Научная статья на тему 'Специфика социальной адаптации человека к социокультурной среде'

Специфика социальной адаптации человека к социокультурной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1224
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / MECHANISMS OF SOCIAL ADAPTATION / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / SOCIAL WORKER / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аджиева З.А.

В статье рассмотрена сущность социальной адаптации, её основные структурные компоненты и механизмы. Автор рассматривает физиологический, управленческий, экономический, педагогический, психологический и профессиональный компоненты социальной адаптации. Автор делает вывод о том, что эффективному развитию всех механизмов социальной адаптации способствует взаимодействие многих составляющих: социальных условий жизнедеятельности человека; условий непосредственной среды обитания и характерологических особенностей самой личности, которые формируются в зависимости от активной или пассивной позиции, его способностей к творческой деятельности и др. Большую помощь в социальной адаптации оказывают социальные педагоги, особенно применительно к группам лиц, являющихся социально незащищёнными или попавшими в тяжёлую жизненную ситуацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Аджиева З.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF SOCIAL ADAPTATION OF AN INDIVIDUAL TO SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT

In the article the basics of social adaptation, its main structural components and mechanisms are under study. The nature and degree of adaptation or disadaptation of a personality largely depends on biological, physiological, mental properties of the person and his social development. The author examines the physiological, managerial, economic, pedagogical, psychological and professional components of social adaptation. The author concludes that effective development of all the mechanisms of social adaptation is facilitated by the interaction of many components: social conditions of human life; conditions of the immediate environment and character features of the personality, which are formed depending on active or passive positions, his abilities to fulfill creative activity. It is stated that social workers have considerable assistance in social adaptation, especially in relation to groups of people who are disadvantaged or in difficult life situation.

Текст научной работы на тему «Специфика социальной адаптации человека к социокультурной среде»

Библиографический список

1. Агарагимова В.К., Агафонова Е.А. Сказкотерапевтические занятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие. Махачкала, 2015.

2. Агарагимова В.К., Гасанова С.С.-Г., Кабардиева Ф.А. Арт-терапевтическое сопровождение инклюзивного образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3 (52): 92 - 95.

3. Агарагимова В.К., Кабардиева Ф.А. Мульттерапия как методика педагогической поддержки процесса социализации детей-сирот. Мир науки, культуры, образования. 2015; 4 (53).

4. Гаджиева Д.П. Влияние гендерных различий на развитие социальной активности слепого и слабовидящего ребёнка. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2008.

5. Маллаев Д.М., Омарова П.О., Гаджиева Д.П. Гендерная тифлопсихология дошкольного и младшего школьного возраста. Санкт-Петербург, 2013.

References

1. Agaragimova V.K., Agafonova E.A. Skazkoterapevticheskie zanyatiya dlya detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta: uchebno-metodicheskoe posobie. Mahachkala, 2015.

2. Agaragimova V.K., Gasanova S.S.-G., Kabardieva F.A. Art-terapevticheskoe soprovozhdenie inklyuzivnogo obrazovaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52): 92 - 95.

3. Agaragimova V.K., Kabardieva F.A. Mul'tterapiya kak metodika pedagogicheskoj podderzhki processa socializacii detej-sirot. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 4 (53).

4. Gadzhieva D.P. Vliyanie gendernyh razlichij na razvitie social'noj aktivnosti slepogo i slabovidyaschego rebenka. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2008.

5. Mallaev D.M., Omarova P.O., Gadzhieva D.P. Gendernaya tiflopsihologiya doshkol'nogo imladshego shkol'nogo vozrasta. Sankt-Peterburg, 2013.

Статья поступила в редакцию 11.03.16

УДК 371

Adzhieva Z.A., Cand. of Sciences (Sociology), senior teacher, Department of Philosophy and Social Work, Karachay-Cherkess

State University n.a. U.D. Aliev (Karahaevsk, Russia), E-mail: kcsu@mail.ru

THE SPECIFICITY OF SOCIAL ADAPTATION OF AN INDIVIDUAL TO SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT. In the article the basics of social adaptation, its main structural components and mechanisms are under study. The nature and degree of adaptation or disadaptation of a personality largely depends on biological, physiological, mental properties of the person and his social development. The author examines the physiological, managerial, economic, pedagogical, psychological and professional components of social adaptation. The author concludes that effective development of all the mechanisms of social adaptation is facilitated by the interaction of many components: social conditions of human life; conditions of the immediate environment and character features of the personality, which are formed depending on active or passive positions, his abilities to fulfill creative activity. It is stated that social workers have considerable assistance in social adaptation, especially in relation to groups of people who are disadvantaged or in difficult life situation.

Key words: social adaptation, mechanisms of social adaptation, social worker, personality.

З.А. Аджиева, канд. социол. наук, ст. преп. каф. философии и социальной работы, Карачаево-Черкесский

государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: kcsu@mail.ru

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

В статье рассмотрена сущность социальной адаптации, её основные структурные компоненты и механизмы. Автор рассматривает физиологический, управленческий, экономический, педагогический, психологический и профессиональный компоненты социальной адаптации. Автор делает вывод о том, что эффективному развитию всех механизмов социальной адаптации способствует взаимодействие многих составляющих: социальных условий жизнедеятельности человека; условий непосредственной среды обитания и характерологических особенностей самой личности, которые формируются в зависимости от активной или пассивной позиции, его способностей к творческой деятельности и др. Большую помощь в социальной адаптации оказывают социальные педагоги, особенно применительно к группам лиц, являющихся социально незащищёнными или попавшими в тяжёлую жизненную ситуацию.

Ключевые слова: социальная адаптация, механизмы социальной адаптации, социальный педагог, личность.

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio - приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса - это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды.

Всего выделяют четыре основных вида адаптации человека:

- биологическая,

- физиологическая,

- психологическая,

- социальная.

Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.

Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир». Тем самым социальную адаптацию можно рассматривать в качестве ведущей и самой сложной адаптацией человека, которая, в той или иной степени во многом зависит от характера

функционирования предыдущих трёх видов адаптации (биологической, физиологической и психологической).

Под социальной адаптацией понимают процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но ещё и процветания), а макросреда -воспроизведения и вступления в иную восходящую стадию [1].

Адаптация как общественный феномен выступает сложным структурно-функциональным духовно-практическим образованием, проявляющимся на всех уровнях социальной жизни людей. Благодаря этому адаптация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления кризисных, негативных общественных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Адаптация обеспечивает последовательность и закономерность эволюционной трансформации общества, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию складывающихся социальных отношений.

Таблица 1

Три уровня социальной адаптации личности

общество (макросреда) социальная группа (микросреда) индивид (внутриличностная адаптация)

адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.); стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов

Адаптация к социальным изменениям в обществе связана, прежде всего, с существованием нормативно регулируемой в исторически определённый период времени социальной системы.

Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях (табл. 1):

Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. При этом хорошо организованная профессиональная работа со стороны социальных служб различного профиля направлена на обеспечение помощи отдельным личностям, группам, социальным слоям общества на различных этапах их развития и уровня их социальной адаптации.

Учёные [2; 3] выделяют следующие механизмы социально-психологической адаптации личности (табл. 2)

Физиологическая адаптация - это способность организма переносить нагрузки, связанные с социальной средой.

Адаптационный синдром - это совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия (стрессоры). Нормальная жизнедеятельность человека немыслима без определённой степени физического и нервно-психического напряжения. Человеку свойствен определённый оптимальный тонус напряжения. Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень напряжения, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он ни избрал.

В системе психологической и физиологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интерак-ционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттера-пия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хорео-тера-

Таблица 2

Основные механизмы социально-психологической адаптации

когнитивный механизм эмоциональный механизм практический(поведенческий) механизм

включает все психические процессы, связанные с познанием; ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение включает различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, сочувствие, одобрение, осуждение и т.д.; предлагает определённую направленную деятельность человека в социальной практике.

Сложность механизма социальной адаптации проистекает от того, что взаимодействуют две структурно сложные системы - личность и социальная среда. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую, социокультурную (или межкультурную) и профессиональную адаптацию.

Управленческая адаптация связана с тем, что управление социальной адаптацией может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе её жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.

Педагогическая адаптация - это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов, хотя последние и не играют решающей роли в его социализации.

Психологическая адаптация - это процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т. д.

Экономическая адаптация - это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающий приспособление к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.

пия и т. д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы.

Профессиональная адаптация - это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.

Социокультурная (или межкультурная) адаптация - это процесс, благодаря которому человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой, а также результат этого процесса. Обычно выделяют внутреннюю сторону адаптации, выражающуюся в чувстве удовлетворённости и полноты жизни, и её внешнюю сторону, которая проявляется в участии индивида в социальной и культурной жизни новой группы [4].

Как отмечает В.В. Гриценко [4], в качестве показателей успешной социально-психологической адаптации личности будут выступать:

- удовлетворённость отношениями с окружением;

- удовлетворённость профессиональной деятельностью как важнейшим условием реализации потребности в самоактуализации;

- удовлетворённость смыслом жизни и оптимистическая оценка жизненной ситуации;

- высокая активность, эмоциональная стабильность, ин-тернальный локус контроля.

Всестороннее исследование адаптации человека возможно лишь при реализации комплексного подхода к изучению всех уровней организации человека: от психосоциального до биологического с учётом их взаимосвязей и взаимовлияний.

Резюмируя вышеизложенное можно отметить, что эффективному развитию всех механизмов социальной адаптации способствует взаимодействие многих составляющих: социальных условий жизнедеятельности человека (социальное происхождение, образовательный уровень и т. д.); условий непосредствен-

ной среды обитания (семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение и т. д.) и, характерологические особенности самой личность, которые формируются в зависимости от активной или пассивной позиции, её способности к творческой дея-

Библиографический список

тельности и др. Большую помощь в этом оказывают социальные педагоги, особенно применительно к группам лиц, являющихся социально незащищёнными или попавшими в тяжёлую жизненную ситуацию.

1. Астапов В.В. Технология социальной работы: курс лекций. Красноярск, 2011.

2. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие. Москва, 2004.

3. Волынская Л. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла Москва, 2015.

4. Гриценко В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности/группы в новой социо- и этнокультурной среде. Available at: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30303_full.shtml

References

1. Astapov V.V. Tehnologiya social'noj raboty: kurs lekcij. Krasnoyarsk, 2011.

2. Shakurova M.V. Metodika i tehnologiya raboty social'nogo pedagoga: uchebnoe posobie. Moskva, 2004.

3. Volynskaya L. Sociokul'turnaya i lichnostnaya adaptaciya cheloveka na razlichnyh stadiyah zhiznennogo cikla Moskva, 2015.

4. Gricenko V.V. Teoreticheskie osnovy issledovaniya social'no-psihologicheskoj adaptaciilichnosti/gruppy vnovojsocio- i'etnokul'turnoj srede. Available at: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30303_full.shtml

Статья поступила в редакцию 23.04.16

УДК 378

Azizova N.R., Doctor of Culturology, chief researcher, Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia), E-mail: him2310@yandex.ru

Nikolaev M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Institute of Economics and Management in Industry (Moscow, Russia), E-mail: estradatv@gmail.com

THE ROLE OF MASS MEDIA IN ENSURING SOCIAL SAFETY. In the article the researchers studies the role of mass media in ensuring social safety of a personality. The authors reveal the positive and destructive functions of mass media, which promote integration of the society and its disorganization. The article notes that the main principle of activities of an institute of mass media is an ideological effect on the formation of consciousness and social human behavior, manifested in the contents and the character of his relations to the society and the state. In the modern Russian multicultural society full and objective knowledge of people about events and phenomena occurring in life has its own impact on integration processes. In this regard, an important role in ensuring the social security of the younger Russian generation is played by media and communications, including national TV, radio, periodicals, the Internet, being primarily a source of information and means of communication.

Key words: mass media and communications, social safety, multicultural social environment.

Н.Р. Азизова, д-р культурологии, гл. науч. сотр. лаборатории непрерывного профессионального социально-педагогического образования, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», г. Москва, E-mail: him2310@yandex.ru

М.В. Николаев, канд. пед. наук, доц. каф. психологии и педагогики, Институт экономики и управления в промышленности, г. Москва, E-mail: estradatv@gmail.com

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ) В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье охарактеризована роль массмедиа в обеспечении социальной безопасности личности. Авторы выявляют позитивную и деструктивную функции СМИ, которые способствуют интеграции общества и его дезорганизации. В статье отмечается, что основной принцип деятельности института массмедиа - это идеологическое воздействие на формирование сознания и социального поведения человека, проявляющееся в содержании и характере его отношений к социуму и государству. В современном российском поликультурном социуме полное и объективное знание людей о событиях и явлениях, происходящих в жизни, по-своему влияет на интеграционные процессы. В связи с этим важную роль в обеспечении социальной безопасности подрастающего поколения россиян играют средства массовой информации и коммуникации, в том числе национальное телевидение, радио, периодическая печать, интернет, являясь в первую очередь источником информации и средством общения.

Ключевые слова: средства массовой информации и коммуникации (СМИиК), социальная безопасность, поликультурный социум.

Актуальность настоящей статьи обусловливается острой необходимостью решения проблем обеспечения безопасности и целостности поликультурного российского государства (что зафиксировано в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года). Функционирование всех общественных институтов в современной России определяет информационное общество. Одним из активных субъектов обеспечения социальной безопасности в многонациональном социуме являются массовые коммуникации (средства массовой информации и коммуникации -СМИиК).

Согласно А. Черных, массовая коммуникация - «символ современного мира», неся в себе социальную информацию и проникая во все сферы общественной системы, человеческой деятельности, способствует не только сохранению, развитию и трансформации социума, но прежде всего, обеспечивает существование самого человека [1]. Являясь элементом массовой

коммуникации, СМИ формируют общественное мнение, культуру и мировоззрение, а, следовательно - тип личности.

В настоящее время в РФ функционируют 2071 печатных СМИ, 2279 электронных СМИ, 94 информационных агентств, осуществляющих деятельность на 66 языках. Многие крупные этнокультурные объединения (национально-культурные автономии, национальные общественные организации) имеют собственные периодические издания: газеты «Татарский мир», «Азеррос», «Наказы отчизны» («Даймохк» - республиканская общественно-политическая газета на чеченском языке, издающаяся в Чеченской Республике), «Греческая газета» (ежемесячная газета, учредитель - Московское общество греков), «Ноев ковчег» (независимая информационно-аналитическая международная армянская газета, отображает жизнь армянской диаспоры стран СНГ), «Еврейская газета», «Российские корейцы», «Ариран» (газета о жизни корейской диаспоры стран СНГ) и др. [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.