Научная статья на тему 'Психологическая адаптация личности ребёнка к условиям и требованиям окружающей среды через библиотерапевтические методики'

Психологическая адаптация личности ребёнка к условиям и требованиям окружающей среды через библиотерапевтические методики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / ЛИЧНОСТЬ РЕБЁНКА / IDENTITY OF THE CHILD / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / BIBLIOPSIKHOLOGIYA / BIBLIOTERAPIYA / БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / BIBLIOTERAPEVTICHESKY TECHNIQUES / ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / THERAPEUTIC EFFECT OF FICTION / БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ / BIBLIOTERAPEVTICHESKY TREATMENT / БИБЛИОПСИХОЛОГИЯ / БИБЛИОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балашова Е.В.

В статье рассматривается процесс психологической адаптации личности ребёнка к условиям и требованиям окружающей среды через чтение определенных, специально подобранных, литературных произведений. Анализируется такой метод библиосоциальной работы, как библиотерапия, которая изучает терапевтический эффект художественной литературы. Лечение чтением («библиотерапия»), основано на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния человека, входит в одно из звеньев системы психотерапии. Главным отличием библиотерапевтического метода от прочих является выявление через чтение механизма конкретного выхода из проблемы. Характеризуются основные цели библиотерапии и исследуются видовые особенности библиотерапии (целенаправленная, нецеленаправленная, развивающая).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE IDENTITY OF THE CHILD TO CONDITIONS AND REQUIREMENTS OF THE ENVIRONMENT THROUGH THE BIBLIOTHERAPEUTIC TECHNIQUES

The work studies a process of psychological adaptation of children to conditions and requirements of the environment through reading the certain, specially chosen literary works The author considers such method of bibliosocial work as a bibliotherapy, which studies therapeutic effect of imaginary literature. Treatment by reading (“bibliotherapy”), is based on the use of systematic reading to improve the psychological state of a person, it is a part of the system that links it with psychotherapy. The main difference of the bibliotherapeutic method from the other methods is identification through the reading of a mechanism to solve a concrete problem. The main objectives of the bibliotherapy are characterized, its specific features are investigated (purposeful, not purposeful, developing).

Текст научной работы на тему «Психологическая адаптация личности ребёнка к условиям и требованиям окружающей среды через библиотерапевтические методики»

Библиографический список

1. Агарагимова В.К., Назаралиев И.А. Воспитательные возможности метода сказкотерапии в психолого-педагогической работе с детьми в условиях школы-интерната. Мир образования - образование в мире. 2016; 1 (61): 83 - 89.

2. Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология. Детский сад от А до Я. 2008; 3.

3. Агарагимова В.К., Рубанова Е.И., Ибрагимова Р.Ю. Игра как средство коррекции нарушений в сфере эмоциональной жизни детей дошкольного возраста. Проблемы современного педагогического образования. 2017; 55-8: 15 - 21.

References

1. Agaragimova V.K., Nazaraliev I.A. Vospitatel'nye vozmozhnosti metoda skazkoterapii v psihologo-pedagogicheskoj rabote s det'mi v usloviyah shkoly-internata. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2016; 1 (61): 83 - 89.

2. Atemaskina Yu.V. Proektnaya deyatel'nost' pedagoga: suschnost' i tehnologiya. Detskijsad ot A do Ya. 2008; 3.

3. Agaragimova V.K., Rubanova E.I., Ibragimova R.Yu. Igra kak sredstvo korrekcii narushenij v sfere 'emocional'noj zhizni detej doshkol'nogo vozrasta. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017; 55-8: 15 - 21.

Статья поступила в редакцию 08.07.18

УДК 021.4:615.851

Balashova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: balash_elena@list.ru

PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE IDENTITY OF THE CHILD TO CONDITIONS AND REQUIREMENTS OF THE ENVIRONMENT THROUGH THE BIBLIOTHERAPEUTIC TECHNIQUES. The work studies a process of psychological adaptation of children to conditions and requirements of the environment through reading the certain, specially chosen literary works The author considers such method of bibliosocial work as a bibliotherapy, which studies therapeutic effect of imaginary literature. Treatment by reading ("bibliotherapy"), is based on the use of systematic reading to improve the psychological state of a person, it is a part of the system that links it with psychotherapy. The main difference of the bibliotherapeutic method from the other methods is identification through the reading of a mechanism to solve a concrete problem. The main objectives of the bibliotherapy are characterized, its specific features are investigated (purposeful, not purposeful, developing).

Key words: Psychological adaptation, identity of the child, environment, bibliopsikhologiya, biblioterapiya, biblioterape-vtichesky techniques, therapeutic effect of fiction, biblioterapevtichesky treatment.

Е.В. Балашова, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,

E-mail: balash_elena@list.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА К УСЛОВИЯМ И ТРЕБОВАНИЯМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЧЕРЕЗ БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

В статье рассматривается процесс психологической адаптации личности ребёнка к условиям и требованиям окружающей среды через чтение определенных, специально подобранных, литературных произведений. Анализируется такой метод библиосоциальной работы, как библиотерапия, которая изучает терапевтический эффект художественной литературы. Лечение чтением («библиотерапия»), основано на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния человека, входит в одно из звеньев системы психотерапии. Главным отличием библиотерапевтического метода от прочих является выявление через чтение механизма конкретного выхода из проблемы. Характеризуются основные цели библиотерапии и исследуются видовые особенности библиотерапии (целенаправленная, нецеленаправленная, развивающая).

Ключевые слова: психологическая адаптация, личность ребёнка, окружающая среда, библиопсихология, библиотерапия, библиотерапевтические методики, терапевтический эффект художественной литературы, библиотерапев-тическое лечение.

Экономические и социальные особенности развития современного общества создали стрессовый прецедент практически у каждого человека. Психологическая адаптация личности ребёнка становится центральной проблемой детских и юношеских библиотек.

Психологическая адаптация - это процесс приспособления психической деятельности ребёнка к условиям и требованиям окружающей среды, позволяющей устанавливать оптимальные соотношения с окружающей средой и удовлетворять свои актуальные потребности [1].

Для мобилизации защитных сил психики в условиях стресса (по мнению В.И. Малининой) книга может быть использована в двух отношениях:

1. При дефиците общения - расширение социальных контактов.

2. При переизбытке информации и дискомфорте общения, при скрытых конфликтах - в качестве защитного барьера, так как текст поглощает внимание ребёнка, отгораживая его во время чтения от окружающих [2].

Компенсаторные механизмы воздействия художественной литературы можно определить следующим образом:

1. Чтение триллеров способствует

- устранению эмоционального дефицита;

- освобождению читателя от душевного напряжения [3; 4].

2. Чтение боевиков может способствовать

- разрядке нервной энергии;

- фиктивному самоутверждению;

- опосредованному высвобождению агрессивной энергии [3; 4].

3. Чтение «дамских» романов может

- способствовать нейтрализации психологического стресса: эмоционального и информационного;

- компенсировать ущемленное чувство личного достоинства;

- компенсировать неудовлетворенные или недостаточно удовлетворенные социальные потребности;

- компенсировать неумение или невозможность испытывать любовь в реальной жизни [5].

Таким образом, чтение художественной литературы в целом, способствует нормализации душевной (психической) жизни ребёнка.

Наличие у чтения компенсаторного значения подтверждается существованием такого метода библиосоциальной работы, как библиотерапия, которая изучает терапевтический эффект художественной литературы. Главным отличием би-блиотерапевтического метода от прочих является выявление через чтение механизма конкретного выхода из проблемы.

Важной вехой в становлении специальной отрасли науки о взаимодействии человека с книгой явились труды отечественного библиотековеда Н.А. Рубакина. В 20-х годах прошлого века он

выступил с развернутой программой «библиопсихологии» (термин принадлежит автору). Н.А. Рубакин раскрывает суть своей программы следующим образом - это системное изучение триады «читатель - книга (текст) - автор». До Н.А. Рубакина каждая из частей триады рассматривалась отдельно, тогда как наиболее существенно, по его мнению, их взаимодействие и единство. При этом Н.А. Рубакин считал, что главное в триаде - читатель. Ошибка, когда изучается сначала текст, потом автор (или сначала автор, потом текст), а читатель - где-то на втором плане. Он подчеркивал, что каждый читатель по-своему, избирательно усваивает и осмысливает тексты, привнося в них что-то свое [6].

Целительное воздействие слова имеет очень давнюю традицию. С развитием художественной литературы и пониманием ее роли в жизни человека появились исследования, позволяющие судить об особенностях различных читателей и читающей публики в целом. Так, Н.А. Рубакин составлял рекомендательные списки литературы для читателей. «Врачевание словом» используется для людей имеющих проблемы в общении, в позиционировании себя в коллективе, в осознании собственного «я», отмечается большая терапевтическая роль сказки, особенно когда речь идет о детях; появляются работы, посвященные терапевтическому воздействию литературы в целом, а также собственному словесному творчеству ребёнка [б].

Лечение чтением («библиотерапия» - греч. biblion книга и the^ia лечение, основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния человека) входит в одно из звеньев системы психотерапии. Литература и искусство становятся все более мощными и перспективными средствами в психотерапии. В настоящее время библиотерапия - это использование возможностей чтения для решения широкого спектра терапевтических задач. Перспективны для библиотечного обслуживания психотерапевтические знания, практические находки и методики [7].

В библиотерапии используется способность художественного текста передавать чувства и мысли человека, оказавшегося в трудной ситуации. Этот метод призван помочь понять и изучить типологию характеров в литературе, искусстве, чтобы найти себя как читателя, зрителя в человеческой культуре, утвердиться и таким образом в собственной духовной индивидуальности. Составлены списки произведений, которые рекомендуются при определенных пограничных состояниях, для коррекции отношений между родителями и детьми, для уменьшения подростковых фобий или неврозов, вызванных разводом родителей, для повышения самооценки, вывода из депрессии, после изнасилования, для освобождения от наркотической и, в целом, химической зависимости [8; 9].

Библиотерапия способствует психологической адаптации личности ребёнка. Причины конфликта ребёнка с окружающей действительностью: семейная ссора; неудачи в учебной деятельности; непростые отношения с одноклассниками, друзьями; неудовлетворенные амбиции и многое другое - обычное, повседневное, привычное - могут стать причиной того, что ребёнок, подросток закроется в себе, чтобы, не обращая внимания на окружающий его мир, переживать страх, безысходность [10].

Библиотерапевтическое лечение начинается с психологического исследования личности ребёнка и поиска конфликта: корни конфликта могут уходить так глубоко, что ребёнок не способен самостоятельно найти их и сформулировать, с чего все началось.

После того как конфликт обнаружен и определен, к процессу лечения подключается библиотечный специалист - специалист не по душам, а по книгам. Библиотечный специалист составляет для ребёнка план чтения, рассчитанный на три-четыре недели.

Библиографический список

План содержит от семи до двенадцати названий книг и состоит из трех частей: вводной, основной и закрепляющей. Сначала ребёнок читает литературу тонизирующего характера, отвлекающую от мрачных мыслей и способствующую выработке оптимистичного видения мира (но опять: тексты не должны внушать необоснованный оптимизм, несбыточные надежды).

Вторая часть плана чтения содержит книги, герои которых попали в такой же, как и сам ребёнок, жизненный переплет и нашли из него выход. Следя за действиями героя, ребёнок постепенно сживается с ним, отождествляет себя с персонажем, и ближе к финалу романа они оба - читатель и персонаж - начинают искать выход вместе. Один, два, три персонажа, пережившие психологический кризис и вышедшие из сложной ситуации - и у ребёнка появляются силы противостоять собственной жизненной трагедии.

Основные цели библиотерапии: 1) дать читателю информацию о проблемах; 2) помочь проникнуть в их суть; 3) обсудить новые ценности и отношения; 4) сформировать сознание того, что другие люди сталкивались с подобными проблемами, показать, как они эти проблемы решали.

В библиотерапии специалисты выделяют:

- целенаправленную (способствующую воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя);

- нецеленаправленную (служащую для того, чтобы поднять настроение, отвлечь от навязчивых мыслей о проблеме);

- развивающую (библиотерапию чтением и интерактивную библиотерапию, то есть обсуждение прочитанного) [11].

Актуальной проблемой является вопрос определения круга чтения с целью библиотерапевтического воздействия в условиях библиотеки. Ведь далеко не каждая книга может быть рекомендована с библиотерапевтической целью. Дифференцированный подход является естественным и необходимым для библиотерапии, так как она является как раз методом воздействия на личность читателя. Найти книгу для делового чтения легче, чем отыскать художественную литературу по душе. Для человека, подверженного стрессу, чтение художественной литературы - порой единственный спасательный круг. На использование в библиотерапии именно художественной литературы указывает Ю.Н. Дрешер (массовое чтение в транспорте - наглядный пример того, как усталые люди интуитивно прибегают к библиотерапии) [11].

Библиотерапия может пониматься не только как лечение, но и как воспитание с помощью книг. Тем самым она имеет отношение, как к медицине, так и к педагогике. В одних случаях имеется в виду лишь подбор книг для чтения, в других - и обсуждение их с теми, кто нуждается в поддержке. У библиотерапии могут быть разные цели: например, изменение эмоционального состояния или влияние на сами особенности личности; она может выступать как руководство со стороны, а может - как средство самоанализа и самосовершенствования; может применяться в индивидуальных и в групповых формах, и т. д.

Итак, библиотерапия является одним из перспективных направлений психотерапии, опирающимся на особую природу психотерапевтической (художественной, педагогической) коммуникации, механизмы художественного творчества и восприятия.

Сегодня количество детей и подростков, нуждающихся в психологической и моральной поддержке, в библиотерапевтиче-ской помощи, увеличилось. И, если раньше библиотерапия использовалась в большей мере в специальных библиотеках, чаще в медицинских, в целях лечения и профилактики заболеваний, то теперь данное направление работы применяется в деятельности многих детских и юношеских библиотек, сотрудники которых осознали необходимость и пользу применяемого метода.

1. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Санкт-Петербург, 2003.

2. Балашова Е.В. Библиотерапия: компенсаторное чтение художественной литературы. Балашова. Библиотерапия: задачи, подходы, методы. Москва: БМЦ, 2009: 49 - 54.

3. Воронина Э.А. Детектив. Чтение в библиотеках России: информ. изд. Вып.6. Развлекательное чтение в библиотеках. Санкт-Петербург, 2007: 116 - 127.

4. Воронина Э.А. Приключенческая литература. Чтение в библиотеках России: информ. изд. Вып.6. Развлекательное чтение в библиотеках. Санкт-Петербург, 2007: 100 - 115.

5. Макарова А.Г. Любовный роман и его читатели. Чтение в библиотеках России: информ. изд. Вып.6. Развлекательное чтение в библиотеках. Санкт-Петербург, 2007: 71 - 89.

6. Рубакин Н.А. Библиологическая психология. Москва, 2006: 752 - 766.

7. Балашова Е.В. Библиотерапевтические традиции. Учёные записки Алтайского государственного института искусств и культуры. Барнаул, 2002. Вып. 2: 167 - 170.

8. Выготский Л.С. Психология искусства. Available at: www.goldbiblioteca.ru /online_psihologiya / online_psistr5/467.php

9. Джинджихашвили Н.Я. К вопросу о психологической необходимости искусства. Psychologylib.ru: Библиотека по психологии. Available at: http: //psychologylib.ru

10. Коцюбинский А.П. Значение адаптационно-компенсаторных механизмов. А.П. Коцюбинский, А.И. Скорик, Н.А. Пенчул. Социальная и клиническая психиатрия. 2007; № 2; Т. 17: 104.

11. Библиотерапия: методические материалы. Составитель Ю.Н. Дрешер. Казань, 2009.

References

1. Parygin B.D. Social'naya psihologiya. Sankt-Peterburg, 2003.

2. Balashova E.V. Biblioterapiya: kompensatornoe chtenie hudozhestvennoj literatury. Balashova. Biblioterapiya: zadachi, podhody, metody. Moskva: BMC, 2009: 49 - 54.

3. Voronina 'E.A. Detektiv. Chtenie v bibliotekah Rossii: inform. izd. Vyp.6. Razvlekatel'noe chtenie v bibliotekah. Sankt-Peterburg, 2007: 116 - 127.

4. Voronina 'E.A. Priklyuchencheskaya literatura. Chtenie vbibliotekah Rossii: inform. izd. Vyp.6. Razvlekatel'noe chtenie v bibliotekah. Sankt-Peterburg, 2007: 100 - 115.

5. Makarova A.G. Lyubovnyj roman i ego chitateli. Chtenie vbibliotekah Rossii: inform. izd. Vyp.6. Razvlekatel'noe chtenie v bibliotekah. Sankt-Peterburg, 2007: 71 - 89.

6. Rubakin N.A. Bibliologicheskaya psihologiya. Moskva, 2006: 752 - 766.

7. Balashova E.V. Biblioterapevticheskie tradicii. Uchenye zapiski Altajskogo gosudarstvennogo instituta iskusstv i kul'tury. Barnaul, 2002. Vyp. 2: 167 - 170.

8. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva. Available at: www.goldbiblioteca.ru /online_psihologiya / online_psistr5/467. php

9. Dzhindzhihashvili N.Ya. K voprosu o psihologicheskojneobhodimostiiskusstva. Psychologylib.ru: Biblioteka po psihologii. Available at: http: //psychologylib.ru

10. Kocyubinskij A.P. Znachenie adaptacionno-kompensatornyh mehanizmov. A.P. Kocyubinskij, A.I. Skorik, N.A. Penchul. Social'naya i klinicheskaya psihiatriya. 2007; № 2; T. 17: 104.

11. Biblioterapiya: metodicheskie materialy. Sostavitel' Yu.N. Dresher. Kazan', 2009.

Статья поступила в редакцию 20.07.18

УДК 378

Bogatyreva M.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Karachay-Cherkessia State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: melianat@mail.ru

THE DIDACTIC POSSIBILITIES OF THE METHOD OF PROJECTS IN THE PROCESS OF TEACHING FUTURE DESIGNERS.

The article discusses the technology of the use of the method of projects in teaching future designers in the process of vocational training at a university. Project activity of designers should be organized on the basis of students' understanding of the functional significance of the design object and its applied value for the customer and society. The students should be aware that their projects contribute to the development of the culture of society in general and regional culture in particular. The use of the project method contributes to the formation of students' necessary general cultural and professional competence. Thanks to the project approach, the creative component of the professional skills of the future designer is effectively formed. Key words: students, design, project method, project training.

М.Х. Богатырёва, канд. пед. наук, доц. каф. ДПИ и дизайна, ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск, E-mail: melianat@mail.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

В статье рассматривается технология реализации метода проектов при подготовке будущих дизайнеров в процессе профессионального обучения в вузе. Проектную деятельность дизайнеров необходимо организовывать на основе понимания студентами функциональной значимости объекта проектирования и его прикладной ценности для заказчика и общества. Студенты должны осознавать, что своими проектами они вносят вклад в развитие культуры общества в целом и региональной культуры в частности, использование метода проектов способствует тому, что у студентов формируются необходимые общекультурные и профессиональные компетенции. Благодаря проектному подходу эффективно формируется творческая составляющая профессионального мастерства будущего дизайнера.

Ключевые слова: студенты, дизайн, метод проектов, проектное обучение.

В связи с постоянными процессами развития высшего образования, в связи с изменяющимися условиями и требованиями к специалистам, возникает необходимость совершенствования содержания образовательных программ, развития новых форм и методов организации учебных занятий, освоения современных технологий передачи знаний. Это особенно актуально для преподавания творческих дисциплин. Особенно данные тенденции затронули бурно развивающееся в России дизайн - образование. Уже не требует доказательств факт того, что метод проектов в процессе подготовки будущих дизайнеров зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Данный метод позволяет эффективно формировать общекультурные и профессиональные компетенции студентов-дизайнеров, существенно облегчая впоследствии их вхождение в профессию.

Традиционно считается, что метод проектов был разработан в начале XX века в США американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Однако, немецкий педагог М. Кнолл предлагает отсчитывать рождение метода проектов в образовании с XVI века, а историю его использования разбить на следующие этапы [1] (табл. 1):

В России метод проектов в процессе обучения возник в 1905 году. Под руководством педагога-экспериментатора С.Т. Шацкого была организована группа сотрудников, которые прорабатывали использование проектных методов в школьной образовательной практике. В дальнейшем, метод проектов нашел широкое распространение в педагогической практике, так как позволяет целесообразно сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности обучающихся [1].

В современных условиях подходы к организации проектной деятельности студентов в контексте актуальных социокультурных проблем видятся в построении учебного процесса таким образом, чтобы студент, овладевая знаниями и умениями, обладал способностью к творческой преобразовательной деятельности, которая заключается в генерации и осуществлении новых креативных идей, согласующихся с целями проектирования в той или иной области.

При работе над проектом студенту необходимо осознавать и перерабатывать информацию в условиях ее неопределенности, формулировать гипотезы решения творческих задач, представ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.