E карьера 1. «Стремление к продвижению по работе» 0,48
F самосовершенствование 1. «Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности» 0,52
2 Учебно-познавательные 0,67
4 Познавательные 0,58
H креативность 2 Мотивы творческой самореализации 0,43
4 Творческие 0,47
I социальные связи 2 Социальные мотивы 0,57
3 Избрана моими друзьями 0,64
Примечание: 1 - Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана); 2 - Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой); 3 - Методика выбора профессии (Р.В. Овчарова); 4 - Методика определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков.)
Библиографический список
1. Селиверстова С.Ю. Анализ предпочтений абитуриентов в контексте формирования учебно-профессиональной мотивации к обучению в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1.
2. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. Санкт-Петербург: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2004.
3. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. Улан-Удэ, 2004.
4. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов: учебное пособие. Москва: Логос, 2006.
5. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. Под редакцией Н.В. Кузьминой. Москва: Народное образование, 2002.
6. Ames, Carole. Motivation: What Teachers Need to Know. Teachers College Record 91.3 (1990): 409 - 421. Academic Search Premier. 12 November, 2009.
7. Davis, Barbara Gross. Tools for Teaching - 2nd ed. Jossey-Bass Publishers: San Francisco, 2009
8. Young Sung, S., &Nam Choi, J. Do big five personality factors affect individual creativity? The moderating role of extrinsic motivation. Social Behaviour and Personality. 2009; 37.
9. Prabhu V., Sutto, C., & Sauser W. Creativity and certain personality traits: Understanding the mediating effect of intrinsic motivation. Creativity Research Journal. 2008, 20.
10. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2006.
11. Большой психологический словарь. Б. Мещеряков, В. Зинченко, Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. References
1. Seliverstova S.Yu. Analiz predpochtenij abiturientov v kontekste formirovaniya uchebno-professional'noj motivacii k obucheniyu v vuze. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1.
2. Rean A.A. Psihologiya lichnosti. Socializaciya, povedenie, obschenie. Sankt-Peterburg: «Prajm-EVROZNAK», 2004.
3. Badmaeva N.C. Vliyanie motivacionnogo faktora na razvitie umstvennyh sposobnostej: monografiya. Ulan-Ud'e, 2004.
4. Verbickij A.A., Bakshaeva N.A. Psihologiya motivaciistudentov: uchebnoe posobie. Moskva: Logos, 2006.
5. Metody sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya: Uchebnoe posobie. Pod redakciej N.V. Kuz'minoj. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2002.
6. Ames, Carole. Motivation: What Teachers Need to Know. Teachers College Record 91.3 (1990): 409 - 421. Academic Search Premier. 12 November, 2009.
7. Davis, Barbara Gross. Tools for Teaching - 2nd ed. Jossey-Bass Publishers: San Francisco, 2009
8. Young Sung, S., &Nam Choi, J. Do big five personality factors affect individual creativity? The moderating role of extrinsic motivation. Social Behaviour and Personality. 2009; 37.
9. Prabhu V., Sutto, C., & Sauser W. Creativity and certain personality traits: Understanding the mediating effect of intrinsic motivation. Creativity Research Journal. 2008, 20.
10. Burlachuk L.F. Psihodiagnostika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2006.
11. Bol'shojpsihologicheskijslovar'. B. Mescheryakov, V. Zinchenko, Sankt-Peterburg: Prajm-EVROZNAK, 2003.
Статья поступила в редакцию 04.04.16
УДК 159
Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogics and Psychology, Deputy Dean for Science of Faculty of Special Remedial Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Asildarova M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Social Pedagogics and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Hasanova P.G., honored teacher of Dagestan, Master of Psychology, senior lecturer of Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHO-PEDAGOGICAL PROBLEMS OF FORMATION OF AN INDIVIDUAL STYLE OF ACTIVITY IN VOCATIONAL TRAINING OF HIGHER EDUCATION PEDAGOGICAL INSTITUTIONS. The article reveals some features of psycho-pedagogical training of experts in pedagogical higher education institution from the point of view of forming an individual style of activity. The researchers interpret this process as a set of properties of higher nervous activity, particular features of temperament and requirements, as a system of psychological tools to level the typological personality with conditions that ensure the achievement of a goal. The authors discuss a range of techniques that ensure the expression of internal relationships between various positions and possibilities of their use for solving various practical problems with a special focuse on training. The authors conclude that the study of how an individual style of activity forms depends on typological properties of higher nervous system, which are registered in the teaching process in a pedagogical university opens an important aspect of education and upbringing of future specialists. Key words: types of nervous activity, inert type, movable type, pedagogical practice.
В.К. Агарагимова, канд. пед. наук, доц. факультета социальной педагогики и психологии, зам. декана по науке факультета специального коррекционного образования, Дагестанский государственный педагогический университет, E-mail: [email protected]
М.М. Асильдерова, канд. пед. наук, доц., декан факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, Е-mail: [email protected]
П.Г. Гасанова, заслуженный учитель республики Дагестан, магистр психологии, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет, Е-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
В статье освещаются некоторые особенности психолого-педагогической подготовки специалистов в педагогическом вузе с позиции формирования индивидуального стиля деятельности. Рассматриваемый процесс авторы трактуют как совокупность свойств высшей нервной деятельности, особенностей темперамента и требований, как систему психологических средств уравновешивания типологической индивидуальности с условиями, обеспечивающими достижение цели. Комплекс методов, рассматриваемый авторами, обеспечивает раскрытие внутренних связей между различными позициями и возможностями их использования для решения различных практических задач, ориентированных на профессиональную подготовку. Авторы делают выводы о том, что изучение формирования индивидуального стиля деятельности в зависимости от типологических свойств высшей нервной системы в процессе обучения в педагогическом вузе открывает важный аспект воспитания и самовоспитания будущего специалиста.
Ключевые слова: типы нервной деятельности, инертный тип, подвижный тип, педагогическая практика.
Успех в любой деятельности, творческие достижения, в известной степени зависят от индивидуально-типологических свойств нервной системы человека. Это доказано во многих исследованиях классиков отечественной психологии (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, В.С. Мерлин и др.). В процессе деятельности у человека складывается индивидуальный стиль деятельности, система психологических средств уравновешивания типологической индивидуальности с условиями, обеспечивающими достижение цели. Индивидуальный стиль деятельности включает не только двигательные акты, но и гностические, ориентационные действия и смену функциональных состояний. Он является средством эффективного приспособления личности к объективным требованиям.
В последнее время проблема индивидуального стиля изучалась в разнообразных аспектах, при этом подготовка педагога в системе профессионального образования с позиции формирования индивидуального стиля должна занять определённое место [1 - 3]. Это тем более целесообразно, что студенты педагогических вузов получают достаточные знания об индивидуально-типологических особенностях нервной системы. Нельзя не согласится с А.А. Цахаевой, утверждающей, что обучение только тогда станет подлинно развивающим, когда оно, наряду с такими общими для всякого человека качествами, как логичность мышления, наблюдательность и пр., развивает также оптимальную для данного человека манеру мышления, наблюдения, при которой максимально используются наиболее ценные, устойчивые индивидуально-типологические качества личности и компенсируются стойкие недостатки [4].
Формирование индивидуального стиля деятельности у студентов педагогических вузов, очевидно, будет обращением на себя, использованием психофизиологических исследований для лучшей подготовки специалиста [5]. Однако, несмотря на актуальность данной проблемы, вопрос остаётся открытым. Это побудило нас предпринять исследование. Мы поставили перед собой задачу проследить, как формируется индивидуальный стиль деятельности у студентов-практикантов в зависимости от подвижности нервной системы (при разном уровне теоретической подготовки); силы нервной системы.
Зависимость формирования индивидуального стиля деятельности от подвижности нервной системы изучалась не только у хорошо подготовленных студентов, но и у тех, кто учился посредственно и ярко выраженного стремления к педагогической деятельности не проявлял. Кроме того, нас интересовало формирование индивидуального стиля деятельности у студентов, обладающих слабым типом нервной системы. Работами Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина доказано, что слабый тип нервной системы компенсируется высокой чувствительностью и при известных обстоятельствах даёт даже некоторые преимущества.
Однако в классических характеристиках, приводимых в различных учебниках, прежде всего, подчёркивается, что человек со слабым типом высшей нервной деятельности обладает низкой работоспособностью, легко и быстро устаёт, не выдерживает большого напряжения, теряется в экстремальных ситуациях, не коммуникабелен, робок, замкнут, склонен к сильным переживаниям по ничтожным поводам. Казалось бы, что педагогическая
деятельность явно противопоказана людям со слабым типом высшей нервной деятельности. Однако среди педагогов не так уж мало тех, кто обладает данным типом и в тоже время успешно выполняет не только учебную работу, но и научную, общественную работу. Нас интересовало, какую роль играет при этом индивидуальный стиль деятельности. Объектом нашего исследования стала работа студентов четвёртого курса на педагогической практике. Бакалавры проводили достаточное количество мероприятий, чтобы можно было выявить некоторые закономерности.
На первом этапе исследования мы отобрали студентов с определённо выраженной силой, подвижностью или инертностью основных нервных процессов. При этом были использованы лабораторные данные, полученные на практических занятиях по психологии.
В течение ряда лет на практических занятиях по психологии на факультете социальной педагогики и психологии ДГПУ студенты определяли лабораторным путём типологические свойства нервной системы друг друга и соотносили лабораторные и жизненные показатели при составлении развёрнутых психологических характеристик. Были разработаны соответствующие методики и собран достаточно большой материал, позволяющий сделать теоретическое заключение о связи индивидуально-типологических свойств нервной системы с рядом жизненных проявлений, в частности с педагогической направленностью личности, с некоторыми педагогическими способностями. На основании объективных данных, собранных нами на первом этапе были взяты респонденты, у которых отчётливо проявлялась сила в сочетании с инертностью или подвижностью нервной системы. Внутри группы инертных, так же, как и внутри группы подвижных, были выделены хорошо и слабо подготовленные студенты: учитывалось знание соответствующих разделов профилирующих дисциплин и методики их изучения по академической успеваемости и отзывам преподавателей.
В процессе педагогической практики мы наблюдали, как у студентов формируется система психологических средств уравновешивания типологически обусловленной индивидуальности с условиями успешной педагогической деятельности при проведении занятий, мероприятий.
Объектом наблюдения было то, что зависит от индивидуально-типологических особенностей личности: скорость и адекватность реагирования; эмоциональность; распределённость, переключаемость внимания; активность, саморегуляция, работоспособность; формирование стереотипов, установок, их устойчивость; соотнесение действий с намеченным планом; оценка времени; темп речи, её выразительность, мимика, пантомимика, точность движений, действий.
Наблюдения за студентами с сильной, подвижной или инертной нервной системой позволили сделать ряд выводов:
- уже на первых этапах педагогической деятельности у студентов формируется система психологических средств уравновешивания индивидуальности с условиями деятельности; это характерно для всех испытуемых, независимо от подготовки отношения к работе;
- студенты, без специальной подготовки, не осознают того, что у них складывается индивидуальный стиль деятельности и
это затрудняет его формирование (например, студенты стараются подражать специалисту, у которого проходят практику, строго следовать методическим разработкам и в тех случаях, когда это противоречит особенностям их высшей нервной деятельности и вызывает дискомфорт);
- наши данные подтвердили выводы других исследователей о том, что хорошо подготовленные «подвижные» студенты выигрывают во время работы за счёт быстрой ориентации, скорости реакции, «инертные» - за счёт тщательной подготовки; уровень достижений у «инертных» студентов повышается равномерно и более устойчив;
- у слабо подготовленных студентов уравновешивание индивидуально-типологических особенностей с требованиями деятельности проходит иначе; у «подвижных» наблюдается тенденция к тому, чтобы занять учащихся независимо от целей и задач мероприятия, занятия, неорганизованность, склонность к неоправданным экспромтам; у «инертных» студентов проявляется тенденция к стереотипности, однообразию, отказу от тех приемов и методов, которые требуют их собственного активного участия, хотя при подготовки они планируют некоторый материал про запас;
- у «инертных» студентов в напряженной ситуации ускоряются двигательные и речевые реакции, все говорили быстрее, чем обычно и сами этому удивлялись; однако, вариативность в темпе речи, ее выразительность мало изменились за период практики, этот аспект индивидуального стиля формируется медленнее остальных;
- студенты с подвижной нервной системой считали, что могут сделать за занятие больше, чем делали на самом деле, а «инертные» студенты - наоборот; поэтому мы полагаем, что первая группа скорее учится адекватно оценивать время;
- анализ индивидуально-типологических особенностей студентов, проявившихся во время педагогической практики, позволяет объяснить причины отдельных успехов и неудач и дать ряд рекомендаций.
Студентам с инертным типом было рекомендовано: развивать присущие им ровный темп, тщательность подготовки, обстоятельность, деловитость; вырабатывать систему стереотипных реакций, планировать возможную вариативность.
Студентам с подвижным типом мы рекомендовали: развивать активность, живость, добиваться выполнения цели занятия; учитывать не только свои способности, но и возможности, зависящие от компетентности.
На втором этапе мы изучали формирование индивидуального стиля деятельности у студентов-практикантов со слабым типом высшей нервной деятельности. Были отобраны студенты
с ярко выраженной слабостью нервной системы по лабораторным показателям. Но только у двух из них лабораторные показатели полностью совпадали с жизненными. Все студенты были хорошо подготовлены, однако в большей или меньшей степени боялись предстоящей практики, были не уверены в своих силах, имели заниженную самооценку.
К первым занятиям студенты готовились заблаговременно и очень тщательно, но не только сами считали, что не справятся с ними, но и вызывали такие опасения у окружающих. Однако, первые занятия дали неожиданный результат, студенты были собраны, подтянуты, несколько возбуждены, реагировали на все изменения быстро и адекватно. Преподнесение материала отличалось детализацией, усложненностью, сложной оказалась и речь, но основные положения преподнесены достаточно доказательно. Преобладало объяснение, а не рассказ. Если у студентов с сильной инертной нервной системой (флегматиков) стереотипные формы поведения вырабатывались и устойчиво закреплялись к концу практики, то у студентов со слабой нервной системой (меланхоликов) они проявлялись на первых занятиях и сохранялись до конца. Сразу сложилась некоторая последовательность, поэтапность действий, форма обращения к учащимся; динамика мимики, пантомимики, речи у студентов была различной, но индивидуально-своеобразной. Особенностью испытуемых слабого типа было то, что они сами выдели значимые и незначимые недостатки своей работы, старались их исправить. Наблюдения за студентами со слабым типом высшей нервной деятельности позволили сделать ряд выводов. Во-первых, эти студенты способны к высокой мобилизации энергии, они выигрывают за счет тщательной подготовки, повышенного самоконтроля, концентрации усилий. Во-вторых, способны к быстрому реагированию на незначительные изменения ситуации, у них ярко проявляется предвидение ситуации, педагогическое воображение. В-третьих, студенты со слабым типом высшей нервной деятельности отличаются быстрым формированием динамических стереотипов и их устойчивостью. И это, наряду с быстрой реакцией, повышенным самоконтролем обеспечивает успех в деятельности.
В заключение следует отметить, что проблема индивидуального стиля деятельности вызывает интерес у студентов. В тех случаях, когда мы беседовали со студентами и давали им соответствующие советы, формирование индивидуального стиля деятельности шло быстрее и успешнее. Поэтому изучение формирования индивидуального стиля деятельности в зависимости от типологических свойств высшей нервной системы в процессе обучения в педагогическом вузе открывает важный аспект воспитания и самовоспитания будущего специалиста.
Библиографический список
1. Агарагимова В.К. Формирование коммуникативной культуры студентов в системе профессионального образования. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009; 3: 10 - 106.
2. Агарагимова В.К., Назаралиев И.А. Основы социально-педагогических исследований: учебное пособие. Москва, 2016.
3. Ажиев А.В., Гадаборшева З.И. Субъект-средовая парадигма построения психологической практики в вузе. Вестник Академии права и управления. 2015; 4 (41): 146 - 52.
4. Гасанова П.Г., Даудова Д.М., Мугадова С.Т., Цахаева А.А. Феномен нравственности в научной рефлексии. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014; 4 (29): 6 - 10.
5. Лепский Е.В. Субъектно-ориентированный подход к инновационному развитию. Москва, 2009.
References
1. Agaragimova V.K. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury studentov v sisteme professional'nogo obrazovaniya. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2009; 3: 10 - 106.
2. Agaragimova V.K., Nazaraliev I.A. Osnovy social'no-pedagogicheskih issledovanij: uchebnoe posobie. Moskva, 2016.
3. Azhiev A.V., Gadaborsheva Z.I. Sub'ekt-sredovaya paradigma postroeniya psihologicheskoj praktiki v vuze. Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2015; 4 (41): 146 - 52.
4. Gasanova P.G., Daudova D.M., Mugadova S.T., Cahaeva A.A. Fenomen nravstvennosti v nauchnoj refleksii. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2014; 4 (29): 6 - 10.
5. Lepskij E.V. Sub'ektno-orientirovannyjpodhod k innovacionnomu razvitiyu. Moskva, 2009.
Статья поступила в редакцию 09.04.16
УДК 159
Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogics and Psychology, Deputy Dean for Science of Faculty of Special Remedial Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Gasanguseinova P.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Social Pedagogics and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Yusupova R.Yu., assisting teacher, Department of General and Pedagogical Psychology, Faculty of Social Pedagogics and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]