Научная статья на тему 'Исследование молодежных игр как средство духовного и физического совершенствования хакасского этноса'

Исследование молодежных игр как средство духовного и физического совершенствования хакасского этноса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / СОСТЯЗАНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / GAME / PHYSICAL QUALITIES / PHYSICAL PERFECTION / COMPETITIONS / MOVING SKILLS / SOCIAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швалева Т. А.

Возрождение национальных игр, их традиций и обычаев является способом создания народно-национальной системы физического воспитания. Знания о своей традиционной физической культуре необходимы ее носителям хакасского этноса. Молодежные игры способствуют физическому совершенствованию человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF THE YOUTH GAMES AS A MEANS OF SPIRITUAL AND PHISICAL PERFECTION OF THE KHAKAS ETHNIC GROUP

The rebirth of national games, customs and traditions is the way of creation of a national system of physical upbringing. It is stated in the paper that the knowledge about its own traditional physical culture is necessary to representatives of the Khakas ethnic group. The study concludes that the youth games stimulate the physical perfection of a man.

Текст научной работы на тему «Исследование молодежных игр как средство духовного и физического совершенствования хакасского этноса»

2. Университетское образование: учеб. пособ. для студ. спец. «Финансы и кредит» / П.В. Егоров, В.Н. Белопольская. - Донецк, 2011.

3. Левшина, В.В. Система качества вуза: монография. - М., 2013.

4. Механизм управления качеством образования в образовательном учреждении: монография. - М., 2013.

5. Энциклопедия образования / гл. ред. В.Г. Кремень. - М., 2008.

6. Мониторинг, диагностика и контроль процессов в управлении высшим учебным заведением: монография. - Полтава, 2012.

7. Мониторинг качества учебного процесса в высшем учебном заведении: монография / М.Е. Скиба, С.Г. Костогрыз, Г.В. Красильникова. - М., 2009.

8. Павлова, А.Ю. Культурная интеграция отечественных высших учебных заведений в Европейскую образовательную среду / А.Ю. Павлова, Т.Ф. Мельничук, Т.М. Мисюра. - Киев, 2012.

Bibliography

1. Pshenichnaya, L.V. Upravlenie kachestvom vihsshego obrazovaniya: Bolonskiyj process - Ukraina [Eh/r]. - R/d : http://www.kbuapa.kharkov.ua/ e-book/db/2009-1/doc/5/06.pdf

2. Universitetskoe obrazovanie: ucheb. posob. dlya stud. spec. «Finansih i kredit» / P.V. Egorov, V.N. Belopoljskaya. - Doneck, 2011.

3. Levshina, V.V. Sistema kachestva vuza: monografiya. - M., 2013.

4. Mekhanizm upravleniya kachestvom obrazovaniya v obrazovateljnom uchrezhdenii: monografiya. - M., 2013.

5. Ehnciklopediya obrazovaniya / gl. red. V.G. Kremenj. - M., 2008.

6. Monitoring, diagnostika i kontrolj processov v upravlenii vihsshim uchebnihm zavedeniem: monografiya. - Poltava, 2012.

7. Monitoring kachestva uchebnogo processa v vihsshem uchebnom zavedenii: monografiya / M.E. Skiba, S.G. Kostogrihz, G.V. Krasiljnikova. -M., 2009.

8. Pavlova, A.Yu. Kuljturnaya integraciya otechestvennihkh vihsshikh uchebnihkh zavedeniyj v Evropeyjskuyu obrazovateljnuyu sredu / A.Yu. Pavlova, T.F. Meljnichuk, T.M. Misyura. - Kiev, 2012.

Статья поступила в редакцию 12.03.14

УДК 37. 037. 1: 394. 3 (571. 513)

Shvalyova T.A. THE RESEARCH OF THE YOUTH GAMES AS A MEANS OF SPIRITUAL AND PHISICAL PERFECTION OF THE KHAKAS ETHNIC GROUP. The rebirth of national games, customs and traditions is the way of creation of a national system of physical upbringing. It is stated in the paper that the knowledge about its own traditional physical culture is necessary to representatives of the Khakas ethnic group. The study concludes that the youth games stimulate the physical perfection of a man.

Key words: game, physical qualities, physical perfection, competitions, moving skills, social conditions.

Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. физической культуры и спорта Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ДУХОВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХАКАССКОГО ЭТНОСА

Возрождение национальных игр, их традиций и обычаев является способом создания народно-национальной системы физического воспитания. Знания о своей традиционной физической культуре необходимы ее носителям - хакасского этноса. Молодежные игры способствуют физическому совершенствованию человека.

Ключевые слова: игра, физические качества, физическое совершенствование, состязания, двигательные навыки, социальные условия.

Целью нашей работы является исследовать национальные молодежные игры и состязания как средство физического и духовного совершенствования хакасского этноса. Материал для исследования собирался из архивных документов Красноярского края и Республики Хакасия, Хакасского государственного музея, Минусинского музея им. Н.М. Мартьянова, археологических и этнографических материалов, сведений информаторов, научных исследований В.Я. Бутанаева, Е.К. Яковлева, Е.А. Покровского, РЯ. Сунчугашева.

Первый период средневековья был особенно важным в истории физической культуры сибирских народов. Утверждались новые взгляды на воспитание человека, а использование национальных игр оказывало влияние на становление общей и физической культуры общества. Исторические источники (в работах В.Я. Бутанаева, В.Ф. Бурова, Г.Н. Потанина, В.В. Радлова и др.) свидетельствуют о высоком воинском мастерстве кыргы-зов, их ловкости в бою, физической выносливости, закаленности и дисциплинированности, которые развивались в процессе занятий трудом и самобытными формами военно-физической подготовки. В случае военных действий в поход выступало все взрослое население, способное носить оружие. Поэтому каждый мужчина имел оружие и умел обращаться с ним. О различных видах игровых упражнений и игр, бытовавших в народе повествуется в летописях и былинном эпосе. Мы делает заключение, что в этот период физическое воспитание носило военноприкладной характер и способствовало развитию физических качеств и военно-прикладных навыков. Систематические набеги, войны между племенами, суровый климат, страх за родных -

все это заставляло народ уделять большое внимание физическому воспитанию детей и молодежи.

Е.А. Покровский отмечал, что в жизни народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали весьма, видное место. Он один из немногих, обращая внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. Он подчеркивал, что национальные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют самого обширного участия всех духовных и телесных сил [1].

Этот подтверждает Д.А. Данилова (1995.), которая в своих научных работах раскрывает роль этнической педагогики в физическом воспитании порастающего поколения. В диссертации В.Я. Ельдепова (2007) освещаются национальные виды спорта Горного Алтая. Докторская диссертация Х.Д.-Н. Ооржак посвящена содержанию национальных игр Южной Сибири.(1995). По национальным играм хакасского народа научных исследований не проводилось.

Анализируя национальные игры, можно говорить, что характер народа, бесспорно, накладывает отпечаток на многие проявления жизни людей. Этот характер сказывается также и на молодежных играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, а значит с большей свободою для проявления своего национального характера. К 18 годам хакасская молодежь достигала высокого уровня физического развития и подготовленности. В связи с этим существенно менялась роль национальных игр, состязаний для этого возраста. Игры служили не только для формирования специфических умений и навыков, необходимых для ведения промыслов и домашнего хозяйства, но и для дальней-

шего физического совершенствования и психического развития молодого организма.

По историческим описаниям П.С. Паласа (1773) у народов Сибири популярны были игры: с камнями, палками, в кости, с предметами, со стрельбой из лука, метание аркана, дротика, пики, копья, которые отражали социальную жизнь народа, в них проявлялись различные виды деятельности, национальные устои, семейные обычаи. По нашему мнению, игры хакасов, основанные на народных игровых традициях, обрядов и обычаях, имели значительное преимущество перед другими воспитательными средствами в этнопедагогике. Это подтверждается архивными документами и научными исследованиями многих авторов. Так, профессор В.Я. Бутанаев утверждает, что в начале зимы охотники проводили состязания на лыжах - называется «Сана». Эти состязания были проверкой физической готовности молодых людей к охотничьему сезону В других играх, таких как «Но-ортпас» или «Миргене атыс» состязались не только в беге на лыжах, но и добавляли еще и стрельбу из лука по мишеням или у поворотного пункта подвешивали «добычу», а охотник должен ее сбить стрелой и принести ее на финиш [2].

В древних сказаниях, легендах, былинах, сагах умение быстро передвигаться на лыжах преподносилось как главное достоинство человека. Неудивительно, что все герои древнего эпоса всегда были умелыми лыжниками и храбрыми воинами.

Зимние игры не только развивали физические качества, но и способствовали активизации психических функций: памяти, воображения, внимания, восприятия. Кроме того, у молодых охотников формировалось умение ориентироваться в тайге, лесу, в горах и воспитывали нравственные качества: проявляя находчивость, смелость, взаимовыручку.

По данным историческим сведениям до присоединения Хакасии к России местное население проводило турниры «чыда-сазыс»- поединки на конях с копьями. Турниры проводились летом во время общественных праздников. Как описывает В.Я. Бу-танаев, участники поединка одевались в войлочные и кожаные доспехи (хуях), голова закрывалась шлемом (тулафа). Турнирная пика (чыда) на ударном конце имела тупое деревянное утолщение. Согласно правилам, надо было на полном скаку сбить всадника с лошади. Наносили удары пикой только в закрытую броней грудь. Проведение таких поединков формировали у молодежи навыки владения оружием для военных целей. В настоящее время такие поединки в Хакасии не проводят, память о них сохранилась только в фольклорных произведениях [2].

Игры с промысловой направленностью в этот возрастной период отличаются разнообразным двигательным содержанием и знаниями и навыками ведения промыслов. Это такие игры, как: «Ухчаа ойыны», «Салбыдан тастааны» и « Миргене атыс» и «Ырахха атыс»- стрельба из лука по бабкам, в цель и на дальность и вверх, а также игры, связанные с метанием аркана и пращи («Ходыр Ыек», «Мечеек»-метание дротика, «Урух»-ме-тание лассо, «Салбы»-метание пращи, остроги), которые развивали меткость, глазомер, координацию движений. Из анализа этнографических источников и научных исследований по истории Хакасии было выявлено, что если в играх детей 7-14 лет использовались предметы (игрушечные лук и стрелы), то в молодежных играх существовало настоящее оружие для метания и стрельбы, существенно были более строгие правила, усложнялось содержание, предъявлялись более сложные требования к выполнению упражнений: точность, меткость, скорость, количество попаданий, количество очков и др. Именно такие игры закладывали тот мощный двигательный фундамент для физического совершенствования молодого человека.

Молодежь уже владела навыками ведения домашнего хозяйства, а игры и состязания служили проверкой физической готовности, необходимыми в скотоводстве и военном деле. У хакасов каждый мальчик и девочка (с пяти лет) умели верхом ездить на лошади. Конные состязания пользовались большой популярностью среди населения в воскресные дни, на праздниках, свадьбах, на встрече родов. Обычно состязались в трех аллюрах: халыхтан - галопом; чортып - рысью и чорFалап -иноходью. Соревнования проводились раздельно. Однако иногда проводились забеги на выносливость, дистанция достигала 50 км. В конных состязаниях «Чарыс» необходима объездка необученных лошадей. Здесь, кроме силы и ловкости нужна своеобразная сноровка, знания о нраве и повадках лошадей, конечно же, смелость. Проводимые конные скачки «Аттар чарызы» (до 3-х км), «Атнан чарыс» - бег с лошадью ( бегун и лошадь на

старте, лошадь ставят головой назад, по сигналу бегун должен бежать , а наездник развернув лошадь, пускаться вдогонку) и увлекательное зрелище догони девушку - «хысты тут» ( юноша не только должен догнать ее, но и на полном скаку поцеловать) вызывали восторг, восхищение или смех у зрителей [3].

По исследованиям Р.Я. Сунчугашева выявлено, что каждый юноша мечтал стать сильным, храбрым, выносливым, смелым, так как он будет защитником своего рода. Проводимые состязания сыграли большую роль в становлении личности молодого человека, в которых он должен проявлять не только физические способности, но и нравственные качества. Умение вести честную борьбу, воспитывать находчивость, терпимость к сопернику, проявлять волевые качества и др. Главное внимание в этих состязаниях и играх было направлено на результат своих действий. В выборе тактике и путей достижения победы они проявляли большую самостоятельность. Особенно это проявлялось в единоборствах. Например, поясная хакасская борьба «Курес» это не только демонстрация силы и совершенной техники, а главное - необычной пластичности всего тела. По древней традиции идти перед зрителями борец должен так, чтобы осанкой и движениями тела напоминать льва. Борец должен владеть значительным количеством технических действий, приемов, обладать большой выносливостью, силой и быстротой. Борьба характеризуется комплексным проявлением физических качеств, при различных соотношениях уровней их развития. Мгновенное опережение противника, прием или контрприем, - и участник получает выигрышные баллы. Таким образом, совершенно очевидно большое значение в схватках имеет физическая подготовка и волевые качества [4].

Увлекательные соревнования по вечерам устраивали молодые люди, связанные с бегом и прыжками: прыжки с шестом, прыжки на одной ноге, многоскоки, прыжки на одной ноге с догонялками, прыжки с опорой на палку через предметы и через забор. Прыжковые упражнения развивали силу и прыжковую прыгучесть ног, гибкость и скоростно-силовые способности. А такие игры как нахождение предметов развивали у молодежи: память, воображение, внимание. К ним мы относим: нахождение кушака « Хур талазах», популярная игра «ис салызах», игра «Мелей тастазах» - поймай рукавицу, «Хазых табызах» - нахождение альчика, «Пас тудызах» - держание веревки и др. Увлекательные игры «Верхом на коне» и «Прыжок на спину» присутствовали на многих вечерних развлечениях, которые вызывали юмор, восторг и смех у всей молодежи и взрослых.

Научные исследования автора доказывают, что игры объединяли людей в зимние вечера, способствовали сплочению коллектива и возникновению отношений между людьми, развивали творческие способности: интуицию, слуховую память, умению быстро реагировать на внезапно возникающие сигналы, умение самостоятельно в короткий срок принимать решения, что и определяет степень развития и характер взаимосвязи его физических качеств. Это находит подтверждение в таких играх как: «Тас хапханы»- поднятие камня , «Хурнан тартызары»-перетя-гивание ремнем, «Ш хапханы» - поднятие партнера, «Хана азы-ра тастааны» - перебрасывание камня через забор, «Соортеп пазыс» - хождение с гирями, переноска бревна, а в силовом состязании «Рукоборье» участие принимали не только молодые парни и мужчины, но и девушки, женщины. В этом состязании были и следующие варианты: когда по жребию участник кладет руку на стол тыльной стороной, соперник прижимает ее своей. По сигналу нижний пытается поднять руку, а соперник не дает это сделать. Проведение таких поединков было зрелищным и захватывающим [5].

Конечно, мы согласны с мнением выдающегося Й. Хейзинга, который во многих своих блестящих работах делает выводы, что игра - необходимый способ жизни, объективная основа нашего существования. Если же эту трактовку применить к традиционной игре, то она вполне подтверждает это положение. Игры долгое время являлись инструментом воздействия на ход исторических событий в обществе и природе, посредниками между людьми и божествами. Мы не имеем достаточных сведений о том, что какие были традиционные игры у древних народов и племен, населяющих Южную Сибирь. Однако, изучая летописи, эпос, сказания и предания, которые указывают на то, что игры существовали всегда у каждого этноса. Можно заметить, что игры отличаются, с одной стороны, большим разнообразием, с другой - большой подвижностью и эмоциональностью. Все это указывает на то, что они получили свое начало среди этноса, любящего ловкость, быстроту и выносливость.

Мало найдется способов, приемов, форм проверки физических и духовных сил человека; которые могли бы сравниться с теми, которыми располагает игровая культура. В состязаниях, играх, связанных с борьбой, соперничеством, высокими нагрузками, насыщенными противоречиями, дает наиболее богатую, содержательную информацию о степени готовности человека к действиям в сложных условиях. В ходе исследования выявлено, насколько разнообразны и увлекательны народные игры и состязания хакасов. Они не только развивают физические качества, но и способствуют преодолевать трудности, воспитывать волевые качества, умение проявлять хладнокровие, дружелюбие, находчивость, самообладание, выдержку и др. Это находит яркое подтверждение в национальном культурно-спортив-

ном празднике «Тун пайрам», который считается одним из средств духовного и физического возрождения национальной культуры этноса, взаимообогащения культур народов, проживающих на территории Республики Хакасия [6].

В заключении можно сделать выводы: молодежные игры являются частью общей культуры этноса; в основу игр заложены трудовые действия народа для подготовки молодежи к жизни и военной практике. Использование народных средств физической культуры в этнопедагогике способствовало позитивному воспитательному процессу на становление личности, воспитанию духовных ценностей и физическому совершенствованию хакасского этноса.

Библиографический список

1. Покровский, Е.А.Детские игры, преимущественно русские. - СПб., 1887.

2. Бутанаев, В.Я. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии / В.Я. Бутанаев, А.А. Верник. - Абакан, 1995.

3. Яковлев, Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и Объяснительный каталог Этнографического отдела музея. - Минусинск, 1900.

4. Сунчугашев, Я.И. Материалы по народным играм хакасов // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. - Абакан, 1963. - Вып. IX.

5. Швалева, Т.А. История физической культуры Хакасии с древнейших времен. - Абакан, 2012.

6. Швалева, Т.А.Национальные игры и состязания в физическом воспитании хакасского народа: монография. - Абакан, 2012. Bibliography

1. Pokrovskiyj, E.A.Detskie igrih, preimuthestvenno russkie. - SPb., 1887.

2. Butanaev, V.Ya. Detskie igrih i sportivnihe sostyazaniya narodov Khakasii / V.Ya. Butanaev, A.A. Vernik. - Abakan, 1995.

3. Yakovlev, E.K. Ehtnograficheskiyj obzor inorodcheskogo naseleniya dolinih Yuzhnogo Eniseya i Objhyasniteljnihyj katalog Ehtnograficheskogo otdela muzeya. - Minusinsk, 190o.

4. Sunchugashev, Ya.I. Materialih po narodnihm igram khakasov // Uchenihe zapiski KhakNIIYaLI. - Abakan, 1963. - Vihp. IX.

5. Shvaleva, T.A. Istoriya fizicheskoyj kuljturih Khakasii s drevneyjshikh vremen. - Abakan, 2012.

6. Shvaleva, T.A.Nacionaljnihe igrih i sostyazaniya v fizicheskom vospitanii khakasskogo naroda: monografiya. - Abakan, 2012.

Статья поступила в редакцию 12.03.14

УДК 796; 374

Eydelman L. POSSIBILITIES OF THE ARTS IN ACHIEVING OF EFFICIENCY OF CREATIVE AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITY. The work describes the main functions of the arts. Some conclusions are made about the fact that their fundamental and potential opportunities are a serious reason for the introduction of the art of dancing into the educational system of improving orientation as an equal participant in the pedagogical process. The researcher states that the use of arts also contributes to a more profound disclosure of internal interrelations between dance art and the creative and health-improving activities.

Key words: creative and health-improving activity, arts, education.

Л.Н. Эйдельман, канд. пед. наук, генеральный директор НОУ «Учебный центр фитнеса «Натали»,

г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ ИСКУССТВА В ДОСТИЖЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены основные функции искусства. Сделаны выводы о том, что их принципиальные и потенциальные возможности являются серьёзным основанием для введения танцевального искусства в образовательную систему оздоровительной направленности как равноправного участника педагогического процесса и способствуют более глубокому раскрытию внутренних взаимосвязей между танцевальным искусством и креативно-оздоровительной деятельностью.

Ключевые слова: креативно-оздоровительная деятельность, искусство, образование.

Уникальным свойством искусства является отсутствие в нём каких-либо готовых «волшебных» экспресс методик оздоровления человека. Но огромный оздоровительный потенциал, заключённый в танцевальном искусстве, открывает педагогу путь к размышлению о взаимосвязи танца с состоянием здоровья, физическим развитием и поиску новых знаний в отношении социально-педагогических детерминант в креативно-оздоровительной деятельности (КОД) [1, с. 137-146].

С точки зрения специалистов в области педагогики искусства специфические функции образования (образовательная, рекреативная, оздоровительно-реабилитационная и др.) равны основным функциям искусства. Мы не можем согласиться с таким суждением, и поддерживаем мнение И.И. Ирхен [2] о том, что рядоположенность искусства и образовательной деятельности порождает свои функции, поскольку каждая область науки при-

вносит своё видение проблемы, свои конкретные цели, задачи, направления, формы. При этом они обусловливают создание активной творческой среды вокруг проблем, связанных с содержательной стороной КОД.

Многозначность понимания искусства определяет и его многофункциональность. Рассмотрим основные функции искусства, которые приоритетно упоминаются философами и учёными.

Преобразующая функция искусства обусловливает его гуманистический потенциал в становлении человека. Эта функция искусства непосредственно выявляется в реформировании социума и связана с духовной деятельностью самого человека. Всё это имеет прямое отношение к КОД, причём отношение сущностное, ставящее в основу любой педагогической деятельности благо и счастье ребёнка, основанное на предпочтениях и образовательных запросах детей и их родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.