алист» или «Переводчик»» и также параллельно привлекать домашние средства для автономно (само)регулируемого изучения (on-line сайты, или интерактивные программы с обратной связью) материала на свой выбор и вкус, а также активно участвовать в аудиторных занятиях по деловому иностранному языку. Тем более, что тематика программы ("Marketing", "Branding", др.) и обязательная учебная нагрузка по дисциплинам, зафиксированная в расписании, позволяет спланировать любую деятельность в автономном / саморегулируемом режиме (12 аудиторных часов в неделю; самоподготовка по утвержденному плану). Критерии оценивания различных видов деятельности разработаны и представлены в фонде оценочных средств (ФОС), которые прилагаются к проектным программам.
Таким образом, большая часть наших усилий сконцентрирована на развитии ряда важных качеств студентов, прежде всего, это ответственность, разделяемая, по крайней мере, с другими участниками образовательного процесса (преподаватели, консультанты, организаторы и др.) за результаты обучения. Студенты также вовлекаются в организационную деятельность для того, чтобы набирать опыт автономного приобретения языковых знаний и навыков, а также формирования необходимых компетенций их применения в различных ситуациях.
Сравнивая и анализируя вышеуказанные подходы и приведенные принципы, мы сформулировали следующие интеграционные факторы, влияющие на реализацию стратегии автономного обучения в рамках технического университета:
- информативность,
- интегрированность,
- совместимость,
Библиографический список
- готовность (включая техническую подготовку - ТП),
- вовлеченность,
- гибкость,
- оценка,
- непрерывность.
Таким образом, проблему автономности образования следует рассматривать применительно к системе высшего образования, так как она особенно актуальна при обучении достаточно взрослых молодых людей в силу их психологических и социальных особенностей.
Очень важно, на наш взгляд, сделать акцент на нравственной составляющей автономной парадигмы обучения в целом и процесса изучения иностранного языка в частности, учитывая сложившийся перекос в сторону иждивенческого и потребительского отношения к жизни. Велика потребность в развитии таких качеств личности, как целеустремленность, самостоятельность во взглядах и принятии решений, воля, харизма, настойчивость, терпение, толерантность к окружающим и просто порядочность во взаимоотношениях личного и делового характера.
Реализация же контекста автономности студентов в учебной деятельности по овладению иностранным языком позволит поддерживать и развивать систему непрерывного языкового образования. Тем не менее, многие вопросы неоднозначного и вариативного характера еще предстоит всесторонне изучить и апробировать в дальнейшей проектной работе по интегрированному подходу к автономной парадигме обучения иностранному языку в высшем учебном заведении.
Прим. Перевод всех цитируемых материалов выполнен авторами статьи.
1. ФГОС ВПО по направлению (специальности) 38.03.02 Менеджмент, 38.03.01 Экономика. Available at: http://umu.vstu.ru/fgos-3/ prikazy- minobrnauki-rf-ob-utverzhdenii-fgos-3
2. Пахарукова В.А., Шестакова О.А. Стратегия автономной парадигмы обучения иностранному языку в техническом вузе. Проблемы социально-гуманитарного знания. 2015; 9 (172): 109 - 112.
3. Новоженина Е.В., Топоркова О.В. Инновационная методическая деятельность преподавателя иностранного языка в техническом вузе. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015; 3 (Ч. 2): 126 - 129.
4. Cotterall S. Promoting learner autonomy through the curriculum: principles for designing language courses. Academia.edu. ELT. Vol. 54/2, P. 109, April 2010. Oxford University Press, 2010.
5. Balçikanli C. Learner autonomy in language learning: student teachers' beliefs. Australian Journal of Teacher Education. Vol. 35; Num. 1; February 2010. Available at: http://dx.doi.org/10.14221/ajte.2010v35n1.8
6. Fabela-Cárdenas M.A. The impact of teacher training for autonomous learning. Studies in Self-Access Learning Journal. 2012; 3 (3): 215 - 236.
7. Little D. Learner autonomy: drawing together the threads of self-assessment, goal- setting and reflection. Language Learning & Technology. The Internet TESL Journal. 2012. Available at: http:// iteslj.org/Articles/Thanasoulas-Autonomy.html
8. Godwin-Jones R. Emerging Technologies. Autonomous language learning. Language Learning & Technology. Vol. 15; Num. 3; October 2011: 4-11. Available at: http://llt.msu.edu/issues/ october2011/emerging.pdf
References
1. FGOS VPO po napravleniyu (special'nosti) 38.03.02 Menedzhment, 38.03.01 'Ekonomika. Available at: http://umu.vstu.ru/fgos-3/prikazy-minobrnauki-rf-ob-utverzhdenii-fgos-3
2. Paharukova V.A., Shestakova O.A. Strategiya avtonomnoj paradigmy obucheniya inostrannomu yazyku v tehnicheskom vuze. Problemy social'no-gumanitarnogo znaniya. 2015; 9 (172): 109 - 112.
3. Novozhenina E.V., Toporkova O.V. Innovacionnaya metodicheskaya deyatel'nost' prepodavatelya inostrannogo yazyka v tehnicheskom vuze. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2015; 3 (Ch. 2): 126 - 129.
4. Cotterall S. Promoting learner autonomy through the curriculum: principles for designing language courses. Academia.edu. ELT. Vol. 54/2, P. 109, April 2010. Oxford University Press, 2010.
5. Balçikanli C. Learner autonomy in language learning: student teachers' beliefs. Australian Journal of Teacher Education. Vol. 35; Num. 1; February 2010. Available at: http://dx.doi.org/10.14221/ajte.2010v35n1.8
6. Fabela-Cárdenas M.A. The impact of teacher training for autonomous learning. Studies in Self-Access Learning Journal. 2012; 3 (3): 215 - 236.
7. Little D. Learner autonomy: drawing together the threads of self-assessment, goal- setting and reflection. Language Learning & Technology. The Internet TESL Journal. 2012. Available at: http:// iteslj.org/Articles/Thanasoulas-Autonomy.html
8. Godwin-Jones R. Emerging Technologies. Autonomous language learning. Language Learning & Technology. Vol. 15; Num. 3; October 2011: 4-11. Available at: http://llt.msu.edu/issues/ october2011/emerging.pdf
Статья поступила в редакцию 27.09.16
УДК 796.093 (571.513)
Shvalyova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education and Sports, Khakas State
University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
THE FOLK GAME AS AN ELEMENT OF SOCIAL AND CULTURAL HERITAGE OF THE KHAKAS ETHNOS. The article deals with the contexts of the leading authors in the field of Pedagogic and Psychology about the folk game. The researchers mark that a game is a valuable means of all round up-brining of a person, reflects the real life of people, the history of a nation, its traditions, customs, and ceremonies. This is why national games are based on a family, clan, social traditions that are passed from old generations to younger ones for not only one century. So national games form national traits and are common to values of the whole mankind,
preserve the culture of an ethnos, bring up the character on traditional ethnic standards of behavior. The interconnection of the folk game and social and cultural heritage of the Khakas ethnos is described. The role of games is specified as a factor of passing experience of older generations to younger ones. The characteristics of the content basis of the folk game is presented.
Key words: physical exercises, physical qualities, folk game, up-brining, traditions, customs, ceremonies, game activity.
Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры и спорта, Хакасский государственный университет
им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]
НАРОДНАЯ ИГРА КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ХАКАССКОГО ЭТНОСА
В работе описаны контексты ведущих авторов в области педагогики, психологии о народной игре. Исследователи отмечают, что игра является ценным средством всестороннего воспитания личности, отражает действительную жизнь народа, историю нации, её традиции, обычаи, обряды, поскольку национальные игры основаны на семейных, родовых и общественных традициях, которые передавались от старшего поколения к младшему не одно столетие. Так народные игры, формируя национальные черты и общечеловеческие ценности, сохраняют культуру этноса, воспитывают характер на традиционных этических нормах поведения. Рассматривается взаимосвязь народной игры с социальным и культурным наследием хакасского этноса. Выделена игровая роль как фактор передачи двигательного опыта от старших к младшим поколениям. Даётся характеристика содержательной основы народной игры.
Ключевые слова: физические упражнения, физические качества, народная игра, воспитание, традиции, обычаи, обряды, игровая деятельность.
Цель нашей работы - выявить роль народной игры в историческом развитии и её взаимосвязь с социально-культурным наследием хакасского этноса. Природу народной игры рассматривают в отечественной и зарубежной литературе, начиная с античности и до современности. Однако феномен народной игры до конца ещё не изучен, мы считаем, что сегодня она нуждается в дальнейшем исследовании.
П.Ф. Лесгафт указывал, что в народных играх ребёнок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал народные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребёнка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, дисциплины. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучать, таким образом, подчинять свои действия сознанию» [1]. В отечественной науке о физическом воспитании утвердилось понимание П.Ф. Лесгафта о том, что народная игра представляет собой элементы социального и культурного наследия, через игровую деятельность передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени. Игру он считал упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни: «Каждая игра должна иметь определённую цель, а форма игры - отвечать этой цели. Все действия в игре должны соответствовать умениям ребёнка управлять собой» [2]. Опираясь на учение П.Ф. Лесгафта, можно с уверенностью утверждать, что хакасские дети в игровой двигательной деятельности учились владеть собой, управлять своими движениями, развивали инициативу и творчество, приобретали нравственные качества, общечеловеческий опыт и сохраняли игровые традиции народа.
В педагогической литературе понимание народной игры как отражение действительной жизни было высказано К.Д. Ушин-ским. Окружающая обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкою» [3]. Особое внимание он обращал на коллективные игры, которые вырабатывают навыки общественного поведения: «...как совокупность способов взаимодействия ребёнка с миром, в котором самостоятельно работает детская душа. Играя, он познает и открывает мир, находит свое место в нем» [3]. К.Д. Ушин-ский определил игру как посильный для ребёнка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Он высоко оценивал игры, которые воспитывают дружеские чувства и уважение ко всем народам, населяющим данную территорию, и их искусству - песням, танцам, обычаям, традициям. Определяя средства физического воспитания детей и подростков, он считал, что игры народа и физические упражнения в сочетании с трудом должны составлять основу физического развития. К.Д. Ушинский высоко ценил народные игры, имеющие общественную направленность, отражающие трудовую, бытовую жизнь народа. Создавая на основе имевшихся научно-психологических данных теорию игры, К.Д. Ушинский показал ее воспитательно-образовательное значение .
Е.А. Покровский (1887) отмечал, что в жизни народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали весьма видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. Он подчеркивал, что национальные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют самого об-щирного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, неутомимость и настойчивость [4]. На основе анализа национальных игр можно говорить, что характер народа, бесспорно, накладывает отпечаток на многие проявления жизни людей. Этот характер сказывается также и на детских играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и непринужденностью играют дети, а значит с большей свободою для проявления своего национального характера.
По мнению А.П. Усовой, игры, которые дети заимствуют друг от друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом, так же как и народные песни и сказки. Именно по этому признаку они и называются народными. Она отмечала, прежде всего, что игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; «поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости».[5] Она рассматривает, что народная игра воспроизводила доступными ей средствами разнообразные практические ситуации реальной жизни, а значит, удовлетворяла потребности народа, несла людям, детям знания об окружающем мире, воспитывала разнообразие общечеловеческих качеств, черт, навыков, привычек, развивала способности, характерные для данной местности, нации, формировала обычаи и обряды.
Психологи утверждают, что путем подражания ребёнок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально не доступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Известный отечественный психолог Д.Б. Эльконин происхождение народной игры трактует так: в первобытном обществе дети и взрослые вместе трудятся, дети выполняют посильные трудовые действия, подражая взрослым, но с развитием общества усложняются орудия труда и способы производства, и они становятся недоступными для маленьких детей. Появляются вначале уменьшенные орудия труда, специально сделанные для детей, а затем дети вытесняются из труда взрослых полностью. Возникают игрушки, в действиях с которыми дети отображают деятельность взрослых. Таким образом, Д.Б. Эльконин пришел к выводу о том, что игра имеет исторический характер [6].
А.В. Запорожец замечает: «Народная игра, как сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков» [7].
Известный русский этнограф В. Харузина, исследуя большой этнографический материал, приходит к выводу, что дети «малокультурных» народов в своих играх отражают хозяйствен-
ную и общественную жизнь взрослых, причем дети изготавливают игрушечные орудия, оружие, предметы для игр. Ею была подмечена интересная трансформация игрушки, когда последняя сохраняется как пережиток в игре. Её положение о трансформации игрушки как отражении общественной жизни взрослых подтверждается во многих играх хакасских детей. Из наиболее распространенных игр следует назвать игру в камешки, в которой подобранные камешки разных цветов символизировали домашних животных. В играх с астрагалами дети «выгоняли» их на пастбище, пересчитывали, перегоняли на новые стойбища, кочевья и т. д. Во время «перекочевки» ребёнок изображал себя и лошадью, и ездоком - он бил лошадь кнутом, лошадь ржала, бегала галопом, прыгала, била копытом, стремилась сбросить всадника и т. д. Можно сказать, что трансформация игрушки по-своему способствовала развитию фантазии и воображения, причем каждый ребёнок творил воображаемый мир согласно своим душевным качествам [8].
В далёком прошлом человека везде подстерегала опасность: природные катаклизмы, нападение крупных животных, и древний человек точно так же переживал все опасности, как и современный. Именно народная игра снимала стрессовые ситуации, учила быть сильным в борьбе с природой, преодолевать чувство страха, находить способы и пути решения возникших проблем: преодолеть ров или пропасть, переплыть реку, пройти по глубокому снегу, догнать сохатого по снегу и т. д. Автор данной работы рассматривает игру как процесс, отражающий совокупность двигательных навыков, используемых в игровой деятельности, передающихся в этнокультурных традициях, сохраняющих общие черты физического воспитания народа. В историческом развитии хакасского этноса народную игру характеризуем как общественное явление, которое многократно повторялось и наглядно передавалось последующим поколениям, стало устойчивым и общепринятым в народе. Содержательную основу хакасских игр составляют отображения всех форм деятельности народа, среди которых усвоение общечеловеческого опыта, культурных ценностей, традиций, обрядов. Особая роль принадлежит социальной среде: привычкам, правилам общения, национальным обычаям и др. С развитием общества меняются игровые цели, межличностные отношения между играющими, усваиваются нормы поведения в игре и в обществе, приобретается социальный общечеловеческий опыт, сохраняются традиции народа и культура игр, появляется практика творческих решений, формируется новый взгляд на игру. Взрослые и дети в народной игре усваивают нормы поведения, общения со сверстниками, нравственные нормы, учатся умению подчиняться общим требованиям, проявлять сдержанность, воспитывать волевые качества. Можно утверждать, что народная игра - это своего рода букварь, по которому человек учится жить, формирует социальные потребности (общение в коллективе, обществе сверстников) и биологические движения; выявляются межличностные отношения в группе сверстников; вырабатывается отношение к труду, формируется общественное поведение, отношение друг к другу. В то же время она является ведущим принципом, методом и формой жизнедеятельности человека. Мы согласны с мнением ученых, что по содержанию игр можно восстановить историю жизни общества, народа. Так, в дореволюционной Хакасии дети отражали действия людей разных сословий в таких играх, как: «За подарками на базар», «Покупка лошади», «Торги», «Менял-ки». В начале XX века дети играли в «Пристенок», в «Магазин», в «Больницу», в героические подвиги Чапаева и т. д. В 40-50 годы появились игры с содержанием военных действий, в 60-е годы -связанные с полетами в космос. В настоящее время появились новые игры: «Банк», «Мы - инопланетяне», «Путешествие в сказку», «Полет во Вселенную» и др.
Игры долгое время являлись инструментом воздействия на ход исторических событий в обществе и природе, посредниками между людьми и божествами. У хакасского народа по традиции магический ритуал на праздниках, народных гуляниях, на похо-
Библиографический список
ронах, свадьбах совершал шаман. Он же предсказывал успех в работе, урожай, женитьбу, исцеление и др. Недаром хакасские охотники брали с собой в тайгу шамана, который совершал магический ритуал перед охотой, а охотники «отплясывали» победные пляски над условно поверженным животным. Этот ритуал сохранился до середины XX века.
Мы не имеем достаточных сведений о том, какие были традиционные игры у древних народов и племен, населяющих Южную Сибирь. Однако, изучение летописей, эпоса, сказаний и преданий указывает на то, что игры существовали у каждого этноса: люди росли и развивались с помощью игр, состязались в беге, прыжках, лазанье, перетягивании палки, веревки, в единоборствах и др. Можно заметить, что игры отличаются, с одной стороны, большим разнообразием, с другой - большой подвижностью и эмоциональностью, что свидетельствует о физической активности предков. Анализ разных игр дает представление о том, что они имеют общие черты и признаки и существенные различия. Общие признаки выражаются в целях подготовки детей к жизни и трудовой деятельности, формировании новых умений и навыков и воспитании физических качеств. В различные исторические эпохи дети разных народов играют в человеческий уклад, быт, труд, конфликтность, героизм. В этом плане эволюция народных игр различных этносов проходила одновременно, несмотря на то, что сюжеты игр были довольно разнообразны. Во-первых, дети играют в детские игры, в основе которых лежит развитие физических, психических и моральных качеств, что характерно для многих игр детей мира. Во-вторых, дети играют в национальные игры, которые основаны на семейных, родовых и общественных традициях. У них формируются национальные черты, воспитывается характер на традиционных этических нормах поведения. В-третьих, игры имеют общие черты и отражают общечеловеческие ценности.
Народные игры хакасов воспитывают молодое поколение на национальных устоях и традициях, обрядах и обычаях, отражающих социальную жизнь народа, в них проявляются различные виды деятельности (охота, скотоводство, рыболовство, ведение домашнего хозяйства и др.). Например, в далеком прошлом хакасские дети ловили рыбу, стреляя в нее из лука, и эти необходимые для жизненных ситуаций навыки отразились в содержании таких игр, как: «Попади стрелой в усача», «Невод», «Рыбаки и сети», «Ловля рыбы», «Поймай щуку». В содержании таких игр, как: «Гонки на лошадях», «Табунщики» - отражаются умения ухаживать за лошадью и управлять ею. В некоторых играх прослеживается основная производственная деятельность кочевников: «Зааркань лося», «Стойбище». В играх «Поймай белку», «На медведя с рогатиной», «Медведь и пень», «Поймай в ловушку соболя», «Волк в капкане» содержатся признаки охотничьего промысла. Такие игры, как «Дом», «Приход гостей», «Подготовка к свадьбе», отражают быт и традиции народа. Таким образом, в многообъемлющий круг игровой деятельности, соответственно современным понятиям, стало входить все, начиная от детской игры с палочками, камушками, беганья, прятанья, до воспроизведения трудовых операций, промыслов, общественных отношений и нравственного поведения в социальной жизни народа. Следует отметить, что народная игра социальна и по способам ее осуществления, на это указывали в своих исследованиях В.В. Давыдов, Н.Я. Михайленко и др. Ребёнок обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение и становится формой собственного творчества, а это обусловливает ее развивающий эффект. Опираясь на педагогические идеи Д. Локка, И. Канта, исследования выдающихся ученых И. Хейзинга, С. Шмакова, Р.И. Жуковской, Е.А. Покровского и других, можно сказать, что игра является элементом социального и культурного наследия прошлых поколений, основана на традициях, обрядах, национальных устоях, обычаях Подчёркивая социальный характер народных игр, можно утверждать, что они не только отражают явления жизни, но и взаимосвязаны с жизнью народа.
1. Лесгафт П.Ф. Избранные труды. Об играх в семье. Санкт-Петербург: Издательство «Общество содействия физическому развитию», 1833.
2. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание и его значение. Москва: Педагогика, 1991.
3. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Москва-Ленинград, 1948; Т. 2.
4. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Санкт-Петербург, 1888; Т. 1.; Санкт-Петербург, 1901; Т. 2.
5. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. Москва: Просвещение, 1976.
6. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва: Просвещение, 1978.
7. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. Дошкольное воспитание. 2001; 5.
8. Харузина В. Игрушки у малокультурных народов. Игрушка, история и значение. Москва, 1912.
References
1. Lesgaft P.F. Izbrannye trudy. Ob igrah vsem'e. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Obschestvo sodejstviya fizicheskomu razvitiyu», 1833.
2. Lesgaft P.F. Semejnoe vospitanie i ego znachenie. Moskva: Pedagogika, 1991.
3. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij. Moskva-Leningrad, 1948; T. 2.
4. Lesgaft P.F. Rukovodstvo po fizicheskomu obrazovaniyu detej shkol'nogo vozrasta. Sankt-Peterburg, 1888; T. 1.; Sankt-Peterburg, 1901; T. 2.
5. Usova A.P. Rol'igry v vospitanii detej. Moskva: Prosveschenie, 1976.
6. 'El'konin D.B. Psihologiya igry. Moskva: Prosveschenie, 1978.
7. Zaporozhec A.V. Nekotorye psihologicheskie problemy detskoj igry. Doshkol'noe vospitanie. 2001; 5.
8. Haruzina V. Igrushki u malokul'turnyh narodov. Igrushka, istoriya i znachenie. Moskva, 1912.
Статья поступила в редакцию 25.09.16
УДК 378
Shchebelskaya E.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Languages, St. Petersburg State
University of Film and Television (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Tsimmerman G.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Foreign Languages, St. Petersburg State University
of Film and Television (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF UNIVERSITY STUDENTS' FOREIGN COMMUNICATIVE COMPETENCE BASED ON EDUCATIONAL COOPERATION. The article deals with some aspects of realization of educational cooperation in the educational process at higher education school, which is regarded as one of the most effective types of interaction between subjects of the educational process. The authors give a brief theoretical analysis of the basics of educational cooperation and consider some conditions for its organization in the system of higher professional education, which allows the university students to satisfy their needs for communication and knowledge in a better way with the purpose of the development of their foreign communicative competence. The authors also highlight some organizational and pedagogical features of dialogue cooperative forms used to teach and learn a foreign language in the sphere of cinematography, television and related fields.
Key words: educational interaction, educational cooperation, foreign communicative competence, needs for communication and knowledge, dialogue cooperative forms.
Э.Г. Щебельская, канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков, Институт кино и телевидения,
г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Г.А. Циммерман, канд. пед. наук, зав. каф. иностранных языков, Институт кино и телевидения, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ
ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации учебного сотрудничества в образовательном процессе вуза как одно из самых эффективных видов взаимодействия субъектов образования. Авторы дают краткий теоретический анализ сущности учебного сотрудничества и специфики условий его организации в системе высшего профессионального образования, создание которых способствует более качественному удовлетворению студентами вуза потребностей в общении и познании в процессе развития их иноязычной коммуникативной компетенции. Рассматриваются организационные и педагогические особенности применения диалоговых форм сотрудничества при изучении иностранного языка в профессиональной сфере кинематографии, телевидения и смежных областей.
Ключевые слова: образовательное взаимодействие, учебное сотрудничество, иноязычная коммуникативная компетенция, потребности в общении и познании, диалоговые формы сотрудничества.
Для реализации социально значимых потребностей в познании и общении в системе ВПО большое значение имеют базовые дисциплины. Обучение иностранному языку в профессиональной сфере в общей гуманитарной подготовке студентов неязыковых вузов ориентировано на развитие иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) как средство межкультурного и профессионального общения в процессе активного взаимодействия на основе внедрения принципов педагогики сотрудничества в образовательный процесс вуза (А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Д.Б. Элькони, В.В. Давыдов, В. Сухомлинский, Л.С. Выготский, Ш.А. Амонашвили и др.), основными гуманистическими идеями которой являются «отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода» [1, с. 272.]. В связи с этим на современном этапе развития Российской системы образования происходит пересмотр понятия «сотрудничество» как одного из самых актуальных и эффективных видов взаимодействия субъектов образования, поскольку в условиях сотрудничества в процессе удовлетворения потребностей в общении и познании происходит становление личности всех участников образовательного процесса. От условий организации учебного сотрудничества в образовательном процессе
вуза зависит направление развития ключевых компетенций молодых специалистов в соответствии с требованиями современного общества и производства.
Актуальность данной работы определяется именно потребностью педагогической практики в выявлении наиболее эффективных условий образовательного взаимодействия. В рамках данной статьи мы рассмотрим некоторые аспекты условий организации учебного сотрудничества для развития иноязычной коммуникативной компетенции (ИИК) студентов неязыковых вузов. В первую очередь обратимся к понятию «иноязычная коммуникативная компетенция» (ИКК), так как чтобы осуществлять эффективное сотрудничество между педагогами и студентами в образовательном процессе вуза, необходимо кратко рассмотреть содержательные особенности основных понятий данного исследования.
В контексте исследования проблемы организации учебного сотрудничества для развития ИКК студентов неязыковых вузов необходимо отметить, что процесс формирования компетенций отождествляется с понятием потенциальная активность. Тогда ИКК как любая компетенция наделена такими социально-психологическими свойствами как готовность и способность студентов к совместной учебной и внеучебной деятельности для удовлетворения их социально значимых потребностей в образовательном процессе вуза. Она есть выражение коммуникативной