Научная статья на тему 'Пути совершенствования профессиональной подготовки студентов -будущих дизайнеров'

Пути совершенствования профессиональной подготовки студентов -будущих дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL COMPETENCE / DESIGN / DESIGN STUDENTS / CREATIVE ACTIVITY / DESIGN EDUCATION / BACHELOR DEGREE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИЗАЙН / СТУДЕНТЫ-ДИЗАЙНЕРЫ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИЗАЙНЕРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВРИАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева А.Р.

В профессии дизайнеров исключительно важным этапом является время учебы в высшем учебном заведении. Именно в этот период происходит формирование всех необходимых навыков, умений и компетенций, к которым дизайнеры апеллируют в процессе своей профессиональной деятельности. Именно поэтому при обучении дизайну первостепенную роль играют потенциальные возможности, пути совершенствования специализированной подготовки студентов-дизайнеров. Так, в статье предлагается исторический контекст становления основных школ дизайна, а также позиции различных исследователей, занимавшихся данным вопросом. Автор демонстрирует, как в условиях бакалавриата можно достичь максимальной эффективности обучения студентов данному направлению деятельности. Кроме этого, в статье рассматриваются педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов-дизайнеров, а также факторы, влияющие на совершенствование их профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS - FUTURE DESIGNERS

In the profession of designers higher education is an extremely important stage of the study. It is during this period that all the necessary skills, abilities and competencies are formed, to which designers appeal in the course of their professional activities. That is why when teaching design, the primary role is played by the potential, ways to improve the specialized training of design students. Thus, the article offers the historical context of the formation of the main schools of design, as well as the position of various researchers involved in this issue. The author demonstrates how it is possible to achieve the maximum efficiency of teaching students in this field of activity in conditions of undergraduate studies. In addition, the article discusses pedagogical conditions for the formation of professional competence of design students, as well as factors affecting the improvement of their professional training.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования профессиональной подготовки студентов -будущих дизайнеров»

Библиографический список

1. Болонский процесс. Основополагающие материалы. Сост. А.К. Бурцев, В.А. Звонова. Москва: Финансы и статистика, 2007.

2. Высшее образование в XXI веке (по материалам ЮНЕСКО). Образование в документах. Информационный бюллетень. 1999; 5 (92).

3. Днепров Э.Д. Модернизация российского образования - императив образовательной политики. Модернизация российского образования: документы и материалы. Москва: ГУВШЭ, 2002.

4. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING). Под научной редакцией В.И. Байденко. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Москва, 2006.

5. Штейнберг В.Э. Теория и практика дидактической многомерной технологии. Москва: Народное образование, 2015.

6. Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И. С. Методика преподавания в высшей школе: учебно-практическое пособие. Москва: Издательство Юрайт, 2014.

7. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. - Модели максимальной эффективности работы. Москва: HIPPO, 2005.

8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. Под ред. проф. Л.И. Скворцова. Москва: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2016.

9. Bloom B.S. Taxonomy of educational objectives. - Longmans, Green (New York), 1956 // nwlink.com/~donclark/hrd/bloom/html

10. Оконь В. Введение в общую дидактику. Пер. с польск. Москва, 1990.

11. Усова А.В. Критерии качества знаний учащихся, пути его повышения. - Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2004.

12. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика,1989.

13. Симонов В.П., Черненко Е.Г. Образовательный: измерение, достоверность, надежность. Педагогика. 1994; 4: 30 - 34.

14. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012.

15. Коротков Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов. Москва: Академический Проект, 2007.

16. Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонский процесс. EAU, 2006.

17. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие. Под редакцией М.М. Поташника. Москва: Педагогическое общество России, 2000.

References

1. Bolonskijprocess. Osnovopolagayuschie materialy. Sost. A.K. Burcev, V.A. Zvonova. Moskva: Finansy i statistika, 2007.

2. Vysshee obrazovanie v HHI veke (po materialam YuNESKO). Obrazovanie v dokumentah. Informacionnyj byulleten'. 1999; 5 (92).

3. Dneprov 'E.D. Modernizaciya rossijskogo obrazovaniya - imperativ obrazovatel'noj politiki. Modernizaciya rossijskogo obrazovaniya: dokumenty i materialy. Moskva: GUVSh'E, 2002.

4. Bolonskij process: poisk obschnosti evropejskih sistem vysshego obrazovaniya (proekt TUNING). Pod nauchnoj redakciej V.I. Bajdenko. Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov. Moskva, 2006.

5. Shtejnberg V.'E. Teoriya i praktika didakticheskoj mnogomernoj tehnologii. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2015.

6. Blinov V.I., Vinenko V.G., Sergeev I. S. Metodika prepodavaniya v vysshejshkole: uchebno-prakticheskoeposobie. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2014.

7. Spenser L.M., Spenser S.M. Kompetencii na rabote. - Modeli maksimal'noj 'effektivnosti raboty. Moskva: NIPPO, 2005.

8. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar'russkogo yazyka: Ok. 100 000 slov, terminov i frazeologicheskih vyrazhenij. Pod red. prof. L.I. Skvorcova. Moskva: Izdatel'stvo AST: Mir i Obrazovanie, 2016.

9. Bloom B.S. Taxonomy of educational objectives. - Longmans, Green (New York), 1956 // nwlink.com/~donclark/hrd/bloom/html

10. Okon' V. Vvedenie v obschuyu didaktiku. Per. s pol'sk. Moskva, 1990.

11. Usova A.V. Kriterii kachestva znanij uchaschihsya, puti ego povysheniya. - Chelyabinsk: GOU VPO «ChGPU», 2004.

12. Bespal'ko V.P. Slagaemyepedagogicheskoj tehnologii. Moskva: Pedagogika,1989.

13. Simonov V.P., Chernenko E.G. Obrazovatel'nyj: izmerenie, dostovernost', nadezhnost'. Pedagogika. 1994; 4: 30 - 34.

14. Andreev V.I. Pedagogika: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. - Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2012.

15. Korotkov 'E.M. Upravlenie kachestvom obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2007.

16. Nastrojka obrazovatel'nyh struktur v Evrope. Vklad universitetov v Bolonskij process. EAU, 2006.

17. Upravlenie kachestvom obrazovaniya: Praktikoorientirovannaya monografiya i metodicheskoe posobie. Pod redakciej M.M. Potashnika. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2000.

Статья поступила в редакцию 27.11.18

УДК 378

Aliyeva A.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Methods of Teaching Art and Graphic Disciplines, Karachay-Cherkessia State University n.a. U.D. Aliyev (Karachaevsk, Russia), E-mail: zzuleiha@mail.ru

WAYS OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS - FUTURE DESIGNERS. In the profession of designers higher education is an extremely important stage of the study. It is during this period that all the necessary skills, abilities and competencies are formed, to which designers appeal in the course of their professional activities. That is why when teaching design, the primary role is played by the potential, ways to improve the specialized training of design students. Thus, the article offers the historical context of the formation of the main schools of design, as well as the position of various researchers involved in this issue. The author demonstrates how it is possible to achieve the maximum efficiency of teaching students in this field of activity in conditions of undergraduate studies. In addition, the article discusses pedagogical conditions for the formation of professional competence of design students, as well as factors affecting the improvement of their professional training.

Key words: professional competence, design, design students, creative activity, design education, bachelor degree.

А.Р. Алиева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. декоративно-прикладного искусства и дизайна, ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевок, E-mail: zzuleiha@mail.ru

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

В профессии дизайнеров исключительно важным этапом является время учебы в высшем учебном заведении. Именно в этот период происходит формирование всех необходимых навыков, умений и компетенций, к которым дизайнеры апеллируют в процессе своей профессиональной деятельности. Именно поэтому при обучении дизайну первостепенную роль играют потенциальные возможности, пути совершенствования специализированной подготовки студентов-дизайнеров. Так, в статье предлагается исторический контекст становления основных школ дизайна, а также позиции различных исследователей, занимавшихся данным вопросом. Автор демонстрирует, как в условиях бакалавриата можно достичь максимальной эффективности обучения студентов данному направлению деятельности. Кроме этого, в статье рассматриваются педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов-дизайнеров, а также факторы, влияющие на совершенствование их профессиональной подготовки.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, дизайн, студенты-дизайнеры, творческая деятельность, дизайнерское образование, бакалавриат.

Научный интерес к проблеме формирования профессиональной компетентности дизайнеров вызван недостаточной теоретической разработанностью критериев и механизмов ее формирования, а также недостаточным количеством

разработанных вопросов организации подготовки дизайнеров, которые удовлетворяли бы современные требования как к специалистам в целом, так и специалистам данного направления.

Следует отметить, что дизайн как деятельность, связанная с проектированием материальных объектов и потребительских изделий для удовлетворения потребностей человека и общества, возник в сфере промышленности в связи с развитием массового производства в XIX - XX веках. Специфика творческой деятельности дизайнера заключается в том, что ее продукт являет собой гармоничное сочетание красоты и рациональности. История зарождения и становления основных школ дизайна свидетельствует о том, что они были не только средоточиями профессионализма и генераторами новых идей и методов проектирования, но и занимались теоретическими изысканиями феномена дизайна и разработки педагогических концепций дизайнерского образования.

Весь педагогический опыт школ дизайна есть не что иное, как поиски условий формирования способности к перманентному обучению и самообучению, развитию умений и навыков, необходимых для решения задач, не имеющих аналогов и прототипов.

В этой связи педагогическая наука ведет активный поиск эффективной системы формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров, способных формулировать и квалифицированно решать сложные нестандартные проектные задачи, связанные с важнейшими проблемами культуры и социума, обладающих оригинальностью мышления, хорошим художественным вкусом.

Прежде всего, следует отметить, что на основе воззрений различных исследователей, профессиональная компетентность дизайнера - это интегратив-ное качество личности, отражающее готовность к выполнению нестандартных дизайнерских задач на высоком профессиональном уровне, базирующееся на совокупности профессиональных знаний, умений инженерно-технического и художественно-творческого характера [1 и др.].

При этом специфика профессиональной компетентности дизайнера определяется использованием достижений различных областей человеческой деятельности - техники, инженерного конструирования, искусства, технологии, экономики, социологии, в процессе проектирования эстетически совершенных и высококачественных серийных изделий. Компетентность дизайнера - это качество личности, отражающее соответствие знаний, умений и опыта определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых задач и решаемых проблем.

В Институте культуры и искусств «Карачаево-Черкесского Государственного университета имени У.Д. Алиева» реализуется подготовка студентов по направлению «Дизайн», специализация «Дизайн среды».

Студенты начальных курсов вместе с преподавателем обучаются эффективному управлению своей познавательной деятельностью, которая связана с различными формами активности - учебной, социально-культурной, профессионально-практической, спортивной и пр. В педагогическом сопровождении первокурсника с возрастанием степени самостоятельности студента должна убывать инициативность педагога.

Процесс адаптации приобретает субъектную значимость тогда, когда активность студента в новых условиях имеет конструктивную стратегию, а не приспособительную.

И.Ф. Бережная и др. считают, что «личностно-профессиональное развитие студентов в вузе может быть представлено последовательностью стадий: адаптации к условиям вуза, принятия нового социального статуса; идентификации с требованиями учебной, учебно-профессиональной деятельности; самореализации в образовательном процессе; самопроектирования профессионального становления» [2, с. 62].

В системе бакалавриата (4 года обучения) становится необходимым сделать максимально сжатым и эффективным период адаптации первокурсника к вузу: «внутренним содержанием каждой стадии является «синхронизация» процессов адаптации, идентификации, самореализации, самопроектирования личности студентов, а также создание условий для реализации их «самости» в образовательном процессе вуза. Этим достигается единство последовательных этапов педагогической деятельности преподавателей и личностно-профес-сионального развития студентов. Эффективность этого процесса будет в том случае, если студент идентифицирует себя с ценностями социокультурного окружения [3, с. 41], принимает профессиональное становление как усвоение общественного опыта, а обучение как необходимый для этого инструмент (социально-профессиональный аспект субъектности), то развертывание активности, «самости» студента в содержательном освоении образования будет значительно выше (индивидуально-ценностный аспект). Следствием этих встречных процессов становится синхронизация педагогического воздействия системы вуза и личностно-профессионального развития студента (операционально-дея-тельностный уровень), которые и выражаются в качестве учебно-образовательного процесса.

Обобщая выводы ряда авторов (С.В. Большакова, Ю.М. Бундина и др.), можно отметить, что повышение эффективности системы специальной подго-

Библиографический список

товки бакалавра по направлению «Дизайн» возможно с двух основных позиций, представленных в табл. 1.

Таблица 1

Направления повышения эффективности подготовки будущих бакалавров по направлению «Дизайн»

Способы повышения эффективности системы специальной подготовки будущих бакалавров по направлению «Дизайн»

1 направление 2 направление

Создание специфической творческой образовательной среды с обязательным контролем ее результативности в процессе организации профессиональной подготовки студентов-дизайнеров. Выстраивание системы проявления и развития качеств личности студента (активности, самостоятельности, инициативы, креативности, ответственности) в профессионально ориентированной учебной и художественной деятельности.

При этом можно выделить следующие педагогическими условиями формирования профессиональной компетентности студентов-дизайнеров:

- внедрение комплекса поэтапного усложнения дизайнерских задач - от типичных, к нестандартным, к креативным.

- актуализация профессионально значимых ориентации личности студента в формировании профессиональной позиции «Я - будущий дизайнер»;

- реализация эффективных механизмов функционирования творческой среды, учитывающих региональные и национальные особенности дизайна, и ее влияния на процесс профессиональной подготовки дизайнеров [1].

При этом профессионально-образовательная среда рассматривается как совокупность взаимодействий субъектов образовательного процесса. В значительной степени эта среда определялась внешними связями, в первую очередь, это взаимодействие студентов и преподавателей с различными профессиональными и образовательными учреждениями, с творческими Союзами (союз художников, дизайнеров, архитекторов).

Особую роль в становлении позиции «Я - будущий дизайнер» играет участие студентов в различных конкурсах молодых дизайнеров, фестивалях моды, выставках, смотрах и т.д. [3].

На данных фестивалях перед студентами была поставлена задача максимально использовать элементы дизайна, характерные для народов Северного Кавказа, в частности, населяющих Карачаево-Черкессию. Дизайнерские решения студентов должны, с одной стороны, отражать современные тенденции, а с другой - продолжать традиции, сложившиеся веками в регионе.

На этом этапе особое значение приобретали педагогическая поддержка будущего дизайнера, заключающаяся в анализе профессиональных и жизненных ситуаций, определении адекватной оценки собственных возможностей и личной позиции и мотивации к самосовершенствованию в профессиональной деятельности [4; 5].

Стимулирование ценностного отношения к познанию было обеспечено выполнением креативных заданий при решении профессионально-ориентированных задач.

Система ценностных отношений, развивающаяся в ходе формирования профессиональной компетентности, включает ориентацию на профессиональное мастерство. Задача каждого преподавателя, участвующего в профессиональной подготовке будущих дизайнеров, - обеспечить личностное продвижение студентов в их учебных достижениях, развитие у них уверенности в себе, сформированность ценностного отношения к изучению специальных дисциплин, к будущей профессии, личностным достижениям.

В целом, можно отметить, что совершенствование профессиональной подготовки студентов-дизайнеров обеспечивается следующими формами работы:

- рациональным отбором учебного материала, учитывающего традиции региона и современные тенденции в сфере дизайна;

- применением различных форм и элементов проблемного и проектного обучения,

- максимальной индивидуализацией обучения при разработке заданий и выборе форм творческого взаимодействия со студентами-дизайнерами.

Во всех этих исследованиях последних лет обнаруживается общий вывод - личность формируется как субъект в социально-культурной деятельности, а в образовательной системе - в условиях эффективно организованного педагогического процесса на принципах свободы и сотрудничества.

1. Бундина Ю.М. Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров костюма в университетском образовании. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Оренбург 2006.

2. Белошицкий А.В., Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза. Педагогика. 2006; 5: 60 - 66.

3. Большакова С.В. Современная практика подготовки бакалавра на факультете искусств и дизайна с позиции субъектного подхода. Педагогика искусства. Available at: http://www.art-education.ru/electronic-journal/sovremennaya-praktika-podgotovki-bakalavra-na-fakultete-iskusstv-i-dizayna-

4. Абайханов А.Р, Абайханов РС., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ., Асильдерова М.М., Ахматова Б.З., Бесаева А.Г., Бородина Д.С., Выхри-стюк М.С., Гаджиева П.Д., Джиоева А.Р и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2018.

5. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Амамбаева Н.С., Асильдерова М.М., Бен А.М., Гаджиева П.Д. и др. Личность в современной реальности: педагогические, психологические, лингвистические, правовые аспекты: коллективная монография. Москва, 2018.

References

1. Bundina Yu.M. Formirovanie professional'noj kompetentnosti studentov-dizajnerov kostyuma v universitetskom obrazovanii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2006.

2. Beloshickij A.V., Berezhnaya I.F. Stanovlenie sub'ektnosti studentov v obrazovatel'nom processe vuza. Pedagogika. 2006; 5: 60 - 66.

3. Bol'shakova S.V. Sovremennaya praktika podgotovki bakalavra na fakul'tete iskusstv i dizajna s pozicii sub'ektnogo podhoda. Pedagogika iskusstva. Available at: http://www. art-education.ru/electronic-journal/sovremennaya-praktika-podgotovki-bakalavra-na-fakultete-iskusstv-i-dizayna-

4. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S., Vyhristyuk M.S., Gadzhieva P.D., Dzhioeva A.R. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.

5. Abdurahmanova PD., Agaragimova V.K., Amambaeva N.S., Asil'derova M.M., Ben A.M., Gadzhieva P.D. i dr. Lichnost vsovremennojreal'nosti:pedagogicheskie, psihologicheskie, lingvisticheskie, pravovye aspekiy: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.

Статья поступила в редакцию 22.10.18

УДК 378

Karasova I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: karasovais@cspu.ru

Tarasov V.l., postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: viva_mary@mail.ru

THE QUALITY OF PRACTICAL ACTION: FACTORS AND MECHANISMS OF THE STRENGTH DEVELOPMENT OF CADETS IN A MILITARY UNIVERSITY.

The conceptual apparatus of the quality of education and the mechanisms of management of this process are revealed in the relationship. It is based on the algorithm of functioning of the sequence of multi-level actions (V.P. Bespalko), learned on the basis of his professional skills. It is proved that the strength of the development of practical actions depends on a number of factors, for example, on the modeling of the learning process in accordance with the principle of "learning that leads to the development". It is this training that provides the strength of mastering practical actions. The use of the model "actual-potential" reveals that the set of interrelated components (target, methodological, content-procedural and professional) affects the final result of the formation of the strength of the development of practical actions of cadets of a military university, because together they perform motivational, stimulating, practice-oriented, analytical functions.

Key words: quality of education, quality of professional education, quality of training, quality of person, management of quality of education, ability and readiness, durability of mastering of quality of knowledge and abilities, professional competences of future officer.

И.С. Карасоеа. д-р пед. наук, проф., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: karasovais@cspu.ru

В.И. Тарасов, аспирант каф. педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск,

E-mail: viva_mary@mail.ru

КАЧЕСТВО ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ: ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРОЧНОСТИ ИХ ОСВОЕНИЯ КУРСАНТАМИ ВОЕННОГО ВУЗА

Раскрыт во взаимосвязи понятийный аппарат качества образования и механизмы управления этим процессом. В основе его лежит алгоритм функционирования последовательности выполнения разноуровневых действий (В.П. Беспалько), усвоенные на основе его профессиональные умения. Обосновано, что прочность освоения практических действий зависит от ряда факторов, например, от моделирования процесса обучения в соответствии с принципом «обучение ведет за собой развитие»: от наличного к актуальному а от него к потенциальному. Именно такое обучение обеспечивает прочность освоения практических действий. Выявлено с помощью модели, что совокупность взаимосвязанных компонентов (целевой, методологический, содержательно-процессуальный и профессиональный) влияет на конечный результат формирования прочности освоения практических действий курсанта военного вуза, потому что все вместе они выполняют побудительную, стимулирующую, практико-ориентированную, аналитическую функции.

Ключевые слова: качество образования, качество профессионального образования, качество обучения, качество человека, управление качеством образования, способность и готовность, прочность усвоения качества знаний и умений, профессиональные компетенции будущего офицера.

Раскроем кратко сущность понятийного аппарата проблемы повышения качества образования с целью обоснования многогранности проблемы, её функций, факторов и механизмов воздействия на управленческие аспекты её решения. К таким понятиям отнесем: качество, качество человека, качество образования, качество профессионального образования, качество обучения, управление качеством образования, повышение прочности освоения практических действий.

В настоящее время качество (лат. qualitas) рассматривают как совокупность свойств предмета (объекта), указывающего на то, что отграничивает его от других объектов. Отметим, что изменение качества приводит к коренным изменениям самого предмета (Н.И. Кондаков). Еще Гегель отмечал, что «нечто есть благодаря своему качеству, теряя его, оно утрачивает то, чем оно является» [1]. Качество связано с количеством именно в совокупности, они определяют сущность самого предмета, а любой объект - это единство качества и количества.

Качество субъекта (человека) соотносят с качественной стороной его образа жизни (Г.М. Коджаспирова), понимая его как интегральную характеристику человека в социальной системе, которая определяется степенью его свободы или несвободы, возможностями или препятствиями. Понимание качества образования зависит от уровня его престижности в сознании общества, системе государственных приоритетов, финансировании, материально-техническом оснащении, современных технологий управления. Все вышеназванное относится к внешним факторам качества образования.

Внутренние факторы обеспечиваются: 1) социальными аспектами, а именно всеобщностью, непрерывностью, преемственностью, единством обучения и воспитания, гибкостью, адаптивностью, инновационностью; 2) дидактическими аспектами, включающими гуманитаризацию, фундаментализацию, специализацию, профессионализацию, интенсификацию, накопление знаний с помощью информатизации и компьютеризации [2]. Изложенные факторы (внешние и внутренние) качества образования позволяют определить его как некий уровень знаний, умений, способностей человека, его нравственного и физического развития в соответствии с планируемыми целями, ожидаемыми результатами.

Современное понимание термина «качество образования», с нашей точки зрения, емко определили Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева, выделив два содержательных аспекта этого понятия: 1) соответствие качества образования стандартам; 2) соответствие качества образовательным запросам потребителя [3]. Поэтому с нашей точки зрения, «качество образования» - это результат усвоения систематизированных знаний и умений, способов развития личности, необходимых его свойств для подготовки человека к жизни. Иными словами, качество образования - это социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса, его соответствие потребностям и ожиданиям общества. Иными словами, качество образования как сложное многоаспектное понятие включает: 1) качество целей и условий; 2) качество организации учебного процесса для подготовки его участников с учетом здоровья, к определенным видам деятельности. Таким образом, качество образования определяет меру достижения цели, высту-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.