Научная статья на тему 'Формирование композиционной грамотности у будущих дизайнеров на начальном этапе обучения в вузе'

Формирование композиционной грамотности у будущих дизайнеров на начальном этапе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPOSITION / COMPOSITION IN DESIGN / FORMAL COMPOSITION / COMPOSITE LITERACY / COMPONENTS OF COMPOSITE LITERACY / КОМПОЗИЦИЯ / КОМПОЗИЦИЯ В ДИЗАЙНЕ / ФОРМАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / КОМПОЗИЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ КОМПОЗИЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шандыбин А.С.

В статье рассматриваются методы организации курса «Основы композиции» у студентов дизайнеров на начальном этапе обучения, выявляются компоненты и средства формирования композиционной грамотности. На основе анализа ряда методических работ известных авторов, посвящённых основам композиции в дизайне установлено, что существует два подхода при организации курса, первый на основе методов «от частного к общему» и «от простого к сложному», второй на основе противоположных методов «от общего к частному» и «от сложного к простому». Анализ данных методических работ позволил выявить компоненты композиционной грамотности теоретические знания, практические умения, эмоционально-чувственное восприятие, мыслительные действия. Данные компоненты формируются с помощью средств и форм, где наряду с теоретической подачей материала (лекция, коллективное обсуждение и т. д.) используются практические упражнения и анализ. В статье рассматривается ряд методических принципов, которые предъявляются к организации практических упражнений и анализу. На основе анализа понятий «Грамотность» и «Композиция в дизайне» уточняется определение «Композиционная грамотность». Представленный материал позволяет сделать вывод, что обучение студентов-дизайнеров основам композиции осуществляется на базе двух противоположных подходов, которые определяют структуру подачи учебного материала, учебный процесс не зависимо от выбранного подхода, направлен на формирование компонентов композиционной грамотности с помощью средств организации педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMPOSITE LITERACY AT FUTURE DESIGNERS AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In the article methods of organization of a course on “Basics of Composition” at students, who major in design, at the initial stage of training are considered. The researcher reveals components and means of formation of composite literacy. The author has analyzed a number of methodical works by V. I. Lesnyak, V. B. Ustin, O. V. Chernyshev; it allowed revealing two opposite approaches to the organization of the studies on “Basics of Composition”. The first of them is based on methods: “from particular to general” and “from simple to complex”. The second approach includes opposite methods: “from general to particular” and “from complex to simple”. The analysis of the works allowed finding the main components of composite literacy: theoretical knowledge, practical abilities, emotional sensory perception, cogitative actions. When a teacher develops these components in students, he uses not only lecturing, but also practical exercises and materials for analysis. In the paper the basic methodical principles, which enhance the effective use of the means of the organization of the educational process practical exercises and analysis are considered. On the basis of the analysis of concepts “literacy” and “composition in design”, the author has proposed his definition of a notion of “composite literacy”. The material allows to draw a conclusion that training students in the course of “Basics of Composition” is carried out using two opposite approaches, which define structure of giving of a training material, educational process isn’t dependent on the chosen approach, is aimed at developing components of composite literacy by the organization of pedagogical process, where the main teaching means include practical exercising.

Текст научной работы на тему «Формирование композиционной грамотности у будущих дизайнеров на начальном этапе обучения в вузе»

УДК 377.1

Shandybin A.S., postgraduate (3rd year of study), Speciality Code 13.00.02 - Theory and methodology of training and education

(aesthetic education), Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia), E-mail: ash.ek@yandex.ru

FORMATION OF COMPOSITE LITERACY AT FUTURE DESIGNERS AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION. In the article methods of organization of a course on "Basics of Composition" at students, who major in design, at the initial stage of training are considered. The researcher reveals components and means of formation of composite literacy. The author has analyzed a number of methodical works by V. I. Lesnyak, V. B. Ustin, O. V. Chernyshev; it allowed revealing two opposite approaches to the organization of the studies on "Basics of Composition". The first of them is based on methods: "from particular to general" and "from simple to complex". The second approach includes opposite methods: "from general to particular" and "from complex to simple". The analysis of the works allowed finding the main components of composite literacy: theoretical knowledge, practical abilities, emotional sensory perception, cogitative actions. When a teacher develops these components in students, he uses not only lecturing, but also practical exercises and materials for analysis. In the paper the basic methodical principles, which enhance the effective use of the means of the organization of the educational process - practical exercises and analysis - are considered. On the basis of the analysis of concepts "literacy" and "composition in design", the author has proposed his definition of a notion of "composite literacy". The material allows to draw a conclusion that training students in the course of "Basics of Composition" is carried out using two opposite approaches, which define structure of giving of a training material, educational process isn't dependent on the chosen approach, is aimed at developing components of composite literacy by the organization of pedagogical process, where the main teaching means include practical exercising.

Key words: composition, composition in design, formal composition, composite literacy, components of composite literacy.

А.С. Шандыбин, аспирант 3-го года обучения, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический

университет», г. Екатеринбург, E-mail: ash.ek@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ У БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассматриваются методы организации курса «Основы композиции» у студентов дизайнеров на начальном этапе обучения, выявляются компоненты и средства формирования композиционной грамотности. На основе анализа ряда методических работ известных авторов, посвящённых основам композиции в дизайне установлено, что существует два подхода при организации курса, первый на основе методов «от частного к общему» и «от простого к сложному», второй на основе противоположных методов «от общего к частному» и «от сложного к простому». Анализ данных методических работ позволил выявить компоненты композиционной грамотности - теоретические знания, практические умения, эмоционально-чувственное восприятие, мыслительные действия. Данные компоненты формируются с помощью средств и форм, где наряду с теоретической подачей материала (лекция, коллективное обсуждение и т. д.) используются практические упражнения и анализ. В статье рассматривается ряд методических принципов, которые предъявляются к организации практических упражнений и анализу. На основе анализа понятий «Грамотность» и «Композиция в дизайне» уточняется определение «Композиционная грамотность». Представленный материал позволяет сделать вывод, что обучение студентов-дизайнеров основам композиции осуществляется на базе двух противоположных подходов, которые определяют структуру подачи учебного материала, учебный процесс не зависимо от выбранного подхода, направлен на формирование компонентов композиционной грамотности с помощью средств организации педагогического процесса.

Ключевые слова: композиция, композиция в дизайне, формальная композиция, композиционная грамотность, компоненты композиционной грамотности.

«Основы композиции» являются пропедевтическим курсом профессиональной подготовки специалистов занимающихся визуальной организацией формы в дизайне и в различных видах пространственных искусств - изобразительных и архитектонических.

В дизайне композиция рассматривается как: «построение (структура) произведения дизайнерского искусства, расположение и связь его частей, обусловленные их компоновкой, отвечающей назначению и технической идее этого произведения и его художественному образному замыслу, отражающему эмоционально-чувственные ожидания потребителя дизайнерского продукта» [1, с. 35]. Из определения видно, что композиция в дизайне является итогом (результатом) и процессом профессиональной деятельности. Поскольку профессиональное обучение это обучение процессу деятельности, следовательно, обучить студентов самостоятельно и эффективно выстраивать композиционный процесс и критически оценивать его результат одна из основных целей на начальном этапе обучения дизайнеров.

При рассмотрении направлений преподавания композиции в дизайне следует остановиться на ряде методических работ известных авторов, которые определяют положения, являющиеся ключевыми в обучении будущих дизайнеров.

Курс «Основы композиции» В.И. Лесняка [2] строится на изучении теоретического материала, каждая тема которого закрепляется путем практических упражнений, т. е. обязательным компонентом курса является связь теории и практики. Данное положение является ведущим у всех ниже рассматриваемых авторов, а также характерно для всего процесса обучения основам композиции. Теоретический материал и практическая работа у В.И. Лесняка выстраивается на основе методов, которые в педагогике определяются как «от частного к общему» и «от просто-

го к сложному». Применительно к курсу «Основы композиции» данные методы предполагают организацию учебного процесса, в котором каждая тема посвящена изучению и проработке в отдельности законов, принципов, средств, методов композиции. В дальнейшем темы переплетаются и задания усложняются. Практические упражнения на начальном этапе у данного автора выполняется средствами формальной композиции, на конечных этапах она замещается композицией изобразительной. Ряд упражнений посвящен не только организации элементов формы, но и раскрытию в композиционной работе определенного содержания, что способствует выявлению связи формы и содержания, а также развитию эмоционально-чувственного восприятия. Автор учебного курса отмечает, что «эстетические категории, внутренние композиционные закономерности построения произведения рассматриваются на основе анализа самого произведения» [2, с. 10] и выделяет четыре типа анализа (образно-смысловой, сюжетно-смысловой, пространственно-пластический, фактурно-декоративный), которые способствуют раскрытию их содержания и выявлению структуры организации формы. Следовательно, курс В.Г. Лесняка способствует формированию у студентов теоретических знаний, на базе которых осуществляется практическая работа, что формирует композиционные умения и эмоционально-чувственное восприятие формы. Включение различного вида композиционного анализа расширяет знание, развивает эстетические и художественные вкусы обучающихся.

Авторский курс В.Б. Устина [3] «Композиция в дизайне» основной целью обучения ставит «выработку у учащихся сознательного подхода к дизайнерскому творчеству, получение ими знаний в области художественного формообразования» [3, с. 3]. Достижение данной цели осуществляется с помощью метода организации практической работы основанного на решение

отдельных композиционных задач. Данный метод предполагает «не вообще творчество и создание законченного художественного произведения, а ясный и четкий ответ на заданную композиционную тему» [3, с. 4]. Следовательно, ключевой задачей в выполнении данных заданий является формирование у обучающихся умений обоснованно и рационально использовать закономерности композиционно-художественного формообразования. Как и у предыдущего автора, весь процесс обучения базируется на методах «от частного к общему» и «от простого к сложному».

О.В. Чернышев [4] выстраивает учебный процесс в противовес выше рассмотренным авторам не на методах «от частного к общему» и «от простого к сложному», а «от общего к частному» и «от сложного к простому». Использование данным образом методов применительно к курсу «Основы композиции» исключает изучение и проработку отдельных композиционных категорий как самостоятельной темы, что было характерно для вышеупомянутых авторов. Методы «от общего к частному» и «от сложного к простому» направлены на целостное композиционное творчество, поскольку сама композиция это целостное воплощение законов, принципов, методов и средств которые передают определенное содержание, то и изучаться она должна комплексно, что реализует курс О.В. Чернышева. Методика практической работы по курсу формальной композиции у данного автора базируется на принципе проблемно-методологического подхода и систем-но-деятельностной ориентации художественно-проектного творчества дизайнера. Следовательно, практические упражнения уже на начальном этапе обучения раскрывают органическую связь всех компонентов композиции, незнание способствует творческой активизации обучающихся, исканию необходимых путей решения задачи.

Каждое учебное задание О.В. Чернышева имеет - цель, задачи, требования, ограничения, критерии оценки. В процессе обучения активно используются различные виды анализа в качестве группового или индивидуального средства обучения.

Из вышесказанного можно заключить, что использование методов «от простого к сложному» и «от частного к общему», которые предполагают в качестве самостоятельной темы изучение и проработку отдельных законов, принципов, методов и средств художественно-композиционного формообразования с последующим усложнением и переплетением, является ведущей тенденцией при организации курса основ композиции. Подтверждением этому служит учебные пособия, разработанные на базе идей отечественных педагогов, в частности, учебное пособие «Формальная композиция» Е.В. Жердеева, О.Б. Чепурова и др. [5] и «Основы композиции» В.А. Трофимова, Л.П. Шарока [6]. В противоположность данной организации учебного процесса выступают методы «от общего к частному» и «от сложного к простому», что реализует курс О.В. Чернышева.

Анализ методических работ названных авторов позволяет выявить основные компоненты, которые необходимо формировать в процессе обучения основам композиции, это теоретические знания, практические умения, эмоционально-чувственное восприятие, мыслительные действия.

Теоретические знания представляют собой совокупность законов, принципов, методов и средств художественно-композиционного формообразования.

Практические умения, которые, с одной стороны, связаны со знанием (умение выделить композиционный центр, умение организовать элементы композиции в единую структуру и т. д.), с другой - технической обусловленностью в частности умение провести прямую линию, умение чертить, умение штриховать и т. д.

Эмоционально-чувственное восприятие связано с практическим умением выразить в форме конкретное содержание, которое базируется на знании механизмов воздействия на эмоционально-чувственное восприятие человека.

Мыслительные действия характеризуются умением самостоятельно выстроить весь процесс композиционной работы для достижения эффективного результата: от поиска и начального обдумывания и первых эскизов до окончательного решения с критической оценкой всех этапов работы и конечного результата.

Данные компоненты составляют основу композиционной грамотности студентов дизайнеров. Сам термин «Композиционная грамотность» используется в качестве общей характеристики композиционных умений обучающегося у разных авторов, в частности, «всё «здание» композиционной грамоты дизайнера» [4, с. 22]. При этом «грамотность» рассматривается не в узком значении, как умение читать и писать, а в широком значении как «определённая степень владения знаниями в той или иной обла-

сти и умения их применять на практике» [7, с. 31]. Однако определение данного термина встречается довольно редко, поэтому, основываясь на данных компонентах и на терминах «Грамотность» и «Композиция в дизайне», можно дать следующие определение композиционной грамотности студентов-дизайнеров на начальном этапе обучения: умение самостоятельно выстроить мыслительный процесс, грамотно применить теоретические знания и практические умения с целью комплексной, целостной организацией формы и содержания. Такая последовательность умений, характеризующая композиционную грамотность студента-дизайнера, является адекватной для процесса создания художественного образа в любом виде художественного творчества. Н.Г. Тагильцева, раскрывая умения и способности, необходимые для создания художественного продукта студентами, обучающимися искусству, подчёркивает, что все они должны обладать «развитыми способностями творческого мышления, быстрой реакцией на выразительные характеристики объектов, продуктивностью и способностью многовариантного воплощения образа в художественной деятельности» [8, с. 219], и, конечно, определёнными знаниями в той или иной художественной деятельности.

Основными средствами формирования композиционной грамотности, исходя из взглядов ряда авторов, рассмотренных выше, являются: теоретическая подача материала в различных формах лекция, обсуждение и т. д., практические упражнения и анализ. Правильная организация и использование данных форм и средств обучения позволяет глубже изучить, закрепить и расширить теоретические знания. В области практики, при введении определенных упражнений следует соблюдать следующие условия:

- учебные упражнения должны выполняться средствами формальной композиции. Это позволяет не отвлекать внимание обучающихся от решения чисто учебных задач, которые могут быть решены на формальном уровне уже на первых этапах обучения. Формальная композиция предоставляет одинаковые композиционные возможности при разном начальном уровне подготовки обучающихся;

- упражнения должны нести конкретные учебные задачи, поэтому каждое упражнение должно иметь понятные для обучающегося цели, задачи, ограничения, условия, требования, критерии оценки;

- в упражнениях целесообразно использовать различные художественные материалы, поскольку это позволяет по-разному раскрыть композиционный замысел;

- упражнения должны формировать навык работы не только с плоскостной, но и с объёмной композицией, как целостной составляющей работы дизайнера;

- упражнения должны включать только формообразующий характер с целью гармонизации внешних форм без передачи глубокого содержания, или содержательный характер, где акцент ставится на передачу определённого смысла и содержания, или комплексный характер, направленный на гармоничное раскрытие формы и содержания;

- все выполненные упражнения включаются в портфолио студента, по результатам которого можно проследить уровень владения им композиционной грамотностью на каком-либо этапе обучения и своевременно в случае необходимости внести коррективы в учебный процесс комплексно или индивидуально.

Анализ, как одно из основных средств в формировании композиционной грамотности применяется в качестве индивидуального (индивидуально педагогом или обучающимся) или группового (группой обучающихся совместно с педагогом или под его наблюдением) средства.

Использование в качестве анализа разнообразных примеров творческого наследия в области визуальных форм, способствует:

- обогащению духовного мира обучающегося;

- развитию у них эмоционально-чувственное восприятие произведения искусства;

- выявлению связи формы и содержания в композиции;

- формированию навыка самостоятельного анализа, что позволяет обучающему выявлять используемые законы, принципы, приемы, средства и т.д. композиции, а также проследить их целостное, гармоничное участие в раскрытии формы и содержания.

При использовании анализа произведений рекомендуется соблюдать ряд методических принципов:

- примеры анализа должны являться не образцом для подражания, а стимулом к творческому процессу, выявлять перспективные пути решения композиционных задач;

- для примеров анализа при изучении одной темы целесообразно использовать произведения разных искусств, эпох и культур что позволяет проследить как одинаковые законы, принципы, приемы, средства и т. д. композиции реализуются в различных искусствах;

- к анализу произведения при изучении одной темы подходить комплексно с точки зрения композиции - раскрывать законы, принципы построения, средства и т. д., показать их целостное участие но, с выделением изучаемого вопроса.

Подводя итог, можно сделать вывод, что для эффективного построения учебного процесса в области изучения основ композиции на начальном этапе необходимо:

1. При конструировании курса определить ключевые методы «от частного к общему» и «от простого к сложному» или «от общего к частному» и «от сложного к простому». На основе их разработать структуру теоретического и практического материала.

2. Компоненты композиционной грамотности (знания, практические умения, эмоционально-чувственное восприятие, мыслительные действия) развивать взаимосвязано, взаимообусловлено и целостно.

3. Основные средства развития композиционной грамотности лекция, практические упражнения и разносторонний анализ использовать взаимосвязано и комплексно.

4. Практические упражнения являются ключевым средством и итогом, по которому определяется основной уровень владения композиционной грамотностью.

5. Композиционная грамотность определяется как умение самостоятельно выстроить мыслительный процесс и грамотно применить теоретические знания и практические умения с целью комплексной, целостной организацией формы и содержания. Данное определение соотносится с основными компонентами учебного процесса, с определением терминов «Грамотность» и «Композиция в дизайне».

Библиографический список

1. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. Москва, 2004: 35 - 36.

2. Лесняк В.И. Гоафический дизайн. Москва: ИндексМаркет, 2011.

3. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Москва: АСТ: Астрель, 2007.

4. Чернышев О.В. Формальная композиция. Минск: Харвест, 1999.

5. Жердеев Е.В., Чепуров О.Б., Шлеюк С.Г., Мазурин Т.А. Формальная композиция. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014.

6. Трофимов В.А., Шарок Л.П. Основы композиции. Санкт-Петербург: СПбГУ ИТМО, 2009.

7. Педагогический словарь. Москва: «Академия», 2000: 31.

8. Тагильцева Н.Г. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения, школы и вуза в работе с художественно одаренными детьми. Мир науки, культуры, образования. 2013; 3 (40): 217 - 219.

References

1. Dizajn. Illyustrirovannyjslovar'-spravochnik. Moskva, 2004: 35 - 36.

2. Lesnyak V.I. Graficheskij dizajn. Moskva: IndeksMarket, 2011.

3. Ustin V.B. Kompoziciya vdizajne. Moskva: AST: Astrel', 2007.

4. Chernyshev O.V. Formal'naya kompoziciya. Minsk: Harvest, 1999.

5. Zherdeev E.V., Chepurov O.B., Shleyuk S.G., Mazurin T.A. Formal'naya kompoziciya. Orenburg: OOO IPK «Universitet», 2014.

6. Trofimov V.A., Sharok L.P. Osnovy kompozicii. Sankt-Peterburg: SPbGU ITMO, 2009.

7. Pedagogicheskijslovar'. Moskva: «Akademiya», 2000: 31.

8. Tagil'ceva N.G. Vzaimodejstvie doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya, shkoly i vuza v rabote s hudozhestvenno odarennymi det'mi. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 3 (40): 217 - 219.

Статья поступила в редакцию 11.10.15

УДК 796.01 + 37.035.6 (571.513)

Shvalyova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakas State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: shvaleva-t@mail.ru

PHYSICAL EDUCATION OF THE KHAKAS PEOPLE AS A COMPONENT OF FOLK UPBRINGING. The study describes a problem of physical education of the Khakas people as a component of the folk upbringing. The problem is not enough investigated and demands further research. Scientific research of folk physical education supposes historical, theoretical and practical approach to it, where some points of view of different authors about the concept of ethnopedagogy and its contents are analyzed. The main attention is given to the analysis of the scientific investigation of the Khakas folk pedagogy and its use in physical education of the youth generation. The forms of physical upbringing based on the main principles of folk pedagogy that is the upbringing of a real life are described. The idea that the foundation of upbringing includes ethnic traits, the way of life, traditions and culture is proposed. These features can be considered as the most valuable condition of folk upbringing.

Key words: national originality, ethnopedagogy, teaching, legends, ethnos, games, physical culture, physical qualities, health strengthening measures, labor traditions.

Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова, г. Абакан,

E-mail: shvaleva-t@mail.ru

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ХАКАСОВ

КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В предлагаемой статье рассматривается проблема физического воспитания хакасского этноса как составной части народной педагогики. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований. Научное исследование народного физического воспитания предполагает комплексный подход с анализом точки зрения различных авторов на понятие «этнопедагогика» и её содержания. Основное внимание в работе уделено анализу научных изысканий хакасской народной педагогики по физическому воспитанию подрастающего поколения. Раскрыты формы физического воспитания в народной педагогике хакасов, обосновывается мысль о том, что в основу воспитания заложены этнические особенности народа, его быт, традиции, культура. В конце статьи предложены авторские выводы.

Ключевые слова: национальная самобытность, этнопедагогика, обучение, предания, легенды, этнос, игры, физическое воспитание, физические качества, закаливание, трудовые традиции.

В предлагаемой статье рассматривается проблема физического воспитания личности во взаимосвязи с другими сторонами воспитания хакасского народа. Актуальность нашей работы обусловлена тем, что в настоящее время вопрос физического

воспитания хакасского этноса недостаточно изучен. Интерес к заявленной теме продиктован и стремлением конкретизировать отдельные вопросы изучаемой нами темы, нашедшие, пусть косвенное, отображение в немногочисленных работах пред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.