Научная статья на тему 'Арт-терапия в системе комплексной помощи (коррекции) детей с проблемами зрения'

Арт-терапия в системе комплексной помощи (коррекции) детей с проблемами зрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1343
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ / ART THERAPY TECHNIQUES / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ / INDIVIDUAL AND GROUP LESSONS / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / SOCIAL REHABILITATION / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агарагимова В. К., Гаджиева Д. П., Кабардиева Ф. А., Исаева М. М.

Статья посвящена проблеме оказания коррекционной помощи детям с проблемами зрения. Особый акцент делается на использовании техник арт-терапии. Авторы пришли к выводу, что систематическое использование методов арт-терапии (мультерапия, сказкотерапия, танцтерапи и др.) будет иметь большой психолого-педагогический эффект. В статье рассмотрены основные направления использования арт-терапии как в групповой, так и в индивидуальной работе. Объединение различных педагогических и психотерапевтических приемов в единый арт-терапевтический контекст составляет новизну и актуальность метода комплексной терапии. Особенностью метода является создание позитивной среды, в которой могут проявляться и пониматься самими детьми особенности их личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART THERAPY IN THE COMPREHENSIVE CARE SYSTEM (CORRECTION) OF CHILDREN WITH VISION IMPAIRED

The article is dedicated to a problem of providing correction assistance to children with vision problems. Special emphasis is placed on using techniques of art therapy. The authors conclude that the systematic use of methods of art therapy (multirate, therapy, tincture, etc.) will have a big psychological and pedagogical effect. The article considers the basic directions of use of art therapy in group and individual work. A combination of different pedagogical and psychotherapeutic techniques in a single art therapy context is a novelty and relevance of the method of complex therapy. The feature of this method is to create a positive environment, in which children understand the characteristics of their own personality.

Текст научной работы на тему «Арт-терапия в системе комплексной помощи (коррекции) детей с проблемами зрения»

4. Alekseev S.S. Model' processa obucheniya buduschego yurista v processe obucheniya v yuridicheskih vuzah. Moskva: Yurist, 2014: 73 - 81.

5. Anisimova T.I., Potapova S.A. K voprosu o professional'no vazhnyh lichnostnyh kachestvah yurista. Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. Moskva: Yurist, 2003; 2.

Статья поступила в редакцию 12.04.16

УДК 371

Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogic University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Gadzhieva D.P., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogic University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Kabardieva F.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Dagestan State Pedagogic University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Isayeva M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Dagestan State Pedagogic University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

ART THERAPY IN THE COMPREHENSIVE CARE SYSTEM (CORRECTION) OF CHILDREN WITH VISION IMPAIRED. The

article is dedicated to a problem of providing correction assistance to children with vision problems. Special emphasis is placed on using techniques of art therapy. The authors conclude that the systematic use of methods of art therapy (multirate, therapy, tincture, etc.) will have a big psychological and pedagogical effect. The article considers the basic directions of use of art therapy in group and individual work. A combination of different pedagogical and psychotherapeutic techniques in a single art therapy context is a novelty and relevance of the method of complex therapy. The feature of this method is to create a positive environment, in which children understand the characteristics of their own personality.

Key words: art therapy techniques, individual and group lessons, social rehabilitation, adaptation, integration.

В.К. Агарагимова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

Д.П. Гаджиева, канд. психол. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

Ф.А. Кабардиева, канд. пед. наук, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

М.М. Исаева, канд. пед. наук, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

АРТ-ТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ (КОРРЕКЦИИ) ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ ЗРЕНИЯ

Статья посвящена проблеме оказания коррекционной помощи детям с проблемами зрения. Особый акцент делается на использовании техник арт-терапии. Авторы пришли к выводу, что систематическое использование методов арт-терапии (мультерапия, сказкотерапия, танцтерапи и др.) будет иметь большой психолого-педагогический эффект. В статье рассмотрены основные направления использования арт-терапии как в групповой, так и в индивидуальной работе. Объединение различных педагогических и психотерапевтических приемов в единый арт-терапевтический контекст составляет новизну и актуальность метода комплексной терапии. Особенностью метода является создание позитивной среды, в которой могут проявляться и пониматься самими детьми особенности их личности.

Ключевые слова: арт-терапевтические техники, индивидуальные и групповые занятия, социальная реабилитация, адаптация, интеграция

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррек-ционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию и реабилитацию, и подготовку к интеграции в общество. В современной практике работы с детьми, имеющими проблемы со зрением, оказание полноценной лечебной и психологической помощи больным с нейросенсорными расстройствами зрения остается недостаточно решённой проблемой. Поэтому разработка рациональных методов медико-социальной помощи больным с недостатками зрения является важной задачей дефектологии, социальной педагогики [1]. Несмотря на широкое проведение лечебно-реабилитационных и профилактических мероприятий, наблюдается тенденция к распространению и увеличению числа больных с этой патологией. Ограниченные возможности общения у больных приводят к развитию вторичных невротических и неврозоподобных расстройств и других психопатологических нарушений. Кроме того, у слепых и слабовидящих детей возникают вторичные отклонения психического развития, которые распространяются как на познавательные процессы, так и на эмоционально-волевую сферу личности. У больных с глубокими нарушениями зрения могут обнаруживаться более грубые психотические расстройства, изменения личности. Поэтому для

успешного вхождения слепых и слабовидящих детей в общество, необходима социально-психологическая адаптация, помогающая преодолевать страхи и трудности, возникающие у детей в процессе становления их личности.

Обобщая результаты исследований отечественных и зарубежных авторов по проблемам общения слабовидящих детей мы рассматриваем различные условия благоприятствующие социализации, среди которых существенное место отводится арт-терапии. Арт-терапия, в дословном переводе, это терапия с помощью искусства. Обычно подразумевается изобразительное искусство. Но данное направление можно рассматривать шире: любое искусство может быть инструментом для коррекции, будь то рисование, лепка, танцы, создание мультфильмов и т. д. [2; 3]. Поэтому в системе коррекционной работы с детьми данной категории можно выделить основные направления использования искусства: психофизиологическое, связанное с коррекцией психосоматических нарушений; психотерапевтическое, связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферу; психологическое, выполняющее регулятивную, коммуникативную функции; социально-педагогическое, связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребёнка в практической художественной деятельности и творчестве. За счёт активизации внутренних ресурсов в процессе художественно-творческого развития, необходимо гармонизировать личность ребёнка, социализировать и интегри-

ровать в общество, воспитать творческое, созидательное отношение к миру.

В целом в процессе арт-терапевтических занятий происходит личностный рост ребёнка, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к саморегуляции чувств и поведения, и что немаловажно - развивается творческая активность. При этом творческая активность детей, по мнению ряда авторов, может проявляться как: стремление задавать вопросы; подвергать сомнению высказывания взрослых; стремление к поиску и разрешению противоречий; способность видеть проблемы, выдвигать гипотезы; наблюдательность, умение подмечать мелкие детали; эмоциональная отзывчивость, чувствительность к конфликтам; интерес к новому, необычному, стремление выходить за рамки стереотипов; стремление к обобщению, выявлению закономерностей; инициативность в общении, исследование границ в общении (могу - не могу); выход за рамки требований; склонность к риску; желание сделать самому, не так, как все; определённость и устойчивость желаний и интересов.

Технологии арт-терапии основываются на том, что реализация творческого потенциала личности дает мощный ресурс, который помогает справиться с проблемами, преодолеть болезнь, скомпенсировать недостатки. И по сравнению с другими технологиями работы с детьми, арт-терапия имеет явные преимущества:

Во-первых, решает проблему мотивации детей. Искусство с ранних лет становятся для ребёнка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов. Участие в различных видах художественной деятельности, включение результатов индивидуальной работы в общий контекст повышает самооценку ребёнка, его значимость, вызывает ощущение сопричастности к чему-то важному и интересному.

Во-вторых, арт-терапия включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография, скульптура), литература, музыка, позволяющим познакомиться с разными видами искусства и обучиться различным техникам, при этом, не посещая художественные, музыкальные и другие узкоспециализированные школы, и, в тоже время, имея возможность не ограничивать себя в выборе чего-то одного.

В-третьих, одни из главных достоинств арт-терапии является феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребёнком как чудо, и вызывает неподдельный восторг, как у детей, так и у взрослых, делающие первые шаги в анимации.

В-четвертых, особую важность имеет достаточно быстрое получение готового продукта, в частности , мультфильма. Собственный рисунок, который кажется ребёнку некрасивым, при появлении его на экране, включенным в общий контекст, начинает восприниматься ребёнком совсем по-другому. Просмотр и обсуждение мультфильма даёт возможность ребёнку осознать себя автором. Благодаря всему этому, складываются такие условия, при которых каждый ребёнок переживает успех, самостоятельно справляясь с трудностями на пути создания мультфильма.

Таким образом, арт-терапия при правильном использовании может давать значимые результаты. Рассмотрим на примере нескольких коррекционно-развивающих программ. Для занятий выбрана одна из разновидностей декоративно-прикладного творчества - изготовление предметов из папье-маше. Работа состоит из нескольких этапов. Первоначально, в паре с педагогом и психологом, проводится беседа с родителями слабовидящих детей, целью которой является формирование группы для проведения социально-психологического тренинга [4; 5]. Групповые занятия рассчитаны на определенное время и направлены на формирование новых навыков, отработку более адаптивного поведения, обмен идеями и чувствами. Преимущество группового занятия состоит в том, что позволяет провести наблюдение за социальным поведением ребёнка, выделить его положительные и отрицательные черты, обучить его новым формам поведения. Группы формируются из детей с разной степенью инвалидности и направлены на решение личностных проблем, побуждение к общению и взаимодействие со сверстниками, развитие коммуникативных навыков.

Следующий этап работы - введение ребёнка с ограниченными возможностями в коллектив сверстников. Главная задача педагога состоит в оказании помощи ребёнку в комфортном вхождении в это детское сообщество. Для этого сначала проводятся индивидуальные занятия с ребёнком, затем организуются занятия в малой группе (3 - 4 ребёнка), и в довершении идет работа уже в коллективе детей.

Основная цель занятий - проведение терапевтической и коррекционной работы путем участия ребёнка в коллективном творческом процессе. Оценочные суждения в отношении детских работ отсутствуют, может оцениваться лишь работа педагога по степени доверия к нему со стороны родителей и желанию детей посещать занятия. Лучшим способом помочь ребёнку, лишённому контактов со сверстниками, избегающему ситуаций общения, испытывающему в процессе коммуникации страх или неловкость вследствие своего недуга, являются специально подобранные программы - задания, рассчитанные на участия всего детского коллектива. Творчество объединяет детей, в результате занятий они становятся более уверенными в себе, создаются доверительные отношения между ними, а развитие коммуникативных навыков - умение налаживать отношения с окружающими поможет им в дальнейшей жизни. На занятиях вместе с детьми могут присутствовать и принимать живое участие родители или члены семьи. В таком сотворчестве, взаимодействии они становятся значительно ближе, понятнее, интереснее друг другу. Этот процесс сплачивает семьи, и ребёнок из больного, вызывающего только жалость и сочувствие, превращается в значимую фигуру, достойную уважения и восхищения. Родственники одновременно с детьми, получают психологическую разгрузку. Следующее направление работы посвящено использованию мульттерапии в работе со слабовидящими детьми, задачами которого являются: способствовать формированию общих представлений о мультипликации и анимационном творчестве; обучать организовывать своё рабочее место, планировать последовательность работы над созданием мультфильма; обучать всем этапам создания мультфильма - (придумывание истории, сюжета, сценария; составление раскадровки - разделение анимации на эпизоды; изготовление фонов и персонажей, бутафории, необходимой по сценарию; съёмочная часть и озвучивание.); знакомить с разными видами искусства - изобразительной деятельностью в различных её формах (живопись, графика, фотография, скульптура), литературным творчеством, музыкой, азбукой актёрского мастерства и звука; обучать правилам составления рассказа, используя все этапы развития сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог); обучать различным техникам декоративно-прикладного творчества - (бумагопластика, квиллинг, оригами, папье-маше, торцевание, живопись, витраж, аппликации из бумаги и пластилина, силуэтное вырезание, коллаж, лепка и др.); способствовать формированию способности создания композиции кадра; обучать способам конструктивного взаимодействия; способствовать освоению новых информационных технологий, программ, необходимых для создания мультипликационного фильма; способствовать формированию устойчивого интереса к самостоятельному анимационному творчеству.

На занятиях рекомендуется сочетать терапию творческим самовыражением с музыкальной терапией, что, безусловно, даёт свои результаты. Музыкальная терапия имеет активное направление (самостоятельная исполнительская деятельность) и пассивное направление (слушание музыки). Пассивное направление предпочтительнее в качестве сопровождения, создания благоприятного эмоционального фона к другим видам терапии, например рисованию, сказкотерапии и пр. Также рекомендуется использовать в работе с детьми техники телесно-ориентированной терапии, так как через тело можно также работать с психикой. Тело является как бы экраном, на котором отображаются все эмоциональные переживания, страхи, недовольства. Они фиксируются в виде соответствующих мышечных напряжениях, зажимах. Воздействуя на тело, можно влиять на эмоциональное состояние. Поэтому так важно, чтобы тело имело возможность самовыражения. Можно устраивать танцы на разные состояния: танец злости, печали, радости. Главное для ребёнка - позволить своему телу делать под музыку те движения, которые хочется, т.е. создается такая эмоционально-телесная импровизация, когда ребёнок раскрепощается, ощущая свое тело. Также значительное место отводится и использованию сказкотерапии: предлагается сказочный сюжет, а затем, дети, фантазируя и коллективно обсуждая, придумывают финал этих сказочных историй, развивая воображение и речь одновременно. Все перечисленное делает процесс адаптации и обучения легким и приятным.

Таким образом, анализ практического опыта в использовании техник арт-терапии в работе со слабовидящими детьми свидетельствует о том, что это один из безопасных способов снятия напряжения и усталости у детей, позволяющий работать с мыслями и чувствами, развивать художественное творчество, способствовать адаптации и интеграции в социум.

Библиографический список

1. Агарагимова В.К., Агафонова Е.А. Сказкотерапевтические занятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие. Махачкала, 2015.

2. Агарагимова В.К., Гасанова С.С.-Г., Кабардиева Ф.А. Арт-терапевтическое сопровождение инклюзивного образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3 (52): 92 - 95.

3. Агарагимова В.К., Кабардиева Ф.А. Мульттерапия как методика педагогической поддержки процесса социализации детей-сирот. Мир науки, культуры, образования. 2015; 4 (53).

4. Гаджиева Д.П. Влияние гендерных различий на развитие социальной активности слепого и слабовидящего ребёнка. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2008.

5. Маллаев Д.М., Омарова П.О., Гаджиева Д.П. Гендерная тифлопсихология дошкольного и младшего школьного возраста. Санкт-Петербург, 2013.

References

1. Agaragimova V.K., Agafonova E.A. Skazkoterapevticheskie zanyatiya dlya detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta: uchebno-metodicheskoe posobie. Mahachkala, 2015.

2. Agaragimova V.K., Gasanova S.S.-G., Kabardieva F.A. Art-terapevticheskoe soprovozhdenie inklyuzivnogo obrazovaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52): 92 - 95.

3. Agaragimova V.K., Kabardieva F.A. Mul'tterapiya kak metodika pedagogicheskoj podderzhki processa socializacii detej-sirot. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 4 (53).

4. Gadzhieva D.P. Vliyanie gendernyh razlichij na razvitie social'noj aktivnosti slepogo i slabovidyaschego rebenka. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2008.

5. Mallaev D.M., Omarova P.O., Gadzhieva D.P. Gendernaya tiflopsihologiya doshkol'nogo imladshego shkol'nogo vozrasta. Sankt-Peterburg, 2013.

Статья поступила в редакцию 11.03.16

УДК 371

Adzhieva Z.A., Cand. of Sciences (Sociology), senior teacher, Department of Philosophy and Social Work, Karachay-Cherkess

State University n.a. U.D. Aliev (Karahaevsk, Russia), E-mail: [email protected]

THE SPECIFICITY OF SOCIAL ADAPTATION OF AN INDIVIDUAL TO SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT. In the article the basics of social adaptation, its main structural components and mechanisms are under study. The nature and degree of adaptation or disadaptation of a personality largely depends on biological, physiological, mental properties of the person and his social development. The author examines the physiological, managerial, economic, pedagogical, psychological and professional components of social adaptation. The author concludes that effective development of all the mechanisms of social adaptation is facilitated by the interaction of many components: social conditions of human life; conditions of the immediate environment and character features of the personality, which are formed depending on active or passive positions, his abilities to fulfill creative activity. It is stated that social workers have considerable assistance in social adaptation, especially in relation to groups of people who are disadvantaged or in difficult life situation.

Key words: social adaptation, mechanisms of social adaptation, social worker, personality.

З.А. Аджиева, канд. социол. наук, ст. преп. каф. философии и социальной работы, Карачаево-Черкесский

государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

В статье рассмотрена сущность социальной адаптации, её основные структурные компоненты и механизмы. Автор рассматривает физиологический, управленческий, экономический, педагогический, психологический и профессиональный компоненты социальной адаптации. Автор делает вывод о том, что эффективному развитию всех механизмов социальной адаптации способствует взаимодействие многих составляющих: социальных условий жизнедеятельности человека; условий непосредственной среды обитания и характерологических особенностей самой личности, которые формируются в зависимости от активной или пассивной позиции, его способностей к творческой деятельности и др. Большую помощь в социальной адаптации оказывают социальные педагоги, особенно применительно к группам лиц, являющихся социально незащищёнными или попавшими в тяжёлую жизненную ситуацию.

Ключевые слова: социальная адаптация, механизмы социальной адаптации, социальный педагог, личность.

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio - приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса - это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды.

Всего выделяют четыре основных вида адаптации человека:

- биологическая,

- физиологическая,

- психологическая,

- социальная.

Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.

Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир». Тем самым социальную адаптацию можно рассматривать в качестве ведущей и самой сложной адаптацией человека, которая, в той или иной степени во многом зависит от характера

функционирования предыдущих трёх видов адаптации (биологической, физиологической и психологической).

Под социальной адаптацией понимают процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но ещё и процветания), а макросреда -воспроизведения и вступления в иную восходящую стадию [1].

Адаптация как общественный феномен выступает сложным структурно-функциональным духовно-практическим образованием, проявляющимся на всех уровнях социальной жизни людей. Благодаря этому адаптация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления кризисных, негативных общественных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Адаптация обеспечивает последовательность и закономерность эволюционной трансформации общества, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию складывающихся социальных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.