В результате освоения тренинговых программ обучающийся:
• будет знать актуальные тенденции туристического рынка, регламентирующие разработку и реализацию проектов и целевых комплексных программ в сфере туризма;
• получит практические навыки и опыт в области финансовой, организационной, маркетинговой, коммуникативной грамотности;
• станет понимать процесс формирования следующих организационных единиц туристического бизнеса: «бизнес-процесс», «тайм-менеджмент», «проект», «дерево целей», «прогнозирование», «моделирование», «оценка качества»;
• будет понимать основные финансовые задачи, возникающие на разных этапах жизненного цикла туристического предприятия;
• научится осуществлять поиск и анализ информации и статистических данных, регулирующих сферу услуг и влияющих на личный бюджет;
• сформирует инструменты управления личными компетенциями, их «доходность» и риски;
• научится использовать в процессе работы имеющиеся методические материалы, включая решение задач, анализ кейсов, проведение деловых игр в аудитории и on-line.
Библиографический список
1. Макшанов С.И. Психология тренинга. Санкт-Петербург: Образование, 1997.
2. Никандров В.В. Антитренинг, или Контуры нравственных и теоретических основ психотренинга. Санкт-Петербург: Речь, 2003.
3. Яковченко Н. Тренинг - современный учитель. Бизнес-класс. Available at: http://www.classs.ru/library1/articles/articles45/?resultpage=1
4. 9 октября пройдет деловая игра «Самый лучший тур по Алтаю». Available at: http://www.visitaltai.info/more_categories/news/5988/
5. Беспалова Н.Н., Доронина О.В., Яговец В.С. Подготовка к тренингу как форма самостоятельной работы студентов. Оптимизация самостоятельной работы обучающихся в условиях модернизации высшего образования: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. Барнаул, 2014: 11 - 120.
6. Тетерский С.В. «Качели времени»: известное будущее для счастливого настоящего: Научно-методическое пособие. Серия «Форсайт: известное будущее для счастливого настоящего». Москва: МФК «Мотиватор24», 2015.
References
1. Makshanov S.I. Psihologiya treninga. Sankt-Peterburg: Obrazovanie, 1997.
2. Nikandrov V.V. Antitrening, iliKontury nravstvennyh i teoreticheskih osnovpsihotreninga. Sankt-Peterburg: Rech', 2003.
3. Yakovchenko N. Trening- sovremennyjuchitel'. Biznes-klass. Available at: http://www.classs.ru/library1/articles/articles45/?resultpage=1
4. 9 oktyabrya projdet delovaya igra «Samyj luchshij turpo Altayu». Available at: http://www.visitaltai.info/more_categories/news/5988/
5. Bespalova N.N., Doronina O.V., Yagovec V.S. Podgotovka k treningu kak forma samostoyatel'noj raboty studentov. Optimizaciya samostoyatel'noj raboty obuchayuschihsya v usloviyah modernizacii vysshego obrazovaniya: materialy XIV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul, 2014: 11 - 120.
6. Teterskij S.V. «Kacheli vremeni»: izvestnoe buduschee dlya schastlivogo nastoyaschego: Nauchno-metodicheskoe posobie. Seriya «Forsajt: izvestnoe buduschee dlya schastlivogo nastoyaschego». Moskva: MFK «Motivator24», 2015.
Статья поступила в редакцию 01.06.18
УДК 37
Kamenets A.V., Doctor of Cultural Studies, Professor, Department of Sociology and Philosophy of Culture, Russian State Social University (Russia), E-mail: [email protected]
Ivanova Ye.Yu., Cand. of Cultural Studies, senior lecturer, Department of Arts and Art of the Russian State Social University (Russia), E-mail: [email protected]
Goltseva O.S., Department of Artistic Creativity, Russian State Social University (Russia), E-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL-ETHNIC COMPONENT IN THE UNIVERSITY TRAINING OF A MODERN DESIGNER. The article is dedicated to professional training of future designers on the basis of the achievements of culture and art of different ethnic and national communities. The main methodological and methodical approaches to the study of the national-ethnic component in the university training of the modern designer are considered. The possibilities of regional programming and design in the social and cultural sphere as a desirable professional context of future designers are revealed. Special attention is paid to a concept of cultural landscape, which allows to build a step-by-step preparation of relevant educational design projects. The examples of effective use of the national-ethnic component in the specific educational and industrial practice of students of higher educational institutions in teaching the basics of design are analyzed. Further prospects for improving the university training of designers using the potential of national and ethnic cultures in various regions of Russia are outlined.
Key words: design, ethnos, subethnos, superethnos, design, region, ethnodesign.
А.В. Каменец, д-р культурологии, проф. каф. социологии и философии культуры, Российский государственный социального университет, E-mail: [email protected]
Е.Ю. Иванова, канд. культурологии, доц. каф. искусств и художественного творчества, Российский государственный социального университет, E-mail: [email protected]
О.С. Гольцева, каф. искусств и художественного творчества, Российский государственный социального университет, E-mail: [email protected]
ОСВОЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНЕРА
Статья посвящена профессиональной подготовке будущих дизайнеров на основе использования достижений культуры и искусства различных этнических и национальных общностей. Рассматриваются основные методологические и методические подходы к изучению национально-этнического компонента в вузовской подготовке современного дизайнера. Раскрываются возможности регионального программирования и проектирования в социально-культурной сфере в качестве желательного профессионального контекста деятельности будущих дизайнеров. Особое внимание уделяется концепции культурного ландшафта, позволяющего выстраивать пошаговую подготовку соответствующих учебных дизайн-проектов. Анализируются примеры эффективного использования национально-этнического компонента в конкретной учебно-производственной практике студентов высших учебных заведениях в обучении основам дизайна. Намечаются дальнейшие перспективы совершенствования вузовской подготовки дизайнеров с использованием потенциала национальных и этнических культур в различных регионах России.
Ключевые слова: дизайн, этнос, субэтнос, суперэтнос, проектирование, регион, этнодизайн.
Современный дизайн как учебная дисциплина находится на стыке технического и гуманитарного образования, в которой возрастает роль этно-национального компонента. Характерно, что с самого начала своего возникновения дизайн опирался, прежде всего, на декоративно-прикладное искусство, которое воплощало в себе те или иные особенности национального характера, ментальности, мировосприятия соответствующего народа, этноса, нации [1]. Этот фундамент дизайнерской деятельности не потерял своего значения и современном обществе. Более того, именно в ситуации дальнейшего усиления влияния глобализации на социальные и культурные процессы возрастает значение сохранения национально-культурного своеобразия стран и народов, где не последняя роль принадлежит национальным традициям дизайнерской деятельности. Соответственно необходимо уделять особое внимание национально-этническому компоненту в обучению дизайну средствами образовательной вузовской подготовки. Для определения соответствующих образовательных стратегий необходим поиск синтеза таких учебных дисциплин как культурология, педагогика, психология и искусствоведение. Причём по каждой из этих дисциплин необходимо осваивать соответствующие теоретические и прикладные знания. Учитывая, что дизайн является особой сферой социокультурной, производственной и художественной практики, прикладные аспекты вышеназванных учебных дисциплин могут выглядеть следующим образом.
Культурология. В её изучении будущими дизайнерами необходимо уделять важное внимание прикладным культурологическим исследованиям реального освоения культурных и художественных ценностей различными социальными и этническими группами, общностями в процессе повседневной жизнедеятельности, начиная от культуры быта, кончая устоявшимися обрядами и обычаями. При этом важно изучение процессов визуализации этой этничности в эстетических формах на самых различных уровнях её проявления - субэтносов, этносов и суперэтносов. На каждом из этих уровней присутствуют свои доминанты дизайнерского мышления.
Если для субэтносов особенно важно разнообразие эстетических характеристик в предметно-бытовой сфере культуры повседневности, то уровень этноса наряду с изучением богатства достижений декоративно-прикладного искусства предполагает исследование процессов эстетизации социальной среды, способствующей нахождению визуальных образов, способствующих национально-культурной идентичности этнической общности [2]. Уровень же суперэтноса наряду с вышеназванными аспектами изучаемой этничности включает в себя общенациональные, общегосударственные символы, которые также имеют свое наглядно-художественное выражение, которое необходимо учитывать при соответствующих дизайнерских решениях, актуальных для формирования общенационального самосознания. Все эти процессы должны изучаться в системе вузовской подготовки дизайнеров [3].
Психология. Эта образовательная дисциплина в рассматриваемом контексте востребована, прежде всего как этнопсихология, в рамках которой уместно изучение студентами проблем национального характера, менталитета, мироощущения, выраженного в особенностях изобразительного творчества, декоративно-прикладного искусства. в создаваемой эстетической среде, характере дизайна во всех сферах жизнедеятельности. Перспективно в этой связи изучение в вузах, ответственных за подготовку дизайнеров, результатов различных психологических исследований закономерностей восприятия, где особенное внимание необходимо уделять возможностям визуализации окружающей среды в различных психотерапевтических практиках, имеющих универсальную антропологическую значимость [4].
Искусствоведение. Для изучения национально-этнического компонента в вузовской подготовке современного дизайнера большую роль играет знакомство с историей изобразительного искусства в связи с этим компонентом. Это означает осмысление уже имеющихся рассмотренных выше культурологических и психологических знаний при интерпретации произведений искусства, всей предметной среды того или иного этноса, нации в эстетических категориях. В этой связи наряду с изучением изобразительного творчества и дизайнерских практик значимым является изучение достижений отечественной и мировой художественной литературы, в которых представлены обобщенные этнопсихологические особенности разных народов и этносов [5].
Современная информационная цивилизация, создающая все новые виртуальные реальности, по законам которой в зна-
чительной мере функционирует реальный социум, выдвигает новое принципиальное требование к профессиональной дизайнерской деятельности - дизайн как сфера художественного проектирования призван не только отражать и преобразовывать в эстетической форме существующую действительность, но и создавать новую реальность в соответствии с гуманистическими и эстетическими идеалами, формируя гуманистически и эколого-сообразную систему социальных отношений с учетом этно-наци-онального компонента [6].
Остановимся на результатах реализации этой методологической установки в исследовании возможностей соответствующей активизации учебного процесса в соответствии с рассмотренными выше культурологическими, психологическими, искусствоведческими подходами к дизайнерской практике на примере российского суперэтноса.
По данным специальных исследований, на территории России выделяют следующие национальные и этнические общности: русские, проживающие на «коренной» русской земле; русские, проживающие на территории национальных республик и автономий; основные («титульные») народы республик и автономий Российской Федерации; национальные меньшинства (малые народы), которые проживают на своих исконных этнических территориях, не имея при этом собственных национально-территориальных образований; российские диаспоры народов бывших союзных республик СССР; диаспоризированные группы народов Российских автономий; народы (меньшинства), которые имеют национальную государственность вне бывшего СССР; дисперсные группы, которые не имеют своей этнической территории; иммигрантские, субэтнические, языковые и конфессиональные группы, находящиеся в составе некоторых народов; малые северные народы.
Изучение национальных культур на территории России показывает, что знание студентами национально-культурных особенностей всех вышеназванных общностей является значимым не только для художественно-эстетических возможностей дизайна, выражающего те или иные национальные интересы и «картины мира», но и для изучения функциональных характеристик дизайнерской деятельности, способствующей решению жизненно важных проблем того или иного этноса, национальности [7].
Среди этих проблем особое место принадлежит дефициту жизненного и культурного пространства для полноценного существования различных этносов и народов как самостоятельных социальных и культурных субъектов в связи с распадом СССР В качестве охранительной меры для решения этой проблемы на государственном уровне реализуется принцип национально-культурной автономии. В соответствии с этим принципом основу существования той или иной нации, этноса составляет не территория проживания, а его культурные характеристики.
Отсюда вытекает важная задача дизайн-проектирования по отношению к этим общностям, которая заключается в создании культурной реальности в разнообразных символически-визуальных формах, становящейся жизненной средой для представителей этих общностей [8]. Так может реализовываться известная теорема культуролога и социолога Томаса: «Если событие придумано, но оно реально по своим последствиям, значит оно реально» [9]. Соответственно актуально изучение студентами культурных традиций, психологии и искусства национальных и этнических общностей для создания идеальных визуальных образов самоидентичности членов этих общностей в виде воссоздания дизайна предметов бытовой сферы, одежды, жилища, празднеств и т. д. Тем самым обеспечивается устойчивое воспроизводство культурных и социальных образцов повседневной жизнедеятельности, необходимых для сохранения этносов и национальностей, даже не имеющих собственной территории. Моделирование таких ситуаций и технологий может составлять содержание соответствующих учебных вузовских программ для сохранения национально-культурной идентичности различных этносов и национальностей. Можно выделить соответствующие конструируемые «жизненные среды» и их культурные символы, образцы, визуальные образы и т. д.: культурная и социальная жизнь групп населения, являющихся носителями традиционной русской культуры и проживающих на своей «коренной» территории (например, поморы), «титульных» народов республик и автономий, малых народов без своих постоянных территорий для проживания, субэтнических групп (например, казаки) и т. д. [10].
Исследователями социальных и культурных проблем различных народов и национально-этнических групп, населяющих Россию, указывается, что основным путем сохранения их наци-
онально-культурной идентичности является обеспечение межкультурных коммуникаций и культурного взаимовлияния этих общностей на равноправной основе [11]. Особенно плодотовор-ными эти процессы оказываются в культурном диалоге с носителями «близлежащих» культур (например, народы Поволжья). Соответственно в подготовке дизайнеров необходимо изучать визуальные воплощения такого диалога и межкультурного взаимодействия. Ведущее место здесь должно принадлежать изучению традиционной народной культуры различных национально-этнических групп в соответствующих вузовских программах подготовки дизайнеров. Важно отметить, что для России специфической особенностью является вовлеченность в той или иной мере всех проживающих на её территории групп в русскую культуру и соответственно распространенность национально-русского двуязычия. Соответственно именно эта культура выполняет функцию трансляции унификационных культурных образцов, включая её визуальные образы для всех народов России. Здесь присутствует две скрытые опасности.
Первая состоит в русификации этнических и национальных меньшинств в ущерб их национально-культурной самобытности. Вторая заключается в унификации самой русской культуры, лишении её собственного национального своеобразия. Соответственно необходимо дальнейшее изучение культурных архетипов, символов, художественных образов, позволяющее однозначно интерпретировать и развивать смыслы и содержание как русской культуры, так и других культур, с ней взаимодействующих. Эта работа может носить как учебный, так и исследовательский характер в контексте подготовки дизайнеров с учетом национально-культурного компонента в их будущей профессиональной деятельности [12].
Для того, чтобы избежать разрыва между эстетической и функциональной составляющей в дизайне при изучении его национально-культурного компонента, перспективным представляется изучение студентами вузов опыта разработки региональных программ социального и культурного развития регионов, отдельных территорий Российской Федерации и соответствующего опыта за рубежом [13]. В этом случае дизайн-проектирование может оцениваться в более широком социокультурном контексте как важное средство формирования и сохранения жизненной среды различных национально-этнических групп на той или иной территории.
В этой связи эффективной формой развития регионального дизайнерского мышления становятся «деловые игры» с разыгрыванием различных вариантов сохранения и развития дизй-нерскими средствами образов культуры и повседневной жизнедеятельности тех или иных национально-этнических общностей в различных регионах Российской Федерации с учетом модерни-зационных процессов (например, сохранение стилистики национального костюма в урбанизированной среде, художественное оформление учреждений и организаций, дизайн рекламы с элементами национального орнамента и т. д.).
В развитии регионального и дизайнерского мышления студентов для реализации национально-этнического компонента перспективно обращение к концепции культурного ландшафта регионов, разработанной в культурной географии [14]. Он включает в себя следующие элементы:
Артефакты - это продукты материальной культуры, включающие в себя результаты производственной деятельности, земледелия, хозяйственно-бытовой деятельности; изделия народных промыслов; жилище; достижения кулинарного искусства, одежда и т.п.
Социофакты - результаты социального взаимодействия людей, деятельность общественных организаций, политических партий, религиозных организаций, национальных центров, землячеств, обычаи, традиции, ритуалы и т.д.
Ментифакты - наука, образование, искусство, литература, религия, философия, национальное самосознание, национальные символы, историческая память и т. д.
В современном информационном обществе с доминированием в нём виртуальной реальности изучение будущими дизайнерами регионов должно начинаться с рассмотрения мен-тифактов, в своей совокупности формирующих культурный и эстетический «имидж» региона, а также культуротворческий потенциал его дальнейшего развития [15].
Соответственно на первых этапах этого изучения основное внимание должно уделяться не только научным достижениям региона, но и биографиям ученых, составляющим гордость жителей данной территории, во многом определяющих её культурный
облик. Не менее важно изучение этнорегионального компонента образования, влияющего на все сферы жизнедеятельности в регионе; произведений искусства, на основании которых можно выявить те характеристики образа жизни, которые позволяют воспроизвести синтез его функциональных и эстетических сторон, необходимый для разработки соответствующих дизайн-проектов. Преобладающая религиозно-философская «картина мира» в регионе может рассматриваться как концептуальная и ценностная основа в поиске тех или иных дизайнерских решений в разработке региональных проектов и т. д. [16].
Следующий шаг может состоять в изучении влияния менти-фактов на социофакты т. е. как идеология, мировоззрение, духовная жизнь региона в целом выражаются в соответствующей социальной и гражданской активности жителей региона. Здесь особенно важным становится учет особенностей образа жизни различных социальных групп и главное - влияние этих особенностей на их нравственно-эстетический облик, мораль, гражданскую позицию.
Завершает исследование региона изучение артефактов как воплощения социофактов т.е. фактов социальной жизни, морально-этических норм, нравственного содержания в сфере производства, быта, экономических взаимоотношениях, рынке труда и т. д. В результате у студентов формируется целостное представление о регионе как культурном и социальном феномене, что и составляет основное содержание разрабатываемых учебных дизайн-проектов, с их дифференциацией в зависимости от адресата этих проектов.
Использование достижений народного творчества регионов в практике дизайна позволило сформировать разновидность дизайна - «этнодизайн». Несмотря на то, что этот вид дизайна обвиняют в излишнем украшательстве, этнические мотивы становятся устойчивой тенденцией современной дизайнерской практики. На этой основе появляются соответствующие разновидности дизайна: «японского», «африканского», «кельтского» стиля и т. д. [17]. Механизмы отбора элементов этнического дизайна разнообразны. Это - цитирование, в основе которого лежит воспроизведение оригинальных композиций традиционного изобразительного искусства; стилизация объектов дизайнерской деятельности с использованием мотивов народного творчества; ассоциативные творческие решения народных традиций в дизайнерской деятельности и т. д. [18]. Примером использования национально-этнического компонента в средовом дизайне может служить дизайнерский проект этно-культурного центра при представительстве республики Коми в Москве. Этот проект был подготовлен студентами кафедры искусств и художественного творчества Российского государственного социального университета - Мусаевой Кариной и Тырбылевой Анастасией под руководством Е.Ю. Ивановой (доцент, кандидата культурологии) и Лаврентьевой Оксаны С. (доцент, кандидат педагогических наук) (Е.Ю. Иванова, О.С. Лаврентьева, А.А. Тырбылева Этнодизайн в современном интерьере: региональные мотивы республики Коми).
За основу проекта была взята тема традиционного жилища коми - изба. Поэтому проект предусматривает большое количество предметов из дерева, включенных в интерьер. Большое внимание уделено декоративным элементам, которые представлены, как в виде традиционных орнаментов, так и иллюстративных композиций на тему народного эпоса коми и традиционных предметов быта. Таким образом, современный интерьер обогащается элементами традиционной культуры, которые не только не диссонируют с ним, но напротив, создают теплую атмосферу, располагающую к изучению культурных традиций народа коми.
Отражение этнокультурных традиций в дизайне находит свое выражение, как в прямом цитировании объектов этнического искусства, так и в трансформации визуального материала, которая рождает новые формы, однако сохраняющие визуальную связь с прототипом - аллюзия, парафраза [19].
Знание архетипических образцов, пусть и трансформированных в творческой работе дизайнера, необходимо в проектной деятельности. Выбор знаковой основы, знание семантики очень важно в современном дизайне. Дизайн способствует интеграции традиционных этнических символов в современную культуру, таким образом культура сохраняется не только в музейных и реконструированных формах. Интегрирующая роль дизайна способствует преемственности и сохранению национальных традиций.
Таким образом, помимо тенденции преобладания интернациональных качеств в современном дизайне, можно отметить и стремление к ассоциированию его с самобытным культурным
наследием. Надо отменить, что в некоторых странах культурная традиция и дизайн тесно взаимосвязаны, например, в Японии, Швеции, Италии. Интересно в этом контексте отметить и Ирландию, для которой «кельтский» орнамент стал своего рода визитной карточкой, символом национальной идентичности.
Конечно, в настоящее время культурные обмены между народами стали значительно интенсивнее, и элементы одних культур, активно проникают в другие, и в этой ситуации тем более значимо умение дизайнера узнать, вычленить, правильно трактовать элементы этнической визуальной культуры. Приведем в пример еще один проект разработанный студенткой кафедры искусств и художественного творчества Российского государственного социального университета - Кравченко Варварой, которая разработала графические элементы фирменного стиля греческого кафе «Калимера» в Москве. В данном случае проект базировался на ассоциативном ряде изобразительных элементов. Все элементы стилизованы и шаржированы, но носят узнаваемый характер, апеллируя к древнегреческой мифологии. Художественная формула этнического искусства, основанная на традиционных формах, содержит в себе фундаментальные архетипы традиционной культуры. Включая в свою практику такие понятия как архетип, символ, знак, метафора, ассоциация и т.п., дизайн стремится к возрождению семиотических ценностей формы.
В заключении хочется отметить, что данное исследование является источником информации для изучения и применения в современной дизайнерской практике элементов этнической культуры. Адаптируя многовековые народные и национальные традиции прикладного искусства, можно сформировать уникальный симбиоз современного дизайна и образцов искусства традиционных культур, который может послужить источником вдохновения
для реализации художественных задач в проектной деятельности современного дизайнера. Историческое и культурное наследие каждого народа содержит художественные идеи, которые передаются из поколения в поколение, являясь благотворной почвой для формирования культурной среды и национальных традиций. Таким образом, помимо распространения международных универсальных принципов в области дизайна, можно отметить его связь с самобытными явлениями культуры. Одним из важных аспектов в сфере изучения национальных составляющих в дизайне является изучение возможностей использования этнического орнамента в современном дизайне. Основной особенностью включения этнического, национального компонента в дизайн является осознание своей культурной идентичности, что не противоречит необходимости быть включенными в общее культурное развитие. Одним из приоритетных направлений в развитии современного дизайна становится стремление подчеркнуть национальную идентичность. В настоящее время во многих школах дизайна большое внимание уделяется изучению истории, природных условий, духовного опыта и традиций материальной культуры различных народов, включения их традиций в динамику развития современного искусства. Каждому народу, независимо от того, на какой стадии культурного развития он находится, присуще желание создавать красивые формы. Подобно тому, как художники, архитекторы и дизайнеры в поисках нового стиля в конце XIX - начале XX вв. вглядывались в средневековое прошлое своих стран, находя в средневековье свою национальную идентичность, так и теперь, хотя это может показаться парадоксальным, взгляд в прошлое, часто связан с поиском новых форм искусства, переосмыслением художественных традиций прошлого. Именно такая установка и должна быть в основе профессиональной подготовки дизайнеров в вузах.
Библиографический список
1. Иванова Е.Ю. Истоки стиля модерн в русском искусстве. Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: сборник научных трудов факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. Ответственные редакторы И.А. Корсакова, Н.И. Ануфриева. Москва, 2016: 178 - 181.
2. Иванова Е.Ю. Орнаментальное искусство и дизайн xX-XxI вв. Современные гуманитарные исследования. 2015; № 2 (63): 129 - 131.
3. Иванова Е.Ю. Орнамент в художественном проектировании Актуальные проблемы социально-культурного и художественного проектирования. Tруды кафедры культуры и дизайна Российского Государственного Социального университета. Tеоретико-методо-логические проблемы культурологического и искусствоведческого знания. Москва, 2013: 51 - 53.
4. Иванова Е.Ю., Лаврентьева О.С. Становление школы академического рисунка в россии и специфика преподавания рисунка по направлению подготовки «дизайн» Художественное пространство культуры третьего тысячелетия: проблемы науки и образования. Москва, 2017: 429 - 433.
5. Иванова Е.Ю., Хохлов А.Н. Этнокультурная составляющая в современном графическом дизайне на примере книжной иллюстрации нартского эпоса осетин. Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы. Москва, 2015: 183 - 190.
6. Ануфриева Н.И., Царев Д.В., Цилинко А.П., Ющенко Н.С. Значение современных тенденций музыкальной коммуникации. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017; T. 16; № 1 (140): 131 - 139.
7. Зимин Д.А., Иванова Е.Ю., Лаврентьева О.С., Илларионова Н.Н. Влияние фольклорной культуры на процессы инкультурации и социализации подрастающего поколения. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017; T. 16; № 1 (140): 140 - 148.
8. Иванова Е.Ю., Хохлов А.Н. Проектная деятельность студентов-дизайнеров в высших учебных заведениях. Художественное пространство культуры третьего тысячелетия: проблемы науки и образования. Москва, 2017: 369 - 373.
9. Щербакова А.И., Ануфриева Н.И., Мелешкина Е.А., Корсакова И.А., Каменец А.В., Иванова Е.Ю. Культурология в системе гуманитарного знания: монография. Москва, 2016.
10. Каменец А.В., Мелешкина Е.А., Смирнов А.В., Казакова И.С. Отечественная история, как объект культурологических исследований. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017; T. 16; № 1 (140): 158 - 166.
11. Ануфриев Е.А., Ганичева Ю.В., Лаврентьева О.С., Славина Е.В. Нравственное и эстетическое развитие детей в процессе приобщения к достижениям русского фольклора. Учёные записки Российского государственного социального университета. 2017; T. 16; № 1 (140): 149 - 157.
12. Селезнева Е.Н., Каменец А.В. Изучение российской национальной идентичности в культурологии русского мира. Художественное пространство культуры третьего тысячелетия: проблемы науки и образования: сборник научных трудов. Москва, 2017: 127 - 136.
13. Лаврентьева О.С., Иванова Е.Ю. Основные структурные компоненты профессиональной деятельности дизайнеров. Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: сборник научных трудов. Москва, 2015: 219 - 222.
14. Лаврентьева О.С., Иванова Е.Ю., Ларшина А.А. Составляющие элементы фирменного стиля: из практики проектирования тематического кафе. Художественное пространство культуры третьего тысячелетия: проблемы науки и образования: сборник научных трудов. Москва, 2017: 90 - 99.
15. Anufriev E.A., Meleshkina E.A., Ivanova E.U., Zimin D.A., Goltseva O.S. Inclusive Distance Education of Children with Disabilities of Different Types. E.A. Anufriev et al. J. Pharm. Sci. & Res. Vol. 10(4), 2018: 863-867. Available at: http://www.pharmainfo.in/jpsr/Documents/Volumes/ vol10Issue04/jpsr10041839.pdf
16. Grigorieva Elena I., Kamenets Alexander V., Ivanova Ekaterina U., Korsakova Irina A. and Shevalie Konstantin N. The role of the myth in the symbolic space of culture. European Journal of Science and Theology, October 2017; Vol. 13; No. 5: 83 - 98. Available at: http://www.ejst. tuiasi.ro/Files/66/Contents%2013_5_2017.pdf
17. Хомякова И.В. Взаимодействие экокультурных практик регионального дизайна и народного искусства: на материале Республики Мордовия. Диссертация ... кандидата искусствоведения. Саранск, 2012.
18. Лаврентьев А.Н. История дизайна. Москва: Гвардарики, 2008.
19. Spirina M.V., Sadomova N.I., Lavrenteva O.S., Ivanova E.Yu., Karlychuk T.V. Ethno-cultural component in modern design. Global Media Journal. 2016; № S3: 13. Available at: http://www.globalmediajournal.com/open-access/ethnocultural-component-in-modern-design. php?aid=77763
References
1. Ivanova E.Yu. Istoki stilya modern v russkom iskusstve. Kul'tura, iskusstvo, obrazovanie v informacionnom prostranstve tret'ego tysyacheletiya: problemy i perspektivy. sbornik nauchnyh trudov fakul'teta iskusstv i sociokul'turnoj deyatel'nosti RGSU. Otvetstvennye redaktory I.A. Korsakova, N.I. Anufrieva. Moskva, 2016. 178 - 181.
2. Ivanova E.Yu. Ornamental'noe iskusstvo i dizajn XX-XXI vv. Sovremennye gumanitarnye issledovaniya. 2015; № 2 (63). 129 - 131.
3. Ivanova E.Yu. Ornament v hudozhestvennom proektirovanii Aktual'nye problemy social'no-kul'turnogo i hudozhestvennogo proektirovaniya. Trudy kafedry kul'tury i dizajna Rossijskogo Gosudarstvennogo Social'nogo universiteta. Teoretiko-metodologicheskie problemy kul'turologicheskogo i iskusstvovedcheskogo znaniya. Moskva, 2013. 51 - 53.
4. Ivanova E.Yu., Lavrent'eva O.S. Stanovlenie shkoly akademicheskogo risunka v rossii i specifika prepodavaniya risunka po napravleniyu podgotovki "dizajn" Hudozhestvennoe prostranstvo kul'tury tret'ego tysyacheletiya: problemy naukii obrazovaniya. Moskva, 2017. 429 - 433.
5. Ivanova E.Yu., Hohlov A.N. 'Etnokul'turnaya sostavlyayuschaya v sovremennom graficheskom dizajne na primere knizhnoj illyustracii nartskogo 'eposa osetin. Kul'tura, iskusstvo, obrazovanie v informacionnom prostranstve tret'ego tysyacheletiya: problemy i perspektivy. Moskva, 2015. 183 - 190.
6. Anufrieva N.I., Carev D.V., Cilinko A.P., Yuschenko N.S. Znachenie sovremennyh tendencij muzykal'noj kommunikacii. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2017; T. 16; № 1 (140). 131 - 139.
7. Zimin D.A., Ivanova E.Yu., Lavrent'eva O.S., Illarionova N.N. Vliyanie fol'klornoj kul'tury na processy inkul'turacii i socializacii podrastayuschego pokoleniya. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2017; T. 16; № 1 (140). 140 - 148.
8. Ivanova E.Yu., Hohlov A.N. Proektnaya deyatel'nost' studentov-dizajnerov v vysshih uchebnyh zavedeniyah. Hudozhestvennoe prostranstvo kul'tury tret'ego tysyacheletiya: problemy nauki i obrazovaniya. Moskva, 2017. 369 - 373.
9. Scherbakova A.I., Anufrieva N.I., Meleshkina E.A., Korsakova I.A., Kamenec A.V., Ivanova E.Yu. Kul'turologiya v sisteme gumanitarnogo znaniya: monografiya. Moskva, 2016.
10. Kamenec A.V., Meleshkina E.A., Smirnov A.V., Kazakova I.S. Otechestvennaya istoriya, kak ob'ekt kul'turologicheskih issledovanij. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2017; T. 16; № 1 (140). 158 - 166.
11. Anufriev E.A., Ganicheva Yu.V., Lavrent'eva O.S., Slavina E.V. Nravstvennoe i 'esteticheskoe razvitie detej v processe priobscheniya k dostizheniyam russkogo fol'klora. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2017; T. 16; № 1 (140). 149 - 157.
12. Selezneva E.N., Kamenec A.V. Izuchenie rossijskoj nacional'noj identichnosti v kul'turologii russkogo mira. Hudozhestvennoe prostranstvo kul'tury tret'ego tysyacheletiya: problemy nauki i obrazovaniya. sbornik nauchnyh trudov. Moskva, 2017. 127 - 136.
13. Lavrent'eva O.S., Ivanova E.Yu. Osnovnye strukturnye komponenty professional'noj deyatel'nosti dizajnerov. Kul'tura, iskusstvo, obrazovanie v informacionnom prostranstve tret'ego tysyacheletiya: problemy iperspektivy. sbornik nauchnyh trudov. Moskva, 2015. 219 - 222.
14. Lavrent'eva O.S., Ivanova E.Yu., Larshina A.A. Sostavlyayuschie 'elementy firmennogo stilya. iz praktiki proektirovaniya tematicheskogo kafe. Hudozhestvennoe prostranstvo kul'tury tret'ego tysyacheletiya: problemy nauki i obrazovaniya. sbornik nauchnyh trudov. Moskva, 2017. 90 - 99.
15. Anufriev E.A., Meleshkina E.A., Ivanova E.U., Zimin D.A., Goltseva O.S. Inclusive Distance Education of Children with Disabilities of Different Types. E.A. Anufriev et al. J. Pharm. Sci. & Res. Vol. 10(4), 2018. 863-867. Available at. http.//www.pharmainfo.in/jpsr/Documents/Volumes/ vol10Issue04/jpsr10041839.pdf
16. Grigorieva Elena I., Kamenets Alexander V., Ivanova Ekaterina U., Korsakova Irina A. and Shevalie Konstantin N. The role of the myth in the symbolic space of culture. European Journal of Science and Theology, October 2017; Vol. 13; No. 5. 83 - 98. Available at. http.//www.ejst. tuiasi.ro/Files/66/Contents%2013_5_2017.pdf
17. Homyakova I.V. Vzaimodejstvie 'ekokul'turnyh praktik regional'nogo dizajna i narodnogo iskusstva: na materiale Respubliki Mordoviya. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Saransk, 2012.
18. Lavrent'ev A.N. Istoriya dizajna. Moskva. Gvardariki, 2008.
19. Spirina M.V., Sadomova N.I., Lavrenteva O.S., Ivanova E.Yu., Karlychuk T.V. Ethno-cultural component in modern design. Global Media Journal. 2016; № S3. 13. Available at. http.//www.globalmediajournal.com/open-access/ethnocultural-component-in-modern-design. php?aid=77763
Статья поступила в редакцию 31.05.18
УДК 378.147
Avetisyan A.D., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminal Proceeding, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected] Ryasov A.A., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminology Stavropol branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected] Zhigalova G.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior teacher, Department of Criminology, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
CERTAIN ASPECTS OF THE PRACTICAL ORIENTATION OF TRAINING OF INVESTIGATORS IN HIGHER EDUCATION
OF THE MIA OF RUSSIA. At present teachers face the challenge of training with a guaranteed quality of education that allows the trainees in practical activities to optimise the use of knowledge, skills and abilities in the process of investigation of criminal cases in their future professional activity in the organs of internal affairs. The solution of this problem can be provided only on the basis of application in educational process of innovative technologies of training. The article reveals some areas of practical training of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the preparation of their work as an investigator of the internal affairs bodies. As a result of the training, the student must be able to make an analysis of legal facts and legal relations arising in connection with them; analysis, interpretation and correct application of legal norms, make legal and informed decisions and perform legal actions in strict accordance with the criminal and criminal procedure law.
Key words: cadet, teacher, practical orientation of training, educational institutions of higher education of Ministry of Internal Affairs of Russia, use of innovative technologies.
А.Д. Аветисян, канд. юр. наук, доц., проф. каф. уголовного процесса, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, E-mail: [email protected]
А.А. Рясов канд. юр. наук, доц., проф. каф. криминалистики, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, E-mail: [email protected]
Г.Г. Жигалова, канд. мед. наук, ст. преп. каф. криминалистики, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, E-mail: [email protected]
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ МВД РОССИИ
В настоящее время перед преподавателями стоит задача обучения с гарантированным качеством подготовки специалистов, позволяющая обучаемым в практической деятельности оптимально использовать знания, навыки, умения в процессе расследования уголовных дел в будущей профессиональной деятельности в органах внутренних дел. Решение данной за-