товки: метод. указания. Н. Новгород: Нижегор. гос. архитектурно-строит. ун-т, 2015.
5. Формирование билингвальной личности на основе компетентностного подхода: кол. моногр. / отв. ред. Г.А. Баева. СПБ.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012.
6. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам:
учеб. пособие. 2-е изд. М.: Филоматис, 2010. * * *
1. Krizis kak shans dlja razvitija. Shestye Sabu-rovskie chtenija [Jelektronnyj resurs]: sb. st. / T.V. Aban-kina [i dr.]. M.: Logos, 2015.
2. Kjazimov K.G. Innovacionnaja obrazovatel'-naja sreda kak uslovie podgotovki kvalificirovannyh kadrov: monogr. Saratov, 2018.
3. Meng T.V. Sredovyj podhod k organizacii ob-razovatel'nogo processa v sovremennom vuze // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. 2008. № 52. S. 70-83.
4. Proektnaja dejatel'nost' kak sposob razvitija lichnosti studentov i ih professional'noj podgotovki: metod. ukazanija. N. Novgorod: Nizhegor. gos. arhi-tekturno-stroit. un-t, 2015.
5. Formirovanie bilingval'noj lichnosti na osnove kompetentnostnogo podhoda: kol. monogr. / otv. red. G.A. Baeva. SPB.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2012.
6. Shhukin A.N. Sovremennye intensivnye meto-dy i tehnologii obuchenija inostrannym jazykam: ucheb. posobie. 2-e izd. M.: Filomatis, 2010.
Research and educational environment as a factor in improving of the future teacher training
The article raises the problem of importance of the organization of the research and educational environment for the professional foreign language teacher training. The authors present the main directions of planning of research environment for the effective training of a foreign language teacher. The specificities of planning the research environment for students are revealedwhich help to enhance the intellectual potential of students.
Key words: research educational environment, research activities, research competence, design and research technology.
(Статья поступила в редакцию 31.10.2018)
А.р. ЕФЕроВА (Москва)
инновационная образовательная среда вуза как педагогическое условие развития критического мышления студентов
Рассматривается актуальный вопрос создания педагогических условий развития критического мышления студентов. Инновационная образовательная среда вуза обосновывается в качестве такого педагогического условия. Уточняются понятия «критическое мышление», «инновационная образовательная среда», характеризуются сущность, структура, методологические подходы основания инновационной образовательной среды.
Ключевые слова: педагогические условия, развитие критического мышления студентов, инновационная образовательная среда.
Развитие ведущих стран мира и научно-технический прогресс привели к формированию экономики нового типа - экономики знаний, инноваций, глобальных информационных систем и технологий. Основным фактором, движущей силой и одновременно критерием развития такого типа экономики является человеческий капитал с развитым уровнем инновационного, критического и дизайн-мышления. Соответственно, перед высшей школой общество ставит серьезную задачу воспитания порастающего поколения профессионалов, готовых стать ценным человеческим капиталом страны и мирового экономического пространства. Одновременно с этим президент В.В. Путин в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 г. отмечает проблему невосприимчивости экономики и общества к инновациям, что свидетельствует о недостаточном внимании высших учебных заведений к данной проблематике, неготовности системы образования к вызовам современности, которая пока отстает от требований инновационной экономики.
В таких условиях все большую актуальность приобретают научные исследования, связанные с созданием в высших учебных заведениях условий, необходимых для подготовки современных профессионалов, гото-
О Еферова А.Р., 2019
вых к эффективному функционированию в глобальном инновационном экономическом пространстве (Н.Г. Баженова, Е.ф. Ефремова, А.В. Лысенко А.В. Сверчков, Н.Ю. Фоминых) [2; 5; 8; 10; 17-19]. Одним из таких условий, на наш взгляд, является наличие в высшем учебном заведении инновационной образовательной среды. Актуальность и своевременность рассматриваемой в данной статье проблемы также подтверждается Стратегией инновационного развития РФ на период до 2020 года, настаивающей на необходимости развития среды, благоприятной для инновации: «перед системой образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания, методов и технологии обучения стоит задача ориентации на формирование и развитие навыков и компетенции, необходимых для инновационной деятельности» [13]. Соответственно, целью данной статьи является характеристика данного педагогического условия.
Прежде всего, остановимся на определении понятия «критическое мышление», которое сегодня трактуется неоднозначно. Однако в достаточно разнообразных определениях прослеживается общая мысль ученых. Так, академическим словарем критическое мышление определяется как система суждений индивида, которую он использует с целью анализа определенных вещей и событий. На основании результатов этого анализа индивид с развитым критическим мышлением формулирует обоснованные выводы, дает обоснованные оценки, интерпретирует результаты, оценки и выводы и применяет их в различных проблемных (новых) ситуациях. Очевидно, что критическое мышление является мышлением более высокого уровня и необходимым условием прогресса и развития общества. Именно критическое мышление позволяет человеку ставить под сомнение поступающую извне информацию. Синонимично критическое мышление можно назвать оценочным или рефлексивным.
Д. Халперн под критическим мышлением понимает использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата [20, с. 15]. В.Н. Брюшинкин дает следующее определение: «Критическое мышление -последовательность мыслительных действий, направленных на проверку высказывании или систем высказывании с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям» [3].
'КИЕ НАУКИ -
По мнению М.В. Кларина, критическое мышление представляет собой своего рода рациональное, рефлексивное мышление, направленное на решение того, следует чему-то верить или нет, следует предпринять то или иное действие или нет. в представлении ученого, критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенность (установки) [6].
На основе критического анализа наработок отечественных и зарубежных авторов В.И. Смирнова приходит к выводу о том, что критическое мышление - это совокупность качеств и умении, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента [11].
Обобщив определения ученых, под критическим мышлением студентов будем понимать самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее и самокорректирующее мышление, в результате которого человек получает возможность не только формулирования обоснованных выводов, но и использования полученных оценок и суждений с целью корректировки своей дальнейшей деятельности. Составляющими критического мышления мы считаем способность мыслить абстрактно, наблюдать, интерпретировать, прослеживать логическую последовательность событий и явлений, умения анализа и синтеза, дедукции и индукции.
Соответственно, мы считаем, что критическое мышление студентов в совокупности его составляющих возможно сформировать только в инновационной образовательной среде вуза. Охарактеризуем такую среду, определив ее сущность и структуру, а также определим методологические подходы, на которых должна базироваться такая среда. Для описания некоторых педагогических явлений и процессов уже традиционно в педагогике используется метод моделирования. На схеме на с. 14 представлена модель инновационной образовательной среды, разработанная нами в ходе данного исследования.
Обоснованию понятия образовательной среды в различных ее аспектах посвящены множественные работы современных педагогов-исследователей A.B. Бубенчиковой [4], К.Г. Кязимова [7], Н.Ю. Фоминых [14-15], что свидетельствует об актуальности и неоднозначности данной проблемы.
под образовательной средой вслед за A.B. Бубенчиковой [4] и Н.Ю. Фоминых [16] будем понимать систему взаимосвязанных ге-
терогенных базисных блоков: методологического, методического, кадрового, информационного. Методологический блок предполагает обоснование подходов к учебному процессу в образовательной среде, методический -целесообразное оправданное использование традиционных и инновационных методов обучения, кадровый блок направлен на формирование готовности студентов и преподавателей к функционированию и творческому со-проектированию инновационной образовательной среды, информационный блок представляет собой информационное наполнение образовательной среды, ее наполняемость качественными образовательными ресурсами [21].
С целью конкретизации понятия «инновационная образовательная среда» (ИОС) следует проанализировать родоначальное понятие «инновация». Так, Е.А. Алисов и Л.С. По-дымова отмечают, что «инновация - это предмет (результат интеллектуальной деятельности, продукт, объект), а также существенные изменения в социальной и вещественной среде, содержащие новые, в том числе научные, знания, созданные с целью удовлетворения социальных потребностей» [1, с. 21]. Другими
словами, инновационный - направленный на создание нового знания или продукта.
Таким образом, инновационная образовательная среда - это искусственно построенная система на основе комбинаторного применения традиционных и активных методов обучения. Такая среда включает все необходимые учебные ресурсы, предоставляет возможность организации всех видов учебно-познавательной деятельности студентов; структура и составляющие этой системы способствуют достижению основной цели образования - целенаправленного воспитания и обучения в интересах личности и общества. Такая среда не является данностью, это результат субъект-субъектного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса, а значит, она создается (проектируется) в совместной творческой деятельности педагогов и студентов, характеризуется наличием нового научного знания и насыщенностью информационными образовательными ресурсами. ИОС направлена на развитие инновационного потенциала и инновационной активности преподавателей и студентов, формирует условия, необходимые для генерирования нового зна-
Структура инновационной образовательной среды вуза
Методологический блок:
средовой, инновационный, компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, конструктивизм
Информационный блок:
образовательные ресурсы, средства обучения (традиционные, компьютерно ориентированные, электронные)
Методический блок:
комплексное использование традиционных
и инновационных методов обучения (активных, интерактивных, поисково-исследовательских)
Кадровый блок:
формирование готовности всех участников учебного процесса к эффективному взаимодействию в ИОС, со-проектированию ИОС в совместной творческой деятельности преподавателя и студента
ния. В центре ИОС - студент, его потребности, склонности, способности, интересы.
Сущность такой среды заключается в комбинаторном использовании педагогических традиций и инноваций, что способствует формированию самостоятельного критического мышления студентов. ИОС базируется на инновационном содержании образования (авторские программы, средства обучения, возможность выбора студентами индивидуальных образовательных траекторий) и инновационных методах обучения (активные, интерактивные, поисковые, исследовательские).
С точки зрения группы исследователей (А.В. Бубенчикова, Д.В. Еныгин, Н.Ю. Фоминых) [4], проектирование компьютерно ориентированной образовательной среды должно базироваться на комплексном использовании методологических подходов: компетентност-ного, средового, витагенного, коммуникативного, идей коннективизма и конструктивизма. По мнению Г.К. Кязимова, образовательная среда будет инновационной при условии ее проектирования на основе средового, гуманистического, стратегического, системно-структурного, инновационного, синергетиче-ского, компетентностного и культурологического подходов [7].
принимая во внимание вышеупомянутые мнения ученых, считаем, что методологическим базисом инновационной образовательной среды выступают следующие подходы: средовой, инновационный, компетентност-ный, личностно ориентированный, деятель-ностный, конструктивизм. Охарактеризуем кратко каждый из означенных подходов.
Средовой подход предоставляет возможность теоретического обоснования основных принципов и самого процесса проектирования инновационной образовательной среды и одновременно выступает технологией опосредованного (посредством среды) управления образовательным процессом.
Логичным также является использование в качестве методологического базиса инновационного подхода, основными принципами которого являются:
- создание творческой атмосферы в учебном заведении;
- формирование адекватного отношения к новшествам, ситуациям неопределенности и неизвестности, умений реагирования и принятия решений в указанных ситуациях, действия на опережение;
- воспитание мотивационно-ценностного отношения к инновационной деятельности и ее результатам;
- организация творческого субъект-субъектного взаимодействия «преподаватель - студент».
Инновационный подход представляет собой механизм развития образовательной системы в направлении создания инновационных образовательных продуктов и одновременно механизм направления педагогической деятельности преподавателя на выявление актуальных образовательных проблем и поиск новых эффективных способов их решения.
Компетентностный подход предполагает ориентацию инновационной образовательной среды на формирование компетенций выпускников вузов, предусмотренных федеральными образовательными стандартами, что позволяет подготовить конкурентоспособных специалистов на международном рынке труда.
Ориентация инновационной образовательной среды на интересы, потребности, склонности обучающихся, учет их психических, личностных особенностей, ценностных ориен-таций, дифференциация и индивидуализация учебного процесса обеспечиваются использованием личностно ориентированного подхода в качестве базиса инновационной образовательной среды.
Деятельностный подход позволяет организовать творческое взаимодействие преподавателя и студентов, а также направить это взаимодействие на развитие инновационного потенциала образовательной среды, постановку общих единых целей и выработку совместных эффективных способов деятельности.
поскольку в рамках данного исследования речь идет о формировании критического мышления, под которым, как отмечалось выше, нами понимаются само-процессы (контроля, направления, регулирования, корректировки) студента, то очевидным является использование конструктивизма как методологического базиса инновационной образовательной среды, поскольку именно данный философский подход подразумевает самостоятельное конструирование каждым студентом собственной системы знаний и условий обучения, выбор индивидуальных образовательных траекторий.
Говоря о методах обучения, используемых в ИОС, необходимо подчеркнуть целесообразное, оптимальное комплексное применение педагогических традиций и инноваций. Среди инновационных методов обучения наиболее эффективными для развития критического мышления студентов мы считаем кейс-ана-
лиз, методы дискуссии, полемики, мозгового штурма, форсажа, игрового проектирования, взаимообучения и т. д.
Таким образом, инновационная образовательная среда вуза, спроектированная на основе средового, инновационного, компетент-ностного, личностно ориентированного, дея-тельностного подходов и конструктивизма, а также рационального объединения традиционных наработок педагогической науки и инноваций, является необходимым (но не единственным) педагогическим условием развития критического мышления студентов. Однако данная статья не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы исследования, соответственно, направлением наших дальнейших научных изысканий станет обоснование теоретических основ проектирования (подходы, принципы, этапы) и практической реализации описанной ИОС, а также поиск и проверка эффективности других педагогических условий развития критического мышления студентов.
Список литературы
1. Алисов Е.А., Подымова Л.С. Инновационная образовательная среда как фактор самореализации личности // Среднее профессиональное образование. 2001. № 1. С. 61-63.
2. Баженова Н.Г., Хлудеева И.В. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2012. № 151. С. 217-223.
3. Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация / под ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. С. 29-34.
4. Бубенчикова A.B., Еныгин Д.В., Фоминых Н.Ю. Компьютерно ориентированная среда иноязычной профессиональной подготовки как объект педагогического проектирования // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2015. № 6(67). С. 117-122.
5. Ефремова Е.Ф. Педагогические условия повышения эффективности иноязычной подготовки студентов медицинского вуза: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009.
6. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта). Рига, 1995.
7. Кязимов К.Г. Инновационная образовательная среда вуза как условие подготовки квалифицированных кадров // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 5. С. 976-984.
8. Лысенко А.В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-ценност-
ных ориентаций будущего учителя музыки: дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2005.
9. О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года: указ Президента Рос. Федерации от 1 дек. 2016 г. № 642 [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/ bank/41449 (дата обращения: 03.11.2018).
10. Сверчков А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов // Молодой ученый. 2009. № 4. С. 279282.
11. Смирнова И.В. Понятие критического мышления в современной педагогической науке [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: http://www. science-education.ru/ru/artide/view?id=22783 (дата обращения: 02.11.2018).
12. Современные образовательные технологии: педагогика и психология: моногр. / А.В. Апай-чев, С.А. Борщенко, И.Е. Буршит [и др.]. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. Кн. 15.
13. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/ (дата обращения: 05.11.2018).
14. Фоминых Н.Ю. Комплекс оптимальных педагогических условий иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники // Научные ведомости Белгор. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2015. № 6(203). С. 164-171.
15. Фоминых Н.Ю. Компьютерно ориентированные средства обучения как педагогическое условие иноязычной профессиональной подготовки студентов // Изв. Юж. фед. ун-та. 2015. № 2. С. 133-142.
16. Фоминых Н.Ю., Горбунова Н.В. Тенденции развития компьютерно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники // Вестн. Череповец. гос. унта. 2018. № 6(129). С. 30-39.
17. Фоминых Н.Ю. Базисные блоки компьютерно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов // Информатизация образования: теория и практика: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Омск, 21-22 нояб. 2014 г.) / под общ. ред. М.П. Лапчика. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. С. 159161.
18. Фоминых Н.Ю. Компоненты компьютерно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники // Многоуровневая языковая подготовка специалистов в высшей школе: проблемы и перспективы развития: тр. IV Междунар. науч.-практ. интернет-
конф. Ростов н/Д.: Изд-во Юж. фед. ун-та, 2014. С. 167-172.
19. Фоминых Н.Ю. Сущность иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники как педагогического процесса // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2015. № 5. С. 69-74.
20. Халперн Д. Психология критического мышления. 4-е междунар. изд. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
21. Gordeev O., Fominykh N., Kharchenko V., Sklyar V. Evolution of Software Quality Models in Context of the Standard ISO 25010 // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2014. Vol. 286. P. 223-232.
* * *
1. Alisov E.A., Podymova L.S. Innovacionnaja obrazovatel'naja sreda kak faktor samorealizacii lichnosti // Srednee professional'noe obrazovanie. 2001. № 1. S. 61-63.
2. Bazhenova N.G., Hludeeva I.V. Pedagogicheskie uslovija, orientirovannye na razvitie: teoreticheskij aspekt // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. 2012. № 151. S. 217-223.
3. Brjushinkin V.N. Kriticheskoe myshlenie i argumentacija // Kriticheskoe myshlenie, logika, argu-mentacija / pod red. V.N. Brjushinkina, V.I. Markina. Kaliningrad: Izd-vo Kaliningr. gos. un-ta, 2003. S. 29-34.
4. Bubenchikova A.V., Enygin D.V., Fomi-nyh N.Ju. Komp'juterno orientirovannaja sreda ino-jazychnoj professional'noj podgotovki kak ob#ekt pedagogicheskogo proektirovanija // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2015. № 6(67). S. 117-122.
5. Efremova E.F. Pedagogicheskie uslovija po-vyshenija jeffektivnosti inojazychnoj podgotovki studentov medicinskogo vuza: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2009.
6. Klarin M.V. Innovacii v mirovoj peda-gogike: obuchenie na osnove issledovanija, igry i diskussii (analiz zarubezhnogo opyta). Riga, 1995.
7. Kjazimov K.G. Innovacionnaja obrazovatel'naja sreda vuza kak uslovie podgotovki kvalificiro-vannyh kadrov // Professional'noe obrazovanie v so-vremennom mire. 2015. № 5. S. 976-984.
8. Lysenko A.V. Psihologo-pedagogicheskie uslo-vija formirovanija professional'no-cennostnyh orien-tacij budushhego uchitelja muzyki: dis. ... kand. ped. nauk. Majkop, 2005.
9. O strategii nauchno-tehnologicheskogo razvi-tija Rossijskoj Federacii do 2035 goda: ukaz Preziden-ta Ros. Federacii ot 1 dek. 2016 g. № 642 [Jelektron-nyj resurs]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41449 (data obrashhenija: 03.11.2018).
10. Sverchkov A.V. Organizacionno-pedagogi-cheskie uslovija formirovanija professional'no-pe-dagogicheskoj kul'tury budushhih sportivnyh pe-dagogov // Molodoj uchenyj. 2009. № 4. S. 279282.
11. Smirnova I.V. Ponjatie kriticheskogo mysh-lenija v sovremennoj pedagogicheskoj nauke [Jelek-tronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2015. № 5. URL: http://www.sci ence-education.ru/ru/article/view?id=22783 (data obrashhenija: 02.11.2018).
12. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: pedagogika i psihologija: monogr. / A.V. Apajchev, S.A. Borshhenko, I.E. Burshit i dr. Novosibirsk: Izd-vo CRNS, 2014. Kn. 15.
13. Strategija innovacionnogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/ (data obrashhenija: 05.11.2018).
14. Fominyh N.Ju. Kompleks optimal'nyh pedagogicheskih uslovij inojazychnoj professional'-noj podgotovki budushhih specialistov v oblasti informatiki i vychislitel'noj tehniki // Nauchnye ve-domosti Belgor. gos. un-ta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2015. № 6(203). S. 164-171.
15. Fominyh N.Ju. Komp'juterno orientirovannye sredstva obuchenija kak pedagogicheskoe uslovie inojazychnoj professional'noj podgotovki studentov // Izv. Juzh. fed. un-ta. 2015. № 2. S. 133-142.
16. Fominyh N.Ju., Gorbunova N.V. Tendencii razvitija komp'juterno orientirovannoj sredy inojazychnoj professional'noj podgotovki budushhih specialistov v oblasti informatiki i vychislitel'noj tehniki // Vestn. Cherepovec. gos. un-ta. 2018. № 6(129). S. 30-39.
17. Fominyh N.Ju. Bazisnye bloki komp'juter-no orientirovannoj sredy inojazychnoj professional'noj podgotovki budushhih specialistov // Informatizacija obrazovanija: teorija i praktika: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Omsk, 21-22 nojab. 2014 g.) / pod obshh. red. M.P. Lapchika. Omsk: Izd-vo OmGPU, 2014. S. 159-161.
18. Fominyh N.Ju. Komponenty komp'juterno orientirovannoj sredy inojazychnoj professional'noj podgotovki budushhih specialistov v oblasti informati-ki i vychislitel'noj tehniki // Mnogourovnevaja jazykovaja podgotovka specialistov v vysshej shkole: problemy i perspektivy razvitija: tr. IV Mezhdunar. nauch.-prakt. internet-konf. Rostov n/D.: Izd-vo Juzh. fed. un-ta, 2014. S. 167-172.
19. Fominyh N.Ju. Sushhnost' inojazychnoj professional'noj podgotovki budushhih specialistov v oblasti informatiki i vychislitel'noj tehniki kak pedagogicheskogo processa // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2015. № 5. S. 69-74.
20. Halpern D. Psihologija kriticheskogo mysh-lenija. 4-e mezhdunar. izd. SPb.: Izd-vo «Piter», 2000.
ИЗВЕСТИЯ вгпу
Innovative educational environment of the university as a pedagogical condition for the development of critical thinking in students
The article considers the topical issue of creating pedagogical conditions for the development of critical thinking in students. The author proves that the innovative educational environment of the university is such a pedagogical condition. The concepts of "critical thinking" and "innovative educational environment" are clarified. The essence, structure and methodological approaches of building an innovative educational environment are described.
Key words: pedagogical conditions, the development of critical thinking of students, innovative educational environment.
(Статья поступила в редакцию 07.11.2018)
Л.н. данилова, а.м. ходырев
(Ярославль)
ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ в ОБЩЕСТБЕННО-ИЕДАГОГИЧЕСКОй МЫСЛИ XVI-XVП вв.
В XVIII в. в России уже существовало представление об идеальном учителе, но складываться оно начало еще за два столетия до этого, закрепляясь в документах государственного и школьного уровня и в общественном сознании. Рассматриваются возникновение религиозно-гуманистического характера учительской профессии, осознание обществом персональной ответственности учителя за результат, утверждение важнейших качеств учителей в ХУ1-ХУП вв.
Ключевые слова: история педагогического образования, требования к учителю, подготовка учителей, ценности педагогического образования.
Как это хорошо известно из истории педагогики, государственное педагогическое образование уходит корнями в конец XVIII в., когда было учреждено первое в России профессиональное учреждение по подготовке
школьных учителей, однако учителя в стране были и в предыдущих столетиях. к ним относились мастера грамоты, церковные учителя, священники и пр. Уже в допетровские времена также действовали школы и училища. Указанные обстоятельства обусловливают тот факт, что представления о личностных и профессиональных качествах учителя формировались не параллельно с созданием первой учительской семинарии, а значительно раньше. Тогда они еще не назывались требованиями, но часто уже осознавались как таковые, поскольку закреплялись в первых документах, регулировавших образование, в методических, авторских источниках и церковных правовых нормах. К середине XVIII в. в общественном сознании и педагогической мысли сложился определенный образ учителя.
Надо заметить, что информация о качествах педагогов и о взглядах на эту профессию крайне ограничена и разрознена. Среди исторических источников она представлена в некоторой учебной литературе, рукописях священнослужителей и общественных деятелей, церковных постановлениях, законодательных источниках и уставах отдельных школ.
В частности, одним из первых документов подобного рода часто называют Устав Луцкой братской школы [7; 13]. При Кресто-Воздвиженском братстве г. Луцка (юго-запад Руси, современная Украина) в начале XVII в. была открыта большая школа для православного населения. Ее учебный план содержал большое число дисциплин (от арифметики до философии), что придавало ей характер средней школы, а учителями выступали священники. Примечательно, что качества, которыми надлежало обладать преподавателям, были не просто осмыслены братьями и ректорами, но и закреплены в уставе. Впрочем, судя по описанию других братских школ, данному П.ф. Кап-теревым [7], они не были уникальным элементом именно Луцкой школы, но распространялись на все братские школы XVII в. Учителю предписывалось, «взяв порученное ему дитя... заботливо учить его полезным наукам, за непослушание наказывать, но не тирански, а наставнически, не сверх меры, а по силам, не с буйством, а кротко и тихо», что подчеркивает добросовестность, справедливость и заботу в образе педагога [Там же, с. 129].
В уставе Львовской школы, старейшей братской школы на Украине (1586 г.), оговаривалось, что дидаскал (учитель) должен быть
О Данилова Л.Н., Ходырев A.M., 2019