Научная статья на тему 'Критериально-диагностический инструментарий оценивания сформированности проектно-исследовательских умений студентов среднего профессионального образования'

Критериально-диагностический инструментарий оценивания сформированности проектно-исследовательских умений студентов среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1063
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / PROJECT AND RESEARCH SKILLS / КРИТЕРИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / CRITERIA-DIAGNOSTIC TOOLS / СТУДЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / STUDENTS OF VOCATIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булан Ирина Геннадиевна

Введение. В статье представлен авторский подход к созданию критериально-диагностического инструментария для оценивания сформированности проектно-исследовательских умений студентов профессиональных образовательных организаций. Цель статьи рассмотреть критериально-диагностический инструментарий для оценивания сформированности проектно-исследовательских умений студентов учреждений среднего профессионального образования. Методология. Исследование проводится на основе теоретических положений в области педагогической диагностики и проектно-исследовательской деятельности с опорой на личностно ориентированный подход. Результаты заключаются в определении критериев оценки проектно-исследовательских умений студентов СПО и разработке диагностических средств. Заключение. Разработка научно обоснованного критериально-диагностического инструментария представляет собой актуальную проблему, зависит от многих факторов, прежде всего от особенностей контингента испытуемых и специфики научной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булан Ирина Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA-DIAGNOSTIC TOOLS OF EVALUATION OF FORMEDNESS OF STUDENTS’ PROJECT AND RESEARCH SKILLS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Introduction. The article deals with the author’s approach to the creation of criteria-diagnostic tools for evaluation of the formedness of students’ project and research skills of secondary vocational education. The purpose of this article is to consider the criteria-diagnostic tools for evaluation of the formedness of students’ project and research skills of secondary vocational education. Materials and Methods. The research is carried out on the basis of theoretical statements in the field of pedagogical diagnostics and project and research activities based on a personality-oriented approach. Results. The results consist in determining of the criteria for evaluation of students’ project and research skills of secondary vocational education and the development of a set of diagnostic tools. Conclusions. The development of scientifically based criteria and diagnostic tools is an extremely important problem, which depends on many factors and, above all, on the characteristics of the contingent of test subjects and the essence of the scientific problem.

Текст научной работы на тему «Критериально-диагностический инструментарий оценивания сформированности проектно-исследовательских умений студентов среднего профессионального образования»

из опыта работы образовательных организаций

BASED ON THE EXPERIENCE OF EDuCATIONAL ESTABLISHMENT

УДК/uDC 377.1

И. Г. Булан

I. Bulan

критериально-диагностический инструментарий оценивания сформированности проектно-исследовательских умений студентов среднего профессионального образования

CRITERIA-DIAGNOSTIC TOOLS OF EVALuATION OF FORMEDNESS OF STuDENTS' PROJECT AND RESEARCH SKILLS OF SECONDARY VOCATIONAL EDuCATION

Введение. В статье представлен авторский подход к созданию критериально-диагностического инструментария для оценивания сформированности проектно-исследовательских умений студентов профессиональных образовательных организаций. Цель статьи — рассмотреть критериально-диагностический инструментарий для оценивания сформированности проектно-иссле-довательских умений студентов учреждений среднего профессионального образования.

Методология. Исследование проводится на основе теоретических положений в области педагогической диагностики и проектно-исследовательской деятельности с опорой на личностно ориентированный подход.

Результаты заключаются в определении критериев оценки проектно-исследовательских умений студентов СПО и разработке диагностических средств.

Заключение. Разработка научно обоснованного критериально-диагностического инструментария представляет собой актуальную проблему, зависит от многих факторов, прежде всего от особенностей контингента испытуемых и специфики научной проблемы.

Introduction. The article deals with the author's approach to the creation of criteria-diagnostic tools for evaluation of the formedness of students' project and research skills of secondary vocational education. The purpose of this article is to consider the criteria-diagnostic tools for evaluation of the formedness of students' project and research skills of secondary vocational education.

Materials and Methods. The research is carried out on the basis of theoretical statements in the field of pedagogical diagnostics and project and research activities based on a personality-oriented approach.

Results. The results consist in determining of the criteria for evaluation of students' project and research skills of secondary vocational education and the development of a set of diagnostic tools.

Conclusions. The development of scientifically based criteria and diagnostic tools is an extremely important problem, which depends on many factors and, above all, on the characteristics of the contingent of test subjects and the essence of the scientific problem.

Ключевые слова: педагогическая диагностика, проектно-исследовательские умения, критериально-диагностический инструментарий, студенты профессиональных образовательных организаций.

Keywords: pedagogical diagnostics; project and research skills; diagnostics of project and research skills of students of secondary vocational education, criteria-diagnostic tools; students of vocational educational organizations; criteria-diagnostic tools for assessing the formedness of students' project and research skills of secondary vocational.

Введение

В исследовании проблемы формирования проектно-исследовательских умений студентов учреждений среднего профессионального образования (СПО) немаловажную роль играет диагностика названных умений. Проектно-исследовательские умения — это интегративное качество личности, отражающее действия проектирования и исследования в единстве. Проектно-исследовательская деятельность требует выработки способа решения проблемы в виде замысла (проекта), более глубокого и разностороннего анализа проблемной ситуации и возникающей гипотезы. Но в любом случае такая деятельность направлена на процесс проектирования. При решении разнообразных задач процессы исследования и проектирования переплетаются, а это дает возможность обоснованно объединять их в целостном проектно-исследовательском процессе, что позволяет студентам более эффективно осваивать способы действий и овладевать предметом исследования. При организации проектно-исследовательской деятельности важным является то, что с помощью этой деятельности можно использовать положительные эффекты проектирования и исследования, которые выражаются в формировании и развитии у студентов проектно-исследовательских умений.

Для диагностики исследуемых умений важно определить их состав. Анализ проектной и исследовательской деятельности позволил сложить представление о следующих проектно-исследова-тельских умениях:

— формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблему;

— из нескольких проблем выбрать главную, обосновать выбор;

— формулировать цель деятельности;

— выбирать главную цель из нескольких, обосновать выбор;

— планировать поэтапное достижение цели;

— формулировать задачи и предполагаемые результаты для каждого этапа;

— планировать распределение деятельности между членами группы и ставить задачу каждому из них по получению определенных результатов;

— анализировать результаты по соответствию цели;

— рефлексировать по поводу поставленной задачи и личных возможностей ее решения;

— самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

— работать со справочной литературой;

— владеть поисковыми системами;

— владеть технологиями передачи и преобразования информации;

— анализировать прочитанный материал, ситуацию, процесс, явление;

— выделять в объекте предмет изучения;

— переходить от всестороннего рассмотрения к конкретному;

— рассматривать любое явление с учетом условий его существования;

— преобразовывать и перегруппировывать изучаемый материал;

— составлять структурные и логические схемы;

— делать выводы [7; 8].

Методология

В качестве методологической и теоретической основы разработки критериально-диагностического инструментария для оценки сформированности проектно-исследовательских умений были использованы следующие определения педагогической диагностики:

— сложное явление педагогической действительности, которое представляет собой систему разноплановых и взаимосвязанных элементов, отношений между ними, факторов, определяющих развитие данного явления и его функционирование в целостном педагогическом процессе [3];

— общий подход для прояснения всех обстоятельств протекания процесса, точное определение результатов последнего [15];

— особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления [11];

— деятельность по установлению диагноза и как учение о способах его получения, то есть о способах осуществления такой деятельности [5];

— изучение объекта с целью определения его состояния, оценки ситуации, характеристики [12].

Многие исследователи связывают педагогическую диагностику с совокупностью методик,

предназначенных для изучения объекта, а также для коррекции педагогического процесса педагогом, при этом отмечают такую функцию педагогической диагностики, как развитие самопознания обучающегося [14; 16].

Анализ диссертационных исследований [1; 13; 17; 19], посвященных проблеме формирования проектных или исследовательских умений обучающихся, показал, что авторы в качестве критериев оценки результатов традиционно используют уровневый подход (низкий, средний, высокий уровни; эмпирический, репродуктивный, алгоритмический, функциональный уровни; низкий, достаточный, оптимальный уровни; знаниевый, операциональный, творческий, мотивационный уровни и т. п.).

Рассматриваемая научная проблема может решаться применительно к среднему профессиональному образованию иначе. Поскольку в процессе обучения формирование проектно-иссле-довательских умений, как правило, происходит в комплексе, целесообразно использовать трехбалльную шкалу, с помощью которой можно оценить каждое умение, причем это может сделать студент самостоятельно: 3 балла — умею; 2 балла — чаще получается; 1 балл — чаще не получается; 0 баллов — не умею.

Результаты

Наряду с оценкой сформированности умений необходимо предусмотреть оценку результатов проектно-исследовательской деятельности и их защиты, свидетельствующих о владении студентами учреждений СПО проектно-исследовательскими умениями. Для этого достаточно использовать уровневый подход к оценке готовых проектов. В своем исследовании В. Г Сотник разработал критерии оценки качества проектно-исследовательских работ студентов вуза в процессе про-ектно-исследовательской деятельности: соответствие формулировок цели, задач, объекта, предмета, гипотезы проблемы; определение программы исследования; уровень сложности и степень владения используемыми методиками; целостность исследования, которая проявляется во взаимном дополнении теоретической и экспериментальной его частей; моделирование (способы, формы); адекватность выводов по результатам исследований, уровень организации и проведения презентации проекта; наглядность; обоснованность и современность использованного библиографического материала; перспективность исследования; срок выполнения работы; самоанализ выполненной работы.

Ниже представлены критерии и показатели оценки проектов студентов организаций СПО (табл. 1) [9].

Таблица 1

Оценка качества выполненного проектно-исследовательского задания

Критерии Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Актуальность темы В работе обоснованы актуальность выбранной темы, практическая значимость проблемы Актуальность темы и проблема в целом определены, хотя некоторые аспекты упущены В работе актуальность темы практически не обоснована, не выделена проблема исследования

Окончание таблицы 1

Критерии Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Методологический аппарат В работе определены объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза, методы исследования Нет разделения объекта и предмета исследования, имеются отдельные рассогласования в задачах и целях работы В проектно- исследовательской работе методологический аппарат отсутствует

Структура работы Работа четко структурирована в соответствии с поставленными задачами. Правильно сформулированы названия параграфов в тексте Структура работы имеет небольшие несоответствия содержанию. Некоторые названия параграфов в работе некорректно сформулированы Структура работы плохо прослеживается. Названия параграфов либо отсутствуют, либо не соответствуют содержанию разделов в тексте

Обоснованность практической части исследования Методы исследования определены, есть техническая возможность проведения опытов, запланированные эксперименты проведены, и выводы по результатам экспериментальной работы сделаны Методы исследования частично определены, не проведена часть экспериментов, слабое техническое оснащение эксперимента Методы исследования не соответствуют задачам эксперимента, эксперимент описан слабо, отсутствуют выводы по практической части работы

Объем работы Выдержаны объем и соотношение между основными частями работы Меньше или больше рекомендуемого для этого исследования Студентом не выдержаны объем и соотношения между частями работы, нет введения или заключения

Оформление работы Проектно-исследовательская работа оформлена по правилам: есть ссылки на литературу; имеются таблицы, графики, рисунки, схемы и пр.; грамматические ошибки практически отсутствуют Имеются некоторые нарушения в оформлении работы. Не всегда встречаются ссылки на литературу, есть небольшие грамматические ошибки Имеются грубые нарушения в оформлении работы: отсутствуют ссылки на литературу; есть грубые грамматические ошибки, неправильно оформлены заголовки

Степень самостоятельности при выполнении работы Стиль изложения авторский, соответствует возрасту студента, используемый материал переработан и скомпонован самостоятельно, имеются материалы, иллюстрирующие процесс проведения исследования В работе присутствуют элементы самостоятельной работы учащегося (таблицы, графики, выводы), а также непереработанные фрагменты текста первоисточников. Авторская позиция не всегда понятна, выводы неполные Стиль изложения в работе заимствован, т. е. не соответствует возрасту студента, большая часть материала заимствована без ссылок на источники

Оформление выводов и заключения Представлены выводы по каждому самостоятельно выполненному параграфу, в заключительной части указаны степень подтверждения гипотезы и дальнейшая перспектива работы над обозначенной проблемой Выводы и заключение не полностью отражают содержание работы. Не представлены перспективы дальнейшей работы Выводы и заключение исследования носят формальный характер. Не отмечается подтверждение гипотезы, присутствуют несамостоятельные выводы работы. В тексте не прослеживается перспектива дальнейшей работы

Владение научным стилем письменной речи Студент уверенно использует научную терминологию по проблеме исследования, ссылки на авторов, литературные и интернет-источники Студент допускает некоторые нарушения при использовании научной терминологии (некорректные упрощения и замена научных трактовок терминов и понятий бытовыми, обиходными) Студентом применен стиль передачи материала излишне упрощенный или с избытком непонятных учащемуся научных терминов и фраз. Неосмысленное использование речевых оборотов

Оформление библиографического списка Студент составляет список литературы по ГОСТу. Количество, а также тематика источников указывают на хорошую проработанность проблемы Библиографический список литературы составлен с некоторыми нарушениями Список литературы либо отсутствует, либо составлен не правильно: нарушен алфавитный порядок; отсутствуют полные выходные данные источника; не указано количество страниц и т. п.

В качестве критериев оценки защиты студенческих проектов определены: сформированность основных коммуникативных умений (умение вступать в диалог, установление связи с аудиторией, использование невербальных форм общения, использование риторических приемов, связность и образность речи, речевая грамотность, речевой этикет), аргументированность защиты проекта, свободное владение материалом [10].

Кроме диагностики основных характеристик проектно-исследовательской деятельности студентов (результаты работы, умения, защита проектов), к диагностическому инструментарию целесообразно отнести анкеты и опросники по определению: отношения студентов к проектно-иссле-довательской деятельности; уровня усвоения ими информации о проектной и исследовательской деятельности; их затруднений; психологических состояний; мотивации к такому виду деятельности. Приведем примеры вопросов таких опросников.

Отношение студентов к проектно-исследовательской деятельности

1. Каково Ваше отношение к разработке проекта?

2. Каково Ваше отношение к результату проектной деятельности?

3. Поможет ли проектно-исследовательская деятельность приобрести Вам новые знания, умения, навыки в процессе разработки проекта?

4. Какое значение имеет для Вас выполненная проектная деятельность?

5. Получаете ли Вы удовлетворение от собственной проектно-исследовательской деятельности?

Задание для локальной проверки усвоения студентами информации

Заполните пропуски:

Учебный проект — это совместная.............................., творческая или игровая..................учащихся-

партнеров, имеющая общую ........., согласованные ............, способы деятельности, направленные

на достижение.....................по решению какой-либо.................., значимой для участников проекта.

Ответы: учебно-познавательная, деятельность, цель, методы, общего результата, проблемы.

Анкета на выявление затруднений студентов при разработке проекта

(ответ — да, нет, иногда)

1. Я испытывал затруднение при выборе темы исследования из перечня предлагаемых тем.

2. Начиная работу, я затруднялся с формулировкой цели исследования.

3. При выполнении работы у меня возникли сложности с подбором необходимого оборудования.

4. У меня были затруднения при определении последовательности своих действий.

5. Выполняя исследование, я затруднялся при выполнении записей по результатам эксперимента.

6. Закончив выполнять работу, я затруднялся сформулировать выводы к работе.

Представленные критерии оценки проектно-исследовательских умений студентов СПО и диагностический инструментарий были использованы в педагогическом эксперименте по проверке результативности разработанной нами технологии по организации проектно-исследовательской деятельности студентов СПО [8-10]. Ниже (табл. 2) приведена сводная характеристика диагностического инструментария.

Таблица2

Диагностические методы и средства

Этап Метод, используемый на этапе Средства

Диагностический Диагностика исходного уровня сформированности проектно-исследовательских умений (наблюдение, самооценка), анкетирование студентов и преподавателей, шкалирование мотивации учения. Анализ вузовской документации, экспертная оценка, изучение продуктов учебной деятельности, самооценка психических состояний при выполнении проектных заданий Анкеты для студентов и преподавателей; карта самооценки проектно-исследовательских умений. Карта экспертной оценки состава проектно-исследовательских умений, опросник и карточки для шкалирования мотивации учения. Карта самооценки психических состояний студентов

Окончание таблицы 2

Этап Метод, используемый на этапе Средства

Формирующий Организация проектно-исследовательской деятельности студентов в ходе обучения с использованием психолого-педагогической поддержки. Анкетирование студентов по определению их затруднений Схема наблюдения, схема беседы, комплекс приемов поддержки (образцы, схемы, алгоритмы и пр.), анкета на выявление затруднений

Констатирующий Анализ проектно-исследовательской деятельности студентов и ее результатов с целью выявления динамики развития зависимых переменных и др. Схемы анализа учебных проектов и контрольных работ, тесты. Карта самооценки умений. Методика шкалирования мотивации

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенное исследование по разработке критериально-диагностического инструментария показывает, что решение этого вопроса зависит от многих факторов и, прежде всего, от заявленной научной проблемы и особенностей контингента испытуемых.

Литература

1. Алисиевич Е. П. Формирование проектных умений студентов средних специальных учебных заведений технического профиля : автореф. ... дис. канд. пед. наук. Шуя, 2009. 24 с.

2. К вопросу о проектировании оценочных средств сформированности компетенций / М. А. Анисимова, И. С. Бляхеров, А. В. Масленников и др. // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 106-112.

3. Артищева Е. К. Система коррекции знаний студентов в вузе на основе педагогической диагностики : дис. ... д-ра пед. наук. Калининград, 2014. 393 с.

4. Бершадский М. Е. Оценивание как диагностика достижения планируемых результатов обучения // Народное образование. 2013. № 1. С. 155-161.

5. Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога. М. : Академия, 2006. 288 с.

6. Булан И. Г. Опыт организации проектно-исследовательской деятельности студентов при изучении математики в условиях дистанционного обучения // Молодой ученый. 2015. № 4. С. 549-552.

7. Булан И. Г. Организация проектно-исследовательской деятельности студентов в рамках самостоятельной работы по математике // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Уфа, 28 февраля 2015 г.). Уфа : Аэтерна, 2015. С. 21-23.

8. Булан И. Г. Модель формирования проектно-исследовательских умений у студентов СПО // Новая наука: Опыт, традиции, инновации : междунар. науч. периодическое издание по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Стерлитамак : РИЦ АМИ, 2016. С. 41-45.

9. Булан И. Г. Практические занятия по математике на основе проектно-исследовательского метода. Методическая разработка [Электронный ресурс] // Центр педагогического мастерства «Новые идеи». URL: http://konkunsidei.ru.

10. Булан И. Г. Проектная деятельность студентов. Казань : Бук, 2018. 96 с.

11. Голубев Н. К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М. : Педагогика, 1989. 160 с.

12. Гребенюк О. С., Рожков М. И. Терминологический словарь. Педагогические технологии. URL: http://didacts.ru/ dictionary/1027 (дата обращения: 12.04.2018).

13. Гридасова О. И. Развитие проектной деятельности студентов (на материале изучения немецкого языка) : дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2004. 170 с.

14. Ибрагимов Г. И. Качество подготовки специалистов среднего звена: проблемы формирования критериев оценки // Среднее профессиональное образование. 2003. № 6. С. 9-12.

15. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Общие основы. Процесс обучения. М. : ВЛАДОС, 2000. Кн. 1. 576 с.

16. Семенова С. Е. Диагностика общеучебных умений студентов-первокурсников // Профессиональное образование. Столица. 2005. № 1. С. 15.

17. Сотник В. Г. Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе организации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности : автореф. ... дис. канд. пед. наук. СПб., 2006. 22 с.

18. Справочное пособие по организации поисково-исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений / сост.: Н. В. Карпова, С. В. Кускова, Л. Е. Толкачева. Псков : ПГПИ, 2001. 46 с.

19. Шастун Т. А. Формирование проектных умений у будущих менеджеров в процессе профессиональной информационно-математической подготовки : автореф. ... дис. канд. пед. наук. М., 2009. 23 с.

References

1. Alisievich E. P. Fonminovanie pnoektnyh umenij studentov snednih special>nyh uchebnyh zavedenij tekhnicheskogo pnofilya [Formation of design skills of students of secondary specialized educational institutions of technical]. Abstract of Ph. D. thesis. Shuya, 2009. 24 p. (In Russian).

2. Anisimova M. A., Blyaherov I. S., Maslennikov A. V. et al. K voprosu o proektirovanii ocenochnyh sredstv sformirovannosti kompetencij [To the question of designing assessment tools of competence formation]. Higher education in Russia, 2013, no. 4, pp. 106-112. (In Russian).

3. Artisheva Е. К. Sistema korrekcii znanij studentov v vuze na osnove pedagogicheskoj diagnostiki [The system of correction of students) knowledge in the university on the basis of pedagogical diagnostics]. Doctor's degree dissertation. Kaliningrad, 2014, 393 p. (In Russian).

4. Bershadskiy M. E. Ocenivanie kak diagnostika dostizheniya planiruemyh nezul)tatov obucheniya [Assessment as diagnosis achieve intended learning outcomes]. Public education, 2013, no. 1, pp. 155-161. (In Russian).

5. Boritko N. M. Diagnosticheskaya deyatel>nost> pedagoga [The diagnostic activity of the teacher]. Moscow, Academy, 2006, 288 p. (In Russian).

6. Bulan I. G. Opyt organizacii proektno-issledovatel>skoj deyatel>nosti studentov pri izuchenii matematiki v usloviyah distancionnogo obucheniya [Experience in the organization of design and research activities of students in the study of mathematics in distance learning]. Young scientist, 2015, no. 4, pp. 549-552. (In Russian).

7. Bulan I. G. Organizaciya proektno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov v ramkah samostoyatel'noj raboty po matematike [Organization of design and research activities of students in the framework of independent work in mathematics]. Current state and prospects of psychology and pedagogics. Collection of articles of the international scientific-practical conference (Ufa, 28 February 2015). Ufa, Aeterna, 2015, pp. 21-23. (In Russian).

8. Bulan I. G. Model' formirovaniya proektno-issledovatel'skih umenij u studentov SPO [Model of formation of design and research skills of students of secondary vocational education]. New science: Experience, traditions, innovations. International scientific periodical on the results of the international scientific-practical conference. Sterlitamak, RIC AMI, 2016, pp. 41-45. (In Russian).

9. Bulan I. G. Prakticheskie zanyatiya po matematike na osnove proektno-issledovatel>skogo metoda. Metodicheskaya razrabotka [Practical training in mathematics on the basis of the design and research method. Methodical development]. Center of pedagogical skills «New ideas». Available at: http://konkursidei.ru. (In Russian).

10. Bulan I. G. Proektnaya deyatel>nost> studentov [Project activities of students: methodological guide for teachers]. Kazan, Buk, 2018, 96 p. (In Russian).

11. Golubev N. K., Bitinas B. P. Vvedenie v diagnostiku vospitaniya [Introduction to parenting diagnostics]. Moscow, Pedagogy, 1989, 160 p. (In Russian).

12. Grebeniuk O. S., Rozhkov M. I. Terminologicheskij slovar>. Pedagogicheskie tekhnologii [Terminological dictionary. Pedagogical technology]. Available at: http://didacts.ru/dictionary/1027 (accessed 12.04.2018).

13. Grindasova O. I. Razvitie proektnoj deyatel'nosti studentov (na materiale izucheniya nemeckogo yazyka) [Development of students ' project activity (On the material of German language study)]. Ph. D. thesis. Kursk, 2004, 170 p. (In Russian).

14. Ibragimov G. I. Kachestvo podgotovki specialistov srednego zvena: problemy formirovaniya kriteriev ocenki [The quality of training of specialists of an average link: the problem of formation of criteria of assessment]. Secondary vocational education, 2013, no. 6, pp. 9-12. (In Russian).

15. Podlasiy I. P. Pedagogika. Novyj kurs: Obshchie osnovy. Process obucheniya [Pedagogy. The new deal: the General framework. Learning process]. Moscow, VLADOS, 2000, Book 1, 576 p. (In Russian).

16. Semenova S. E. Diagnostika obshcheuchebnyh umenij studentov-pervokursnikov [Diagnosis of General medical skills of first-year students]. Professional education. Capital, 2005, no. 1, p. 15. (In Russian).

17. Sotnik V. G. Formirovanie issledovatel'skoj kompetentnosti studentov v processe organizacii samostoyatel'noj proektno-issledovatel'skoj deyatel'nosti [Formation of students ' research competence in the process of organization of independent design and research activities]. Abstract of Ph. D. thesis. Saint Petersburg, 2006, 22 p. (In Russian).

18. Karpova N. V., Kuskova S. V., Tolkacheva L. E. (compilers) Spravochnoe posobie po organizacii poiskovo-issledovatel>skoj deyatel>nosti uchashchihsya obrazovatel>nyh uchrezhdenij [Reference guide to the organization of search and research activities of students of educational institutions]. Pskov, PGPI, 2001, 46 p. (In Russian).

19. Shastun T. A. Formirovanie proektnyh umenij u budushchih menedzherov v processe professional'noj informacionno-matematicheskoj podgotovki [Formation of design skills of future managers in the process of professional information and mathematical training]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 2009, 23 p. (In Russian).

системные изменения в подготовке бакалавров при реализации образовательной программы «металлургия»

в идеологии CDIO

SYSTEM CHANGES IN THE TRAINING OF BACHELORS IN THE IMPLEMENTATION OF THE EDuCATIONAL PROGRAM "METALLuRGY"

IN IDEOLOGY CDIO

Введение. В статье представлено исследование по проблеме внедрения идеологии Всемирной инициативы СОЮ в процесс подготовки бакалавров направления «Металлургия». Цель исследования продиктована необходимостью повышения качества инженерного образования в соответствии с международными требованиями.

УДК/uDC 378.147

Н. В. Гафурова, Э. А. Рудницкий, С. И. Осипова, О. Ю. Шубкина

N. Gafurova, E. Rudnitskii, S. Osipova, O. Shubkina

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.