обходимость помощи в совершенствовании умения записывать лекции.
Низкой оказалась и эффективность учебной деятельности студентов второй группы при запоминании научного текста. Эксперимент проводился уже и на втором курсе в третьем семестре, и, тем не менее, студенты этой группы по сравнению с первой значительно реже использовали при запоминании текста такие приемы, как выделение смысловых опорных пунктов, деление текста на части и составление плана и т. д. Отметим, что об этих приемах запоминания всем студентам подробно рассказывали в курсе «Введение в профессию», то есть можно говорить о недооценку рядом студентов данных рекомендаций, о неумении их использовать, об особом психологическом барьере, затрудняющим переход к более рациональной мнестической деятельности. Поэтому студентам необходима помощь в его преодолении.
Для многих первокурсников очень трудной, стрессовой оказалась ситуация сдачи экзамена. Некоторые из них испытывали настолько сильное волнение в течение нескольких лет обучения в вузе, что не могут воспроизвести даже хорошо им известный материал. При этом, от экзамена к экзамену синдром тревожности может усугубляться и привести к неадекватной самооценке и потере интереса к учебе, снижению успеваемости и ухудшению здоровья, в том числе и психического . Вместе с тем показано, что процесс адаптации у студентов с низкой успеваемостью протекает на фоне сниженных показателей самочувствия, активности, настроения и более высокой тревожности [5]. Всё это побудило нас провести изучение психического состояния студентов во время экзамена. Использовалась опросная методика, разработанная В.И. Чирковым и содержащая восемь шкал самооценки состояния. Она применялась при получении билета и сразу после сдачи экзамена.
Библиографический список
Результаты показали, что в целом свое самочувствие более высоко оценили студенты первой группы. Для них характерно и более гармоничное состояние, о чем свидетельствовал меньший разброс баллов по разным шкалам. У неадаптированных студентов до экзамена очень высокий уровень бодрствования (ббаллов из 7 возможных) сочетается обычно с отрицательным тоном настроения и состоянием неуверенности в успехе, тогда как в первой группе высокий уровень бодрствования (5,5 балла) сочетается со спокойным, слегка приподнятым настроением и уверенностью в успехе и своих силах. Еще более различается состояние студентов разных групп после экзамена, хотя эти различия (в настроении, желании работать, уверенности и др.) связаны скорее с результатом экзамена.
Значительное влияние на все стороны процесса адаптации к условиям обучения в вузе оказывает адаптация к новому коллективу сокурсников. Для изучения этого вопроса была проведена внутригрупповая социометрия. Студентам было предложено пять критериев, часто использующихся в различных исследованиях. Количество выборов не ограничивалось, социометрическую процедуру проводили кураторы групп, гарантировалась анонимность данных. Подтвердилось существование ранее установленной корреляционной связи между этим показателем и успеваемостью студентов. Получены статистически достоверные различия между группами: высокий социометрический статус в группе способствует адаптации к учебной деятельности в вузе, он же, в свою очередь, зависит от успехов в учебе.
Таким образом, использование пакета методик исследования для прогнозирования успешности процесса дидактической адаптации первокурсников позволит на научной основе реализовать индивидуальный подход в обучении и воспитании студентов и наметить пути преодоления возникающих трудностей.
1. Агарагимова В.К. Социально-педагогическая проблема воспитания дагестанской молодёжи. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки 2015; 2 (25): 20 - 25.
2. Агарагимова В.К. Антропокультурная компетентность социального работника. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 5 - 6.
3. Агарагимова В.К., Валиева П.О., Ибрагимова РЮ. Психолого-педагогические проблемы развивающей подготовки специалистов в педагогическом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 6 - 8.
4. Ивахненко Г. Современное студенчество: социологический портрет. Высшее образование в России. 2003; 5: 110 - 114.
5. Ажиев А.В., Гадаборшева З.И. Субъект-средовая парадигма построения психологической практики в вузе. Вестник Академии права и управления. 2015; 4 (41): 146 - 152.
References
1. Agaragimova V.K. Social'no-pedagogicheskaya problema vospitaniya dagestanskoj molodezhi. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki 2015; 2 (25): 20 - 25.
2. Agaragimova V.K. Antropokul'turnaya kompetentnost' social'nogo rabotnika. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 5 - 6.
3. Agaragimova V.K., Valieva P.O., Ibragimova R.Yu. Psihologo-pedagogicheskie problemy razvivayuschej podgotovki specialistov v pedagogicheskom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 6 - 8.
4. Ivahnenko G. Sovremennoe studenchestvo: sociologicheskij portret. Vysshee obrazovanie vRossii. 2003; 5: 110 - 114.
5. Azhiev A.V., Gadaborsheva Z.I. Sub'ekt-sredovaya paradigma postroeniya psihologicheskoj praktiki v vuze. Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2015; 4 (41): 146 - 152.
Статья поступила в редакцию 31.05.16
УДК 378
Bogatyryova M.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Karachay-Cherkessia State University n.a. U. D. Aliev
(Karachaevsk, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION OF FUTURE DESIGNERS BY MEANS OF GRAPHIC DESIGN. The article examines approaches of development of creative imagination of future designers by means of graphic design. Developed creative imagination is one of the most important components of the structure of abilities to design activities, as new images are created by imagination through diverse transformations of designed objects, combinations of existing past experiences in new images. The author comes to the conclusion that the training of designers in the university should be implemented in a combination of traditional and innovative approaches. For more effective development of creative imagination of future designers it is advisable to use the design approach developed a methodical system of creative tasks.
Key words: design, design culture, design education, design project, social-creative activity is in operation.
М.Х. Богатырёва, канд. пед. наук, доц. каф. ДПИ и дизайна, ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный
университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск, Е^аН: [email protected]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДСТВАМИ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
В статье рассматриваются подходы развития творческого воображения будущих дизайнеров средствами графического дизайна. Развитое творческое воображение является одним из наиболее важных компонентов структуры способностей к дизайнерской деятельности, так как новые образы создаются воображением путём разноплановых трансформаций проек-
тируемых объектов, сочетания имеющихся в прошлом опыте образов в новых. Автор приходит к выводу, что профессиональную подготовку дизайнеров в вузе следует осуществлять в сочетании традиционных и инновационных подходов. Для более эффективного развития творческого воображения будущих дизайнеров целесообразно применение проектного подхода с разработанной методической системой творческих заданий.
Ключевые слова: дизайн, проектная культура, дизайн-образование, дизайн-проект, социально-творческая активность в деятельности.
На фоне изменения социальных тенденций, отношений, ценностей, стремительно развивающихся технологий возникают новые виды, цели и задачи дизайна, появляются и преобразовываются объекты, функции и продукты дизайнерской деятельности, не существовавшие прежде. Современное профессиональное образование будущего дизайнера в высшей школе детерминировано потребностями экономики, общества, личности и ориентировано на подготовку высококвалифицированного специалиста. Тем самым основная задача дизайнера - чутко реагировать на происходящие изменения и с позиций теории дизайна, а так же социально - экономических, культурологических и других аспектов вырабатывать новые культурные ценности, планы и стратегии дизайнерской деятельности. Это обусловливает непрерывное совершенствование содержания, методов и средств обучения проектированию в графическом дизайне.
Проектно-художественная деятельность дизайнера состоит в организации определённого пространства для разнообразных общественных потребностей как материального, так и духовного свойства. Оригинальная концепция дизайна и индивидуальное видение его профессиональных целей и задач, методов и средств деятельности, выделяет дизайн-деятельность из всего разнообразия видов проявления художественного творчества [1 - 2 и др.].
В современных условиях содержание профессиональной подготовки будущих дизайнеров должно обусловливать развитие творческой личности, способной к самосовершенствованию, к активному, самостоятельному поиску новой информации и формированию новых знаний, развитию способностей к дизайнерской деятельности.
Между тем практика показывает, что в профессиональной подготовке дизайнеров нередко используются традиционные методы преподавания, которые не способствуют эффективному развитию творческих способностей и творческого воображения. В этой связи необходимо шире освещать опыт методы и технологии, способствующие становлению творческой личности будущего дизайнера.
Творческое воображение - это способность к построению новых целостных образов действительности путём переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально смыслового опыта.
Продукты творческого воображения дизайнера - образы проектируемых объектов, дизайнерские идеи, концепции, как правило, характеризующиеся новизной и оригинальностью.
Развитое творческое воображение является одним из наиболее важных компонентов структуры способностей к дизайнерской деятельности, так как новые образы создаются воображением путём разноплановых трансформаций проектируемых объектов, сочетания имеющихся в прошлом опыте образов в новых.
Специфика творческого воображения графического дизайнера состоит в продуцировании и преобразовании образов, в основном, двухмерных объектов. Создавая проектный образ и мысленно оперируя им, дизайнер должен учитывать стилевое единство графического языка создаваемых изображений, сочетание графических элементов и средовых объектов.
Функционирование творческого воображения в проектной деятельности графического дизайнера заключается в создании общей концепции, идеи проекта, продуцировании новых графических образов, их трансформации и оперировании ими в процессе поиска различных вариантов решения.
Активное мысленное оперирование образами происходит на различных этапах дизайнерской деятельности:
- в процессе зарождения общей идеи проекта,
- на этапе изучения аналогов,
- в процессе конкретизации замысла и уточнения формы,
- детальной проработки объектов графического дизайна.
Для такого процесса важно умение наблюдать, знать предмет изображения, владеть художественным методом и мастерством. В процессе творчества одинаково важны как подготовительная, так и заключительная работа, а также результат.
Подготовительная работа состоит из выбора темы и разработки сюжета, выполнения подготовительных эскизов, этюдов, набросков.
Заключительная работа - непосредственное выполнение замысла в материале.
При выполнении творческих заданий по проектированию студент непосредственно включается в самостоятельную творческую деятельность. Результатом этой работы является творческий продукт.
Процесс развития творческого воображения происходит более плодотворно при работе над курсовыми проектами. При этом студенты максимально используют все возможности творческого воображения. В процессе работы над курсовым проектом студентам необходимо выбрать и обосновать источник идеи, выразить развитие пластики формы с помощью графических средств, преобразовать пластическую идею средствами словесной выразительности, используя систему ранее полученных знаний по общеобразовательным и специальным дисциплинам. При работе над проектом студенту необходимо осознавать и перерабатывать информацию в условиях её неопределенности, формулировать гипотезы решения творческих задач, представлять большее количество вариантов, извлекать из глубин подсознания следы прошлого опыта и комбинировать их в новые неожиданные комбинации [1].
В процессе выполнения дизайн-проекта необходимо не только выявить и проанализировать прошлые преобразования, эволюцию формы проектируемых объектов, но и представить все возможные преобразования объектов дизайн-проектирования для достижения оптимального результата дизайнерской деятельности.
Примерами тем проектов, которые могут быть предложены на занятиях, могут быть следующие:
- графические упражнения на эмоции: «Грусть», «Радость», «Гнев», и т. п.;
- графические упражнения на ассоциации: «Легкость», «Тяжесть» и т. п.
Данные упражнения развивают у будущих дизайнеров специальные (художественно-творческие) способности, связанные с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации.
По мере развития изобразительных (графических и живописных) способностей студента педагог может заострять внимание на тех или иных сторонах творческих способностей будущего дизайнера и тем самым поддерживать на должном уровне атмосферу «творческого напряжения» и интенсивности учебного процесса [2].
Таким образом, на основе анализа опыта организации дизайн - образования [3; 4 и др.], содержание обучения студентов - будущих дизайнеров должно включать основы:
- теории и методологии дизайн-проектирования;
- развития теоретических, исторических, культурных, творческих аспектов дизайна;
- теории и методологии развития способностей к дизайнерской деятельности, в том числе развития и функционирования творческого воображения;
- организации самостоятельной и групповой проектной деятельности;
- реализации разработанных дизайн-проектов на практике с учётом инновационных технологий, психологии воздействия на потребителя товаров и услуг на основе различных способов достижения выразительности графического языка;
- разработки перспективных дизайн-концепций в области графического дизайна.
Тем самым профессиональную подготовку будущих дизайнеров в вузе следует осуществлять в сочетании традиционных и инновационных подходов. Для более эффективного развития творческого воображения будущих дизайнеров целесообразно применение проектного подхода с разработанной методической системой творческих заданий. Благодаря проектному подходу эффективно формируется творческая составляющая профессионального мастерства будущего дизайнера.
Библиографический список
1. Санатова С.В. Роль педагога в развитии творческих способностей студентов-дизайнеров. ВестникАмГУ. Благовещенск, 2009; 3.
2. Евтых С.Ш. Развитие творческих способностей будущих дизайнеров средствами формальной композиции. Вестник Оренбургского государственного университета. 2005; 9.
3. Ажгихин С.Г. Содержание обучения студентов вузов проектированию в графическом дизайне. Педагогика искусства. 2010; 2.
4. Щербакова М.В. Педагогическое сопровождение формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2014.
References
1. Sanatova S.V. Rol' pedagoga v razvitii tvorcheskih sposobnostej studentov-dizajnerov. VestnikAmGU. Blagoveschensk, 2009; 3.
2. Evtyh S.Sh. Razvitie tvorcheskih sposobnostej buduschih dizajnerov sredstvami formal'noj kompozicii. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2005; 9.
3. Azhgihin S.G. Soderzhanie obucheniya studentov vuzov proektirovaniyu v graficheskom dizajne. Pedagogika iskusstva. 2010; 2.
4. Scherbakova M.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya kreativnosti studentov v usloviyah nepreryvnogo obrazovaniya v sfere dizajna. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2014.
Статья поступила в редакцию 30.05.16
УДК 373.1.02:372.8
Dugashev V.V., postgraduate, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]
Karnaukh I.Ye., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia),
E-mail: [email protected]
INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION AS MEANS OF FORMATION OF INDEPENDENCE IN COMPLEX SYSTEM OF DEVELOPING EDUCATION AND COMPETENCE APPROACH. In this article the relationship between objects in the classified annex to developing training and competence-based approach for three reasons: knowledge, activities, competence. These connections provide students with a system of integrative knowledge, with a system of common disciplinary skills, with a qualitative leap in the level of creative abilities of man, when due to a complex subject, methodological and professional competencies a competence of a future specialist may be formed. In the case of the stage of qualitative development, a number of necessary qualities of a person get to a new quality - the possession of competences, allowing to exercise his own creativity, to solve particular non-standard problems. At the same time self-dependence is understood by the authors of the research as a key competence of a student.
Key words: competence-based approach, developing training, communication between academic disciplines, modern scientific thinking, independence.
В.В. Дугашев, аспирант Горно-Алтайского университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
И.Е. Карнаух, канд. пед. наук, доц. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск,
E-mail: [email protected]
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В данной статье межпредметные связи классифицируются в приложении к развивающему обучению и компетентност-ному подходу по трём основаниям: знания; виды деятельности; компетенции. В первом случае межпредметные связи создают у студентов систему интегративных знаний; во втором - систему общепредметных умений; в третьем - происходит качественный скачок на уровне творческих способностей человека, когда за счет комплекса предметных, методологических и профессиональных компетенций возникает компетентность специалиста. В третьем случае количество необходимых качеств личности переходит в новое качество - владение человеком компетенциями, позволяющее проявлять самостоятельно творческий подход для разрешения той или иной нестандартной проблемы. При этом самостоятельная деятельность учащегося является ключевой компетенцией.
Ключевые слова: компетентностный подход, развивающее обучение, межпредметные связи, современное естественнонаучное мышление, самостоятельность.
В рамках развивающего обучения студентов физике в классическом университете на физико-математическом факультете главной целью должно выступать формирование современного естественнонаучного мышления, которое в настоящее время представляется как теоретическое, интегративное, синтетическое [1, с. 90 - 93]. Указанные составляющие естественнонаучного мышления мы рассматриваем следующим образом:
1. Теоретическое мышление как процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях характеризуется преобладанием рационального; построением целостного образа исследуемого объекта; рассмотрением универсальных внутренних связей, позволяющих постигать сущности явлений и процессов; проявлением внутренней рефлексии посредством освоенных способов, методов и приемов познавательной деятельности, реализующих это мышление в двух основных формах - аналитической и синтетической.
Становится понятным, почему развивающее обучение ставит своей целью формирование теоретического мышления. Именно оно требует освоения способов, методов и приёмов познавательной деятельности и приводит к развитию рефлексии.
При этом аналитическая форма мышления связана с выявлением «всеобщего», а синтетическая форма - с нахождением всех частных объектов и явлений из «всеобщего» посредством восхождения от абстрактного к конкретному.
2. Интегративное мышление как процесс отражения объективного мира характеризуется выявлением общности в различных структурах бытия, исходя из методологических установок о материальном единстве мира.
В учебном процессе такое мышление строится на основе теоретических межпредметных обобщений, и его сформирован-ность характеризуется способностью учащихся осуществлять межпредметные теоретические обобщения, в процессе которых они выявляют взаимосвязи всеобщего с особенным и единичным.
3. Синтетическое мышление как процесс отражения объективного мира характеризуется постоянным и непосредственным включением анализа в процесс синтеза так, что анализ не предшествует синтезу, а сопутствует ему, давая возможность видеть целое постоянно.
Для преподавателя естественнонаучных дисциплин, владеющего таким мышлением, характерна способность проникать в