наказания как средств педагогической коррекции должны учитываться возраст и психологические особенности личности.
Использование данных методов должно отвечать наличию определенной педагогической ситуации. Необходимость обращения педагога к методам поощрений и наказаний в каждом конкретном случае обосновывается не какой-либо «шкалой» проступков или достижений, предусматривающих определен-
Библиографический список
ную меру наказания или награду, а реально проявляющейся в данной педагогической ситуации потребности в коррекции поведения воспитанников. В системе реализации воспитательного воздействия посредством методов поощрения и наказания необходимым элементом является такт. Совокупность указанных признаков обеспечивает необходимое корректирующее действие.
1. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва, 2002.
2. Гмурман В.Е. Поощрение и наказание в школе. Москва, 1962.
3. Грехнев В.С. Философия о поощрении и наказании в воспитании людей. Философия и общество. 2013; 3: 60 - 86.
4. Щеглова А.Е. Проблема зарождения и использования методов стимулирования, поощрения и наказания. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016; 7: 73 - 78.
5. Щеглова А.Е. Содержание и тенденции эволюции идей поощрения и наказания в зарубежной педагогике: монография. Ульяновск, 2016.
References
1. Goneev A.D. i dr. Osnovy korrekcionnojpedagogiki: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva, 2002.
2. Gmurman V.E. Pooschrenie inakazanie vshkole. Moskva, 1962.
3. Grehnev V.S. Filosofiya o pooschrenii i nakazanii v vospitanii lyudej. Filosofiya i obschestvo. 2013; 3: 60 - 86.
4. Scheglova A.E. Problema zarozhdeniya i ispol'zovaniya metodov stimulirovaniya, pooschreniya i nakazaniya. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; 7: 73 - 78.
5. Scheglova A.E. Soderzhanie i tendencii 'evolyucii idejpooschreniya i nakazaniya vzarubezhnojpedagogike: monografiya. Ul'yanovsk, 2016.
Статья поступила в редакцию 14.06.18
УДК 378
Edieva Zh.H., senior teacher, Department of Mathematical Analysis, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),
E-mail: ezharadat@mail.ru
CONTINUOUS PEDAGOGICAL PRACTICE IN CONDITIONS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. In the research, the role of continuous pedagogical practice in the professional training of future mathematics teachers is revealed. The work studies the basics and contents of pedagogical practice in conditions of a pedagogical university, various approaches in the organization of students. The work singles out a number of problems and shortcomings that significantly reduce the effectiveness of the future teacher's pedagogical skill in the period of his practice, that influence the process of forming readiness for the future professional activity. The content analysis of pedagogical practice in conditions of a pedagogical university reveals a number of problems that need to be thoroughly studied in the modern pedagogy.
Key words: continuous pedagogical practice, student, university, activity, pedagogical skill, mathematical education.
Ж.Х. Эдиева, ст. преп. каф. математического анализа, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический
университет», г. Грозный, E-mail: ezharadat@mail.ru
НЕПРЕРЫВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
«Работа выполнена при финансовой поддержке внутривузовского гранта Чеченского государственного педагогического университета на инициативное научное исследование».
В данном научном исследовании выявлена роль непрерывной педагогической практики в профессиональной подготовке будущего учителя математики, проводится анализ сути и содержания педагогической практики в условиях педагогического вуза, различных подходов в организации педпрактики студентов, выявление ряда проблем и недостатков, которые существенно снижают эффективность формирования у будущего педагога основ педагогического мастерства в период практики, формирования у них готовности к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: непрерывная педагогическая практика, студент, вуз, деятельность, педагогическое мастерство, математическое образование.
Суть и содержание непрерывной педагогической практики в условиях педагогического вуза рассматриваются учеными в рамках концепции непрерывного образования, которая занимает существенное место среди прогрессивных идей конца XX века. Непрерывное образование получило широкое развитие в России и за рубежом, стимулируя людей к постоянному пополнению знаний. В основе понятия «непрерывная педагогическая практика» лежит принцип непрерывности, который предполагает, что воспитание будущего учителя - это многогранный и многофакторный процесс, не ограничивающийся ни временными, ни возрастными рамками обучаемого. Другими словами, непрерывность педагогической практики предполагает последовательное прохождение студентом всех образовательных и воспитательных этапов подготовки к педагогической профессии и далее - овладение основам педагогического мастерства.
Непрерывная педагогическая практика в рамках вуза - это часть профессионального становления, профессиональной компетентности студента, формирования его личности как пе-
дагога-мастера. Однако ряд ученых обращают наше внимание на то, что в процессе организации и проведения непрерывной педагогической практики ее организаторы допускают ошибки и оплошности. На это указывает Н.С. Макарова: «Среди ошибок при организации НПП можно отметить значительный отрыв педагогической практики от содержания теоретических курсов и отсутствие целенаправленного руководства практикой со стороны преподавателей вузов, перенесение центра тяжести руководства на работников школ (имеется лишь общий университетский наставник, заведующий педагогической практикой, который координирует действия школьных учителей - руководителей практики - и является связующим звеном между школой и университетом» [1, с. 99 - 100].
Опрос и мониторинг студентов позволит адекватно оценить проблемы и положительные моменты в организации и проведении педагогической практики, а также в дальнейшем их избежать. Мониторинг студенческой молодежи до и после прохождения непрерывной педагогической практики покажут, что в ее организа-
ция важно исключить, а что-то добавить. Кроме этого, опрос даст понять, насколько выбранная специальность студентов является верной и желанной, после которой - кто-то из студентов пойдет в учителя, будет заниматься педагогической деятельностью, а кто-то - займется наукой, научно-исследовательской деятельностью, будет дальше развивать математические исследования. Студенты, которые поняли, что педагогическая специальность является правильно выбранной, смогут спланировать дальнейший свой индивидуальный образовательный маршрут, связать теоретические знания с конкретной практикой, идти далее в постижении педагогического мастерства.
Овладение будущими учителями математики основами педагогического мастерства ориентирует педагогический состав вуза на совершенствование форм и методов непрерывной педагогической практики студентов, на постановку новых задач, придания этой непрерывной практике общечеловеческую и общекультурную направленность, обеспечение условий для формирования личности педагога, обладающего единством профессиональных и духовно-нравственных качеств. Подготовка таких учителей математики - процесс сложный, многогранный, продолжительный и бесконечный. И именно непрерывная педагогическая практика студентов педагогического вуза является одним из эффективных путей профессиональной подготовки будущих специалистов, формирования профессиональных и общекультурных компетенций.
За основу понимания сути и содержания понятия «непрерывная педагогическая практика» мы обратились к работам В.А. Сластенина, где обоснованы идеи систематизации непрерывной педагогической практики студентов: идеи соответствия профессионального становления специалиста, отраженного во ФГОС, в квалификационных характеристиках с внешними нормами; идея соответствия внутренним закономерностям профессионального становления будущего учителя математики в качестве субъекта профессиональной самореализации в профессиональной среде; идея непрерывности в качестве прохождения специалистами высшего профессионального образования аттестационных курсов и практик педагогических работников, улучшения условий аттестации кандидатов на квалификационные разряды [2, с. 60].
Непрерывная педагогическая практика, как вид профессиональной деятельности студента и как форма профессионального образования в высшей школе, позволяет студенту, основываясь на профессиональных знаниях по педагогике, строить, моделировать структуру будущей педагогической деятельности. Педагогическое мастерство будущего учителя математики неразрывно связано с его профессионально-личностным становлением, в основе которого лежит саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование, способность студента строить план своей жизни в форме творческой самореализации - как высшей формы жизнедеятельности.
И зарубежный, и российский опыт организации педагогической практики, требует пересмотра форм и методов организации практики и принципов взаимодействия студентов-практикантов со школьниками. Один из вариантов минимизации тревожности, неловкости, растерянности, которую испытывают студенты, формирования у них уверенности от встречи со школой - это вариант работы практикантов в школе на протяжении всего учебного года, что способствовало бы их более близкому знакомству с разнообразными педагогическими ситуациями и утверждению авторитета. Отдельные вузы для эффективного прохождения
Библиографический список
практики пытаются увеличить количество уроков-часов, даваемых практикантам, что не дает позитивный результат в работе. Важно поменять всю организацию педагогической практики таким образом, чтобы студенты приобрели в школе не только уверенность и авторитет, но и определенный официальный статус. Именно такой результат модно получить, благодаря организации непрерывной педагогической практики. В зарубежных вузах дают студентам такую подготовку, при которой и ученики, и учителя, и администрация школы вместе с родителями признают их профессиональную компетентность. Согласно мониторингу, который ежегодно проводится в рамках непрерывной педагогической практики, все перечисленное значительно облегчило сам процесс адаптации студентов к реальности школьной жизни. Наряду с этим, активно проводится всестороннее обсуждение преподавательской деятельности студентов в форме свободного обмена мнениями при минимуме прямых оценочных суждений со стороны учителей и педагогов, но с сохранением зачетов за каждый этап практики. Перед началом каждой педагогической практики идет очень грамотное, основанное на научном подходе, распределение студентов по группам, которое направлено на создание возможностей для взаимопомощи и обмена опытом, что позволяет практикантам обсуждать свои проблемы не только с опытными учителями-мастерами, но и со своими сокурсниками, находящимися в таком же положении, как и он.
В процессе формирования педагогических знаний, умений и навыков, отвечающих за основы педагогического мастерства, роль непрерывной педагогической практики значительно возрастает. Имея разработанные критерии и показатели, педагоги вузов и школ уже на начальных этапах практики фиксируют со стороны студентов-практикантов проявления педагогического мастерства и творчества во время педагогической деятельности. Отдельные авторы отмечают, что во время обучения в вузе сложно говорить, что из студента очень сложно сделать педагога-мастера, а можно лишь говорить об основах педагогического мастерства, с чем мы полностью можем согласиться. Мало того, вуз не только не может в полном объеме сформировать педагога-мастера, а лишь привить студентам понимание необходимости формирования у себя основ мастерства. А.Г. Мордкович пишет, что «вуз в полном объеме не может подготовить педагога-мастера, но может и должен обеспечить необходимые предпосылки для завершения формирования учителя-мастера в будущей педагогической работе. Эти предпосылки, естественно, можно назвать основами профессионального мастерства» [3, с. 71].
Таким образом, анализ сути и содержания педагогической практики в условиях педагогического вуза, различных подходов в организации педпрактики студентов позволил выявить ряд проблем и недостатков, которые существенно снижают эффективность формирования у будущего педагога основ педагогического мастерства в период практики, формирования у них готовности к будущей профессиональной деятельности. В исследованиях ученых-педагогов отмечается, что педагогическая практика студенческой молодёжи часто сводится к простому копированию методов и приемов работы учителей школ и классных руководителей, куда направлены студенты, без необходимого ее психолого-педагогического анализа и осмысления, что не позволяет эффективно формировать у студента основы педагогического мастерства. Педагогическая практика студенческой молодежи моделирует профессиональную деятельность учителя школы, учителя-мастера, но часто не соответствует той учебной деятельности студента вуза, в которую он вовлечен.
1. Макарова Н.С. Роль педагогического университета в инновационном развитии системы образования в регионе. Москва, 2016.
2. Пашаева P.M. Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания в народной педагогике Дагестана. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1972.
3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов. 5-е издание, исправленное и дополненное. Москва, 2016.
References
1. Makarova N.S. Rol'pedagogicheskogo universiteta vinnovacionnom razvitii sistemy obrazovaniya vregione. Moskva, 2016.
2. Pashaeva P.M. Progressivnye idei i tradicii trudovogo vospitaniya v narodnoj pedagogike Dagestana. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1972.
3. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika: uchebnik dlya studentov pedagogicheskih vuzov. 5-e izdanie, ispravlennoe i dopolnennoe. Moskva, 2016.
Статья поступила в редакцию 01.07.18
УДК 371
Aslanbekova A.H., senior teacher, Department of Special (Defectological) Education, DSPU (Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru
Hajimagomedova T.G., senior teacher, Department of Special (Defectological) Education, DSPU (Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru
Gadzhieva D.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Special (Defectological) Education, DSPU (Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru
Jamaludinova Z.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Special (Defectological) Education, DSPU (Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru
THE CORRECTION OF SOCIAL DISADAPTATION OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF ART-THERAPY. The article highlights the features of the use of art-therapy for the correction of social maladjustment, which has a more effective impact due to the fact that it is based on the data of modern pedagogical psychology of value-activity type, taking into account the individual characteristics of each in the manifestation of their value orientation and provides psychological comfort of children in the process of perception and reproduction of products of aesthetic activity, creating conditions for health-saving education. In this context, art-therapeutic techniques, which are the basis of the system of integrated studies proposed by the authors contribute to the effectiveness of the process of social adaptation.
Key words: disadaptation, self-regulation, cognitive activity, art-therapeutic correctional activity, individual approach.
А.Х. Асланбекова, ст. преп. факультета специального (дефектологического) образования ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: beror63@mail.ru
Т.Г. Гаджимагомедова, ст. преп. факультета специального (дефектологического) образования ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: beror63@mail.ru
Д.П. Гаджиева, канд. психол. наук, доц. факультета специального (дефектологического) образования ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: beror63@mail.ru
З.Г. Джамалудинова, канд. пед. наук, доц. факультета специального (дефектологического) образования ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: beror63@mail.ru
КОРРЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТИРОВАННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
В статье освещаются особенности применения арт-терапии для коррекции социальной дезадаптированности, которая оказывает более эффективное воздействие в связи с тем, что базируется на данных современной педагогической психологии ценностно-деятельностного типа, учитывающего индивидуальные особенности каждого в проявлении своих ценностных ориентации и обеспечивается психологический комфорт детей в процессе восприятия и воспроизведения продуктов эстетической деятельности, создающее условия для здоровьесберегающего образования. В этом контексте арт-терапевтические техники, являющийся основой предложенной авторской системы комплексных занятий, способствуют повышению эффективности процесса социальной адаптированности.
Ключевые слова: дезадаптация, саморегуляция, познавательная активность, арт-терапевтическая коррекционная деятельность, индивидуальный подход.
В последнее время все более актуальной проблемой современного образования, объединяющей усилия психологов и педагогов, становится проблема социальной дезадаптации как явления, препятствующего полноценному личностному развитию дошкольника и затрудняющего процесс социализации. Отмечается возрастание количества детей с признаками социальной дезадаптации, выражающейся в неадекватной форме ориентировки ребёнка в ДОУ, в непродуктивном сотрудничестве со взрослыми и сверстниками, в слабом уровне способности к саморегуляции своей деятельности, в высоком уровне тревожности и негативном эмоциональном отношении к образовательному учреждению. Наряду с явными проявлениями социальной дезадаптации широко распространены и ранние ее признаки, такие как повышенная тревожность, завышенная или заниженная самооценка. Анализ психолого-педагогической, социологической и философской литературы показывает многоплановость подходов к данной проблеме, в которых проявляется разнообразие пониманий явления дезадаптации личности. В своем исследовании мы рассматриваем дезадаптацию личности как дисгармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением личности к ней, как неспособность к самокоррекции поведения в соответствии с нормами, характерными для данного социума, как отсутствие соответственной возрасту личности зрелости и полагаем, что она обусловливается деформацией системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориента-ций, а также социальных установок. Дезадаптация в дошкольном возрасте является как психологической, так и педагогической проблемой. Снижение психического тонуса, постоянный аффективный дискомфорт в контакте с миром затрудняет помимо эмоционального также и интеллектуальное, и социально-личностное становление ребёнка и может привести к различным отклонениям в формировании личности, несовместимым с соци-
ально приемлемыми эталонами. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитанию как целенаправленному планомерному процессу, включающему разносторонние воспитательные воздействия на личность, являющуюся и объектом и субъектом воспитания (А.И. Копытин, Т.М. Грабенко, Л.Л. Лебедева и др.)
Поэтому изучение проблемы использования арт-терапии для коррекции социальной дезадаптированности детей особенно актуально в настоящее время и представляет не только теоретический, но и практический интерес. На основании анализа исследований мы пришли к выводу о том, что коррекция социальной дезадаптированности дошкольников средствами арт-терапии будет эффективной, если обеспечивается рядом условий:
- в ходе психолого-педагогической деятельности создана фасилитирующая среда, включающая в себя творческое взаимодействие, безусловное принятие и понимание потребностей ребёнка, использование специальных приемов, способствующих снятию эмоционального напряжения дошкольника, его творческому самовыражению и рефлексии;
- целенаправленность, систематичность и оперативность в осуществлении работы, направленной на коррекцию социальной дезадаптированности;
- последовательное чередование групповых и индивидуальных методов работы с использованием средств арт-терапии;
- учет психологических, физиологических особенностей детей с обязательным использованием методов коррекции, воздействующих на эмоциональную, когнитивную и поведенческую сферу личности.
Специфическими целями арт-терапии считаются: формирование этического и эстетического иммунитета личности в процессе развития её духовно-нравственной культуры. Объектом арт-терапевтической науки является сфера искусства как сфера коррекции, обучения, воспитания, развития личности. Большин-