Научная статья на тему 'Изменения физической подготовленности в течение семестра при использовании игровых методов и атлетической гимнастики'

Изменения физической подготовленности в течение семестра при использовании игровых методов и атлетической гимнастики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
190
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Элипханов Салман Байсултанович, Изиева Петимат Изиевна, Иналов Арби Абуязитович, Хажмухамбетова Шумисат Жалаудиновна

В статье рассмотрены вопросы физической подготовленности студентов Чеченского государственного педагогического университета. Проведен сравнительный анализ в начале и в конце семестра по показателям физической подготовленности студентов первого, второго и третьего курса института филологии истории и права. По результатам полученных данных рекомендованы средства и методы физической культуры для повышения уровня физической подготовленности. Обоснована важность анализа физической подготовленности для планирования и организации физкультурного образования в учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Элипханов Салман Байсултанович, Изиева Петимат Изиевна, Иналов Арби Абуязитович, Хажмухамбетова Шумисат Жалаудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changes in physical readiness during the school half-year using gaming methods and athletic gymnastics

In the article, the questions of physical readiness of students of the Chechen state pedagogical university are considered. Comparative analysis was carried out at the beginning and at the end of the academic year in terms of the physical readiness of the first, second, and third year students of the Institute of Philology of History and Law. Based on the results of the data obtained, the means and methods of physical training are recommended to increase the level of physical preparedness. The importance of the analysis of physical preparedness for planning and organization of physical education in an educational institution is substantiated.

Текст научной работы на тему «Изменения физической подготовленности в течение семестра при использовании игровых методов и атлетической гимнастики»

ЛИТЕРАТУРА

1. Аслаханов С.-А.М. Теория и методика физической культуры и спорта : учебно-методический комплекс. - Махачкала : АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), - 2013. Часть 1. - 518 с.

2. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник / В.И. Ильинич. - М. : Гардарики, 2010. - 366 с.

3. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. - М. : Советский спорт, 2011. - 348 с.

4. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, - 1991. - 543 с.

5. Наталов, Г.Г. Современные проблемы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Хрестоматия. - Том 2 / Г.Г. Наталов. - Краснодар : КНУФКСТ, 2005. - 221 с

6. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта / Ж.К. Холодов. - 10-е изд. - М. : Академия, 2012. - 480 с.

7. Физическое воспитание студентов : монография / С.Б. Элипханов, К.Д. Чермит, Л.С. Дворкин, С-А.М. Аслаханов; - Физическое воспитание студентов, в 2 томах. - М : изд-во Перо, 2016. - 663 с.

REFERENCES

1. Aslakhanov C.-A.M. (2013), Theory and technique of physical culture and sport: educational and methodical complex, ALEPH (IP Ovchinnikov M.A.), Makhachkala.

2. Ilyinich, V.I. (2010), Physical culture of the student and life: textbook, Gardarika, Moscow.

3. Landa, B.H. (2011), Technique of complex assessment of physical development and physical fitness: studies. grant, Soviet sport, Moscow.

4. Matveev, L.P. (1991), Theory and technique of physical culture: the textbook for institutes of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.

5. Natalov, C.G. (2005), Modern problems of development of physical culture and sport in the Russian Federation, Anthology, Volumes 2, Krasnodar.

6. Kholodov, Zh.K. (2012), Theory and technique of physical culture and sport, Academy, Moscow.

7. Elipkhanov, S.B., Chermit, K.D., Dvorkin, L.S. and Aslakhanov, S-A.M. (2016), Physical training of students: monograph, Perot's publishing house, Moscow.

Контактная информация: sbelphnv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.07.2018

УДК 796. 011.3

ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ТЕЧЕНИЕ СЕМЕСТРА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И АТЛЕТИЧЕСКОЙ

ГИМНАСТИКИ

Салман Байсултанович Элипханов, доктор педагогических наук, профессор, Петимат

Изиевна Изиева, старший преподаватель, Арби Абуязитович Иналов, старший преподаватель, Шумисат Жалаудиновна Хажмухамбетова, старший преподаватель, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы физической подготовленности студентов Чеченского государственного педагогического университета. Проведен сравнительный анализ в начале и в конце семестра по показателям физической подготовленности студентов первого, второго и третьего курса института филологии истории и права. По результатам полученных данных рекомендованы средства и методы физической культуры для повышения уровня физической подготовленности. Обоснована важность анализа физической подготовленности для планирования и организации физкультурного образования в учебном заведении.

Ключевые слова: изменения, физическая подготовленность, развитие, учебный процесс, совершенствования.

CHANGES IN PHYSICAL READINESS DURING THE SCHOOL HALF-YEAR USING GAMING METHODS AND ATHLETIC GYMNASTICS

Salman Baysultanovich Elipkhanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Petimat Izievna Izieva, the senior teacher, Arbi Abuyazitovich Inalov, the senior teacher, Shumisat Zhalaudinovna Hazhmukhambetova, the senior teacher, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia

Annotation

In the article, the questions of physical readiness of students of the Chechen state pedagogical university are considered. Comparative analysis was carried out at the beginning and at the end of the academic year in terms of the physical readiness of the first, second, and third year students of the Institute of Philology of History and Law. Based on the results of the data obtained, the means and methods of physical training are recommended to increase the level of physical preparedness. The importance of the analysis of physical preparedness for planning and organization of physical education in an educational institution is substantiated.

Keywords: changes, physical readiness, development, educational process, improvement.

ВВЕДЕНИЕ

Системный и целенаправленный анализ результатов тестирования студентов, применение новых средств и методов по организации учебного процесса, выработка путей улучшения здоровья и принятия управленческих решений в образовательных учреждениях, является эффективным способом повышения уровня физической подготовленности и здоровья подрастающего поколения.

Цель исследования.

1. Исследовать изменения уровня и разницу физической подготовленности студентов в течении семестра при использовании подвижных и национальных игр, игровых методов и атлетической гимнастики.

2. Выработать рекомендации по организации и при необходимости корректировки процесса обучения по повышению физической подготовленности студентов.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В основу оценки физической подготовленности были взяты тесты по 4 нормативам комплекса ГТО в соответствии с полом и возрастом (VI ступень (женщины), возрастная группа от 18 до 29 лет), так как они являются наиболее информативными для студентов учебных заведений:

1) Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье;

2) Прыжок в длину с места толчком двумя ногами;

3) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа со скамейки;

4) Поднимание туловища из положения лежа на спине.

Тестирование уровня физической подготовленности проходило с учетом и соблюдением методических рекомендаций (согласно требованиям, к сдаче норм комплекса ГТО) по физической культуре. Было проведено тестирование по 4 нормативам в начале и в конце семестра для сравнительного анализа по приросту и изменениями физических качеств на первом, втором и третьем курсе. В исследовании были задействованы в качестве испытуемых 30 студентов Института филологии истории и права Чеченского государственного педагогического университета. Измерения проводились в 3 группах по 10 студентов в каждой группе. Для объективности данных были выбраны идентичные группы обучающихся по профилю образования, специальности, а также учитывалась прикрепленность преподавателя кафедры физического воспитания за группой на весь цикл обучения. Все три группы занимались согласно образовательному стандарту учебной программы по физической культуре.

К началу учебного процесса до студентов были доведены цель и задачи исследования. В начале учебного года, на учебных занятиях по физической культуре, в первой половине дня, проводилось тестирование для определения исходного уровня физической подготовленности.

В течении семестра (с сентября по декабрь) в дополнении к программе, в каждой неделе на первом занятии по прикладной физической культуре, после подготовительной части в течении 15 минут применялись подвижные и национальные игры. На втором занятии в каждой неделе, последние 20 минут основного времени, студенты занимались атлетической гимнастикой. В течение семестра преподаватель, так же акцентировал внимание на игровые методы обучения при проведении занятий. Преподавателями кафедры физического воспитания были разработаны и использованы методические указания по атлетические гимнастики в целях оздоровления и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Повторное тестирование проводилось в конце семестра по тем же нормативам, при проведении итоговой аттестации для контроля уровня физической подготовленности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По анализу тестирования данных студентов выявлено, что студенты имеют существенный прирост между исходной и контрольными данными в 2 нормативах: «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами» (17 см); в «Поднимание туловища из положения лежа на спине» (10 раз) (таблица 1). По суммарным данным самый большой прирост выявлен у 1 курса и самый меньший у 2 курса (6,4 раза) по данному нормативу. Возможно, это связано со слабым освоения техники выполнения упражнения студентами 1 курса.

Таблица 1 - Средние показатели физической подготовленности студентов (девушки)

№ Виды испытаний 1 курс Разница 2 курс Разница 3 курс Разница

Исх./Кон. Исх./Кон. Исх./Кон.

1. Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи(см)) 14,7 / 16,1 1,4 11,55 / 13,3 2,35 11,3 / 12,9 1,6

2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) 154,8 / 164, 9,2 147,9 / 164,9 17 148,3 / 164,9 16,6

3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа со скамейки (количество раз) 6,2 / 15,2 9 5,1 / 11,1 6 9,4 / 15,4 6

4. Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин) 29,1 / 39,1 10 27,9 /34,3 6,4 24,8 / 34,3 9,5

5 Сумма показателей 29,6 31,75 33,7

Если анализировать уровень развития физических качеств, наименьший прирост выявлен при развитии гибкости у 1 курса (1,4 см) и 3 курса (1,6 см) по сравнении со 2 курсом (2,35 см), что дает основания говорить о необходимости акцентирования внимания на развитии качества «гибкость».

При анализе норматива «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами», соотнесенный исследователями к скоростно-силовым способностям, у 3 курса уровень незначительно выше (164,9 см), чем у 1 курса (164 см), при повторном тестировании в конце семестра.

Также надо отметить, что выявлен прирост качества силы «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа со скамейки», у 1 курса (9 раз) и 2, 3 курса (6 раз), так как этот норматив определяет выраженный силовой компонент.

Сравнительный анализ по тесту «Поднимание туловища из положения лежа на спине» выяснил, что динамика прироста у студентов 2 курса была наименьшей (6,4 раза); когда у 1 курса (10 раз); и 3 курса (9,5 раза).

Сравнивая прирост «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье» динамика роста была самая наилучшая у 2 курса (2.35 см) против 1

курса (1,4 см), и 3 курса (1,6 см).

За рамками ставящих задач исследования было выявлено, что высказывания Кага-зежевой Н.Х., Коломийцевой Н.С. и других авторов о существенном падении состоянии здоровья студентов с переходом на последующие курсы обучения не получили подтверждения. Суммарные показатели (таблица 1) показывают разницу между первым (29,6) и третьи курсом (33,7) в пользу последнего.

ВЫВОДЫ

1. Сравнительный анализ показателей уровня физической подготовленности в начале и в конце семестра показал, что у студентов при акцентированном использовании игровых методов, подвижных и национальных игр и атлетической гимнастики наблюдается существенный прирост.

2. Высокий прирост уровня физической подготовленности к концу семестра, частично, можно обосновать и тем, что проверка исходного уровня проходила после трех месячного перерыва и отсутствия регулярных учебных занятий по физической культуре (июнь-август).

3. Данные по нормативу на гибкость выявили низкий прирост в исследуемых группах в течении семестра, что дает основания говорить о необходимости поиска, применении средств и методов для развития и совершенствование данного качества у студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы совершенствования системы непрерывного физкультурного образования : материалы Всероссийской студенческой конференции (24 ноября 2017г.) // Под редакцией К.Ш. Дунаева, С.Б. Элипханова. - Грозный : изд-во ЧГПУ, 2017. - 332 с.

2. Баранов, В.В. Физическая культура : учебник / В.В. Баранов. - Оренбург : ГОУ ОГУ, 2009 - 289 с.

3. Вайнер, Э.Н. Валеология : учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. - 9-е изд. - М. : Флинта, 2011. - 448 с.

4. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник / ВИ. Ильинич. - М. : Гардарики, 2010. - 366 с.

5. Как определить ИМТ и проверить уровень своей подготовки. - [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.zozhnik.ru/kak-proverit-uroven-svoejj-podgotov/ (дата обращения: 01.06.2018).

6. Основные понятия теории и методики физического воспитания. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://opace.ru/a7osnovnye_ponyatiya_teorii_i_metodiki_fizicheskogo_vospitaniya (дата обращения: 01.06.2018).

7. Основные понятия физического воспитания. - [Электронный ресурс] - Режим доступ а: http://www.fizkulturaisport.ru/fizvospitanie/teoriya/280-osnovnye-ponyatiya-fizicheskogo-vospitaniya.html?showall=1 (дата обращения: 01.06.2018).

8. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.

9. Элипханов, С.Б. Особенности изменения физической подготовленности студенток в процессе обучения / С.Б. Элипханов, А.Г. Заболотный, А.Х. Мамадиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2017. - № 8 (150). - С. 133-136.

10. Яцун, С.М. Мониторинг состояния и физического развития студентов / С.М. Яцун // Здоровье для всех. - 2016. - № 1. - С. 3-7.

REFERENCES

1. Ed. Dunaev, K.Sh. and Elikhanov S.B. (2017), Actual problems of improving the system of continuous physical education: materials of the All-Russian Student Conference (November 24, 2017), publishing house of CSPU, Grozny.

2. Baranov, V.V. (2009), Physical culture: textbook, GOU OGU, Orenburg.

3. Weiner, E.N. (2011), Valeology: textbook for high schools, Flinta, Moscow.

4. Ilyinich, V.I. (2010), Physical culture of the student and life: textbook, Gardariki, Moscow.

5. How to determine the BMIand check the level of your training, available at: http://www.zozh-nik.ru/kak-proverit-uroven-svoejj-podgotov/.

6. Basic concepts of theory and methods ofphysical education, available at: http://opace.ru/a/os-novnye_ponyatiya_teorii_i_metodiki_fizicheskogo_vospitaniya.

7. Basic concepts of physical education, available at: http://www.fizkulturaisport.ru/fizvospi-tanie/teoriya/280-osnovnye-ponyatiya-fizicheskogo-vospitaniya.html?showall=1.

8. Holodov Zh.K. and Kuznecov V.S. (2001), Theory and methods of physical education and sport, Publishing center "Academy", Moscow.

9. Elikhanov, S.B., Zabolotniy A.G., and Mamadiev, A.Kh. (2017), "Features of changes in the physical preparedness of female students in the learning process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 133-136.

10. Yatsun, S.M. (2016), "Monitoring of the state and physical development of students", Health for all, No. 1, pp. 3-7.

Контактная информация: sbelphnv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.07.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.