Научная статья на тему 'Реализация творческого потенциала студентов-дизайнеров средствами проектных технологий'

Реализация творческого потенциала студентов-дизайнеров средствами проектных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ / ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CREATIVITY / CREATIVE POTENTIAL / CREATIVE AUTONOMY OF FUTURE DESIGNERS / DESIGN ENGINEERING / DESIGN AND TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тохчукова Д. З.

В статье показана роль проектных технологий в процессе реализации творческого потенциала студентов-дизайнеров. Автор рассматривает проблему создания творческой среды, в рамках которой происходит активное становление студентов-дизайнеров как профессионалов. В статье рассмотрен опыт применения проектных технологий для развития и реализации творческого потенциала студентов-дизайнеров на занятиях в рамках учебной дисциплины «Компьютерная графика и информационные технологии в дизайне». Выполняя дизайн-проекты, студенты получают опыт профессиональной деятельности, осознают значимость своей будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REALIZATION OF CREATIVE POTENTIAL OF DESIGN STUDENTS BY MEANS OF PROJECT TECHNOLOGIES

The article describes a particular role of projecting technologies in the process of realization of creative potential of students who study Designing. The author studies a problem of developing a creative environment, which would facilitate an active development of Design students as professionals. In the article the author shares her experience of use of project technologies for the development and realization of creative potential of students in design classes within a course of "Computer graphics and information technologies in design". One of the results of the project activity is a product and a design folder that accompany the creative process by a student. Design directory contains the results of the analytico-synthetic, technological activity, technical documentation and summary of design. Performing such design projects, students gain experience of professional activity, see their real results and realize the importance of their future profession.

Текст научной работы на тему «Реализация творческого потенциала студентов-дизайнеров средствами проектных технологий»

2. Bol'shaya kniga aforizmov. Rostov-na-Donu: «Vladis», 2001.

3. Velikie mysli velikih lyudej. Antologiya aforizma: v 3 t. Sost. I.I. Komarova, A.P. Kondrashov. Moskva: «Rippol-Klassik», 1998.

4. Vechnye istiny na vechnojlatyni. De verbo in verbum. Latinskie izrecheniya. Sostavitel' S.B. Barsov. Moskva: Centrpoligraf: OOO «Polyus», 2000.

5. Dement'ev A.D. Izbrannoe. Moskva: 'Eksmo, 2008.

6. Karnegi Dejl. Kak zavoevat' druzej. Minsk: Belarus', 1990.

7. Mastera aforizma. - Moskva: 'Eksmo, 2007.

8. Miron N.I. Pedagogicheskie aforizmy o studentah i prepodavatelyah Aktual'nye problemy veterinarii. Materialy mezhdunarodnoj konferencii. Barnaul, 1995.

9. Miron N.I. Lakonichno o shkole, abiturientah i studentah. Nauka, kul'tura, obrazovanie. 2004; 15/16.

10. Miron N.I. Pedagogicheskie aforizmy o studentah. Sovremennyjmir, priroda i chelovek. Tomsk, 2009; 3, Vyp. 1.

11. Miron N.I. Aforizmy o stipendiyah, 'ekzamenah i kanikulah studentov. Gorno-Altajsk: OAO «Gorno-Altajskaya tipografiya», 2010.

12. Miron N.I. Iz aforizmov N.I. Mirona. K 50-letiyu fakul'teta veterinarnoj mediciny AGAU, k 100-letiyu so dnya rozhdeniya d.b.n., professora I.S. Rzhanicynoj. Yubilejnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Barnaul, 2012.

13. Miron N.I. Pedagogicheskie aforizmy professora N.I. Mirona. Aktual'nye problemy sovremennoj nauki. Tomsk, 2012; T. I, № 3.

14. Miron N.I. Zolotye pedagogicheskie aforizmy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; № 1.

15. Mudrost' tysyacheletij: 'Enciklopediya. Avtor-sostavitel' V.N. Balyazin. Moskva: Olma-Press, 2002.

16. Mysli i aforizmy velikih lyudej. Sostaviteli I.I. Komarova, A.P. Kondrashov. Moskva: Rippol-Klassik, 2007.

17. Pushkin A.S. Izbrannoe. Moskva: 'Eksmo, 2003.

18. Chasha mudrosti. Bol'shaya kniga umnyh myslej vseh vremen i narodov. Sost. M.F. Ivanov, L.G. Stahurskaya. Rostov-na-Donu: Feniks, 2004.

Статья поступила в редакцию 20.01.15

УДК 378

Tohchukova D.Z., senior teacher, Karachaevo-Cherkess State University n.a. U.D. Aliev (Karachayevsk, Russia),

E-mail: tohchukoff@mail.ru

THE REALIZATION OF CREATIVE POTENTIAL OF DESIGN STUDENTS BY MEANS OF PROJECT TECHNOLOGIES. The

article describes a particular role of projecting technologies in the process of realization of creative potential of students who study Designing. The author studies a problem of developing a creative environment, which would facilitate an active development of Design students as professionals. In the article the author shares her experience of use of project technologies for the development and realization of creative potential of students in design classes within a course of "Computer graphics and information technologies in design". One of the results of the project activity is a product and a design folder that accompany the creative process by a student. Design directory contains the results of the analytico-synthetic, technological activity, technical documentation and summary of design. Performing such design projects, students gain experience of professional activity, see their real results and realize the importance of their future profession.

Key words: creativity, creative potential, creative autonomy of future designers, design engineering, design and technology.

Д.З. Тохчукова, ст. преп. Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск,

E-mail: tohchukoff@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье показана роль проектных технологий в процессе реализации творческого потенциала студентов-дизайнеров. Автор рассматривает проблему создания творческой среды, в рамках которой происходит активное становление студентов-дизайнеров как профессионалов. В статье рассмотрен опыт применения проектных технологий для развития и реализации творческого потенциала студентов-дизайнеров на занятиях в рамках учебной дисциплины «Компьютерная графика и информационные технологии в дизайне». Выполняя дизайн-проекты, студенты получают опыт профессиональной деятельности, осознают значимость своей будущей профессии.

Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, творческая самостоятельность студентов-дизайнеров, дизайн-проектирование, проектные технологии.

На современном этапе в высшей школе России идёт активное освоение ФГОС ВПО нового поколения, отрабатываются новые технологии подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Дизайн-образование, как и система образования в целом, активно трансформируется. Всё чаще исследователи отмечают факт превращения дизайна из вида деятельности по обслуживанию коммуникации, в язык коммуникации, который выполняет миссию социально-культурного интегратора общественного взаимодействия. Параллельно с изменяющимся миром теории и практики дизайна формулируется спектр новых задач, стоящих перед дизайн-образованием в контексте внедрения информационно-коммуникационных технологий:

• формирование у будущего специалиста представлений о художественно-проектной деятельности как творческой деятельности, направленной на создание и формообразование

социокультурной коммуникации в условиях информационного времени;

• формирование активного творческого мышления личности будущего специалиста, готовой к саморазвитию и самообразованию в условиях информатизации социума;

• формирование у будущего специалиста навыков информационной навигации, поиска и структурирования информационных потоков;

• формирование у студентов умений планировать многоуровневый и полиаспектный процесс воплощения творческого замысла для каждой конкретной задачи;

• формирование у студентов умений отбирать и обосновывать выбор программных продуктов, средств и технологий из реестра информационно-коммуникационных технологий для реализации творческого замысла каждой конкретной задачи;

• формирование навыков, необходимых знаний и умений для работы с конкретными (в зависимости от специализации) программными продуктами [1].

Творческий потенциал личности - это совокупность её свойств, состоянии и способностей, набор средств и приёмов, применяемых в решении творческих задач.

В структуре творческого потенциала выделяют: 1) специальные знания, 2) широту кругозора, 3) внутреннюю и внешнюю готовность к творчеству [2; 3].

Без начальных специальных знаний трудно рассчитывать на эффективный творческий процесс. Подлинное творчество связано с замыслом, и для его зарождения и раскрытия базовые знания тоже необходимы. Они служат основой для осознания меры противоречия между возможностью и задачей. Но творческий процесс значительно затрудняется без расширения кругозора и накопления информации в смежных областях, ибо часто творческие задачи решают на неосознанном уровне, пользуясь знаниями из других областей. При отсутствии знаний противоречие воспринимается как пропасть, возникает чувство страха, ощущение невозможности решения задачи. При этом творчество изначально блокируется. При наличии определённого объёма знаний противоречие в творческой ситуации переживается как тревога, являющаяся «пусковым механизмом» творческого процесса.

Вдохновение - важнейшая сторона творческого потенциала личности, характеризующаяся подъёмом, концентрацией творческих сил индивидуальности. Способность сконцентрировать творческие силы определяется как внутренняя готовность к творчеству. Механизм такой концентрации, по-видимому, состоит в смещении сознаваемого в подсознание и надсознание для создания базы творчества.

Другим важным компонентом творческого потенциала является способность к импровизации. Импровизация на фоне вдохновения рождается как бы из ничего, из смутной потребности творческого самоосуществления. Вместе с тем, существует ряд приёмов импровизирования, например: перебор случайных возможностей (в математике, планировании и т.п.), поиск ассоциативной доминанты (в познании, понимании чего-либо), создание художественного образа (в поэзии) и т.п. [4].

Большое внимание уделяется развитию творческого потенциала у студентов, обучающихся на специальностях, связанных с искусством и, в частности, у студентов специальности «Дизайн». Нами активно реализуются проектные технологии в процессе обучения студентов направления 546301.62 - «Дизайн» на базе Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева.

Осмысление дизайна как нового креативного вида проектной деятельности ставит новые задачи перед профессионалами, практиками и побуждает к саморазвитию и духовному обогащению, что предполагает интеграцию гуманитарных знаний в проектные технологии. Важнейшей чертой художника-дизайнера является также способность к эстетической оценке объекта дизайна, или художественный вкус, который дисциплинирует творческое воображение и является необходимым субъективным условием создания высокохудожественного произведения или объекта, отвечающего требованиям современного комфорта и высокого уровня потребления. Условием продуктивной деятель-

Библиографический список

ности творческого мышления и практического воплощения его результатов является способность художника-дизайнера, архитектора к вдохновению, то есть к особому напряжению всех его духовных и физических сил, к полной поглощённости творчеством, к творческому подъёму.

На практических занятиях в рамках преподаваемой нами дисциплины «Компьютерная графика и информационные технологии в дизайне» осуществляется освоение "алгоритма" проектирования, включающего систему последовательных компонентов (технологических шагов): потребность - мотив -цель - задачи - информация - идея - план действий - операции рефлексия - оценка; алгоритм технологии проектирования и др. В основу занятий-практикумов положена самостоятельная поисковая деятельность студентов на всех этапах проектирования. На стадии предпроектного исследования осуществляется наблюдение за объектами природы и предметного окружения и их анализ; проводятся мини-исследования по определению замысла на основе изучения потребности; ведётся поиск и сбор информации из истории вопроса, традиций, ретроспективных и перспективных взглядов на предметный мир, его целесообразность с опорой на метод дизайна, экспресс-исследование материалов, экспериментирование с ними и процессами их обработки. Работа студентов осуществляется на графическом планшете, осуществляется в программах Photoshop, CorelDRAW, ArchiCAD. В рамках практических занятий осуществляется создание комиксов, рекламных плакатов. Одним из результатов проектной деятельности является изделие (продукт) и дизайн-папка, сопровождающая творческий процесс и содержащая результаты аналитико-синтетической, технологической деятельности, техническую документацию и резюме по дизайну. Занятия по разработке проектов строятся по принципу творческой мастерской в обстановке раскованности, свободы выбора, обсуждения проблем и многовариантных замыслов, диалога и консультаций с педагогом и с участниками творческих групп. Презентация и защита творческих проектов проходит на зачётных занятиях в форме творческого экзамена, выставки работ, конкурсов и олимпиад. Следует также отметить, что успешная реализация комплексных задач, направленных на реализацию творческого потенциала студентов-дизайнеров возможна лишь при высоком уровне профессиональной компетентности преподавателей высшей школы и постоянной работы в инновационном режиме [5].

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что самоорганизация творческого процесса, овладение основами исследовательской деятельности, технологической культуры, коммуникации и рефлексии, смелость и раскованность в действиях открывают путь к самореализации и активной адаптации человека в различных сферах деятельности. Как показал наш опыт, студенты способны находить интересную тему проекта, при этом они проявляют повышенный интерес к практическим, значимым проектам, учитывая региональные, национальные особенности своего вуза, города, республики. Выполняя такие дизайн-проекты, студенты получают опыт профессиональной деятельности, видят реальный результат, осознают значимость своей будущей профессии и возможность реализовать себя на благо общества, своего народа и своей семьи.

1. Ларина О.В. Активизация художественно-проектной деятельности студентов-дизайнеров средствами информационно-коммуникационных технологий. Труды Нижегородского государственного технического университета. № 1(98): 292 - 300.

2. Петрова Н.Ф. Педагогические технологии управленческой деятельности преподавателя. Современные проблемы науки и образования. 2009; 2: 77-78.

3. Горовая В.И., Петрова Н.Ф. Индивидуально-ориентированное обучение как современная образовательная технология. 2010; 7: 75-76.

4. Фартак Л.И. Реализация познавательно-творческого потенциала студентов в освоении проектной технологии. Фестиваль педагогических идей. 2014; 3 Available at: http://festival.1september.ru/articles/584451/

5. Сорокопуд Ю.В. Новые требования к подготовке преподавателей высшей школы в контексте современных образовательных реалий. Мир науки, культуры, образования. 2013; 4 (41): 198-200.

References

1. Larina O.V. Aktivizaciya hudozhestvenno-proektnoj deyatel'nosti studentov-dizajnerov sredstvami informacionno-kommunikacionnyh tehnologij. Trudy Nizhegorodskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. № 1(98): 292 - 300.

2. Petrova N.F. Pedagogicheskie tehnologii upravlencheskoj deyatel'nosti prepodavatelya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2009; 2: 77-78.

3. Gorovaya V.l., Petrova N.F. Individual'no-orientirovannoe obuchenie kak sovremennaya obrazovatel'naya tehnologiya. 2010; 7: 75-76.

4. Fartak L.I. Realizaciya poznavatel'no-tvorcheskogo potenciala studentov v osvoenii proektnoj tehnologii. Festival' pedagogicheskih idej. 2014; 3 Available at: http://festival.1september.ru/articles/584451/

5. Sorokopud Yu.V. Novye trebovaniya k podgotovke prepodavatelej vysshej shkoly v kontekste sovremennyh obrazovatel'nyh realij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 4 (41): 198-200.

Статья поступила в редакцию 27.01.1

УДК 378

Aliyeva A.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Methods of Teaching Art Graphics Disciplines, Karachaevo-Cherkess State University n.a. U.D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: zzuleiha@mail.ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF PAINTING TEACHERS FOR WORK WITH CHILDREN IN ADDITIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article considers modern approaches to teaching artists and teachers to work with children in the system of additional education. The analysis conducted in the research develops a system of criteria that helps to properly organize the work of painting teachers in working with children at additional educational institutions. The author convincingly proves that in new socio-economic conditions the activity of institutions of additional education for children are of particular importance, for these schools serve open socio-pedagogical institutions that most fully and effectively provide creative potential in spending free time for children. Institutions of extra educational services fulfill implementation of requests of society and considerably expand traditional styles, forms and techniques of educational work with children and young people. A special emphasis in the research is made on the development of creativity among youth.

Key words: composition; compositional thinking; younger students; additional education.

А.Р. Алиева, канд. пед. наук, доц. каф. методики преподавания художественно-графических дисциплин. Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: zzuleiha@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье рассматриваются современные подходы к обучению художников-педагогов к работе с детьми в системе дополнительного образования. Проведён анализ, разработанной системы критериев, которые позволяют правильно ориентироваться художникам-педагогам в работе с детьми в дополнительных образовательных учреждениях. Автор убедительно доказывает, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность образовательных учреждений дополнительного образования детей как открытых социально-педагогических институтов, наиболее полноценно и эффективно обеспечивающих творческий потенциал свободного времени детей, в котором реализуются запросы социальной практики и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и молодёжью.

Ключевые слова: композиция; композиционное мышление; младшие школьники; дополнительное образование.

Перестройка высшего и среднего образования в стране направлена на то, чтобы дать школе высокообразованного специалиста с широкой эрудицией и культурой, высоким педагогическим мастерством. В связи с этим необходимо аккумулировать опыт всей отечественной и мировой педагогики, плодотворные идеи психологии, ключевые позиции обновления советской школы.

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает: защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях; квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста; реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся; участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения; психологическую помощь семьям детей групп особого внимания и др.

Существующая система взглядов учёных и практиков в области системы образования и дополнительного образования детей в частности, на процессы и явления в природе и обществе определяет ведущий замысел, определяет стратегию действий по развитию системы дополнительного образования детей. Государственная политика в области образования выдвигает конструктивные принципы её организации и функционирования, которые отражены в Концепции модернизации российского системы образования.

Дополнительное образование детей представляет собой уникальную социально-педагогическую систему, деятельность которой взаимосвязана с различными сферами жизнедеятель-

ности человека. В настоящее время данная образовательная система существует и развивается в ситуации инновационных изменений российского общества.

По общепринятому определению «дополнительное образование детей»:

- единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности;

- неотъемлемой частью системы непрерывного образования, призванная, обеспечить ребёнку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей;

- специфическая среда общения, поле деятельности, основополагающее средство формирования гуманистических установок, оно способствует профориентации, придает становлению человека новое качество.

В России исторически сложилась весьма стройная система художественного образования, которая включает в себя общее - в общеобразовательных учреждениях (детские сады, школы); дополнительное, существующее в общеобразовательных школах в форме кружков, мастерских, студий по различным видам искусства. К дополнительному образованию относятся художественные и музыкальные школы, школы искусств, центры эстетического воспитания, наконец, музеи, в которых существуют многообразные формы эстетического воспитания и художественного образования. Одна из главных задач дополнительного образования - создание условий для выявления и развития одаренных детей.

В последнее время понятие «одаренный» заменяется понятием - «ребёнок, мотивированный» к той или иной деятельности. Как бы подразумевается, что, если ребёнок хочет, то значит, он и сможет успешно овладеть конкретным видом, в нашем случае, искусства. При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.