Научная статья на тему 'Содержание и структура коммуникативной компетентности современного юриста'

Содержание и структура коммуникативной компетентности современного юриста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2124
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / СТРУКТУРА / STRUCTURE / КОМПОНЕНТ / COMPONENT / СОВРЕМЕННЫЙ ЮРИСТ / MODERN LAWYER / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алипханова Ф. Н.

Коммуникативная компетентность юриста предполагает то, что студент должен овладеть определёнными коммуникативными умениями, но для того, чтобы эффективно проходил данный процесс, необходимо определить главные структурные компоненты или отдельные компетенции коммуникативной компетентности и её основные показатели в реальной профессиональной практике. В данной статье рассмотрено содержание и структура коммуникативной компетентности современного юриста, а также рассмотрены основные компоненты её сформированности, такие как: мотивационно-организационный, этико-поведенческий, языково-дискурсивный и эмоционально-рефлексивный. Автор делает вывод о том, что только сформированность всех компонентов коммуникативной компетентности юриста позволит ему эффективно организовывать взаимодействие с клиентами, представителями судебной системы. Тем самым при подготовке будущих юристов необходимо использовать различные методы, приёмы, способствующие этому процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS AND STRUCTURE OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A MODERN LAWYER

Communicative competence of a lawyer presumes that the student has to acquire certain communicative skills, but in order to make teaching skills effective, the teacher must define the main structural components or individual aspects of communicative competence and its main indicators in real professional practice. This article describes the contents and structure of communicative competence of the modern lawyer, as well as the main components in the process of forming communicative competence, such as motivational and organizational, ethical, behavioral, linguistic, discursive and emotional-reflective ones. The author concludes that only good development of all components of the communicative competence of the lawyer will allow him to effectively interact with clients, members of the judiciary. Thus, in the training of future lawyers it is important to use various methods, techniques that contribute to this process.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура коммуникативной компетентности современного юриста»

References

1. Chernyh A. Sociologiya massovyh kommunikacij: uchebnoe posobie. Moskva, 2008.

2. Doklad o merah po ukrepleniyu mezhnacional'nogo soglasiya v rossijskom obschestve. Gosudarstvennyj sovet Rossijskoj Federacii, 2011.

3. Barolo 'E. TV i komp'yutery - ugroza intellektu. Literaturnaya gazeta. 1983; 35.

4. Doktrina informacionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii ot 9 sentyabrya 2000 g. № Pr-189. Konsul'tant Plyus. Available at: http:// base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req-doc;bas

5. Golovin Yu.A., Orlov A.N. Vozrastanie roli SMI v obespechenii informacionnoj bezopasnosti. Informacionnoe obschestvo. 2013; 2.

6. Idu na Vy. Rossijskaya gazeta - Nedelya. Available at: http://www.rg.ru/2011/02/17/gossovet.html

7. Haziev L.B. 'Etnokul'turnye PR-tehnologii kak sredstvo formirovaniya tolerantnogo soznaniya v polikul'turnoj srede. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universitet kul'tury i iskusstv. 2011; 17 - 2.

Статья поступила в редакцию 28.04.16

УДК 378

Aliphanova F.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Technology of Vocational Education,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

CONTENTS AND STRUCTURE OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A MODERN LAWYER. Communicative competence of a lawyer presumes that the student has to acquire certain communicative skills, but in order to make teaching skills effective, the teacher must define the main structural components or individual aspects of communicative competence and its main indicators in real professional practice. This article describes the contents and structure of communicative competence of the modern lawyer, as well as the main components in the process of forming communicative competence, such as motivational and organizational, ethical, behavioral, linguistic, discursive and emotional-reflective ones. The author concludes that only good development of all components of the communicative competence of the lawyer will allow him to effectively interact with clients, members of the judiciary. Thus, in the training of future lawyers it is important to use various methods, techniques that contribute to this process.

Key words: communication, structure, component, modern lawyer, communicative competence.

Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и технологий профессионального образования, ФГБОУ ВО

«Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: [email protected]

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА

Коммуникативная компетентность юриста предполагает то, что студент должен овладеть определёнными коммуникативными умениями, но для того, чтобы эффективно проходил данный процесс, необходимо определить главные структурные компоненты или отдельные компетенции коммуникативной компетентности и её основные показатели в реальной профессиональной практике. В данной статье рассмотрено содержание и структура коммуникативной компетентности современного юриста, а также рассмотрены основные компоненты её сформированности, такие как: мотивационно-организацион-ный, этико-поведенческий, языково-дискурсивный и эмоционально-рефлексивный. Автор делает вывод о том, что только сформированность всех компонентов коммуникативной компетентности юриста позволит ему эффективно организовывать взаимодействие с клиентами, представителями судебной системы. Тем самым при подготовке будущих юристов необходимо использовать различные методы, приёмы, способствующие этому процессу.

Ключевые слова: коммуникация, структура, компонент, современный юрист, коммуникативная компетентность.

Главным принципом формирования коммуникативной компетентности студента является личностная адресованность образования, суть которой - в том, что реализуется, в первую очередь, потенциал студента для раскрытия его личностно-пси-хологических и коммуникативных способностей. Коммуникативная компетентность юриста предполагает то, что студент должен овладеть определенными коммуникативными умениями, но для того, чтобы эффективно проходил данный процесс, необходимо определить главные структурные компоненты или отдельные компетенции коммуникативной компетентности и ее основные показатели в реальной профессиональной практике.

Из этого следует, что специалисты юридической профессии, которые способны в процессе взаимодействия демонстрировать такие качества сформированной коммуникативной компетентности, относятся к носителям высокого типа речевой культуры. Юристы высокой речевой культуры много знают о языке, активно пользуются речевыми знаниями, грамотно и и доступно излагают свои мысли, проверяют свои знания по словарям, справочникам, осуществляют профессиональное и общекультурное самосовершенствование.

Другой автор, исследующий структуру и содержание коммуникативной компетентности, предполагает, что «коммуникативная компетентность может содержать такие качества личности или компетенции как, умение специалиста организовать контакт с клиентом - умение межличностной коммуникации; умение поддержки уже установленного межличностного взаимодействия, сюда же можно отнести умение устанавливать с клиентами обратную связь» [1]. Из чего следует, что коммуникативная компетентность должна иметь в наличии такие критерии, как желание личности к общению с окружающими, умение правильно и верно

оценивать создавшуюся профессиональную ситуацию общения, уметь организовывать коммуникативный процесс общения, проявлять соучастие и эмпатию в разговоре с клиентом, а также рефлексивное поведение. Человек, способный к эффективной коммуникации, должен уметь поставить себя на место другого и открыто проявлять свое сопереживание и сочувствие.

Согласно многочисленным психолого-педагогическим исследованиям, коммуникативная компетентность может включать такие составляющие: эмоциональный компонент, предполагающий эмоциональную отзывчивость в коммуникации, эмпатию, чувствительность, чуткость к другому человеку, умение сопереживать, сострадать другим людям, и активное внимание и слушание к действиям собеседника. Эмоциональная составляющая коммуникативной компетентности способна стимулировать студентов проявлять инициативу, расширять зону эмоциональных переживаний и сочувствий. Наряду с эмоциями, можно назвать и когнитивный компонент, предполагающий активное желание познать другого, предполагает умение прогноза действий другого человека, старание решать проблемы и конфликтные ситуации, которые возникают людьми. Непременным в составе коммуникативного компетентности считается включение и деятельностного компонента, поведенческий (отражает способность человека к партнерству, совместной деятельности, а также организаторские умения и желание контактировать.

С целью определить перечень структурных компонентов коммуникативной компетентности, мы должны были оттолкнуться от ее определения сути ее содержания. Психологическая и социологическая научная литература оба понятия - «общение» и «коммуникация» представляют как похожие термины, пересекающиеся, но не как идентичные. Термин «общение» представ-

лен как межличностное взаимодействие людей, взаимообмен мыслями, чувствами, представлениями, идеями в человеческом общении, а коммуникация представлена как процесс передачи информации от человека к человеку, как обмен информацией более когнитивного характера и познавательного смысла.

Как следует из представленной научной литературы [2; 3], не нужно путать понятия «коммуникация» и «общение»: понятие «коммуникация» чаще используется для определения техно-лого-информационного аспекта общения, а термин «общение» уместно использовать для социально-психологической стороны взаимодействия людей, имеющее более сближенный, эмоциональный характер. Общение, как правило, возникает лишь между двумя коммуникантами, а коммуникация, напротив, возможна между большим количеством человек, а также между техническими устройствами и людьми.

Итак, в перечне представленных структурных компонентов, которые должны составлять коммуникативную компетентность студента профиля подготовки Юриспруденция (030501.65) квалификации специалист, мы выделяем и уточняем следующие составляющие компоненты коммуникативной компетентности: мотивационно-организационный, этико-поведенческий, языко-во-дискурсивный и эмоционально-рефлексивный.

Мотивационно-организационный компонент предполагает умение специалиста организовать контакт с клиентом, способность к межличностной коммуникации; способности дальнейшей поддержки уже установленного межличностного взаимодействия с клиентами, умение устанавливать с клиентами обратную связь; систему умений по организации и реализации процесса эффективного профессионального общения; устанавливать контакты с различными участниками общения; способность понимать внутренний мир другого, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики; гибкое владение как вербальными, так и невербальными средствами общения; способность к сотрудничеству, достижению общих компромиссов; способность личности демонстрировать высокую культуру общения и обеспечивать воспитательную эффективность общения, юристу необходимо прогнозировать негативное развитие коммуникации, конфликтное развитие событий. При этом специалисту, осуществляющему коммуникацию, необходимо предварительно спланировать собственную линию своего поведения, выбрать правильную позицию в диалоге и т. д.

Этико-поведенческий компонент учитывает то, что профессиональной деятельности юриста этика и право всегда выполняют общую социальную функцию - регулируют поведение людей, поэтому этика лежит в основе права, а право не работает без этики, без морали. В связи с этим, огромное значение в профессиональной деятельности юриста играет профессиональная этика, которая наполнена нравственными качествами и требованиями, предъявляемыми к личности, связанных со спецификой профессиональной деятельности юриста. Этика и сформированные нравственные качества помогают юристу устанавливать этические принципы и нравственные нормы коммуникации между работниками организации и с организациями, с которыми происходит взаимодействие. К профессиональной этике можно отнести такие нравственные качества юриста как ответственность, проявление уважения к клиентам, гражданственность, активность. У юриста должна быть сформирована четкая нравственная позиция не только по отношению к клиенту, но и по отношению к суду, ни клиентов, ни суд нельзя вводить в заблуждение, обманывать, предоставлять заведомо ложную информацию. К нравственно-этическим качествам юриста мы

Библиографический список

относим - честность, порядочность, уважительное отношение к личности, целым сообществам или группам, их взглядам, даже если они не совпадают с собственными взглядами. Наравне с нравственными качествами, определяющими профессию юриста, нужно отметить также и общеэтические качества, как гражданственность, ответственность, толерантность, терпимость к людям разных национальностей и этнических групп.

Языково-дискурсивный отвечает за характер специфики и индивидуальности речевой коммуникации и речевого поведения юриста, которые напрямую связаны с его воспитанием, полученным образованием, а также социальной позицией, которую он занимает в обществе. Речь юриста в процессе профессиональной коммуникации часто наполнена профессиональными понятиями и терминологией, включает речевые обороты и конструкции, которые соответствуют принципам и нормам речевого этикета, влияющим на установление и поддержание психологического климата в процессе взаимодействия и коммуникации с клиентами, а также взаимопонимание всех сторон коммуникации. Важно для юриста привлекать к речевой коммуникации разнообразные средства и невербальной коммуникации, к которым относится разные позы, жесты, мимика, определенный выбор нахождения в диалоге относительно служебного и внеслужебного пространства. Юридической специальности и людям, которым выбрали профессию юриста, постоянно приходится использовать различные речевые обороты и формы, но, не менее важно, самому оценивать особенности речевого поведения лиц, с которыми он вступил в коммуникацию. Для начала, юрист относится к чужой речи, как к источнику получаемой нужной информации, как источнику каких-либо доказательств расследуемого дела. Плохо поставленная речь и язык юриста, неумение правильно излагать услышанное в диалоге, может пагубно повлиять на весь ход общения, игнорирование которых может стать причиной для признания недействительными результатов, которые юрист получил в ходе общения. А возможно и повлечь за собой и другие правовые санкции к тому специалисту, кто неграмотно вел коммуникацию - диалог. Слова юриста могут оказать решающее значение на судьбу человека: или обеспечить его невиновность или констатировать виновность.

Эмоционально-рефлексивный компонент предполагает эмпатийно-рефлексивное развитие личности студента, будущего юриста. Эмпатия, если ее сравнивать с идентификацией, демонстрирует некоторый иной эмоциональный отзыв, сочувствие, соучастие к тому, что переживает человек, сочувственное отношение к тому, с кем общаешься. Наравне с эмпатией, такое же значение имеет владение рефлексией, которая проявляется в процессе коммуникации, общения, взаимного восприятия коммуникантов во время общения имеет рефлексия, который представляет собой процесс понимания индивидом того, как он воспринимается другим коммуникантом по общению. Анализ содержания данного компонента предполагает понимание юристами собственной миссии, предназначения профессии юриста; наличие и внешних мотивов - интерес к материальному вознаграждению, но и внутренних стимулов - стремление к профессиональной самореализации; сформированность у юриста совокупности таких качеств, как сочувственность, эмпатию.

Таким образом, только сформированность всех компонентов коммуникативной компетентности юриста позволит ему эффективно организовывать взаимодействие с клиентами, представителями судебной системы. Тем самым при подготовке будущих юристов необходимо использовать различные методы, приёмы, способствующие этому процессу.

1. Сиротинина О.Б. Следствия коммуникативной некомпетентности в разных сферах общения и в жизни страны. Проблемы речевой коммуникации: межвузовский сборник научных трудов. Под редакцией М.А. Кормилицыной. Саратов, 2011; Вып.11: 5-11.

2. Алипханова Ф.Н. Факторы, формирующие молодежную субкультуру. Сибирский педагогический журнал. 2009; 7: 80 - 91.

3. Алипханова Ф.Н., Маллаева З.А. Соблюдение и реализация прав ребенка в педагогической теории и практике. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6 (43): 128 - 129.

References

1. Sirotinina O.B. Sledstviya kommunikativnoj nekompetentnosti v raznyh sferah obscheniya i v zhizni strany. Problemy rechevoj kommunikacii: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Pod redakciej M.A. Kormilicynoj. Saratov, 2011; Vyp.11: 5-11.

2. Aliphanova F.N. Faktory, formiruyuschie molodezhnuyu subkul'turu. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2009; 7: 80 - 91.

3. Aliphanova F.N., Mallaeva Z.A. Soblyudenie i realizaciya prav rebenka v pedagogicheskoj teorii i praktike. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6 (43): 128 - 129.

Статья поступила в редакцию 17.04.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.