Научная статья на тему 'Физическое воспитание хакасов как составляющая народной педагогики'

Физическое воспитание хакасов как составляющая народной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NATIONAL ORIGINALITY / ETHNOPEDAGOGY / TEACHING / LEGENDS / ETHNOS / GAMES / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL QUALITIES / HEALTH STRENGTHENING MEASURES / LABOR TRADITIONS / НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ОБУЧЕНИЕ / ПРЕДАНИЯ / ЛЕГЕНДЫ / ЭТНОС / ИГРЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ЗАКАЛИВАНИЕ / ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швалева Т.А.

В предлагаемой статье рассматривается проблема физического воспитания хакасского этноса как составной части народной педагогики. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований. Научное исследование народного физического воспитания предполагает комплексный подход с анализом точки зрения различных авторов на понятие «этнопедагогика» и её содержания. Основное внимание в работе уделено анализу научных изысканий хакасской народной педагогики по физическому воспитанию подрастающего поколения. Раскрыты формы физического воспитания в народной педагогике хакасов, обосновывается мысль о том, что в основу воспитания заложены этнические особенности народа, его быт, традиции, культура. В конце статьи предложены авторские выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION OF THE KHAKAS PEOPLE AS A COMPONENT OF FOLK UPBRINGING

The study describes a problem of physical education of the Khakas people as a component of the folk upbringing. The problem is not enough investigated and demands further research. Scientific research of folk physical education supposes historical, theoretical and practical approach to it, where some points of view of different authors about the concept of ethnopedagogy and its contents are analyzed. The main attention is given to the analysis of the scientific investigation of the Khakas folk pedagogy and its use in physical education of the youth generation. The forms of physical upbringing based on the main principles of folk pedagogy that is the upbringing of a real life are described. The idea that the foundation of upbringing includes ethnic traits, the way of life, traditions and culture is proposed. These features can be considered as the most valuable condition of folk upbringing.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание хакасов как составляющая народной педагогики»

- для примеров анализа при изучении одной темы целесообразно использовать произведения разных искусств, эпох и культур что позволяет проследить как одинаковые законы, принципы, приемы, средства и т. д. композиции реализуются в различных искусствах;

- к анализу произведения при изучении одной темы подходить комплексно с точки зрения композиции - раскрывать законы, принципы построения, средства и т. д., показать их целостное участие но, с выделением изучаемого вопроса.

Подводя итог, можно сделать вывод, что для эффективного построения учебного процесса в области изучения основ композиции на начальном этапе необходимо:

1. При конструировании курса определить ключевые методы «от частного к общему» и «от простого к сложному» или «от общего к частному» и «от сложного к простому». На основе их разработать структуру теоретического и практического материала.

2. Компоненты композиционной грамотности (знания, практические умения, эмоционально-чувственное восприятие, мыслительные действия) развивать взаимосвязано, взаимообусловлено и целостно.

3. Основные средства развития композиционной грамотности лекция, практические упражнения и разносторонний анализ использовать взаимосвязано и комплексно.

4. Практические упражнения являются ключевым средством и итогом, по которому определяется основной уровень владения композиционной грамотностью.

5. Композиционная грамотность определяется как умение самостоятельно выстроить мыслительный процесс и грамотно применить теоретические знания и практические умения с целью комплексной, целостной организацией формы и содержания. Данное определение соотносится с основными компонентами учебного процесса, с определением терминов «Грамотность» и «Композиция в дизайне».

Библиографический список

1. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. Москва, 2004: 35 - 36.

2. Лесняк В.И. Гоафический дизайн. Москва: ИндексМаркет, 2011.

3. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Москва: АСТ: Астрель, 2007.

4. Чернышев О.В. Формальная композиция. Минск: Харвест, 1999.

5. Жердеев Е.В., Чепуров О.Б., Шлеюк С.Г., Мазурин Т.А. Формальная композиция. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014.

6. Трофимов В.А., Шарок Л.П. Основы композиции. Санкт-Петербург: СПбГУ ИТМО, 2009.

7. Педагогический словарь. Москва: «Академия», 2000: 31.

8. Тагильцева Н.Г. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения, школы и вуза в работе с художественно одаренными детьми. Мир науки, культуры, образования. 2013; 3 (40): 217 - 219.

References

1. Dizajn. Illyustrirovannyjslovar'-spravochnik. Moskva, 2004: 35 - 36.

2. Lesnyak V.I. Graficheskij dizajn. Moskva: IndeksMarket, 2011.

3. Ustin V.B. Kompoziciya vdizajne. Moskva: AST: Astrel', 2007.

4. Chernyshev O.V. Formal'naya kompoziciya. Minsk: Harvest, 1999.

5. Zherdeev E.V., Chepurov O.B., Shleyuk S.G., Mazurin T.A. Formal'naya kompoziciya. Orenburg: OOO IPK «Universitet», 2014.

6. Trofimov V.A., Sharok L.P. Osnovy kompozicii. Sankt-Peterburg: SPbGU ITMO, 2009.

7. Pedagogicheskijslovar'. Moskva: «Akademiya», 2000: 31.

8. Tagil'ceva N.G. Vzaimodejstvie doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya, shkoly i vuza v rabote s hudozhestvenno odarennymi det'mi. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 3 (40): 217 - 219.

Статья поступила в редакцию 11.10.15

УДК 796.01 + 37.035.6 (571.513)

Shvalyova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakas State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: shvaleva-t@mail.ru

PHYSICAL EDUCATION OF THE KHAKAS PEOPLE AS A COMPONENT OF FOLK UPBRINGING. The study describes a problem of physical education of the Khakas people as a component of the folk upbringing. The problem is not enough investigated and demands further research. Scientific research of folk physical education supposes historical, theoretical and practical approach to it, where some points of view of different authors about the concept of ethnopedagogy and its contents are analyzed. The main attention is given to the analysis of the scientific investigation of the Khakas folk pedagogy and its use in physical education of the youth generation. The forms of physical upbringing based on the main principles of folk pedagogy that is the upbringing of a real life are described. The idea that the foundation of upbringing includes ethnic traits, the way of life, traditions and culture is proposed. These features can be considered as the most valuable condition of folk upbringing.

Key words: national originality, ethnopedagogy, teaching, legends, ethnos, games, physical culture, physical qualities, health strengthening measures, labor traditions.

Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова, г. Абакан,

E-mail: shvaleva-t@mail.ru

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ХАКАСОВ

КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В предлагаемой статье рассматривается проблема физического воспитания хакасского этноса как составной части народной педагогики. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований. Научное исследование народного физического воспитания предполагает комплексный подход с анализом точки зрения различных авторов на понятие «этнопедагогика» и её содержания. Основное внимание в работе уделено анализу научных изысканий хакасской народной педагогики по физическому воспитанию подрастающего поколения. Раскрыты формы физического воспитания в народной педагогике хакасов, обосновывается мысль о том, что в основу воспитания заложены этнические особенности народа, его быт, традиции, культура. В конце статьи предложены авторские выводы.

Ключевые слова: национальная самобытность, этнопедагогика, обучение, предания, легенды, этнос, игры, физическое воспитание, физические качества, закаливание, трудовые традиции.

В предлагаемой статье рассматривается проблема физического воспитания личности во взаимосвязи с другими сторонами воспитания хакасского народа. Актуальность нашей работы обусловлена тем, что в настоящее время вопрос физического

воспитания хакасского этноса недостаточно изучен. Интерес к заявленной теме продиктован и стремлением конкретизировать отдельные вопросы изучаемой нами темы, нашедшие, пусть косвенное, отображение в немногочисленных работах пред-

шественников. Считаем, что изучение данного направления обогатит научные знания в области физического воспитания человека средствами хакасской народной педагогики. Первые, поистине бесценные сведения по интересующей нас тематике, были почерпнуты из публикаций по этнографии и истории хакасов, тувинцев и других народов Саяно-Алтайского нагорья, среди которых наиболее значительные работы таких исследователей, как Н.Ф. Катанов(1907), Г.Н. Потанин(1883), В.В. Радлов (1866).

В 90-х гг. XX столетия был проявлен интерес к проблемам хакасской этнопедагогики и осуществлены исследования отдельных ее аспектов: народной игры - О.Н. Кышпанакова (1994), Ю.Г. Кустова (1993), Я.И. Сунчугашев (1963), В.Я. Бутанаев (1995); семейных национальных традиций и обычаев - К.И. Сул-танбаева (1995); философию этноса и национального образования Л.В. Анжиганова (1995), В.Н. Тугужекова (1993 - 2007); профессионального становления и воспитания современной личности С.А. Боргояков (2003), Т.Н. Боргоякова (2005) и др. Однако из перечисленных исследователей никто специально не освещал вопросы физического воспитания хакасов. В то же время при наличии значительного количества работ по истории, археологии и этнографии данного региона в Республике Хакасия до сих пор нет конкретных исследований по заявленной нами теме. Всестороннее же и объективное изучение этнических традиций хакасского народа, в частности в физическом воспитании, будет способствовать устранению «белого пятна» в изучении истории Хакасии, воссозданию более полной, а главное, объективной картины прошлого её народа, что позволит расширить наши представления о различных сферах жизни не только хакасов, но и других народов Южной Сибири.

Анализируя высказывания многих авторов по народному воспитанию, мы приходим к выводу, что они имеют общие основания. Методологическую основу составили идеи К.Д. Ушин-ского, в свое время указавшего на специфику народного опыта воспитания: «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» [1]. Именно он ввёл термин «народная педагогика», считая народные игры блестящим средством раскрытия национальной самобытности народа. Основатель этно-педагогики академик Г.Н. Волков определил предмет этнопедаго-гики как народный опыт воспитания, высказав мысль о том, что именно общность педагогических культур народов «наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов» [2, с. 167].

По мнению А.П. Усовой, «Правильно организовать жизнь и деятельность детей - значит и правильно их воспитывать. Эффективный процесс воспитания может быть осуществлен в формах игры и игровых взаимоотношений именно потому, что ребёнок здесь не учится жить, а живет своей жизнью» [3, с. 23].

По мнению Л.В. Анжигановой, этнопедагогика хакасского народа существует в этнопедагогической среде, окружающей личность, и представляет собой совокупность всех условий жизни, где проявляются этнические особенности народа: народные традиции, обряды, обычаи, фольклор, праздники и т. д. Именно в них отражены мировоззрение людей, ценностные ориентиры, культурные стереотипы, индивидуальная культура поведения [4].

Исследователь В.Н. Тугужекова указывает, что этнопедаго-гика сущностно отражает опыт воспитания детей, включающий такие его стороны, как уход, воспитание, самовоспитание, обучение [5, с. 112]. Мы поддерживаем мнение данного автора о том, что народная педагогика обладает большим арсеналом воспитательных средств. В научных публикациях К.И. Султанбаевой указывается, что одним их первых исследователей хакасской народной педагогики был Б.М. Ховратович, который обратил внимание на естественные потребности воспитания подрастающего поколения в традиционной хакасской семье. Он заложил основы исследования этнопедагогики хакасов во взаимосвязи с педагогическим опытом других коренных сибирских народов [6, с. 12].

Возникшие новые социально-культурные условия жизни способствовали тому, что у этноса усилились потребности в сохранении традиционного физического воспитания ребенка, основанного на труде, народных играх и физических упражнениях. Суровые природные условия Сибири, и в частности - Хакасии, требовали от человека физических и моральных сил, чтобы выжить и продолжить свой род. Вся жизнь была подчинена законам природы. Поэтому первым и необходимым условием для выживания хакасов являлось закаливание детей, так как будущий охотник, скотовод, земледелец должен быть готов к различным неблагоприятным климатическим погодным условиям. Обязанностью каждой семьи было вырастить приспособленного к жизни и закалённого человека. Закаливание, прежде всего, начиналось с женщин. Они, как будущие матери, должны были обладать отличным здоровьем, чтобы выносить и родить здорового малыша.

По описаниям А.В. Адрианова, несмотря на зимние суровые погодные условия, женщины-хакаски умывались снегом, до зимы они ходили босиком, а при беременности продолжали выполнять всю домашнюю работу. Фактически закаливание детей начиналось в утробе матери. По свидетельству ряда авторов, хакасские женщины во время перекочевки иногда рожали зимой прямо в пути, при этом мороз не был им помехой. Во время перекочевок грудным детям приходилось испытывать холод, тряску и другие неудобства. Зыбку с ребёнком обычно помещали в мешок из шкур и клали на сани. Мать и на морозе кормила ребёнка грудью. Но, видимо, это было распространено не повсеместно. Такие традиции в закаливании не везде сохранялись. Ребёнка после рождения хакасы обмазывали сметаной, в некоторых аалах купали в холодной воде. Этот обычай (купание) помогал ребёнку хорошо включать в работу все защитные силы организма, что обеспечивало дальнейшее успешное его развитие и совершенствование. [7, с. 79].

Научными исследованиями В.Я. Бутанаева доказано, что во время кочевых переходов, работы в лесу (сбор ягод, грибов, трав) хакасские матери переносили детей в деревянных зыбках, закреплённых ремнями за спиной, что способствовало как физическому, так и психическому закаливанию последних. Если выпадал первый снег, дети выбегали на улицу босиком, а взрослые выходили на мороз раздетыми, чтобы принести дрова, продукты. Температура в юртах часто не превышала температуру вне помещений. В таком некомфортном температурном режиме хакасские дети росли и закаливались. Известные исследователи дореволюционного периода (Н.Ф. Катанов, В.В. Радлов) отмечали, что очень часто им приходилось видеть мужчин и женщин, ходивших босиком до глубокой осени, когда морозы сковывали льдом реки. Все эти факты подтверждают наше предположение о том, что у хакасского народа существовала система закаливания, целью которой, прежде всего, являлась подготовка молодого поколения к выживанию в экстремальных климатических условиях и бытовым трудностям. На основе такой закалки осуществлялось дальнейшее народное воспитание подрастающего поколения.

Воспитательные приёмы у хакасов дифференцировались в зависимости от возраста детей. Д.И. Латышина, ссылаясь на материалы Ю. Кустовой, указывает, что хакасы называли детей общим термином пала (ребенок), новорожденного называли час пала (свежий ребенок), младенца, сосущего грудь, - ¡мчех пала. Дети 6-7 лет именовались ючиг пала - маленький ребенок. Подростков в возрасте до 12-14 лет именовали саарбах пала (озорник, задира). Примерно к 14 годам дети становились постын -созревшими, готовыми участвовать в семейных и хозяйственных делах. К 16-18 годам человек был полностью готов к женитьбе или замужеству и достигал категории хыр постын (хыр - грань, край). Далее автор отмечает, что физическое воспитание осуществлялось через народный игровой фольклор. В нём вся игровая ситуация увлекала и воспитывала ребенка. Обучение играм и физическим упражнениям в целом проводилось совместно со старшими детьми и взрослыми с использованием самодельных игрушек, изготовленных отцами и дедушками. Это вырезанные из дерева кругляшки, лошадки, собачки, кубики, коробочки, палочки, чурбачки, пирамидки, скатанные из шерсти животных мячи [8, с. 261].

У детей до трех лет игры носили подражательный и имитационный характер и не имели правил. Это самая простейшая игра для детей раннего возраста - это игра-забава с пальчиками - «хоор-хоор» или «хылчых-хылчых», которая напоминает русскую игру «сорока-белобока». В этой игре дети знакомились со счетом, с названиями частей тела. По рассказам бабушек и прабабушек, во дворах дети играли в игры, не имеющие сюжета и построенные лишь на определенных игровых заданиях, которые вносили много познавательного материала, способствующего развитию сенсорной сферы ребёнка, развитию мышления, ориентировок в пространстве, сообразительности и умению общаться в коллективе. В общественном смысле ребёнок мог разрабатывать модели действий.

По исследованиям Н.Ф. Катанова, функция по физическому воспитанию прослеживалась в семье уже с трёхлетнего возраста, когда охотники брали на охоту с собой ребёнка. Для успешной охоты в зимнее время необходимы были навыки передвижения на лыжах. Эти обстоятельства заставляли хакасов обучать детей ходьбе на лыжах буквально с трех лет. Семилетних мальчиков отцы брали с собой на охоту, во время которой им приходилось преодолевать большие расстояния, терпеть голод и холод, обучаться приёмам охоты на белку, глухаря, ставить капканы и др. Скотоводы с трех лет обучали мальчика ездить на коне и управлять им. Для этого родители в табуне специально

выделяли жеребёнка, чтобы он рос вместе с ребёнком и считался его собственностью. Учился ребёнок ездить верхом поначалу на объезженной, смирной лошади. С пяти лет дети осваивали навыки езды на лошадях сначала по ровному месту, по кругу, по неровной местности, затем задания усложнялись. Не случайно в народе бытует пословица, которая красноречиво говорит о том, что умение ездить на коне, ухаживать за ним является важнейшим качеством каждого мальчика: «Конь есть товарищ, который не опережает и не отстает, он друг хозяина-богатыря».

По данным профессора В.Я. Бутанаева, с раннего возраста мальчики увлекались стрельбой из лука, чаще изготовленного своими руками. С пяти лет ребёнок учился стрелять из лука в рыбу, в мелкую дичь. Это было своего рода подражание взрослым, особенно охотникам, которые были уважаемыми людьми своего рода. Состязания в меткости при стрельбе из лука было любимым занятием мальчишек, так как испытывались не только физические качества стрелка, но и качество его оружия.

Детей в возрасте от трех до шести лет хакасы готовили к производственной деятельности взрослых. В этом возрасте дети закрепляли знания о традиционной культуре народа, его быте, изучали историю своего рода, его генеалогическое древо, знакомились с домашними обязанностями. Например, в игре «Клетки» импровизировался дом и хозяйство. Для этого дети огораживали участок пространства обрывками досок, деревянными обручами, что обозначало дом-«клетку». Игра в «коней» сохранила трудовую направленность. Последняя подразумевала поделку деревянных фигурок коней, играя с которыми, дети учились запрягать коня, из прутиков делать оглобли и дуги для саней, выгуливать коня, кормить его и т. д. В другой игре - в бараньи альчики и коровьи бабки, выигрыш связывался с магией плодородия в скотоводческом хозяйстве. В играх дети конструировали «загоны» из палок и веток для скота, изготавливали «коров» из дерева, из глины стряпалось «печенье», мелкая известь была «творогом», из тряпок шили кукол, из прутьев ивы делали шалаши, из цветов плели венки, из шишек делали бусы и т. д.

Можно утверждать, что в играх дети отражали бытовую и хозяйственную деятельность взрослых. По описаниям Я.И. Сун-чугашева, дети до шести лет воспитывались под присмотром матери, выполняли её поручения, в свободное время мальчики увлекались играми с костями, с игрушечными конями для приобретения умений запрягать и распрягать коней. Девочки играли в «дом», где учились вести домашнее хозяйство. Кроме того, бытовали совместные подвижные игры, направленные на развитие волевых и физических качеств, воспитание сообразительности, смелости и находчивости. Некоторые игры включали прятание предметов: платков, костей, камней, мячей, кнута, ремня и др. Большую часть времени у детей занимали простейшие игры, не требующие особых условий и предметов: это игры-перебежки, игры-эстафеты, игры-догонялки, игры в камешки, луночки, прятки, жмурки, ремешки, уголки, перескоки. Эти игры развивали психофизические качества, которые необходимы для более быстрого созревания ребёнка в конкретный исторический период, так как детство у детей в прошлом было коротким. В старшем возрасте физическому воспитанию уделялось больше времени, так как оно поддерживало оптимальный уровень физической подготовленности на многие годы. Это подтверждает В.П. Кра-сильников, изучающий историю игр коренных народов Северного Урала и Сибири. Он указывает, что основой традиционного физического воспитания детей-сибиряков является использование народных игр и состязаний.

Профессор Х. Ооржак высказывает мысль, что «воспитательная ценность заложена в народных играх, которые испокон века готовили маленького человека, только вступающего в жизнь, к труду, преодолению трудностей, выполнению семейных обязанностей. Детей учили жить интересами коллектива, слушаться более опытного и вместе с тем не бояться ответственности за принимаемые решения, уважать соперника и более слабого участника состязаний» [9, с. 137].

Все виды труда (подметание пола, ношение воды, дров, собирание ягоды, ловля рыбы, изготовление игрушек из дерева, управление лодкой и т.д.) представляли собой своеобразные комплексы физических упражнений, которые способствовали быстрейшему физическому развитию, воспитанию необходимых физических качеств, а ролевое распределение детей в играх воспроизводило внутрисемейные и внутриродовые отношения, про-

Библиографический список

изводственно-хозяйственную деятельность. Это подтверждается практикой воспитания у хакасов. Так, например, состязательная игра «Ырахха атыс» способствовала овладению детьми навыками стрельбы из лука, необходимыми для будущего охотника, а игра «Окрас» подготавливала ребенка к пастушеству. В игре «Аба токпес» (медвежий пень) дети учились коллективно выполнять действия, направленные на то, чтобы не попасть в лапы медведю. В играх дети изображали процесс ловли птиц, мелких животных, их обработку, их повадки, где реальных птиц, зверей заменяли костями, предметами, камушками, палочками, ветками и т. д.

Это говорит о том, что через игровую деятельность шла подготовка подростков к охотничьим промыслам. Уже с детства хакасских детей специально обучали прикладным навыкам, необходимым в промыслах, и воспитывали мальчиков как будущих воинов, кормильцев семьи. Н.Ф. Катанов писал, что «...у них дети стреляли из таких больших луков, каких теперь не могли бы поднять и самые сильные люди». [10, с. 27]

Обратим внимание на высказывания В.Я. Бутанаева о роли детских хакасских игровых предметов. Он отмечает, что игрушки и игровые принадлежности ребёнка были призваны решать определённые воспитательные и образовательные задачи: уже в 3-4-летнем возрасте дети учились кидать легкий аркан, а в 5-7 лет осваивали стрельбу из лука, вначале по мишеням, а затем и при ловле рыбы и мелких животных (птиц, белок, бурундуков) и т. д. Следовательно, можно говорить, что игры и «тренировочные» упражнения в стрельбе прекрасно развивали силу рук и плечевого пояса, а также в связи с тем, что за стрелами нужно было бегать, способствовали развитию быстроты и выносливости. [11, с. 53]

Эстетическое воздействие игр и физических упражнений в целях воспитания происходило благодаря игровым зачинам, диалогам, считалкам. В них много эмоциональной прелести, оригинальных оборотов речи. Народ мудро использовал считалки как на хакасском языке («Пита, сутта, пира, нара, ибе, сибе, туба, кресс!» или «Сыбдыр, сабдыр, хусхачах, сыра пазында одырча, ханаттарын кодiрiп, учугарга тимненче»), так и на русском языках: «Синчик-минчик, мой мизинчик, тарин-барин, мой татарин»; «Катился горох по блюду, ты води, а я не буду» или «Эни-ки-бэники ели вареники». Всё это подтверждает вывод о том, что игровые зачины являются средством народной педагогики. В старшем возрасте у детей арсенал двигательной базы расширялся, видоизменялся, усложнялся, что приводило к качественным изменениям школы движений. У ребёнка происходило личностное становление, усвоение правил поведения в коллективе, умение подчиняться законам общества, и выработка необходимых нравственных качеств: выдержки, смелости, настойчивости, взаимовыручки и др. Мы вправе сказать, что велика роль народной педагогики в физическом воспитании подрастающего поколения. Исследуя физическое воспитание хакасского народа, можно сделать вывод о том, что на характер народа, бесспорно, влияет образ жизни, им обусловлены и этнокультурные особенности общественного и индивидуального поведения людей. Отметим, что физическое воспитание подрастающих поколений, основанное на народных играх, формирует национальный характер, личностную свободу, способствует укреплению нравственного и психического здоровья народа в целом. Традиции и обычаи, исторически оформившись из витальных потребностей человека в явление культуры, сегодня стали феноменом духовного порядка, законом общественной жизни, где физическое воспитание выполняет жизненно важные функции. Подводя итоги, можно выделить основные положения:

• анализ теоретических исследований в народной педагогике дает основание утверждать, что физическое воспитание является ведущим средством воспитания в семье;

• объективные условия, в которых исторически складывалась судьба хакасского народа, формировали его нравственно-волевые качества, присущие ему этнические черты характера;

• физическое воспитание как органическая составляющая народной педагогики содействовало укреплению и закаливанию организма человека;

• национальные особенности физического воспитания носят социальный характер, обусловлены традиционными отраслями хозяйствования и экономикой быта.

1. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Москва-Ленинград, 1948; Т. 2.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.

3. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. Москва: Просвещение, 1976.

4. Анжиганова Л.В. Аксиологические аспекты развития этнической культуры хакасского народа. Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: материалы межрегиональной научно-практической конференции 22-23.09.2006 г. Абакан, 2006.

5. Тугужекова В.Н. Из истории Хакасии. Советский период. 1917-1991. Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993.

6. Султанбаева К.И. Педагогическая система Н.Ф. Катанова. Казань: КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006.

7. Адрианов А.В. Очерки Минусинского края. Томск, 1904: 79 - 86.

8. Латышина Д.И. Педагогика межнационального общения: учебное пособие. Москва: Гардарики, 2004.

9. Ооржак Х. Д.-Н. Педагогическое содержание физической культуры народов Южной Сибири. Кызыл, 1995.

10. Катанов Н.Ф. Образцы народной литературы тюркских племен. Санкт-Петербург, 1907.

11. Бутанаев В.Я. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. Абакан: Издательство ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1995. References

1. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij. Moskva-Leningrad, 1948; T. 2.

2. Volkov G.N. 'Etnopedagogika. Cheboksary, 1974.

3. Usova A.P. Rol'igry v vospitanii detej. Moskva: Prosveschenie, 1976.

4. Anzhiganova L.V. Aksiologicheskie aspekty razvitiya 'etnicheskoj kul'tury hakasskogo naroda. 'Etnosy razvivayuschejsya Rossii: problemy i perspektivy materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii 22-23.09.2006 g. Abakan, 2006.

5. Tuguzhekova V.N. Iz istoriiHakasii. Sovetskijperiod. 1917-1991. Abakan: Hakasskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1993.

6. Sultanbaeva K.I. Pedagogicheskaya sistema N.F. Katanova. Kazan': KGU im. V.I. Ul'yanova-Lenina, 2006.

7. Adrianov A.V. Ocherki Minusinskogo kraya. Tomsk, 1904: 79 - 86.

8. Latyshina D.I. Pedagogika mezhnacional'nogo obscheniya: uchebnoe posobie. Moskva: Gardariki, 2004.

9. Oorzhak H. D.-N. Pedagogicheskoe soderzhanie fizicheskojkul'tury narodov Yuzhnoj Sibiri. Kyzyl, 1995.

10. Katanov N.F. Obrazcy narodnoj literatury tyurkskih piemen. Sankt-Peterburg, 1907.

11. Butanaev V.Ya. Detskie igry i sportivnye sostyazaniya narodov Hakasii. Abakan: Izdatel'stvo HGU im. N.F. Katanova, 1995.

Статья поступила в редакцию 25.10.15

УДК 796.01+398.1( 571.513)

Shvalyova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakas State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: shvaleva-t@mail.ru

THE ROLE OF THE HEROIC EPOS IN PHYSICAL EDUCATION OF THE KHAKAS PEOPLE. The aim of this article is to define the role of heroic epos in the physical education of the Khakas people. The Khakas people had rich oral poetry since the ancient times. Ancient way of life, physical and inner culture of various tribes that lived on this land are investigated by different scientists. The tribes used stone graven images, ancient writings, drawings, and epos. The article reflects essential features of social relations, deals with the national traits and character of heroes of the Khakas epos, whose roots began in unforgettable ancient time and are still considered to be valuable spiritual heritage of the nation. Epos is the main thing in the folk system of upbringing and training of children for independent life. The conclusions are represented at the end of the article.

Key words: Epos, heroes, ancient writings, legends, story teller, tradition, homys, mace, whip, physical education, fighting tactics, sword, throat singing.

Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова, г. Абакан, E-mail: shvaleva-t@mail.ru

РОЛЬ ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ХАКАССКОГО НАРОДА

Целью статьи является выявить роль героического эпоса в физическом воспитании хакасского народа. У хакасов с древнейших времен существовала богатая устная поэзия. О древнем быте, физической и духовной культуре различных племён, живших на этой земле, исследуют различные ученые по каменным изваяниям, писаницам, петроглифам, эпосу. В статье отражены существенные черты общественных отношений, рассматриваются национальные особенности и характер богатырей героического хакасского эпоса, корни которого уходят в незапамятную древность, и всё же продолжают оставаться ценным духовным наследием народа. Эпос является основным ядром народной системы воспитания и подготовки детей к самостоятельной жизни. В конце статьи представлены выводы.

Ключевые слова: эпос, богатыри, писаницы, сказания, хайджи, предания, хомыс, булава, нагайка, физическое воспитание, физические качества, боевая тактика, меч, гортанное пение.

В последние годы повысился интерес к национальной культуре, языку, образованию со стороны научных работников. Научный интерес к проблемам исторического развития Хакасии проявляют историки, востоковеды, археологи, этнографы, филологи, педагоги, такие как: В.А. Александров, Л.В. Анжиганова, В.Я. Бутанаев., В.Ф. Буров, А.А. Верник, Г.Г. Котожеков, Я.И. Сунчуга-шев, В.Н. Тугужекова и др. (1991, 1995, 2004, 2005, 1992, 1963, 1993). В их научных работах содержится богатый фактический материал по различным аспектам исторического, социального развития языка, литературы, культуры Хакасии. Однако интересующие нас вопросы о взаимосвязи героического эпоса с физическим воспитанием хакасов вышеуказанными авторами освещаются косвенно. Мы сделали попытку проанализировать научные источники и выявить взаимосвязь героического эпоса с физическим воспитанием народа, а также дополнить и расширить границы физического воспитания хакасов новым содержанием, которое описано в монографии автора «Национальные игры и состязания в традиционном физическом воспитании хакасского народа». Данный исследовательский материал обогатит хакасскую этнопедагогику, а также может вызвать интерес у специалистов в области физической культуры и спорта. Научные исследования по этнопедагогике свидетельствуют, что

формирование народного опыта в сфере физического воспитания как социально-исторического феномена уходит своими корнями в далёкое прошлое. Новые условия развития общества заставляют нас по-новому оценить важность социально-физкультурного наследия Республики Хакасия. В связи с этим актуальным является изучение физического воспитания хакасов в различных аспектах. С одной стороны, возрождение его необходимо для того, чтобы сохранить здоровье нации, её физические ценности, с другой - расширить представление о хакасской национальной культуре в целом. Отдавая должное глубине исследования заявленных проблем и широте охвата исторического материала, мы вынуждены, с сожалением, констатировать, что ни в одной работе дореволюционных исследователей и путешественников и современных ученых нами не обнаружены свидетельства о бытовании у народов древней Хакасии системы физического воспитания. Однако смеем предположить, что она существовала. Подобная уверенность зиждется на знаниях о том, что мальчики с детских лет умели бороться, стрелять из (самодельных) луков, скакать на коне. Девочки не отставали от них, прекрасно ездили на лошадях, занимались рукобо-рьем, метко стреляли из лука, играли в мяч, состязались в ловкости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.