Научная статья на тему 'Возможности развития креативного уровня внутреннего интеллектуального потенциала студентов вуза через национальные игры'

Возможности развития креативного уровня внутреннего интеллектуального потенциала студентов вуза через национальные игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ / NATIONAL GAMES / КРЕАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ / CREATIVE LEVEL / ВНУТРЕННИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INTERNAL INTELLECTUAL POTENTIAL / СТУДЕНТ / STUDENT / ДИСКРЕТНАЯ ПАМЯТЬ / DISCRETE MEMORY / ФИЛОСОФСКАЯ ПАМЯТЬ / PHILOSOPHICAL MEMORY / РЕТРО / RETRO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Имангаликова И. Б.

Автор раскрывает в статье возможности развития креативного уровня внутреннего интеллектуального потенциала студентов вуза через национальные игры, позиционирующиеся как ретроотрасль духовной культуры. Решения этих задач рассматриваются как вопросы развития духовной культуры молодёжи. Богатейшая культура казахского народа сохранила множество традиций и обычаев, почитаемых и передаваемых из поколения в поколение на протяжении многих веков. Физическое воспитание направлено на развитие физических способностей, расширение функциональных возможностей организма, формирование двигательных навыков, воспитание волевых качеств. В высшем учебном заведении национальные игры воспитывают у молодёжи любовь в родине, родной земле, родному языку, патриотизму, гуманности, нравственности. Национальные виды спорта и народные игры являются неотъемлемой частью гармоничного воспитания подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF DEVELOPMENT OF CREATIVE LEVEL OF INTERNAL INTELLECTUAL POTENTIAL OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION THROUGH NATIONAL GAMES

The author reveals the possibilities of developing the creative level of the internal intellectual potential of university students through national games (national games are the retro part of spiritual culture). Decisions of these tasks put together the issues of the development of the spiritual culture of youth. The rich culture of the Kazakh people has preserved many traditions and customs, revered and passed on from generation to generation for many centuries. Physical education aims at the development of physical abilities, the expansion of the functional capabilities of the organism, the formation of motor skills, the education of strong-willed qualities. In a higher educational institution, national games instill in young people love in their homeland, their native land, their native language, patriotism, humanity, and morality. National sports and folk games are an integral part of the harmonious upbringing of the younger generation.

Текст научной работы на тему «Возможности развития креативного уровня внутреннего интеллектуального потенциала студентов вуза через национальные игры»

В период адаптации начинающего преподавателя к условиям работы в профессиональном художественном колледже принимает участие не только тьютор (персональный наставник), но и целая творчески ориентированная группа тьюторов, которые специализируются в определенном действии в период педагогического сопровождения. Процесс командообразования предполагает, что по результатам апробирования модели в практической деятельности колледжа будут реализованы сформированные, обновленные и модифицированные действия тьюторов, преподавателей и коучей, благодаря чему профессиональный художественный колледж войдет в формат саморазвивающейся образовательной организации. В этом заключается еще одна особенность описываемой модели - она не только модульная, интеграционная, но и командообразующая.

В представленной модели педагогического сопровождения молодых специалистов учтен имеющийся опыт, накопленный в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Однако, она обладает и некоторыми ряд существенными отличиями: 1. Модульность конструк-

Библиографический список

ции; 2. Интеграционность и взаимозависимость компонентов модели; 3. Индивидуальный личностно-ориентированный и каналообразующий подходы технологий к профессиональному становлению молодых специалистов; 4. Наличие промежуточных и итоговых контрольных параметров модели (это квалификационные требования, компетентностные характеристики молодых специалистов); 5. Реализация технологий обучения на опыте и профессиональные пробы; 6. Социально-профессиональный рост участников процесса педагогического сопровождения по линии тьютор - преподаватель - коуч; 7. Корректировка философии профессионального художественного колледжа в направлении саморазвивающейся образовательной организации.

Таким образом, проанализированная и представленная специфика педагогической модели сопровождения профессионального становления молодых специалистов позволяет оценить ее как эффективное средство профессиональной адаптации преподавателей в условиях современной социокультурной ситуации, реалиях образовательного пространства.

1. Мухаметова А.Ф., Суворова A.A. Проблема адаптации молодых специалистов. Инновационная наука. 2015; 7-1.

2. Игнатьева Л.В. Педагогическое сопровождение становления молодых специалистов в образовательных учреждениях СПО. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016; Т. 19: 108 - 111. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56264.htm

3. Лобова Т.С. Модель тьюторского сопровождения студентов колледжа. Молодой учёный. 2016; 25: 560 - 564.

4. Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» (№ 761н от 26.08.2010; ред. от 31.05.2011).

5. Зеленая Л.В. Проблема адаптации в педагогической психологии. Современная психология: материалы IV Международной научной конференции (г. Казань, октябрь 2016 г.). Казань: Бук, 2016: 43 - 45.

References

1. Muhametova A.F., Suvorova A.A. Problema adaptacii molodyh specialistov. Innovacionnaya nauka. 2015; 7-1.

2. Ignat'eva L.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie stanovleniya molodyh specialistov v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah SPO. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyjzhurnal «Koncept». 2016; T. 19: 108 - 111. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56264.htm

3. Lobova T.S. Model' t'yutorskogo soprovozhdeniya studentov kolledzha. Molodoj uchenyj. 2016; 25: 560 - 564.

4. Prikaz Minzdravsocrazvitiya RF «Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhaschih, razdel "Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostejrabotnikov obrazovaniya"» (№ 761n ot 26.08.2010; red. ot 31.05.2011).

5. Zelenaya L.V. Problema adaptacii v pedagogicheskoj psihologii. Sovremennaya psihologiya: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Kazan', oktyabr' 2016 g.). Kazan': Buk, 2016: 43 - 45.

Статья поступила в редакцию 02.02.18

УДК 37.015.311:796

Imangalikova I.B., senior teacher, Eurasian National University n.a. LN. Gumilev (Astana, Kazakhstan),

E-mail: [email protected]

POSSIBILITIES OF DEVELOPMENT OF CREATIVE LEVEL OF INTERNAL INTELLECTUAL POTENTIAL OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION THROUGH NATIONAL GAMES. The author reveals the possibilities of developing the creative level of the internal intellectual potential of university students through national games (national games are the retro part of spiritual culture). Decisions of these tasks put together the issues of the development of the spiritual culture of youth. The rich culture of the Kazakh people has preserved many traditions and customs, revered and passed on from generation to generation for many centuries. Physical education aims at the development of physical abilities, the expansion of the functional capabilities of the organism, the formation of motor skills, the education of strong-willed qualities. In a higher educational institution, national games instill in young people love in their homeland, their native land, their native language, patriotism, humanity, and morality. National sports and folk games are an integral part of the harmonious upbringing of the younger generation.

Key words: national games, creative level, internal intellectual potential, student, discrete memory, philosophical memory, retro.

И.Б. Имангаликова, ст. преп. Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, г. Астана, Казахстан,

E-mail: [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО УРОВНЯ ВНУТРЕННЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВУЗА ЧЕРЕЗ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Автор раскрывает в статье возможности развития креативного уровня внутреннего интеллектуального потенциала студентов вуза через национальные игры, позиционирующиеся как ретроотрасль духовной культуры. Решения этих задач рассматриваются как вопросы развития духовной культуры молодёжи. Богатейшая культура казахского народа сохранила множество традиций и обычаев, почитаемых и передаваемых из поколения в поколение на протяжении многих веков. Физическое воспитание направлено на развитие физических способностей, расширение функциональных возможностей организма, формирование двигательных навыков, воспитание волевых качеств. В высшем учебном заведении национальные игры воспитывают у молодёжи любовь в родине, родной земле, родному языку, патриотизму, гуманности, нравственности. Национальные виды спорта и народные игры являются неотъемлемой частью гармоничного воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: национальные игры, креативный уровень, внутренний интеллектуальный потенциал, студент, дискретная память, философская память, ретро.

В Послании Главы государства Н.А. Назарбаева народу Казахстана ставятся вопросы реализации ценностей общества, в первую очередь - задача формирования активных, образованных и здоровых граждан, способных дать новые импульсы развитию всеказахстанской культуры [1]. Для решения этих задач рассматриваются вопросы развития духовной культуры молодёжи. А ретроотраслью духовной культуры являются национальные игры.

Богатейшая культура казахского народа сохранила множество традиций и обычаев, почитаемых и передаваемых из поколения в поколение на протяжении многих веков. Физическое воспитание направлено на развитие физических способностей, расширение функциональных возможностей организма, формирование двигательных навыков, воспитание волевых качеств [2]. В высшем учебном заведении национальные игры воспитывают у молодёжи любовь в родине, родной земле, родному языку, патриотизму, гуманности, нравственности. Национальные виды спорта и народные игры являются неотъемлемой частью гармоничного воспитания подрастающего поколения. Процветание будущего нашей страны связано с воспитанием и здоровьем нации. Безусловно, национальные игры формируют у молодёжи внутренний интеллектуальный потенциал, совершенствование активных позиции. Национальные игры передаются из поколения в поколение, повторяются и видоизменятся. Национальные игры сцепиально не изучались, но знаменитые философы, историки, лиретароты, этнографы, археологи.

На протяжении многих веков народная педагогика выработала свои оригинальные формы организации и специфические методы физического воспитания подрастающего поколения. Исследования многих учёных подтверждают, что рациональное использование самобытных физических упражнений наций и народностей нашей страны дает наибольший эффект в физическом воспитании различных возрастных контингентов населения.

Страна, которая добилась независимости, особое внимание уделяет воспитанию студентов, человек является одним из его главных приоритетов. Внедрение в содержание образования народных игр в высшее учебное заведение, изменения общественной формации, в кризисный период реализована. Этот вывод из научных доказательств К. Юнга: действия каждого из кризиса творческого познавательного исследования могут быть очищены, чтобы доказать свое видение пространства.

Возможность внутреннего интеллектуального потенциала студентов в вузе, развитие «сундука мыслей», значение позиции в двух единицах системы связи. Первый из них - рваная память, вторая - философская память.

Дискретная память собирает по алгоритму определённые полученные сведения, умение заучивание наизусть тексты в сундук мыслей. Студенты со своей стороны не вносят никаких изменений. Другими словами, Л.В. Выготский [3, с. 316] подчёркивал, что «в ближней зоне» студенты будут осуществлять только определённое упражнение, без изменения. А во-вторых, были проанализированы действия философской памяти студентов к самостоятельным стандартным правилам, некоторые мнения в отношении стереотипных ответов и заблокировали создание согласованных выводов.

В связи с этим, Ж. Аймауытов [4, с. 210] предлагает принять во внимание соотношение слепого и осознанного чувства. Если студент научится на тренировке побеждать слепое чувство осознанным чувством, то приводятся доказательства роста возможностей день ото дня, из урока в урок феноменального мышления. Уделяем значение тому, что эти действия нельзя разделять.

С учётом таких научных основ, мы считаем правильным рассмотреть два различных вида познания и действия креативного творчества. Поэтому творчество подчиняется действию стандарта, а креативное общество подчиняется действию особого значения. Если внедрить игру в содержание национального образования, она не соответствует государственному стандарту, но ориентируется на уровень креативности. Причиной отсутствия данного понятия в практике тоталитарного режима является отношение людей к жизни, быту, низкой заработной плате, к окружающей среде.

С приобретением статуса Независимости Республики Казахстан люди начали понимать, что в новом обществе прежние идеи и духовные ценности стали постепенно вытеснятся, и тут появилась необходимость в креативной деятельности. В это время у студентов проявилась активность участвовать в международных конкурсах.

Есть несколько этапов осознанного чувства, первое - подготовка.

1) В период подготовительного этапа у студента возникают неизвестные ситуации (sit).

Преподаватель заранее подготавливает уровневые задания и вопросы для креативного действия студента. Например, составляет компьютерную программу соотвествующих вопросов по следующим класификациям: уровень повторения, эмпирический уровень, эвристический уровень, проблемно-поисковый уровень, творческий уровень, креативный уровень и закладывает в рейтинг. Действия студентов в аудитории, ориентирование одного уровня на уровни физкультуры не является объектом креативности. На этом этапе студент может участвовать в поле движущей силы внешнего и внутреннего действия.

Внешняя движущая сила - процесс ответа на уровневые задания преподавателя. Здесь студент, учитывая внешние направления среды, может неполностью использовать свои креативные возможности. Преподаватель, не затрагивая внутренние явления студента, обязан проявить интерес для создания условий пополнения креативных действии.

2) На втором этапе развития осознанного чувства в новых условиях встречаются знакомые действия практики, студент расстраивается от того, что его феноменальная мысль является не важной, впадает в чувство досады. Но в конце приходит к заключению «Оказывается, это так просто».

В то же время, эти необычные действия со стороны преподавателя, встречающиеся каждый день, указывают на другие направления, которые должен поддержать преподаватель. Студент вступает сам с собой в диалог.

3) Третий этап осознанного чувства отличается тем, что студенты вступают друг с другом во внезапные понимающие взаимоотношения. Внешние явления данного этапа рассматриваются неповторимыми ответами. В таких ситуациях преподаватель проявляет терпение, предусматривает незамедлительное написание всех ответов на интерактивной доске. В итоге данное в конце правильное решение переходит в следующий этап.

4) Следующий этап развития осознанного чувства - проверка, рефлексия. Предложенные некоторые креативные ответы осмысливаются как проблемные, решения обязаны пройти экспертизу.

Принимая описание интериоризации каждого студента, нужно продумать все стороны предложенной концепции в момент вступления студентов во взаимотоношения с друг другом. Мы понимаем как интериоризацию эти внутренние личностные качества, которые переходят во внешние объективные качества, и их феноменальные взгляды становятся понятными друг другу. Если возникнут такие условия, то преподаватель не имеет права выделить один ответ, исключив все остальные, потому что предложенные креативные ответы должны приниматься как разносторонние доказательства данного раздела.

Как мы видим, четыре этапа развития осознанного чувства Ж. Аймауытова свойственны студентам вуза. Но, учитываем, что содержание образования зависит от научно-образовательной среды.

Ж. Аймауытов не затрагивал креативное познание, но мы видим соотношение с концепцией В.А. Крутецкого: «Способность обобщать, способность абстрагировать, интеллектуальная находчивость, гибкость мышления, способность думать ровно и наоборот - переход на мышление, видение процесса сокращения в случае увеличения интеллектуальной нагрузки».

На основании развития осознанного чувства, философской памяти Ж. Аймауытов, В.А. Крутецкий учитывают различия в учении, которые связаны с национальной спецификой.

При трансформации названных концепций приводим следующую систему: философские действия: всё зависит от ума; разъяснение, причинно-следственные связи, отчёт, создание лучших условий; оберегание от постоянного заучивания; слово как инструмент мысли; по мере старения у людей уменьшается сбор знаний посредством видения и увеличивается посредством слова; упорядочивание мыслей; избавление от намёков и умение говорить конкретно; не искажая доносить философскую мысль; исследовать, проверять, понимать, думать, искать пути достижения целей; повторение, заключение, сбор, подтверждение дополнения (Ж. Аймауытов ещё в то время вывел систему - повторение пройденной темы и нового урока); постоянно дополнять знания новыми данными, направить духовные способности на развитие; память служит одной идее, одной цели, которая нужна только нам; полученные знания в жизни сбли-

жаются с другими знаниями и развитием памяти; стремление и методичность сферы образования созвучны с жизненными основами; наблюдательная критика учителя, взаимосвязаная сила памяти учащегося, внимание будет измеряться лишь наиболее ценным опытом; если наблюдать за поведением ребёнка, который работает над дополнительной полезной информацией, можно понять природу человеческого понимания лучше, чем обычная практика; не имея способностей, человек может стать известным художником, имея плохую память, может стать великим учёным; во все времена стремление к чему-либо, сильное желание (движущие силы) приводит человека к успеху; направленность к цели, безусловно, к ней приводит; стремление к богатству, приводит к богатству; если желаете быть начитанным, будьте им; нужно стремиться только к цели, не отвлекаясь от нее.

Для доказательств данной концепции-вывода обращаем внимание на мысли Ж. Аймауытова.

1. Чем взрослее становится человек, тем он становится более экономным, старающимся меньше вносить изменения, тяготеющим к «консервативности», от этого исходит понятие «приверженец пережитков».

2. Установленное давно, привязанное к пониманию новшества, направленное к изменениям бытие (вещь) остаётся без внимания или забывается, но если всё это будет соотноситься с доказательствами, описаниями, то тогда эти вещи могут занять своё место в сознании.

3. Каждый молодой человек по разным проблемам спорит с взрослыми; молодой утверждает своё, старый человек - свое, в итоге они не приходят к общему мнению и остаются при своём. Если старый человек соглашается с мнением молодого, то через неделю он возвращается к своему изначальному мнению. Такого человека мы называем «человек древнего пережитка».

4. Консерватизм может быть и у молодого человека. Устойчивый консерватизм появляется с молодости. Консерватизм устанавливается до двадцати пяти лет, в некоторых психологических книгах апперцепцию разделяют на многочисленные виды: например, отмечают, что существует 16 видов апперпеции. Утверждать так, на наш взгляд, неправильно. Все виды апперцепции невозможно измерить.

5. Одно явление каждый может трактовать по-своему, потому что практика у каждого разная.

6. Каждый день, из года в год наш словарь понятий увеличивается, потому что наше сознание расширяется.

7. Старое и новое придают друг другу вид и постепенно ускоряются; в этом процессе старое дополняет новое, новое поддерживает старое, не останавливаясь на этом оба изменяются (парадигма ощущения).

8. Насколько богат понятийный запас человека, настолько этот человек «способный», настолько его действия правильные. Прежде чем взяться за дело, нужно определить приоритеты. Неумелый человек не станет умным.

9. Прямое название понятия является инструментом для проверки решения проблемы. Большинство людей названия понятия получают с детства. Но по мере взросления каждый должен развивать осознанные чувства.

10. Человек не обучавшийся не сможет понять основу социальной системы (социальная сторона, философские суждения).

В итоге, сравнивая труды вышеназванных исследователей касательно мыслей креативной деятельности, приходим к мнению, что можно взять много материалов по креативной деятельности у основателя национальной психолого-педагогической основы Ж. Аймауытова [5].

Библиографический список

Возникает вопрос: Для чего студенту креативная деятельность? Ответ на этот вопрос: Движущая сила гуманной позиции человека - подавление слепых и неосознанных чувств. В результате, когда общество находится в тупике, кризисе, появляется потребность влияния людей - личностей с креативным познанием - для выхода на правильный путь.

Креативное познание не может развиваться без творческой деятельности. С целью уточнения своих мыслей берём за основу утверждение Я.А. Пономорева: «Творческие способности в процессе формирования и реализации наиболее важных периодов, уровней, ступеней связаны формулировкой закона и являются: изменение поведения развитого психологического механизма и его этапов развития, переходит на структурный уровень организации. Выступает в качестве функциональной стадии решения творческих задач» [5, с. 359].

Системность здесь - внутренняя, которая определяется высоким уровнем интеллектуального потенциала, внутренним планом проектирования «в уме», способностью к творчеству, чувством внутреннего логического единства. Служба внутреннего чувства, - создание нового, видение логической деятельности - её определение.

Таким образом, Ж. Баласагуни и К. Иассауи дают феноменальную позицию для креативной деятельности казахского народа, которая ярко представлена в поэзии Кудадгу билиг Ж. Баласагуни [6]:

Усвой, что сказал проницательный муж, Разумное слово - отрада для душ: Есть вещи, что портят нас, душу губя, Кто с ними сроднился, тот губит себя. Одна вещь - язык, чья отрада навет, Другая - дать слово и рушить обет. А третья - любовь к возлияньям хмельным, И ясно: исход её будет дурным. Упрямство - вот тоже злокозненный вред, К упрямцам любви и почтения нет. Еще одно зло - быть злонравным, худым, Со всеми людьми перессориться в дым. Еще одно - злобный, как ветер, язык, Способный прогнать собеседника вмиг. Учение - светоч во мраке ночном, От светоча знанья ты светел челом. Ученьем и знаньем достигнешь высот, И два этих блага приносят почет. К тому, кто обучен в поре своей ранней, С годами придет исполненье желаний. Упорство в ученье дарит в воздаянье Ученость и доблесть, благие деянья. Ученым дано благородными быть, Лишь знающий может правителем быть.

Феноменальные суждения мыслителей не чужды и для современного модернизированного общества. И в этом заключается содержание когнитивной деятельности личности. В более широком значении когнитивная деятельность - это деятельность, в результате которой человек приходит к определённому решению или знанию, т. е. мыслительная деятельность, приводящая к пониманию (интерпретации) чего-либо. Результаты когнитивной деятельности могут связываться с образованием системы смыслов (концептов), относящихся к информации относительно актуального или возможного положения вещей в мире, т. е. к тому, что индивид знает, предполагает, думает или воображает об объектах действительного и возможных миров и что входит в концептуальную систему человека.

1. Закон Республики Казахстан «Об образовании». 27.07.2007.

2. Обсуждаем концепцию развития системы образования в Республике Казахстан. Газета «Мир языков». 1 - 2004. КазУМОиМЯ.

3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. В 6-ти т. Москва: Педагогика, 1983; Т. 3.

4. Аймауытов Ж. Психология. Алматы: Рауан, 1995.

5. Аллахверов В.М. Осознание как открытие. Психология творчества: школа Я.А. Пономарева. Москва: Институт психологии РАН, 2006.

6. Обсуждаем концепцию развития системы образования в Республике Казахстан. Газета «Мир языков». 1 - 2004. КазУМОиМЯ.

References

1. Zakon RespublikiKazahstan «Ob obrazovanii». 27.07.2007.

2. Obsuzhdaem koncepciyu razvitiya sistemy obrazovaniya v Respublike Kazahstan. Gazeta «Miryazykov». 1 - 2004. KazUMOiMYa.

3. Vygotskij L.S. Istoriya razvitiya vysshih psihicheskih funkcij. Sobr. soch. V 6-ti t. Moskva: Pedagogika, 1983; T. 3.

4. Ajmauytov Zh. Psihologiya. Almaty: Rauan, 1995.

5. Allahverov V.M. Osoznanie kak otkrytie. Psihologiya tvorchestva: shkola Ya.A. Ponomareva. Moskva: Institut psihologii RAN, 2006.

6. Obsuzhdaem koncepciyu razvitiya sistemy obrazovaniya v Respublike Kazahstan. Gazeta «Miryazykov». 1 - 2004. KazUMOiMYa.

Статья поступила в редакцию 02.02.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.