Научная статья на тему 'Коррекция социальной дезадаптированности дошкольников средствами арт-терапии'

Коррекция социальной дезадаптированности дошкольников средствами арт-терапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
692
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗАДАПТАЦИЯ / DISADAPTATION / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-REGULATION / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / ART-THERAPEUTIC CORRECTIONAL ACTIVITY / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / INDIVIDUAL APPROACH / АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Асланбекова А.Х., Гаджимагомедова Т.Г., Гаджиева Д.П., Джамалудинова З.Г.

В статье освещаются особенности применения арт-терапии для коррекции социальной дезадаптированности, которая оказывает более эффективное воздействие в связи с тем, что базируется на данных современной педагогической психологии ценностно-деятельностного типа, учитывающего индивидуальные особенности каждого в проявлении своих ценностных ориентации и обеспечивается психологический комфорт детей в процессе восприятия и воспроизведения продуктов эстетической деятельности, создающее условия для здоровьесберегающего образования. В этом контексте арт-терапевтические техники, являющийся основой предложенной авторской системы комплексных занятий, способствуют повышению эффективности процесса социальной адаптированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Асланбекова А.Х., Гаджимагомедова Т.Г., Гаджиева Д.П., Джамалудинова З.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CORRECTION OF SOCIAL DISADAPTATION OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF ART-THERAPY

The article highlights the features of the use of art-therapy for the correction of social maladjustment, which has a more effective impact due to the fact that it is based on the data of modern pedagogical psychology of value-activity type, taking into account the individual characteristics of each in the manifestation of their value orientation and provides psychological comfort of children in the process of perception and reproduction of products of aesthetic activity, creating conditions for health-saving education. In this context, art-therapeutic techniques, which are the basis of the system of integrated studies proposed by the authors contribute to the effectiveness of the process of social adaptation.

Текст научной работы на тему «Коррекция социальной дезадаптированности дошкольников средствами арт-терапии»

УДК 371

Aslanbekova A.H., senior teacher, Department of Special (Defectological) Education, DSPU (Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru

Hajimagomedova T.G., senior teacher, Department of Special (Defectological) Education, DSPU (Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru

Gadzhieva D.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Special (Defectological) Education, DSPU (Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru

Jamaludinova Z.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Special (Defectological) Education, DSPU (Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru

THE CORRECTION OF SOCIAL DISADAPTATION OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF ART-THERAPY. The article highlights the features of the use of art-therapy for the correction of social maladjustment, which has a more effective impact due to the fact that it is based on the data of modern pedagogical psychology of value-activity type, taking into account the individual characteristics of each in the manifestation of their value orientation and provides psychological comfort of children in the process of perception and reproduction of products of aesthetic activity, creating conditions for health-saving education. In this context, art-therapeutic techniques, which are the basis of the system of integrated studies proposed by the authors contribute to the effectiveness of the process of social adaptation.

Key words: disadaptation, self-regulation, cognitive activity, art-therapeutic correctional activity, individual approach.

А.Х. Асланбекова, ст. преп. факультета специального (дефектологического) образования ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: beror63@mail.ru

Т.Г. Гаджимагомедова, ст. преп. факультета специального (дефектологического) образования ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: beror63@mail.ru

Д.П. Гаджиева, канд. психол. наук, доц. факультета специального (дефектологического) образования ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: beror63@mail.ru

З.Г. Джамалудинова, канд. пед. наук, доц. факультета специального (дефектологического) образования ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: beror63@mail.ru

КОРРЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТИРОВАННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

В статье освещаются особенности применения арт-терапии для коррекции социальной дезадаптированности, которая оказывает более эффективное воздействие в связи с тем, что базируется на данных современной педагогической психологии ценностно-деятельностного типа, учитывающего индивидуальные особенности каждого в проявлении своих ценностных ориентации и обеспечивается психологический комфорт детей в процессе восприятия и воспроизведения продуктов эстетической деятельности, создающее условия для здоровьесберегающего образования. В этом контексте арт-терапевтические техники, являющийся основой предложенной авторской системы комплексных занятий, способствуют повышению эффективности процесса социальной адаптированности.

Ключевые слова: дезадаптация, саморегуляция, познавательная активность, арт-терапевтическая коррекционная деятельность, индивидуальный подход.

В последнее время все более актуальной проблемой современного образования, объединяющей усилия психологов и педагогов, становится проблема социальной дезадаптации как явления, препятствующего полноценному личностному развитию дошкольника и затрудняющего процесс социализации. Отмечается возрастание количества детей с признаками социальной дезадаптации, выражающейся в неадекватной форме ориентировки ребёнка в ДОУ, в непродуктивном сотрудничестве со взрослыми и сверстниками, в слабом уровне способности к саморегуляции своей деятельности, в высоком уровне тревожности и негативном эмоциональном отношении к образовательному учреждению. Наряду с явными проявлениями социальной дезадаптации широко распространены и ранние ее признаки, такие как повышенная тревожность, завышенная или заниженная самооценка. Анализ психолого-педагогической, социологической и философской литературы показывает многоплановость подходов к данной проблеме, в которых проявляется разнообразие пониманий явления дезадаптации личности. В своем исследовании мы рассматриваем дезадаптацию личности как дисгармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением личности к ней, как неспособность к самокоррекции поведения в соответствии с нормами, характерными для данного социума, как отсутствие соответственной возрасту личности зрелости и полагаем, что она обусловливается деформацией системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориента-ций, а также социальных установок. Дезадаптация в дошкольном возрасте является как психологической, так и педагогической проблемой. Снижение психического тонуса, постоянный аффективный дискомфорт в контакте с миром затрудняет помимо эмоционального также и интеллектуальное, и социально-личностное становление ребёнка и может привести к различным отклонениям в формировании личности, несовместимым с соци-

ально приемлемыми эталонами. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитанию как целенаправленному планомерному процессу, включающему разносторонние воспитательные воздействия на личность, являющуюся и объектом и субъектом воспитания (А.И. Копытин, Т.М. Грабенко, Л.Л. Лебедева и др.)

Поэтому изучение проблемы использования арт-терапии для коррекции социальной дезадаптированности детей особенно актуально в настоящее время и представляет не только теоретический, но и практический интерес. На основании анализа исследований мы пришли к выводу о том, что коррекция социальной дезадаптированности дошкольников средствами арт-терапии будет эффективной, если обеспечивается рядом условий:

- в ходе психолого-педагогической деятельности создана фасилитирующая среда, включающая в себя творческое взаимодействие, безусловное принятие и понимание потребностей ребёнка, использование специальных приемов, способствующих снятию эмоционального напряжения дошкольника, его творческому самовыражению и рефлексии;

- целенаправленность, систематичность и оперативность в осуществлении работы, направленной на коррекцию социальной дезадаптированности;

- последовательное чередование групповых и индивидуальных методов работы с использованием средств арт-терапии;

- учет психологических, физиологических особенностей детей с обязательным использованием методов коррекции, воздействующих на эмоциональную, когнитивную и поведенческую сферу личности.

Специфическими целями арт-терапии считаются: формирование этического и эстетического иммунитета личности в процессе развития её духовно-нравственной культуры. Объектом арт-терапевтической науки является сфера искусства как сфера коррекции, обучения, воспитания, развития личности. Большин-

ство методов и приемов арт-терапии может освоить любой педагог, вне зависимости от его специализации, что позволит ему по-новому взглянуть на воспитательные возможности искусства и снять психологическую инерцию традиционного мышления. Наиболее важным достижением является создание атмосферы коллективного нравственно-эстетического переживания, в котором все участники становятся свидетелями самоценного действа, что сводит к минимуму дух конкуренции и оценивания [1; 2].

Значимость арт-терапевтического воздействия:

- целостность и глубина воздействия искусства, обусловленная комплексным взаимодействием, а так же воздействие окружающей среды, усиленное эффектом групповой деятельности;

- импровизационность действия, дающая участникам высокую степень свободы, самовыражения, и в то же время защищенная наличием устойчивой формул;

- безоценночность ситуации, что позволяет каждому участнику более полно и адекватно выражать собственные чувства и переживания, не опасаясь оценки и сравнения;

- высокий уровень включенности в происходящие действия, позволяющий участникам более глубоко и полно осознать и проработать собственные проблемы;

- вариативность способов выражения проблемы, обусловленной самим характером народного искусства, где присутствуют элементы импровизирования, что позволяет каждому участнику найти адекватный способ самовыражения;

- создание ситуации вынужденного успеха, так как артпеда-гогические занятия не требуют наличия специфических способностей и в то же время способствуют творческому самовыражению, позволяющему каждому участнику ощутить себя в качестве успешного субъекта деятельности;

- создание атмосферы коллективного эстетического переживания, что является фактором успешности, создавая благоприятный эмоциональный фон;

- относительная доступность применения методов арт-те-рапевтического воздействия, являющегося технологическим преимуществом.

Арттехнологии воспитания должны быть направлены на осмысление и поиск путей взаимодействия ребёнка с природным и внутренним миром, на внутренние принятие ребёнком этических ценностей и норм, стремление к нравственному совершенствованию. При этом технологии должны носить прикладной характер, ориентированы на психовозрастные особенности дошкольников, специфику их мировосприятия и опыт взаимодействия с окружающими. Реализация арт-технологий содействует:

- развитию эмоционально-чувственной, образной сферы ребёнка, способности к чувственно-эстетическому восприятию окружающего мира;

- развитию эмоционально-эмпатической впечатлительности, способности к переживанию, состраданию, вживанию в образы природы, искусства, состояние окружающих людей и собственный внутренний мир; желание перейти от сопереживания и сочувствия к взаимодействию, помощи;

- развитию чувства ответственности, умения и желания делать нравственный выбор, уважения к себе и ко всему окружающему;

- накоплению опыта эстетического переживания, взаимодействия с произведениями искусства, постижению чувства гармонии с собой и окружающим миром [3].

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что арт-терапия способствует: налаживанию отношений между учителем и учениками для создания наиболее благоприятных условий для ведения диалога; развивает рефлексивную культуру и чувство внутреннего контроля, упорядочивает эмоциональную сферу; позволяет получить диагностические заключения о воспитаннике; комплексно воздействует на эмоциональную, этическую и эстетическую сферу личности; приобщает к духовной культуре через единую систему педагогики, искусства, науки; содействует адаптации личности в социуме через приобщение к творчеству и через собственное творчество. Следовательно, конструирование арт-терапевтической системы воспитания дошкольников позволит рассмотреть арт-терапию как технологию, максимально использующую воспитательный потенциал искусства.

Для этого нами была разработана и сконструирована поэтапная модель социальной адаптацтированности детей до-

школьного возраста средствами арт-терапии.

Мы определили основные направления поэтапного формирования социализации отношений друг к другу и деятельности по решению поставленных в исследовании задач:

- арт-терапевтическая диагностика индивидуальных особенностей социального развития детей в единстве когнитивного, эмоционального, деятельностного компонентов;

- создание климата эмоционального благополучия, позволяющего детям свободно самовыражаться, активизировать бесконфликтное взаимодействие, способствующие образованию ценностно-смысловых идеалов, норм, убеждений придающих позитивную направленность социальному развитию учащихся;

- моделирование нравственных отношений с помощью педагогически обоснованных и управляемых ситуаций, имеющихся в художественных произведениях или специально создаваемых в реальном художественном общении детей. Для решения поставленных задач нами использовался Детский апперцептивный тест (ДАТ) (Эрнст Крис).

ДАТ — проективный или апперцептивный метод, т. е. метод исследования личности путем изучения незначительных индивидуальных различий в восприятии стандартных стимулов. Тест является прямой модификацией тематического апперцептивного теста Генриха Моррея. ДАТ был составлен для облегчения понимания отношения детей к более важным фигурам и стимулам. ДАТ содержит 11 рисунков, изображающих животных в различных ситуациях и может быть использован для детей обоего пола, предпочтительнее с 3 до 10 лет.

В нашем исследовании мы исходили из того, что поскольку социальная дезадаптация представляет из себя многофакторное явление (педагогические, психологические и физиологические группы факторов), то и коррекция социальной дезадаптиро-ванности должна опираться факторы возникновения социальной дезадаптированности.

Разработанный комплекс арт-терапевтических методик дает возможность еще на дошкольном этапе определять наличие или отсутствие факторов социальной дезадаптированности ребёнка, что позволяет предсказывать вероятность возникновения дезадаптации, возможные пути развития, а также заранее предпринимать меры, позволяющие в определенной степени компенсировать наличие у ребёнка каких-либо факторов социальной дезадаптированности. При всей вариативности дезадаптивных проявлений становится возможным выделение у конкретного ребёнка главной «зоны дезадаптации», требующей первоочередных поддерживающих мер.

Данный подход подразумевает активное участие родителей в процессе профилактики социальной дезадаптации во всех её аспектах и на всех этапах, что повышает эффективность сотрудничества родителей с ДОУ, способствует повышению их компетентности в области психологических и медицинских знаний, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, повышает ответственность родителей за нервно-психическое здоровье ребёнка, способствует пониманию и принятию его индивидуальности, его потребностей и возможностей.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Актуальность феномена социальной адаптации обусловлена социальной обстановкой, сложившейся в современном российском обществе. Поиск основополагающих подходов к стратегии адаптации дошкольников должен быть более многосторонним и интенсивным. В качестве универсального и эффективного способа решения данной проблемы все чаще рассматривается искусство, которое благодаря наличию значительного потенциала способно влиять на систему коммуникативных ценностей личности.

2. Поиск путей совершенствования адаптационного процесса становится закономерным явлением для современного дошкольного образовательного учреждения. Модель использования средств арт-терапии выступает в данном контексте инновационным ресурсом обеспечения благоприятных условий социальной адаптации. Основной технологии социальной адаптированности определены арт-технологии, которые рассматривались в качестве способов одновременного воздействия на коммуникативную, творческую, личностную сферы, что способствует созданию эмоционального комфорта и стремления к межличностному взаимодействию как со сверстниками, так и с другими окружающими людьми.

Библиографический список

1. Агарагимова В.К., Назаралиев И.А. Воспитательные возможности метода сказкотерапии в психолого-педагогической работе с детьми в условиях школы-интерната. Мир образования - образование в мире. 2016; 1 (61); 83 - 89.

2. Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога; сущность и технология. Детский сад от А до Я. 2008; 3.

3. Агарагимова В.К., Рубанова Е.И., Ибрагимова Р.Ю. Игра как средство коррекции нарушений в сфере эмоциональной жизни детей дошкольного возраста. Проблемы современного педагогического образования. 2017; 55-8; 15 - 21.

References

1. Agaragimova V.K., Nazaraliev I.A. Vospitatel'nye vozmozhnosti metoda skazkoterapii v psihologo-pedagogicheskoj rabote s det'mi v usloviyah shkoly-internata. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2016; 1 (61); 83 - 89.

2. Atemaskina Yu.V. Proektnaya deyatel'nost' pedagoga; suschnost' i tehnologiya. Detskijsad ot A do Ya. 2008; 3.

3. Agaragimova V.K., Rubanova E.I., Ibragimova R.Yu. Igra kak sredstvo korrekcii narushenij v sfere 'emocional'noj zhizni detej doshkol'nogo vozrasta. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017; 55-8; 15 - 21.

Статья поступила в редакцию 08.07.18

УДК 021.4:615.851

Balashova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: balash_elena@list.ru

PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE IDENTITY OF THE CHILD TO CONDITIONS AND REQUIREMENTS OF THE ENVIRONMENT THROUGH THE BIBLIOTHERAPEUTIC TECHNIQUES. The work studies a process of psychological adaptation of children to conditions and requirements of the environment through reading the certain, specially chosen literary works The author considers such method of bibliosocial work as a bibliotherapy, which studies therapeutic effect of imaginary literature. Treatment by reading ("bibliotherapy"), is based on the use of systematic reading to improve the psychological state of a person, it is a part of the system that links it with psychotherapy. The main difference of the bibliotherapeutic method from the other methods is identification through the reading of a mechanism to solve a concrete problem. The main objectives of the bibliotherapy are characterized, its specific features are investigated (purposeful, not purposeful, developing).

Key words: Psychological adaptation, identity of the child, environment, bibliopsikhologiya, biblioterapiya, biblioterape-vtichesky techniques, therapeutic effect of fiction, biblioterapevtichesky treatment.

Е.В. Балашова, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,

E-mail: balash_elena@list.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА К УСЛОВИЯМ И ТРЕБОВАНИЯМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЧЕРЕЗ БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

В статье рассматривается процесс психологической адаптации личности ребёнка к условиям и требованиям окружающей среды через чтение определенных, специально подобранных, литературных произведений. Анализируется такой метод библиосоциальной работы, как библиотерапия, которая изучает терапевтический эффект художественной литературы. Лечение чтением («библиотерапия»), основано на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния человека, входит в одно из звеньев системы психотерапии. Главным отличием библиотерапевтического метода от прочих является выявление через чтение механизма конкретного выхода из проблемы. Характеризуются основные цели библиотерапии и исследуются видовые особенности библиотерапии (целенаправленная, нецеленаправленная, развивающая).

Ключевые слова: психологическая адаптация, личность ребёнка, окружающая среда, библиопсихология, библиотерапия, библиотерапевтические методики, терапевтический эффект художественной литературы, библиотерапев-тическое лечение.

Экономические и социальные особенности развития современного общества создали стрессовый прецедент практически у каждого человека. Психологическая адаптация личности ребёнка становится центральной проблемой детских и юношеских библиотек.

Психологическая адаптация - это процесс приспособления психической деятельности ребёнка к условиям и требованиям окружающей среды, позволяющей устанавливать оптимальные соотношения с окружающей средой и удовлетворять свои актуальные потребности [1].

Для мобилизации защитных сил психики в условиях стресса (по мнению В.И. Малининой) книга может быть использована в двух отношениях:

1. При дефиците общения - расширение социальных контактов.

2. При переизбытке информации и дискомфорте общения, при скрытых конфликтах - в качестве защитного барьера, так как текст поглощает внимание ребёнка, отгораживая его во время чтения от окружающих [2].

Компенсаторные механизмы воздействия художественной литературы можно определить следующим образом:

1. Чтение триллеров способствует

- устранению эмоционального дефицита;

- освобождению читателя от душевного напряжения [3; 4].

2. Чтение боевиков может способствовать

- разрядке нервной энергии;

- фиктивному самоутверждению;

- опосредованному высвобождению агрессивной энергии [3; 4].

3. Чтение «дамских» романов может

- способствовать нейтрализации психологического стресса: эмоционального и информационного;

- компенсировать ущемленное чувство личного достоинства;

- компенсировать неудовлетворенные или недостаточно удовлетворенные социальные потребности;

- компенсировать неумение или невозможность испытывать любовь в реальной жизни [5].

Таким образом, чтение художественной литературы в целом, способствует нормализации душевной (психической) жизни ребёнка.

Наличие у чтения компенсаторного значения подтверждается существованием такого метода библиосоциальной работы, как библиотерапия, которая изучает терапевтический эффект художественной литературы. Главным отличием би-блиотерапевтического метода от прочих является выявление через чтение механизма конкретного выхода из проблемы.

Важной вехой в становлении специальной отрасли науки о взаимодействии человека с книгой явились труды отечественного библиотековеда Н.А. Рубакина. В 20-х годах прошлого века он

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.