Научная статья на тему 'Критериальная характеристика профессиональной компетентности учителей предмета «Основы здоровья»'

Критериальная характеристика профессиональной компетентности учителей предмета «Основы здоровья» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ ОСНОВ ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕ / КОМПОНЕНТЫ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ДИАГНОСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Успенская Валентина Николаевна

В статье представлены результаты научных поисков, посвященных изучению профессиональной компетентности учителей предмета «Основы здоровья», пришедшего на смену предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе Украины. Обоснована необходимость развития профессиональной компетентности учителей, что способствует качественному преподаванию предмета, повышению его статуса, а также формированию ценностного отношения к здоровью. Описано понятие критерия, требования к нему. Выделены критерии профессиональной компетентности учителей основ здоровья, соответствующие ее компонентам: для мотивационно-ценностного компонента критерий «мотивированность к профессии учителя основ здоровья»; для когнитивного «сформированность системы профессиональных знаний»; для операционно-деятельностного критерий «сформированность операционно-деятельностных умений и навыков методики преподавания основ здоровья»; для коммуникативно-рефлексивного «сформированность коммуникативно-рефлексивных умений». Раскрыт набор показателей каждого критерия и сделана их характеристика. Предложена схема критериально-показательной системы развития профессиональной компетентности учителей основ здоровья. Перечислен набор диагностических методик, по которым производится оценивание профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Успенская Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criterial characteristic of professional competence of “Health Basics” teachers

The article presents the results of scientific study of professional competence of teachers of “Health Basics” which replaced the subject “Principles of personal and social safety” at secondary school in Ukraine. The author substantiates the necessity of developing teachers’ professional competence that provides the quality of teaching and formation of valuable attitude to health. The concept “criterion” and its requirements are described. The criteria of professional competence of “Health Basics” teachers according to its components are given. For motivational-value component the criterion is “motivation for “Health Basics” teaching”; for cognitive “formedness of professional knowledge system”; for operational-activity-related component the criterion is “formedness of operational-activity-related skills of “Health Basics” teaching”; for communicative-reflexive “formedness of communicativereflexive abilities”. The set of data for each criterion is disclosed and their characteristics are given. A scheme of criterion-indicative system of “Health Basics” teachers’ professional competence development is presented. The set of diagnostic approaches of professional competence assessment is listed.

Текст научной работы на тему «Критериальная характеристика профессиональной компетентности учителей предмета «Основы здоровья»»

Современная школа

УДК 378.091.398

Критериальная характеристика профессиональной компетентности учителей предмета «Основы здоровья»

В. Н. Успенская

Criterial characteristic of professional competence of "Health Basics" teachers

V. N. ^решкауа

Аннотация. В статье представлены результаты научных поисков, посвященных изучению профессиональной компетентности учителей предмета «Основы здоровья», пришедшего на смену предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе Украины. Обоснована необходимость развития профессиональной компетентности учителей, что способствует качественному преподаванию предмета, повышению его статуса, а также формированию ценностного отношения к здоровью. Описано понятие критерия, требования к нему.

Выделены критерии профессиональной компетентности учителей основ здоровья, соответствующие ее компонентам: для мотиваци-онно-ценностного компонента - критерий «мотивированность к профессии учителя основ здоровья»; для когнитивного - «сформиро-ванность системы профессиональных знаний»; для операционно-деятельностного - критерий «сформированность операционно-деятель-

ностных умений и навыков методики преподавания основ здоровья»; для коммуникативно-рефлексивного «сформированность коммуникативно-рефлексивных умений ».

Раскрыт набор показателей каждого критерия и сделана их характеристика. Предложена схема критериально-показательной систе-

мы развития профессиональной компетентности учителей основ здоровья. Перечислен набор диагностических методик, по которым производится оценивание профессиональной компетентности.

Abstract. The article presents the results of scientific study of professional competence of teachers of "Health Basics" which replaced the subject "Principles of personal and social safety" at secondary school in Ukraine. The author substantiates the necessity of developing teachers' professional competence that provides the quality of teaching and formation of valuable attitude to health. The concept "criterion" and its requirements are described.

The criteria of professional competence of "Health Basics" teachers according to its components are given. For motivational-value component the criterion is "motivation for "Health Basics" teaching"; for cognitive - "formedness of professional knowledge system"; for operational-activity-related component the criterion is "for-medness of operational-activity-related skills of "Health Basics" teaching"; for communicative-reflexive - "formedness of communicative- reflexive abilities". The set of data for each criterion is disclosed and their characteristics are given. A scheme of criterion-indicative system of "Health Basics" teachers' professional competence development is presented. The set of diagnostic ap-

proaches of professional competence assessment is listed.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, учитель основ здоровья, здоровье, компоненты, критерии, показатели, исследование, диагностирование.

Key words: professional competence, "Health Basics" teacher, health, components, criteria, data, research, diagnosis.

Растущий масштаб потери современным ребенком здоровья, а именно его физической, психической составляющей (снижение уровня умственной активности; снижение познавательной активности, воображения [1]), изменения в развитии современного школьника (психические нарушения как следствие информационной нагрузки) [2; 3] побудили законодателей Украины акцентировать особое внимание на задачах школы в «воспитании сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других граждан как высшей социальной ценности, формирование гигиенических навыков и основ здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся (воспитанников)» [4]. Среди полномочий общеобразовательных учреждений -формирование в учащихся основ здорового образа жизни - ЗОЖ, гигиенических навыков (статья 38) [4]. Для выполнения указанных задач в образовательных государственных стандартах (начального общего образования (2000 г.), базового и полного общего среднего образования (2004)), введены новые предметы человекоцентрического воспитательного и развивающего направления, среди которых предмет основы здоровья, интегрирующий в себе знания по сохранению и защите жизни, укреплению здоровья человека [5].

Сегодня стоит вопрос о готовности учителей к качественному преподаванию предмета, внедрению инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс, что важно для формирования в учащихся здоровьесберегающей компетентности, повышения статуса самого предмета. Педагогические вузы только начали выпускать специалистов данного предмета. В Сумской области (Украина), например, пока среди учителей основ здоровья нет таких специалистов. Поэтому особая роль в подготовке необходимых

специалистов в Украине вообще, в Сумщине в частности (где среди учителей основ здоровья -учителей биологии 48,2%; других естественных дисциплин - 10,5%; учителей начальных классов - 7,6%; других предметов - 6,9% и меньше) к преподаванию предмета отводится областным институтам последипломного педагогического образования - ОИППО.

Все сказанное выше обусловливает актуальность исследования, направленного на развитие профессиональной компетентности учителей основ здоровья в процессе повышения квалификации в системе ОИППО. Этому была посвящена экспериментальная работа, осуществленная в Сумском ОИППО в 2008-2014 годах. В результате были внедрены организационно-педагогические условия, обозначенные моделью развития профессиональной компетентности учителей основ здоровья. Критерии и показатели профессиональной компетентности учителей предмета, обоснованные нами, а также проверенные в ходе исследования, показали динамику данного явления - возрастание уровня профессиональной компетентности учителей основ здоровья.

Предмет «Основы здоровья» в школах России не преподается. Близкий к нему предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (аналогичный предмет преподавался в школах Украины до 2011 года) имеет общие цели с предметом «Основы здоровья». В основах здоровья (Украина) они обозначены: «Формирование в учащихся сознательного отношения к своей жизни и здоровью, овладение основами ЗОЖ, навыками безопасного для жизни и здоровья поведения» [5]. В ОБЖ (Россия): «Формирование у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы ЗОЖ... Понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности» [6].

Это дает основание считать, что интерес к нашей статье российских педагогов состоит в возможности сориентироваться на компоненты профессиональной компетентности учителей основ здоровья, как и потенциально - учителей ОБЖ, а также на соответствующие им критерии и показатели, исследованные нами, характеристика которых раскрывает сущность профес-

сиональной компетентности учителей этих здо-ровьенаправленных предметов.

В определении критериев профессиональной компетентности учителей ученые акцентируют внимание на мировоззренческих, теоретических и методических характеристиках. Проведенный нами анализ структуры профессиональной компетентности учителей основ здоровья доказывает необходимость исследования взаимодействия четырехкомпонентной структуры: мотивационно-ценностного, когнитивного, операционно-деятельностного и коммуникативно-рефлексивного компонентов.

Обоснование сущности и составляющих профессиональной компетентности учителей основ здоровья нами произведено на основании методологических принципов изучения предмета «Основы здоровья» в общеобразовательной школе (гуманитаризации, толерантности, гуманизации); разноаспектных фундаментальных достижений современной педагогики по исследуемой проблеме (в частности, в контексте развития профессиональной компетентности педагогов различных образовательно-воспитательных систем, формирование профессиональной компетентности учителей определенной специальности в вузах и в системе ОИППО, различные контексты формирования ЗОЖ учащихся в современной школе); профессиональных требований к педагогической специализации «учитель основ здоровья».

Анализ количественного и качественного подходов позволил детализовать компоненты профессиональной компетентности учителей основ здоровья. Особенностями качественного подхода является категорийный анализ, который предусматривает выяснение семантики понятий и системных отношений между ними. Классический качественный подход изложен в «Метафизике» Аристотеля [7], где охарактеризованы почти все виды универсальных понятий (философских категорий), обосновано науку об отношении между понятиями разной степени общности (формальную логику). Это дало начало анализу качественного аспекта действительности, охвату ее основных естественных и социальных сфер. В отличие от качественного подхода, количественный подход предполагает изучение любого состояния или явления познавательным методом, описание и объяснение через качественные пара-

метры - размерности и структурности, под которыми понимают отношение или взаимосвязь материальных точек. Согласно качественному подходу, сущность познания заключается в определении размерности с помощью структурности или, наоборот, в определении структурности с помощью размерности. Качественный анализ понятия «профессиональная компетентность учителей основ здоровья» требует набора абстрактных понятий. Существует пять видов понятий, познавательная функция которых четко очерчена. Во-первых, это понятия, выражающие сущность явления, служат эмпирической основой для количественного анализа. (Относительно профессиональной компетентности учителей основ здоровья, то это понятие «профессиональная компетентность учителя».) Во-вторых, это понятие мотивирует социальную сущность предмета основы здоровья, в частности: цели - ценности -результат обучения предмету. В-третьих, речь идет о понятиях, характеризующих качественную специфику предмета, которые классифицируются по двум категориям: социогуманитарной (неизменной величиной) и векторно ориентированной - профессиональной. В-четвертых, это понятия, принадлежащие к тем явлениям, в русле которых описывают динамику профессиональной компетентности учителей основ здоровья: общество - личность - образование. В-пятых, понятия «идеализации» необходимые для количественного измерения, констатации, то есть это учебные понятия, фиксированные в программе предмета. В анализе профессиональной компетентности учителей основ здоровья можно избежать односторонности каждого из подходов (количественного и качественного), если интегрировать их и исследовать понятие «профессиональная компетентность учителей основ здоровья» как диалектическое единство онтологического (бытийного), ценностного, познавательного и практического компонентов.

Количественный и качественный подходы вывели на необходимость их интеграции и исследования понятия «профессиональная компетентность учителей основ здоровья» через диалектическое единство онтологической (бытийной), ценностной, познавательной и практической составляющих. Онтологическая составляющая, отражая аспекты профессиональной деятельности учителей основ здоровья в социо-

культурной среде, векторно направлена на гуманизм и человекоцентризм. Являясь здоровье -сберегающей детерминантой профессиональной деятельности, онтологическая составляющую профессиональной деятельности учителя основ здоровья определяет его способность к решению задач предмета. Компоненты профессиональной компетентности учителя основ здоровья проявляются в следующем:

мотивационно-ценностный - через совокупность мотивов, соответствующих целям и задачам профессиональной деятельности, обучение ценностному отношению к здоровью, собственное признание здоровья высшей ценностью; потребность в пополнении и совершенствовании знаний о здоровье, глубокая заинтересованность в деятельности, направленной на здоровье;

когнитивный компонент гносеологически, логико-методологически обосновывает теоретическую готовность учителя по педагогике и психологии, методике основ здоровья, валеоло-гии, основ знаний медицины, физиологии и гигиены, безопасности жизнедеятельности, здо-ровьесберегающих технологий;

операционно-деятельностный и коммуникативно-рефлексивный компоненты представлены совокупностью эффективных профессиональных умений и навыков, системой коммуникативно-рефлексивных умений, обеспечивающих практическую реализацию компетентности, применение умений и навыков ЗОЖ в собственной жизнедеятельности, учебно-воспитательном процессе.

Методологическое обоснование сущности профессиональной компетентности учителя основ здоровья дало возможность нам определить это конкретное понятие как «актуализированная в интегральной здоровьесберегающей (профессиональной) компетентности система компонентов: мотивационно-ценностного (направленность на профессию и на здоровье как ценностно-смысловой ориентир); когнитивного (знания); операционно-деятельностного (умения, навыки); коммуникативно-рефлексивного (способность к коммуникации и самоанализу), определяющие способность решать профессиональные задачи в организации учебно-воспитательного процесса здоровьенаправлен-ного содержания.

Процесс развития профессиональной компетентности учителей основ здоровья может быть признан эффективным при условии роста уровня компетентности педагогов. Методология обеспечения развития этой компетентности предполагает учет целостной системы детерминации критериев, показателей и уровней их становления.

Толкование понятия «критерий» (с греческого кpíтnpюv - средство для суждения) в словарях происходит следующим образом: «основание для оценки, определения или классификации чего-нибудь, мерило» [8, с. 588]. Критерий не является оценкой, а инструментом к ней. Принципиальными требованиями к критериям являются: объективность, эффективность, надежность, высокая достоверность; простота измерения. Степень проявления, сформирован-ность, определенность критерия выражается в конкретных показателях, состоящих из ряда признаков, для которых критерий играет обобщающую роль. «Определенные критерии декомпозируются к соответствующим показателям, обусловливающим совокупность требований» [9, с. 436].

Изучая состояние развития профессиональной компетентности учителей с целью создания целостного представления об эффективности их профессиональной деятельности, исследователями разрабатываются различные критерии и показатели для оценки профессиональной компетентности. Для развития профессиональных компетентностей учителей самых близких к основам здоровья предметов - биологии (по содержанию) и физической культуре (по отрасли знаний) украинские исследователи предлагают следующие критерии: С. Иванова [10] критериями специальной составляющей профессиональной компетентности учителей биологии определяет информационный, операци-онно-деятельностный, результативно-рефлексивный; А. Богданова [11] наиболее информа-тивныи критериями профессиональной компетентности учителей физической культуры считает ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный и организационно-коммуникативный. Российские ученые в профессиональной компетентности педагогов исследуют критерии: О. Козырева [12] - мотивационно-целеполагающий, аксиологический, когнитив-

ный, операционный, аналитико-рефлексивный, интегративный, индивидуально-творческий (педагогов, работающих с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении); Е. Мальцева [13] - когнитивный, деятельностный и личностный (учителей начальных классов).

А. Радченко, исследуя профессиональную подготовку будущих учителей основ здоровья в вузе [14] определяет критерии эффективности их профессиональной подготовки так: мотивационно-ценностный (самосознание будущих учителей, отношение и мотивация к

Компоненты профессиональной компетентности учителей основ здоровья

Критерии розвития компонентов

Мотивованность к профессии учителя основ здоровья

Сформированность системы профессиональных знаний

Сформированность операционно-деяльностных умений и навыков

по методике преподавания основ здоровья

Сформированность комуникативно-рефлексивных умений

Показатели

Наличие професиональных мотивов

Стремление достигать высоких результатов в профессиональной деятельности

Наличие ценностных установок на здоровье

Профессиональные знания

Компетентности преподавания урока основ здоровья

Здоровье-сберегающая деятельность учителя основ здоровья

Коммуникативные и организаторские способности

Умения диалогического общения

Низкий (рецептивный)

Средний (репродуктивный)

Достаточный (продуктивный)

Высокий (творческий)

* Уровни развития профессиональной компетентности учителей основ здоровья

Рис. 1. Схема критериально-показательной системы развития профессиональной компетентности учителей основ здоровья

педагогической профессии, восприятие здоровья как высшей жизненной ценности); научно-теоретической когнитивности (овладение тео-

ретической базой современного научного знания по проблемам основ здоровья); овладение практической когнитивностью (овладение ме-

тодами и приемами будущей профессиональной деятельности на практике).

Система критериев развития профессиональной компетентности учителей основ здоровья в нашем исследовании определена компонентами исследуемого явления следующим образом: для мотивационно-ценностного компонента - критерий «мотивированность к профессии учителя основ здоровья»; для когнитивного компонента - критерий «сформирован-ность системы профессиональных знаний»; для операционно-деятельностного компонента -критерий «сформированность операционно-деятельностных умений и навыков по методике преподавания основ здоровья»; для коммуникативно-рефлексивного компонента - критерий «сформированность коммуникативно-рефлексивных умений». Каждый критерий обозначен показателями.

Степень проявления показателей соответствует уровням развития исследуемой компетентности: низкий (рецептивный), средний (репродуктивный), достаточный (продуктивный), творческий (высокий) (рис. 1).

Конкретизируем показатели определенных нами критериев.

Мотивированность к профессии учителя основ здоровья раскрывает мотивацию учителей к успешной педагогической деятельности и безусловное признание им формирования здоровья у субъектов учебно-воспитательного процесса как величайшей ценности.

Наличие профессиональных мотивов в установках учителей определяется преимуществом внутренней и внешней положительной мотивации над внешней отрицательной. Профессиональные мотивы учителей основ здоровья, привлеченных к использованию инновационных интерактивных технологий преподавания предмета, могут быть поддержаны их активностью к применениям инноваций, стремлением к успеху в профессиональной деятельности по новой специальности. Как следствие, растет эмоциональная стабильность учителей, что является важным профессиональным качеством педагогов, обучающих на уроках основ здоровья навыкам эмоционального равновесия.

Стремление достигать высоких результатов в профессиональной деятельности - показатель, который способствует активности личности учителя, определяет его стремление к

саморазвитию, к улучшению результатов, настойчивость в достижении своих целей.

Наличие ценностных установок на здоровье учитель демонстрирует учащимся на своем личном примере применения программных знаний, умений, навыков, всестороннего гармоничного развития человека. Убедительным показателем отношения учителя к предмету является также его ценностное отношение к здоровью.

Критерий «сформированность системы профессиональных знаний» раскрывается через показатель «профессиональные знания»: психолого-педагогические, нормативно-директивных документов, методические, валеологические (специ-альнопредметные знания, охватывающие знания валеологии, безопасности жизнедеятельности, основ медицины, физиологии человека).

Критерий «сформированность операционно-деятельностных умений и навыков по методике преподавания основ здоровья» характеризуется методическими, развивающими, воспитательными, гностическими, конструктивно-планирующими, организаторскими умениями и навыками. Показателями критерия являются: «компетентность преподавания урока основ здоровья», включающий способности учителей: формулировать цели и задачи педагогической деятельности; осуществлять целеполагание в реализации содержания учебной программы по основам здоровья; мотивировать учебную деятельность учащихся по предмету; оптимально применять методы преподавания современного урока. Использование целесообразных методов преподавания обеспечивает возможность эффективного усвоения знаний, формирования умений и жизненных навыков учащихся, овладение ими здоровьесберегающей компетентностью. Наиболее желаемые на уроке основ здоровья интерактивные технологии активизируют школьников, обеспечивают их обучение на основе развития жизненных навыков: коммуникативных; выработки и принятия решений; работы в группе; творческого поиска; презентаций. Необходимой составляющей компетентности является использование современных средств обучения, создание тренингового кабинета по предмету, наличие которого регламентировано нормативно документами Министерства образования м науки Украины.

Вторым показателем является здоровьесбере-гающая деятельность учителя основ здоровья. Формирование знаний о здоровье, навыков ЗОЖ,

ценностного отношения к здоровью в учащихся требует системной деятельности учителей основ здоровья, благодаря которой привлекаются к решению проблемы педагогики здоровья детей руководители учебного заведения и члены педагогического коллектива, родительская общественность, ученическое самоуправление, государственные и негосударственные учреждения, средства массовой информации. Учителя координируют и внедряют проекты здоровьенаправленной деятельности - Всеукраинская сеть школ содействия здоровью, Всеукраинская сеть школ, дружественных к ребенку, «Школа против СПИДа», «Защити себя от ВИЧ», «Равный-равному». Педагоги привлечены к работе в методическом объединении, представляют здоровьесберегающую деятельность на уровне школы - района (города) - области -государства.

Критерий «сформированность коммуникативно-рефлексивных умений» предусматривает умение учителей осуществлять эффективную коммуникацию и осознавать последствия рискованных действий от манипулятивных методик общения. Первый показатель определен как «коммуникативные и организаторские способности». Проявление коммуникативных способностей учителей основ здоровья обеспечивает успешное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе и сопровождается коммуникативными умениями. Эти умения учитель демонстрирует как наглядный пример применения содержания предмета по темам, посвященным общению. Организаторские способности проявляются в умениях организовать и сплотить ученический, педагогический, родительский коллектив в вопросах здоровьесбережения, побуждать к решению профессиональных задач предмета и всей здоровьесберегающей деятельности.

Второй показатель - умение диалогического общения - заключается в установлении субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе, в умении толерантного, неманипулятив-

ного общения. Способность учителя к диалогическому общению свидетельствует о переходе от эгоцентрической установки, фиксированной на себе, к установке на собеседника. Взаимное познание, реализуясь через диалогическое равноправное субъект-субъектное общение, способствует самопознанию и саморазвитию каждого из участников общения, а также их взаимопониманию, самораскрытию. Для учителя любого предмета владение диалогическим общением способствует преодолению школьного фактора риска для здоровья детей, вызываемого стрессовой тактикой педагогических воздействий. Для учителей основ здоровья диалогическое общение является образцом общения, изучаемого в содержании дисциплины (в 5-6 классах - общение и здоровье, в 7 классе -конфликты, в 8-9 классах - равноправное эффективное общение).

Третий показатель - способность к самоанализу проявляется самореализацией педагога в самообразовательной и методической деятельности, умением принимать педагогические решения, создавать актуальные методические разработки, обеспечить действенность собственного педагогического портфолио.

Все критерии и показатели профессиональной компетентности учителей основ здоровья не являются изолированными и самостоятельными. Они переплетаются между собой, влияют друг на друга, и только проявление их в совокупности может свидетельствовать об определенном уровне профессиональной компетентности.

Показатели отражают степень сформированно-сти отдельных компонентов профессиональной компетентности учителей основ здоровья. К каждому показателю нами подобрано диагностический инструментарий, специально разработаны тестовые задания и анкеты (табл. 1).

Критерием оценки уровней сформированно-сти профессиональной компетентности учителей основ здоровья является степень проявления

Таблица 1

Диагностические методики исследования профессиональной компетентности

учителей основ здоровья

Диагностические методики Цель диагностической методики

Мотивационно -ценностный компонент

Методика исследования мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир в модификации А. Реана) Диагностировать внутреннюю и внешнюю мотивацию учителей к осуществлению профессионально-педагогической деятельности

Анкета «Барьеры педагогической деятельности» (по Т. Шамовой) Выявить способность учителей основ здоровья к саморазвитию и определить факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию, саморазвитию

Опросник отношения к здоровью (Р. Березовской) Исследовать ценностные установки учителей основ здоровья к своему здоровью

Когнитивный компонент

Анкета «Самооценка владения знаниевой составляющей компетентностей (модификация по А. Дубасенюк)» Сравнить самооценку профессиональной компетентности учителей основ здоровья в начале и в конце эксперимента

Тесты Выявить уровень теоретических профессиональных знаний учителей

Операционно-деятельностный компонент

Анкета по выявлению уровня деятельност-ных компетентностей учителя (модифицированная анкета методики В. Шадрикова) Исследовать сформированность умений педагога в сферах: целей и задач профессиональной деятельности; в области мотивации учебной деятельности; в методах преподавания современного урока основ здоровья

Анкета «Целеполагание в решении проблемы преодоления школьных факторов риска возможностями школьного курса основ здоровья» Исследовать уровень умений к целеполаганию в реализации содержания учебной программы по основам здоровья

Оценивание результатов конструирования урока-тренинга основ здоровья Анализ умений учителя конструировать урок

Анкета «Здоровьесберегающая деятельность учителя основ здоровья» Исследование состояния задействованности учителя вне-учебной деятельностью здоровьесберегающего содержания

Коммуникативно-рефлексивный компонент

Тест «Самооценка коммуникативных и организаторских склонностей» (модификация теста В. Синявского и Б. Федоришина) Качественное и количественное измерение коммуникативных и организаторских способностей через отражение и оценку человеком некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях

Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ (А. Лазукин в адаптации Н. Калина) Измерение уровня качеств личности - актуализатора, которые способствуют умению диалогического общения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анкета «Самореализация учителя» Исследовать готовность учителя к самообразованию, профессиональному росту, способность занимать активную педагогическую позицию, осуществлять самоанализ собственной педагогической деятельности; самореализация педагога

каждого из компонентов профессиональной компетентности. Уровни овладения показателями в каждой диагностике определялись шкалами. Уровни каждого критерия определены по степени проявления его показателей количественно: сформированность на низком (рецептивном) уровне - 0-30% баллов; сформирован-ность на среднем (репродуктивном) уровне -30,1-60% баллов; сформированность на достаточном (продуктивном) уровне - 60,1 до 80%; сформированность на высоком (творческом) уровне - 80,1-100% баллов.

Эти четыре уровня сформированности профессиональной компетентности учителей основ здоровья определены, ориентируясь на четыре уровня, отражающие развитие опыта ученика

по определенному предмету в процессе обучения - ученический, алгоритмический, эвристический и творческий (по исследованиям В. Беспалько [15]).

Уровни формируются в процессе решения профессиональных задач, различающихся степенью сложности. Эти четыре уровня - последовательные фазы формирования мастерства, иерархия уровней усвоения опыта [15].

Согласно сформированности компонентов были определены уровни сформированности профессиональной компетентности учителей основ здоровья до эксперимента и после. Проведение эксперимента, направленного на внедрение модели развития профессиональной компетентности учителей основ здоровья, спо-

собствовало возрастанию уровней профессиональной компетентности учителей. Удостовериться в этом помогло использование диагностических методик, подобранных и специально созданных для проверки обоснованных нами критериев, показателей.

Сравнение ответов на вопросы девятиклассников, касающиеся социальных и психоэмоциональных навыков, приобретенных на уроках основ здоровья (учителя которых были в контрольной группе и уроки проводят традиционными методами (52 ученика) и в экспериментальной, ведущие уроки-тренинги (44 ученика)) показало, что ученики, вовлеченные в интерактивное обучение, лучше владеют умениями критически и творчески мыслить (45,5% против 27,1% учащихся, обучающихся традиционными методами), принимать решения - (81,8% против 59,4%), контролировать свои эмоции -(68,2% против 51%), уметь отказываться от нежелательного предложения - (88,6% против 60,4%), конструктивно решать конфликты -(84,1% против 60,4%).

Итак, для подтверждения повышения уровня профессиональной компетентности учителей основ здоровья, которое должно произойти в процессе внедрения модели развития профессиональной компетентности учителей, мы разработали критериально-показательную характеристику.

К каждому показателю подобран диагностический инструментарий - анкеты, тесты, опросники, которые позволяют количественно, соответственно шкалам, определить уровень его развития.

Разработанные критерии и показатели, диагностические методики способствуют оценке общего уровня развития профессиональной компетентности учителей основ здоровья. Использование их до и после экспериментальной работы, направленной на развитие профессиональной компетентности учителей основ здоровья, дает возможность сравнить результаты и констатировать об эффективности проведенного исследования.

Библиографический список:

1. Безруких М. М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей // Вестник практической психологии образования. 2011. - № 1. -

С. 16-21. - URL http: // psyjournals.ru / vestnik _ psyobr /2011/n1/47602.shtml.

2. Полька Н. С. Концепщя ппешчного су-проводу управлшня яюстю фiзичного вихован-ня у навчальних закладах // Довкшля i здо-ров'я. - 2009. - № 4. - С. 48-52.

3. Рiвень поширення i тенденцп вживання тютюну, алкогольних напо1в, наркотичних ре-човин серед учшвсько! молодi Укра1ни: 2011 / О. М. Балаюрева (кер. авт. кол.) ; Т. В. Бондар, Ю. П. Галiч та iн. Укр. 1н.-т соц. дослiдж. iM. О. Яременка. - К. : ТОВ ВПК «ОБНОВА», 2011. - 176 с.

4. Закон Украши «Про загальну середню осв^у». - URL : http://zakon 2.rada .gov. ua / laws / show/651-14.

5. Основи здоров'я. Програма для ЗНЗ (За-тверджена Мшстерством освiти i науки, молодi та спорту Украши наказом вщ 06.06.2012 № 664) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.Ua/ua//activity/education/ 56/general-secondary-education/.

6. Основы безопасности жизнедеятельности, 5-9 классы / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. -М. : Просвещение, 2009.

7. Аристотель. Метафизика / Аристотель ; пер. А. В. Кубицкого. - М. - Л. : Соцэкгиз, 1934. - 348 с.

8. Великий тлумачний словник сучасно! украшсько! мови / Уклад. i голов. ред. В. Т. Бусел. - К. : 1ртнь: ВТФ: «Перун», 2001. -1440 с.

9. Енциклопедiя осв^и / Акад. пед. наук Укра!ни / головн. ред. В. Г. Кремень. - К. : Юршком 1нтер, 2008. - 1040 с.

10. 1ванова С. В. Розвиток професшно! ком-пе-тентност вчителiв бюлогп у закладах шсля-дипломно! освгги : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Свгглана Володимирiвна 1ванова. -К., 2012. - 364 с.

11. Богданова Г. С. Розвиток професшно! компетентносп вчителiв фiзично! культури у тслядипломнш педагогiчнiй освiтi : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Ганна Степашвна Богданова. - Луганськ, 2012. -20 с.

12. Козырева О. А. Условия развития профессиональной компетентности педагога в процессе повышения квалификации : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Козырева Ольга Анатольевна. - Томск, 2004. - 216 с.

13. Мальцева Е. В. Развитие профессиональной компетентности учителей начальных классов в системе непрерывного педагогического образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Мальцева Елена Валентиновна. - Йошкар-Ола, 2006. - 261 с.

14. Радченко А. В. Професшна тдготовка майбутшх вчителiв основ здоров'я у вищому навчальному закладi : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Алша Володимирiвна Радченко. -Луганськ, 2012. - 246 с.

15. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.

References:

1. Bezrukikh M. M. School and Family Risk Factors, Their Effects on Physical and Mental Health of Children [Shkol'nye i semeynye faktory riska, ikh vliyanie na fizicheskoe i psikhicheskoe zdorov'e detey]. Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya [Bulletin of Applied Psychology of Education], 2011, No 1, pp. 16-21.

2. Pol'ka N. S. Concept of Hygienic Maintenance of Managing the Quality of Physical Education in Schools [Kontseptsiya gigienichnogo supro-vodu upravlinnya yakistyu fizichnogo vikhovannya u navchal'nikh zakladakh] Dovkillya i zdorov 'ya [Environment and Health], 2009, No 4, pp. 48-52.

3. Balakireva O. M. Riven' poshirennya i tendentsii vzhivannya tyutyunu, alkogol'nikh napoiv, narkotichnikh rechovin sered uchnivs'koi molodi Ukraini [Prevalence and Trends in Tobacco, Alcohol and Drug Use among Students in Ukraine], 2011. 176 p.

4. Zakon Ukraini «Pro zagal'nu serednyu osvitu» [Law of Ukraine "On General Secondary Education"], URL : http://zakon 2.rada .gov. ua / laws / show/651-14

5. Osnovi zdorov'ya. Programa dlya ZNZ (Zatverdzhena Ministerstvom osviti i nauki, molodi ta sportu Ukraini nakazom vid 06.06.2012 No 664) [Basics of health. The program for General Educational Institutions (Approved by the Ministry of Education and Science, Youth and Sports of Ukraine Order of 06.06.2012 No 664)], URL: http://mon.gov.ua/ ua//activity/education/ 5 6/general-secondary-education/

6. Smimov A. T., Khrennikov B. O. Osnovy be-zopasnosti zhiznedeyatel'nosti, 5-9 klassy [Basics of Life Safety, Grades 5-9], M., 2009.

7. Aristotel'. Metafizika [Metaphysics], M., 1934.348 p.

8. Busel V. T. Velikiy tlumachniy slovnik suchasnoi ukrains'koi movi [Great Dictionary of Modern Ukrainian], K., 2001. 1440 p.

9. Kremen' V. G. Entsiklopediya osviti [Encyclopedia of Education], K., 2008. 1040 p.

10. Ivanova S. V. Rozvitok profesiynoi kompetentnosti vchiteliv biologii u zakladakh pislya-diplomnoi osviti : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.04 [Development of Professional Competence of Biology Teachers in Postgraduate Education: Author's Thesis], K., 2012. 364 p.

11. Bogdanova G. S. Rozvitok profesiynoi kompetentnosti vchiteliv fizichnoi kul'turi u pislyadiplomniy pedagogichniy osviti : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.04 [Development of Professional Competence of Teachers of Physical Education in Postgraduate Pedagogical Education: Author's Thesis], Lugans'k, 2012. 20 p.

12. Kozyreva O. A. Usloviya razvitiya profes-sional'noy kompetentnosti pedagoga v protsesse povysheniya kvalifikatsii : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01 [Conditions of Developing Teacher's Professional Competence in the Process of Professional Development: Author's Thesis], Tomsk, 2004. 216 p.

13. Mal'tseva E. V. Razvitie professional'noy kompetentnosti uchiteley nachal'nykh klassov v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08 [Development of Professional Competence of Primary School Teachers in Continuing Pedagogical Education: Author's Thesis], Yoshkar-Ola, 2006. 261 p.

14. Radchenko A. V. Profesiyna pidgotovka maybutnikh vchiteliv osnov zdorov'ya u vishchomu navchal'nomu zakladi : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.04 [Professional Training of Future Teachers of "Health Basics" at University: Author's Thesis], Lugans'k, 2012. 246 p.

15. Bespal'ko V. P. Slagaemye pedagogi-cheskoy tekhnologii [Components of Educational Technology], M., 1989. 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.