Научная статья на тему 'Развитие активных позиций интеллектуального потенциала студентов через национальные игры'

Развитие активных позиций интеллектуального потенциала студентов через национальные игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ / NATIONAL GAMES / ВНУТРЕННИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INTERNAL INTELLECTUAL POTENTIAL / ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGICS / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Имангаликова И. Б.

Материал статьи посвящён вопросам развития активных позиций внутреннего интеллектуального потенциала студентов через национальные игры на занятиях физической культуры. Представлен анализ исследований по проблеме развития психологического и интеллектуального потенциала подрастающего поколения. Автор опирается на труды Я.А. Коменского, в которых раскрыты принципы универсальности, всеобщности законов развития природы и человека, разработана возрастная периодизация. Большое внимание содержанию детской игры уделено в работах К.Д. Ушинского, который утверждал, что они изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Однако проблемы развития интеллектуального потенциала студентов через национальные игры недостаточно исследованы и изучены, что требует их анализа и разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF ACTIVE POSITION OF THE INTELLECTUAL POTENTIAL OF STUDENTS THROUGH NATIONAL GAME

The article is dedicated to the development of active positions of internal intellectual potential of students through national games in physical education. The analysis of research works on the problem of development of psychological and intellectual potential of rising generation is presented. The author relies on the writings of Comenius, in which the principles of universality, the universality of the laws of nature and of man, developed age periodization. Much attention is paid to the contents of the children's game in The works KD Ushinskogo, who claimed that they change with the age of children, depending on the child's experience, mental development, adult leadership. The problems of the development of intellectual potential of students through the national game is not enough researched and understood, which requires analysis and development.

Текст научной работы на тему «Развитие активных позиций интеллектуального потенциала студентов через национальные игры»

обучающихся по программам среднего профессионального образования. В этом случае оно носит общепрофессиональный характер в соответствии с индивидуальными возможностями и запросами личности будущего художника. В этом случае среднее профессиональное образование не только через профессиональные, но и гуманитарные дисциплины выполняет функцию повышения образовательного уровня личности [8]. В первую очередь это характерно для дисциплин история, философия, литература, которые формируют общекультурные ценности, нормы национальной культуры и региональные традиции традиционного прикладного искусства.

Постепенно мы наблюдаем наличие тенденции увеличения роли среднего профессионального художественного образования в становлении духовных идеалов молодёжи, оказании ей помощи в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении социального опыта.

Перспективы развития экономики и социальной сферы требуют от специалиста среднего звена в области традиционного прикладного искусства новых профессиональных и личностных качеств, среди которых следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, умение осознавать себя и предъявить другим, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний, творческую активность и ответственность за выполняемую работу. На решение данной задачи и нацелена работа по составлению дополнительного методического материла студентам по организации их самостоятельной работы на занятиях гуманитарного профиля, в том числе и по истории. Тетрадь имеет четкий структурный формат, логический, с учётом исторической хронологии, содержательный материал. Задания, предлагаемые студентом достаточно разнообразны, требуют формирования различных общих компетенций (работать с информационными источниками, анализировать найденный материал, обрабатывать информацию и принимать решения).

В целом данное направление в системе обучения студентов означает:

- приведение профессиональных образовательных программ в соответствие с запросами личности, и социальной сферы;

- изменение структуры содержания подготовки специалистов в области традиционного прикладного искусства и его качественное обновление с учетом перехода на опережающее

Библиографический список

образование, обеспечивающее развитие личностно-профессио-нального потенциала специалистов и их мобильности;

- создание условий для гармоничного развития личности и реализации её творческой активности;

- развитие гуманизации и гуманитаризации образования;

- усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки;

- введение в действие нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов;

- развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений среднего профессионального образования в гражданском воспитании, профессиональном самоопределении и творческой самоактуализации личности;

- создание нового поколения учебной, учебно-методической и методической литературы, средств обучения в образовательном процессе по подготовку художников традиционного прикладного искусства.

Среднее профессиональное художественное образование, ставя перед собой целью обеспечение потребностей российской школы и других учреждений образовательной направленности, развивает новые направления подготовки и образовательных услуг. Это обусловливает необходимость перехода системы среднего профессионального художественного образования на реализацию модели опережающего образования, в основе которой лежит идея развития личности, развития самой системы профессионального образования и её влияния на основные общественные процессы. Опережающее образование в отличие от традиционного ориентируется в подготовке специалистов не столько на конкретную профессиональную художественную деятельность, сколько на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений и обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника, отвечающего запросам исторически сложившегося ТПИ.

В новых условиях к обучающимся предъявляются иные требования, которые ориентируют педагогический процесс на применение методов самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы, направленных на отработку исследовательских, деловых, коммуникативных умений и навыков, способностей самообучения, саморазвития, которые составляют основу качественной подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства.

1. Батракова И.С., Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Проектирование педагогических дисциплин в содержании высшего педагогического образования. Педагогика в вузе как учебный предмет. Санкт-Петербург: ЛГПИ, 2001: 7 - 22.

2. Казакова Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 1997: 160.

3. Амонашвили Ш. Размышление о гуманной педагогике. Москва: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1995: 496.

4. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. Москва: Педагогика, 1999: 231.

5. Концепция профессионального самоопределения молодёжи (Поляков В.А., Чистякова С.Н. и др.). Педагогика. 1993; 5: 33 - 37.

6. Библер В.С. Культура. Диалог культур: Опыт определения. Вопросы философии. 1989; 6: 78 - 83.

7. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. Москва: Педагогика, 1999: 231.

8. Батракова И.С., Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Проектирование педагогических дисциплин в содержании высшего педагогического образования. Педагогика в вузе как учебный предмет. Санкт-Петербург: ЛГПИ, 2001: 7 - 22.

References

1. Batrakova I.S., Radionova N.F., Tryapicyna A.P. Proektirovanie pedagogicheskih disciplin v soderzhanii vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya. Pedagogika v vuze kak uchebnyjpredmet. Sankt-Peterburg: LGPI, 2001: 7 - 22.

2. Kazakova E.I., Tryapicyna A. P. Dialog na lestnice uspeha. Sankt-Peterburg: Izd-vo RGPU, 1997: 160.

3. Amonashvili Sh. Razmyshlenie o gumannojpedagogike. Moskva: Izd. dom Shalvy Amonashvili, 1995: 496.

4. Verbickij A.A. Novaya obrazovatel'naya paradigma ikontekstnoe obuchenie. Moskva: Pedagogika, 1999: 231.

5. Koncepciya professional'nogo samoopredeleniya molodezhi (Polyakov V.A., Chistyakova S.N. i dr.). Pedagogika. 1993; 5: 33 - 37.

6. Bibler V.S. Kul'tura. Dialog kul'tur: Opyt opredeleniya. Voprosy filosofii. 1989; 6: 78 - 83.

7. Verbickij A.A. Novaya obrazovatel'naya paradigma i kontekstnoe obuchenie. Moskva: Pedagogika, 1999: 231.

8. Batrakova I.S., Radionova N.F., Tryapicyna A.P. Proektirovanie pedagogicheskih disciplin v soderzhanii vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya. Pedagogika v vuze kak uchebnyj predmet. Sankt-Peterburg: LGPI, 2001: 7 - 22.

Статья поступила в редакцию 04.04.18

УДК: [796:39]:159.922.4

Imangalikova I.B., senior lecturer, Eurasian National University n.a. LN. Gumilev (Astana, Kazakhstan), E-mail: [email protected]

THE DEVELOPMENT OF ACTIVE POSITION OF THE INTELLECTUAL POTENTIAL OF STUDENTS THROUGH NATIONAL GAME. The article is dedicated to the development of active positions of internal intellectual potential of students through national games in physical education. The analysis of research works on the problem of development of psychological and intellectual potential of rising generation is presented. The author relies on the writings of Comenius, in which the principles of universality, the uni-

versality of the laws of nature and of man, developed age periodization. Much attention is paid to the contents of the children's game in The works KD Ushinskogo, who claimed that they change with the age of children, depending on the child's experience, mental development, adult leadership. The problems of the development of intellectual potential of students through the national game is not enough researched and understood, which requires analysis and development.

Key words: national games, internal intellectual potential, psychology, pedagogics, educational process, physical culture.

И.Б. Имангаликова, ст. преп., Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, г. Астана, Казахстан,

Е-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ АКТИВНЫХ ПОЗИЦИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Материал статьи посвящён вопросам развития активных позиций внутреннего интеллектуального потенциала студентов через национальные игры на занятиях физической культуры. Представлен анализ исследований по проблеме развития психологического и интеллектуального потенциала подрастющего поколения. Автор опирается на труды Я. А. Коменского, в которых раскрыты принципы универсальности, всеобщности законов развития природы и человека, разработана возрастная периодизация. Большое внимание содержанию детской игры уделено в работах К.Д. Ушинского, который утверждал, что они изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Однако проблемы развития интеллектуального потенциала студентов через национальные игры недостаточно исследованы и изучены, что требует их анализа и разработки.

Ключевые слова: национальные игры, внутренний интеллектуальный потециал, психология, педагогика, учебно-воспитательный процесс, физическая культура.

На сегодняшний день ещё рано говорить о том, что полноценно изучены активные позиции внутреннего интеллектуального потенциала студентов через национальные игры. Вопрос развития активных позиций внутреннего интелектуального потенциала студентов через национальные игры на занятиях физической культуры актуален и интересен. В последнее время подъём национального самосознания, стремление к этническому и этнокультурному самоопределению обусловили огромный интерес и потребность к возрождению национальных игр. Существование современной цивилизации невозможно без опоры на духовно-ориентированный интеллект. Всё больше внимания уделяется сохранению и созданию духовных ценностей, исследование которых дает ключ к анализу и конструированию модели развития духовно-интеллектуального потенциала личности школьника. В современном казахстанском обществе происходит модернизация интеллектуальной активности молодёжи, способной творчески подходить к решению любого, в том числе неординарного вопроса, быть конкурентоспособными на рынке труда. На эти изменения реагирует система образования, готовя заранее своих выпускников к созидательной деятельности в изменяющемся мире. В высшем учебном заведении национальные игры воспитывают у молодёжи любовь к родине, родной земле, родному языку, патриотизму, гуманности, нравственности. Национальные виды спорта и народные игры являются неотъемлемой частью гармоничного воспитания подрастающего поколения. Процветание будущего нашей страны связано с воспитанием и здоровьем нации. Безусловно, национальные игры формируют у молодёжи внутренний интеллектуальный потенциал, развитие активных позиции. Национальные игры передаются из поколения в поколение, повторяются и видоизменятся. Национальные игры сцепиально не изучались, но знаменитые философы, историки, литераторы, этнографы, археологи, психологи, педагоги затрагивали в своих научных исследованиях [1].

Проблемы развития интеллектуального потенциала студентов через национальные игры недостаточно исследованы и изучены. Процесс интериоризации ценностей и норм культуры в человеческом сознании при помощи игры протекает наиболее естественно, снимая в личности чувство внутреннего самоконтроля, напряженности. Самое ценное - это те чувства, те эмоциональные состояния, которые в игре испытывает личность: они реальны, они точно отражают обретенный ею уровень культуры. Педагогическая и психологическая сущность игры - проявляется в движении динамике, мышления, развития, совершенствования языка, поведения, формирования нравственной этики, привитии навыков самостоятельности, воспитании качеством формы. Дидактические игры сегодня превратилась в ведущую сферу образования и обучения. Основной задачей современного образования является создание условий для всестороннего развития обучающегося, привлечение к активному участию в процессе познания мира и себя. Успешная образованная личность студента, соискателей, будущих предпринимателей определяется такими показателями, как активность и самостоятельность. Педагоги находятся в постоянном поиске и применении разных методов и

технологий воспитания и обучения востребованного, инициативного, активного гражданина, ориентируясь на запросы времени и общества. Поэтому сегодня широко используется в практике специальных и высших учебных заведений игровой метод [2, с. 207; 3].

Воспитание на основании народных традиций и этнопеда-гогики, человечества в целом рождает возможность развития чувства любви, используя изображения, художественные литературные произведения, детскую литературу разных народов, национальностей Казахстана, рассказывает о их жизни, быте, труде, искусстве. Национальные игры - важнейшее средство физической подготовки детей, развития психических функций, социализации личности в дошкольном и особенно в школьном возрасте, а значит и средство сохранения физического и психического здоровья. В играх встречаются все основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, метания, преодоление препятствий, переноска грузов. Важно то, что дети в игре активны и сообразительны, подчиняются правилам, повышают свой интеллектуальный уровень, учатся договариваться, работать в парах, группах, командах. А игры с пением и музыкой поднимают не только эмоциональный тонус, но и содействуют этическому воспитанию, поднимают настроение, формируют нравственные чувства. Игра в культуре разных стран является особо значимым фактором воспитания подрастающего поколения, т. к. именно игровая деятельность позволяет детям быстрее и эффективнее включиться в окружающую его жизнь, особенности взаимоотношений которых с окружающей средой во многом и определяют основу подготовки к настоящей жизни. Предметом наших исследований стал литературный анализ развития внутреннего интеллектуального потенциала через национальные игры, обзор литературных источников.

Соответствующий информационный эффективный путь усвоения обучения ребёнка - игра, является всесторонним, инструментом его развития. В том же контексте, о содержании игры ребенка, о точной задаче выполнения игры, говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский. К.Д. Ушинский уделял большое внимание содержанию детской игры: она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживание детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека. Большое значение в формировании поведения детей имеют общественные игры и их направленность, указывал Ушин-ский: «В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений». К.Д. Ушинский, в отличие от Фребеля и его последователей, возражал против излишнего вмешательства воспитательницы в детскую игру. Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности: «Игра есть свободная деятельность дитяти. В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля». К.Д. Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возрас-

та народные игры; «Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство -задача будущей педагогики», - писал он [4].

П.Ф. Лесгафту удалось создать всеобъемлющую стройную систему физического воспитания, в которой центральное место занимает воспитание детей школьного возраста. Одной из ведущих идей его самой значительной научной работы «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» состоит в том, что основной задачей школы является образование человека, его формирование как личности. В основе педагогической системы П.Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривал физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. Необходимо, - писал автор, - чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения». Он считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Поэтому, по его мнению, школа не могла существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями. Учебно-воспитательный процесс физического воспитания П.Ф. Лесгафт определял как объект социально-научного исследования, как часть созданной им общей теории физического образования [5].

Г.В. Плеханов хоть не изучал глубоко социальные аспекты и значение игры, но его теоретические отзывы и суждения о том, что ребенок во время игры повторяет действия взрослых, занимает особое значение в истории педагогики. Философ предупреждает современных педагогов в необходимости вдумываться и понимать существующие экономические и социальные различия в образе жизни, обучении, воспитании, которые являются составными частями формирования неравенства людей. В основе дифференциации социального положения человека в обществе лежат его материальное благополучие, экономическое и социальное, политическое окружение, интеллектуальный уровень развития, образованность, склад мышления, восприятие объективного реального мира и т. д. [6, с. 144].

К.Д. Радина исследуя деятельность пионерских организации придает значение влиянию на личность. Во время выполнения мероприятии проводит наблюдение за личной деятельностью учеников и уделяет внимание определению активности и увлеченности.

В данной работе исследователь предлагает следующие принципы: 1)общественно-политическая направленность; 2) создание благоприятных условий для самостоятельного участия ученика в коллективной работе; 3) контролировать участие учеников в художественных кружках с помощью руководства педагогов; 4) учитывать возрастные особенности и личные способности в организации игровых уровков, интерес к игре в жизни детей; ответственность постоянно и систематическое проведение действия игровых игр в соответствии дидактическим требованиям.

Общественно-политический принцип в советское время определяет деятельность каждой школы. Каждый ученик, подросток в общинной психологии приучается подчинению своих активных позиции к внешнему принципу, это мы видим из содержания исследуемых трудов. В советском периоде формирование активных позиции подростков осуществлялись посредством игр с ними. Н.С. Степанова останавливает свое внимание на организации бойскаут (организация мальчиков), герлскаут (организации девочек) в Англии, что формирует их определенные позиции и берет их за основу в деятельности игр, но считает, что они идут вразрез классовым идеям советского периода [7; 8].

Основная цель этих организации создать искуственный мир, отделить бойскаутов от окружающей среды, разделить от прогрессивных позиции, полностью овладеть и контролировать мировоззрение бойскаутов. Созданный полная группа состоит из четырех крупных отрядов: 1) стая волков; 2) отряд скаутов; 3) отряд скаутов состоящий из взрослых и 4) команда разбойников.

Игры постоянно меняются в соответствии с изменениями со стороны, содержания и облика обновления социальных взаимоотношений среди людей, изменениями общественного строя.

Национальные игры издревле изучались этнографами, хотя до сих пор никто не исследовал обстоятельства их появления

и развития. Как указано выше, самые первые игры появились вместе со становлением нации, наивысшей стадии своего развития достигла своего ханства, останавливаясь на игре «хороший ли хан». Вполне понятно, что формирование здорового образа жизни студентов посредством национальных игр. Ежедневно в повседневной жизни для решения данного вопроса национальной сознательности, он гарантирует внедрение в практику национальных игр. Национальные игры - это богатство наших предков, которые они нам передали. Со времен в них произошли некие изменения в связи с бытом и образом жизни и развития разума казахов. Национальные игры зависели от многих факторов, климата, природы, ландшафта, все игры были направлены на воспитание воли, достижения цели, единение со степной природой. Казахский народ параллельно с развитием физического воспитания детей и молодёжи, уделял большое место развитию умственных способностей детей и молодёжи, примером этого служит казахская национальная игра «тогызкумалак». Широко развитые в казахской степи игры, которые мы знаем: «Тогыз ку-малак», «Айголек», «Алтыбакан», «Тен котеру», «Аркан тартыс», «Упай». Изначально «тогызкумалак» - это отображает мировоззрение казахского народа, и только со временем становится творчеством, спортом и наукой [9, с. 65].

Согласно исследованиям, в «тогызкумалак» играют уже около 4 тысячелетий, а может и более. Все традиционные игры казахов зародились благодаря развитию экономических отношений, основой является кочевой образ жизни. Эта игра получило широкое распространение в странах Средней Азии. Африканские исследователи игр утверждают, что это игра возникла еще 6 тысяч лет назад, так как в странах Африки существовала игра на подобии «тогызкумалак», все это доказывает, что игры такого рода сформировались еще в древние времена. Исследователи предполагают, что эта игра могла носить другое значение. И. Зилинский утверждает, что игра «тогызкумалак» восходит к игре египтян «калаха», научной фантастикой называют теорию К. Скотта, который пишет, что это игра образовалась в Африке, которая пришла в Казахстан вместе с распространением Ислама у казахов. К.Скотт пишет об игре «тогызкумалак», что это очень интересная, она очень похожа на игру вари, где используется фруктовые косточки либо галька. Это присутствует во всех играх Африки. Считается, что эта игра не могла развиваться в странах Средней Азии, потому, что там не встречается зелени, это страны где только земля и песок. Все это говорит, что у И. Скотта отсутствуют знания о кочевой культуре и цивилизации казахов, у многих складываются такие же мысли, как и у И. Скотта. Есть множество доказательств, что «тогызкумалак» - это наследие казахов, и то, что культура Африки и арабов не имеет никакого отношения к игре «тогызкумалак». Не часто встречаются исследования о национальных играх; исследование казахских национальных игр, нраственно-воспитального наследия стали исследоваться только в последние годы в трудах казахстанских ученых касающихся истории, этнографии: К.Б. Жарыкбаева, С.А. Узакбаева, Б.Х. Балтабаева, А. Табылдиева. Анализируя научные труды и публикации о национальных играх, которые способствуют развитию внутреннего интеллектуального потенциала, можем отметить, что их мало, и они недостаточно изучены [1; 2; 7; 10].

Национальные игры издревле развиваются вместе с этнографическими традициями в целом, но до сих пор никто не исследовал данную проблему. Национальные игры являются отражением процветания нации, формирования показателей выводят факты наоборот. Самые первые игры появились вместе со становлением нации и наивысшей стадии своего развития достигли во времена образования ханства, Вполне понятно, что формирование здорового образа жизни студентов является посредством национальных игр. Ежедневно в повседневной жизни для решения данного вопроса национальной сознательности, он гарантирует внедрение в практику национальных игр.

Таким образом, на основании анализа литературных данных мы пришли к выводу, что информация в источниках и исследованиях о развитии внутреннего интеллектуального развития и потенциала через национальные игры очень ограничена и скудна. Сегодня педагогика должна быть заинтересована в развитии национального самосознания и интеллектуального потенциала подрастающего поколения и национальные игры помогают в их формировании. В дальнейшем мы продолжим углубленно изучать национальные игры, их источники, методы и содержание, влияющие на формирование интеллектуального потенциала современной молодёжи.

Библиографический список

1. Копеев М.Ж. Чертов торг. Поэты Казахстана. Лениград, 1978: 314 - 320.

2. Танекеев М.Т. От Байги до олимпиады. Алма-Ата: Казахстан, 1983.

3. Рысбаева А.К. Педагогика. Казахско-русский терминологический словарь. Алматы, 2004: 56 - 61.

4. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Собрание сочинений: в 11 т. Москва-Ленинград: Издательство АПН РСФСР, 1948-1950; Т. 2: 59 - 65.

5. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Избранные труды. Сост. И.Н. Решетень. Москва: ФиС, 1987: 76 - 86.

6. Тотенаев Б.Т. Казахские национальные игры. Алма-Ата: Казахстан, 1976.

7. Доскараев Б.М. История физической культуры в Казахстане: учебное пособие. Астана, 2014: 86 - 96.

8. Степанова Н.М. Казахские национальные игры как средство воспитания молодёжи. Монография. Павлодар, 2006.

9. Кудайбердиев Ш. Три истины. Алматы: Казахстан, 1991.

10. Узакбаева С., Айтпаева А.,. Жарыкбаева К.Б, Узакбаева С.А., Балтабаева Б.Х., Табылдиева А. Казахские народные детские игры. Алматы: Республ.издат. кабинет Казахской академии образования им. И.Алтынсарина, 2000.

References

1. Kopeev M.Zh. Chertov torg. Po'ety Kazahstana. Lenigrad, 1978: 314 - 320.

2. Tanekeev M.T. Ot Bajgi do olimpiady. Alma-Ata: Kazahstan, 1983.

3. Rysbaeva A.K. Pedagogika. Kazahsko-russkij terminologicheskij slovar'. Almaty, 2004: 56 - 61.

4. Ushinskij K.D. O narodnosti v obschestvennom vospitanii. Sobranie sochinenij: v 11 t. Moskva-Leningrad: Izdatel'stvo APN RSFSR, 1948-1950; T. 2: 59 - 65.

5. Lesgaft P.F. Rukovodstvo po fizicheskomu obrazovaniyu detej shkol'nogo vozrasta. Izbrannye trudy. Sost. I.N. Resheten'. Moskva: FiC, 1987: 76 - 86.

6. Totenaev B.T. Kazahskie nacional'nye igry. Alma-Ata: Kazahstan, 1976.

7. Doskaraev B.M. Istoriya fizicheskojkul'tury vKazahstane: uchebnoe posobie. Astana, 2014: 86 - 96.

8. Stepanova N.M. Kazahskie nacional'nye igry kak sredstvo vospitaniya molodezhi. Monografiya. Pavlodar, 2006.

9. Kudajberdiev Sh. Triistiny. Almaty: Kazahstan, 1991.

10. Uzakbaeva S., Ajtpaeva A.,. Zharykbaeva K.B, Uzakbaeva S.A., Baltabaeva B.H., Tabyldieva A. Kazahskie narodnye detskie igry. Almaty: Respubl.izdat. kabinet Kazahskoj akademii obrazovaniya im. I.Altynsarina, 2000.

Статья поступила в редакцию 04.04.18

УДК 304.2

Lebedev S.V., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Head of the Department of Philosophy, Higher School of Folk Arts

(Institute) (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

GLOCALIZATION AND "RETURN OF ETHNICITY" IN THE AGE OF GLOBALIZATION. Globalization has created a phenomenon of return of ethnicity. Its indicators are the attempt of revival of traditional art, globalization, cultural resistance to globalization. The article deals with a phenomenon of globalization, which became possible due to the weakening of one of the previously dominant identities (sense of belonging to their state). The author analyzes characteristics and manifestations of interrelated processes of globalization and glocalization with the involvement of a wide range of factual and statistical data on European countries - France, Germany, Belgium, etc. In conclusion, it is concluded that "the decline of Europe", the formation of new ethnic groups from among the descendants of immigrants from former colonies and the assumption of the emergence of a variety of traditional arts and crafts.

Key words: globalism, sovereignty, identity, glocalization, ethnicity, return of ethnicity.

С.В. Лебедев, д-р филос. наук, проф., зав. каф. философии, Высшая школа народных искусств (академия),

г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ГЛОКАЛИЗАЦИЯ И «ВОЗВРАТ ЭТНИЧНОСТИ» В ВЕК ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Глобализация породила феномен возврата этничности. Его показателями являются попытка возрождения традиционного искусства, глокализация, культурное сопротивление глобализации. В статье рассмотрено явление глокализации, которая стала возможной в силу ослабления одной из ранее доминирующих идентичностей (чувства принадлежности к своему государству). Автор с привлечением широкого круга фактологических и статистических данных о странах Европы - Франции, Германии, Бельгии и др. - анализирует характерные черты и проявление взаимосвязанных процессов глобализации и глока-лиазции. В заключении сделан вывод о «закате Европы», формировании новых этносов из числа потомков иммигрантов из прежних колоний и предположение о возникновении разнообразных видов традиционного прикладного искусства.

Ключевые слова: глобализм, суверенитет, идентичность, глокализация, этничность, возврат этничности.

Распад Советского Союза, который был по справедливому замечанию российского Президента В.В. Путина, «величайшей геополитической катастрофой XX века», способствовал резкому ускорению мирового процесса, который называется глобализацией. Понятие «глобализация» вел в научный оборот Роберт Робер-тсон, английский философ Питтсбургского университета в США, в 1983 году. Первоначально под глобализацией подразумевались глобальные проблемы, такие, как экологический кризис, технологические изменения, вызывающие социальные последствия, неспособности национальных государств справиться с глобальными проблемами, угрозы планетарного масштаба, не имеющие границ, распространяющиеся по всей Земле, и которые нельзя победить классическим оружием войны и т. д. [1, с. 14 - 15]. Но уже вскоре глобализация приобрела новое значение.

В начале 1991 года, в ходе первой американо-иракской войны, президент США Дж. П. Буш (старший) провозгласил установление на Земле «нового мирового порядка». С этого времени можно говорить о начале политической глобализации мира.

После поражения коммунизма исчезла основная альтернатива мировому господству той социально-политической и идеологической силы, которую именовали империализмом, мондиализмом или мировым правительством. Суть глобализма в современном понимании заключается в ликвидации суверенитета национальных государств в пользу наднациональных органов типа Международного валютного фонда, Всемирной торговой организации, и т. п. При этом власть над миром будет принадлежать не какому-либо государству, а никем не выбранной финансовой олигархии. Метрополия глобализированного мира не будет территорией отдельной страны, а будет состоять из властвующей мировой олигархии. К числу представителей мировой элиты будут относиться правящие круги всех стран и регионов мира, для которых не будет существовать понятия Родины ни в политике, ни даже в месте проживания.

Самой характерной чертой для всех стран мира эпохи глобализации становится кризис прежней идентичности и формирование новых, которых порождают распад «старых» националь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.