационной деятельности зависит от создания условий для развития творческого потенциала в образовательном процессе.

Мы определяем следующие педагогические условия формирования у будущего педагога готовности к инновационной деятельности:

- создание в вузе инновационно-творческой среды;

- формирование ценностного отношения к инновационной деятельности и ее результатам;

- организация творческого взаимодействия в системе «преподаватель-сту-дент»;

- личностно-ориентированная направленность технологии формирования инновационной культуры;

- овладение будущими педагогами инновационными педагогическими технологиями.

Отметим, что инновационная деятельность педагога в современном образовании -

важнейшая составляющая образовательного процесса. Это целенаправленная педагогическая деятельность, направленная на внедрение новой педагогической практики, повышающей качество образования. В связи с этим готовность педагога к инновационной деятельности является важным условием его профессионального развития.

Н.Ф. Ильина отмечает, что «готовность учителя к инновационной деятельности определяется сформированностью мотивации, знаний, умений, навыков, профессионально и личностно значимых качеств, необходимых для разработки и внедрения педагогических инноваций» [10, с. 82].

Вслед за В.С. Лазаревым под «готовностью педагога к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств педагога, определяющих направленность на развитие собственной педагогической деятельности, а также способность выявлять актуальные проблемы образовательного процесса, находить и реализовывать эффективные способы их решения» [11].

Мотивы, уровень притязаний, направленность представляют личностную готовность педагога к инновационной деятельности. Теоретическая готовность заключается в освоении основ педагогической инноватики и предполагает овладение теоретической деятельностью, проявляющемся в инновационном стиле мышления. Ведущими компонентами теоретической готовности выступают конструктивная и гностическая деятельности. Оба вида деятельности предполагают сформированность у педагога аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных умений [12].

В настоящее время, существует несколько подходов к содержанию и структурированию готовности педагога к инновационной деятельности, самые известные - личностный и функциональный подходы.

Личностный подход рассмотрен Б.Г. Ананьевым, В.А. Крутецким, В.Д. Шадриковым, А.А. Деркачом и др. Они анализируют готовность как проявление индивидуальных качеств личности и их целостности, которые обусловлены эффективным характером деятельности с высокой результативностью. Функциональный подход предполагает рассмотрение готовности как психическое состояние индивида (Н.Д. Левитов, Е.П. Ильин).

Выделим компоненты готовности педагога к инновационной деятельности: мотивационный, когнитивный, личностный, деятельностный.

Мотивационный компонент - наличие мотива к самообразованию, стремление к профессиональному росту; когнитивный компонент - знания в области педагогической инноватике; личностный компонент - осознание уровня своей инновационной компетентности; деятельностный компонент - умения и навыки, необходимые в инновационной педагогический деятельности.

Готовность педагога к инновационной деятельности определяют по следующим показателям:

1) осознание необходимости внедрения педагогических инноваций в собственной педагогической практике;

2) информированность о новейших педагогических технологиях, знания новаторских методик работы;

3) ориентация на создание собственных творческих задач, методик, настроенность на экспериментальную деятельность;

4) готовность к преодолению трудностей, связанных с содержанием и организацией инновационной деятельности;

5) владение практическими навыками освоения педагогических инноваций и разработки

новых.

По мнению В.С. Лазарева, «составляющими готовности учителя к инновационной деятельности являются:

- наличие мотива включения в инновационную деятельность;

- комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования;

- компетентность в области педагогической инноватики [11, с. 35].

Мы считаем, что для формирования готовности будущих педагогов к педагогической инновационной деятельности требуется создание единой университетской среды, которая будет работать на один комплексный результат: подготовку инновационно-мыслящих педагогов.

На первый план необходимо выдвигать не узкопрофессиональные компетенции, а всеобщие инновационные компетенции, такие как: «способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, самообучению и переобучению, профессиональной мобильности, стремление к новому, способность к критическому мышлению, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и в команде, готовность работать в конкурентной среде» [ 1].

Отсюда мы видим задачи:

- формирование у будущих педагогов инновационной культуры;

- формирование инновационных компетенций;

- формирование инновационного мышления;

- развитие инновационной активности;

- развитие потребности в самообразовании.

На наш взгляд, создание в вузе условий для организации инновационно-проективной, практико-ориентированной инновационной деятельности позволит формировать выпускников, способных к инноваторству, умеющих отвечать вызовам времени, готовых преобразовывать окружающее пространство и самих себя.

Для этого необходимо постоянное совершенствование методов, средств, методик обучения и воспитания, образовательных технологий. В преподавание дисциплин нужно внедрять собственные научные и научно-методические разработки. В программах четко выделять практикоориентированные компоненты, активные и интерактивные методы обучения, использовать инновационные образовательные методы и технологии, повышающие результативность обучения и самообучения.

Формирование готовности будущего педагога к инновационной деятельности должно строится на основе интеграции, фундаментализации знаний, а также опираться на личностнодеятельностный, компетентностный и контекстный подходы подготовки специалистов в вузе.

Мы проанализировали ФГОС ВПО (магистр) по направлению 44.04.01- Педагогическое образование. В стандарте указаны компетенции, которые необходимы для инновационной деятельности. Например, способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2); способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3); способность самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5); готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2); способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4); способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2). В рамках ряда дисциплин, таких как: «Инновационные процессы в образовании», «Современные проблемы науки и образования», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Инновационный менеджмент в образовании», «Мониторинг качества образования» предполагается формирование указанных компетенций.

В результате освоения указанных дисциплин будущий педагог должен:

Знать: основные понятия инновационного процесса; новые концепции, идеи и направления развития инноватики в образовании; инструментарий (методы, приемы) инновационных процессов в образовании;

Уметь: приобретать и использовать новые знания; оценивать эффективность

инновационных процессов; применять современные инновационные технологии в

образовательном процессе; формировать образовательную среду для реализации инноваций; разрабатывать модели, методики, приемы обучения в инновационном процессе;

Владеть: методами получения современного знания в области инновационных процессов; методиками использования инновационных процессов на различных стадиях обучения и в различных учреждениях; анализом влияния инноваций на образовательный и воспитательный процессы; способностью изучать и передавать опыт инновационной работы.

Наличие у выпускников педагогических вузов (по направлению подготовки 44.04.01 -Педагогическое образование) данных знаний, умений и навыков позволит судить о сформированности инновационных компетенций и является показателем готовности студентов к инновационной деятельности.

Можно подвести итог, что целью инновационной деятельности в системе профессионального образования является формирование человека с развитым инновационным мышлением и высоким уровнем инновационной культуры.

Таким образом, создавая инновационную образовательную среду в вузе, мы будем способствовать формированию готовности будущих педагогов к инновационной деятельности, что в современных условиях является важнейшим качеством профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.

Литература:

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/

2. Шмелева Е.А. Инновационная образовательная среда вуза: пространство развития

[Электронный ресурс] // Научный поиск. 2012. №1(3). С. 14-17. URL:

http://psyedu.ru/files/artides/psyedu_ru_2012_1_2776].

3. Арендачук И.В. Образовательная среда вуза как фактор психолого-педагогических [Электронныйресурс]. URL: http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/arendachuk

4. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. Москва, 2000. 230 с.

5. Леонтьева О.В. Культурно-образовательная среда вуза как психолого-педагогическая проблема // Образование и общество. 2009. №6. С. 106-111.

6. Алисов Е.А., Подымова Л.С. Инновационная образовательная среда как фактор самореализации личности // Среднее профессиональное образование. 2001. №1. С. 61-63.

7. Ефимов П. П., Костин В.Н. Сущность инновационной образовательной среды вуза

[Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. №7. С. 502-506. URL:

http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/arendachuk

8. Еробкин Р.П. Подготовка курсантов в инновационной образовательной сре-де вуза МВД России: автореф. дис. ... канд. педагог. наук. Н. Новгород, 2015. 26 с.

9. Ильина Н.Ф. Критерии готовности педагога к инновационной деятельности // Педагогика. 2012. №7. С. 82.

10. Лазарев В.С., Разуваева Т.Н. Психология коллектива как субъекта инновационной деятельности. Сургут, 2009. 195 с.

11. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: монография. Красноярск, 2007. 204 с.

References:

1. The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020 [Electronic resource]. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Shmeleva E.A. Innovative educational environment of high school: development space [electronic resource] // Scientific Search. 2012. № 1 (3). P. 14-17. URL:

http://psvedu.ru/files/articles/psyedu ru 2012 1 2776].

3. Arendachuk I.V. Educational environment of high school as a psychological and pedagogical

factor [Electronic resource]. URL:

http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/arendachuk

4. Slobodchikov V.I. On the concept of the educational environment in the concept of developing education. Moscow, 2000. 230 p.

5. Leontieva O. V. Cultural and educational environment of high school as a psychological and pedagogical problem // Education and Society. 2009. № 6. P. 106-111.

6. Alisov E.A., Podymova L.S. Innovative educational environment as a factor of self-realization // Vocational education. 2001. № 1. P. 61-63.

7. Efimov P.P., Kostin V.N. The essence of the innovative educational environment of high school

[electronic resource] // A young scientist. 2014. № 7. P. 502-506. URL:

http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/arendachuk

8. Erobkin R.P. Training of cadets in an innovative educational environment of a high school of the Russian Interior Ministry: abstr. Dis.... Cand.of Ped. N. Novgorod, 2015. 26p.

9. Ilyina N.F. Criteria of readiness of the teacher to innovative activity // Pedagogy. 2012. № 7. P.

82.

10. Lazarev V.S., Razuvaeva T.N. Psychology of a team as a subject of innovative activity. Surgut, 2009. 195 p.

11. Adolf V.A., Ilyina N.F. Innovative activity of a teacher in the process of professional formation: monograph. Krasnoyarsk, 2007. 204p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.