Научная статья на тему 'Роль героического эпоса в физическом воспитании хакасского народа'

Роль героического эпоса в физическом воспитании хакасского народа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
479
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EPOS / HEROES / ANCIENT WRITINGS / LEGENDS / STORY TELLER / TRADITION / HOMYS / MACE / WHIP / PHYSICAL EDUCATION / FIGHTING TACTICS / SWORD / THROAT SINGING / ЭПОС / БОГАТЫРИ / ПИСАНИЦЫ / СКАЗАНИЯ / ХАЙДЖИ / ПРЕДАНИЯ / ХОМЫС / БУЛАВА / НАГАЙКА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / БОЕВАЯ ТАКТИКА / МЕЧ / ГОРТАННОЕ ПЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Швалева Т. А.

Целью статьи является выявить роль героического эпоса в физическом воспитании хакасского народа. У хакасов с древнейших времен существовала богатая устная поэзия. О древнем быте, физической и духовной культуре различных племён, живших на этой земле, исследуют различные ученые по каменным изваяниям, писаницам, петроглифам, эпосу. В статье отражены существенные черты общественных отношений, рассматриваются национальные особенности и характер богатырей героического хакасского эпоса, корни которого уходят в незапамятную древность, и всё же продолжают оставаться ценным духовным наследием народа. Эпос является основным ядром народной системы воспитания и подготовки детей к самостоятельной жизни. В конце статьи представлены выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE HEROIC EPOS IN PHYSICAL EDUCATION OF THE KHAKAS PEOPLE

The aim of this article is to define the role of heroic epos in the physical education of the Khakas people. The Khakas people had rich oral poetry since the ancient times. Ancient way of life, physical and inner culture of various tribes that lived on this land are investigated by different scientists. The tribes used stone graven images, ancient writings, drawings, and epos. The article reflects essential features of social relations, deals with the national traits and character of heroes of the Khakas epos, whose roots began in unforgettable ancient time and are still considered to be valuable spiritual heritage of the nation. Epos is the main thing in the folk system of upbringing and training of children for independent life. The conclusions are represented at the end of the article.

Текст научной работы на тему «Роль героического эпоса в физическом воспитании хакасского народа»

4. Анжиганова Л.В. Аксиологические аспекты развития этнической культуры хакасского народа. Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: материалы межрегиональной научно-практической конференции 22-23.09.2006 г. Абакан, 2006.

5. Тугужекова В.Н. Из истории Хакасии. Советский период. 1917-1991. Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993.

6. Султанбаева К.И. Педагогическая система Н.Ф. Катанова. Казань: КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006.

7. Адрианов А.В. Очерки Минусинского края. Томск, 1904: 79 - 86.

8. Латышина Д.И. Педагогика межнационального общения: учебное пособие. Москва: Гардарики, 2004.

9. Ооржак Х. Д.-Н. Педагогическое содержание физической культуры народов Южной Сибири. Кызыл, 1995.

10. Катанов Н.Ф. Образцы народной литературы тюркских племен. Санкт-Петербург, 1907.

11. Бутанаев В.Я. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. Абакан: Издательство ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1995. References

1. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij. Moskva-Leningrad, 1948; T. 2.

2. Volkov G.N. 'Etnopedagogika. Cheboksary, 1974.

3. Usova A.P. Rol'igry v vospitanii detej. Moskva: Prosveschenie, 1976.

4. Anzhiganova L.V. Aksiologicheskie aspekty razvitiya 'etnicheskoj kul'tury hakasskogo naroda. 'Etnosy razvivayuschejsya Rossii: problemy i perspektivy materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii 22-23.09.2006 g. Abakan, 2006.

5. Tuguzhekova V.N. Iz istoriiHakasii. Sovetskijperiod. 1917-1991. Abakan: Hakasskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1993.

6. Sultanbaeva K.I. Pedagogicheskaya sistema N.F. Katanova. Kazan': KGU im. V.I. Ul'yanova-Lenina, 2006.

7. Adrianov A.V. Ocherki Minusinskogo kraya. Tomsk, 1904: 79 - 86.

8. Latyshina D.I. Pedagogika mezhnacional'nogo obscheniya: uchebnoe posobie. Moskva: Gardariki, 2004.

9. Oorzhak H. D.-N. Pedagogicheskoe soderzhanie fizicheskojkul'tury narodov Yuzhnoj Sibiri. Kyzyl, 1995.

10. Katanov N.F. Obrazcy narodnoj literatury tyurkskih piemen. Sankt-Peterburg, 1907.

11. Butanaev V.Ya. Detskie igry i sportivnye sostyazaniya narodov Hakasii. Abakan: Izdatel'stvo HGU im. N.F. Katanova, 1995.

Статья поступила в редакцию 25.10.15

УДК 796.01+398.1( 571.513)

Shvalyova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakas State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]

THE ROLE OF THE HEROIC EPOS IN PHYSICAL EDUCATION OF THE KHAKAS PEOPLE. The aim of this article is to define the role of heroic epos in the physical education of the Khakas people. The Khakas people had rich oral poetry since the ancient times. Ancient way of life, physical and inner culture of various tribes that lived on this land are investigated by different scientists. The tribes used stone graven images, ancient writings, drawings, and epos. The article reflects essential features of social relations, deals with the national traits and character of heroes of the Khakas epos, whose roots began in unforgettable ancient time and are still considered to be valuable spiritual heritage of the nation. Epos is the main thing in the folk system of upbringing and training of children for independent life. The conclusions are represented at the end of the article.

Key words: Epos, heroes, ancient writings, legends, story teller, tradition, homys, mace, whip, physical education, fighting tactics, sword, throat singing.

Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]

РОЛЬ ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ХАКАССКОГО НАРОДА

Целью статьи является выявить роль героического эпоса в физическом воспитании хакасского народа. У хакасов с древнейших времен существовала богатая устная поэзия. О древнем быте, физической и духовной культуре различных племён, живших на этой земле, исследуют различные ученые по каменным изваяниям, писаницам, петроглифам, эпосу. В статье отражены существенные черты общественных отношений, рассматриваются национальные особенности и характер богатырей героического хакасского эпоса, корни которого уходят в незапамятную древность, и всё же продолжают оставаться ценным духовным наследием народа. Эпос является основным ядром народной системы воспитания и подготовки детей к самостоятельной жизни. В конце статьи представлены выводы.

Ключевые слова: эпос, богатыри, писаницы, сказания, хайджи, предания, хомыс, булава, нагайка, физическое воспитание, физические качества, боевая тактика, меч, гортанное пение.

В последние годы повысился интерес к национальной культуре, языку, образованию со стороны научных работников. Научный интерес к проблемам исторического развития Хакасии проявляют историки, востоковеды, археологи, этнографы, филологи, педагоги, такие как: В.А. Александров, Л.В. Анжиганова, В.Я. Бутанаев., В.Ф. Буров, А.А. Верник, Г.Г. Котожеков, Я.И. Сунчуга-шев, В.Н. Тугужекова и др. (1991, 1995, 2004, 2005, 1992, 1963, 1993). В их научных работах содержится богатый фактический материал по различным аспектам исторического, социального развития языка, литературы, культуры Хакасии. Однако интересующие нас вопросы о взаимосвязи героического эпоса с физическим воспитанием хакасов вышеуказанными авторами освещаются косвенно. Мы сделали попытку проанализировать научные источники и выявить взаимосвязь героического эпоса с физическим воспитанием народа, а также дополнить и расширить границы физического воспитания хакасов новым содержанием, которое описано в монографии автора «Национальные игры и состязания в традиционном физическом воспитании хакасского народа». Данный исследовательский материал обогатит хакасскую этнопедагогику, а также может вызвать интерес у специалистов в области физической культуры и спорта. Научные исследования по этнопедагогике свидетельствуют, что

формирование народного опыта в сфере физического воспитания как социально-исторического феномена уходит своими корнями в далёкое прошлое. Новые условия развития общества заставляют нас по-новому оценить важность социально-физкультурного наследия Республики Хакасия. В связи с этим актуальным является изучение физического воспитания хакасов в различных аспектах. С одной стороны, возрождение его необходимо для того, чтобы сохранить здоровье нации, её физические ценности, с другой - расширить представление о хакасской национальной культуре в целом. Отдавая должное глубине исследования заявленных проблем и широте охвата исторического материала, мы вынуждены, с сожалением, констатировать, что ни в одной работе дореволюционных исследователей и путешественников и современных ученых нами не обнаружены свидетельства о бытовании у народов древней Хакасии системы физического воспитания. Однако смеем предположить, что она существовала. Подобная уверенность зиждется на знаниях о том, что мальчики с детских лет умели бороться, стрелять из (самодельных) луков, скакать на коне. Девочки не отставали от них, прекрасно ездили на лошадях, занимались рукобо-рьем, метко стреляли из лука, играли в мяч, состязались в ловкости.

Необходимо учесть и тот факт, что история развития физического воспитания имеет своеобразные характеристики в зависимости от особенностей национальных регионов страны. Изучение национальных черт физического воспитания позволяет показать не только общегосударственные процессы в этой области, но и выявить закономерности и тенденции, присущие только данному национальному региону. На каждом этапе исторического развития хакасского народа сохранялись общие направления в физическом воспитании, связанные с бытовыми, трудовыми и военными операциями и сохранялась специфика традиционной физической культуры. Исторические судьбы хакасов, одного их тюркоязычных народов Южной Сибири, более двух тысячелетий были связаны с территорией Хакасско-Ми-нусинской котловины, окружённой хребтами Саян, Кузнецкого Алатау и Алтая. Это район, известный своим мягким по сравнению с другими частями Сибири климатом. Тюркоязычные племена, в том числе енисейские кыргызы, а также угорские и са-модийско-кетоязычные племена в течение веков жили в тесном контакте друг с другом, и в результате смешения образовалась хакасская народность. В VI - XII вв. эти племена имели свое государство, известное как древнехакасское. Предки хакасов занимались скотоводством, земледелием, охотой, рыболовством, знали развитое ремесло и имели широкие торговые связи со средней Азией, арабским миром и Китаем. Достигшая высокого для своего времени развития культура предков хакасов, была разрушена монгольским нашествием. Известен этот край богатством оригинальной духовной жизни различных племён, издревле населявших эти удобные для человеческого обитания места. У хакасов была стихия фольклора, созданного их предками на протяжении не менее двух тысяч лет - от незамысловатых колыбельных песенок, игровых припевов и детских побасенок до больших эпических повествований, насчитывающих до нескольких тысяч стихотворных строк. Многие произведения словесного искусства рассказывают о героической борьбе хакасских племен за свою свободу. Именно в этот период рождается и развивается новый жанр - жанр исторических песен и преданий - кип-чоохов, основную тематику которых составила борьба с моолами (так именуются в них монгольско-джунгар-ские завоеватели). Исторические кип-чоохи образно рисуют реальную суровость и трагизм тех лет, доносят шум отчаянных массовых битв, душевный огонь, мысли и чаяния племен, не склонивших головы перед жестокими поработителями. Поэтому физическое воспитание подрастающего поколения хакасского народа было обусловлено и воздействием героического эпоса. Народ наделил своих героев лучшими чертами и качествами хакасского этноса, выделяя особенности его национального характера. Как описывает В.В. Радлов, «в отличие от всех остальных восточных братьев у абаканских татар чрезвычайно высоко развита эпическая поэзия - стихотворные сказки и героический эпос. Нигде нет стольких певцов - исполнителей этого эпоса, как у абаканских татар» [1, с. 229].

В хакасском эпосе популярными героями являются Очен-Ма-тыр, Тасха-Матыр, Ир-Тохчын, Ханза-пиг и др. Народ изобразил своих героев с любовью, с горячей симпатией.

Светлый ум, самоотверженность, выдающаяся физическая сила, ловкость и бесстрашие отличают этих богатырей. Из эпических произведений хакасов особенно большое развитие получил героический эпос, называемый в народе алыптыхнымах, что означает «богатырское сказание». Время не властно над этим бесценным творением, отличающимся немеркнущим поэтическим обаянием. Оно и в наши дни продолжает живо интересовать людей, его поют под аккомпанемент чатхана. Героические поэмы духовно связывают предков и потомков. Необычная живучесть её обусловлена эстетическими и познавательными свойствами. В своих исследованиях по Сибири В.В. Радлов делает заключение: «...народ в таких героических сказаниях играет всегда столь же подчиненную роль, как и в жизни. Герой обязан заботиться о его благоденствии, и народная толпа, как стадо, полное безразличия, переходит из-под власти одного богатыря во власть другого, в зависимости от того, кому улыбнется военная удача и вознесет его над врагом» [1, с. 246].

В содержании эпоса прослеживаются древние мифологические сюжеты, герои борются не только с иноземными захватчиками, но и с демоническими врагами-оборотнями из подземного мира. Борьба с иноземными захватчиками хорошо отражалась в подвижных играх детей и подростков, которые вооружившись деревянным детским оружием защищали свои позиции по-настоящему. Исследователь В.В. Радлов так описывает игры хакасских

детей: «... Мальчики играли с игрушечным луком и стрелами, с фигурками лошадей, вырезанными из дерева, обрывками сетей, учились метать предметы, лазать по деревьям, ловить рыбу с помощью лука со стрелами, ставить капканы и т. д. Для игрушечной лошади хвост изготавливали из ниток или конского волоса. Как у настоящих коней, на детской игрушке был знак (тамга) владельца» [1 , с. 97].

Хакасский героический эпос исполнялся и исполняется обычно ночью. Взрослые и дети, слушая хайджи, восхищались доблестью и богатырской силой героев и в жизни старались подражать им. Хайджи - это певец, обладающий даром своеобразного гортанного пения (по-хакасски - «хай»). Он аккомпанирует себе на народном музыкальном инструменте - чатхане (в старину чаще использовался хомыс). Однако не всякий хайджи может быть сказителем, исполнителем героического эпоса, а только тот, кто обладает и даром хая, и искусством сказывать. Такого исполнителя называют хайджи-нымахчи, что значит «хайджи-ска-зитель», так как он выступает не только как певец-рапсод, но и как музыкант. Хайджи-нымахчи пользуются в народе большим авторитетом. У хакасов имелось немало чатханистов, которые по вечерам в одной из юрт или около нее собирали много слушателей. При этом присутствовало много детей, которые сидели в первых рядах. Там разворачивались импровизации сказителей. Слушая вместе со взрослыми героический эпос из уст хайджи, дети впитывали в себя все лучшие моральные, этические и нравственные качества героев из преданий, и затем в игре они имитировали борьбу с условным противником. Кроме того, играя в военные игры, они, как и взрослые, надевали на себя военное снаряжение - доспехи, шлем, колчан со стрелами и лук, применяли детское игрушечное оружие - клинок, пику, лук, аркан, саблю, арбалет, кинжал или меч. Все эти доспехи были детскими, но военные игры проводились в условиях, близких к настоящим. Девочки в играх старались быть похожими на героических девушек-богатырок.

Среди чатханистов, старых людей были и путешественники, которые по торговым или иным делам ездили по окрестностям, в Монголию, Китай, Алтай, Киргизию и др. Они были прекрасными лекторами, рассказывали о подвигах людей, о мужественных богатырях, участвующих в различных состязаниях, которые они наблюдали, о доблести мифических героев. Просвещение хакасов сводилось к овладению необходимым уровнем знаний о своем народе, своих соседях, окружающей природе, её законах. Эти знания и наблюдения копились многими поколениями и передавались «изустно». Каждый человек с детства усваивал народный календарь, основы географии, законы природы, различные приметы, поверья и поведение животных [2].

В прошлом его назначением являлось не только удовлетворение духовных потребностей людей, он производил также магические действия, ограждающие людей от злых духов. Существовало поверье, что пение героического эпоса любит слушать дух-хозяин тайги. Поэтому охотники специально брали с собою хайджи, который, тоже, будучи охотником, вечерами забавлял духа своим искусством - игрой на хомысе, гортанным пением, за что хозяин тайги якобы вознаграждал охотников богатой добычей.

В хакасском эпосе, как и в эпосе многих народов Южной Сибири, отражены существенные черты общественных отношений эпохи раннего феодализма и позднеродового общества. Для всех племен, входивших в древнехакасское государство, на различных этапах его существования, защита людей, родного очага, своих земель, скота от посягательств чужеземцев являлась первостепенной, важнейшей задачей общественной жизни. Поэтому не случайно, эта тема отражена в содержании большинства героических поэм, созданных в древности и в средневековье хакасскими племенами. Таковы поэмы «Хулатай», «Хан-Кичи-бей», «Ах-Чибек-Арыг» и др.

Известно, что эпос является основным ядром народной системы воспитания и подготовки детей к самостоятельной жизни. У скотоводческого хакасского народа есть хорошая традиция: дарить детям новорождённого животного (телёнка, жеребёнка). Этот питомец принадлежал ребёнку, поэтому последний усердно ухаживал и наблюдал за ним, проявлял заботу о нем и рос вместе с ним, получал ранние умения и навыки по уходу за скотом в разное время года. Одновременно ребёнок рос и учился ездить верхом на лошади, владеть клинком, ножом, стрелять метко на ходу, на скаку бросать точно аркан, метать ловко в цель, как богатыри из хакасского эпоса. Не зря народ хранит популярные богатырские поэмы о жеребятах, а также поэмы о конях героически

защищающих хозяев-богатырей в младенческом возрасте. Это «Белый и синий жеребёнок», «Два бело-буланых жеребёнка», «Два чалых жеребёнка», «Красавец серый жеребец» и др.

Эпос передавал и опыт любимого увлечения молодёжи участие в конных скачках. Разновидностью таких состязаний была объездка необученных лошадей. Здесь, кроме силы и ловкости, необходимы своеобразная сноровка, знания о нраве и повадках лошадей, и, конечно же, смелость и ловкость, умение управлять лошадью, осуществлять контроль за действиями соперников. Воспитательная роль заключается в том, что владение навыками верховой езды необходимо каждому скотоводу, земледельцу, охотнику для трудовой и промысловой деятельности. По описаниям В.Е. Майногашевой, большое место в хакасском героическом эпосе занимает тема женщин-богатырок, которые выступают главными героинями, защитницами родного народа и земли. Это такие произведения, как «Алтын-Сабах», «Богатырь-девица красная, как лисица», «Ай-Арыг», «Ай-Хуучын», «Ах-Чибек-Арыг», «Изил-Арыг на коне» и др. Среди множества героев и героинь величественно возвышается образ девы-богатырки Алтын-Арыг из произведения «В белой скале сама родившаяся Алтын-Арыг», записанного в двух вариантах от хакасских сказителей С.П. Кадышева и П.В. Курбижекова. В героическом эпосе отмечено, что народ наделил Алтын-Арыг могучей силой: умеет она в бою повергать любого врага силою своих рук. Но владеет она и луком со стрелами, и другим воинским оружием. Могущество Алтын-Арыг проявляется не только в ее физической силе и нравственной стойкости, но и в том, что она владеет богатырским оружием - острым мечом, «имеющим душу», т. е. грозным мечом, который требует особого умения с ним обращаться и им пользоваться. Меч богатырской девы необычный, он горит пламенем. Рожденная Белой Скалой вместе с конем, Алтын-Арыг не случайно появляется в доспехах, ибо, по народным представлениям, она до конца своих дней призвана защищать свой народ и весь солнечный мир - воплощение древнего хакасского государства. Её высокие богатырские качества определяются постоянными эпитетами: «могучая», «неукротимая», «бесстрашная», «мудрая», «героическая». Вместе с тем богатырская мощь героини сочетается с её девичьей нравственной красотой и сравнивается с небесными светилами. Итак, главные герои эпоса, наравне с мужчинами богатырями, - женщины, что, по-видимому, свидетельствует об относительно высокой общественной роли женщины в период родового общественного уклада хакасов. Это нашло отражение в воспитании девочек, которые воспитывались так же, как и мальчики. И хотя в эпосе получили отражение события, связанные с более поздним периодом исторической жизни хакасского народа - эпохой разложения феодального строя, с утратой древних устоев, эпос стойко сохранил высокие образы героинь Пис-Тумзух, а затем девы Алтын-Арыг, которые самоотверженно отстаивают порядок, издревле установленный на их родине [3].

Именно герои эпоса давали толчок к формированию у детей и подростков новых двигательных навыков и способствовали воспитанию физических качеств, необходимых в военном деле. Например, из эпоса «Алтын-Арыг»: «Подошла Ичен-Арыг, смотрит она, наблюдает: Дети играют, бегают. Одни дети косуль изображают и (за теми) гоняются. Её шестилетний младший брат волка изображает, ребятишек гоняет» [3, с. 256].

Изучая героический эпос «Алтын-Арыг», можно выделить женский образ Алып-Хыс-Хан. Она не только богатырка. Ей отведена роль доброй матери и жены. В ней прослеживаются и некоторые древние богатырские черты: «она могучая богатырка, у неё широкие плечи - в пятьдесят вершков, исполинская грудь. Руки ее в борьбе - словно твердый капкан или железные щипцы. Как воин, она имеет и соответствующее облачение» [3, с. 314].

Рассматривая важнейшие события эпических сказаний с точки зрения физического воспитания, можно утверждать, что хакасские дети играли в игры, которые, так или иначе отражали эти события. Они росли и хотели быть похожими на героев из героического эпоса, обладать такой же силой, доблестью и выносливостью, быть смелыми и находчивыми, везде быть первыми и побеждать в различных поединках. Например, в игре «Воровская война» боевой тактикой являлось внезапное нападение конницы. В игре они воспроизводили движения битвы, схватки с «противником», проявляя при это мужество, стойкость и физические способности. Мальчики и девочки отлично ездили верхом

на коне, а на конных скачках в праздники они выполняли роль наездников.

По историческим сведениям, до присоединения Хакасии к России местное население проводило турниры - поединки на конях, с копьями. Эти турниры основаны на героическом эпосе. Турниры проводились летом во время общественных праздников. Как описывает В.Я. Бутанаев, участники поединка одевались в войлочные и кожаные доспехи, голова закрывалась шлемом. Турнирная пика на ударном конце имела тупое деревянное утолщение. Всадники становились по разные стороны турнирной площадки, а затем по команде разгоняли лошадей и съезжались, держа наперевес пику. Согласно правилам, надо было на полном скаку сбить всадника с лошади. Наносили удары пикой только в закрытую броней грудь. В настоящее время память о турнирах сохранилась только в фольклорных произведениях [4, с. 28].

По данным П.В Сулековой, в наборе вооружения богатырей были секира или боевой топор. Основным колющим оружием воина являлось копье. Древние воины пользовались и булавами, которыми они рушили все преграды на своем пути. В боях применялась нагайка, предназначавшаяся для удара противника по голове. В героическом эпосе богатыри иногда пользуются сказочным ременным лассо, который сам набрасывается и скручивает противника [5].

Перечисленное выше не исчерпывает, разумеется, всего тематического богатства произведений хакасского героического эпоса. Однако при всем многообразии тем эпос имеет одну особенность. Картины народной жизни, отражающие охотничий промысел и занятия скотоводством, показывают необходимость постоянного физического совершенствования человека. Примером в этом деле служили герои эпоса, которые наделялись огромной физической силой, имели богатырскую мощь, отважную доблесть и умение защитить свой народ.

Необходимо отметить, что герои эпоса входят в игровой мир детей, а дети живут в этом мире, отображая действительность. Многие игры носили воинственный характер, а эпос давал им пищу для поднятия духа, воспитывал готовность защитить свой род, племя, аул. Очевидно, что смыслом физического воспитания с исторических времён было стремление родителей вырастить ребенка будущим воином, настоящим человеком, физически сильным, выносливым, смелым, находчивым и т. д. И в этом помогал им легендарный эпос. Подростков интересовали игры со сложными сюжетными линиями, отражающие дух героического эпоса или романтики, дающие возможность самостоятельной творческой деятельности в игре. Их захватывает сам процесс сложного тактического противоборства. Духовному становлению и физическому воспитанию народа также способствовали рассказы старших об истории разных стран, истории рода, легенды, сказки, исторические предания.

Для всех племен, входивших в древнехакасское государство на различных этапах его существования, защита людей, родного очага, своих земель и скота от посягательств чужеземцев являлась первостепенной, важнейшей задачей общественной жизни. Поэтому не случайно в героических поэмах все образы наделены богатырской силой, готовы всегда защитить свой народ. Дети хотели походить на этих героев: быть сильными, ловкими, смелыми. Желание обладать такими качествами, а также смелостью, проявлять смекалку и находчивость - всё это отражает исконную любовь к своей земле и народу. Именно героический эпос, его предания и легенды приобщали подрастающее поколение к физической культуре народа, его национальному духовному богатству.

Приведённые примеры из героического эпоса, созданного в древности и в средневековье хакасскими племенами, дают почву для размышления о том, что народ во все времена уделял большое внимание физическому воспитанию. Изучая этнопедагоги-ческое наследие прошлого, мы предполагаем, что героический эпос сыграл важнейшую роль в физическом воспитании подрастающего поколения. Хакасы создали в прошлом большое число произведений героического эпоса, большинство из которых записано. Значительная их часть является ценным богатством духовной и физической культуры народа, создававшейся в течение многих веков. Передавая этническое наследие последующему поколению, народ с помощью эпоса расширял границы народного воспитания, готовил молодое поколение к жизни, учил быть сильным и выносливым, как его герои.

Библиографический список

1. Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен Южной Сибири и Джунгарской степи. Санкт-Петербург, 1866; Т. 1.

2. Унгвицкая М.А., Майногашева В.Е. Героический эпос. Алыптых нымах. Хакасское народное поэтическое творчество. Абакан, 1972.

3. Алтын-Арыг. Хакасский героический эпос. Москва: Главная редакция восточной литературы; 1988.

4. Бутанаев В.Я. Степные законыХонгорая. Абакан: Издательство ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2004.

5. Сулекова П.В. Ай Мирген. Абакан: Хакасское книжное издательство, 1959.

References

1. Radlov V.V. Obrazcy narodnoj literatury tyurkskih plemen Yuzhnoj Sibiri i Dzhungarskoj stepi. Sankt-Peterburg, 1866; T. 1.

2. Ungvickaya M.A., Majnogasheva V.E. Geroicheskij 'epos. Alyptyh nymah. Hakasskoe narodnoe po'eticheskoe tvorchestvo. Abakan, 1972.

3. Altyn-Aryg. Hakasskij geroicheskij 'epos. Moskva: Glavnaya redakciya vostochnoj literatury; 1988.

4. Butanaev V.Ya. Stepnye zakony Hongoraya. Abakan: Izdatel'stvo hGu im. N.F. Katanova, 2004.

5. Sulekova P.V. Aj Mirgen. Abakan: Hakasskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1959.

Статья поступила в редакцию 25.10.15

УДК 81' 374.2:378.147

Sherstiannikova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Siberian State Technological University (Krasnoyarsk, Russia),

E-mail: [email protected]

THE ROLE OF THE HISTORICAL DICTIONARY OF RUSSIAN LINGUISTICAL TERMINOLOGY IN THE TEACHING PROCESS OF PHILOLOGICAL CYCLE DISCIPLINES. The article introduces a concept of the Historical Dictionary of the Russian linguistic terminology. The purpose of the dictionary is a lexicographic description of metalanguage as represented in the works of native linguists of the second half of the 18th and first half of the 20th century. The Historical Dictionary of the Russian language terminology should be not only a way of terminology submission, but also a way to its study. The importance of the dictionary for different directions of the Russian philology, as well as for teaching philological cycle is substantiated. The author also emphasizes the role of the Historical Dictionary for Philology students professional formation. The Dictionary materials are useful for working with texts and may be used as the basis for a more complete vocabulary for future professional work of future specialists. Relevance and novelty of this work are determined by the lack of studies of similar subjects.

Key words: metalanguage, historical dictionary, terminography, professional formation, disciplines of philological cycle.

Е.А. Шерстянникова, канд. филол. наук, Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск,

E-mail: [email protected]

РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ

РУССКОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

В статье представлена концепция Исторического словаря русской лингвистической терминологии. Цель Словаря - лексикографическое описание метаязыка, представленного в работах отечественных лингвистов второй половины XVIII - первой трети XX вв. Исторический словарь русской лингвистической терминологии с необходимостью должен быть не только способом представления терминологии, но и способом ее исследования. В работе обоснована значимость такого словаря для разных направлений русистики, а также для преподавания дисциплин филологического цикла. Также в статье подчёркнута роль Исторического словаря в профессиональном становлении студентов-филологов. Материалы словаря полезны при работе с текстами по специальности и служат базой для формирования более полного словарного запаса при дальнейшей профессиональной работе специалиста. Актуальность и новизна данной работы определяются отсутствием исследований подобной тематики.

Ключевые слова: метаязык, исторический словарь, терминография, профессиональное становление, дисциплины филологического цикла.

Изучение терминологии - это путь к своей специальности [1, с. 159]. Человек, не владеющий терминологией своей профессиональной области, не может быть компетентным специалистом. В зарубежном университетском образовании сложилась особая образовательная технология - обучение терминологии, ориентированная, прежде всего, на создание терминологической компетенции в рамках общеобразовательной компетенции специалиста той или иной сферы [2]. В специальной литературе всё чаще высказывается мнение о необходимости введения терминоведе-ния в российский вузах в качестве обязательного курса, сосредоточенного на такой важной составляющей специализации как обучение профессиональному языку.

Терминология научной области - это не просто совокупность терминов. Это семиологическое выражение определённой системы понятий, отражающей определенное научное мировоззрение. В отношении лингвистической терминологии до настоящего времени справедливо замечание О.С. Ахмановой: лингвистическая терминология до сих пор «...не является рационально организованной, семиотически безупречной системой, в языкознании постоянно существует проблема упорядочения терминологии» [3, с. 509]. «.Зная лучше других, что такое термин, какова его природа, лингвисты не могут справиться с болезнями собственной терминологии» [4, с. 6].

Ж. Марузо в Предисловии к «Словарю лингвистических терминов» отмечал, что лингвистическая терминология, в том числе и русская, «складывалась стихийно то на основе сделанных открытий, то по вдохновению; ... Большое количество терминов было создано заново, многие другие изменили своё прежнее значение. Результатом этого явились сильная пестрота и значительная неустойчивость словоупотребления, затрудняющие понимание, а иногда даже и взаимопонимание самих ученых» [5, с. 11]. Поэтому уже в первой половине XX в. часто ставился вопрос о реформе лингвистической терминологии. Делались попытки «осуществить, с одной стороны, полное соответствие обозначения обозначаемому, а с другой, - согласование терминологии различных стран в той мере, в какой это допускается различием языков» [там же].

Как известно, овладение научным стилем речи предполагает включение в образовательную программу словарных материалов с определённой профессиональной ориентацией [6, с. 165]. Несмотря на то, что число лингвистических словарей всё время увеличивается, до сих пор нет книги, которая представляла бы в сколько-нибудь полном и вместе с тем обозримом виде метаязык русского языкознания прошлых эпох.

В современной русской исторической лексикографии различают 2 класса словарей в зависимости от способа описания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.