Образование и наука. 2016. № 5 (134)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 377.112-057.85 Ваганова Наталья Октревна
кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебной работе Новосибирского техникума железнодорожного транспорта, Новосибирск (РФ). E-mail: [email protected]
Лопаткин Владимир Михайлович
доктор педагогических наук, профессор, советник при ректорате Алтайского государственного педагогического университета, Барнаул (РФ). E-mail: [email protected]
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Цель статьи - раскрыть особенности и возможности научно-исследовательской работы в организациях среднего профессионального образования (СПО).
Методы - теоретические: анализ законодательной, нормативной документации; сравнение и обобщение выводов ученых об исследовательской деятельности; эмпирические: педагогическое наблюдение, изучение опыта организации исследовательской работы.
Результаты. Предложено определение понятия «исследовательское умение»; разработана система организации научно-исследовательской деятельности в организациях среднего профессионального образования, включающая определение подходов к понятию «исследование»; составление программы формирования исследовательских умений и программы подготовки педагогических работников организации СПО к организации и проведению исследовательской деятельности со студентами; определение субъектных функциональных связей для реализации программы исследовательской деятельности; создание инновационной инфраструктуры как совокупности ресурсов и средств, обеспечивающих обслуживание исследовательской деятельности.
Научная новизна. Предпринята попытка восполнить пробелы в методологии организации научно-исследовательской деятельности в организациях среднего профессионального образования. Выявлены особенности образовательной программы СПО, определяющие формы научно-исследовательской деятельности. Предложены новые подходы к понятию «исследование», формированию исследовательских умений и развитию профессионально-педагогических компетенций преподавателей как субъектов исследовательской деятельности.
Практическая значимость - применение описанных в статье подходов к проведению исследовательской работы в организациях среднего профессионального образования позволяет повысить уровень обучения студентов и расширить функциональные возможности педагогических работников.
Ключевые слова: исследование, научно-исследовательская деятельность, исследовательские умения, среднее профессиональное образование, модернизация образования.
DOI: 10.17853/ 1994-5639-2016-5-55-68 Статья поступила в редакцию 03.03.2016. Принята в печать 13.05.2016.
Natalya O. Vaganova
Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Director for Studies of Novosibirsk Technical School of Railway Transport, Novosibirsk (RF). E-mail: [email protected]
Vladimir M. Lopatkin
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rectorate Counsellor, Altai State Pedagogical University, Barnaul (RF). E-mail: lopatkin_vladimir@mail. ru
SCIENTIFIC-RESEARCH WORK OF STUDENTS IN ORGANIZATIONS OF SECONDARY VOCATIONAL
EDUCATION
Abstract. The aim of the study is to reveal features and possibilities of research work in the organizations of secondary professional education.
Methods. Theoretical methods involve analysis of legislative, normative documents; comparison and generalization of the findings of scientists on research activities. Empirical methods: pedagogical observation, to study the experience of organization of research work.
Results. The definition of «research ability» is proposed; the system of organization of research activity in the organization of secondary vocational education, including the identification of approaches to the concept of «research» is developed; development of a program of research skills formation is given; definition of subjective functional relationships for the implementation of the programmer of research; the development of training programs for teaching staff the organization of the secondary professional education to the organization and conduct of research activities with students; creation of innovative infrastructure as a set of resources and means to ensure the maintenance of research activities.
Scientific novelty. An attempt to fill the gaps in the methodology of organization of research activity in organizations of secondary vocational education is taken. Peculiarities of the educational programs of secondary vocational education, defining the forms of research activities are disclosed. Approaches to the concept of «research», the formation of research skills and development of professional-pedagogical competences of teachers as subjects of research activities are proposed.
Practical significance. The use of suggested approaches to conducting research in organizations of secondary vocational education can increase the level of students and extend the functionality of teachers.
Keywords: research, scientific research, research skills, secondary vocational education, modernization of education.
DOI: 10.17853/ 1994-5639-2016-5-55-68
Received: 3.03.2016.
Accepted for printing: 13.05.2016.
Законодательно-нормативные документы, сопровождающие процессы модернизации в российском профессиональном образовании, предусматривают применение современных педагогических технологий, развивающих у обучающихся исследовательские умения и навыки.
В программном документе «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) обращается внимание на необходимость проведения исследований для решения задач инновационного развития государства и развития у обучающихся способности к критическому мышлению и навыков самостоятельной деятельности [17].
Закон «Об образовании в РФ» конкретизирует условия осуществления исследовательской деятельности и ознакомления с ее результатами [12].
Так, в ст. 29 «Информационная открытость образовательной организации» закона РФ «Об образовании» содержится перечень информационных ресурсов, которые должны быть в открытом доступе в информационно-телекоммуникационных сетях. Один из перечисленных ресурсов -
сведения о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (в статье в скобках указано - для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования).
В ст. 34 (п. 23) закона «Об образовании в РФ» отдельно для студентов высшей школы отмечено право участвовать в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций [12].
Таким образом, проведение научно-исследовательской и инновационной деятельности является одним из основных направлений развития высшего образования [9].
Следует отметить, что согласно перечню основных прав обучающихся (ст. 34 закона «Об образовании в РФ») всех типов образовательных организаций, следовательно и среднего профессионального образования, студенты имеют право:
• на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных и спортивных мероприятиях, в том числе официальных соревнованиях, и других массовых мероприятиях (п. 22);
• на направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам на стажировки (в том числе в рамках академического обмена) в другие образовательные и научные организации, включая высшие учебные заведения (п. 24);
• на бесплатное опубликование своих работ в изданиях образовательной организации (п. 25) [12].
Таким образом, закон «Об образовании в РФ предусматривает участие в исследованиях студентов всех типов образовательных организаций с целью предоставления им равных прав в развитии их творческих способностей и удовлетворении их интересов.
В нормативных документах, конкретизирующих задачи перспективного развития российского образования, значительное внимание уделено необходимости проведения исследовательской деятельности как одному из условий личностного развития обучающихся и подготовки качественного кадрового потенциала.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы отмечено, что «важной задачей системы образования станет ориентация образовательных программ на обучение навыкам, необходимым для инновационной деятельности, включая аналитиче-
ское и критическое мышление, стремление к новому, способность к постоянному самообучению, ... креативность и предприимчивость, а также готовность к работе в высококонкурентной среде» [7].
В педагогической науке исследование как процесс выработки новых научных знаний и один из видов познавательной деятельности представлено достаточно широко. Зарубежные ученые проанализировали науку как явление (К. Поппер, Т. Кун и др.) [5, 6]. В трудах отечественных авторов рассмотрены особенности исследовательской деятельности в целом (Г. А. Балл, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, П. И. Пид-касистый, В. А. Сластенин и др.). Научно-исследовательскую деятельность студентов вузов изучали В. И. Гинецинский, В. И. Журавлев, В. М. Лопат-кин, М. Г. Ярошевский и др. Однако практика организации и проведения такой деятельности в организациях среднего профессионального образования (СПО) в период его реформирования не имеет достаточной теоретической базы.
Обратимся к Федеральным государственным образовательным стандартам. Анализ областей применения компетенций студентов высшего образования (бакалавров, магистров) и видов их профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС показывает, что они под руководством научно-педагогических работников должны овладеть знаниями и умениями в экспериментально-исследовательской области (бакалавр) и научно-исследовательским видом профессиональной деятельности (магистр).
В ФГОС СПО подобные виды профессиональной деятельности и области применения компетенций отсутствуют.
Обозначим разницу между учебно-исследовательской и научно-исследовательской работой. Под первой мы понимаем выполнение студентами запланированных педагогом действий, направленных на поиск информации и доказательств с использованием методов наблюдения, сопоставительного анализа и др. Согласно ФГОС СПО такая работа как один из видов учебной деятельности должна реализоваться на всех этапах становления специалистов в целях развития личности обучающегося и приобретения им исследовательских умений и навыков [13].
Научно-исследовательская работа (НИР) отличается от учебно-исследовательской большей степенью самостоятельности в выборе изучаемой темы, в проведении исследования, представлении его результатов. Такая работа содержанием ФГОС СПО не предусмотрена и носит дополнительный характер к требованиям стандарта. Содержание и логика его изложения в образовательной программе СПО не обеспечивают поэтапного формирования исследовательских умений и навыков в таком объеме и таком количестве видов исследовательской деятельности, как в вузах.
Предлагаемая нами система организации НИР студентов СПО состоит из следующих этапов:
• определение подходов к понятию «исследование»;
• разработка программы формирования исследовательских умений;
• определение субъектных функциональных связей для реализации программы исследовательской деятельности;
• разработка программы подготовки педагогических работников организации СПО к организации и проведению исследовательской деятельности со студентами;
• создание инновационной инфраструктуры как совокупности ресурсов и средств, обеспечивающих обслуживание исследовательской деятельности.
Рассмотрим особенности каждого этапа.
В справочной литературе понятие «исследование» трактуется как процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности [10]. В научных трудах это понятие, как правило, подразумевает процесс познания нового явления для его практического использования (В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, В. А. Слас-тенин и др.).
Если в высшей школе преобладает теоретический уровень научного познания (установление связей, закономерностей), в результате которого формулируются гипотезы, теории, законы, то особенность образовательной программы СПО в доминировании эмпирической исследовательской работы, когда процесс сбора информации об изучаемых объектах осуществляется с помощью наблюдений и выполнения каких-либо измерений. Полученные опытным путем фактические данные систематизируются в виде таблиц, схем, графиков.
На наш взгляд, в работе со студентами учреждений СПО следует использовать принцип широкой трактовки понятия «исследование»: выделение проблемы, формулировку гипотезы, сравнение явлений, предметов, структурирование материала, работу с текстом и т. д. При таком подходе целью исследовательской деятельности становится функциональное формирование умений исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации студентов к учебной деятельности и активизации их личностной позиции в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний [1].
Разработка программы формирования исследовательских умений и навыков должна осуществляться на основе принципов индивидуализации (определение возможностей каждого) и дифференциации (расширение перечня форм и видов исследовательской деятельности).
Немаловажно уточнить, что понятие «исследовательское умение» понимается учеными как способность
• к проведению самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач (В. В. Успенский);
• проведению самостоятельных наблюдений, экспериментов (В. В. Успенский, И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова и др.);
• действиям, необходимым для выполнения исследовательской деятельности (Н. В. Сычкова, П. Ю. Романов, М. Н. Поволяева и др.).
Как видно из определений, к исследовательским умениям относят, как правило, те, которые имеют прямое отношение к опытному знанию. Все, что формально находится за его пределами, например: умения видеть проблему, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи - ускользает из поля зрения [14].
Мы предлагает следующее определение исследовательского умения, основанное на функциональных возможностях исследования в развитии личности: это готовность к аналитической мыслительной деятельности, проявляющейся в возможности выполнять действия, необходимые для решения поставленных задач или проблемы.
В контексте нашего обсуждения выделим следующие исследовательские умения:
• видеть проблемы;
• задавать вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• давать определение понятиям;
• классифицировать;
• наблюдать;
• проводить эксперименты;
• структурировать материал;
• делать выводы;
• доказывать и защищать свои идеи. [14].
Необходимым элементом программы развития исследовательских умений и навыков является выбор форм деятельности, что и является одной из основных задач современных педагогических технологий (Д. Б. Богоявленская, Дж. Брунер, Н. С. Лейтес, А. В. Леонтович и др.).
Комплектность учебно-исследовательских форм, как и видов деятельности, предлагается в ФГОС СПО. При выборе форм НИР, с нашей точки зрения, следует руководствоваться стандартами высшего образования: в ФГОС ВО (бакалавр и магистр) есть требование представления результатов выполненных работ, что подразумевает создание определенных условий, в том числе возможность выступлений с докладами на конференции, научных публикаций [13]. Выбранные формы НИР дают воз-
можность студентам и педагогическим работникам как их руководителям продемонстрировать результаты исследовательской деятельности и сфор-мированность исследовательских умений.
Как было отмечено в начале статьи, законодательно-нормативные документы рассматривают проведение НИР научно-педагогическими работниками вузов. Педагоги СПО, обеспечивающие практико ориентированную подготовку специалистов среднего звена, готовы в большей степени не к теоретическим изысканиям, а к проведению исследований в лабораториях, на учебных полигонах и (или) в производственных условиях с использованием натурных образцов или моделей, а также к их изготовлению [15]. Следовательно, формирование умений и навыков исследовательского поиска у преподавателей и студентов системы СПО - задача, имеющая самостоятельную ценность, решение которой обеспечивает качество специалистов в соответствии с указанными выше документами.
Содержание программы подготовки педагогических работников учреждений СПО к организации и проведению исследовательской деятельности со студентами основано на применении деятельностного подхода и предлагает:
• овладение знаниями о научном исследовании;
• актуализацию у преподавателей знаний о технологических процессах, используемых на производстве;
• ознакомление с перспективами развития отрасли;
• организацию совместного со студентами обсуждения проблем и выбор тем для исследования.
Необходимым элементом системы организации НИР студентов СПО является инновационная инфраструктура, которая представляет собой систему связей и порядок взаимодействия профессиональных и методических объединений в учреждении профобразования, обеспечивающие планирование и проведение научно-исследовательской работы. Согласно внутренней структуре учреждений СПО, методическое объединение - это методический кабинет, профессиональные объединения - цикловые комиссии.
Функциональное назначение инновационной инфраструктуры следующее:
• информационное обеспечение (библиотека);
• обеспечение производственно-технологическими ресурсами (цикловые комиссии);
• продвижение и реализация результатов исследовательской деятельности, а также оказание консультативно-методической помощи (методический кабинет).
Модернизация российского образования привела к структурным изменениям в его профессиональном секторе, в частности к появлению уни-
верситетских комплексов, в которые были включены организации СПО [2, 4, 5]. Под университетским комплексом обычно понимается объединение разноуровневых организаций профессионального образования, существующее в едином учебно-научно-производственном пространстве, где реализуются образовательные программы различных уровней профессионального образования с использованием материальных, интеллектуальных ресурсов, созданных при участии педагогических работников комплекса.
Одна из основных задач функционирования университетских комплексов - установление тесных связей между образовательными организациями (Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 676 «Об университетских комплексах»). Решение данной задачи требует проведения мероприятий, в которых могут принимать участие студенты и научно-педагогические работники организаций как высшего, так и среднего профессионального образования.
Практика функционирования университетских комплексов показала, что студенты СПО получили реальную возможность заниматься не только учебно-исследовательской, но и научно-исследовательской деятельностью с последующей демонстрацией результатов НИР.
Так, в структурных подразделениях СПО в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» (СГУПС) за последние годы наблюдается рост показателей научно-исследовательской работы студентов и педагогических работников (рис. 1).
140 120 100 80 60 40 20 0
133
133
109 109
81 81
II
■
Участие в конференциях Печатные статьи
Рис. 1. Показатели научно-исследовательской работы студентов СПО:
V>
21 - 2013 г.;
- 2014 г.
.; О - 2015 г.
Студенты Новосибирского техникума железнодорожного транспорта принимают участие в внутриуниверситетских и межвузовских конференциях. В 2013 г. они приняли участие в работе девяти секций научно-техничес-
кой конференции СГУПС и завоевали два призовых места; в 2014 г. - в восьми секциях, получив также два призовых места, одно из которых - первое; в 2015 г. - тоже в восьми секциях с тремя призовыми местами.
Тематика, содержание и уровень докладов позволяют наиболее способным студентам СПО конкурировать со студентами вузов. Результаты НИР студентов помогают выявлению наиболее способных учащихся, склонных к дальнейшей научной деятельности, и служат средством для проектирования их индивидуальной образовательной траектории.
Организация НИР студентов СПО как технология обучения способствует профессиональному росту педагогических работников, расширяя их познания в области содержания преподаваемой дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля), развивая их профессионально-педагогические компетенции; дает возможность установить тесное взаимодействие с преподавательско-профессорским корпусом университетского комплекса, а также с работодателями на основе совместных действий по формированию у студентов исследовательских умений и навыков [3, 6, 16, 19, 20].
Данные диаграммы (рис. 2) свидетельствуют о возросшей активности педагогов СПО в проведении собственных исследований и об их готовности к организации научно-исследовательской работы студентов, включающей умения:
• создавать условия для самостоятельной работы студентов;
• вовлекать студентов в научно-исследовательскую работу;
• находить источники информации, содержащие современные научно-теоретические сведения в области преподаваемой дисциплины.
45 40 35 30 25 2С 15 10
О
42
40
29
22 26
16
■ УУУУУУ
Участие в конференциях
Печатные статьи
Рис. 2. Показатели научно-исследовательской работы педагогических работников СПО:
Ш - 2013 г.; [ЛЛ - 2014 г.; ЦЦ - 2015 г.
Проведение НИР способствует достижению качественно новых результатов в подготовке специалистов среднего звена, повышению ресурсных и функциональных возможностей педагогических работников организаций СПО, формированию у них новых системных качеств, интеграции теоретической фундаментальности образовательного процесса с практи-коориентированностью.
Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. В. А. Федоровым
Литература
1. Ваганова Н. О. Конференция по итогам практики как форма взаимодействия разноуровневых учебных заведений в университетском комплексе / / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 1. С. 177-180.
2. Ваганова Н. О. Модульная структура университетского комплекса // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 76-78.
3. Ваганова Н. О. Сетевое взаимодействие образовательной организации с производством // Образование и общество. 2015. Т. 3. № 92. С. 54-57.
4. Давыдова Н. Н., Игошев Б. М., Фоменко С. Л. Основные подходы к разработке механизмов интеграции корпоративных интегрированных систем в сфере образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 5. С. 73-78.
5. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие ОУ в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 11-17.
6. Игошев Б. М., Давыдова Н. Н., Фоменко С. Л. Развитие педагогического (образовательного) кластера в региональном образовательном пространстве // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 12-18.
7. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Утверждена распоряжением Правительством РФ от 29 декабря 2014 года № 2765-р. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: / /2016-god.com/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020-gody/.
8. Кун Т. Структура научных революций / пер. с англ. И. З. Налетова. Москва: АСТ, 2003. 320 с.
9. Лопаткин В. М., Куликова Л. Г., Бокова О. А. современные подходы к пониманию научно-исследовательской деятельности студентов, магистрантов и аспирантов // Вестник алтайской науки. 2015. № 1 (23). С. 508-513.
10. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В. С. Степина. Москва: Мысль, 2001.
11. Поппер К. Логика научного исследования: пер. с англ. / под общ. ред. В. Н. Садовского. Москва: Республика, 2004. 447 с.
12. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/.
13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 08.04.01 Строительство. Приказ Минобрнауки России от 30 октября 2014 г. № 1419. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://minjustconsultant.ru/files/pdf/f5e5ff81-7cc8-4c63-bfa1-a43300ef8139.
14. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Фiзiка: праблемы выкладання. 2007. № 3. С. 14-24.
15. Силкина Н. В., Ваганова Н. О. Деятельностная модель развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей учреждений СПО РФ // Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Ты-нышпаева. 2011. № 4.
16. Синякова М. Г., Давыдова Н. Н., Фоменко С. Л. Тенденции развития социального партнерства в условиях сетевой кластерной интеграции / / Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 5. С. 36-46.
17. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: / / economy.gov. ru / minec/ activity / sections / innovations / doc2 0101231_016.
18. Федоров В. А., Давыдова Н. Н. Методологические основания управления ОУ в условиях сетевого взаимодействия // Казанская наука. 2013. № 9. С. 13-21.
19. Фоменко С. Л., Давыдова Н. Н. Некоторые подходы к организации кластерной интеграции образовательных организаций // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 6. С. 22-27.
References
1. Vaganova N. O. Conference on the results of the practice as a form of interaction of multi-level educational institutions in the university complex. Guma-nitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki. [Humanitarian, SocioEconomic and Social Sciences]. 2013. № 1. P. 177-180. (In Russian)
2. Vaganova N. O. The modular structure of a university complex. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. [World of Science, Culture and Education]. 2014. № 1 (44). P. 76-78. (In Russian)
3. Vaganova N. O. Networking educational organization with production. Obrazovanie i obshhestvo. [Education and Society]. 2015. Vol. 3. № 92. P. 54-57. (In Russian)
4. Davydova N. N., Igoshev B. M., Fomenko S. L. the Main approaches to the elaboration of mechanisms of integration of integrated enterprise systems in education. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. [Innovative Projects and Programs in Education]. 2015. № 5. Р. 73-78. (In Russian)
5. Dorozhkin E. M., Davydova N. N. The development of OU in the course of network interaction. Vysshee obrazovanie v Rossii. [Higher Education in Russia]. 2013. № 11. Р. 11-17. (In Russian)
6. Igoshev B. M., Davydova N. N. Fomenko S. L. the Development of pedagogical (educational) cluster in the regional educational space. Pedagogicheskoe
obrazovanie v Rossii. [Pedagogical Education in Russia]. 2015. № 11. P. 12-18. (In Russian)
7. Koncepcija Federal'noj celevoj programmy razvitija obrazovanija na 2016 - 2020 gody. [The concept of the Federal target program of education development for 2016-2020 years]. Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stvom RF ot 29 dekabrja 2014 goda (№ 2765-r). [Approved by the decree of the RF Government, d.d. 29 December, 2014 (№ 2765-R)]. Available at: http://2016-god.com/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020-gody/. (In Russian)
8. Kuhn T. Struktura nauchnyh revoljucij. [Structure of scientific revolutions]. Translated from English by I. Z. Naletov. Moscow: Publishing House AST, 2003. 320 p. (In Russian)
9. Lopatkin V. M., Kulikova, L. G., Bokova O. A. Modern approaches to understanding scientific research activity of students, undergraduates and graduate students. Vestnik altajskoj nauki. [Bulletin of the Altai Science]. 2015. № 1 (23). P. 508-513. (In Russian)
10. Novaja filosofskaja jenciklopedija. [New philosophical encyclopedia]: v 4 tomah. [In 4 volumes]. Edited by V. S. Stepin. Moscow: Publishing House Mysl'. [Thought]. 2001. (In Russian)
11. Popper K. Logika nauchnogo issledovanija. [Logic of scientific research]. Translated from English by V. N. Sadovsky. Moscow: Publishing House Republic. [Respublika]. 2004. 447 p. (In Russian)
12. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. [On education in Russian Federation]. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ. [Federal law of the Russian Federation, d.d. 29 December, 2012 № 273-FZ]. Available at: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/. (In Russian)
13. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo stan-darta vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 08.04.01 Stroitel'stvo. [About the approval of the federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 08.04.01 Construction]. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 30 oktjabrja 2014 g. № 1419. [The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 30, 2014 No. 1419]. Available at: http://minjust.consultant.ru/files/pdf/f5e5ff81-7cc8-4c63-bfa1-a43300ef8139. (In Russian)
14. Savenkov A. I. Psychological Foundation of research training of students. Fizika: prablemy vykladannja. [Physics: Problems of Teaching]. 2007. № 3. P. 14-24. (In Russian)
15. Silkina N. In., Vaganova N. About. The pragmatist model of development of professional-pedagogical competences of teachers of secondary vocational education institutions of the Russian Federation. Vestnik Kazahskoj akademii transporta i kommunikacij im. M. Tynyshpaeva. [Bulletin of Kazakh Academy of Transport and Communications named after M. Tynyshpayev]. 2011. № 4. (In Russian)
16. Sinyakova M. G., Davydova N. N., Fomenko S. L. the Trends of development of social partnership in the networked cluster integration. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. [Pedagogical Journal of Bashkortostan]. 2014. № 5. P. 36-46. (In Russian)