Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика компонентов коммуникативной компетентности студентов психологического и юридического факультетов'

Сравнительная характеристика компонентов коммуникативной компетентности студентов психологического и юридического факультетов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
705
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / УРОВНИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / LEVELS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / COMMUNICATIVE SKILLS / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE TOLERANCE / КОММУНИКАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ / УРОВЕНЬ ПЕРЦЕПТИВНО-НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / LEVEL OF PERCEPTIVE-NONVERBAL COMPETENCE / COMMUNICATIVE MINDSET

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черёмухина Кристина Сергеевна

В данной статье рассматриваются проблемы правильной диагностики, обучения и «взращивания» компетентных специалистов; профессиональная компетентность психологов и юристов включает в себя много компетенций, но коммуникативную компетентность этих специалистов мы рассматриваем как одну из основных; выделяются такие компоненты коммуникативной компетентности, как: коммуникативные умения личности, коммуникативное знание (степень толерантности), уровень коммуникативной установки личности и перцептивно-невербальная составляющая коммуникативной компетентности, на основании характеристик этих компонентов выстраиваются и очень подробно описываются уровни коммуникативной компетентности: высокий, средний и низкий; выявляется специфика коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных специальностей: «Психология», «Юриспруденция»; ставится и частично подтверждается гипотеза, что студенты специальности «Психология» имеют более сформированную коммуникативную компетентность, чем студенты-юристы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of communicative competence elements of law and psychology departments students

The article considers issues of proper diagnostics, training and «nurturing» of professionals; professional competence of psychologists and lawyer includes many competences, but communicative one is considered as key component; points such elements of communicative competence as person's communicative skills, communicative cognition (tolerance amount), communicative mindset level and perceptive-nonverbal element of communicative competence; sets forth and describes in details communicative competence levels, using characteristics of these components (high, intermediate and low); educes communicative competence specificity of Humanities Departments' students: «Psychology», «Law»; makes and partially confirms a hypothesis that students of «Psychology» possess more formed communicative competence then students of «Law» do.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика компонентов коммуникативной компетентности студентов психологического и юридического факультетов»

УДК 159.99 ББК 88.4

К.С. ЧЕРЁМУХИНА

Байкальский государственный университет

экономики и права г. Иркутск kristall923@mail.ru

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ЮРИДИЧЕСКОГО

ФАКУЛЬТЕТОВ

K.S. Cheremukhina

Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk

COMPARATIVE ANALYSIS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE ELEMENTS OF LAW AND PSYCHOLOGY DEPARTMENTS STUDENTS

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы правильной диагностики, обучения и «взращивания» компетентных специалистов; профессиональная компетентность психологов и юристов включает в себя много компетенций, но коммуникативную компетентность этих специалистов мы рассматриваем как одну из основных; выделяются такие компоненты коммуникативной компетентности, как: коммуникативные умения личности, коммуникативное знание (степень толерантности), уровень коммуникативной установки личности и перцептивно-невербальная составляющая коммуникативной компетентности, на основании характеристик этих компонентов выстраиваются и очень подробно описываются уровни коммуникативной компетентности: высокий, средний и низкий; выявляется специфика коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных специальностей: «Психология», «Юриспруденция»; ставится и частично подтверждается гипотеза, что студенты специальности «Психология» имеют более сформированную коммуникативную компетентность, чем студенты-юристы.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, уровни коммуникативной компетентности, коммуникативные умения, коммуникативная толерантность, коммуникативные установки, уровень перцептивно-невербальной компетентности

Annotation: The article considers issues of proper diagnostics, training and "nurturing" of professionals; professional competence of psychologists and lawyer includes many competences, but communicative one is considered as key component; points such elements of communicative competence as person's communicative skills, communicative cognition (tolerance amount), communicative mindset level and perceptive-nonverbal element of communicative competence; sets forth and describes in details communicative competence levels, using characteristics of these components (high, intermediate and low); educes communicative competence specificity of Humanities Departments' students: "Psychology", "Law"; makes and partially confirms a hypothesis that students of "Psychology" possess more formed communicative competence then students of "Law" do.

Keywords: communicative competence, levels of communicative competence, communicative skills, communicative tolerance, communicative mindset, level of perceptive-nonverbal competence.

Пограничная психиатрия является одной из активно развивающейся областью современной медицины в последние десятилетия, что обусловлено неуклонным ростом психических расстройств невротического и аффективного спектра в популяции. В структуре всей психической патологии пограничные психические расстройства составляют порядка 80%, а диапазон их распространенности в общем населении чрезвычайно высок - от 17 до 210 на 1000 населения [1]. Зачастую описываемые расстройства скрываются под маской соматического неблагополучия, что приводит к хождению страдающего контингента по учреждениях общесоматического профиля. Средний возраст появления депрессивного эпизода колеблется от 20 до 40 лет, страдает наиболее трудоспособное население, что неминуемо приводит к повышению уровня экономических затрат. Так, ежегодные экономические потери в США вследствие депрессии превышают уровень 80 миллиардов долларов, при этом на прямые затраты здравоохранения приходится чуть более 25 млрд долларов (31%), 51,5 млрд (62%) составляют расходы, связанные с утратой трудоспособности [2]. Согласно данным европейских исследований (проведенных в Швеции, Великобритании и Испании), ежегодные затраты на одного пациента с расстройством пограничного уровня составляют от 1171 до 16581 евро. В России ежегодные дополнительные расходы на амбулаторную и стационарную помощь, пенсии по инвалидности и убытки, связанные с пропущенными днями работы оцениваются в среднем в 8083,5 руб. на одного пациента с депрессией. Необходимо учитывать риск суицида среди людей, страдающих аффективной патологией, только в 2000 г., по расчетам ВОЗ, смертность от суицида составила 814 000 смертельных исходов.

В настоящее время огромное внимание уделяется вопросам соответствия работников различных сфер тем задачам и целям, которые ставит перед ними профессиональная деятельность. Сегодня диагностика профессиональных характеристик индивида рассматривается как необходимое условие отбора кадров. Любая профессия предъявляет целый ряд специфических требований, среди которых основное — профессиональная компетентность. Компетентность является предиктором успешности в профессии. В связи с этим появляется проблема обучения и «взращивания» компетентных специалистов, обладающих набором необходимых качеств. Реформы образования, разработка и внедрение компетентностного подхода позволяют эти задачи и проблемы решать.

В своей работе мы хотим выявить различия между

уровнем сформированности некоторых компонентов коммуникативной компетентности у студентов, обучающихся по таким гуманитарным специальностям, как «Психология» и «Юриспруденция». Мы предполагаем, что студенты психологического факультета имеют более сформированную коммуникативную компетентность, чем студенты юридического факультета.

При изучении профессиональных компетенций юристов и психологов мы опирались на теоретические положения Л.М. Митиной, В.Н. Карандашева, Ю.В. Чу-фаровского, при рассмотрении коммуникативной компетентности - Е.В. Сидоренко, Л.А. Петровской, Г.М. Андреевой.

Профессиональная компетентность психолога требует обладания специальной, персональной, коммуникативной и рефлексивной компетенциями. Л.М. Митина в структуре педагогической компетентности выделяет две структуры: деятельностную (ЗУНы и способы осуществления деятельности) и коммуникативную (ЗУНы и способы осуществления общения).

По мнению В. Н. Карандашева, профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

На наш взгляд, большое значение имеют коммуникативные качества личности психолога: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. К коммуникативным качествам психолога можно отнести: тактичность, вежливость, умение слушать, слышать и понимать другого человека, умение задавать вопросы. В психологической литературе весь комплекс этих качеств часто называют «талантом общения», который включает в себя 5 блоков качеств личности: 1) способность к полному и правильному восприятию объекта, наблюдательность, быстрая реакция в ситуации; 2) способность к пониманию внутренних свойств и особенностей объекта, проникновение его в духовный мир, психологическая интуиция, основанная на глубокой общей эрудиции и гуманистической направленности; 3) способность к сопереживанию, эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь; 4) способность к самоанализу, интерес к собственной личности и личности других людей; 5) способность управлять самим собой и процессом общения, умение быть внимательным, умение слушать, тактичность, умение устанавливать контакт, вызывать доверие, обладание чувством юмора.

Юридическая деятельность в первую очередь связана с нормами права, их применением в различных

Уровень коммуникативной компетентности Коммуникативные умения (стиль межличностного коммуникативного взаимодействия) Выраженность негативной коммуникативной установки (в баллах) Коммуникативная толерантность (в баллах) Перцептивно-невербальная компетентность (в стенах)

Высокий Компетентный 0-33 0-38 1-3

Средний Зависимый 34-56 39-74 4-7

Низкий Агрессивный 57-100 74-135 8-10

жизненных ситуациях. Психологический анализ юридической деятельности позволяет выделить следующие ее стороны: социальную, поисковую (познавательную), коммуникативную, удостоверительную, организационную, реконструктивную, воспитательную.

Юридическая деятельность во всех своих проявлениях связана с общением с людьми, причем нередко в экстремальных условиях. И функция общения выступает на первый план, преследуя разнообразные цели. Профессиональная деятельность юриста предполагает общение с различными категориями граждан. От него требуются умения устанавливать и поддерживать на должном уровне психологический контакт, оказывать управляющее воздействие на развитие коммуникативных процессов. Поэтому можно с уверенностью сказать, что практически для всех юридических профессий одной из главных сторон деятельности является коммуникативная деятельность, которая заключается в общении в условиях правового регулирования. В структуре психологической деятельности коммуникативный компонент также является основой, движущей силой взаимодействия.

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённых ситуациях личностного взаимодействия. Коммуникативная компетентность, согласно Л.А. Петровской, - это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения. Емельянов Ю.Н. определяет коммуникативную компетентность как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения. Мерой коммуникативной компетентности является степень успешности задуманных актов влияния и используемых средств произвести впечатление на других.

Сидоренко Е.В. предлагает следующую схему определения: коммуникативная компетентность - это коммуникативная способность, коммуникативные умения и коммуникативное знание, адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения.

Мы в структуру коммуникативной компетент-

лица 1. Уровни коммуникативной компетентности ности включаем следующие компоненты: коммуникативные умения личности, коммуникативное знание (степень толерантности), уровень коммуникативной установки личности и перцептивно-невербальную составляющую коммуникативной компетентности.

В соответствии с принятым выделением сторон общения развитие компетентности также можно рассматривать в плане трех указанных аспектов, выделяя соответственно развитие перцептивной, коммуникативной и интерактивной составляющих компетентности.

Поскольку всесторонняя диагностика коммуникативной компетентности затруднительна, в нашем исследовании мы не пытались охватить данный вопрос полностью. Были выделены наиболее важные составляющие коммуникативной компетентности, сообразно которым был подобран диагностический инструментарий.

Исследование проводилось на базе Байкальского Государственного Университета Экономики и Права г. Иркутска (2009-2012 гг.). В качестве респондентов выступили 60 человек - студенты Байкальского Государственного Университета Экономики и Права, из них 30 человек - студенты специальности «Психология» и 30 человек - студенты, обучающиеся по специальности «Юриспруденция» (исследование проводилось совместно с выпускницей специальности «Психология» В.Бухольцевой).

Для диагностики компонентов коммуникативной компетентности мы воспользовались следующими методиками: методикой диагностики коммуникативной установки и коммуникативной толерантности В.В. Бойко, методикой диагностики уровня перцептивно-невербальной компетентности Г.Я. Розена и тестом коммуникативных умений Л. Михельсона.

На основании анализа уровня сформированности этих компонентов коммуникативной компетентности нами были выделены виды коммуникативной компетентности: высокий, средний, низкий (см. таблицу 1).

Высокий уровень коммуникативной компетентности предполагает сформированные коммуникативные умения, которые проявляются при уверенном,

Стили коммуникативного взаимодействия Студенты-психологи Студенты-юристы

Компетентный 72% 59%

Зависимый 23% 22%

Агрессивный 6% 19%

Таблица 2. Стили коммуникативного взаимодействия компетентном стиле взаимодействия: умение вступать в контакт с человеком; адекватное, доброжелательное реагирование на попытку вступить в контакт со стороны другого человека; адекватное реагирование на справедливую и несправедливую критику; адекватное реагирование на провоцирующее поведение собеседника; умение давать отказ; умение оказывать сочувствие и поддержку; умение принимать сочувствие и поддержку со стороны других; умение слушать и слышать. Также высокая степень развития коммуникативной компетентности предполагает умение видеть, понимать и использовать невербальные характеристики общения как свои собственные, так и со стороны собеседника (жесты, мимику, положение в пространстве и пр.) в различных коммуникативных ситуациях; положительную коммуникативную установку; высокий уровень коммуникативной толерантности, т.е. принятие индивидуальных особенностей людей, безоценочные суждения о людях, сглаживание неприятных впечатлений при столкновении с некоммуникабельными качествами партнера, понимание и терпимость к физическим и психическим дискомфортным состояниям окружающих, адаптивные способности во взаимодействии с людьми.

Средний уровень коммуникативной компетентности характеризуется недостаточной степенью сфор-мированности вышеперечисленных коммуникативных умений, что проявляется в зависимом стиле взаимодействия, пристройке к собеседнику «снизу», неуверенном способе поведения. Умение видеть, понимать и использовать невербальные характеристики общения проявляется не во всех коммуникативных ситуациях либо нет навыка применения существующих знаний о невербальных проявлениях. Средний уровень коммуникативной компетентности характеризуется наличием в небольшой степени негативной коммуникативной установки, обоснованным негативизмом в суждениях о людях; снижением коммуникативной толерантности, т.е. принятие индивидуальных особенностей людей, понимание и терпимость к физическим и психическим дискомфортным состояниям окружающих наблюдаются не во всех случаях коммуникативного взаимодействия и не ко всем категориям людей.

Низкий уровень коммуникативной компетентности характеризуется преобладанием агрессивного стиля взаимодействия, пристройке к собеседнику «сверху», что объясняется несформи-рованностью важнейших коммуникативных умений: умения вступать в контакт с человеком; умения адекватно реагировать на попытку вступить в контакт со стороны другого человека; умения воспринимать критику и реагировать на провоцирующее поведение собеседника. Лица, данной категории поглощены своими проблемами и недостаточно внимательны к другим людям, обнаруживают неспособность налаживать отношения, понимать и учитывать невербальные характеристики межличностного взаимодействия в большинстве случаев. Присутствуют выраженная негативная установка, завуалированная или открытая жестокость по отношению к людям, которые неблагоприятно сказываются на самочувствии собеседников. Коммуникативная толерантность низкая, т.е. наблюдаются категоричность в оценках людей, неприятие или непонимание индивидуальности другого человека, использование себя в качестве эталона при оценке других, неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнера, стремление переделать партнера, подогнать его под себя, нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту партнера, неумение прощать ошибки.

Рассмотрим результаты, полученные по каждой из составляющих коммуникативной компетентности, и сравним данные показатели у психологов и юристов.

Результаты теста коммуникативных умений (Автор: Л. Михельсон. Перевод и адаптация Ю. З. Гильбу-ха) представлены в таблице 2.

Как у студентов-психологов, так и у студентов-юристов в качестве преобладающего выявлен компетентный стиль межличностного коммуникативного взаимодействия. Проявление зависимой позиции в ситуациях коммуникативного взаимодействия встречается у студентов-психологов и студентов-юристов практически в равной степени (разница в 1%). Наблюдается явная выраженность агрессивного стиля взаимодействия у юристов (по сравнению с показателями психологов на 13%), что можно объяснить более жесткими условиями профессиональной деятельности и, возможно, существующей стратегией обучения юристов, когда преподаватели нацеливают будущих специалистов на строгость, жесткость и формализм в общении.

Результаты методики «Коммуникативная установ-

ка» В.В.Бойко представлены на рис.1.

100 80 60 40 20 0

Выраженность негативной коммуникативной установки

В среднем выраженность негативной коммуникативной установки у студентов-психологов составляет 49,1 баллов, что немного превышает нормы для представителей гуманитарных специальностей (медсестры - 42, воспитатели - 31,6 и др.). Можно диагностировать наличие негативной установки, так как полученный результат выше общего среднего равного 33 баллам. Данный критерий говорит о среднем уровне коммуникативной компетентности. Выраженность негативной коммуникативной установки у студентов-юристов в среднем составляет 60,6 баллов, что практически в 2 раза превышает средние нормативы для представителей гуманитарных специальностей, следовательно, можно диагностировать наличие выраженной негативной установки в общении, которая, по всей вероятности, неблагоприятно сказывается на самочувствии партнеров по взаимодействию. Данный критерий говорит о низком уровне коммуникативной компетентности.

Уровень общей коммуникативной толерантности студентов-психологов составляет 43,5 баллов, что практически не превышает групповые нормативы по гуманитарным профессиям (медсестры - 43; врачи - 40,2; воспитатели - 31,2). Можно диагностировать адекватный уровень общей коммуникативной толерантности, так как полученный результат ненамного превышает общее среднее равное 38,5 баллов. Данный критерий говорит о среднем уровне коммуникативной компетентности.

Уровень общей коммуникативной толерантности студентов-юристов составляет 63,1 баллов, что превышает групповые нормативы по гуманитарным профессиям на 20%. Необходимо помнить, что здесь характер интерпретации носит обратный характер: чем больше балов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Можно диагностировать несколько заниженный уровень общей коммуникативной толерантности, недостаточность коммуникативных знаний и умений. Данный критерий говорит о среднем уровне коммуникативной компетентности.

Выраженность негативной коммуникативной установки у студентов специальности «юриспруденция» в

60,6 44.1 63,1

43,5

■ Студенты-психологи □ Студенты юристы

Уровень коммуникативной толерантности

Рисунок 1. Сравнительная характеристика коммуникативной установки и коммуникативной толерантности у респондентов специальностей «психология» и «юриспруденция» (в баллах)

среднем больше на 11,5%, а уровень общей коммуникативной толерантности ниже в среднем на 20%.

Результаты методики определения уровня перцептивно-невербальной компетентности Г.Я. Розена представлены на рис. 2.

Уровень перцептивно-невербальной компетентности в среднем для групп студентов-психологов и студентов-юристов равен 7,6 стен и 7,7 стен соответственно, что интерпретируется как средний уровень, т.е. умение видеть, понимать и использовать невербальные характеристики общения проявляется не во всех коммуникативных ситуациях, либо как отсутствие навыка применения существующих знаний о невербальных проявлениях. Различий по данному компоненту коммуникативной компетентности не выявлено.

Таким образом, можно сделать вывод о том, особенности коммуникативной компетентности студентов, обучающихся по специальностям «психология» и «юриспруденция» находится на среднем уровне развития.

Наиболее яркие отличия между средними показателями наблюдаются по коммуникативным установкам и общей коммуникативной толерантности. Таким образом, наибольшие различия между степенью сформи-рованности компетентности в общении у представителей специальностей «психология» и «юриспруденция» наблюдаются в коммуникативном и интерактивном аспектах. В перцептивном и невербальном плане особых различий не выявлено. У студентов-психологов лучше развиты коммуникативные умения и навыки, коммуникативное знание (степень толерантности), бо-

Рисунок 2. Показатели перцептивно-невербальной компетентности (в стенах) у студентов-психологов

и студентов-юристов

лее положителен уровень коммуникативной установки личности. Данный факт позволяет говорить о более высокой степени развития и общей коммуникативной компетентности, столь важной для профессиональной деятельности гуманитарной направленности, у представителей специальности «психология», нежели у студентов юридического факультета.

Исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что студенты психологического факультета имеют более сформированную коммуникативную компетентность, чем студенты юридического факультета. Это можно объяснить тем, что на психологических факультетах больше времени уделяется проблеме формирования и развития коммуникативных способностей и умений личности; делается акцент на повышении коммуникативного потенциала и культуры личности; формируется профессиональное знание об особенностях процесса общения и взаимодействия между людьми. Поэтому необходимо целенаправленно заниматься формированием коммуникативной компетентности как важной составляющей профессиональной компетентности будущих специалистов гуманитарного профиля в период обучения в вузе.

С целью развития ключевых компетенций современного юриста нужно сместить акцент со знаниецен-трического подхода к обучению (традиционных лекций и семинаров) на интерактивный личностно-деятель-ностный подход, который предполагает тренинги лич-ностно-профессионального роста и разнообразные активные методы обучения, такие как: учебно-правовые практики, научно-исследовательскую работу, деловые и ролевые игры, социально-психологический тренинг, инсценировки судебных заседаний, работу в юридических клиниках, любые виды творческой профессионально ориентированной самостоятельной работы студентов.

Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной компетентности людей состоит в том, что обучение рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий, а диагностика компетентности должна стать самодиагностикой, самоанализом. Проблема диагностики компетентности не решается одним лишь информированием испытуемого о результатах тестирования - суть её в том, чтобы организовать процесс диагностики таким образом, чтобы участники получали действенную информацию, на основе которой смогли бы осуществлять необходимую коррекцию своего поведения.

Библиографический список

1) Лебедева Н.М. Толерантность в межкультурном диалоге / Н.М. Лебедева - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2005.

2) Лебедева Н.М., Мартынова М.Ю., Стефаненко Т.Г. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности / Н.М. Лебедева, М.Ю. Мартынова, Т.Г. Стефаненко - М: Издательство РУДН, 2003.

3) Солдатова Г.У, Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А. Психодиагностика толерантности личности / Г.У Солдатова, Л.А. Шайгерова, Т.Ю. Прокофьева, О.А. Кравцова - М.: Смысл, 2008.

4) Стефаненко Т.Г Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г Стефаненко - М.: Институт психологии РАН, Академический проект, 2005.

5) Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России: Сбоник научных статей / Под ред. Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко - М.:РУДН, 2009.

6) Трофимова Е.Л. Учет этнопсихологических особенностей при разработке программ обучения межкультурной компетентности / Е.Л. Трофимова // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы девятой всероссийской научно-практической конференции/ под общ. ред. д-ра психол. наук, профессора Карнышева А.Д. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008.

7) Мунгалов В.Н. Психологическое пространство человека: содержание и объяснительные возможности понятия // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. №3. С. 140-143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.