Научная статья на тему 'Дидактические возможности метода проектов в процессе подготовки будущих дизайнеров'

Дидактические возможности метода проектов в процессе подготовки будущих дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ДИЗАЙН / DESIGN / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROJECT METHOD / PROJECT TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатырёва М.Х.

В статье рассматривается технология реализации метода проектов при подготовке будущих дизайнеров в процессе профессионального обучения в вузе. Проектную деятельность дизайнеров необходимо организовывать на основе понимания студентами функциональной значимости объекта проектирования и его прикладной ценности для заказчика и общества. Студенты должны осознавать, что своими проектами они вносят вклад в развитие культуры общества в целом и региональной культуры в частности, использование метода проектов способствует тому, что у студентов формируются необходимые общекультурные и профессиональные компетенции. Благодаря проектному подходу эффективно формируется творческая составляющая профессионального мастерства будущего дизайнера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIDACTIC POSSIBILITIES OF THE METHOD OF PROJECTS IN THE PROCESS OF TEACHING FUTURE DESIGNERS

The article discusses the technology of the use of the method of projects in teaching future designers in the process of vocational training at a university. Project activity of designers should be organized on the basis of students' understanding of the functional significance of the design object and its applied value for the customer and society. The students should be aware that their projects contribute to the development of the culture of society in general and regional culture in particular. The use of the project method contributes to the formation of students' necessary general cultural and professional competence. Thanks to the project approach, the creative component of the professional skills of the future designer is effectively formed.

Текст научной работы на тему «Дидактические возможности метода проектов в процессе подготовки будущих дизайнеров»

9. Джинджихашвили Н.Я. К вопросу о психологической необходимости искусства. Psychologylib.ru: Библиотека по психологии. Available at: http: //psychologylib.ru

10. Коцюбинский А.П. Значение адаптационно-компенсаторных механизмов. А.П. Коцюбинский, А.И. Скорик, Н.А. Пенчул. Социальная и клиническая психиатрия. 2007; № 2; Т. 17: 104.

11. Библиотерапия: методические материалы. Составитель Ю.Н. Дрешер. Казань, 2009.

References

1. Parygin B.D. Social'naya psihologiya. Sankt-Peterburg, 2003.

2. Balashova E.V. Biblioterapiya: kompensatornoe chtenie hudozhestvennoj literatury. Balashova. Biblioterapiya: zadachi, podhody, metody. Moskva: BMC, 2009: 49 - 54.

3. Voronina 'E.A. Detektiv. Chtenie v bibliotekah Rossii: inform. izd. Vyp.6. Razvlekatel'noe chtenie v bibliotekah. Sankt-Peterburg, 2007: 116 - 127.

4. Voronina 'E.A. Priklyuchencheskaya literatura. Chtenie vbibliotekah Rossii: inform. izd. Vyp.6. Razvlekatel'noe chtenie v bibliotekah. Sankt-Peterburg, 2007: 100 - 115.

5. Makarova A.G. Lyubovnyj roman i ego chitateli. Chtenie vbibliotekah Rossii: inform. izd. Vyp.6. Razvlekatel'noe chtenie v bibliotekah. Sankt-Peterburg, 2007: 71 - 89.

6. Rubakin N.A. Bibliologicheskaya psihologiya. Moskva, 2006: 752 - 766.

7. Balashova E.V. Biblioterapevticheskie tradicii. Uchenye zapiski Altajskogo gosudarstvennogo instituta iskusstv i kul'tury. Barnaul, 2002. Vyp. 2: 167 - 170.

8. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva. Available at: www.goldbiblioteca.ru /online_psihologiya / online_psistr5/467. php

9. Dzhindzhihashvili N.Ya. K voprosu o psihologicheskojneobhodimostiiskusstva. Psychologylib.ru: Biblioteka po psihologii. Available at: http: //psychologylib.ru

10. Kocyubinskij A.P. Znachenie adaptacionno-kompensatornyh mehanizmov. A.P. Kocyubinskij, A.I. Skorik, N.A. Penchul. Social'naya i klinicheskaya psihiatriya. 2007; № 2; T. 17: 104.

11. Biblioterapiya: metodicheskie materialy. Sostavitel' Yu.N. Dresher. Kazan', 2009.

Статья поступила в редакцию 20.07.18

УДК 378

Bogatyreva M.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Karachay-Cherkessia State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: melianat@mail.ru

THE DIDACTIC POSSIBILITIES OF THE METHOD OF PROJECTS IN THE PROCESS OF TEACHING FUTURE DESIGNERS.

The article discusses the technology of the use of the method of projects in teaching future designers in the process of vocational training at a university. Project activity of designers should be organized on the basis of students' understanding of the functional significance of the design object and its applied value for the customer and society. The students should be aware that their projects contribute to the development of the culture of society in general and regional culture in particular. The use of the project method contributes to the formation of students' necessary general cultural and professional competence. Thanks to the project approach, the creative component of the professional skills of the future designer is effectively formed. Key words: students, design, project method, project training.

М.Х. Богатырёва, канд. пед. наук, доц. каф. ДПИ и дизайна, ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск, E-mail: melianat@mail.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

В статье рассматривается технология реализации метода проектов при подготовке будущих дизайнеров в процессе профессионального обучения в вузе. Проектную деятельность дизайнеров необходимо организовывать на основе понимания студентами функциональной значимости объекта проектирования и его прикладной ценности для заказчика и общества. Студенты должны осознавать, что своими проектами они вносят вклад в развитие культуры общества в целом и региональной культуры в частности, использование метода проектов способствует тому, что у студентов формируются необходимые общекультурные и профессиональные компетенции. Благодаря проектному подходу эффективно формируется творческая составляющая профессионального мастерства будущего дизайнера.

Ключевые слова: студенты, дизайн, метод проектов, проектное обучение.

В связи с постоянными процессами развития высшего образования, в связи с изменяющимися условиями и требованиями к специалистам, возникает необходимость совершенствования содержания образовательных программ, развития новых форм и методов организации учебных занятий, освоения современных технологий передачи знаний. Это особенно актуально для преподавания творческих дисциплин. Особенно данные тенденции затронули бурно развивающееся в России дизайн - образование. Уже не требует доказательств факт того, что метод проектов в процессе подготовки будущих дизайнеров зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Данный метод позволяет эффективно формировать общекультурные и профессиональные компетенции студентов-дизайнеров, существенно облегчая впоследствии их вхождение в профессию.

Традиционно считается, что метод проектов был разработан в начале XX века в США американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Однако, немецкий педагог М. Кнолл предлагает отсчитывать рождение метода проектов в образовании с XVI века, а историю его использования разбить на следующие этапы [1] (табл. 1):

В России метод проектов в процессе обучения возник в 1905 году. Под руководством педагога-экспериментатора С.Т. Шацкого была организована группа сотрудников, которые прорабатывали использование проектных методов в школьной образовательной практике. В дальнейшем, метод проектов нашел широкое распространение в педагогической практике, так как позволяет целесообразно сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности обучающихся [1].

В современных условиях подходы к организации проектной деятельности студентов в контексте актуальных социокультурных проблем видятся в построении учебного процесса таким образом, чтобы студент, овладевая знаниями и умениями, обладал способностью к творческой преобразовательной деятельности, которая заключается в генерации и осуществлении новых креативных идей, согласующихся с целями проектирования в той или иной области.

При работе над проектом студенту необходимо осознавать и перерабатывать информацию в условиях ее неопределенности, формулировать гипотезы решения творческих задач, представ-

Таблица 1

Основные этапы становления метода проектов в мировой практике (по М. Кнолл)

№ Этап Содержание этапа

1. 1590-1765 годы начало проектной работы в архитектурных школах Европы. Разработка многочисленных проектов. Проектная работа давала студентам возможность поступать в мастер классы и получать титул академического архитектора, что сделало «проект» признанным методом обучения

2. 1765-1880 годы проект в рамках обычного метода преподавания и его перемещение в Америку. С появлением родственных инженерных профессий этот метод распространился не только в архитектурных, но и в технических и промышленных высших школах сначала во Франции, затем в Германии, Австрии и Швейцарии, а в середине XIX столетия в США.

3. 1880-1915 годы работа над проектами в частных и в государственных школах. Метод проектов в США называли также методом проблем, и связывался он с идеями, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком.

4. 1915-1965 годы пересмотр метода проектов и его возвращение из Америки обратно в Европу. Достоинства проектной системы были оценены мировой педагогической общественностью. В начале ХХ столетия проектный метод как специфическая американская образовательная стратегия обсуждался и применялся во многих странах мира.

5. 1965 год - по настоящее время: повторное открытие идеи проекта и третья волна его международного распространения. Многие современные движения и реформы образования опираются на метод проектов.

лять большее количество вариантов, извлекать из глубин подсознания следы прошлого опыта и комбинировать их в новые неожиданные комбинации [2].

Работа над проектом должна рассматриваться как творческое сотрудничество в системах - «преподаватель - студент» и «студент - студент». При этом не следует забывать, что художественное восприятие эстетических ценностей является особым видом сотворчества, при котором происходит эмоциональное сопереживание, связанное с воспитанием эмоциональной отзывчивости на слово - цвет, образ и др.

В процессе выполнения дизайн-проекта необходимо не только выявить и проанализировать прошлые преобразования, эволюцию формы проектируемых объектов, но и представить все возможные преобразования объектов дизайн-проектирования для достижения оптимального результата дизайнерской деятельности. Проектную деятельность дизайнеров необходимо организовывать на основе понимания студентами функциональной значимости объекта проектирования и его прикладной ценности для заказчика и общества. Студенты должны осознавать, что своими проектами они вносят вклад в развитие культуры общества в целом и региональной культуры в частности.

Технологию разработки дизайн - проекта студентами можно разбить на несколько этапов [3 - 5]:

Первый этап - поисковый - включает выполнение следующих операций: сбор текстового и иллюстративного материала, анализ литературы по теме проектов. На данном этапе студенты собирают необходимый материал, работают с литературой и источниками из Интернета. При этом происходит синтез воображения и абстрактного мышления, воображения и рассудка, что создает предпосылки для развития личности будущего дизайнера и формирование необходимых, прежде всего, общекультурных компетенций.

Преподаватель меняет свои дидактические функции - из основного источника информации превращается в проводник студентов по информационному пространству, активно стимулируя студентов к творческому поиску. В случае возникновения необходимости преподаватель дополняет и корректирует работу студентов, подсказывает различные варианты выполнения проекта, оставляя право выбора за студентами.

Второй этап - аналитический. На данном этапе анализируют и систематизируют полученную информацию, обсуждают в группе поставленные задачи.

На данном этапе происходит выполнение следующих операций:

- Инициируется структурный анализ объекта (выделение его свойств, характеристик);

- Проводится композиционная разработка, приводящая к гармонии функции, конструкции и формы объекта дизайна. Разработка может выполняться как графическими, так и живописными средствами художественной выразительности).

Третий этап - проективный- предполагает собственно осуществление и реализацию художественного проекта в ко-

тором решение образно-художественных задач наряду с учебно-технологическими, является определяющим.

Четвёртый этап — презентативный. На данном этапе происходит презентация проекта. Этап необходим для завершения работы, анализа проделанного, самооценки, оценки со стороны, и представления результатов. На этом этапе студент или группа презентуют проект, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов проделанной работы.

Пятый этап - заключительный. Данный этап проектирования предполагает коррекцию проекта, если того требует необходимость. Чаще всего необходимость корректирования возникает после представления проекта группе. Многие проекты, особенно вызвавшие заинтересованность, в процессе презентации рождают у студентов группы креативные идеи, нередко вызывают спор. Всё это идёт на пользу всем студентам группы. При этом авторы проекта самостоятельно обобщают все мнения и принимают решение о коррекции или, отстаивая своё авторское право. оставляют проект без существенных изменений.

Примерами тем проектов, которые могут быть предложены на занятиях могут быть следующие:

- графические упражнения на эмоции - «Грусть», «Радость», «Гнев», и т. п.;

- графические упражнения на ассоциации - «Легкость», «Тяжесть» и т. п.

Данные упражнения развивают у будущих дизайнеров специальные (художественно-творческие) способности, связанные с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации.

Например, на занятиях по компьютерной графике, посвя-щённых дизайну костюмов, проектирование включает следующие элементы: вначале студенты изготавливают авторскую коллекцию костюмов в материале, решая ряд сложнейших художественных, конструкторско-технологических задач. После создания коллекции проводится профессиональная фотосъёмка моделей. Материалы фотосессии являются полноценным, качественным, авторским продуктом конкретного студента, что дает возможность совместно с преподавателем решать творческие задачи в области компьютерного проектирования. Далее отбираются наиболее выразительные фотоизображения, с которыми студенты начинают формировать собственное авторское портфолио на занятиях по компьютерной графике.

Как показывает практика, каждый из выполненных проектов имеет свои оригинальные особенности, которые говорят о взглядах его разработчиков на сложную и многогранную деятельность современного дизайнера. Тематические задания по выполнению проектов определяются потребностями кафедры, вуза в разработках продукции рекламного характера. Благодаря такому подходу теоретические знания помогают становлению практических навыков в творческом применении студентами образно-смысловых и визуально-выразительных возможностей в различных

областях проектной деятельности - средовом, графическом дизайне. В результате проделанной работы речь уже идет не только об обучении, но и о социально-нравственном воспитании и самовоспитании студентов - будущих дизайнеров.

Тем самым метод проектов позволяет добиться решения следующих дидактических задач:

- студенты вырабатывают навыки самостоятельного поиска и освоения учебного материала,

- в процессе демонстрации проекта студенты - будущие дизайнеры приобретают уникальный опыт публичных выступлений, формируют умения вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения,

- студенты так же учатся представлять на электронных носителях художественно-графическую информацию.

- формируются необходимые общекультурные и профессиональные компетенции.

По мере развития изобразительных (графических и живописных) способностей студента педагог может заострять внимание на тех или иных сторонах творческих способностей будущего дизайнера и тем самым поддерживать на должном уровне атмосферу «творческого напряжения» и интенсивности учебного процесса [2].

Библиографический список

Как отмечают педагоги- практики, с чьим мнением мы солидарны, выстраивание продуктивной проектной деятельности студентов возможно так же с помощью следующих методов и приёмов:

- проблемного (моделирование проблемных ситуаций, имитирующих реальную проектную деятельность дизайнера;

- методов, используемых в архитектурном проектировании, а именно: непредсказуемости, неожиданности предлагаемых решений;

- использование методов комбинаторики;

- использование приемов гротеска,

- выстраивание смысловых ассоциативных связей в системе символов;

- использование экранной слайд-презентации, звукового сопровождения;

- создание многоканальной среды с использованием компьютерных технологий.

Тем самым профессиональную подготовку будущих дизайнеров в вузе следует осуществлять в сочетании традиционных и инновационных подходов. Благодаря проектному подходу эффективно формируется творческая составляющая профессионального мастерства будущего дизайнера.

1. Соловьев А.Н., Степаняк И.К. Метод проектов в педагогике высшей школы. История и перспективы. ВестникМГУКИ. 2009; № 4 (30): 143 - 148.

2. Богатырёва М.Х. Развитие творческого воображения будущих дизайнеров средствами графического дизайна. Мир науки, культуры, образования. 2016; 3 (58): 146 - 148.

3. Князева Е.В. Метод проектов в организации художественно-графической подготовки при обучении дизайнеров. Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. 2017; Т. 1: 414 - 421.

4. Калашникова Т.Г., Барвенко В.И. Метод проектов в обучении дизайнеров как технология личностно-ориентированного образования. Наука и образование. 2015; № 37-1: 68 - 72.

5. Власова И.М. Методика организации проектной деятельности бакалавров-дизайнеров при изучении графических редакторов. Педагогика искусства. 2012; 1: 199 - 206.

References

1. Solov'ev A.N., Stepanyak I.K. Metod proektov v pedagogike vysshej shkoly. Istoriya i perspektivy. VestnikMGUKI. 2009; № 4 (30): 143 - 148.

2. Bogatyreva M.H. Razvitie tvorcheskogo voobrazheniya buduschih dizajnerov sredstvami graficheskogo dizajna. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 3 (58): 146 - 148.

3. Knyazeva E.V. Metod proektov v organizacii hudozhestvenno-graficheskoj podgotovki pri obuchenii dizajnerov. Problemy kachestva graficheskoj podgotovki studentov v tehnicheskom vuze: tradicii i innovacii. 2017; T. 1: 414 - 421.

4. Kalashnikova T.G., Barvenko V.I. Metod proektov v obuchenii dizajnerov kak tehnologiya lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Nauka i obrazovanie. 2015; № 37-1: 68 - 72.

5. Vlasova I.M. Metodika organizacii proektnoj deyatel'nosti bakalavrov-dizajnerov pri izuchenii graficheskih redaktorov. Pedagogika iskusstva. 2012; 1: 199 - 206.

Статья поступила в редакцию 30.06.18

УДК 378.1

Vinogradova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), sensor lecturer, Department of Mathematics and Informatics, State Agrarian

University of Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia), E-mail: vinmarvlad@yandex.ru

Malchukova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), sensor lecturer, Department of Mathematics and Informatics, State Agrarian

University of Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia), E-mail: Npescova06@yandex.ru

THE FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS OF AN AGRARIAN UNIVERSITY. The internationalization of education is one of the most characteristic features of the development of education in the modern world. The educational space of Russia and the world community is developing with great speed. Therefore, the goal of the international community engaged in internationalization in the process of teaching students is to create a global trajectory of human education regardless of the place of residence and level of education, which, in turn, should be based on objective trends in the development of national relations in the modern world, one of the products of which is the training of foreign students. Therefore, the article presents a comprehensive study of the formation of intercultural competence, which is aimed at the formation of a person that meets the requirements of the new time, has an understanding, tolerance and respect for other cultures, the ability to live in peace and harmony with representatives of different ethnic backgrounds and religions.

Key words: intercultural competence, nationality, traditions, customs, spiritual, cultural values, curatorial hours, intercultural meetings.

М.В. Виноградова, канд. пед. нак, доц. каф. математики и информатики, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья,

г. Тюмень, Е-mail: vinmarvlad@yandex.ru

Н.Н. Мальчукова, канд. пед. нак, доц. каф. математики и информатики, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья,

г. Тюмень, Е-mail: Npescova06@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Интернационализация образования является одной из наиболее характерных особенностей развития образования в современном мире. Образовательное пространство России и мирового сообщества развивается с большой скоростью. Поэтому целью международного сообщества, занимающегося интернационализацией в процессе обучения студентов, является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.