Научная статья на тему 'Современные подходы к развитию национальной физической культуры в республике Хакасия'

Современные подходы к развитию национальной физической культуры в республике Хакасия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОПЕДА-ГОГИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ETHNIC / CUSTOMS / TRADITION / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL EDUCATION / ETHNIC PEDAGOGIC / NATIONAL KINDS OF SPORT / NATIONAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швалева Т. А.

В статье излагаются взгляды на развитие национальной физической культуры хакасов, что позволяет не только осветить некоторые стороны их духовной жизни, но и проследить исторические, культурные связи с другими народами Сибири. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о специфических формах физического воспитания, связанных с обрядами, традициями, ритуалами. Изучение национальной физической культуры с педагогических позиций особенно актуально в связи с тем, что в российском обществе в настоящее время происходят стремительные перемены, которые диктуют новые требования и современные подходы к воспитанию подрастающего поколения. Актуальность работы обусловлена отсутствием в Республике Хакасия исследований по заявленной нами теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE IN THE REPUBLIC OF KHAKASIA

The article describes the points of view on the development of national physical culture of the Khakas people that allows showing some sites of their inner life and their historical and cultural relations with other nations of Siberia. The author has to admit that in modern science the problem of specific forms of physical upbringing connected with customs, traditions and rituals is still debatable. The research of the Khakas national physical culture from a pedagogical point of view is very topical nowadays, because the important changes take place in the Russian society at present time, which demand up-to-date approaches to the upbringing of the young generation. The work raises a problem that there is still no thorough research dedicated to this theme in the Republic of Khakasia and gives an outline of the tasks for future work. The author makes conclusions that stand on the perception of physical education as a system of education that is both a result and a consequence of a certain level of the social development, as well as it also can affect the society and its development.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к развитию национальной физической культуры в республике Хакасия»

6. Осуществление текущего и перспективного планирования педагогической деятельности по реализации системы формирования социально-экологической готовности будущих педагогов к работе с семьей по оздоровлению дошкольников.

Завершенным этап будет считаться только в том случае, если будут определены критерии, уровни сформированности социально-экологической готовности будущих педагогов к работе с семьей по оздоровлению дошкольников, дана адекватная оценка и намечены пути корректировки процесса ее формирования, определены пути повышения эффективности данного процесса.

Формирование социально-экологической готовности будущего педагога как компонент профессионально-педагогической подготовки

Проблема профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов занимала умы таких ученых, как С.Г. Борисовой, И.Ф. Исаева, И.Б. Котовой, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, А.И. Мищенко, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова, А.И. Щербакова и др. анализ трудов данных ученых показал, что одним из важнейших требований к его профессионально-педагогической подготовки будет выступать четкость его социальной и профессиональной позиции. Под позицией педагога В.А.Сластенин понимает целую системы отношений к миру и педагогической действительности, среди которых можно отметить следующие: интеллектуальные, волевые и эмоционально-оценочные [4].

Ключевым понятием напрямую связанным с профессионально-педагогической подготовкой учителя является профессиональная готовность к педагогической деятельности. В своих трудах В.А. Сластенин под профессиональной готовностью понимает определенную совокупность требований к педагогу, которая с одной стороны предусматривает его психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, с одной стороны, и научно-теоретическую и практическую компетентность.

Библиографический список

Как подчеркивают в своих исследованиях Исаев И.Ф., Колмогорова Л.С., Крылова Н.Б., Сластенин В.А. и др., современная действительность характеризуется все углубляющимся противоречием между ожиданиям общества относительно личности педагога и реальным уровнем готовности выпускника педагогического вуза. Одним из ключевых аспектов является и то, что происходит определенная штамповая подготовка педагогов, что вступает в разрез с наличием и поощрением индивидуально-творческой деятельности педагога. В связи с этим, с нашей точки зрения, основными ориентирами в изменении профессионально-педагогической подготовки современного педагога должны стать: обновление целеполагания, структуры, содержания, организационных форм и методов образования, внедрение многоуровневого педагогического образования, расширение возможностей образовательных учреждений в удовлетворении запросов личности и общества и др. [4].

В структуре профессионально-педагогической подготовки как системы выделяются различные компоненты. Наибольший интерес с позиций нашего исследования представляет экологический компонент профессионально-педагогической подготовки, представленный нами в двух сферах: социально-экологическая и валеологическая. Реализация данного компонента предполагает формирование у будущих педагогов основных групп социально-экологических и валеологических знаний, умений и навыков.

Таким образом, формирование социально-экологической готовности будущего педагога рассматривается нами как компонент профессионально-педагогической подготовки, детерминирующий ее практико-ориентированный характер, обеспечивающий становление функциональной образованности будущего педагога.

1. Суворова, С.Л. Формирование коммуникативно-дискурсивной культуры будущих учителей: дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2005.

2. Тюмасева, З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования: монография. - Челябинск, 2006.

3. Пономарева, Л.И. Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования: дис. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 2009.

4. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., 1997.

Bibliography

1. Suvorova, S.L. Formirovanie kommunikativno-diskursivnoyj kuljturih buduthikh uchiteleyj: dis. ... d-ra ped. nauk. - Chelyabinsk, 2005.

2. Tyumaseva, Z.I. Ehkologiya, obrazovateljnaya sreda i modernizaciya obrazovaniya: monografiya. - Chelyabinsk, 2006.

3. Ponomareva, L.I. Metodologiya formirovaniya ehkologo-valeologicheskoyj gotovnosti buduthikh pedagogov v usloviyakh modernizacii estestvennonauchnogo obrazovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk. - Ekaterinburg, 2009.

4. Slastenin, V.A. Pedagogika / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, A.I. Mithenko, E.N. Shiyanov. - M., 1997.

Статья поступила в редакцию 12.11.14

УДК 796.011.3 (571.513)

Shva^va T.A. MODERN APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE IN THE REPUBLIC OF KHAKASIA. The article describes the points of view on the development of national physical culture of the Khakas people that allows showing some sites of their inner life and their historical and cultural relations with other nations of Siberia. The author has to admit that in modern science the problem of specific forms of physical upbringing connected with customs, traditions and rituals is still debatable. The research of the Khakas national physical culture from a pedagogical point of view is very topical nowadays, because the important changes take place in the Russian society at present time, which demand up-to-date approaches to the upbringing of the young generation. The work raises a problem that there is still no thorough research dedicated to this theme in the Republic of Khakasia and gives an outline of the tasks for future work. The author makes conclusions that stand on the perception of physical education as a system of education that is both a result and a consequence of a certain level of the social development, as well as it also can affect the society and its development.

Key words: ethnic, customs, tradition, physical culture, physical education, ethnic pedagogic, national kinds of sport, national values.

Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры и спорта Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: shvaleva-t@mail.ru

современные подходы к развитию национальной физической культуры в республике хакасия

В статье излагаются взгляды на развитие национальной физической культуры хакасов, что позволяет не только осветить некоторые стороны их духовной жизни, но и проследить исторические, культурные связи с другими народами Сибири. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о специфических формах физического

воспитания, связанных с обрядами, традициями, ритуалами. Изучение национальной физической культуры с педагогических позиций особенно актуально в связи с тем, что в российском обществе в настоящее время происходят стремительные перемены, которые диктуют новые требования и современные подходы к воспитанию подрастающего поколения. Актуальность работы обусловлена отсутствием в Республике Хакасия исследований по заявленной нами теме.

Ключевые слова: этнос, традиции, обычаи, физическая культура, физическое образование, этнопеда-гогика, национальные виды спорта, национальные ценности.

Поставленные в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта Российской Федерации на 2006-2015 годы», подпрограмме «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации», федеральной целевой программе «Дети Хакасии» задачи требуют новых подходов к развитию национальной физической культуры.

За время существования этноса было накоплено огромное количество сведений, наглядно показывающих поступательное развитие физической культуры - от низших форм до современного состояния. Первые, поистине бесценные сведения по интересующей нас тематике были почерпнуты из публикаций по этнографии и истории хакасов, тувинцев и других народов, среди которых наиболее значительны работы таких исследователей, как Н. Ф. Катанов (1907), Г. Н. Потанин (1883), В. В. Рад-лов (1866). Так, в работах востоковеда В. В. Радлова (1866) есть отдельные данные о методах физического воспитания детей и народных игрищах саянских тюрков. В исследованиях В.И. Бу-ракова (1997) собран и обобщен огромный материал по истории физической культуры Сибири с 1960 по 1985 гг. При этом о хакасской физической культуре материалов представлено незначительно. В диссертации Т.Б. Козловой предложены пути совершенствования физического воспитания младших школьников на основе использования народных игр, составляющих основу национально-регионального компонента учебной программы.

Анализ отечественных трудов по изучаемой проблеме дает основание определить ее как средство приобщения подрастающего поколения к этнической, общенациональной (российской) и мировым культурам в целях духовного и физического обогащения. Автор отмечает, что традиции и обычаи, будучи общественным явлением, выступают в виде принципов, норм, правил, идеалов, которые регламентируют жизнь человека. Развитие национальной физической культуры мы рассматриваем во взаимосвязи с российской физической культурой. Однако без учета специфики и сложности национальных общностей в настоящее время невозможно представить тенденции этнокультурных процессов и перспективы развития национальной физической культуры. Развитие ее обусловлено не только историческими и социокультурными предпосылками, но и рядом традиций, существующих в соседних регионах. Эти традиции наложили отпечаток и на становление физической культуры хакасского народа. Мы считаем, что национальная физическая культура должна рассматриваться во взаимосвязи с историко-социальными принципами физического воспитания соседних народов и с учетом их традиций [1].

История сохранила игровой фольклор разных народов и объединила их в единую игровую культуру Сибири. Несмотря на то, что не одно столетие разъединило эти народы, но культура игр сохранила свое наследие и продолжает жить в каждом из этих народов. Поэтому многие игры и физические упражнения близки соседнему народу. Процесс развития национальной физической культуры приводит в движение совершенствование физического воспитания поколений от века в век. Каждый этап своего развития общества вносит новые виды физических упражнений, тем самым развивая и совершенствуя физическую культуру нации.

На разных исторических стадиях культура этноса проявляется в специфических формах: традициях, обрядах, обычаях, ритуалах. Так, на родовых встречах традиционными являются состязания генетически наследованных борцов, сильных богатырей, отличных наездников, метких стрелков и др. Как описывает В.Я. Бутанаев и Ч.В. Монгуш, на свадьбах саянских тюрков проводилось обязательное ритуальное соревнование за право обладания костью голени скота - «чода». Это своеобразное ритуальное состязание среди молодежи на силу и ловкость [2]. В другом случае они описывают, что магические приемы применялись в лечении, закаливании хакасов, при этом использовались естественные силы природы, как средство оздоровления: «... Больной женщине обливали грудь холодной водой из семи

ведер. В каждое ведро с холодной водой клали по семь желтых камней и семь пучков желтой конопли. Для мужчин все готовилось в девятикратном размере. Лекарь, обливая грудь больного, читал молитву» [3]. С раннего детства мальчикам внушали, что они должны обладать следующими способностями: бороться, мастерить, плести кнут из восьми ремешков, треножник для коня, натягивать тетиву лука, быть хорошим наездником, охотиться, знать кузнечное дело, быть умелым скотоводом. Можно утверждать, что такие традиции у хакасского народа служат сохранению ее самобытности. Возрождается истина, что «человек без прошлого, что дерево без корней».

Национальная физическая культура несет в себе богатый этнопедагогический потенциал. В современных условиях приобретают особое значение народно-педагогические идеи по воспитанию духовно богатой и общественно развитой личности. Этнос создает свою культуру, которая удовлетворяет его потребности. Как отмечает Х.Д. Ооржак, на формирование культуры этноса большое влияние оказывала окружающая среда, она же определила круг его потребностей. Все это находит отражение в воспитательно-образовательном процессе [4].

Следует отметить, что творческое использование традиций и физкультурного опыта соседних народов может принести положительные результаты в физическом воспитании хакасов, если оно будет опираться на: а) богатый исторический опыт физкультурного взаимодействия между этносами, проживающими на территории Российского государства; б) на опыт в области интернационального и патриотического воспитания, сложившийся за многовековой период в сибирском регионе.

Многие выдающиеся отечественные педагоги, историки говорили о необходимости не только знать и уважать культуру, язык, историю соседних народов, но и перенимать у них все самое лучшее, ценное. Южная Сибирь населена не пришлыми этническими общностями (в отличие от США), а коренными этносами, чья физическая культура, язык, педагогика тесно связаны со средой жизнеобитания и формировались на протяжении веков. Большинство этих народов в силу отсутствия признанной общенациональной идеи сегодня стремятся возродить свою этническую культуру. Опираясь на то, что физическая культура в современном обществе является составной частью общей культуры, что через нее осуществляется трансляция культуры в новые поколения, приобщение к культурным ценностям этноса, особенно важно выделить не только их элементы, но и попытаться проследить структурную взаимосвязь их средств, форм и методов взаимодействия. Анализируя этнические процессы в динамике, можно подойти к обоснованному выводу о том, что в структуре народа есть некие инвариантные, исторические, инертные элементы, позволяющие сохранить качественную определенность народа в течение веков, даже тысячелетий. Одним из таких элементов и являются национальные игры и виды спорта. Современная физическая культура - это все в большей степени интеграция различных культур. Ни одна из существующих сейчас этнических, национальных культур не может претендовать на то, что она лучше всего способна решить проблемы физической культуры, выдвинутые современной жизнью. Это возможно осуществлять только в комплексе с решением проблем общего характера. Реализация этого решения возможна через педагогический процесс, через различные физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия на местах.

Подготовка национальных спортивных кадров рассматривается как необходимое условие для развития национальной физической культуры в Республике Хакасия. Педагоги, тренеры должны знать традиционную физическую культуру народа, владеть инновационными технологиями в обучении национальным играм и состязаниям, применять различные формы обучения, вносить в содержание физической культуры идеи, отражающие многообразие физических упражнений различных этнических групп в хакасском регионе, уметь организовать педагогический процесс в контексте с традиционной физической культурой. Физкультур-

ное образование как общественная функция отражает изменения в обществе. Можно сказать, что уровень развития системы физического образования есть следствие или результат определенного уровня развития общества. Однако есть и обратная связь. Сама система физического образования оказывает влияние на общество и на его развитие. Она может ускорять или тормозить развитие общества. И в этом смысле изменения в физическом образовании являются не только следствием, но и необходимым условием дальнейшего общественного развития. Преобразования в обществе и в образовании находятся во взаимодействии. Изменения в общественном развитии общества определяют изменения в образовании, создают предпосылки для новых изменений в общественном развитии народа. Поэтому можно утверждать, что процесс образования, в том числе и физического, взаимосвязан с развитием общества. Рассматривая физическое образование как важный показатель в развитии общества, мы подчеркиваем, что основная задача - это создание педагогической системы, основанной на инновационных технологиях научно-педагогического образования, позволяющих достичь современного качества подготовки специалистов нового типа. Достижению этой цели подчинены все компоненты модели системы физкультурного образования.

Народные взгляды на физическое воспитание формировались и утверждались в течение тысячелетий, изменялись вместе с изменениями в человеческом обществе. Какие бы изменения не происходили в обществе, нельзя забывать опыт народной педагогики, при этом необходимо учитывать этнический фактор. Энопедагогика охватывает все сферы жизни хакасского народа. Она как творчество масс, как виды культуры представляет разнообразные формы и методы педагогического воздействия на чувства и волю народа, выступает как явление, отражающее материальные и духовные стороны жизни общества. Одним из действенных средств воспитания и обучения мы считаем физическую культуру, ее народные традиции, народные праздники, в которых заложена народная мудрость этноса. Для формирования нового человека как личности требуются новые подходы к воспитанию и обучению детей и молодежи, к подготовке учителей и преподавателей всех уровней. Результатом этой деятельности должно быть появление высококультурных, высоконравственных и образованных людей.

История становления национального физического воспитания в советский период свидетельствует, что национальная школа в своем развитии отразила все существенные деформации национальных отношений. Формально-бюрократическая модель национального образования того времени создала такой тип, в котором этнический компонент практически не был представлен. Результатами такой образовательной политики явились: неразвитость экологического мышления, размывание общего национального фундамента, деградация национальных духовных традиций; опыта народной педагогики; утрата физических ценностей народа. С начала 1990-х годов, в новых социально-экономических условиях, развитие физкультурного образования получило новый импульс, связанный не только с общими процессами реформирования и модернизации российского образования, но с кардинальными изменением экономических отношений в стране. Это было обусловлено тем, что данная разновидность образования относится к числу таких областей как здоровье и работоспособность человека, физическая культура личности,

Библиографический список

здоровый образ жизни, гигиена здоровья, закаливание и мн. др., что в современных условиях приобретает особое значение, становится главным требованием времени.

Организация физического воспитания является важнейшей государственной функцией. Государство через систему образования должно обеспечить самосохранение народных ценностей, физический потенциал нации. Отсюда вытекает вывод: государству нужна сильная воспитательно-образовательная политика, которая законодательно закрепила бы приоритетность физического воспитания. Выход из создавшегося положения один: государство должно найти возможность увеличить бюджетные расходы на создание и содержание сети внешкольных воспитательных учреждений. Все это ставит перед специалистами в области физической культуры, просвещения и образования задачу разработки научно обоснованных программ (с учетом национального компонента), «работающих» в сложных социально-экономических условиях, сложившихся за последнее 20 лет в России. В условиях проводимой в России административной реформы, особо приобретает формирующаяся система мониторинга: эффективности деятельности сферы образования. Конституционный принцип доступности качественного физического образования реализуется через ряд направлений:

- через расширение охвата детей разными формами физического воспитания и образования, такими как уроки физической культуры, секции, спортивные кружки, организация встреч с ведущими спортсменами, тренерами, врачами, телепередачи, информация о выступлениях спортсменов, лекции, беседы, консультации;

- через обеспечение доступности качественного физического образования путем развития современных материально-технических, информационных, кадровых ресурсов и их концентрации в базовых образовательных учреждениях и ДЮСШ;

- через участие в грантах, инновационных проектах, конкурсах, олимпиадах.

Необходимо отметить, что Хакасия нуждается в расширении границ проведения соревнований по национальным видам спорта не только в рамках спартакиад, но и проводить соревнования в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях. В процессе соревновательной деятельности занимающиеся знакомятся с обычаями, традициями народа, на территории, которой они живут. Создание педагогической системы, основанной на инновационных технологиях, сохранение опыта народной педагогики в образовании требует нового подхода к подготовке высококвалифицированных кадров по физическому воспитанию. Решение этой проблемы видится в попытке найти такую концепцию, которая смогла бы «примирить» две противоположные тенденции, связанные с сохранением этнического своеобразия существующих национальных физических культур и в то же время с процессами интеграции, интернационализации в образовании и воспитании.

Можно подвести итог, что развитие национальной физической культуры зависит от многих составляющих, но мы рассмотрели этот вопрос с трех позиций: развитие общества, использование опыта народной педагогики и уровня физического образования. Совершенно ясно, что все представленные нами направления тесно взаимосвязаны, несмотря на то, что значимость каждого из них может быть различной.

1. Швалева, Т.А. .Национальные игры и состязания в физическом воспитании хакасского народа: монография. - Абакан, 2012.

2. Бутанаев, В.Я. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков / В.Я. Бутанаев, Ч.В. Монгуш. - Абакан, 2005.

3. Бутанаев, В.Я. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков / В.Я. Бутанаев, Ч.В. Монгуш. - Абакан, 2005.

4. Ооржак, Х.Д.Н. Педагогическое содержание физической культуры народов Южной Сибири. - Кызыл, 1995.

Bibliography

1. Shvaleva, T. A. .Nacionaljnihe igrih i sostyazaniya v fizicheskom vospitanii khakasskogo naroda: monografiya. - Abakan, 2012.

2. Butanaev, V.Ya. Arkhaicheskie obihchai i obryadih sayanskikh tyurkov / V.Ya. Butanaev, Ch.V. Mongush. - Abakan, 2005.

3. Butanaev, V.Ya. Arkhaicheskie obihchai i obryadih sayanskikh tyurkov / V.Ya. Butanaev, Ch.V. Mongush. - Abakan, 2005.

4. Oorzhak, Kh.D.N. Pedagogicheskoe soderzhanie fizicheskoyj kuljturih narodov Yuzhnoyj Sibiri. - Kihzihl, 1995.

Статья поступила в редакцию 12.11.14

УДК 378.2

Aliyevа K.M., Vezirov T.G. INFORMATION AND COMMUNICATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A MEANS OF FORMING OF READINESS OF FUTURE BACHELORS MAJORING IN LAW TO CARRY OUT PROJECT ACTIVITIES. In this article the modern information-educational environment is defined as an essential condition for the implementation of the basic educational programs of higher education. The authors show that the great opportunities for the development of creative activity among future bachelors are stipulated by a special designing and organizing of educational activities. The paper describes the process of formation of readiness of project-oriented kinds of activities in the studies of future bachelors, who major in Law, which would be based on the information and communication educational environment. The author of the work think that the important part in this type of work is connected with copyright multimedia projects. The work makes an emphasis on the idea of the importance of the knowledge of how to apply theory to practice. The authors consider the project-based work of students as one of the most effective ways to learn theoretical knowledge and see how it is used in actual work.

Key words: information and communication educational environment, future bachelors, project activities, multimedia projects.

К.М. Алиева, аспирантка, Дагестанский гос. педагогический университет, г. Махачкала; Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф. Дагестанский гос. педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: timur.60@mail.ru

информационно-коммуникационная образовательная среда как средство формировнаия готовности будущих бакалавров по профилю «юриспруденция» к проектной деятельности

В данной статье современная информационно-образовательная среда определяется в качестве важнейшего условия реализации основной образовательной программы высшего образования. Авторы показывают, что большие возможности для развития творческой активности будущих бакалавров создает проектная учебная деятельность. В работе описан процесс формирования готовности к проектной деятельности будущих бакалавров по профилю «Юриспруденция» на основе информационно-коммуникационной образовательной среды, в которой важное место занимают авторские мультимедийные проекты.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная образовательная среда, будущий бакалавр, профиль «Юриспруденция», проектная деятельность, мультимедийные проекты.

Информатизация образования, новая информационно-образовательная среда и новая интеллектуальная система «обучаемый - компьютерная среда обучения - преподаватель» позволят осуществить идею опережающего образования. Одним из следствий информатизации образования является то, что изменяются средства и методы обучения. Одним из главных направлений подготовки будущих бакалавров является внедрение современных образовательных технологий. К таким технологиям относятся информационные и мультимедийные технологии, проектные технологии, тестовые технологии, технологии проблемного обучения, игровые и здоровьесберегающие технологии, которые составляют основу новой информационно-коммуникационной образовательной среды вуза. Большие возможности для развития творческой активности создает проектная учебная деятельность. Это один из важнейших составляющих образовательного процесса. Посредством проектной деятельности формируются знания и навыки о структуре задачи, этапам ее в исполнении, осваиваются основные элементы техники.

Проектная деятельность как элемент учебного процесса оказывается очень эффективной, предоставляет максимум свободы в реализации задач, что повышает интерес к учебной деятельности и способствует творческому развитию личности. Особенно важны проектные технологии, в основе которой лежит умения студентов бакалавриата ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои профессионально-прикладные и практико-ориентированные знания. Одним из направлений модернизации Российского образования сегодня является успешная апробация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, где акцент сделан на создании продуктивной информационно-коммуникационной образовательной среды (ИКОС), способствующей успешной социализации подрастающего поколения.

В образовательном процессе высшей школы создание информационно-коммуникационной образовательной среды является актуальным на современном этапе развития педагогики. Формирование и развитие такой среды на основе применения информационных и коммуникационных технологий позволяет создавать оптимальные условия для развития и совершенствования педагогической деятельности, формирования готовности к

проектной деятельности участников образовательного процесса и обеспечивает развитие личности обучающихся.

Авторы работы [1] под информационно-коммуникационной образовательной среды подразумевают совокупность субъектов и объектов образовательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов и выступающих как условия построения личностно ориентированной педагогической системы. Содержательной основой информационно-коммуникационной образовательной среды служат электронные образовательные ресурсы и услуги, представляемые различными организациями образования.

Основу информационно-коммуникационной образовательной среды должна составлять автоматизированная система. Современные ИКОС состоят из следующих основных составляющих: Автоматизированная система управления обучением; База данных, информационные и электронные ресурсы вуза: архивы презентаций, лекций, видео-и аудиоматериалов, научных статей, базы данных, электронные библиотеки и т.п.; сервисы и интернет-ресурсы для общения: социальные сети, ICQ, Skype, вебинары; Сайты вуза. Стремительное увеличение электронной информации, необходимость ее постоянного обновления, ее мобильность и актуальность требует увеличения количества сайтов вуза.

В формировании готовности будущих бакалавров по профилю «Юриспруденция» в условиях ИКОС важное место занимает их самостоятельная работа. Предлагаем следующие методические рекомендации по самостоятельной работе будущих бакалавров по профилю «Юриспруденция» при осуществлении ими проектную деятельность.

Важность умения учиться самостоятельно становится в последнее время все более актуальной по нескольким причинам. Главная из них - это переход к информационному обществу, где ИКОС вуза является одной из составляющих. Самостоятельная работа будущих бакалавров по данному профилю организуется на основе целей и задач ИКОС в организации их проектной деятельности. Преподаватели обращают внимание студентов бакалавриата на изучение литературы при проведении всех видов занятий, указывая авторов, наименование, издательство и год

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.