педагогические науки
Кутепова Любовь Ивановна, Солуянова Ольга Николаевна, Максимова Ксения Алексеевна ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ...
УДК 378.1
DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0067
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
© 2019
Кутепова Любовь Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9, e-mail: [email protected]) Солуянова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранных языков и профессиональной коммуникации» Национальный исследовательский московский государственный строительный университет (129337, Россия, Москва, Ярославское шоссе, дом 26, e-mail: [email protected])
Максимова Ксения Алексеевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье авторы рассматривают инновационные педагогические технологии организации самостоятельной работы студентов. Цель статьи заключается в выявлении возможностей современных технологий в организации самостоятельной работы. Авторами статьи были проанализированы мнения различных педагогов и ученых по поводу теории формирования и методических основ организации самостоятельной работы обучающихся системы СПО. На основе анализа педагогической литературы авторами статьи было определено понятие самостоятельной работой студентов. На основе анализа федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) были определены условия планирования и организации самостоятельной работы студентов (СРС). В данной статье рассматриваются признаки, задачи, виды (в том числе и дополнительные), а также методы самостоятельной работы обучающихся системы СПО. В процессе написания статьи были раскрыты такие «новые педагогические технологии», как: видео-эссе; реферат-анализ и реферат-обзор; технологии проектной деятельности; кейс-технологии. В результате проведенного анализа было выявлено, что инновационные педагогические технологии организации самостоятельной работы студентов требуют качественных учебно-методических материалов, свободного доступа к информационному миру сети Интернет, конкретного перечня основной и дополнительной литературы, систематического контроля.
Ключевые слова: студенты, самостоятельная работа, инновации, инновационные педагогические технологии, ФГОС СПО, профессиональное обучение, задачи самостоятельной работы, виды самостоятельной работы, методы самостоятельной работы.
ORGANIZATION OF THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS
© 2019
Kutepova Lyubov Ivanovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Technology of Service and Technological Education» Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev St. 9, e-mail: [email protected]) Soluyanova Olga Nikolaevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of "Foreign languages and professional communication" Moscow State (National Research) University of Civil Engineering (129337, Russia, Moscow, Yaroslavskoye Shosse, 26, e-mail: [email protected]) Maksimova Ksenia Alekseevna, student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail:[email protected])
Abstract. In this article, the authors consider innovative educational technology organization of independent work of students. The purpose of the article is to identify the possibilities of modern technologies in the organization of independent work. The authors of the article analyzed the opinions of various teachers and scientists about the theory of formation and the methodological foundations of the organization of independent work of students of the vocational education system. Based on the analysis of pedagogical literature, the authors of the article defined the concept of independent work of students. Based on the analysis of the federal state educational standard of secondary vocational education (GEF SPE), the conditions for planning and organizing independent work of students (SES) were determined. This article discusses the characteristics, tasks, types (including additional), as well as the methods of independent work of students of the system of secondary vo-cationai education. In the process of writing the article, such "new pedagogical technologies" were revealed, such as: video essay; abstract analysis and abstract review; technology project activities; case technology. As a result of the analysis, it was revealed that innovative pedagogical technologies for organizing students' independent work require high-quality teaching and learning materials, free access to the information world of the Internet, a specific list of basic and additional literature, systematic monitoring.
Keywords: students, independent work, innovations, innovative pedagogical technologies, GEF SPO, vocational training, tasks of independent work, types of independent work, methods of independent work.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Организация самостоятельной работы обучающихся считается актуальной темой, так как на современном этапе развития системы среднего профессионального образования все колледжи, техникумы обязаны выполнять требования ФГОС СПО третьего поколения, в которых говорится о том, что самостоятельная работа студентов - это приоритетное направление для эффективного взаимодействия между преподавателем и обучающимся
[1]. Следовательно, изменились целевые установки как у преподавателя, так и у студента.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Теория формирования и методические основы организации самостоятельной работы обучающихся были рассмотрены в исследованиях известных отечественных педагогов: Г.И. Щукиной, В.В. Давыдова, П.И. Пидкасистого, - ко-
Kutepova Lyubov Ivanovna, Soluyanova Olga Nikolaevna, Maksimova Ksenia Alekseevna pedagogical
ORGANIZATION OF THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT ... sciences
торые её интегрируют с познавательной [2]. Потому что главная ценность самостоятельной работы выражается в комплексе образовательных, развивающих и воспитательных задач учебного процесса, где должны доминировать умственные (интеллектуальные), практические и организационные (управленческие) действия обучающегося.
Но, несмотря на изученность темы педагогами-классиками, есть много открытых вопросов, требующие решения, так как современный обучающийся обязан научиться приобретать новые знания в сопровождении преподавателя. Кроме того, он обязан самостоятельно использовать теоретические знания в практической деятельности посредством проявления инициативы в процессе выполнения учебных заданий, применяя творческий и креативный подходы [3].
Основной задачей организации самостоятельной работы обучающихся является обеспечение педагогической помощью со стороны преподавателя в процессе учебной его деятельности [4]. Поэтому положительный ожидаемый результат получится, если систематически преподаватель будет осуществлять планирование, организацию, контроль.
Рассматривая теоретические основы педагогики 5060-х годов XX века, можно наблюдать отсутствие единого мнения в определении самостоятельных работ. Например, Р.Б. Срода (автор книги «Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении») под самостоятельной работой учащихся понимал такую их деятельность, которую они выполняют, проявляя максимум активности, творчества, самостоятельного суждения [5].
Р.М. Микельсон (автор книги «О самостоятельной работе учащихся») под самостоятельной работой понимал «выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя», который в случае затруднения может перейти к коллективным упражнениям.
Таким образом, анализируя педагогическую литературу, под самостоятельной работой мы будем понимать высший вид учебной деятельности обучающегося [6].
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в выявлении возможностей современных технологий в организации самостоятельной работы. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- установить определение понятия «самостоятельная работа»;
- определить, что понимается под инновационными педагогическими технологиями организации самостоятельной работы студентов.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Необходимо рассмотреть историю возникновения и развития понятия «самостоятельная работа», так как модель развития личности современного обучающегося системы СПО ориентирована на ключевые общие компетенции: способность коммуницировать, работать в команде, обладать критическим мышлением и т.д. [7]. Поэтому актуальность природы происхождения данного термина естественна.
В результате студент должен уметь самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, иметь свою точку зрения, свои убеждения. Это возможно, если он будет систематически и регулярно пополнять, и обновлять свои знания посредством самообразования. А самообразование студента с точки зрения требований ФГОС СПО - это и есть организация самостоятельной работы обучающихся, направленная на совершенствование знаний, умений и навыков [8]. Поэтому самостоятельная работа обучающихся - это главная задача современной педагогики школы профессионального обучения.
Анализируя содержательную часть и целевые
новки федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения СПО, можно наблюдать нарастание смещения акцента в обучении с преподавания на учение. При этом большее значение приобретает вопрос организации самостоятельной работы студентов как составным элементом основных профессиональных образовательных программ в среднем профессиональном образовании, которые предусматривает развитие способности студентов к самообразованию, саморазвитию, что напрямую связано с формированием общих (ключевых) компетенций выпускников профессиональных образовательных организаций.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) определяет следующие условия планирования и организации самостоятельной работы студентов (СРС) [9]:
- образовательная организация (техникум или колледж) обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу студентов, гармонизируя совершенствование управления преподавателями (преподавателями общегуманитарного цикла или преподавателями общепрофессиональных дисциплин) и мастерами производственного обучения;
- максимальный объем учебной нагрузки для студента составляет 54 академических часа в неделю;
- максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю;
- в течение первых двух месяцев от начала нового учебного года профессиональная образовательная организация (техникум или колледж) обязана информировать студентов об установленных им конкретных формах и процедурах текущего контроля знаний [10].
Актуальность рассмотрения основных задач организации самостоятельной работы обучающихся, в первую очередь, обусловлена нормативно-правовой базой, то есть требованиями федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения СПО и требованиями федерального государственного образовательного стандарта СПО.
Самостоятельная работа обучающихся системы СПО служит ключевым компонентом образовательного процесса в различных образовательных учреждениях (колледж или техникум) и ориентирована на практическую реализацию основополагающих задач [11]:
- мотивация обучающихся к освоению образовательных программ;
- развитие ответственности обучающихся за свое образование;
- усовершенствование общих и профессиональных компетенций, обучающихся;
- формирование условий для развития способности обучающегося к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию;
- увеличение прочности и качества знаний, полученных обучающимися на учебных занятиях с преподавателями;
- освоение новых знаний обучающимся [12];
- открытие и применение собственных приемов и методов познания;
- формирование устойчивости в профессиональных умениях и навыках;
- развитие у обучающегося творческого и критического мышления;
- формирование потребности у обучающегося к познанию, поиску, интересу новых знаний по выбранной специальности.
Организация самостоятельной работа обучающихся имеет комплексный характер, так как способность студента применять знания на практике тесно связана со способностью его осуществлять поиск, обработку и анализ массива информации по различным источникам
педагогические науки
Кутепова Любовь Ивановна, Солуянова Ольга Николаевна, Максимова Ксения Алексеевна ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ...
Таким образом, основополагающие задачи формируют функциональность самостоятельной работы обучающихся системы СПО, которая определяется направлениями:
- информационно-обучающее (освоение новой учебной информации);
развивающее (повышение культуры интеллектуальной деятельности и творчества);
- стимулирующее (мотивация к самообразованию);
- воспитывающее (развитие личностных и профессиональных качеств квалифицированного специалиста).
Изучая основополагающие задачи самостоятельной работы студентов системы СПО [14], необходимо перечислить и описать признаки самостоятельной работы обучающихся:
- наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса, особого времени на их выполнение;
- проявление умственного напряжения для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;
- проявление сознательности, самостоятельности и активности студентов в процессе решения поставленных задач [15];
- осуществление управления и самоуправления самостоятельной, познавательной и практической деятельностью студента.
С точки зрения концепции модернизации и обновления российского образования целесообразно выделить следующие задачи профессионального образования, являющиеся методическими требованиями для планирования и организации самостоятельной работы студентов [16]:
- подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности;
- удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования [17].
Именно самостоятельная работа студентов над учебным материалом является неотъемлемой составляющей решения представленных задач [18-28]. Тем не менее, улучшить качество самостоятельной работы можно лишь посредством ответственного отношения преподавателя к развитию навыков самостоятельной работы, повышению творческой и исследовательской активности студентов. Поэтому необходимо точно себе представлять виды, методы и приемы самостоятельной работы студентов системы СПО.
Анализируя самостоятельную работу обучающихся системы СПО в зависимости от места и времени проведения, характера руководства со стороны преподавателя и способа контроля, следует классифицировать на следующие виды:
- самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);
- самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов [29];
- внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.
Следовательно, целесообразно рассматривать и дополнительные виды самостоятельной работы обучающихся системы СПО:
- текущая работа с лекционным материалом (составление сравнительных таблиц, схем или графических организаторов), предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы;
- поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по проблеме дисциплины, курса (например, разработка глоссария);
- подготовка к практическим, семинарским занятиям,
к контрольной работе, к зачету, к экзамену (подготовка ответов на контрольные вопросы);
- написание реферата по заданной проблеме;
- домашние задания реконструктивного характера, применение знаний в новых условиях, моделирование, разрешение проблемных ситуаций;
- выполнение учебно-исследовательской (научно-исследовательских) работы;
- подготовка прикладных (проектных) работ и др.
Если виды и формы самостоятельной работы, обучающихся не нашли нормативно-правового отражения в образовательной программе, календарном учебном плане и учебно-методических материалах, обучающийся имеет право в инициативном порядке выполнять учебные задания для реализации собственных учебных и профессиональных интересов [30].
Так, в содержательной части рабочей программы по какой-либо учебной дисциплине самостоятельная работа может быть представлена не только «классической методикой» (работа с учебником, нормативно-правовой документацией, ответы на контрольные вопросы и т.д.), но и с добавлением интерактивности в учебные занятия посредством применения «новых педагогических технологий»:
- подготовка видео-эссе (формат видео, напоминающий короткие документальные фильмы, чаще всего с показательной инфографикой);
- реферативные технологии повышенного уровня сложности - реферат-анализ и реферат-обзор (предполагают не последовательное изложение содержания работ на близкую тему, а их анализ и описание);
- технологии проектной деятельности (деятельность, направленная на решение поисковых, исследовательских, а также практических задач);
- кейс-технологии (вид интерактивной технологии для краткосрочного обучения на основе различных ситуаций, как реальных, так и вымышленных).
Изучая специфику специальности, например, 43.02.14 «Гостиничное дело», ориентированная на передачу общих и профессиональных компетенций связанных с предоставлением услуг, обеспечением питания, организацией досуга и кратковременным проживанием за установленное вознаграждение, более всего распространены следующие методы [31]:
- домашнее чтение информации на иностранных языках;
- написание эссе о своей профессии;
- диалог в Интернет-сети;
- создание web-страниц и web-квестов;
- работа с электронной почтой;
- кейс-стади;
- рецензирование и реферирование текстов на иностранных языках и т.д.
А для изучения студенты системы СПО технических дисциплин наиболее характеры такие формы организации самостоятельной работы, как:
- выполнение чертежей (схем);
- выполнение расчетно-графических работ;
- решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
- подготовка к деловым играм;
- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, классическими (традиционными) методами организации самостоятельной работы обучающихся системы СПО считаются, например, работа с учебником или конспектирование, а к инновационным формам организации самостоятельной работы студентов мы отнесём выполнение учебных кейс-заданий, выполнение исследовательских и прикладных проектов (учебных научно-исследовательских работ). Инновационные педагогические технологии организации самостоятельной работы студентов
Kutepova Lyubov Ivanovna, Soluyanova Olga Nikolaevna, Maksimova Ksenia Alekseevna ORGANIZATION OF THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT ...
pedagogical sciences
требуют качественных учебно-методических материалов, свободного доступа к информационному миру сети Интернет, конкретного перечня основной и дополнительной литературы, систематического контроля. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2
2. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9
3. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., ProkhorovaM.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.
4. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров //ВестникМининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 4.
5. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., ProkhorovaM.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.
6. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта //Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.
7. Немова О.А., Кутепова Л.И., Ретивина В.В. Здоровье как ценность: мечта и реальность //Журнал научных статей здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18. № 11. С. 155-157.
8. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.
9. Ilyashenko L.K., ProkhorovaM.P., Vaganova O.I., SmirnovaZ.V., AleshuginaE.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.
10. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.
11. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "mechanics of soils, foundations and foundations" //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.
12. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.
13. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.
14. Ваганова О.И., Шагалова О.Г., Трутанова А.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, №3(20). С. 15-18.
15. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)
16. Vaganova O.I., SmirnovaZ.V., MukhinaM.V., KutepovM.M., KutepovaL.I., ChernyshevaT.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
17. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности бакалавров в образовательном процессе вуза//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-1. С. 44-50.
18. Железнякова Г.А. Особенности самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 41-44.
19. Макаров С.И., Бунтова Е.В. Организация самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода обучения // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 231-234.
20. Джусоева К.Г. Организация самостоятельной работы студентов по осетинскому языку на неязыковых факультетах //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 155-157.
21. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.
22. Захарова Т.В. Использование проблемных задач для повышения мотивации к самостоятельной работе у студентов юридического факультета на занятиях по химии // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 214-216.
23. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А., Сайранова М.В. Самостоятельная работа как условие формирования конкурентоспособного специалиста в электронной среде вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2017. Т. 11. № 3 (27). С. 27-32.
24. Третьякова Е.М. Организация самостоятельной работы студентов с применением новых информационных технологий //
Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 329-333.
25. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42.
26. Пичугина Г.А. Самостоятельная деятельность как средство развития самообразования // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 280-283.
27. Кочнева Е.М., Жарова Д.В. Самостоятельная работа студентов в структуре учебно-профессиональной деятельности // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 44-48.
28. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Электронное обучение как средство организации самостоятельной работы студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 100-102.
29. Гладков А.В., Прохорова М.П., Ваганова О.И. Личностно-деятельностный подход к профессиональному образованию// Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 77-80.
30. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing,622, pp. 187-193 doi: 10.1007/978-3-319-75383-6_24
31. Костылев Д.С., КутеповаЛ.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.
Статья поступила в редакцию 12.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019