Научная статья на тему 'Самореализация студентов в инновационной образовательной среде'

Самореализация студентов в инновационной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРНЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / COMPETITIVE SPECIALIST / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE EDUCATIONAL ACTIVITIES / ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ / MOTIVATION OF STUDENTS / ЛИЧНОСТНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / PERSONAL IDENTITY / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE FORMS OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богоудинова Р.З.

В статье раскрывается позиция студента в системе инновационной образовательной деятельности, личностный смысл инновационной образовательной среды, влияние общественного фактора на развитие инноваций в образовании. Представлен педагогический процесс становления индивидуальности субъектов в инновационном образовании. Раскрыт опыт использования интерактивных форм проведения занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the position of the student in the system of innovative educational activity, personal sense of innovative educational environment, the influence of social factors on the development of innovation in education. Presents the pedagogical process of formation of the individual subjects in innovative education. Discloses experience using interactive forms of training.

Текст научной работы на тему «Самореализация студентов в инновационной образовательной среде»

УДК 378.147.678.5.002.6

Р. З. Богоудинова

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Ключевые слова: конкурентоспособный специалист, инновационная образовательная деятельность, инновационно-образовательная среда, мотивация студентов, личностная индивидуальность, интерактивные формы обучения.

В статье раскрывается позиция студента в системе инновационной образовательной деятельности, личностный смысл инновационной образовательной среды, влияние общественного фактора на развитие инноваций в образовании. Представлен педагогический процесс становления индивидуальности субъектов в инновационном образовании. Раскрыт опыт использования интерактивных форм проведения занятий.

Keywords: Competitive specialist, innovative educational activities, innovative educational environment, motivation of students, personal identity, the interactive forms of learning.

The article reveals the position of the student in the system of innovative educational activity, personal sense of innovative educational environment, the influence of social factors on the development of innovation in education. Presents the pedagogical process of formation of the individual subjects in innovative education. Discloses experience using interactive forms of training.

Отличительной сущностной характеристикой инновационной образовательной среды является синтез основополагающих факторов развития личности - среды жизнедеятельности, воспитания, самообразования и самовоспитания, направленных на реализацию творческого потенциала каждого студента. Такая среда представляет собой комплексную форму функционирования и реализации основополагающих принципов инновационной педагогики и является единым образовательным пространством учебного заведения, позволяющим кооперировать усилия всех заинтересованных субъектов в качественной подготовке будущих специалистов.

Личностный смысл инновационной образовательной среды состоит в создании условий для развития «всех сущностных сил» и творческих потенциалов студента и построения на этой основе базиса для успешной профессиональной подготовки и карьеры. Социальный смысл инновационной образовательной среды состоит в подготовке конкурентоспособного специалиста [1].

Основными тенденциями развития инновационной образовательной среды является взаимопроникновение (конвергенция) и сближение внешней и внутренней составляющих образовательной среды учебного заведения: усиление влияния общественного фактора на развитие инновационной среды; все большая зависимость динамики развития инновационной среды от информационно-технологической составляющей; сращивание научно-исследовательской работы с интересами образовательных учреждений; гармонизация личностных и профессиональных смыслов, организация и содержание подготовки специалистов в образовательном учреждении.

Инновационная образовательная среда позволяет всем ее субъектам быть включенными во взаимодействие через создание, внедрение и рефлексию новшеств. Данный фактор влияет на развитие экзистенциальной сферы - осознание себя как творческой индивидуальности, своего места в общественной, учебной и профессиональной деятельности, понимание своего творческого потенциала в сфере профессионального образования и будущей

профессиональной деятельности; проявление независимости, свободы в выборе собственных действий, мыслей, поступков.

Инновационно-образовательная среда становится ведущим фактором самореализации как отдельных субъектов, так и педагогических сообществ. В основе самореализации лежит принцип единства сознания и деятельности

(С.Л.Рубинштейн), стимулируемый инновационной образовательной средой учебного заведения, личностными, профессиональными и социальными мотивами субъектов и объектов образовательного процесса. Одной из основных характеристик самореализации как высшего типа творчества является независимость его носителей от традиционных вариантов решения проблем и устремленность их идей и проектов в будущее.

В основе стратегии подготовки кадров лежит идея создания инновационной образовательной среды, ориентированной на развитие стратегий самореализации. Самореализация личности связана с процессом осуществления самого себя в жизни и профессиональной деятельности, поиска и утверждения своего особого пути в профессиональном мире, своих ценностей и смысла своего существования посредством собственных усилий, содеятельно-сти, сотворчества с другими людьми.

Становление индивидуальности субъектов инновационного образовательного пространства происходит в процессе личностной самореализации. Социальная активность личности определяет возможности расширения внутреннего мира человека, обогащения его содержания в интерсубъектном общении. Интерсубъектное общение является самостоятельной ценностью приобщения к творческой уникальности человека, готовности и способности к искреннему взаимораскрытию и вкладу в развитие внутреннего мира другого - самореализации в форме персонализации.

В педагогике, которая призвана обеспечить образование человека, надо, прежде всего, знать обучающегося, его интересы, потребности, способности, ценностные ориентации и установки. Однако как бы хорошо педагог не изучил каждого студента, не ди-

агностировал процесс и результаты самовоспитания, оно немыслимо без того, чтобы каждый студент сам хорошо знал себя, свои достоинства и недостатки, а потому важнейшей задачей педагога является стимулирование самопознания студентов. Здесь правомерно говорить о единстве педагогической диагностики самовоспитания и самопознания студентов.

Под педагогической диагностикой понимается распознавание состояния конкретного педагогического явления или процесса и причин, вызывающих это состояние, насколько осознанно и целенаправленно, разносторонне и активно, регулярно и успешно сами студенты развивают и совершенствуют свою личность, что побуждает их к этому и, напротив, что мешает этим заниматься. Педагогическая диагностика позволяет осуществлять личностный подход к студентам, определять и применять по отношению к ним оптимальные стимулы, способствующие успешному индивидуальному саморазвитию каждого из них [2].

Потребность в сохранении собственной индивидуальности (стремление к независимости от других и желание сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений) занимает ведущее место в структуре мотивов студентов технологических специальностей. По нашим данным, оказалось, что желание развить у себя необходимые для самореализации качества в инновационной деятельности присуще подавляющему большинству студентов, прошедших первую производственную практику, и это желание ставится на первое место у 87% респондентов.

Такая мотивация студентов является движущей силой развития психологической готовности к инновационной деятельности и работе в инновационном образовательном пространстве.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль преподавателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других -реализация ведущих педагогических функций остается за преподавателем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий преподаватели все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Предназначение инновационных процессов - развитие вуза как педагогической системы и особой социальной организации, достижение качественно новых, более высоких результатов образования, повышение конкурентоспособности.

Современная ориентация высшего образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к профессиональной деятельности предполагает создание условий, в ко-

торых студент как участник образовательного процесса проявляет себя не только посредством познавательной активности, но и через личностную социальную позицию, позволяющую выразить себя как субъект освоения профессиональной деятельности.

Деятельностная модель подготовки специалиста, результатом которой являются сформированные компетенции, предполагает постоянную трансформацию видов деятельности [3]. Процесс поэтапного освоения опыта познавательной и профессиональной деятельности осуществляется через:

- учебно-познавательную деятельность академического типа;

- квазипрофессиональную деятельность, в процессе которой происходит моделирование условий, содержания и динамики реального производства;

- учебно-профессиональную деятельность, когда студент выполняет прикладные исследования;

- профессиональную деятельность, которая осуществляется при прохождении производственной практики.

Наиболее успешно путь приобретения опыта профессиональной деятельности осуществляется в логической последовательности освоения всех вышеописанных видов деятельности.

Освоение студентом каждого из предложенных видов деятельности предполагает собственные, характерные для данного вида деятельности, способы и методы обучения. Однако практика показывает, что методы и методики обучения определенным видам деятельности слабо разработаны. А именно, освоение студентом квазипрофессиональной деятельности не всегда носит системный характер в силу недостаточной методической базы преподавателя. Вместе с тем, наблюдается заинтересованность ученых и практиков в практикоориентирован-ных методах обучения, несмотря на трудоемкость процесса разработки и моделирования реальных рабочих ситуаций.

Побуждение студентов к самостоятельному поиску возможно посредством создания проблемного поля как череды проблемных ситуаций. В структуре деятельности проблемная ситуация представляет собой внезапно возникшее препятствие на пути к достижению ее цели. Структурными элементами, позволяющими решить проблемную ситуацию, являются цель, средства достижения, программа действий, которые, свою очередь, могут выступать в качестве «заданных» условий к моменту возникновения препятствий. В учебном процессе проблемная ситуация задается преподавателем либо может быть выявлена студентами и сформулирована в учебную задачу с четкими условиями, в связи с чем становится доступной для решения всеми обучаемыми.

Создание условий для самостоятельной поисковой мыслительной деятельности возможно посредством интерактивных игровых методов, которые максимально приближают студентов к реальной модели будущей профессиональной деятельности с ее проблематикой.

Освоение нового знания происходит в процессе деятельности, источником которой должна стать проблемная ситуация, заданная преподавате-

лем, в связи с чем преподаватель должен создать такие условия, при которых проблемная ситуация преобразуется в проблемную задачу. В качестве таких условий может выступать специально смоделированная деятельность.

Развитие инноваций в экономике страны настоятельно требует кардинальной перестройки образовательного процесса. Важнейшим аспектом инновационного развития Университета является его ориентации на становление и развитие личностных качеств студента, обретение им не только необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, но и желания постоянно обновлять и пополнять свои знания и умения. Такая цель требует принципиально новых подходов, новых образовательных технологий обучения и, прежде всего, всестороннего использования в процессе обучения интерактивных методов.

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида деятельности, к которому готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой), является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и становящийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом учебном процессе они составляют в нашем университете не менее 30% аудиторных занятий.

Между тем, применение интерактивных методов не всегда оправданно. Некоторые студенты в силу их психологических особенностей лучше усваивают материал на традиционных лекциях. Консенсус может быть найден в сочетании как традиционных, так и интерактивных методов с электронным обучением. В КНИТУ создана мощная база пособий и других материалов по всем учебным дисциплинам, доступ в которую открыт для всех студентов. Таким образом,

часть теоретического материала студенты осваивают самостоятельно в любом месте, где есть доступ в Интернет. А на лекции преподаватель раскрывает проблемные вопросы, проводит дискуссии, а затем выдает кейсы, в ходе решения которых студенты овладевают необходимыми компетенциями.

Между тем, несмотря на то, что интерактивные технологии обучения разработаны достаточно подробно, применяются они недостаточно, до сих пор в процессе обучения значительное место занимают пассивные методы. Это, на наш взгляд, связано, прежде всего, с нежеланием преподавателей перестраивать свою работу. Не секрет, что подготовка к интерактивному занятию требует довольно длительной подготовки, преподаватель должен обладать высоким уровнем профессиональной компетенции. Кроме того, проблемой является отсутствие четких методических инструкций по применению отдельных форм активных и интерактивных методов. Однако не перейдя к преподаванию с использованием всех инновационных технологий, невозможно подготовить классного специалиста для современной экономики, соответственно выпускники не будут востребованы на рынке труда, а вуз потеряет свой сегмент абитуриентов.

Особое место в основной образовательной программе магистратуры занимают научно-исследовательские семинары, которым предшествуют планирование, корректировка индивидуальных планов научно-исследовательской работы магистров, обоснование ими темы, обсуждение планов и промежуточных результатов исследования. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов проводится широкое обсуждение с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся, также дается оценка компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и уровня культуры.

Происходящие в настоящее время в российском обществе изменения предъявляют новые требования к каждой личности. На первый план выдвигается способность быть субъектом своего профессионального развития, самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем в условиях быстро меняющейся действительности. В условиях рыночной экономики выпускник вуза должен рассчитывать, прежде всего, на самого себя, свои способности, знания и умения, свои возможности, уметь адаптироваться в новой обстановке, принимать правильные оперативные решения и нести за них ответственность.

Литература

1. Р.З. Богоудинова Инновационная образовательная деятельность в национальном исследовательском университете. Отечество, Казань, 2014. 144 с.

2. П.Н. Осипов, Образование и саморазвитие, 4, 3-8 (2012).

3. А.А. Вербицкий Категория «контекст» в психологии и педагогике. Логос, Москва, 2010. 300 с.

© Р. З. Богоудинова - проф. каф. инженерной педагогики и психологии КНИТУ, rozabog@bk.ru.

© R. Z. Bogoudinova - Professor, Department of engineering pedagogy and psychology KNRTU, rozabog@bk.ru.

217

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.