щественных организаций и др. Другая группа факторов связана с личностью преподавателя, методикой проведения занятий, на-личий достаточного количества разнообразных спортивных секций и др. Необходимо учитывать, что формированию интереса способствует эмоциональная привлекательность занятий, которая обеспечивается не только собственно физической нагрузкой («мышечная радость), но и воздействием на чувственно-волевую сферу личности новых знаний, системы стимулов и т. д. Однако проведённое исследование мотивов физкультурно-спортивной деятельности студентов выявило, что в учебно-воспитательном процессе не всегда учитываются их личностные интересы, основанные на гендерных особенностях. Например, для девушек главными мотивами являлись: «Повышение уровня здоровья», «Нужно для себя как для будущей матери», «Общение, азарт, эмоции, общение», «Хорошая осанка, легкость при ходьбе» и др.
Библиографический список
Следовательно, преподавателю при планировании деятельности необходимо учитывать и эти мотивы.
Третьим условием является осознание студентами двигательных способностей, обеспечивающих переход от внешних регуляторов поведения во внутренние. В связи с интересами и склонностями студентов начинают формироваться их физкуль-турно-спортивные способности. В настоящее время считается бесспорным тот факт, что элемент соревнования самим с собой является важным показателем проявления самопознания и самовыражения студентов в двигательных способностях.
Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что для формирования потребности в физическом самосовершенствовании актуальна разработка комплексных личностных программ дисциплин, с учётом субъективно-личностных и объективных факторов, их сочетания в процессе обучения.
1. Ильинич В.И. Физическая культура студента. Москва: Гардарики, 1999.
2. Кащеев Д.В., Зайцева С.В. Проблема формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2013; 3 (30): 138 - 142.
3. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания. Москва: Институт практической психологии. Воронеж, 1997.
4. Наговицин P.C. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе. Фундаментальные исследования. 2011; 8: 293 - 298.
5. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студентов учреждений высшего образования. Москва, 2000.
References
1. Il'inich V.I. Fizicheskaya kul'tura studenta. Moskva: Gardariki, 1999.
2. Kascheev D.V., Zajceva S.V. Problema formirovaniya motivacionno-cennostnogo otnosheniya studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom. Vestnik Altajskoj akademii 'ekonomiki i prava. 2013; 3 (30): 138 - 142.
3. Lesgaft P.F. Psihologiya nravstvennogo i fizicheskogo vospitaniya. Moskva: Institut prakticheskoj psihologii. Voronezh, 1997.
4. Nagovicin R.S. Motivaciya studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj v vuze. Fundamental'nye issledovaniya. 2011; 8: 293 - 298.
5. Holodov Zh.K. Teoriya imetodika fizicheskojkul'tury isporta: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego obrazovaniya. Moskva, 2000.
Статья поступила в редакцию 01.04.16
УДК 378
Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Russia), E-mail: [email protected]
Abdurakhmanova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Preschool Education, Dagestan State Pedagogical University (Russia), E-mail: [email protected]
Kadieva R.S., senior teacher, Department of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Russia), E-mail: [email protected]
THE PROCESS OF SELF-EDUCATION OF STUDENTS IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article highlights some of the psychological and pedagogical particular features of management of professional training in pedagogical high school, in particular educational aspect. Considering educational work from the perspective of social management, the authors identify the structure of phases that reflect the management process of education and a set of requirements, providing solutions to various practical problems focused on training. The authors conclude that the control of the formation of the future teacher's personality is a unity management and self-management. Being fundamentally a process of solving professional problems, management of education and self-education has a particular structure, study of features which, ultimately, is aimed at improving the quality of training at the university.
Key words: professional training, pedagogical activity, educational environment, professiogram, motives, interests.
В.К. Агарагимова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики и социальной работы, заместитель декана по науке факультета специального дефектологического образования, Дагестанский государственный педагогический университет, E-mail: [email protected]
М.А. Абдурахманова, канд. пед. наук, доц., декан факультета дошкольного образования Дагестанский государственный педагогический университет, E-mail: [email protected]
Р.Ш. Кадилаева, ст. преп. факультета социальной педагогики и психологии Дагестанский государственный педагогический университет, E-mail: [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ САМОВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье освещаются некоторые психолого-педагогические особенности управления профессиональной подготовкой специалистов в педагогическом вузе, в частности - воспитательного аспекта. Рассматривая воспитательную работу с позиции социального управления, авторы выделяют в структуре этапы, отражающие функции управления процессом воспитания и совокупность требований, обеспечивающих решение различных практических задач, ориентированных на профессиональную подготовку. Авторы делают выводы о том, что управление формированием личности будущего педагога представляет собой единство управления и самоуправления. Являясь по своей сути процессом решения профессиональных задач, управление воспитанием и самовоспитанием имеет определённую структуру, исследование особенностей которой, в конечном итоге, направлено на совершенствование качества подготовки в вузе.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогическое действие, образовательная среда, профессио-грамма, мотивы, интересы.
С расширением границ исследования проблем педагогики и психологии высшей школы, теории и практики педагогического образования все больше внимание учёных привлекают вопросы, связанные с анализом деятельности преподавателей вузов. В работах А.В. Ажиева и др. раскрываются некоторые психолого-педагогические основы деятельности преподавателя вуза, проблемы совершенствования профессионального мастерства, особенности взаимодействия преподавателя и студентов [1].
Однако анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что, тем не менее, вопрос об изучении роли и места воспитательной работы со студентами в общей системе профессиональной деятельности преподавателя педагогического вуза остаётся открытым. Выделяя процесс воспитательной работы преподавателей, включающий в себя деятельность по руководству самовоспитанием студентов в качестве предмета исследования, мы исходили из положения о том, что воспитание будущего специалиста находится в неразрывном единстве с его профессиональной подготовкой. Вместе с тем, с целью выяснения особенностей воспитательной деятельности преподавателя, мы рассматриваем его воспитательную работу как одну из частей профессиональной деятельности.
Необходимость чёткого определения места воспитательной работы в деятельности преподавателя педагогического вуза как самостоятельной целостности, диктуется особенностями подготовки будущего педагога-психолога. Несомненно, что изучение специальных дисциплин оказывает определенное влияние на формирование компетенций будущих специалистов по воспитательной работе с детьми, формирует адекватное отношение к ней. В этой связи представляет интерес вопрос о том, как преподаватели вуза решают воспитательные задачи.
В исследованиях Т.В. Черниковой, Н.М. Швалевой [2; 3] характеризуются отдельные виды профессионально-педагогической деятельности преподавателей, но воспитательная работа не рассматривается как самостоятельный вид деятельности.
Проведённое нами анкетирование позволило получить информацию о том, как преподаватели справляются с различными видами своей профессиональной деятельности. Исследованием было охвачено 102 преподавателя Дагестанского государственного педагогического университета. Анализ полученного материала обнаруживает существенные различия в выполнении указанных видов деятельности. Так с учебно-методической работой очень хорошо и хорошо справляются 86,1 % преподавателей; научно-исследовательскую работу на том уровне осуществляют 47,3 %; воспитательную только 40,5 % респондентов. Если учебную работу удовлетворительно выполняют 12,7 %, то воспитательную на том же уровне 56%, т. е. больше половины преподавателей. Как видим, в целом воспитательная работа со студентами выполняется менее успешно по сравнению с другими видами профессиональной деятельности преподавателя.
Воспитательная работа преподавателя со студентами недостаточно чётко планируется, организуется, а, следовательно, недостаточно анализируется, контролируется и регулируется. Результаты воспитательной работы менее заметны, они часто отсрочены, не так легко поддаются измерению. Несмотря на некоторые изменения в индивидуальных планах, воспитательная работа чаще воспринимается преподавателями как общественное поручение, а не как строго обязательная профессиональная деятельность преподавателя. Данное обстоятельство имеет принципиальное значение в условиях педагогического вуза. В период подготовки к преподавательской деятельности в вузе через аспирантуру, систему стажировки молодой преподаватель готовится, прежде всего, в плане научной и учебной работы, и менее всего оказывается подготовленным к воспитательной работе со студентами. Заметим далее, что система повышения квалификации ориентирует в основном на совершенствование научной и учебной деятельности, а не собственно воспитательной. Это же подтверждает анализ сложившейся практики переизбрания по конкурсу. Мы рассматриваем воспитательную работу со студентами как процесс решения педагогических задач, которые при всей их сложности и многообразии являются задачами социального управления. Указанный подход позволил нам выделить в структуре воспитательной деятельности преподавателя, как субъекта управления воспитанием и самовоспитанием студентов, несколько взаимосвязанных этапов и функций,
определяющих логику ее протекания. Первый - функция педагогического анализа воспитательной деятельности; второй - функция проектирования и планирования педагогических воздействий; третий - функция организации воспитательной работы; четвертый - контроль, итоговый учёт полученных результатов; пятый-регулирование и корригирование воспитательного процесса. При выполнении плана воспитательной работы в целом или какой-либо его части прослеживаются все указанные функции управления воспитанием, отражая, таким образом, систему воспитательной работы в динамике процесса. Психолого-педагогический анализ в деятельности преподавателя педагогического вуза направлен на систематическое, целенаправленное изучение состояния, тенденций развития воспитательного процесса в вузе и объективную оценку результатов, трудностей, некоторых педагогических ситуаций. Преподаватель подвергает анализу свою воспитательную деятельность и деятельность коллег, формы и методы воспитательной работы, выделяет в ходе анализа основное звено в общем процессе воспитания и т. д. Таким образом, психолого-педагогический анализ подготавливает научно обоснованное принятие решений.
Проектирование и планирование, как функции управления воспитательной работой, обеспечивают выработку и принятие решений по совершенствованию профессиональной подготовки будущих специалистов. Деятельность преподавателя на данном этапе предполагает планирование воспитательной работы с учетом требований профессиограммы личности педагога, социально-демографических и психологических особенностей студентов, уровня их воспитанности и др. [4; 5].
Функция организации направлена на реализацию принятых решений, на обеспечение единства и целеустремленности воспитательных воздействий коллектива преподавателей и студенческого актива. Усилия преподавателей, как организаторов воспитательной работы, направлены на формирования сплочённого студенческого коллектива, авторитетного актива. Систематическая проверка достигнутого уровня воспитания и профессиональной подготовки будущего педагога достигается в результате контроля, при этом преподавателем используются критерии определения уровня воспитанности студентов и студенческих коллективов в целом, контролируются различные направления системы воспитательной работы.
Функция регулирования и коррегирования разрешает противоречия, возникающие в системе воспитательной работы в силу воздействия на нее как организующих, так и дезорганизующих факторов. В деятельности преподавателя данная функция позволяет изменять межличностные отношения в студенческом коллективе, использовать информацию в целях корректировки воспитательного процесса, сочетать формы стимулирования и т. д. Выделенные функции могут быть рассмотрены как самостоятельные системы, представляющие собой совокупность действий, операций, т. е. более конкретные виды педагогической деятельности.
Психолого-педагогические исследования показывают, что действия, лежат в основе умений человека. Следовательно, и в структуре функций управления воспитательным процессом можно выделить составляющие их обобщенные умения. Изучение особенностей проявлений воспитательных компетенций преподавателей вуза обнаруживает недооценку и недостаточную сформированность умений в области управления самовоспитанием студентов. Между тем, известно, что самовоспитание студентов, как осознаваемое ими самоизменение личности, является не только одной из задач воспитательной работы в вузе, но и критерием эффективности воспитательной деятельности преподавателей. Проблема студенческого самовоспитания, и в первую очередь - самовоспитания, в условиях педагогического вуза должна быть объектом тщательного изучения. При построении соответствующим образом методики обучения часть функции управления учебной деятельностью передать студентам для их внутреннего самоуправления процессом получения знаний, так как восприятие новой информации ассоциируется у них с ранее полученными знаниями и вступает с этой системой знаний в устойчивые связи, что позволяет сформировать новые знания более высокой сложности.
Научная организация учебно-воспитательной работы студентов представляет собой систему мероприятий по воспитанию
активности и самостоятельности как черт личности, позволяющие при минимальной затрате труда и времени качественно решать задачи обучения и в наибольшем объеме приобретать необходимую информацию. Такая организация учебного процесса позволяет студентам повысить эффективность изучения того или иного предмета, что, в свою очередь, повышает надежность вузовской подготовки творчески работающего специалиста.
На базе ДГПУ нами была проведена исследовательская работа по выявлению педагогических условий, обеспечивающих студентов методами самовоспитания в процессе обучения. Для управления процессом самовоспитания студентов была использована следующая последовательность управления, состоящая из трех этапов, которые в общем виде отражают функции управления процессом воспитания.
1. Изучение личности студента (психолого-педагогический анализ). Студент, используя методики самоанализа и самооценки, оценивал свои способности, прочность знаний, черты характера, возможности памяти усваивать информацию, время наивысшей работоспособности, оптимальный ритм и темп деятельности.
2. Выработка программы самовоспитания (проектирование и планирование). Цель студента - стать всесторонне развитой личностью, высококвалифицированным специалистом. Ясно представив себе, каким он хочет стать, студент определял последовательность задач и действий в работе над собой.
3. Реализация выработанной программы (организация, контроль, регулирование и коррегирование процесса самовоспитания) предусматривали формирование у студентов осознанного стремления к самовоспитанию. Студенты проводили промежуточный и итоговый контроль достигнутых результатов и на основе оценки коллектива и самооценки корректировали работу по самосовершенствованию.
Задачей преподавателя на первом этапе работы являлось пробуждение интереса студента к собственной личности, объяснение места личности в коллективе, информация о целях и
Библиографический список
задачах высшей школы, о роли каждого студента в их осуществлении. На втором этапе преподаватель информировал студентов, что при постановке конкретных задач самовоспитания нужно исходить из исходного уровня развития личности и последовательно добиваться желаемого результата, а также указывал на типичные ошибки, выражающиеся том, что ставились задачи без учета своих реальных возможностей; во-вторых, пытались решить сразу несколько задач; в-третьих, не учитывали фактора времени, необходимого для закрепления.
Третий этап самовоспитания - реализация выработанной программы, где использовалась вся система методов самовоспитания. В начале формирования эти процессом руководил преподаватель, который постепенно передавал руководство студентам. Для овладения методами самовоспитания студентам понадобился год, наиболее эффективными оказались методы самовнушения, самоприказа, самоубеждения, самоконтроля и самоотчета. С помощью преподавателя студенты практически осознали, что любая система, в том числе и психолого-педагогическая, требует контроля и коррекции. Они контролировали ход выполнения каждой отдельной задачи, намеченной на день, неделю, месяц и более длительный период времени методом самоконтроля, а достигнутые результаты фиксировали с помощью самоотчета. В выработке способности управлять собой большую роль сыграл коллектив студенческой группы, поэтому создание благоприятного психологического климата в студенческих группах, для которого характерны поддержка, взаимопомощь, благожелательное отношение ко всем членам является непременным успехом.
Таким образом, управление формированием личности будущего педагога представляет собой единство управления и самоуправления. Являясь процессом решения профессиональных задач, управление воспитанием и самовоспитанием имеет определенную структуру, исследование особенностей которой, в конечном итоге, направлено на совершенствование качества подготовки в вузе.
1. Ажиев А.В., Гадаборшева З.И. Субъект-средовая парадигма построения психологической практики в вузе. Вестник Академии права и управления. 2015; 4 (41): 146 - 152.
2. Черникова Т.В. Три стратегии подготовки специалистов. Высшее образование сегодня. 2003; 2: 9-12.
3. Швалева Н.М. Среда развития личности как психолого-педагогический феномен. Научная мысль Кавказа.2005; 13: 188 - 197.
4. Агарагимова В.К. Формирование коммуникативной культуры студентов в системе профессионального образования. Известия Южного федерального университета. 2009; 3: 101 - 107.
5. Агарагимова В.К., Назаралиев И.А. Основы социально-педагогических исследований: учебное пособие. Москва, 2016.
References
1. Azhiev A.V., Gadaborsheva Z.I. Sub'ekt-sredovaya paradigma postroeniya psihologicheskoj praktiki v vuze. Vestnik Akademiiprava i upra-vleniya. 2015; 4 (41): 146 - 152.
2. Chernikova T.V. Tri strategii podgotovki specialistov. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003; 2: 9-12.
3. Shvaleva N.M. Sreda razvitiya lichnosti kak psihologo-pedagogicheskij fenomen. Nauchnaya mysl'Kavkaza.2005; 13: 188 - 197.
4. Agaragimova V.K. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury studentov v sisteme professional'nogo obrazovaniya. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. 2009; 3: 101 - 107.
5. Agaragimova V.K., Nazaraliev I.A. Osnovy social'no-pedagogicheskih issledovanij: uchebnoe posobie. Moskva, 2016.
Статья поступила в редакцию 01.04.16
УДК 371
Adzhiev Z.A., Cand. of Sciences (Sociology), senior teacher, Department of Philosophy and Social Work, Karachay-Cherkess State University n. a. U. D. Aliev (Russia), E-mail: [email protected]
SOCIAL CRIME PREVENTION: THE NATURE AND CONTENTS. The article reveals approaches to organize social prevention of legal violation among the population. The author emphasizes that prevention of legal violation requires a comprehensive approach that should lead to action systems and structures that can prevent possible problems or solve tasks. Prevention involves scientifically-based and timely undertaken actions. Integrated planning for social prevention is one of the main forms of harmonization in this area of the state, economic bodies, social organizations and labor collectives. The author concludes that activities of prevention of legal violation are primarily focused on improving the organization of preventive work at a place of residence and place of work of people. The author states that it is important to coordinate efforts of all subjects of prevention of offenses. Key words: social prevention; general, special and individual measures of social prevention.
З.А. Аджиева, канд. соц. наук, ст. преп. каф. философии и социальной работы, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
В статье рассматриваются подходы к организации социальной профилактики среди населения. Автор подчёркивает в статье, что профилактика требует комплексного подхода, который должен привести в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактика подразумевает научно обоснованные