Научная статья на тему 'Физическое воспитание в народной педагогике хакасов'

Физическое воспитание в народной педагогике хакасов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АССИМИЛЯТИВНЫЕ И ИНТЕГРАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ИНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ / ТРАДИЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кызласов Е. Г.

По результатам социологического исследования по проблемам развития хакасского этноса, проведенного в республике в 2001 г. большое беспокойство вызывает общее состояние здоровья хакасов. У хакасского народа достаточно широкий спектр традиционных средств воспитания, в том числе по физическому воспитанию. В воспитании личности огромную роль играла трудовая деятельность и физическая культура. Для развития физического воспитания детей и массовой физической культуры населения нужно формировать и совершенствовать физическое и духовное здоровье занимающихся, основываясь на сложившихся народных традициях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание в народной педагогике хакасов»

№ 2 - 2007 г. 13.00.00 педагогические науки

УДК 37.037:39(571.513)

Физическое воспитание в народной педагогике хакасов

Е. Г. Кызласов

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (Республика Хакасия, г.

Абакан)

По результатам социологического исследования по проблемам развития хакасского этноса, проведенного в республике в 2001 г. большое беспокойство вызывает общее состояние здоровья хакасов. У хакасского народа достаточно широкий спектр традиционных средств воспитания, в том числе по физическому воспитанию. В воспитании личности огромную роль играла трудовая деятельность и физическая культура. Для развития физического воспитания детей и массовой физической культуры населения нужно формировать и совершенствовать физическое и духовное здоровье занимающихся, основываясь на сложившихся народных традициях.

Ключевые слова: ассимилятивные и интегративные тенденции, инокультурная среда, духовная культура, народные обычаи, традиции, социально-этические нормы

Современное общество характеризуется глобализацией основных процессов жизнедеятельности человека, проявляющейся в росте международных связей, взаимозависимости стран, распространении новых технологий, развитии единого мышления и образа жизни и т. д.

Вместе с тем актуализация глобального переустройства современного мира обострила национальные и локальные (региональные и отраслевые) проблемы.

Появление проблем национального локального уровня связано с активными ассимилятивными и интегративными тенденциями общественного развития: боязнь многих этносов растворения в инокультурной среде вызвала стремление сохранить свою этническую культуру и самобытность.

Национальные проблемы обычно обостряются в периоды кардинальных социальноэкономических перемен в обществе. Так, в середине 80-х годов начавшаяся в стране перестройка, в конечном счете, стала основной причиной распада некогда мощной державы - СССР, что привело, в свою очередь, к кризису во многих сферах человеческой жизни: в образовании, здравоохранении, в оборонной сфере, спортивной жизни и др. Снизился общий уровень жизни (средняя продолжительность жизни, материальный доход, численность населения), усилились социальные проблемы (алкоголизм, наркомания, безработица, преступность).

"Среди основных факторов, определивших данное состояние общества, - непродуманные и неэффективные (контрпродуктивные) реформы в социально-экономической сфере, определившие обвальное падение уровня жизни в последнее десятилетие, обострение и так крайне неблагоприятной экологической ситуации, появление и рост безработицы, развал систем здравоохранения, образования, физической культуры, спорта и др." [2].

Реформы в стране повлияли на этнопсихологические особенности народов России, в том числе и хакасов. Так, социологическое исследование по проблемам развития хакасского этноса, проведенное в 2001 году усилиями ученых Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории и СО РАН, показало, что такая черта характера, как уверенность в себе и своем будущем у хакасов выражена менее всего. Этот признак по результатам анализа оказался на последнем месте, однако большее беспокойство вызывает общее состояние здоровья хакасов. Никто из числа опрошенных не отметил улучшение психического и физического здоровья за годы реформ [5].

Для выхода из сложившейся ситуации в стране требуется активное внедрение эффективных реформ в различные сферы жизни россиян. Высказывается мнение, что Россия сможет преодолеть отставание в среднесрочной и долгосрочной перспективе лишь посредством реформы образования и резкого увеличения ассигнований на него. Считается также, что одним из главных приоритетов государственной политики должна стать проблема информатизации страны. Кроме всего прочего пристальное внимание следует обратить на изучение народной педагогики, ведь в этом случае многие причины духовного кризиса в нашем обществе удалось бы значительно нейтрализовать. "У каждого народа есть высокие духовные идеалы, и в среде любого этноса, к сожалению, есть циники, варвары, простофили. Но если на цинизм и варварство мы будем реагировать не ненавистью, а терпением и воспитательным воздействием, мир станет намного лучше" [3].

Основу народной педагогики составляют духовная культура, народные обычаи, традиции, социально-этические нормы.

В педагогической мудрости хакасского народа наблюдается достаточно широкий спектр традиционных средств воспитания, в том числе по физическому воспитанию. Хакасский народ издревле упорно и много трудился, занимался, прежде всего, промысловым хозяйством (охота, рыбная ловля), скотоводством и земледелием. Напряженный труд требовал крепкого здоровья, выносливости, физической подготовки. Поэтому хакасы физическому развитию и заботе о здоровье ребенка уделяли большое внимание. С детства учили детей ездить на лошадях, стрелять из лука, пасти скот, косить сено, ходить вместе со взрослыми на охоту: "Час агасты хураалахха эг, Олганны тузында угрет" ("Веток сухих для корзины не гнут, Отпрысков учат, покуда растут") [6]; "Ат полары - хулуннан, Ир полары - олганнан" ("Лошадью становятся с жеребенка, мужчинами - с детства") [7].

В афористических изречениях хакасского народа прочитывается понимание того, что сила, мужество и ловкость в чистом виде ничего не значат: сила в сочетании с большим умом - вот идеал мужчины-хакаса: "Пазыннан сагын, когснен курес" ("Головой думай, грудью бейся"); "Кус сагысха алдыртча" ("Ум сильнее силы").

В те давние времена на территории Минусинской котловины жили разные племена. И между ними шли постоянные войны. Стремление народа выжить воодушевляло и придавало силы. Поэтому физическое воспитание мужчин должно было быть на должном уровне. Они должны были суметь защитить свой род, племя от нашествия других племен и государств.

Это мы видим в мифологических и героических произведениях (Алыптыг нымах, кип-чоохтар, нымахтар) хакасов. В хакасском фольклоре идеалы человека могучей физической силы, отваги и геройства воспевались певцами (хайджи-нымахчи). На их примерах воспитывались дети. Ведь не случайно во главе рода были всегда физически сильные, трудолюбивые и смелые люди.

На примере героического эпоса "Алтын Арыг" мы можем судить о силе, выносливости и ловкости алыпов (богатырей):

"Схватились лучшие из богатырей,

Алып-Хыс-Хан [Чибетея]

С коня стащила,

Когда на черную землю [оба] сошли,

Схватились они, бороться стали.

Черная земля.

Как будто вместе [с богатырями] закружилась,

И глубокое небо-хан

Как будто с ними завертелось.

Кусками мясо они вырывали;

Там, где двое благородных сжимали [друг друга],

...Больше шести дней бились два богатыря, ..." [4].

Также алыпы (богатыри) были искусными стрелками:

"Концы лука, [украшенного] желтым рогом,

Друг с другом [при натягивании] сошлись.

Кончик его твердого большого пальца,

Кажется, налился кровью" [4, с. 39];

Они были также прекрасными наездниками:

"Лучшие из скакунов [по степи] побежали,

Черная земля под ними будто назад отталкивается,

Раскинувшееся наверху глубокое небо Закачалось, заколыхалось.

Степи [поросшие], белыми цветами,

Позади коня завертелись" [4, с. 328].

Атты танмазынан таныпча, К1з1н1 родынан п1лче (Все скажет народу в родной стороне,

О всаднике - имя, тавро - о коне) [6, с. 95]. По материалам устного народного творчества, также по наскальным рисункам и в резьбе по дереву и камне мы отслеживаем всю культуру и самобытность хакасского народа.

Необходимо отметить, что народные игры и спортивные состязания, проводимые во время различных праздников и обрядов, привлекают много народа. Так, такие традиционные праздники (улуг кун) хакасов: Тун пайрам - праздник первого молока; Чыл пазы - Голова года (Хакасский новый год); Той - свадьба и другие в настоящее время стали республиканского значения. Особой популярностью на этих праздниках пользуются такие состязания как: Курес (борьба на кушаках), ат чарызы (конные скачки), охчаадан атыс (стрельба из лука), тас хапханы (поднятие камня), хол пазызы (рукоборье), хазых (игра в кости) и др. Как мы видим, в воспитании личности огромную роль играла трудовая деятельность и физическая культура.

"Именно поэтому так значим для хакасов культ предков, а традиции являются доминирующими механизмами, определяющими развитие этноса. По большому счету, прошлое значимо не только потому, что оно определяет настоящее и будущее, но потому,

что оно обязательно вернется, более того, его возвращение - это гарант вечности мира и этноса" [1].

Для развития физического воспитания детей и массовой физической культуры населения нужно формировать и совершенствовать физическое и духовное здоровье занимающихся. Воспитательное значение спорта велико, она закаляет характер, учит преодолевать трудности.

Народные игры и состязания являются составной частью общей культуры народа. Оно было направлено на воспитание сильного, ловкого, смелого, выносливого молодого поколения - продолжателя рода. Титульный народ республики Хакасия остался жизнеспособным благодаря сохранению этого культурного наследия, в том числе и физической культуры.

Богатейшие этнокультурные традиции в области физического воспитания, которые были выработаны в суровых условиях Сибири, представляют собой большую ценность и жизненную силу.

Список литературы

1. Анжиганова, Л. В. Традиционное мировоззрение хакасов. Монография / Л. В. Анжиганова. - Абакан, 1997. - С. 14.

2. Рыбаков, В. В. К проблеме формирования национальной спортивной доктрины / В. В. Рыбаков, Л. М. Куликов // Теория и практика физической культуры. - N 3. -2002. - С. 8.

3. Кукушкин, В. С. Этнопедагогика : учеб. Пособие / В. С. Кукушкин. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 2002. - С. 8. - Серия "Библиотека педагога-практика".

4. Алтын Арыг. Хакасский героический эпос /А. Алтын. - М. : Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. - С. 328, 335, 339.

5. Логачева, А. С. Актуальные проблемы истории Саяно-Алтая : науч. сб. молодых исследователей. Вып. 4 / Под ред. В. Н. Тугужековой. - Абакан : Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2003. - С. 112-113.

6. Мудрое слово. - Абакан : Хакасское отд. Красноярского книжн. изд-ва. - 1976. - С. 95.

7. Курбижекова, У. Н Так сказали мудрецы / У. Н. Курбижекова. - Абакан :

Хакасское отд. Красноярского книжн. изд-ва. - 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.