Научная статья на тему 'Из опыта организации научно-исследовательской работы магистрантов в современных условиях'

Из опыта организации научно-исследовательской работы магистрантов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / МАГИСТРАНТЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / МОНИТОРИНГ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодезникова Сардаана Ивановна, Миронова Лена Дмитриевна

Авторы делятся опытом организации научно-исследовательской работы магистрантов на примере конкретного курса. Предлагается содержательная модель организации НИР с примерами результатов деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колодезникова Сардаана Ивановна, Миронова Лена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Authors share the experience in the organization of the scientific and research work for masters-students on the example of the concrete course. The substantial model of the organization of the scientific and research works with examples of results of activity of the students has been offered.

Текст научной работы на тему «Из опыта организации научно-исследовательской работы магистрантов в современных условиях»

УДК 378:796.071.4

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Сардаана Ивановна Колодезникова, кандидат педагогических наук, доцент, Лена Дмитриевна Миронова, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (СВФУ им. М.К. Аммосова), Якутск

Аннотация

Авторы делятся опытом организации научно-исследовательской работы магистрантов на примере конкретного курса. Предлагается содержательная модель организации НИР с примерами результатов деятельности студентов.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, магистранты, компетенции, мониторинг, анализ.

FROM EXPERIENCE OF MASTERS STUDENTS SCIENTIFIC AND RESEARCH WORK ORGANIZATION IN MODERN CONDITIONS

Sardaana Ivanovna Kolodeznikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lena Dmitrievna Mironova, the senior teacher, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk

Annotation

Authors share the experience in the organization of the scientific and research work for masters-students on the example of the concrete course. The substantial model of the organization of the scientific and research works with examples of results of activity of the students has been offered.

Keywords: research work, masters, competence, monitoring, analysis.

ВВЕДЕНИЕ

Научно-исследовательская работа магистрантов является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и ООП вуза. Согласно приказа Министерства образования и науки РФ от 08.04.2015 №376 об утверждении ФГОС ВО направления подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры) в результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы профессиональные компетенции по научно-исследовательской деятельности [4].

В современном мире важность и значимость магистерских программ в системе многоуровневого образования очевидна, отметим лишь некоторые: призваны предоставить человеку возможность пополнить, приумножить свои профессиональные знания, умения; развить свои способности, личностный потенциал в общекультурном, интеллектуальном плане, как следствие - быть конкурентоспособным. Другими словами, магистратура является базой для совершенствования личностного роста, научно-исследовательской работы, необходимой для определения, по желанию самого субъекта высшей школы, дальнейшей образовательной и профессиональной траектории. Целевым ориентиром подготовки магистрантов можно отметить выдержку из доклада рабочей группы на заседании Госсовета РФ в 2007 году «Об образовательной политике России на современном этапе». В докладе была обозначена необходимость в связи с определённым социальным заказом современного общества подготовить специалистов образованных, нравственных, предприимчивых, которые «могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственно-

сти за судьбы страны, за её социально-экономическое процветание» [3].

Одним из основных способов развития аналитического и творческого мышления должно стать непременное участие магистрантов в научных исследованиях. Требования, выдвигаемые современным производством и профессиональной деятельностью настолько высоки, что их решение невозможно без развития исследовательских навыков, креативного подхода к любой деятельности. Это обязывает современного специалиста, как отмечают В.Ф. Алексеев и Л.С. Алексеева «владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и навыками творческого решения практических вопросов, умением использовать в своей работе все инновационное, что появляется в науке и практике, постоянно совершенствовать свою квалификацию, быть мобильным и гибким. Такие качества воспитываются, прежде всего, через активное участие магистрантов в научно-исследовательской работе» [1]. Это подтверждают многие специалисты, изучающие проблемы высшей школы: «научно-исследовательская работа студентов (НИРС) - это эффективный способ и средство формирования и развития у студентов мотивации к творчеству, ответственности и самостоятельности, а также способ наиболее полно реализовать индивидуальный подход в обучении и воспитании студентов» [2]. Специалисты также едины во мнении о том, что половина успеха и результативности научно-исследовательской деятельности магистрантов зависит от правильной организации, прежде всего планирования данной работы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В рамках курса «Технология мониторингового исследования физической подготовленности различных категорий и групп населения» магистрантам 1-го года обучения магистерской программы «Спортивно-оздоровительный туризм» направления «Физическая культура» была поставлена задача - провести мониторинг среди населения Республики Саха (Якутия).

На первом этапе магистранты изучили работы специалистов в этой области, сделали обзор основных понятий, концептуальных положений: Изаак С.И., Иорданская Ф.А., Ланда Б.Х., Левушкин С.П., Платонова Р.И. и др. Далее, разработали план исследования, сформировали рабочие подгруппы.

Задачей следующего этапа была организация и проведение социологического опроса, состоящая из следующих критериев: разработка вопросников, композиция анкеты и ее апробация, разработка шкал для измерений. Разработка инструкций и обучение интервьюеров.

Группа магистрантов, организовавшая анкетирование среди школьников республики в количестве 100 школьников, из которых 51 девочек (девушек), 49 мальчиков (юношей) с 5 по 11классы, сделали выводы о том, что учащиеся среднего звена физически более активны, чем старшеклассники, при этом информированность школьников о показателях своего физического состояния находится на высоком уровне. В целом, по ответам респондентов студенты пришли к выводу, что школьники стали более грамотными в вопросах, касающихся своего физического состояния, физической подготовленности. Представим результаты анкетирования.

Таблица 1 - Результаты анкетирования учащихся РС (Я)

№ вопроса Классы

5, 6, 7, 8. 9, 10, 11.

Каков ваш двигательный режим во внеучебные дни? активный - 73.75%, малоактивный - 11.25% пассивный - 3.75% активный - 60%, малоактивный - 30% пассивный - 10%

Является ли физическая активность для вас актуальной на сегодняшний день? утвердительно - 100% утвердительно - 100%

Знаете ли Вы свои показатели, характеризующие уровень физического состояния? рост - 63.75% вес - 56.25%, давление - 6.25%. рост - 100% вес - 100% давление - 20%

№ вопроса Классы

5, 6, 7, 8. 9, 10, 11.

Как вы относитесь к введению физ-культурно-спортивного комплекса Готов к труду и обороне? поддерживаю - 15% скорее поддерживаю - 17.5%; нейтрально - 35% не поддерживаю - 5% затр. ответить - 27.5% поддерживаю - 60% скорее поддерживаю - 10% нейтрально - 30% не поддерживаю - 10%

Для чего, на ваш взгляд, нужен комплекс ГТО? контроль ФП - 73.75% поддержание спортивной формы -12,5%, улучшение здоровья - 10%, повышение работоспособности - 2.5% контроль ФП - 80% поддержание спортивной формы -10%, улучшение здоровья - 10%

Как часто вы занимаетесь физической культурой? 2 и более раз в неделю - 100%. 2 и более раз в неделю - 100%

Принимали ли вы хоть раз участие в республиканских, городских, районных соревнованиях, массовых спортивных мероприятиях? постоянно - 88.75% иногда - 11.25% постоянно - 90% иногда - 5% не участвую - 5%.

Состоите, посещаете ли вы какие-либо спортивные клубы, секции, организации? посещаю - 70% иногда - 26.25% нет, не посещаю - 3.75% посещаю - 60% иногда - 30% нет, не посещаю - 10%

Как вы оцениваете уровень обеспеченности спортивными сооружениями города/села? отлично - 37.5% хорошо - 52.5% плохо - 3.75% отлично - 10% хорошо - 60% плохо - 30%

Практикуете ли вы активный семейный отдых? да, регулярно - 10% от случая к случаю - 35% нет - 55% да, регулярно - 0% от случая к случаю - 40% нет - 60%

Чувствуете ли поддержку физической культуры и спорта со стороны руководства вашей организации? активно способствует занятиям ФКиС - 100% активно способствует занятиям ФКиС - 100%

Какую роль играют физкультурно-массовые мероприятия для вас лично? выбраться из дома - 20%, сближение с коллективом - 15% расширение кругозора - 10%, хорошая физ. форма - 37.5% выбраться из дома-30%, сближение с коллективом - 20% расширение кругозора - 20% хорошая физ. форма - 30%

Содержанием третьего этапа исследования стала реализация плана исследования, в данном случае организация и проведение самого мониторинга. Изучив существующие методики отечественных исследователей в результате «мозгового штурма» в качестве методики студентами были выбраны тестовые испытания Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Нужно отметить, что участие преподавателя на данном этапе исследования было минимальным. Студенты самостоятельно провели всю подготовительную, организационную работу с охватом 100 школьников общеобразовательных организаций и 92 человек работающего и пенсионного возраста в Республике Саха (Якутия). В качестве примера приведем результаты анализа по итогам тестирования на основе данных всероссийского комплекса ГТО 3 и 7 ступеней.

Таблица 2 - Результаты выполнения нормативов комплекса ГТО III ступени в РС (Я) (%)

Показатели «Золото» «Серебро» «Бронза» Выполнили норматив Не выполнили норматив

Девочки

Бег 60 метров 29.16% 41.6% 4.16% 74.92% 25.08%

Наклон вперед из положения стоя 85.93% 0% 0% 85.93% 14.07%

Прыжок в длину с места 0% 45.83% 20.83% 66.66% 33.34%

Сгибание разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) 0% 0% 0% 0% 100%

Мальчики

Бег 60 м. 42.8% 42.8% 0% 85.6% 14.4%

Наклон вперед из положения стоя 50% 0% 0% 50% 50%

Прыжок в длину с места 14.2% 35.7% 21.4% 71.3% 28.7%

Подтягивание из виса 21.4% 35.7% 14.2% 71.3% 28.7%

Анализ результатов тестирования учащихся общеобразовательных учреждений показал, что из общего числа обследованных 49 мальчиков (юношей) и 51 девочки (де-

вушек) в среднем по Республике Саха (Якутия) выполнили нормативы комплекса ГТО 68.31% девочек (девушек) и 63.2% мальчиков (юношей). Это свидетельствует о том, что уровень физической подготовленности оценивается у респондентов как «ниже среднего» и «низкий».

Таблица 3 - Результаты выполнения нормативов комплекса ГТО VIII ступени в РС (Я) (%)_

Показатели «Золото» «Серебро» «Бронза» Выполнили норматив Не выполнили норматив

Мужчины

Бег на 60 м - - 25,4% 25.4% 74.6%

Подтягивание из виса на высокой пере- 80% 20% - 100% -

кладине

Наклон вперед из положения стоя с пря- 100% - - 100% -

мыми ногами на гимнастической скамье

Прыжок в длину с места толчком двумя - - - - 100%

ногами

Женщины

Бег на 60 м - - 12% 12% 88%

Наклон вперед из положения стоя с пря- 75% 25% - 100% -

мыми ногами на гимнастической скамье

Прыжок в длину с места толчком двумя - - 25% 25% 75%

ногами

Поднимание туловища из положения 50% - 25% 75% 25%

лежа на спине

В целом, в результате проведенного мониторинга среди взрослого населения студентами получены соответствующие выводы, в частности, показатели физической подготовленности с возрастом ухудшаются как у женщин, так и у мужчин, в сравнении показатели хуже у женщин; тестовые испытания, выявляющие силовые и скоростные качества, большинство женщин мужчин старше 45 лет не смогли выполнить.

Интерпретация полученных результатов, а именно: анализ информации, подготовка заключительного отчета, презентация отчета - осуществлялась на четвертом этапе исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, В.Ф. Подходы к формированию университетской концепции развития научно-исследовательской работы аспирантов, магистрантов и студентов в современных условиях / В.Ф. Алексеев, Л.С. Алексеева // Перспективы развития системы научно-исследовательской работы : сб. материалов научно-практ. конф. - Минск : Изд-во Белорус. гос. ун-та, 2011. - С. 29-36.

2. Захарова, Е. В. Пути оптимизации самостоятельной работы студентов в вузе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. - 2007. - № 3. - С. 281-284.

3. Об образовательной политике России на современном этапе : доклад рабочей группы на заседании Государственного совета РФ [Электронный ресурс] // URL: http://www.gov.karelia.ru/Leader/Gossovet/d12.html/ (дата обращения 23.10.2016).

4. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения [Электронный ресурс] // URL: http://www.edu.ru/abitur/act.82/index.php (дата обращения 23.09.2016).

REFERENCES

1. Alekseyev, V.F. and Alekseeva, L.S. (2011), "Approaches to the development of the concept of university research work of graduate students, undergraduates and students in modern conditions", Prospects for the development of research systems, Collection materials science and practical conference, publishing house Belarus State University, Minsk, pp. 29-36.

2. Zakharova, E.V. (2007), "Ways of optimization of independent work of students in high school", Proceedings Herzen University, Postgraduate notebook, No. 3, pp. 281-284.

3. On the educational policy of Russia at the present stage: the report of the Working Group at a meeting of the State Council, available at: http://www.gov.karelia.ru/Leader/Gossovet/d12.html/.

4. Federal State Educational Standard of Higher Education, available at: http://www.edu.ru/abitur/act.82/index.php.

Контактная информация: kolsar@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.10.2016

УДК 378.147

ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Андрей Сергеевич Королев, преподаватель, Елена Васильевна Богачева, кандидат педагогический наук, доцент, Елизавета Сергеевна Горбачева, студентка, Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж

Аннотация

В данной работе раскрывается модель формирования у студентов - будущих учителей физической культуры социально-активной позиции в условиях Воронежского педагогического университета. Итоги нашего исследования являются платформой для педагогического эксперимента по внедрению разработанной модели формирования социально-активной позиции будущего учителя физической культуры в образовательный процесс вуза и служат объектом дальнейших научных изысканий.

Ключевые слова: социально-активная позиция, содержательный компонент, технологический компонент, оценочно-результативный компонент.

SUBSTANTIATION OF MODEL OF FORMATION OF SOCIALLY ACTIVE POSITION OF THE TEACHER OF PHYSICAL TRAINING AT HIGHER SCHOOL

EDUCATIONAL PROCESS

Andrey Sergeevich Korolev, the teacher, Elena Vasilievna Bogacheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elizaveta Sergeevna Gorbacheva, the student, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh

Annotation

This article finds out the student's - future teachers of physical culture - model of formation the socially active position in conditions of Voronezh Pedagogical University. Results of our research are the platform for the pedagogical experiment on introduction of the developed model of formation of the social active position of the future teacher of physical culture in the educational process of higher education institution and it serves as subject to further scientific researches.

Keywords: socially active position, substantial component, technological component, assessment and effective component.

Востребованность человека в будущей профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетентностей. Умение находить, эффективно использовать и интегрировать методические, научные, технические ресурсы, творчество, инновационность, самостоятельность и креативность мышления - вот основные требования, предъявляемые к студентам - будущим специалистам, особенно к будущим учителям. Вышеуказанные компетентности являются основными факторами формирования социально-активной позиции будущих педагогов и представляют интерес для преподавателей высшей школы.

Однако практика показывает, что в образовательном процессе педагогического вуза недостаточно сформирована практика развития социально-активной позиции обучаемых, в частности, будущих учителей физической культуры. Нами, на базе Воронежского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.