Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность в подготовке специалиста в области дизайна'

Профессиональная компетентность в подготовке специалиста в области дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ДИЗАЙНЕР / DESIGNER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова О.В.

В статье рассмотрено понятие «профессиональная компетентность» в работах отечественных авторов, а также качество подготовки выпускников. На основании анализа сформулирована дефиниция «профессиональная компетентность» специалиста дизайнера. Обоснована эффективность подготовки студентов к деятельности дизайнера в формат компетентностного подхода. Как свидетельствует опыт подготовки специалиста в области дизайна, ее эффективность в значительной степени зависит от овладения студентами компетенциями и компетентностями. В статье отмечается необходимость опоры на универсальные учебные действия в формировании профессиональных компетентностей дизайнера. Проведённый теоретический анализ позволяет сделать вывод о том, что понятие профессиональной компетентности призвано отражать единство теоретической и практической готовности личности к осуществлению деятельности и характеризует её профессионализм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE IN TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF DESIGN

In the article a concept “professional competence” in the works of Russian authors, as well as the quality of training of graduates are studied. The author formulates definition of “professional competence” of an expert designer. The research substantiates effectiveness of training students to activities of a designer in a format of the competence approach. As the experience of training of specialists in the field of design, its effectiveness largely depends on the mastery of students' skills and competencies. The article notes the need for the support of universal educational actions in the formation of professional competencies of the designer. The author conducts a theoretical analysis that suggests that the notion of competence is intended to reflect the unity of theoretical and practical preparedness of the individual activities and describes professionalism.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность в подготовке специалиста в области дизайна»

4. Sokolov Yu.I. Obschaya teoriya cikla ili edinaya teoriya fizicheskogo vzaimodejstviya. Stavropol':, 2003.

5. Mospan (Maklonova) T.S. Timoshenko A.I. Professional'no znachimye lichnostnye kachestva uchitelya informatiki. Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskojkonferencii «Otinformatiki vshkole k tehnosfere obrazovaniya». 9 - 10 dekabrya, Voronezh: Nauchnaya kniga, 2016: 226 - 230.

6. Shkaratan O.I Yastrebova G.A. 'Entropijnyj analiz kak metod bezgipoteznogo poiska real'nyh (gomogennyh) social'nyh grupp. Metody social'nyh issledovanij. 2009: 52 - 65.

Статья поступила в редакцию 15.03.17

УДК 378

Nazarova O.V., senior teacher, Stavropol Branch of Moscow State Pedagogical University (Stavropol, Russia),

E-mail: ooonazarova@rambler.ru

PROFESSIONAL COMPETENCE IN TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF DESIGN. In the article a concept "professional competence" in the works of Russian authors, as well as the quality of training of graduates are studied. The author formulates definition of "professional competence" of an expert designer. The research substantiates effectiveness of training students to activities of a designer in a format of the competence approach. As the experience of training of specialists in the field of design, its effectiveness largely depends on the mastery of students' skills and competencies. The article notes the need for the support of universal educational actions in the formation of professional competencies of the designer. The author conducts a theoretical analysis that suggests that the notion of competence is intended to reflect the unity of theoretical and practical preparedness of the individual activities and describes professionalism.

Key words: competence, professional competence, competence approach, designer.

О.В. Назарова, ст. преп., Московский педагогический государственный университет, Ставропольский филиал,

г. Ставрополь, E-mail: ooonazarova@rambler.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА

В статье рассмотрено понятие «профессиональная компетентность» в работах отечественных авторов, а также качество подготовки выпускников. На основании анализа сформулирована дефиниция «профессиональная компетентность» специалиста дизайнера. Обоснована эффективность подготовки студентов к деятельности дизайнера в формат компе-тентностного подхода. Как свидетельствует опыт подготовки специалиста в области дизайна, ее эффективность в значительной степени зависит от овладения студентами компетенциями и компетентностями. В статье отмечается необходимость опоры на универсальные учебные действия в формировании профессиональных компетентностей дизайнера. Проведённый теоретический анализ позволяет сделать вывод о том, что понятие профессиональной компетентности призвано отражать единство теоретической и практической готовности личности к осуществлению деятельности и характеризует её профессионализм.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, компетентностный подход, дизайнер.

Происходящие в последние годы изменения в характере отечественной системы высшего образования касаются его направленности, целей, содержания на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность и мобильность будущих специалистов. Эти изменения нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», концепциях модернизации отечественного образования, представленных в работах многих исследователей.

Качество подготовки выпускников российской высшей школы, по утверждению многих исследователей (В.М. Антипова, О.М. Бобиенко, В.А. Болотов, В.И. Горовая, М.А. Добрынин, И.А. Зимняя, А.А. Рыбакова, А.В. Хуторской и др.), не может быть признано удовлетворительным, поскольку оно не соответствует требованиям со стороны работодателей. Причина заключается в продолжающемся доминировании так называемой «наукоцен-тричной» парадигмы в образовании, которая, в основном, ориентирована на феномен «знание», но не формирует фактическую готовность личности к деятельности в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях. Говоря иначе, упомянутая парадигма перестала обеспечивать сферу профессиональной практики требуемым образовательным результатом. В настоящее время важнейшим фактором повышения конкурентоспособности товаров и услуг становится дизайн, что усиливает потребность общества и государства в высококвалифицированных кадрах данной сферы деятельности.

В России профессия «дизайнер» получила официальное признание относительно недавно. Тем не менее, исследования, посвященные различным аспектам подготовки специалистов в данной сфере деятельности довольно многочисленны, и все они опираются на общетеоретические и методологические работы отечественных ученых (А.К. Абульханова-Славская, Л.И. Ан-цыферова, С.Я. Батышев, А.П. Беляева, В.А. Бодров, Б.С. Гер-шунский, В.П. Зинченко, Е.М. Иванова, Е.П. Ильин, М.С. Каган, Е.А. Климов, С.И. Крягжде, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, А.Н. Ле-

онтьев, А.К. Маркова, А.М. Новиков, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сла-стенин, Г.В. Суходольский, В.Д. Шадриков и др.).

Как свидетельствует опыт подготовки специалиста в области дизайна, её эффективность в значительной степени зависит от овладения студентами компетенциями и компетентностями. Успешное решение этой задачи во многом зависит от сформи-рованности у обучающихся универсальных учебных действий интеллектуального и практического свойства. Однако, согласно нашим данным на этапе базового высшего образования (бакалавриат) в обучении студентов недостаточно внимания уделяется формированию этих действий как необходимой основы овладения компетенциями, что влечет за собой в последующем сложную их адаптацию к производственной деятельности. Опора на универсальные учебные действия позволяет развивать у студентов способность применять систематизированные знания, умения и навыки для разрешения конкретных ситуаций и проблем, характерных для реальной профессиональной деятельности. По этой причине знаниевая ориентация в профессиональной подготовке студентов сменяется компетентностно-ори-ентированным подходом. При этом данный подход не исключает знаниевый, а расширяет его, усиливая практическую направленность, личностную результативность будущего дизайнера в его различных видах деятельности.

Компетентностный подход обусловливает необходимость термина «профессиональная компетентность».

Так, Э.Ф. Зеер данное понятие определяет как умение специалиста актуализировать накопленные знания в нужный момент, использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций [1].

И.А. Колесникова, исследуя категорию «профессиональная компетентность», предлагает определять ее как интегральную личностную характеристику, отражающую готовность и способность человека выполнять профессиональные функции [2].

По мнению К.В. Шапошникова, профессиональная компетентность «в целом характеризуется совокупностью интегриро-

ванных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром» [3].

Иногда в одной и той же работе Н.А. Гришановой встречаются несколько трактовок понятия «профессиональная компетентность» [4]:

1) эффективное использование способностей в целях плодотворного осуществления профессиональной деятельности;

2) сочетание знаний, способностей и установок, необходимых для выполнения трудовой деятельности в современной производственной среде;

3) способность делать что-либо хорошо, эффективно в широком формате контекстов с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки.

Как видим, в каждом определении акцент делается на таком личностном качестве, как способности. Аналогичный подход к определению сущности понятия профессиональной компетентности обнаруживается в работах И.А. Зимней, В.А. Козырева, РФ. Родионовой.

Представляет интерес трактовка понятия «профессиональной компетентности» предлагаемая как явления, сочетающего в себе элементы профессиональной и общей культуры и профессионального опыта, обогащенного знанием результатов научных исследований и самостоятельных поисков смыслов и действий, помноженных на профессионально значимые качества [5].

В таком определении явно просматриваются культурологический и феноменологический подходы к формулировке дефиниции.

Библиографический список

В работах А.А. Деркача и В.Г. Зазыкина в осмыслении сущности понятия «профессиональная компетентность» используется так называемый акмеологический подход. Авторы утверждают, что, с одной стороны, профессиональная компетентность есть обобщающая психолого-акмеологическая категория, а с другой - должна рассматриваться на уровне особенного. Такое понимание «профессиональной компетентности» исследователи выразили в виде следующих составляющих:

1) когнитивная, отражающая наличие необходимых знаний;

2) регулятивная, умение использовать знания в профессиональной деятельности;

3) рефлексивно-статусная, умение авторитетно действовать;

4) нормативная, знать круг полномочий;

5) коммуникативная, умение пополнять знания в процессе общения и взаимодействия [6].

В целом теоретический анализ позволяет сделать вывод о том, что понятие профессиональной компетентности призвано отражать единство теоретической и практической готовности личности к осуществлению деятельности и характеризует её профессионализм.

На основании проведённого анализа нами сформулировано собственное определение «профессиональной компетентности» дизайнера: это интегративное качество личности, включающее уровень владения знаниями, умениями и навыками, а также такими компонентами профессионального мастерства, как профессиональные способности и профессионально важные качества.

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Москва, 2003.

2. Колесникова И.А. Основы андрогогики. Москва: Академия, 2003.

3. Шапошников К.В. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной компетентности будущихлингвистов-пе-реводчиков. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Йошкар-Ола, 2006.

4. Гришанова Н.А. Развитие компетентности специалий как важнейшее направление реформирования профессионального образования. Десятый симпозиум. Квалиметрия в образовании: методология и практика. Под редакцией Н.А. Селезневой и А.И. Субетто. Мосва, 2002.; Кн. 6.

5. Анисимов И.Н. Развитие профильной компетентности инженера педагога средствами физического практикум. Физическое образование: проблемы и перспективы развития материалы V международной научной конференции. Москва: МПГУ, 2006.

6. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. Санкт-Петербург: Питер, 2003.

References

1. Zeer 'E.F. Psihologiya professional'nogo obrazovaniya. Moskva, 2003.

2. Kolesnikova I.A. Osnovy androgogiki. Moskva: Akademiya, 2003.

3. Shaposhnikov K.V. Kontekstnyj podhod v processe formirovaniya professional'noj kompetentnosti buduschih lingvistov-perevodchikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Joshkar-Ola, 2006.

4. Grishanova N.A. Razvitie kompetentnosti specialij kak vazhnejshee napravlenie reformirovaniya professional'nogo obrazovaniya. Desyatyj simpozium. Kvalimetriya vobrazovanii: metodologiya ipraktika. Pod redakciej N.A. Seleznevoj i A.I. Subetto. Mosva, 2002.; Kn. 6.

5. Anisimov I.N. Razvitie profil'noj kompetentnosti inzhenera pedagoga sredstvami fizicheskogo praktikum. Fizicheskoe obrazovanie: problemy iperspektivyrazvitiya materialy V mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva: MPGU, 2006.

6. Derkach A.A., Zazykin V.G. Akmeologiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2003.

Статья поступила в редакцию 07.03.17

УДК 378

Novikov S.B., senior lecturer, Department of Music Art, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia),

E-mail: novikov_serega@mail.ru

Sokerina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Music Art, City of Moscow MCTTU (Moscow,

Russia), E-mail: Sokerinai@yandex.ru

N.A. GARBUZOV AND VOCAL PEDAGOGY. The article covers some issues related to the zonal origin of musical hearing, intrazonal intonation recognition, as well as zonal origin of timbre hearing. The matter with regard to a conservative approach of some researches to the novelty of equal temperament used by musicians is also addressed. The article deals with the issues, concerning natural quality of human voice, and gives possible ways of solving the mentioned problems. The notions of vocal plasticity and horizontal orientation of pitch mentality are revealed. The introduction of a new music system requires adaptation of hearing musicians in the sense of making some other interval relations of sounds. Vocal hearing is a complex phenomenon as is a fusion of auditory and vibratory sensations.

Key words: vocal technique, vocal hearing, equal temperament, vocal intoning, pitch mentality.

С.Б. Новиков, доц. каф. музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва,

E-mail: novikov_serega@mail.ru

И.В. Сокерина, канд. пед. наук, доц. каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО МГПУ,

г. Москва, E-mail: Sokerinai@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.