Научная статья на тему 'Динамика изменений физической подготовленности студентов'

Динамика изменений физической подготовленности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Элипханов Салман Байсултанович, Аслаханов Саид-Али Махмудович, Ахмадов Усман Бахчиевич, Исаева Марьям Исмаиловна

В статье рассмотрена проблема использования материала собираемого преподавателями кафедры физического воспитания по физической подготовленности, обоснована важность анализа для дальнейшей работы по планированию и организации физкультурного образования в учебном заведении. Рассмотрены вопросы физической подготовленности студентов Чеченского государственного педагогического университета. Описана методика организации по измерению физической подготовленности. Проведен сравнительный анализ между показателями физической подготовленности студентов первого и третьего курса, не специализирующихся по физической культуре и спорту. По результатам полученных данных рекомендованы средства и методы физической культуры для повышения уровня физической подготовленности в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Элипханов Салман Байсултанович, Аслаханов Саид-Али Махмудович, Ахмадов Усман Бахчиевич, Исаева Марьям Исмаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of physical preparedness changes of students

The article considers the problem of using the material collected by the teachers of the Department of physical education for physical fitness, it explains the importance of the analysis for further work in planning and organization of physical education at school. The authors considered the issues of physical preparedness of students of the Chechen state pedagogical University. They describe the methodology of the organization of measurement of physical fitness. The comparative analysis between the indexes of physical preparedness of students of the first and third courses, not majoring in physical culture and sports. According to the figures the authors have recommended a means and methods of physical training to enhance the physical fitness level in the educational process.

Текст научной работы на тему «Динамика изменений физической подготовленности студентов»

Статья поступила в редакцию 30.07.2017

УДК 796. 011. 3

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

СТУДЕНТОВ

Салман Байсултанович Элипханов, доктор педагогических наук, профессор,

Саид-Али Махмудович Аслаханов, доктор педагогических наук, профессор, Усман Бахчиевич Ахмадов, старший преподаватель, Марьям Исмаиловна Исаева, старший преподаватель,

Чеченский государственный педагогический университет (ЧГПУ), г. Грозный

Аннотация

В статье рассмотрена проблема использования материала собираемого преподавателями кафедры физического воспитания по физической подготовленности, обоснована важность анализа для дальнейшей работы по планированию и организации физкультурного образования в учебном заведении. Рассмотрены вопросы физической подготовленности студентов Чеченского государственного педагогического университета. Описана методика организации по измерению физической подготовленности. Проведен сравнительный анализ между показателями физической подготовленности студентов первого и третьего курса, не специализирующихся по физической культуре и спорту. По результатам полученных данных рекомендованы средства и методы физической культуры для повышения уровня физической подготовленности в учебном процессе.

Ключевые слова: мониторинг, физическая подготовленность, студенты, учебный процесс,

анализ.

DYNAMICS OF PHYSICAL PREPAREDNESS CHANGES OF STUDENTS

Salman Baisultanovich Elipkhanov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Said-Ali Mahmudovich Aslakhanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Usman Bakhchievicz Akhmadov, the senior teacher,

Mariam Ismailovna Isaeva, senior teacher, the Chechen State Pedagogical University, Grozny

Annotation

The article considers the problem of using the material collected by the teachers of the Department of physical education for physical fitness, it explains the importance of the analysis for further work in planning and organization of physical education at school. The authors considered the issues of physical preparedness of students of the Chechen state pedagogical University. They describe the methodology of the organization of measurement of physical fitness. The comparative analysis between the indexes of physical preparedness of students of the first and third courses, not majoring in physical culture and sports. According to the figures the authors have recommended a means and methods of physical training to enhance the physical fitness level in the educational process.

Keywords: monitoring, physical fitness, students, educational process, analysis.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из существенных факторов престижности учебного заведения является способность и возможность организации физкультурно-оздоровительной и спортивно массовой работы в этом заведении. В типовых положениях по итоговой аттестации по предмету «Прикладная физическая культура» указывается, что допуск к зачету студент получает по выполнению следующих требований: посещаемости; сдачи теории; контрольных нормативов и тестов по физической культуре. Преподаватели кафедры физического воспитания принимают контрольные нормативы, как правило, от трех до шести показателей по физической подготовленности. По требованиям к организации учебного процесса в учебном заведении необходимо проводить мониторинг здоровья студентов,

т.е. системное, целенаправленное измерение физических параметров студентов для принятия управленческих решений по улучшению здоровья студентов.

В силу объемности и траты времени сбор данных по физической подготовленности, анализ материалов тестирования, перевод в баллы для оценки и сравнения показателей, как правило, преподавателями по физкультурному образованию не проводится. При этом возникает парадоксальная ситуация. Выполняется большой объем работы по приему нормативов предусмотренных учебной программой, но анализа нет. Получается: нет оценки, анализа, выводов по динамике роста или ухудшения здоровья, а как следствие не уточняются направления и действия по улучшению здоровья студентов в результате использования физкультурных занятий.

Налицо проблемная ситуация. Данные для мониторинга имеются, но не используются. Для устранения существующих несоответствий по организации физкультурного образования в Чеченском государственном университете создан кабинет мониторинга здоровья студентов, выработаны методические указания по измерению физического развития, состояния и физической подготовленности. Преподаватели кафедры физического воспитания Чеченского государственного педагогического университета в первой половине 2016-2017 учебного года провели тестирования студентов очного отделения по физической подготовленности.

Цель исследования

1. Определить уровень физической подготовленности студентов, не специализирующихся в области физической культуры и спорта.

2. Выявить уровень показателей и разницу физической подготовленности между студентами первого и третьего курса.

3. Выработать рекомендации по организации и при необходимости корректировки обучения студентов.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Тестирования студентов проводились на основе нормативов комплекса ГТО (таблица 1, 2.), на занятиях, в начале учебного года преподавателями кафедры физического воспитания, имеющих стаж работы не менее пяти лет в вузовской системе. Измерения проводились в спортивном зале, на спортивной площадке.

Проблемной научно исследовательской лаборатории (ЧГПУ) с использованием спортивного инвентаря и медицинского оборудования. В качестве судей для контроля принимаемых нормативов привлекались преподаватели и студенты старших курсов.

Тестирование проводилось в первой половине учебного дня. В тестировании были задействованы 36 студентов 1-го и 3-го курса физико-математического факультета Чеченского государственного педагогического университета. Измерения проводились в 4-х группах, по 9 студентов с каждой группы. Для достоверности были привлечены 18 девушек и 18 юношей.

Для оценки, анализа и дальнейшего сравнения результатов была разработана универсальная шкала (таблица 1, 2.).

Таблица 1 - Контрольные нормативы для тестирования девушек (ориентироваш на комплекс ГТО для учащейся молодежи (студентов), 6-я ступень (18-24 лет))_

№№ п/п Виды испытаний (тесты) «1» «2» «3» «4» 5»

1. Бег 100м (сек.) более 20 от 20-до19 от 19-до17,5 от 17,5-до16,5 16,5 и менее

2. Прыжок в длину с места (см) до-130 от 130-до170 от 170-до180 от 180-до195 195и более

3. Наклон вперед с прямыми ногами (см) менее-0 до+5 от +5 до +8 от +8 до +10 от +10 до +16 +16 и более

Таблица 2 - Контрольные нормативы для тестирования юношей (ориентироваш на комплекс ГТО для учащейся молодежи (студентов), 6-я ступень (18-24 лет))_

№№ п/п Виды испытаний (тесты) «1» «2» «3» «4» «5»

1. Бег 100м. (сек.) более 16 от 16-до15,1 от 15,1-до14,8 от14,8-до13,5 13,5 и менее

2. Прыжок в длину с места (см) до-200 от 200-до 215 от 215-до 230 от 230-до 240 240и более

3. Наклон вперед с прямыми ногами (см) менее-0 до+5 от +5 до +6 от +6 до +7 от +7 до +13 +13 и более

Универсальность заключается в возможности оценки по пятибалльной системе, а также по балльно-рейтинговой системе применяемой в университетах, в соответствии с рабочими программами.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

За основу по оценке физической подготовленности были взяты тесты с комплекса ГТО, в соответствии с полом и возрастом студентов, так как они являются нормативной основой для учебных заведений. Для решения цели были исследованы студенты первого и третьего курса, не специализирующихся в области физической культуры и спорта.

Для объективности данных были выбраны группы обучающихся по профилю образования, специальности, а так же учитывалась прикрепленность преподавателя кафедры физического воспитания за группой на весь цикл обучения.

Анализ данных тестирования по пятибалльной системе оценок умений и навыков студентов (девушек) первого курса показал низкий уровень по физической подготовленности по соотношению к требованиям комплекса ГТО (таблица 3.).

Таблица 3 - Средние показатели физической подготовленности студентов (девушки) по пятибалльной системе оценок умений и навыков студентов_

№№ п/п Виды испытаний (тесты) 1курс 3курс Разница Итоговая оценка

1. Бег 100м. (сек.) 19,2(2) 19,4(2) - 0,2 2

2. Прыжок в длину с места (см) 145,6(2) 173,4(3) 27,8 3

3. Наклон вперед с прямыми ногами (см.) +11,2(4) +11,4(4) 0,2 4

Только норматив «наклон вперед с прямыми ногами со скамейки» оказался на оценку «хорошо». Сравнительный анализ показателей студентов между первым и третьим курсом показал незначительные изменения в отрицательную сторону в беге на 100 метров (- 0,2 с.), а так же незначительный прирост в нормативе «наклон вперед с прямыми ногами» (0,2 см). В нормативе «прыжок в длину с места» выявлен существенный прирост (27,8 см.). В изучении, развитии и совершенствовании скоростно-силовых качеств есть необходимость анализа применения средств и методов работы со студентками. Так же, есть необходимость анализа общих итогов прироста физической подготовленности. В отношении качества по пятибалльной оценке прирост не высокий (0,34 балла), на первом курсе 2,66, а на третьем курсе 3 балла.

Требует дальнейшего изучения и обоснования незначительный прирост по тесту «наклон вперед» и отрицательный показатель по тесту «бег на 100 метров». Не столь понятно, почему при системной работе, правильной организации учебного процесса, в соответствии с методикой преподавания в течении двух лет нет существенного прироста по физической подготовленности.

Анализ физической подготовленности у студентов - юношей первого курса, по пятибалльной системе оценок умений и навыков студентов, не специализирующихся по физической культуре и спорту показал средний уровень по отношению к нормативной части комплекса ГТО (таблица 4).

Таблица 4 - Средние показатели физической подготовленности студентов (юноши) по пятибалльной системе оценок умений и навыков студентов_

№№ п/п Виды испытаний (тесты) 1курс 3курс Разница Итоговая оценка

1. Бег 100м. (сек.) 14,84(3) 13,75(4) 1,09 4

2. Прыжок в длину с места (см.) 231,8(3) 240,89(4) 9 4

3. Наклон вперед с прямыми ногами (см.) +20,5(4) +12,6(3) -7,9 3

При сравнительном анализе показателей студентов первого и третьего курса, по нормативу «бег на 100 м. с низкого старта» без колодок выявлен хороший прирост (1,09), по нормативу «прыжок в длину с места» улучшение показателя составило 9 см., по нормативу «наклон вперед с прямыми ногами» динамика оказалась отрицательной (-7,9). Отрицательный показатель по гибкости дает основание акцентировать внимание на развитии этого качества. Существует необходимость анализа: применяемых средств и методов физической культуры при проведении занятий по предмету «Прикладная физическая культура» и организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

При общей итоговой оценке результатов тестирования между первым и третьим курсом, по пятибалльной системе выявлено: у первого курса 3,33 балла, у третьего курса 3,66 балла, что говорит о невысокой разнице (0,33 балла).

ВЫВОДЫ

1. Выявлено, что студенты-юноши на первом курсе по физической подготовленности имеют средний уровень, а девушки невысокий, по соотношению к требованиям сдачи норм комплекса ГТО.

2. Сравнительный анализ по физической подготовленности у юношей (0,33 балла) и девушек (0,34 балла) между первыми и третьими курсами показал незначительный прирост.

3. Не по всем исследуемым параметрам выявлено снижение результативности по физической подготовленности. По некоторым показателям выявлен существенный прирост (у девушек - «прыжок в длину с места», а у юношей - «бег на 100 метров»).

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайнер, Э.Н. Валеология: учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. - 9-е изд. - М. : Флинта, 2011. - 448 с.

2. Колокольцев, М.М. Двигательные качества студентов вуза с учетом количественной характеристики их мышечного компонента / М.М. Колокольцев // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2015. - № 5(100). - С. 381-384.

3. Пузырь, Ю.П. Управление физическим воспитанием в образовательных учреждениях на основе мониторинга физического состояния : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. П. Пузырь. -М., 2006. - 23 с.

4. Уваров, В.А. Результаты научного обоснования содержания видов испытаний и нормативных требований I - XI ступеней комплекса ГТО на основе исследований физической подготовленности населения в 2013-2015 гг. / В.А. Уваров, И.И. Попов, А.В. Масленников // Всероссийская научно-практическая конференция «Об итогах проведения организационно-экспериментального этапа внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), 2 декабря 2015 г : // http://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/41/27909/ - Дата обращения 01.01.2017

5. Элипханов, С.Б. Проведение тестирования студентов колледжа по теории и практике физической культуры /С.Б. Элипханов, А.С. Паскаев, Л.А. Исаев // Международный научно-исследовательский журнал. Успехи современной науки. Белгород - 2017. - Т. 1.- №.4 - С.30-37.

REFERENCES

1. Weiner, E. N. (2011), Valeology: textbook for universities, Flinta, Moscow

2. Kolokoltsev, M.M. (2015), "Motor skills of students with quantitative characteristics of their muscular component", Bulletin of Irkutsk state technical University, No. 5 (100), pp. 381-384.

3. Ршу7ег, Уи.Р. (2006), Management of physical education in educational institutions on the basis of monitoring the physical state, dissertation, Moscow

4. Uvarov V. A., Popov, I. I., and Maslennikov, A.V. (2015), "Results of scientific substantiation of the contents of tests and regulatory requirements I - XI stages of the GTO on the basis of research of physical preparedness of the population in 2013-2015", All-Russian scientific-practical conference "About results of carrying out the organizational- pilot phase of the introduction of the all-Russian sports complex "Ready for labor and defense" (GTO), 2 December 2015, available at: // http://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/41/27909/

5. Elipkhanov, S. B., Paskaev A.S. and Isaev, L.A. (2017), "Testing of College students in the theory and practice of physical culture", International research journal. The successes of modern science. Belgorod, Vol. 1. No. 4 pp. 30-37.

Контактная информация: sbelphnv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.07.2017

УДК 796.082.1

ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И СОСТОЯНИЯ ТРЕНИРОВОЧНО-СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЗЮДОИСТОВ-

ВЕТЕРАНОВ

Владимир Викторович Яшков, соискатель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Данная публикация содержит результаты исследования показателей подготовленности и современного состояния тренировочно-соревновательной деятельности дзюдоистов-ветеранов. Актуальность исследования определило противоречие, связанные со стремлением возрастных спортсменов к демонстрации высоких спортивных достижений, с одной стороны, а также с естественным снижением спортивной работоспособности, недостатками в теоретико-методическом, педагогическом и организационном обеспечении подготовки спортсменов-ветеранов, с другой.

В ходе констатирующего эксперимента были установлены основные тенденции в изменении показателей физической подготовленности, специальной работоспособности и результативности соревновательных действий дзюдоистов-ветеранов. Методы опроса и интервьюирования спортсменов и специалистов в сфере дзюдо позволили выявить проблематику современного состояния тренировочно-соревновательной деятельности дзюдоистов-ветеранов. В выводах работы указаны основные направления по совершенствованию компонентов спортивной подготовки дзюдоистов в категории Masters.

Ключевые слова: дзюдоисты-ветераны, показатели специальной работоспособности, результативность соревновательных действий.

FEATURES OF READINESS INDICATORS AND STATUS OF TRAINING AND COMPETITIVE ACTIVITIES OF JUDO-VETERANS

Vladimir Viktorovich Yashkov, the competitor, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

This publication contains the results of the study of indicators of readiness and the modern state of training and competitive activities of judo-veterans. Relevance of research has identified the contradiction between the desire of the old athletes to demonstrate high sport achievements, on the one hand, as well as with the natural decline in sports performance, deficit in theoretical and methodological, pedagogic and organizational support of judo-veterans training, on the other.

In the course of the ascertaining experiment there were defined the main trends in transformation of the indicators of physical fitness conditions, special efficiency and effectiveness of the competitive actions of the judo-veterans. Interviewing of the athletes and experts in the sphere of judo revealed some

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.