Научная статья на тему 'Научно-исследовательская работа магистрантов, обучающихся по программе "Физическое образование", в контексте требований образовательного и профессионального стандартов'

Научно-исследовательская работа магистрантов, обучающихся по программе "Физическое образование", в контексте требований образовательного и профессионального стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PHYSICS EDUCATION / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / RESEARCH WORK / СОБЫТИЙНАЯ МОДЕЛЬ / EVENT MODEL / МОДУЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / MODULAR MODEL / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / EDUCATIONAL TRAJECTORY / ПОРТФОЛИО ПО ТЕМЕ НИР / PORTFOLIO ON THE SUBJECT OF RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полях Наталия Федоровна, Донскова Елена Владимировна

Рассматриваются проблемы организации научно-исследовательской работы студента в свете стандартов высшего образования и профстандарта педагога. Определены общие подходы в подготовке по магистерской программе «Физическое образование» Волгоградского государственного социально-педагогического университета к организации научно-исследовательской работы на основе принципов инновационности и телекоммуникационности. Приведен пример событийной и модульной моделей подготовки магистрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полях Наталия Федоровна, Донскова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of organization of research work of students in the aspect of the standards of higher education and vocational standards of a teacher. It describes the general approaches in training for the master’s programme “Physics Education” of the Volgograd State Socio-Pedagogical University to the organization of research work based on the principles of innovation and telecommunication. It presents an example of the event and modular models of training.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская работа магистрантов, обучающихся по программе "Физическое образование", в контексте требований образовательного и профессионального стандартов»

6. D'jachenko M.I., Kandybovich L.A. Psiholo-gicheskie problemy gotovnosti k dejatel'nosti. Minsk: BGU, 1976.

7. Il'in E.P. Psihofiziologija sostojanij chelove-ka: terminologicheskij slovar'. SPb.: Piter, 2005.

8. Kovalenko T.V. Modelirovanie vzaimodej-stvija sem'i i shkoly v uslovijah sovremennogo na-chal'nogo obrazovanija: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2016.

9. Korsini R., Aujerbah A. Psihologicheskaja jen-ciklopedija [Jelektronnyj resurs]. URL: https://voca bulary.ru/slovari/psihologicheskaja-enciklopedija.html (data obrashhenija: 15.04.2018).

10. Kruteckij V.A. Psihologija. M.: Prosveshhe-nie, 1986.

11. Mostovaja S.Je. Psihologo-pedagogicheskie uslovija jeffektivnogo vzaimodejstvija uchitelja i ro-ditelej v nachal'noj shkole: dis. ... kand. ped. nauk. Kaliningrad, 2010.

12. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta srednego profes-sional'nogo obrazovanija po special'nosti 44.02.02 «Prepodavanie v nachal'nyh klassah»: prikaz M-va obrazovanija i nauki Ros. Federacii ot 27 okt. 2014 g. № 1353 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.vpk-vbg.ru/docs/pr-n.pdf (data obrashhenija: 10.04.2018).

13. Platonov Ju.P. Professional'no-pedagogiche-skaja napravlennost' mastera proizvodstvennogo ob-uchenija. L., 1987.

14. Reutova L.P. Metodologicheskie osnovy pro-ektirovanija processa formirovanija i razvitija pro-fessional'no-pedagogicheskogo mirovozzrenija baka-lavra pedagogiki // Vestn. Majkop. gos. tehnol. un-ta. Majkop: Izd-vo MGTU, 2012. Vyp. 2. S. 90-96.

15. Rudik P.A. Psihologija: uchebnik dlja in-tov fiz. kul'tury. M.: FiS, 1996.

16. Smirnova A.V. Podgotovka budushhego pe-dagoga v vuze k vzaimodejstviju s sem'ej: dis. ... kand. ped. nauk. Krasnojarsk, 2013.

17. Uznadze D.N. Psihologija ustanovki. SPb.: Piter, 2001.

18. Urbanskaja O.N. Rabota s roditeljami mlad-shih shkol'nikov. M., 2006.

19. Faizova V.B. Formirovanie professional'noj gotovnosti bakalavra-pedagoga k vzaimodejstviju s sem'ej: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2017.

20. Formirovanie lichnosti uchitelja sovetskoj shkoly v processe professional'noj podgotovki. M.: Prosveshhenie, 1986.

21. Jakovleva E.V. Formirovanie u budushhih uchitelej nachal'nyh klassov gotovnosti k vzaimo-dejstviju s roditeljami obuchajushhihsja [Jelektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija: jelektron. nauch. zhurn. 2015. № 4. URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=20656 (data obrashhenija: 22.04.2018).

О Донскова E.B., Полях Н.Ф., 2018

Readiness of future primary school teachers for pedagogical interaction with parents

The article deals with the scientific ideas about the readiness of future primary school teachers for interaction with parents, due to external and internal factors of the pedagogical reality. It describes various approaches to defining the concept of "readiness of future primary school teachers for pedagogical interaction with parents", proves the choice of some certain essential characteristics of the phenomenon; makes the conclusions indicating the ambiguous understanding and interpretation of this concept.

Key words: readiness, future primary school teacher, pedagogical interaction, parents of students, FSES SVE, scientific concepts, tasks of education of younger students.

(Статья поступила в редакцию 25.04.2018)

Е.В. донскова, н.Ф. ПОлях

(Волгоград)

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МАГИСТРАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ «ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНдАРТОВ

Рассматриваются проблемы организации научно-исследовательской работы студента в свете стандартов высшего образования и профстандарта педагога. Определены общие подходы в подготовке по магистерской программе «Физическое образование» Волгоградского государственного социально-педагогического университета к организации научно-исследовательской работы на основе принципов инновационности и телекоммуника-ционности. Приведен пример событийной и модульной моделей подготовки магистрантов.

Ключевые слова: физическое образование, научно-исследовательская работа, событийная модель, модульная модель, телекоммуникационные технологии, образовательная траектория, портфолио по теме НИР.

В профессиональном стандарте педагога («Педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспи-

татель, учитель)») красной нитью проходит идея органичного совмещения практико-пред-метного и исследовательского аспектов педагогической деятельности [6]. Утвержденный в 2018 г. федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (уровень магистратуры) (ФГОС ВО) [8] декларирует в качестве ведущего средства организации научно-исследовательской деятельности научно-исследовательскую работу студента (НИРС). Она является обязательной частью учебного процесса и выполняется на определенном учебным планом курсе обучения. Цель НИРС -формирование готовности к самостоятельному проведению научно-исследовательской работы, связанной с решением профессиональных задач в нестандартных ситуациях.

Несмотря на четкую установку Минобр-науки и других официальных инстанций на интенсификацию НИРС вузами, количество студентов, вовлеченных в реальную научно-исследовательскую работу, не превышает 10%, а почти 2/3 вообще не проявляют к ней интереса.

В работах А.В. Апанасюк [1], Н.В. Ионо-вой [3], Т.А. Строковой [7] и других исследователей экспериментально доказано, что при наличии положительного опыта в практике организации НИРС ощутимы значительные общие проблемы, выявленные в разных вузах. Перечислим наиболее очевидные факторы, которые мешают НИРС соответствовать потребностям и ожиданиям общества, преподавательского сообщества и студентов.

1. Несформированность у студентов методологической культуры. В педвузах «наибольшие затруднения у студентов вызывают не только определение творческого ядра педагогического исследования, его новизны и научной значимости, что представляет объективную сложность, но и отбор научно-теоретического материала, выстраивание логики изложения, аргументация своих действий, разработка программы эксперимента, выбор критериев оценки и диагностических средств, формулирование выводов» [Там же].

2. Недостаточное количество доступных (территориально и материально) научных мероприятий для студентов. Это можно объяснить разобщенностью профессионального сообщества.

3. Формализм научно-исследовательской работы студентов. Это связано с новыми идейными кредо системы высшего образования -«НИР не право, а обязанность студента» и «ко-

личество НИРС - эффективность вуза». Как результат, студенты активно пишут статьи и выступают на конференциях, но редко являются полноценными участниками реальных исследований (их результаты носят заимствованный или компилятивный характер).

4. Нежелание студентов включаться в научно-исследовательский процесс, которое аргументируется низким уровнем подготовленности студентов, недостаточным моральным поощрением, отсутствием свободного времени, подчиненностью студента активному влиянию научного руководителя, невостребованностью результатов НИРС в реальной практике, неочевидной связью между успехом в НИР и карьерным ростом после окончания вуза.

Названные факторы являются вызовами современной системе педагогического образования. Необходимы эффективные меры, ориентированные на реальное оживление НИРС в педагогических вузах.

За основу проектирования и конструирования новой основной образовательной программы (ООП) магистратуры «Педагогическое образование», в том числе магистерской программы в области физики и методики обучения физике «Физическое образование», были выбраны следующие данные:

- перечень компетенций, заявленных в стандарте ВО (уровень магистратуры);

- трудовые функции, определенные проф-стандартом педагога;

- принцип инновационного подхода к построению ООП;

- принцип системно-модульного подхода к построению ООП.

Они должны учитываться во всех аспектах профессиональной подготовки магистрантов, включая НИР.

Организация НИР по программе «Физическое образование» начинается с выделения универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, заданных ФГОС ВО, которые характеризуют не только направление формирования и развития способностей магистранта как учителя физики к осуществлению его трудовых функций в педагогической деятельности, но и его способностей как исследователя, осуществляющего трудовые функции в научно-исследовательской деятельности в области физики и методики обучения физике. Проведенная работа позволила определить научно-исследовательскую компетенцию магистранта, обучающегося по программе «Физическое образование», как специальную компетенцию «учителя физики, которая интегрирует его методологическую, экс-

периментальную и методическую готовности к формированию личностных, метапредмет-ных и предметных результатов учащихся при обучении физике на разных уровнях» [5, с. 96].

Дальнейшее конструирование структуры и содержания ООП магистратуры «Физическое образование», включая НИРС, должно осуществляться на основе инновационных моделей. Мы считаем, что наиболее адекватна современной ситуации событийная модель, построенная на принципах инновационности, телекоммуникационности, индивидуализации образовательной траектории на основе порт-фолио по теме НИР.

Событийность является одним из положений компетентностного подхода как инновационного и связана с необходимостью формирования у студентов профессиональной позиции (В.И. Данильчук, В.В. Сериков) [2], которая проявляется в выраженной мотивации педагогической деятельности, в способности к личному и профессиональному самоопределению, саморазвитию и самореализации, в готовности к вхождению в образовательное пространство школы в качестве педагога-профессионала и пр.

Становление педагогической позиции у магистранта связано не столько с освоением профессионально значимых знаний и умений, сколько с рефлексией научных идей и выбранных методов исследования, которая требует убежденности в своей точке зрения и ее защиты и вместе с тем понимания других воззрений на предмет исследования, что распространяется на все сферы жизнедеятельности будущего профессионала. Для этого неприменимы традиционные для педвузов формы и методы обучения.

Образовательный процесс должен стать для студента цепью взаимосвязанных и взаимообусловленных событий (мероприятий), участие в которых осознается как значимые ситуации в становлении его профессионализма. Целью таких событий (мероприятий) является как учебная, так и профессиональная (педагогическая и / или научно-исследовательская) деятельность магистранта по организации и реализации научно-исследовательской работы, направленная на формирование умения действовать и в учебных (квазипрофессиональных), и в профессиональных ситуациях, при этом знания выступают средствами обучения как отдельным действиям (умениям), так и деятельности в целом (компетенциям), в которую входят выделяемые действия (умения).

Событие (мероприятие) может быть стартовым, проектировочно-конструкторским и итоговым.

Стартовое событие (мероприятие) проводится для создания условий для формирования опыта, необходимого в поиске самостоятельного решения познавательных и коммуникативных проблем.

Целью проектировочно-конструкторско-го события (мероприятия) является создание условий для формирования опыта, необходимого при определении проблемной области в физике или в методике обучения физике.

Итоговое событие (мероприятие) проводится с целью создания условий для формирования опыта, необходимого при выявлении способности к самопознанию, самоконтролю, профессиональной самооценке.

Реализация принципа инновационности обусловила выделение следующих событий (мероприятий) в организации научно-исследовательской работы: корпоративная НИР, телекоммуникационная НИР, индивидуальная образовательная траектория на основе порт-фолио по теме НИР.

Под корпоративной НИР понимается цепочка событий (мероприятий), в которых происходит синтез обучения, производственной практики и научно-исследовательской работы студентов. НИР выстраивается следующим образом: запрос от работодателя ^ выполнение НИР в связке «магистрант - учитель -преподаватель» ^ внедрение в образовательное учреждение.

Стартовым событием начала НИР является малый педсовет, главная функция которого состоит в создании условий для формирования у магистранта опыта, необходимого в поиске самостоятельного решения познавательных и коммуникативных проблем, возникающих при организации научно-исследовательской работы. Магистрант самоопределяется с предложенной работодателем темой исследования. Для этого ему предлагается участвовать в различных педагогических объединениях, действующих в конкретном образовательном учреждении.

Через стимулирование самоопределения в учебных (квазипрофессиональных) ситуациях магистрант самостоятельно уточняет актуальность, проблему по теме исследования, формулирует объект, предмет, гипотезу, цели и задачи, выбирает методы педагогического исследования. Он как исследователь понимает и осознает тот факт, что научно-исследовательская работа организуется на основе инварианта -структуры и содержания учебного предмета физики, реализуемого на различных уровнях в системе общего основного и / или среднего (полного) образования.

Проектировочно-конструкторским событием выступает экспертный семинар, практикум, тренинг, опытно-экспериментальная работа в школе, участие в конкурсах научных работ и др. Исходя из понимания того, что ведущей формой и важной составляющей инновационной педагогической деятельности является эксперимент, результаты которого обогащают новыми знаниями об учебно-воспитательном процессе, дают возможность убедиться на основании педагогической практики в эффективности новых идей и технологий (В.И. Данильчук, Н.С. Пурышева, В.В. Сериков и др.) [2], мы выделили главную функцию проектировочно-конструкторского мероприятия - создать условия для формирования у магистранта опыта, необходимого при определении проблемной области процессов обучения, воспитания и развития в системе физического образования.

Работая в связке с практикующим учителем физики и с преподавателем вуза, студент самостоятельно определяет цели, задачи, организационные мероприятия по исследованию выбранной темы на этапе констатирующего и формирующего педагогического эксперимента; осваивает приемы общения и коммуникации, способы разработки и реализации учебных мероприятий на основе деятельност-ного и компетентностного подходов, развития метапредметных умений для определенного возраста обучающихся средствами учебного предмета физики; овладевает продуктивными образовательными технологиями - интерактивными технологиями обучения физике, технологиями школьного (учебного) физического эксперимента, технологиями обучения на основе ключевой физической задачи; овладевает опытом вхождения в образовательное пространство школы в качестве профессионального педагога - учителя физики и исследователя в области физики и методики обучения физике (собственный результат). Происходит самоутверждение студента в реальных (профессиональных) ситуациях через вышеназванные учебные (квазипрофессиональные) ситуации.

Итоговое событие проводится в форме написания эссе о внедрении результатов НИР в образовательную организацию, презентаций, конференций, публичной защиты проектов, проектной сессии и пр. Главная функция таких мероприятий - создать условия для формирования у магистранта опыта самопознания, проведения самоконтроля, профессиональной самооценки в процессе организации научно-исследовательской работы, основан-

ной на осмыслении опыта целенаправленной педагогической и научно-исследовательской деятельности, ориентированной на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса по физике с целью достижения высших результатов, получения нового знания, формирования качественно иной педагогической практики (В.И. Данильчук).

студент через самореализацию в реальных (профессиональных) ситуациях (выполняющих, с одной стороны, нормативную функцию, с другой - функцию активного взаимодействия) формирует собственную систему ценностей в соотношении с ценностями профессии учителя физики и осваиваемой профессиональной (педагогической и научно-исследовательской) деятельности, учитывая при этом не только общечеловеческий опыт, но и общечеловеческие ценности и культуру, что помогает ему развиваться и находить свой индивидуальный маршрут, а в конечном итоге - определяет его жизненный путь и смысл жизни как личности и профессионала.

Принцип телекоммуникационности в событийной модели предполагает организацию научно-исследовательской работы магистрантов как открытой системы на основе современных информационно-коммуникационных технологий. В результате акценты НИРС смещаются от накопления профессиональных знаний к раскрытию индивидуальных профессиональных возможностей и способностей; от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю; от учебной успешности к профессиональной востребованности.

Телекоммуникационные технологии на любом событии (мероприятии) - это средства для создания условий формирования у магистрантов опыта выполнения научно-исследовательской работы по выбранной теме.

на стартовом событии (мероприятии) к таким средствам относятся информационные предметно-ориентированные проекты (цель -организация деятельности участников, результатом которой будет сбор информации об объекте и предмете заявленной темы НИР, ознакомление всех участников проекта с этой информацией, анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории, создание команды, например, для проведения мозгового штурма по уточнению или формулированию гипотезы исследования). Для организации таких проектов используются онлайн-семинары, вебинары, видеолекции.

На проектировочно-конструкторском событии (мероприятии) к таким средствам относятся практико-ориентированные телеком-

муникационные проекты (цель - организация такой деятельности участников, результатом которой будет создание методической модели решения проблемы исследования, разработка дидактических материалов, планирование педагогического эксперимента с определением роли каждого участника в составе команды). Для организации практико-ориентированных проектов используются виртуальные консультации и / или виртуальный тьюториал.

На итоговом событии (мероприятии) к таким средствам относятся исследовательские телекоммуникационные проекты (цель - организация деятельности каждого участника и команды в целом, результатом которой будет выполненный и апробированный педагогический проект, а также его презентация для широкой аудитории). Для организации исследовательских проектов используются видеоконференции.

Принцип индивидуальной образовательной траектории в событийной модели предполагает выполнение НИРС на основе порт-фолио. Каждый студент в рамках стартового, проектировочно-конструкторского и итогового событий должен пройти все мероприятия. При этом формируется портфолио образовательных и профессиональных достижений, описывающий систематизацию знаний, умений и опыта, накапливаемых студентом-исследователем путем обработки как учебной, так и профессиональной информации, отражающих его учебную и профессиональную (педагогическую и научно-исследовательскую) деятельность в качестве обучающегося, учителя или преподавателя физики, исследователя в области физики и методики обучения физике. Портфолио позволяет структурировать направления личностного развития и профессионального роста, продумать взаимодействие с квалифицированными специалистами и администрацией образовательной организации, дать объективную оценку сформированности компетенций, определить свою конкурентоспособность как специалиста в области физики и методики обучения физике на рынке труда.

Если исходить из основной цели формирования портфолио - накопления и сохранения документального подтверждения индивидуальных образовательных и профессиональных достижений студента в процессе выполнения им трудовых функций и освоения основной образовательной программы магистратуры на весь период обучения, то возникает необходимость выстраивания процесса обучения на основе модульной модели, т. е. обучения в конкретном модуле [4].

Суть системно-модульного подхода в рамках данной статьи раскрывается через следующие идеи:

1) модуль - дидактическая единица, наполняемая содержанием различных учебных (квазипрофессиональных) и профессиональных событий (мероприятий), имеющая завершенную структуру, а также определенную временную протяженность в системе получения образования магистрантом;

2) модуль включает требования к результатам освоения программы (к действиям, умениям, знаниям, опыту (компетенции), отношениям);

3) системно-модульный подход реализуется в соответствии с принципом дополнительности, основой которого выступает идея о том, что без познающего субъекта (педагога-исследователя и одновременно - студента-магистранта) нет объекта.

С учетом опыта кафедры физики, методики преподавания физики и математики, ИКТ Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ) и авторского опыта в организации научно-исследовательской работы магистрантов, обучающихся по программе «Физическое образование», оптимальной представляется следующая структура модуля (см. рис. 1 на с. 28): практика (учебная «НИР1», производственная «педагогическая», производственная «научно-исследовательская», учебная «НИР4»), «ключевая» дисциплина модуля, включающая блок теории (т. е. дисциплин, обеспечивающих формирование фундаментальных и методологических основ организации научно-исследовательской работы, например: «Современные проблемы науки и образования», «Инновационные процессы в образовании», «Проблемы гуманитаризации физического образования» и др.), блок практикума (т. е. дисциплин, обеспечивающих формирование практического опыта, например: «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Теория и методика обучения физике», «Практикум решения физических задач», «Деловой иностранный язык» и др.), блок тренинга (т. е. дисциплин, обеспечивающих формирование проектировочного, конструкторского опыта и опыта первоначальной реализации, например: «Организации научно-исследовательской работы в образовательном учреждении», «Методика организации и проведения педагогического эксперимента», «Электронные образовательные ресурсы в обучении физике», «Интерактивные технологии в обучении физике» и др.), научно-исследовательская работа (т. е.

«НИР2», «НИР3», «преддипломная»). Завершается освоение модуля событием (т. е. контролем развития компетенций): презентацией, защитой, конференцией, проектной сессией и др. (рис. 1).

НИР - «стержень» модуля, вокруг которого аккумулируются ключевые дисциплины с контактными формами взаимодействия преподавателя и магистранта. Как итог - «лестница результатов», получаемых в ходе развития профессиональных способностей магистранта, которая будет отражена в портфолио достижений (см. рис. 2 на с. 29).

НИР в начале изучения модуля обеспечивает получение магистрантами первичных навыков научно-исследовательской работы (рис. 1, блок 1). Как результат - формирование системы знаний, умений и опыта по организации НИР через расширение и углубление некоторых блоков конкретного модуля средствами технологий инновационного подхода.

НИР в середине изучения модуля на этапе проектировочно-конструкторского события должна быть связана в том числе с построением цифровой образовательной среды организации, актуальными проблемами информати-

зации образования и использования интерактивных средств обучения физике (рис. 1, блоки 2-3). Как результат - развитие профессиональных творческих способностей, формирование нового уровня восприятия и понимания; определение собственных специальных способностей, становление авторской позиции в профессиональной (педагогической и научно-исследовательской) деятельности.

НИР в конце изучения модуля определяет итоговое событие (мероприятие). В ходе этого события студенты демонстрируют владение профессиональными (трудовыми) функциями, на освоение которых ориентирован модуль (рис. 1, блок 4). Как результат - овладение индивидуальным способом проектирования и конструирования системы собственной индивидуальной образовательной траектории в профессиональной (педагогической и научно-исследовательской) деятельности.

В заключение можно сделать вывод, что событийная модель организации НИР магистрантов, обучающихся по программе «Физическое образование», отражает требования ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» и профстандарта педагога,

Рис. 1. Схема модуля 28

педагогические науки

Овладение индивидуальным способом проектирования и конструирования системы собственной индивидуальной

образовательной траектории в профессиональной (педагогической и научно-исследовательской) деятельности по организации научно-исследовательской работы

Определение специальных способностей, становление своего авторства в профессиональной (педагогической и научно-исследовательской) деятельности по организации научно-исследовательской работы

Развитие профессиональных творческих способностей, формирование нового уровня способности восприятия и понимания материала по организации научно-исследовательской работы

Формирование системы знаний, умений и опыта по организации научно-исследовательской работы через расширение и углубление некоторых блоков конкретного модуля средствами технологий инновационного подхода

рис. 2. «Лестница результатов»

включает многолетний опыт реализации магистерской программы «Физическое образование» в ВГСПУ, а следовательно, является эффективной.

список литературы

1. Апанасенок А.В. Развитие научно-исследовательской работы студентов в вузе: современные вызовы // Провинциальные научные записки. 2016. № 1. С. 44-49.

2. Гуманитарные ориентиры современного образования: моногр. / В.В. Сериков, Н.С. Пурышева, Г.П. Стефанова [и др.]; под общ ред. Е.В. Даниль-чук. Волгоград: Перемена, 2015.

3. Ионова Н.В. Пути и средства педагогической поддержки научно-исследовательской работы студентов в процессе обучения // Вестн. Череповец. гос. ун-та. 2016. № 1. С. 94-97.

4. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятель-ностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 105-126.

5. Полях Н.Ф., Филиппова Е.М. Формирование специальной компетенции будущего учителя физики на основе системы заданий с профессио-

нальным контекстом // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2. С. 237.

6. Профессиональный стандарт педагога (Педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 05.05.2018).

7. Строкова Т.А., Волосникова Л.М. Качество подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности в оценке преподавателей вуза // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 3. С. 9-27.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/news/3/553 (дата обращения: 05.05.2018).

* * *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Apanasenok A.V. Razvitie nauchno-issledo-vatel'skoj raboty studentov v vuze: sovremennye vyzovy // Provincial'nye nauchnye zapiski. 2016. № 1. S. 44-49.

2. Gumanitarnye orientiry sovremennogo obrazo-vanija: monogr. / V.V. Serikov, N.S. Purysheva, G.P. Stefanova [i dr.]; pod obshh red. E.V. Danil'chuk. Volgograd: Peremena, 2015.

3. Ionova N.V. Puti i sredstva pedagogicheskoj podderzhki nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov

v processe obuchenija // Vesta. Cherepovec. gos. un-ta. 2016. № 1. S. 94-97.

4. Margolis A.A. Trebovanija k modernizacii osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm (OPOP) podgotovki pedagogicheskih kadrov v sootvetstvii s professional'nym standartom peda-goga: predlozhenija k realizacii dejatel'nostnogo podhoda v podgotovke pedagogicheskih kadrov // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2014. T. 19. № 3. S. 105-126.

5. Poljah N.F., Filippova E.M. Formirovanie spe-cial'noj kompetencii budushhego uchitelja fiziki na osnove sistemy zadanij s professional'nym konteks-tom // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2016. № 2. S. 237.

6. Professional'nyj standart pedagoga (Pe-dagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, sred-nego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel') [Jelektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/upload files/profstandart/01.001.pdf (data obrashhenija: 05.05.2018).

7. Strokova T.A., Volosnikova L.M. Kachestvo podgotovki budushhih pedagogov k issledovatel'skoj dejatel'nosti v ocenke prepodavatelej vuza // Obrazovanie i nauka. 2017. T. 19. № 3. S. 9-27.

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju pod-gotovki 44.04.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie» (uroven' magistratury) [Jelektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/news/3/553 (data obrashhenija: 05.05.2018).

Research work of master students studying under the programme "Physics Education" within the requirements of the educational and vocational standards

The article deals with the issues of organization of research work of students in the aspect of the standards of higher education and vocational standards of a teacher. It describes the general approaches in training for the master's programme "Physics Education" of the Volgograd State Socio-Pedagogical University to the organization of research work based on the principles of innovation and telecommunication. It presents an example of the event and modular models of training.

Key words: physics education, research work, event model, modular model, telecommunication technologies, educational trajectory, portfolio on the subject of research.

(Статья поступила в редакцию 17.05.2018)

Н.Ю. ФОМИНЫХ, Д.В. Еныгин,

А.В. БУБЕНЧИКОВА

(Москва)

КОМПЬЮТЕРНО

ОРИЕНТИРОВАННАЯ

СРЕДА ИНОЯЗЫЧНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ КАК ОБЪЕКТ

ПЕдАгОгИчЕСкОгО

ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Рассматриваются аспекты проектирования образовательной среды. Анализируется исторический опыт ученых и педагогов-практиков по педагогическому проектированию, проводится контент-анализ ключевых понятий исследования - «образовательная среда» и «педагогическое проектирование». Результаты исследования - трактование терминов «педагогическое проектирование», «компьютерно ориентированная среда», определение этапов, принципов, базисных блоков компьютерно ориентированной среды.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, образовательная среда, компьютерно ориентированная среда (КОС), смешанное обучение.

Постановка задачи. Современный уровень научно-технического прогресса и постоянно растущая по своему объему информационная среда, в которой существует личность, влияет на отношения между индивидом и социальным окружением, определяет уровень возможности человека на конкретном этапе развития науки и техники. В условиях таких преобразований в социуме возможно прогнозировать дальнейшее развитие системы профессионального образования, состав, структура и характер деятельности которой должны соответствовать социальным, научным и технологическим условиям развития общества, его потребностям, а также нуждам и требованиям самого образования.

Одним из основных направлений в реализации ряда обозначенных выше условий является развитие новой педагогической системы, сосредоточенной на дальнейшем повышении качества профессионального образования, достижении более высокого уровня подготовки будущих специалистов, обеспечении повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях.

© Фоминых Н.Ю., Еныгин Д.В., Бубенчикова A.B., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.