ristic of approaches to studying the personal-professional development is given. The author suggests interpretation of personal and professional development results in the form of ability, possibility and readiness to making professional
decisions. Some possible control tools of personal and professional development of a student are considered.
Key words: personal and professional development of a student; mental barrier of individuals; active methods of teaching.
УДК 12
СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕНОМЕНА «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЮРИСТА»
© Д.Д. Жуков, Л.В. Абдалина
В статье на основе системного, личностного, деятельностного, субъектного и компетентностного подходов раскрываются структура и содержание коммуникативной компетентности юриста, включающие: мотивационно-ценностный, содержательно-операциональный, эмоционально-волевой и рефлексивно-оценочный компоненты. Описаны критерии и уровни проявления коммуникативной компетентности юриста в его профессиональной деятельности.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность юриста; компоненты; критерии и уровни коммуникативной компетентности юриста.
Термин «компетентность» достаточно активно используется в психологической, педагогической, юридической, социологической, экономической и другой литературе (В.Л. Васильев, С.Ю. Глазьев, И.А. Зимняя, Ю.А. Карпова, О.В. Климова, Н.В. Кузьмина, В.В. Романов и др.). Как явление коммуникативная компетентность юриста существует в реальной юридической практике, используется в аттестационных процедурах. При этом содержание и сущностная характеристика понятия «коммуникативная компетентность» и тем более «коммуникативная компетентность юриста» целостно не раскрыты до сих пор. Интерпретация данного термина отсутствует и в авторитетной справочной литературе, что значительно ограничивает развивающие возможности теории и практики профессиональной подготовки студентов -будущих юристов в вузе.
Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности юриста, обусловленные сложностью и глубиной происходящих преобразований, предполагают сформированность у него профессиональной направленности, профессионально и личностно важных качеств, а также профессиональной компетентности -специальной и профессиональной, социально-психологической, коммуникативной, информационной, аутопсихологической и др. (Л.В. Абдалина, В.Л. Васильев, И.А. Зимняя,
Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Р.П. Мильруд, Л.А. Петровская, В.В. Романов и др.), обеспечивающих не только качество профессиональной деятельности, но и наиболее полную самореализацию юриста в профессии.
Несмотря на наличие значительного количества исследований по различным аспектам компетентности специалиста, опыт по формированию коммуникативной компетентности юриста до сих пор не систематизирован, не обобщен и требует адаптации к современным условиям, что необходимо предполагает конкретизировать понятие «коммуникативная компетентность юриста», разработать ее структуру, содержание, наполнить характеристиками ее компоненты и уровни проявления. Очевидно, что в рамках только одной методологической концептуальной конструкции невозможно с одинаковой степенью охвата и глубины отразить сущностные проявления коммуникативной компетентности юриста как личностно-профессионального образования. Это послужило основанием для выделения следующих подходов к интерпретации проблемы ее исследования и развития: личностного, деятельностного, субъектного, системного, компетентностного.
Личностный подход обозначил ориентацию исследования на личность юриста как ценность, цель, результат и главный критерий эффективности процесса формирования
17S
коммуникативной компетентности в вузе. Личностный подход (А.Г. Асмолов, Н.А. Коваль, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.) позволил раскрыть коммуникативную компетентность юриста через мотивационно-ценностные и нравственно-волевые качества его личности: ценности саморазвития, стремление к самореализации, целеустремленность, гражданственность, ответственность, коммуникабельность, толерантность и др.
В рамках субъектного подхода коммуникативная компетентность будущего юриста может быть представлена как стабильно устойчивый уровень профессиональной активности индивида, когда он сам выступает «источником самопричинности» (В.А. Петровский). Субъектный подход (А.В. Брушлин-ский, А.С. Огнев, Э.В. Сайко, В.А. Сласте-нин и др.) обогатил исследование и моделирование процесса формирования коммуникативной компетентности будущего юриста пониманием того, что сам студент является центром организации учения, познания, труда, общения, самоосуществления.
Основные параметры профессиональной деятельности юриста - содержание и структурная организация - указали на основные особенности ее коммуникативной составляющей: оперативно устанавливать контакты, сотрудничать, владеть вербальными и невербальными средствами общения; перцептивные способности, готовность корректировать процесс взаимодействия с его различными участниками [1]. В рамках деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) профессионально-образовательный процесс рассмотрен нами как основа, средство и решающе условие изменения, развития, преобразования личности как студента, так и преподавателя - их устремлений, ценностей, знаний и умений (компетентностей), творчества и др. С одной стороны, особенности личности студента - будущего юриста - существенно влияют на процесс и результаты учебно-профессиональной деятельности, с другой - само формирование личности студента происходит под влиянием специфики профессиональной деятельности.
Компетентностный подход указывает на возможность раскрытия содержания коммуникативной компетентности юриста через
структурно представленные блоки, профессионально и личностно обусловленные, которые могут быть объективно наблюдаемы, с определенной точностью измеряемы и целенаправленно сформированы [2]. Включение компетентностного подхода в профессионально-образовательный процесс вуза обусловлено не только предписаниями, но и тем, что понятийное содержание термина «компетентность» гораздо шире и может быть произвольно задано смещением акцентов с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений [3]. Кроме того, компетентност-ный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования [4].
Новая ориентация педагогических исследований в рамках системного подхода выражается в стремлении построить целостную картину объекта, которая наиболее отчетливо проявляется в следующем: элементы системы описываются с учетом их «места» в целом; построение системы иерархичное, один и тот же «материал», субстрат выступает в системном исследовании как обладающий одновременно разными характеристиками, параметрами, функциями и даже разными принципами строения; исследование системы неотделимо от исследования условий ее существования; свойства целого порождаются из свойств элементов и, наоборот, свойства элементов порождаются из характеристик целого.
Коммуникативная компетентность юриста рассматривается нами как системное образование, характеризующееся целостностью, представленное сложной структурой и отношениями компонентов, функционирующих на разных уровнях организации, находящихся в информационном и энергетическом взаимодействии с окружающей средой, детерминированных множественными факторами и условиями, отражающих динамику его развития. Это подчеркивает приоритеты системного подхода к обнаружению структурного каркаса коммуникативной компетентности юриста. Важно отметить, что разные подходы не исключают друг друга (хотя некоторые могут развивать, совершенствовать предыдущие), а реализуют разные планы рассмотрения феномена «коммуникативная компетентность юриста» и определяют
основные ориентиры конструктивных идей и положений, раскрывающих сущность характеристики изучаемого феномена. Сложность феномена «коммуникативная компетентность юриста», который существует «на границах» личности и деятельности и, функционируя в личностной форме, проявляется в содержании профессиональной деятельности, исходными единицами анализа которого являются также субъектные образования, обусловила специфику и особенности выявления структурно-содержательных и функциональных характеристик коммуникативной компетентности юриста.
Рассмотрению также подлежали основные положения профессиографического подхода (Э.Ф. Зеер, Е.С. Романова, В.А. Сласте-нин и др.); ведущие идеи психологии труда, психологии профессионализма, акмеологии (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова. В.А. Толочек и др.).
Коммуникативная компетентность юриста в исследовании предстает как совокупность профессионально обусловленных и личностно значимых ценностей, знаний, умений и качеств личности юриста, обеспечивающих эффективное профессиональное общение, владение профессиональной деятельностью и наиболее полную самореализацию в ней.
С учетом вышеизложенного и проведенного эмпирического исследования были выделены основные компоненты коммуникативной компетентности юриста - мотивационно-ценностный, содержательно-операциональный, эмоционально-волевой и оценочнорефлексивный - и описаны их структурносодержательные характеристики. Мотивационно-ценностный компонент характеризует совокупность устойчивых мотивов, направляющих и регулирующих профессиональное общение юриста, обусловленной ими направленностью личности на достижение высоких результатов в общении с его различными участниками. Анализ этого компонента дает основание для включения в него таких составляющих, как: профессиональные и
смысложизненные ценности, идеалы, менталитет профессии; понимание миссии, предназначения профессии юриста; наличие не только внешних мотивов - интерес к заработку, но и внутренних - стремление к самореализации. Содержательно-операциональ-
ный компонент - по данным проведенного анализа включает: систему знаний о сущности (содержании, особенностях), закономерностях (логике) процесса общения юриста с различными участниками профессионального взаимодействия; систему умений по организации и реализации процесса эффективного профессионального общения - устанавливать контакты с различными участниками общения; способность понимать внутренний мир другого, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики; гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения; способность к сотрудничеству, достижению компромиссов; способность демонстрировать высокую культуру общения и обеспечивать воспитательную эффективность общения. Эмоционально-волевой компонент предполагает сформированность у юриста совокупности качеств, обеспечивающих продуктивное общение с различными участниками взаимодействия: эмпатию, субъект-
ность, адекватную самооценку, гражданственность, ответственность и др. Оценочнорефлексивный компонент в структуре коммуникативной компетентности юриста включает умения осознавать и осмысливать собственные действия, в т. ч. в сфере профессионального общения.
Более полно раскрыть сущность феномена «коммуникативная компетентность юриста» позволяет, на наш взгляд, выявление критериев и показателей проявления данного явления. Проблема измерения коммуникативной компетентности юриста связана, прежде всего, с проблемой критериев и показателей. Критерий - это признак, на основании которого производится оценка, суждение, определение или классификация. Критерии коммуникативной компетентности юриста определяются нами на основе ее системного понимания, выделения ее структурно-содержательных компонентов, понимания коммуникативной компетентности юриста как состояния, процесса и результата профессионального и личностного роста студента - будущего юриста. Нами учитывались общие требования к выделению и обоснованию критериев в теории и практике педагогического образования, которые, по утверждению исследователей, должны отражать основные закономерности формирования
объекта исследования: с их помощью должны устанавливаться связи между всеми компонентами системы; качественные показатели должны выступать в единстве с количественными и др. (С.Г. Спасибенко).
Проведенные эмпирические исследования (2007-2008 гг., N = 105), сотрудничество с юристами правоохранительной сферы дали возможность представить критерии коммуникативной компетентности юриста: критерий профессионально-коммуникативных
ценностей и мотивов; критерий теоретической и практической готовности к реализации коммуникативной компетентности; критерий сформированности профессионально важных качеств. На основе принятых критериев развивается идея уровней коммуникативной компетентности юриста, содержательная сторона которых определялась не только по степени сформированности компонентов и критериев их проявления в специально созданных ситуациях профессиональной деятельности и общения, но и с учетом объединяющего их основания, соединившего различные уровни коммуникативной компетентности юриста в единую структуру - постепенного усложнения профессиональной деятельности, проявляющегося как в росте сложности профессиональных задач, так и в повышении роли личности профессионала в их решении, а также в одновременном расширении и варьировании сфер деятельности юриста. Согласно теории уров-невого подхода, структурные компоненты коммуникативной компетентности отражаются уникальностью построения и уровнем развития, в которых и заложены возможности и механизмы перехода с одного уровня на другой (А.А. Деркач), который происходит по пути «усложнения развития элементов и всей структуры» и одновременного совершенствования как элементов, так и структуры (Ю.А. Конаржевский). Экспериментальные исследования подтвердили, что выявленные в исследовании уровни коммуникативной компетентности юриста - репродуктивный, рационализирующий, технологический и творческий - тесно взаимосвязаны друг с другом, и каждый предыдущий обусловливает последующий, включаясь в его состав, конкретизирует динамику совершенствования основных характеристик ком-
понентов структуры коммуникативной компетентности.
В качестве основы для непосредственного определения уровней коммуникативной компетентности юриста выделены следующие показатели: ценности профессионального общения, гуманная позиция, стремление к самореализации, способность устанавливать контакты, понимать внутренний мир другого, владение вербальными и невербальными средствами общения, коммуникативная гибкость, эмпатийность, субъектность, гражданственность, ответственность, рефлексивность и способность корректировать процесс общения с различными участниками.
Таким образом, при внешнем наблюдении коммуникативная компетентность юриста раскрывается как система профессионально важных и личностно-деловых качеств и основных функций, сформированность которых является условием и предпосылкой эффективности учебно-профессиональной
деятельности и самореализации в ней. В то же время с внутренней точки зрения коммуникативная компетентность юриста - это личностное новообразование, которое обусловливает становление юриста как целостности, продуктивность его самореализации и оптимальность индивидуальной траектории личностных и профессиональных достижений. Глубокое и полное раскрытие феномена «коммуникативная компетентность юриста» позволяет выработать общую стратегию исследования, разработать концептуальную модель и определить адекватные технологии ее формирования у студентов вуза.
1. Романов В.В. Юридическая психология. М., 1998.
2. Абдалина Л.В. Теоретические основы изучения и развития профессионализма педагога: монография. М., 2008.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентно-стного подхода в образовании. Авторская версия. М., 2004.
4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения // Материалы ко второму заседанию методологического семинара. М., 2004.
Поступила в редакцию 16.09.2009 г.
Zhukov D.D., Abdalina L.V. Substantial characteristic of the “lawyer’s communicative competence” phenomenon. On the basis of system, larval, active, subjective and competence approaches the article reveals the structure and subject of lawyer’s communicative competence, including: reasonable-valuable, profound-operative, emo-
tional-volitional and reflexive-merit components. Criteria and level of the manifestation of lawyer’s communicative competence in his professional activity are described.
Key words: lawyer’s communicative competence; components; criteria and levels of the lawyer’s communicative competence.
УДК 371+781
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
© Т.И. Степанова
В статье рассматриваются вопросы музыкальной педагогики и технологии музыкальнопедагогического краеведения в подготовке учителя музыки в условиях педагогического колледжа. Описаны опытно-экспериментальная работа, которая проводилась на базе Старооскольского педагогического колледжа, и апробация технологии музыкально-педагогического краеведения, основанная на трех критериях: познавательный интерес, музыкальная культура, музыкально-просветительская деятельность. Система работы по музыкально-педагогическому краеведению включает в себя следующие компоненты: учебный процесс, учебно-исследовательская деятельность, педагогическая практика, внеурочная деятельность.
Ключевые слова: музыкальная педагогика; музыкальное образование; учитель музыки; музыкально-педагогическое краеведение; познавательный интерес; музыкальная культура; музыкальнопросветительская деятельность.
Кардинальные изменения в социокультурной сфере общества XXI в. требуют нового понимания задач профессионального образования. Цель современного образования -развитие таких свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Такая цель образования обусловливает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного гармонического развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. Поэтому изучение основ наук и искусства в образовательных учреждениях - не самоцель, а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и развития прекрасного [1].
Сегодня образование играет огромную роль в жизни общества. Основные документы в сфере образования (Закон «Об образовании», Национальная доктрина, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.) учитывают фактор национальной специфики и предусматривают трансферт образовательных и культурных ценностей. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» указывается на то, что система образования призвана
обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историкокультурному наследию народов России, уважительного отношения к языкам, традициям и культуре других народов.
В новых социально-экономических условиях необходимы эрудированные молодые специалисты, которые обладают целостным мировоззрением, духовной, музыкальной культурой, умеют самостоятельно систематизировать полученные знания, творчески подходить к решению различных проблем. Нужны учителя музыки, которые не только бы владели своими профессиональными музыкальными навыками (игра на инструменте, управление хоровым коллективом, вокальная, музыкально-теоретическая и методическая подготовка), знали психолого-педагоги-ческие особенности детей разных возрастных групп, но и сами были бы яркими личностями, способными осваивать и применять новые технологии, быть пропагандистами музыкальной культуры.
Подготовка учителя музыки в современных условиях - сложная задача. Упал престиж педагогической профессии, снизилась
1S2