ной среды обитания (семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение и т. д.) и, характерологические особенности самой личность, которые формируются в зависимости от активной или пассивной позиции, её способности к творческой дея-
Библиографический список
тельности и др. Большую помощь в этом оказывают социальные педагоги, особенно применительно к группам лиц, являющихся социально незащищёнными или попавшими в тяжёлую жизненную ситуацию.
1. Астапов В.В. Технология социальной работы: курс лекций. Красноярск, 2011.
2. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие. Москва, 2004.
3. Волынская Л. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла Москва, 2015.
4. Гриценко В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности/группы в новой социо- и этнокультурной среде. Available at: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30303_full.shtml
References
1. Astapov V.V. Tehnologiya social'noj raboty: kurs lekcij. Krasnoyarsk, 2011.
2. Shakurova M.V. Metodika i tehnologiya raboty social'nogo pedagoga: uchebnoe posobie. Moskva, 2004.
3. Volynskaya L. Sociokul'turnaya i lichnostnaya adaptaciya cheloveka na razlichnyh stadiyah zhiznennogo cikla Moskva, 2015.
4. Gricenko V.V. Teoreticheskie osnovy issledovaniya social'no-psihologicheskoj adaptaciilichnosti/gruppy vnovojsocio- i'etnokul'turnoj srede. Available at: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30303_full.shtml
Статья поступила в редакцию 23.04.16
УДК 378
Azizova N.R., Doctor of Culturology, chief researcher, Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Nikolaev M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Institute of Economics and Management in Industry (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF MASS MEDIA IN ENSURING SOCIAL SAFETY. In the article the researchers studies the role of mass media in ensuring social safety of a personality. The authors reveal the positive and destructive functions of mass media, which promote integration of the society and its disorganization. The article notes that the main principle of activities of an institute of mass media is an ideological effect on the formation of consciousness and social human behavior, manifested in the contents and the character of his relations to the society and the state. In the modern Russian multicultural society full and objective knowledge of people about events and phenomena occurring in life has its own impact on integration processes. In this regard, an important role in ensuring the social security of the younger Russian generation is played by media and communications, including national TV, radio, periodicals, the Internet, being primarily a source of information and means of communication.
Key words: mass media and communications, social safety, multicultural social environment.
Н.Р. Азизова, д-р культурологии, гл. науч. сотр. лаборатории непрерывного профессионального социально-педагогического образования, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», г. Москва, E-mail: [email protected]
М.В. Николаев, канд. пед. наук, доц. каф. психологии и педагогики, Институт экономики и управления в промышленности, г. Москва, E-mail: [email protected]
РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ) В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье охарактеризована роль массмедиа в обеспечении социальной безопасности личности. Авторы выявляют позитивную и деструктивную функции СМИ, которые способствуют интеграции общества и его дезорганизации. В статье отмечается, что основной принцип деятельности института массмедиа - это идеологическое воздействие на формирование сознания и социального поведения человека, проявляющееся в содержании и характере его отношений к социуму и государству. В современном российском поликультурном социуме полное и объективное знание людей о событиях и явлениях, происходящих в жизни, по-своему влияет на интеграционные процессы. В связи с этим важную роль в обеспечении социальной безопасности подрастающего поколения россиян играют средства массовой информации и коммуникации, в том числе национальное телевидение, радио, периодическая печать, интернет, являясь в первую очередь источником информации и средством общения.
Ключевые слова: средства массовой информации и коммуникации (СМИиК), социальная безопасность, поликультурный социум.
Актуальность настоящей статьи обусловливается острой необходимостью решения проблем обеспечения безопасности и целостности поликультурного российского государства (что зафиксировано в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года). Функционирование всех общественных институтов в современной России определяет информационное общество. Одним из активных субъектов обеспечения социальной безопасности в многонациональном социуме являются массовые коммуникации (средства массовой информации и коммуникации -СМИиК).
Согласно А. Черных, массовая коммуникация - «символ современного мира», неся в себе социальную информацию и проникая во все сферы общественной системы, человеческой деятельности, способствует не только сохранению, развитию и трансформации социума, но прежде всего, обеспечивает существование самого человека [1]. Являясь элементом массовой
коммуникации, СМИ формируют общественное мнение, культуру и мировоззрение, а, следовательно - тип личности.
В настоящее время в РФ функционируют 2071 печатных СМИ, 2279 электронных СМИ, 94 информационных агентств, осуществляющих деятельность на 66 языках. Многие крупные этнокультурные объединения (национально-культурные автономии, национальные общественные организации) имеют собственные периодические издания: газеты «Татарский мир», «Азеррос», «Наказы отчизны» («Даймохк» - республиканская общественно-политическая газета на чеченском языке, издающаяся в Чеченской Республике), «Греческая газета» (ежемесячная газета, учредитель - Московское общество греков), «Ноев ковчег» (независимая информационно-аналитическая международная армянская газета, отображает жизнь армянской диаспоры стран СНГ), «Еврейская газета», «Российские корейцы», «Ариран» (газета о жизни корейской диаспоры стран СНГ) и др. [2].
В последнее время отмечена тенденция некоторого сокращения количества периодических печатных изданий на языках народов России с одновременным резким увеличением числа электронных СМИ (за счёт активизации использования интернет-ресурсов). Сокращение числа печатных СМИ на национальных языках объясняется как последствиями мирового финансового кризиса, так и мировой тенденцией постепенного перехода печатаных СМИ на интернет-версии. Вместе с тем, по данным заместителя министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексея Волина, количество печатных СМИ в России к началу 2016 года сократилось на 40%.
В свою очередь, превалируя в поликультурном пространстве, массмедиа практически замещают другие общественные институты по формированию мировоззрения, ценностно-моти-вационной сферы, поведенческих установок детей и молодёжи. Средства массовой информации (коммуникации) являются одним из основных субъектом по выработке норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия среди населения. В российских регионах местные массмедиа становятся единственным источником информации о социально-этнической и социокультурной составляющей местного социума. В то же время необходимо учитывать бинарность функций массмедиа как позитивную, так и деструктивную составляющую, которая способствует, с одной стороны, интеграции общества, с другой, - его дезорганизации. Эти процессы связаны с недостаточным контролем над подачей информации, что отрицательно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения. Воздействие СМИ на психику человека по силе равно взрыву атомной бомбы и ставит вопрос об ответственности за негативные последствия информатизации [3].
Через СМИ, в большей степени через Интернет, появляется информация, способствующая распространению у подростков и молодежи жестокости, ксенофобии, шовинизма, насилия и желания его применения на практике. Деградация, духовно-нравственное опустошение приводят к печальным последствиям: нарастанию психических расстройств, неудовлетворенностью жизнью, наркомании, преступности, суициду. Например, событие, произошедшее 2 апреля 2016 года в г. Элисте Республика Калмыкия: «спортсмен из Дагестана зашёл в буддийский храм и снял видео, в котором борец применяет силовые приёмы против статуи Будды».
Стоит отметить, что осознание обществом и государством негативного влияния массмедиа на подрастающее поколение, привело к выработке комплекса мер правового и институционального характера по обеспечению информационной безопасности детей и молодежи поликультурной России, которую в общем виде можно обозначить как состояние защищенности личности от воздействия негативных информационных факторов, угрожающих деформации сознания и поведения.
Важнейшим шагом на пути выстраивании системы обеспечения информационной безопасности стало принятие основополагающего концептуального документа - Доктрины информационной безопасности Российской Федерации [4]. В доктрине впервые закреплены общие методы обеспечения информационной безопасности страны: правовые; организационно-технические; экономические и т. д.
В тоже время, национальная или государственно-общественная безопасность включает в себя государственную (государство как политический институт) и общественную (общество как совокупность взаимосвязанных социальных групп и слоев, проживающих на определенной территории с их культурой и ценностными ориентациями). Под обеспечением национальной безопасности Российской Федерации понимается целенаправленная управленческая деятельность государственных
Библиографический список
и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз и противодействию им в качестве обязательного и непременного условия защиты национальных интересов России [5].
В сохранении и развитии межкультурного диалога в поликультурном российском социуме способствуют тесное взаимодействие органов исполнительной власти со средствами массовой информации. СМИ было предложено внести свою лепту в укрепление дружбы народов и национального согласия. Министерству связи и массовых коммуникаций поручено направить государственные гранты «на создание медийной продукции, способствующей гармонизации межэтнических и межконфессиональных связей» [6].
Для реализации национальных программ в воспитании толерантного отношения между народами России, предлагается использование этнокультурных PR-технологий. Основная цель такого вида PR - вовлечение человека в социально-культурную деятельность и развитие личности на основе этнических ценностей народов региона [7, с. 142]. Так, например, в 2010 г. была разработана и реализована комплексная информационная кампания, призванная содействовать формированию общероссийской идентичности граждан Российской Федерации, повышению уровня толерантности и культуры межнациональных отношений, снижению уровня межэтнической напряженности в регионах России, предупреждению межнациональных конфликтов и проявлений экстремизма.
Так, при поддержке министерства регионального развития РФ и патронате Министерства культуры РФ следует отметить проводимый ежегодно Гильдией межэтнической журналистики Всероссийский конкурс на лучшее освещение темы межэтнического взаимодействия народов России и их этнокультурного развития «СМИротворец». Целью конкурса является поощрение профессиональной деятельности журналистов, освещающих в СМИ вопросы этнокультурного развития народов России, межэтнических отношений, деятельность российского государства и институтов гражданского общества по укреплению единства российской нации. Конкурс стимулирует процесс ретрансляции посредством СМИ (в том числе СМИ национально-культурных обществ) положительных примеров межкультурного и межрелигиозного диалога, совместных усилий органов государственной власти Российской Федерации и институтов гражданского общества по гармонизации межэтнических отношений.
31 января 2013 года в г. Москве был проведён Всероссийский Конгресс этножурналистов «Культура мира» (ВКЭЖ). Организатором мероприятия выступил Союз журналистов России. В рамках Конгресса проводились семинары, профессиональные конкурсы для журналистов, «Дни национальной прессы», «Праздники этнических газет и журналов», презентации книг, фильмов и т.д. Руководители оргкомитета предложили учредить «антипремию» для тех журналистов, которые разжигают межнациональную рознь в своих работах. Отметим, что Комитетом Государственной Думы по делам национальностей совместно с Комитетом по информационной политике широко обсуждаются разработанный Гильдией межэтнической журналистики «Этический кодекс журналистов», освещающих межэтническую тематику. В свою очередь, Межведомственной рабочей группой по вопросам межнациональных отношений утвержден план, который рекомендует Российскому телевидению транслировать программы о культуре, традициях и религии, проживающих в стране этносов.
Таким образом, массмедиа, являясь одним из институтов социализации личности, в тоже время считается одним из важных ресурсов обеспечения социальной безопасности личности в системе национальной безопасности РФ в целом.
1. Черных А. Социология массовых коммуникаций: учебное пособие. Москва, 2008.
2. Доклад о мерах по укреплению межнационального согласия в российском обществе. Государственный совет Российской Федерации, 2011.
3. Бароло Э. ТВ и компьютеры - угроза интеллекту. Литературная газета. 1983; 35.
4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № Пр-189. Консультант Плюс. Available at: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req-doc;bas
5. Головин Ю.А., Орлов А.Н. Возрастание роли СМИ в обеспечении информационной безопасности. Информационное общество. 2013; 2.
6. Иду на Вы. Российская газета - Неделя. Available at: http://www.rg.ru/2011/02/17/gossovet.html
7. Хазиев Л.Б. Этнокультурные PR-технологии как средство формирования толерантного сознания в поликультурной среде. Вестник Кемеровского государственного университет культуры и искусств. 2011; 17 - 2.
References
1. Chernyh A. Sociologiya massovyh kommunikacij: uchebnoe posobie. Moskva, 2008.
2. Doklad o merah po ukrepleniyu mezhnacional'nogo soglasiya v rossijskom obschestve. Gosudarstvennyj sovet Rossijskoj Federacii, 2011.
3. Barolo 'E. TV i komp'yutery - ugroza intellektu. Literaturnaya gazeta. 1983; 35.
4. Doktrina informacionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii ot 9 sentyabrya 2000 g. № Pr-189. Konsul'tant Plyus. Available at: http:// base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req-doc;bas
5. Golovin Yu.A., Orlov A.N. Vozrastanie roli SMI v obespechenii informacionnoj bezopasnosti. Informacionnoe obschestvo. 2013; 2.
6. Idu na Vy. Rossijskaya gazeta - Nedelya. Available at: http://www.rg.ru/2011/02/17/gossovet.html
7. Haziev L.B. 'Etnokul'turnye PR-tehnologii kak sredstvo formirovaniya tolerantnogo soznaniya v polikul'turnoj srede. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universitet kul'tury i iskusstv. 2011; 17 - 2.
Статья поступила в редакцию 28.04.16
УДК 378
Aliphanova F.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Technology of Vocational Education,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
CONTENTS AND STRUCTURE OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A MODERN LAWYER. Communicative competence of a lawyer presumes that the student has to acquire certain communicative skills, but in order to make teaching skills effective, the teacher must define the main structural components or individual aspects of communicative competence and its main indicators in real professional practice. This article describes the contents and structure of communicative competence of the modern lawyer, as well as the main components in the process of forming communicative competence, such as motivational and organizational, ethical, behavioral, linguistic, discursive and emotional-reflective ones. The author concludes that only good development of all components of the communicative competence of the lawyer will allow him to effectively interact with clients, members of the judiciary. Thus, in the training of future lawyers it is important to use various methods, techniques that contribute to this process.
Key words: communication, structure, component, modern lawyer, communicative competence.
Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и технологий профессионального образования, ФГБОУ ВО
«Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
Коммуникативная компетентность юриста предполагает то, что студент должен овладеть определёнными коммуникативными умениями, но для того, чтобы эффективно проходил данный процесс, необходимо определить главные структурные компоненты или отдельные компетенции коммуникативной компетентности и её основные показатели в реальной профессиональной практике. В данной статье рассмотрено содержание и структура коммуникативной компетентности современного юриста, а также рассмотрены основные компоненты её сформированности, такие как: мотивационно-организацион-ный, этико-поведенческий, языково-дискурсивный и эмоционально-рефлексивный. Автор делает вывод о том, что только сформированность всех компонентов коммуникативной компетентности юриста позволит ему эффективно организовывать взаимодействие с клиентами, представителями судебной системы. Тем самым при подготовке будущих юристов необходимо использовать различные методы, приёмы, способствующие этому процессу.
Ключевые слова: коммуникация, структура, компонент, современный юрист, коммуникативная компетентность.
Главным принципом формирования коммуникативной компетентности студента является личностная адресованность образования, суть которой - в том, что реализуется, в первую очередь, потенциал студента для раскрытия его личностно-пси-хологических и коммуникативных способностей. Коммуникативная компетентность юриста предполагает то, что студент должен овладеть определенными коммуникативными умениями, но для того, чтобы эффективно проходил данный процесс, необходимо определить главные структурные компоненты или отдельные компетенции коммуникативной компетентности и ее основные показатели в реальной профессиональной практике.
Из этого следует, что специалисты юридической профессии, которые способны в процессе взаимодействия демонстрировать такие качества сформированной коммуникативной компетентности, относятся к носителям высокого типа речевой культуры. Юристы высокой речевой культуры много знают о языке, активно пользуются речевыми знаниями, грамотно и и доступно излагают свои мысли, проверяют свои знания по словарям, справочникам, осуществляют профессиональное и общекультурное самосовершенствование.
Другой автор, исследующий структуру и содержание коммуникативной компетентности, предполагает, что «коммуникативная компетентность может содержать такие качества личности или компетенции как, умение специалиста организовать контакт с клиентом - умение межличностной коммуникации; умение поддержки уже установленного межличностного взаимодействия, сюда же можно отнести умение устанавливать с клиентами обратную связь» [1]. Из чего следует, что коммуникативная компетентность должна иметь в наличии такие критерии, как желание личности к общению с окружающими, умение правильно и верно
оценивать создавшуюся профессиональную ситуацию общения, уметь организовывать коммуникативный процесс общения, проявлять соучастие и эмпатию в разговоре с клиентом, а также рефлексивное поведение. Человек, способный к эффективной коммуникации, должен уметь поставить себя на место другого и открыто проявлять свое сопереживание и сочувствие.
Согласно многочисленным психолого-педагогическим исследованиям, коммуникативная компетентность может включать такие составляющие: эмоциональный компонент, предполагающий эмоциональную отзывчивость в коммуникации, эмпатию, чувствительность, чуткость к другому человеку, умение сопереживать, сострадать другим людям, и активное внимание и слушание к действиям собеседника. Эмоциональная составляющая коммуникативной компетентности способна стимулировать студентов проявлять инициативу, расширять зону эмоциональных переживаний и сочувствий. Наряду с эмоциями, можно назвать и когнитивный компонент, предполагающий активное желание познать другого, предполагает умение прогноза действий другого человека, старание решать проблемы и конфликтные ситуации, которые возникают людьми. Непременным в составе коммуникативного компетентности считается включение и деятельностного компонента, поведенческий (отражает способность человека к партнерству, совместной деятельности, а также организаторские умения и желание контактировать.
С целью определить перечень структурных компонентов коммуникативной компетентности, мы должны были оттолкнуться от ее определения сути ее содержания. Психологическая и социологическая научная литература оба понятия - «общение» и «коммуникация» представляют как похожие термины, пересекающиеся, но не как идентичные. Термин «общение» представ-