Научная статья на тему 'Проектные технологии как средство повышения эффективности профессиональной подготовки будущих дизайнеров'

Проектные технологии как средство повышения эффективности профессиональной подготовки будущих дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DESIGN STUDENTS FUTURE DESIGNERS / PROJECT-BASED LEARNING / ДИЗАЙН / СТУДЕНТЫ БУДУЩИЕ ДИЗАЙНЕРЫ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эсеккуев К.В.

В статье показаны возможности проектных технологий в процессе повышения эффективности профессиональной подготовки будущих дизайнеров. Использование проектного обучения для развития творческого компонента профессиональной компетентности будущих дизайнеров обусловлена направленностью подготовки дизайнеров на решение реальных профессиональных задач, каждая из которых может рассматриваться как отдельный проект. Автор делает вывод о том, что при подготовке дизайнеров каждый преподаватель должен обладать готовностью и способностью осуществлять художественно-творческую деятельность; с включением образного мышления, обеспечивающего эффективное формирование проектного мышления, будущего дизайнера. В целом профессиональная подготовка, основанная на проектном обучении, должна обеспечивать формирование субъектной позиции будущего дизайнера, его личностный рост и развитие, активное включение личностного опыта в проектную деятельность с поэтапным её усложнением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT TECHNOLOGIES AS A MEANS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF PROFESSIONAL TRANING OF FUTURE DESIGNERS

The author conducts research on possibilities of design technologies in the process of improving the efficiency of professional training of future designers. The use of project-based teaching for the development of creative component of professional competence of future designers due to the orientation training of designers in the real-life professional tasks, each of which can be considered as a separate project. The author concludes that during the education for designers, each teacher should possess willingness and an ability to implement the artistic and creative activity, as well as creative thinking that provides effective formation of design thinking. In general, the offered training and especially project-based teaching should ensure the formation of the subjective position of the future designer, his personal growth and development, active inclusion of personal experience in project activities with gradual complication.

Текст научной работы на тему «Проектные технологии как средство повышения эффективности профессиональной подготовки будущих дизайнеров»

3. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). Москва, 2014.

4. Везиров Т.Г., Бабаян А.В. Профессиональная подготовка магистров педагогического образования средствами электронного обучения: монография. Ульяновск, 2015.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, 2008.

6. Об утверждении ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014. № 1505. Available at: www.consultant.ru

References

1. Vezirov T.G. Podgotovka magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya v usloviyah novoj informacionno obrazovatel'noj sredy. Koncept. 2013: 2 - 3.

2. Vezirov T.G. Razvitie professional'noj kompetencii studentov magistratury v celyah informacionno-obrazovatel'noj sredy pedvuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 4 (41): 126 - 128.

3. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizacii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskij i tehnologicheskij aspekty). Moskva, 2014.

4. Vezirov T.G., Babayan A.V. Professional'naya podgotovka magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya sredstvami 'elektronnogo obucheniya: monografiya. Ul'yanovsk, 2015.

5. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. Moskva, 2008.

6. Ob utverzhdenii FGOS VO po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven'magistratury). Prikaz Minobrnauki Rossii ot 21.11.2014. № 1505. Available at: www.consultant.ru

Статья поступила в редакцию 11.04.16

УДК 378

Esekkuev K.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Karachay-Cherkess State University n. a. U. D. Aliev

(Karachayevsk, Russia), E-mail: kcsu@mail.ru

PROJECT TECHNOLOGIES AS A MEANS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF PROFESSIONAL TRANING OF FUTURE DESIGNERS. The author conducts research on possibilities of design technologies in the process of improving the efficiency of professional training of future designers. The use of project-based teaching for the development of creative component of professional competence of future designers due to the orientation training of designers in the real-life professional tasks, each of which can be considered as a separate project. The author concludes that during the education for designers, each teacher should possess willingness and an ability to implement the artistic and creative activity, as well as creative thinking that provides effective formation of design thinking. In general, the offered training and especially project-based teaching should ensure the formation of the subjective position of the future designer, his personal growth and development, active inclusion of personal experience in project activities with gradual complication.

Key words: design students - future designers, project-based learning.

К.В. Эсеккуев, канд. пед. наук, доц. каф. дизайна, Карачаево-Черкесский государственный университет

им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: kcsu@mail.ru

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

В статье показаны возможности проектных технологий в процессе повышения эффективности профессиональной подготовки будущих дизайнеров. Использование проектного обучения для развития творческого компонента профессиональной компетентности будущих дизайнеров обусловлена направленностью подготовки дизайнеров на решение реальных профессиональных задач, каждая из которых может рассматриваться как отдельный проект. Автор делает вывод о том, что при подготовке дизайнеров каждый преподаватель должен обладать готовностью и способностью осуществлять художественно-творческую деятельность; с включением образного мышления, обеспечивающего эффективное формирование проектного мышления, будущего дизайнера. В целом профессиональная подготовка, основанная на проектном обучении, должна обеспечивать формирование субъектной позиции будущего дизайнера, его личностный рост и развитие, активное включение личностного опыта в проектную деятельность с поэтапным её усложнением.

Ключевые слова: дизайн, студенты - будущие дизайнеры, проектное обучение.

Дизайн-образование в России находится ещё только на стадии становления и развития. Специфика профессии дизайнера заключается в повышенной изменчивости содержания и характера выполняемых работ. Это связано с тем, что потребности рынка в области дизайна отличаются повышенной динамикой.

Однако в организации подготовки будущих дизайнеров пока ещё преобладают традиционные подходы, используется решение, прежде всего, типовых профессиональных задач. В то же время становится очевидным, что это в настоящий момент не соответствует реальным профессиональным условиям работы дизайнера.

Между тем, анализ профессиональной деятельности дизайнера показал, что эта профессия связана с постоянным созданием чего-то нового, что требует от дизайнера определённых качеств личности и способностей: нестандартного подхода в постановке и решении проблем; оригинальности, развитого образного мышления, интуиции и способности к предвидению результатов собственной деятельности.

На основе анализа особенностей профессиональной деятельности, квалификационной характеристики дизайнера, существующих исследований в этой области [1 - 3], можно сказать,

что творческий компонент является ключевой составной частью профессиональной компетентности дизайнера.

Тем самым, учитывая растущее значение дизайна в современном, стремительно меняющемся обществе, постоянно повышающийся спрос на компетентных дизайнеров, которые, в соответствии с возрастающими запросами населения, способны предлагать оригинальные продукты и услуги, удовлетворяющие самым разнообразным пожеланиям потребителей, представляется необходимым постоянно повышать эффективность профессионального образования дизайнеров. При этом с учётом специфики профессиональной деятельности дизайнеров можно сказать, что требуется активное внедрение и реализация технологий, направленных на развитие творчества.

На основе обзора психолого-педагогической литературы, а также личного многолетнего опыта подготовки будущих дизайнеров, можно сделать вывод, что среди наиболее эффективных технологий, способствующих решению поставленных задач, можно выделить проектные технологии. Целесообразность использования проектного обучения для развития творческого компонента профессиональной компетентности будущих дизайнеров обусловлена направленностью подготовки дизайнеров на решение реальных профессиональных задач, каждая из кото-

рых может рассматриваться как отдельный проект. Как отмечает О.В. Каукина [3, с. 103], «...подготовка специалиста, отвечающего современным требованиям, возможна лишь посредством интеграции профессионального становления, основанного на овладении профессиональными знаниями и умениями, развитии творческой и практической направленности личности, оказывающих влияние на формирование проектной культуры.». При этом очевидно, что для развития данной культуры подходят, прежде всего, проектные технологии.

Ещё в 80-е годы XX в. учёные Королевского колледжа искусств ввели понятие проектной культуры как комплексного фактора, включающего навыки, знания и опыт, накопленные человечеством в изобретательской, преобразовательной и исполнительной деятельности. При этом формирование проектной культуры имеет свои специфические особенности, в зависимости от сферы применения. В нашем случае этот процесс будет рассмотрен на примере дизайна.

Тем самым дизайн сегодня рассматривается как деятельность проектная, являющаяся составной частью проектной культуры, где овладение концептуальными и образно-пластическими способами решения творческих задач выступают как приоритетные умения дизайнера. Творческий и общекультурный фундамент личности дизайнера, его профессионально-мировозренче-ские позиции формируются именно в студенческую пору. В связи с чем, педагогические проблемы обучения дизайну особо актуализируются на нынешнем этапе развития профессии.

Следует отметить, что в процессе профессиональной деятельности в Институте культуры и искусств на кафедре декоративно-прикладного искусства и дизайна Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева преподаватели, в том числе автор статьи, стремятся создавать условия для формирования проектно-образного и пространственного мышления, развития у студентов эстетического вкуса, При этом мы стараемся в рамках преподаваемых дисциплин «Проектирование в дизайне среды», «Конструирование и макетирование в дизайне среды», «История дизайна» привить профессиональные навыки, воспитать чувство ответственности за результаты своей работы, способствовать успешному процессу познавательной деятельности на занятиях проектированием. В целом, это всё положительно влияет на развитие творческой индивидуальности личности студентов.

Методическая система обучения проектированию включает:

- общее знакомство студентов со спецификой проектирования в дизайнерской среде;

- систему специальных заданий как практических проектных действий, направленных на целостное овладение студентами методом и объектом дизайна в процессе создания проектного образа, основанных на поэтапном формировании компонентов проектно-образного мышления - восприятие и анализ проблемы, поиск и выдвижение проектной концепции, ее разработка, доказательство и проверка, ведущих к системному функционированию познавательных процессов студентов-дизайнеров [4].

Формирование проектно-образного мышления у студентов в процессе создания нового дизайн-продукта, в который обу-

Библиографический список

чаемый вложил свои знания, умения и навыки, приобретённые посредством практической проектной деятельности, помогают впоследствии решать в курсовых и дипломных работах более сложные проектные задачи.

Тем самым, от того, насколько успешно развиваются проектные навыки студентов в процессе прохождения отдельных дисциплин, зависит уровень профессиональной компетентности будущего дизайнера, который можно сформировать на этапе профессионального обучения. В этой связи так же крайне важна межпредметная интеграция и согласованность преподавателей в процессе отбора содержания обучения будущих дизайнеров и разрабатываемых проектах.

На основе личного опыта [5] и опыта коллег учебных учреждений России, осуществляющих подготовку будущих дизайнеров, можно сказать, что для эффективной профессиональной подготовки будущих дизайнеров необходимо ре-ализовывать систему следующих психолого-педагогических условий:

• формирование у каждого преподавателя направленности на развитие творческого компонента у студентов, выражающегося в их мотивировании к решению нестандартных профессиональных задач, в инициировании овладения методологией и методикой решения творческих задач, в демонстрации собственного творческого подхода к разработке профессиональных проектов;

• организация в процессе проектирования работы студентов в команде, характерной для профессиональной деятельности дизайнера, посредством исполнения студентами каждой из основных ролей (генератор идей, критик, техник) для выработки навыков конструктивного профессионального общения, взаимодействия и принятия коллективного ответственного решения, адекватного поставленной задаче;

• использование реальных профессиональных проблем с целью повышения мотивации студентов и приобретения ими опыта профессиональной деятельности в качестве проектных заданий;

• последовательное усложнение проектов, характеризующееся степенью эвристичности доминирующей деятельности и готового дизайн-продукта; уровнем завершённости и степенью детализации готового продукта;

• использование в качестве эффективного средства оценки и самооценки, творческого мышления и профессиональных навыков студентов персональных портфолио, отражающих индивидуальный стиль будущего дизайнера.

Тем самым каждый преподаватель должен обладать готовностью и способностью осуществлять художественно-творческую деятельность; с включением образного мышления, обеспечивающего эффективное формирование проектного мышления, будущего дизайнера. В целом профессиональная подготовка, основанная на проектном обучении, должна обеспечивать формирование субъектной позиции будущего дизайнера, его личностный рост и развитие, активное включение личностного опыта в проектную деятельность с поэтапным её усложнением.

1. Андреева О.П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки будущего дизайнера в вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Йошкар-Ола, 2011.

2. Тухбатуллина Л.М. Подготовка специалиста-дизайнера к проектной деятельности. Дизайн - новые взгляды и решения. Казань, 2008.

3. Каукина О.В., Наумов В.П. Формирования проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2013; Т. 2; № 4 (14): 102 - 109.

4. Гумерова К.К., Файзуллина В.Ф. Использование интерактивных методов обучения в дизайн-образовании. Развитие педагогической науки в современной России: результаты исследований аспирантских школ: материалы Интернет-конференции. Санкт-Петербург, 2013; 138 - 140.

5. Эсеккуев К.В. Формирование этнохудожественной культуры студентов художественно-графического факультета на занятиях по декоративно-прикладному искусству (на материале КЧР). Москва, 2011.

References

1. Andreeva O.P. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj kompetentnosti v processe podgotovki buduschego dizajnera v vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Joshkar-Ola, 2011.

2. Tuhbatullina L.M. Podgotovka specialista-dizajnera k proektnoj deyatel'nosti. Dizajn - novye vzglyady i resheniya. Kazan', 2008.

3. Kaukina O.V., Naumov V.P. Formirovaniya proektnoj kul'tury buduschih dizajnerov v processe professional'noj podgotovki v vuze. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatischeva. 2013; T. 2; № 4 (14): 102 - 109.

4. Gumerova K.K., Fajzullina V.F. Ispol'zovanie interaktivnyh metodov obucheniya v dizajn-obrazovanii. Razvitie pedagogicheskoj nauki vsovremennoj Rossii: rezul'taty issledovanij aspirantskih shkol: materialy Internet-konferencii. Sankt-Peterburg, 2013; 138 - 140.

5. 'Esekkuev K.V. Formirovanie 'etnohudozhestvennoj kul'tury studentov hudozhestvenno-graficheskogo fakul'teta na zanyatiyah po dekorativno-prikladnomu iskusstvu (na materiale KChR). Moskva, 2011.

Статья поступила в редакцию 10.04.16

УДК 371

Abdurakhmanova P.D., doctor of philological Sciences, Professor. head. the Department of Early learning foreign languages

and methods of their teaching, FGBOU VPO "Dagestan state pedagogical University", E-mail: passikhat05@mail.ru

SPECIFICITY OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN THE CONTEXT OF MODERN REQUIREMENTS IN THE FIELD OF EDUCATION. The teaching of English of elementary school students is a very actual problem for the Russian educational practice. According to current approaches, the efficiency of teaching English to pupils of a primary school age is determined by willingness and desire of children to participate in intercultural communication in the target language. The author concludes that classes on the English language in the primary school build foundation for the development of interest in cultural diversity, peace, respect for languages and cultures of other nations among pupils. The classes also help to develop ideas about behavioral norms in the culture who speak the target language. The children see new possibilities to use the English language as a means of communication in the whole world. Thus, a foreign language teaching should facilitate the creation of a child's personality, develop his potential, give him a tool for foreign language communication and interaction.

Key words: primary school students, learning foreign languages, individual approach, developing training.

П.Д. Абдурахманова, доктор филологических наук, профессор. зав. кафедрой Раннего обучения иностранным языкам

и методики их преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: passikhat05@mail.ru

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Обучение английскому языку учащихся начальной школы является очень актуальной проблемой для отечественной образовательной практики. Согласно современным подходам эффективность процесса обучения английскому языку в младшем школьном возрасте определяется готовностью и желанием детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. Автор делает вывод о том, что с помощью английского языка в начальных классах закладываются основы для развития у учащихся интереса к культурному многообразию мира, уважения к языкам и культурам других народов, а также для развития первых представлений о нормах поведения в странах изучаемого языка, для «открытия» возможностей английского языка как средства общения в мире. Тем самым обучение иностранному языку должно способствовать становлению личности ребёнка, максимально развивать его потенциал, давать ему инструмент для иноязычного общения и взаимодействия.

Ключевые слова: учащиеся начальной школы, обучение иностранному языку, индивидуальный подход, развивающее обучение.

Обучение английскому языку учащихся начальной школы является очень актуальной проблемой для отечественной образовательной практики. Следует отметить, что общество не удовлетворено уровнем языковой подготовки учеников средней школы, что детерминирует разработки новых подходов обучения иностранному языку.

В настоящий момент обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Обязательное изучение иностранного языка со 2-го класса по 4-й (начальная школа) и с 5-го класса по 9-й (основная школа) реализует принцип непрерывного образования по иностранному языку в общеобразовательной школе, что соответствует современной потребности личности и общества.

Тем самым, согласно современным ФГОС, изучение иностранного языка предполагается со 2 класса общеобразовательной школы. Это можно рассматривать как большой прогресс, так как в Советской России обучение иностранному языку начиналось с 5 класса, что заведомо делало его неэффективным, в связи с тем, что к этому времени уже проходил сенситивный период, когда освоение нового языка проходит быстрее.

Выделим основные преимущества раннему обучению иностранному языку:

- положительное влияние на общие речевые способности ребёнка;

- более раннее вхождение ребёнка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке,

- положительное влияние на развитие различных психических функций (память, мышление, восприятие, воображение),

- повышение качества владения родным языком, создание базы для продолжения его изучения в основной школе.

Успешное и быстрое овладением иностранным языком возникает в случае, когда английский язык выполняет в жизни ребёнка те же социальные функции, что и первый язык, например, необходимость играть с иноязычным партнёром, общаться с бабушкой, которая говорит на английском языке и т. д.

Анализ существующей практики обучения позволяет выдвинуть новые требования к построению обучения у школьников начальной школы иностранным языкам. Еще в 1985 г. на международном семинаре ЮНЕСКО-МАПРЯЛ по данной проблеме

специалисты из различных стран были едины в подходе к этим требованиям: язык должен усваиваться ребенком осознанно, обучение ни в коем случае не должно превращаться в имитационный процесс; дети должны овладевать иностранным языком как средством общения, и все компоненты обучения (отбор и подача языкового материла, содержание действий по его реализации) необходимо подчинить коммуникативной цели. Подчёркивалась также необходимость достижения развивающего эффекта курса английского языка, то есть не просто опора на сложившиеся понятия, навыки и умения, а их развитие и формирование новых психических качеств. [1, с. 83]

Реализация этих требований предполагает адекватную психолого-педагогическую организацию деятельности (точнее, взаимодействия) педагога и детей в процессе обучения.

В современных школах особенности организации учебного процесса по изучению иностранного языка на начальной ступени образования заключаются в том, что:

- учителю необходимо стремиться, чтобы занятия проходили на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения.

- учитель должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие ребёнка, а не в ущерб ему.

В этой связи особенно важно, чтобы каждый ребёнок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. Тем самым не только знания и навыки владения языковым материалом определяют эффективность процесса обучения английскому языку в младшем школьном возрасте, но, прежде всего, готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. Это возможно, если основной формой школьной деятельности будет не слушание, говорение, чтение или письмо на английском языке, а живое, активное общение с учителем и друг с другом [2].

Суть такой организации педагогического процесса заключается в том, чтобы сделать ребёнка своим соратником в его обучении и воспитании, настроить его на педагогическое влияние, сохранить за ним переживание чувства свободного выбора. При этом каждый учащийся должен чувствовать веру в свои способности, испытывать радость за успехи. При неудачах необходимо помочь школьнику осмыслить их, оценить их как временные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.