Научная статья на тему 'К проблеме психолого-педагогической адаптации студентов к условиям вуза'

К проблеме психолого-педагогической адаптации студентов к условиям вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / CREATIVITY / SELF-ACTIVITY / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / INDIVIDUAL STYLE / TRANSFORMATION / НАСТАВНИЧЕСТВО / MENTORING / ДИСКОМФОРТ / DISCOMFORT / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОИЗМЕНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агарагимова В. К., Абуталимова А. А., Даудова Д. М., Кадилаева Р. Ш.

В статье рассматриваются вопросы адаптации через формирование активной жизненной позиции, ценностного отношения к труду, потребности быть полезными обществу. Особое внимание уделено определению системы факторов, обеспечивающих ускорение социально-психологической, дидактической и профессиональной адаптации, её реализации в учебно-воспитательной деятельности вузов. При этом авторы в качестве одного из средств оптимизации процесса адаптации рассматривают повышение самооценки у студентов с разным уровнем адаптированности. Авторы делают вывод о том, что вся деятельность вузовского коллектива по организации самостоятельной работы первокурсников должна быть составным звеном в общей системе работы по оказанию помощи студентам нового приёма в период адаптации. Вместе с тем, перед первокурсниками должна быть поставлена задача постоянного формирования в ходе самостоятельной работы индивидуального оптимального стиля умственной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агарагимова В. К., Абуталимова А. А., Даудова Д. М., Кадилаева Р. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PROBLEM OF PSYCHO-PEDAGOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS TO CONDITIONS OF A UNIVERSITY

The article considers some issue of adaptation through the formation of active life position, value attitude to work, needs to be useful to the society. Special attention is paid to definition of factors for acceleration of socio-psychological, didactic and professional adaptation, its implementation in the educational activities of universities. The authors as a means of optimization of the process of adaptation consider how to raise self-esteem in students with different levels of adaptability. The authors conclude that all the activities of university staff at organization of independent work for first-year students should be an integral link in the general work system to assist students during their period of adaptation to university studies. However, freshmen should be given a task of formation of an individual style during their independent work through the mental activities.

Текст научной работы на тему «К проблеме психолого-педагогической адаптации студентов к условиям вуза»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор каф. психологии и педагогики Московского института государственного управления и права (г. Москва)

УДК 378

Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Faculty of Social Pedagogics and Psychology, Deputy Dean for Science, Dagestan State Pedagogic University (Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru

Abutalimova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Faculty of Social Pedagogics and Psychology, Dagestan State Pedagogic University (Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru

Daudova D.M., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Faculty of Social Pedagogics and Psychology, Dagestan State Pedagogic University (Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru

Kadilaeva R.Sh., senior teacher, Faculty of Social Pedagogics and Psychology, Dagestan State Pedagogic University (Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru

ABOUT THE PROBLEM OF PSYCHO-PEDAGOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS TO CONDITIONS OF A UNIVERSITY.

The article considers some issue of adaptation through the formation of active life position, value attitude to work, needs to be useful to the society. Special attention is paid to definition of factors for acceleration of socio-psychological, didactic and professional adaptation, its implementation in the educational activities of universities. The authors as a means of optimization of the process of adaptation consider how to raise self-esteem in students with different levels of adaptability. The authors conclude that all the activities of university staff at organization of independent work for first-year students should be an integral link in the general work system to assist students during their period of adaptation to university studies. However, freshmen should be given a task of formation of an individual style during their independent work through the mental activities.

Key words: adaptation, creativity, self-activity, individual style, transformation, mentoring, discomfort.

В.К. Агарагимова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики и социальной работы, заместитель декана по науке факультета специального дефектологического образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: beror63@mail.ru

А.А. Абуталимова, канд. пед. наук, ст. преп. факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: beror63@mail.ru Д.М. Даудова, канд. психол. наук, доц. факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: beror63@mail.ru

Р.Ш. Кадилаева, ст. преп. факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: beror63@mail.ru

К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ВУЗА

В статье рассматриваются вопросы адаптации через формирование активной жизненной позиции, ценностного отношения к труду, потребности быть полезными обществу. Особое внимание уделено определению системы факторов, обеспечивающих ускорение социально-психологической, дидактической и профессиональной адаптации, её реализации в учебно-воспитательной деятельности вузов. При этом авторы в качестве одного из средств оптимизации процесса адаптации рассматривают повышение самооценки у студентов с разным уровнем адаптированности. Авторы делают вывод о том, что вся деятельность вузовского коллектива по организации самостоятельной работы первокурсников должна быть составным звеном в общей системе работы по оказанию помощи студентам нового приёма в период адаптации. Вместе с тем, перед первокурсниками должна быть поставлена задача постоянного формирования в ходе самостоятельной работы индивидуального оптимального стиля умственной деятельностью.

Ключевые слова: адаптация, творческий подход, самостоятельная деятельность, индивидуальный стиль, самоизменение, наставничество, дискомфорт.

В свете современных требований к развитию высшей школы особенно остро встаёт вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки социально активной личности педагога в условиях вуза. Одним из таких резервов является психологически обоснованная постановка работы по социально-психологической и профессиональной адаптации студентов-первокурсников.

Адаптация личности к социальным, а, следовательно, и профессиональным условиям, является сложным, многоаспектным явлением, исследование которого проводится по многим научным направлениям. В переводе с латинского «адаптация» есть приспособление в широком смысле слова, что означает регулировать, устраивать. Всё это требует от индивида осознания специфики новых условий, необходимой активности и творче-

ского подхода к построению своего образа жизни, поведения и деятельности. Поэтому дидактическая адаптация, будучи процессом сознательного саморегулирования, существенно затрагивает как операциональную, так и личностную сферу студента. Эти соображения находят, в частности, подтверждение в том, что профессиональная адаптация, понимаемая как формирование конкретных профессиональных установок и ценностей, рассматривается исследователями в качестве определяющей по отношению к другим аспектам адаптации, включая и дидактический аспект [1; 2; 3; 4; 5].

Теоретической моделью, позволяющей убедиться в необходимости активного участия личности в адаптации к предметной, а значит и познавательной деятельности, может служить понимание связи свойств человека как личности и его же свойств как субъекта деятельности, сформулированное Б.Г. Ананьевым. Он отмечает, что «совпадение личности и субъекта относительно даже при максимальном сближении их свойств, так как субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность - совокупностью общественных отношений...» [ 6, с. 141]. из этого следует, что без активного самоизменения личности успех адаптации и предметной деятельности обеспечен быть не может.

Дадим характеристику специфическим видам адаптации, признавая условность разведения этих понятий. К данным видам можно отнести социально-психологическую, познавательную (дидактическую), профессиональную адаптацию.

К социально-психологической адаптации мы относим процесс воспитания у будущего специалиста коммуникативных качеств, обеспечивающих оптимальные межличностные отношения в студенческой среде, формирование активной жизненной позиции и др. Познавательная адаптация есть процесс приспособления студентов к вузовской системе обучения, вхождения студента в познавательную деятельность, преодоление психологических дидактических барьеров на этом пути. Профессиональная адаптация понимается как процесс целеобразования, формирования ценностного отношения к профессии, воспитание и самовоспитание у будущих специалистов профессионально значимых мотивов деятельности.

На первом этапе исследования проводилось изучение общих проблем всех трёх видов адаптации студентов через совершенствование социального взаимодействия в системе «преподаватель-студент». Целью этого исследования явилось оказание со стороны профессорско-преподавательского состава психологически обоснованной помощи студентам нового приёма на основе знаний их трудностей, запросов, внутреннего мира. Оказание помощи первокурсникам осуществляли и студенческие общественные организации, профсоюзная организация вуза. Проблема исследования состояла в поиске психологических оснований для построения системы комплексного воспитательного воздействия преподавателей и студентов старших курсов на студентов нового приема в период адаптации последних к условиям высшей школы. Задача сводилась к ослаблению психоэмоционального напряжения, состояния дискомфорта и конфликта со средой, переживаемых в этот период большинством первокурсников. Исследование проводилось в условиях Дагестанского государственного педагогического университета. Мы исходили из предположения, что улучшение процесса адаптации средствами социального взаимодействия призвано обеспечить ускорение творческого вхождения первокурсников в жизнь вузовского коллектива, обеспечить формирование активной жизненной позиции, а в конечном итоге успешность профессиональной подготовки. В ходе исследования применялась необходимая система методов: социально-психологический эксперимент, включенное наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ продуктов деятельности. Определение оптимальности процесса адаптации первокурсников проводилось по критериям, характеризующим социальные потребности, ценностные ориентации, а также общую успешность студенческих учебных групп.

На начальном этапе были изучены показатели процесса адаптации первокурсников по итогам зимней сессии. В итоге отмечалась общая закономерность: первокурсники по итогам зимней сессии занимают по всем показателям последнее место. Выявленные трудности мы объединили в четыре группы: недостаточная подготовленность первокурсников к саморегулированию поведения и деятельности в новых условиях; утрата сложившихся в школьные годы форм наставничества со стороны классных руководителей, родителей; уходом из школьного коллектива, обладавшего, как правило, благоприятным для

старшего школьника психологическим климатом; недостаточный уровень психологической подготовленности первокурсника к освоению избранной профессии. В соответствии с этим в ходе исследования выявилась потребность первокурсников в помощи, которую они хотели бы получить, ориентируясь на социальное взаимодействие в системе «преподаватель - студент».

По результатам проведённого исследования были сформулированы следующие выводы: основной закономерностью ускорения процесса адаптации первокурсников является соответствие учебно-воспитательного воздействия вузовского коллектива внутренним потребностям личности студента; важнейшим общим условием преодоления социально-психологического феномена дезадаптации в среде первокурсников посредством совершенствования системы преподаватель - студент является создание такой системы внешних воздействий вузовского коллектива на каждого студента-первокурсника, которая обеспечивает его самодеятельность и творческую активность во всех видах учебно-воспитательной работы и социальной деятельности; к числу частных условий относится оказание помощи первокурсникам со стороны научно-педагогических работников, студентов старших курсов, обеспечение учета индивидуальных особенностей студентов.

На втором этапе исследования проблемы адаптации проводилось изучение психологических аспектов. Включение в контекст анализа познавательной адаптации предметной деятельности неизбежно заставляет ставить вопрос не только о тормозящем адаптацию влиянии психологических барьеров, но и о поддерживающем её влиянии, обусловленным предметом познания, и более широко о состоянии активности и адаптивности в психике человека. Это соотношение представлено в динамической парадигме анализа деятельности, предложенной А.Г. Асмо-ловым и В.А. Петровским. Установки исходного уровня деятельности, пишут авторы, и связанные с ними адаптивные интересы субъекта, пытаются удержать деятельность в наперед заданных границах, а надситуативная активность рождается и обнаруживается в борьбе с этими установками [7]. Определение функции целеобразования и установок в движении деятельности решается задача соотнесения творческой активности и адаптивности субъекта в рамках этой деятельности. Поэтому центральным событием познавательной адаптации студента к педагогической профессии является понимание им предмета познания, поскольку только понимание открывает путь к овладению наукой. Проверка было проведена на материале изучения студентами психологической науки. Выбор её был продиктован следующими соображениями: психология в педагогическом вузе является профилирующей дисциплиной; она обладает развитой теорией, предъявляющей к познавательной деятельности студента высокие требования, что позволяет рассматривать познавательную адаптацию как адаптацию студента к условиям вузовского обучения; поскольку адаптация относится к числу проблем, изучаемых психологией, усвоение этой науки способствует преодолению трудностей адаптации. Методами, облегчающими и сокращающими процесс адаптации к познавательной деятельности, явилось специальное обучение студентов на занятиях психологического мышления, использование специальных адаптированных психологических словарей в процессе прохождения учебного курса «Введение в педагогическую деятельность». В качестве одной из узловых тем была введена тема «Индивидуальный стиль умственной деятельности студента». Такое решение проблемы позволило объединить всю работу студентов над отдельными интеллектуальными приемами вокруг одной значимой цели, посредством этой цели довести до сознания студентов смысл всей работы по формированию индивидуального стиля умственной деятельности как сложившуюся под влиянием жизненных целей и обстоятельств систему принципов, норм, методов организации самостоятельной работы, построенная на основе личного опыта, учета индивидуальных особенностей и качеств личности, система, способствующая профессиональной адаптации студента, становление его как специалиста высшей квалификации [8].

Студенты-первокурсники в самом определении индивидуального стиля умственной деятельности увидели организующие начало, жизненность и профессиональную необходимость такой организации самостоятельной работы. Их увлекает перспектива работы - выработать у себя индивидуальный стиль умственной деятельности. Увлекает сам факт учета и предшествующего опыта, и индивидуальных особенностей собственной личности, и функциональных возможностей своего организма, и нацеленность на поиск оптимального варианта организации умственно-

го труда. Проведённая работа показала, что вся деятельность вузовского коллектива по организации самостоятельной работы первокурсников должна быть составным звеном в общей системе работы по оказанию помощи студентам нового приема в период адаптации. Вместе с тем, перед первокурсниками должна быть поставлена задача постоянного формирования в ходе самостоятельной работы индивидуального оптимального стиля умственной деятельности.

Библиографический список

Таким образом, психологический аспект решения проблемы адаптации студентов заключается не только в выявлении и изучении трудностей и психологических барьеров адаптационного периода. Первостепенное значение имеет определение системы факторов, обеспечивающих ускорение социально-психологической, дидактической и профессиональной адаптации и её реализации в учебно-воспитательной деятельности вузов.

1. Aгаджаян H.A. Студенчество как самостоятельная социальная группа населения. Здоровье населения. Москва, 1997: 7 - 23

2. Aгарагимова В.К. Формирование коммуникативной культуры студентов в системе профессионального образования. Известия Южного федерального университета. 2009; 3: 101 - 107.

3. Aгарагимова В.К. К проблеме антропокультурной компетентности социального работника. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 5 - 6.

4. Aгарагимова В.К. Социально-педагогическая проблема воспитания дагестанской молодежи. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки 2015; 2 (25): 20 - 25.

5. Aгарагимова В.К., Валиева П.О., Ибрагимова РЮ. Психолого-педагогические проблемы развивающей подготовки специалистов в педагогическом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 6 - 8.

6. Aнаньев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. Москва, 1980; Т.1.

7. Aсмолов A.r., Петровский É.A. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности. Вопросы психологии. 1988; 1.

8. Гасанова С.Г., Кабардиева ФА, Aгарагимова В.К. Самообразование как средство повышения профессиональной компетентности будущих педагогов в процессе профессионального обучения. Вестник Академии права и управления. 2015; 41: 164 - 167.

References

1. Agadzhayan N.A. Studenchestvo kak samostoyatel'naya social'naya gruppa naseleniya. Zdorov'e naseleniya. Moskva, 1997: 7 - 23

2. Agaragimova V.K. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury studentov v sisteme professional'nogo obrazovaniya. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. 2009; 3: 101 - 107.

3. Agaragimova V.K. K probleme antropokul'turnoj kompetentnosti social'nogo rabotnika. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 5 - 6.

4. Agaragimova V.K. Social'no-pedagogicheskaya problema vospitaniya dagestanskoj molodezhi. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki 2015; 2 (25): 20 - 25.

5. Agaragimova V.K., Valieva P.O., Ibragimova R.Yu. Psihologo-pedagogicheskie problemy razvivayuschej podgotovki specialistov v pedagogicheskom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 6 - 8.

6. Anan'ev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva, 1980; T.1.

7. Asmolov A.G., Petrovskij V.A. O dinamicheskom podhode k psihologicheskomu analizu deyatel'nosti. Voprosy psihologii. 1988; 1.

8. Gasanova S.G., Kabardieva F.A., Agaragimova V.K. Samoobrazovanie kak sredstvo povysheniya professional'noj kompetentnosti buduschih pedagogov v processe professional'nogo obucheniya. Vestnik Akademiiprava i upravleniya. 2015; 41: 164 - 167.

Статья поступила в редакцию 14.06.16

УДК 378.2

Gadzhiev I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: aripov50@mail.ru

Gadzhieva F.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: aripov50@mail.ru

THE PROBLEM OF DIAGNOSTICS OF VARIOUS DISORDERS OF SPEECH IN CHILDREN. The article is dedicated to a topic of identifying different disorders of speech in children of preschool age before entering secondary school. For a correct evaluation of the entire function of speech only is not enough data initial examination of the motor sphere of the child and his pronunciation, but requires a dynamic study and observation of the child. In order to properly make a diagnostic decision, it is necessary in each case to be able to see and separate symptoms, providing immediate and remote effects. Unfortunately, the diagnosis of speech disorders is often held at an improper level. The authors come to the conclusion that the solution to the problem should be an entire system of organization of postgraduate training of specialists in the field of speech therapy in institutions with appropriate clinical database, where the specialists in different fields receive timely information from a variety of knowledge, allowing them to work at a higher professional level.

Key words: genesis, dysarthria, rinolaliya, alalia, aphasia, dysphonia, dyslalia, stuttering and delayed speech development.

И.А. Гаджиев, канд. пед. наук, проф. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, Почётный работник высшего обр. РФ, г. Махачкала, Е-mail: aripov50@mail.ru

Ф.Г. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, Почётный работник общего обр. РФ, Е-mail: aripov50@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ РАССТРОЙСТВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Статья посвящена актуальной теме - выявлению различных расстройств речи у детей дошкольного возраста перед поступлением в общеобразовательную школу. Для правильной оценки всей функции речи недостаточно данных только первичного обследования моторной сферы ребёнка и его произношения, но требуется динамическое изучение и наблюдение за ребёнком. Для того чтобы правильно принять диагностическое решение, необходимо в каждом случае суметь увидеть и отделить симптомы от симптомов, представляющих собой прямые и отстранённые от них последствия. К сожалению, диагностирование расстройств речи чаще всего всё ещё проводится не на должном уровне. Авторы приходят к выводу, что решением проблемы должна стать система организации последипломного обучения специалистов в области логопедии в учреждениях, имеющих необходимую клиническую базу, где специалисты разного профиля получают своевременные сведения из различных знаний, позволяющие им работать на более высоком профессиональном уровне.

Ключевые слова: генезис, дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, дисфония, дислалия, заикание и задержка речевого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.