УДК 378.147 (072)
ВНЕДРЕНИЕ УЧЕБНЫХ ФОРМ ВО ВНЕУЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Л.П. Малахова, В.В. Медведев, Н.Н. Рашевская
Аннотация. Актуальность формирования гражданско-патриотического сознания молодёжи обусловлена сложностями становления гражданского общества в современной России. Сегодняшняя молодёжь отличается низким уровнем исторической грамотности, политической и общественной активности. Статья посвящена обобщению опыта внедрения комплекса учебных форм во внеучебную деятельность для формирования гражданско-патриотического сознания студенческой молодёжи в рамках гражданско-патриотического воспитания. Одним из приоритетных направлений развития гражданско-патриотического сознания является активизация интереса к героическому прошлому нашей страны для сохранения исторической памяти о важнейших событиях отечественной истории. Невозможно воспитать духовно-нравственную личность без организации связи между поколениями в деле сохранения историко-культурного наследия нашей страны. Патриотическое воспитание в педагогическом процессе образовательной организации является неотъемлемой частью, наряду с обучением, направленное на решение задач государственной стратегии воспитания.
Ключевые слова: студенческая молодёжь, гражданско-патриотическое сознание, гражданско-патриотическое воспитание, внеучебная деятельность.
INTRODUCTION OF EDUCATIONAL FORMS IN EXTRA-CURRICULAR
ACTIVITIES AS A PRACTICE OF FORMATION OF CIVIL
AND PATRIOTIC CONSCIOUSNESS OF STUDENT YOUTH
L. Malakhova, V. Medvedev, N. Rashevskaya
Abstract. The actuality of formation of civil and patriotic consciousness of youth is caused by difficulties of formation of civil society in modern Russia. The modern youth differs in the low level of historical literacy, political and public activity. The article is devoted to synthesis of experience of introduction of a complex of educational forms in extracurricular activities for formation of civil and patriotic consciousness of students' youth within civil and patriotic education. One of the priority directions of formation of civil and patriotic consciousness is actualization of interest to the heroic past of our country for maintaining historical memory of the most important events of the national history. It is impossible to bring up the spiritual and moral personality without the organization of communication between generations while preserving historical and cultural heritage of our country. Patriotic Education in pedagogical process of the educational organization is an integral part along with training, directed to the solution of problems of the state strategy of education.
Keywords: student youth, civil patriotic consciousness, civil patriotic education, extracurricular activities.
Консолидация гражданского общества как система самостоятельных и независимых институтов и отношений возможна на основе отечественного менталитета и традиционных исторических ценностей, которые необходимо актуализировать среди студенческой молодёжи. С целью оптимизации формирования гражданско -патриотического сознания студентов
предусматриваются активизация интереса к изучению истории Отечества и формирование чувства уважения к героическому прошлому нашей страны, сохранение памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества, углубление знаний о событиях, ставших основой государственных праздников России. Эти меры предусмотрены в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [1]. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания на настоящий момент определено развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [6]. Значимость преемственности исторических традиций, солидарности и взаимопомощи народов России отмечается в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [7].
Воспитательная работа является частью процесса образования, поэтому её формы и методы должны быть направлены на формирование общекультурных и
профессиональных компетенций, знаний и умений, которые пригодятся студентам в их профессиональной деятельности.
Комплексный методический подход к формированию гражданско-патриотического сознания студенческой молодёжи позволяет формировать педагогические условия, способствующие качественному результату, что достигается путём взаимодействия
воспитательного и учебного процессов. В Сургутском государственном педагогическом университете осуществляется систематическая работа в данном направлении; ведётся поиск новых педагогических форм и вариантов создания единого воспитательного пространства
[4].
В качестве одной из вариаций комплексного подхода к формированию гражданско-патриотического сознания студенческой молодёжи выступает реализация программы «Не про 100 комсомол», включающей в себя систему мероприятий, направленных на изучение и распространение передового опыта
комсомольской организации среди студенчества, профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета. При реализации программы была задана установка на закрепление таких ценностных ориентиров, как гуманизм, ответственность, смелость в отстаиваниях своего мнения, исполнительность,
дисциплинированность и честность - важнейших составляющих гражданско-патриотического сознания. Особенность программы -использование комплекса форм учебной работы во внеучебной деятельности. При этом деятельность направлена на реализацию ФГОС ВО и работает на формирование общекультурных компетенций:
- способности анализировать закономерности исторического процесса, осмыслять и анализировать профессионально и личностно значимые социокультурные проблемы, осознавать и выражать собственную мировоззренческую и гражданскую позиции;
- способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
- способности использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве;
- способности понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества.
Качественные результаты были достигнуты при использовании комплекса из таких форм работы, как сторителлинг, фотовыставка, игровые технологии (квест и «Своя игра»), научная конференция.
Студенческая молодёжь регулярно сталкивается с проблемой большого объёма разносторонней информации по одной и той же теме. При этом, такие традиционные способы получения информации, как учебная и научная литература или архивный документ уступают место ресурсам сети интернет во всём их многообразии. С одной стороны, остро стоит проблема объективности и достоверности предоставляемой информации, а с другой стороны - возникает ситуация потери смысла в формировании своего мнения по тем или иным историческим вопросам, пропадает интерес к самостоятельному исследованию. В этих условиях обостряется вопрос: как и какими методами / методиками вырабатывать познавательный интерес у студентов и осуществлять качественное развитие
общекультурных компетенций.
Основная функция современного образования - создание условий, содействующих личностному развитию и успешной социализации обучающихся, освоению ими умения учиться и жить достойно и нравственно, реализуясь в созидательной деятельности [5]. Среди требований к организации образовательного процесса можно выделить обновление содержания и модернизацию образовательных технологий, что определяется современными социокультурными условиями общества.
Использование потенциала устной истории в воспитательной и учебной деятельности способствует формированию исследовательских компетенций студентов. Применение методов и приёмов устной истории усиливает практическую направленность образования в рамках системно-деятельностного подхода, так как позволяет погрузить участников в процесс создания документов и использовать их в учебной и внеучебной деятельности.
Сторителлинг (от английского storytelling) -это педагогическая технология, построенная на использовании историй с определённой структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации. Использование приёма сторителлинга позволяет формировать умения
добывать, обрабатывать, систематизировать и анализировать информацию.
Значение устной истории в формировании гражданско-патриотического сознания
обусловлено самим характером сбора устных исторических источников, который
осуществляется в ходе взаимодействия младшего поколения со старшим. Организация интервью позволяет формировать уважительное отношение к прошедшим историческим событиям, к жизни и деятельности старшего поколения, его трудовым и нравственным подвигам, в результате чего складывается положительная оценка
исторического прошлого.
Историческая память о прошлом старшего поколения содержит эмоционально окрашенные воспоминания о героических и трагических страницах истории, благодаря погружению в которые воспитание из сферы общих рассуждений переходит в область воссоздания реальных исторических событий, формирования чувства исторического достоинства, уважения и гордости за свой народ, за его историю. Молодые граждане должны гордиться деятельностью своих предшественников; без памяти об историческом прошлом невозможно создание будущего.
Устная история позволяет почувствовать свою сопричастность к историческим событиям прошлого. Только познание сложности исторического пути народа, сопоставление разных оценок и представлений её участников заставляет формировать собственное мироощущение и мировоззрение, что способствует активной жизненной позиции младшего поколения. Воспитание историей является эффективным способом формирования гражданско-патриотического сознания, так как идёт соприкосновение с живой историей, с рядовыми участниками исторических событий, а не с идеологизированными лозунгами и политизированными штампами. Работа по сбору устных источников развивает коммуникативные навыки студентов. Устная история способствует формированию исторического сознания, а не усвоению «готовых знаний» о прошлом [8, с.320-322].
Фотография является одним из видов визуальных источников, содержащих
информацию о прошлом на основе зрительных образов [2, с.55]. Изображения являются наиболее универсальным способом сохранения и передачи памяти. В образах прошлого воплощаются социальная память, ментальность, социальный контекст эпохи. Визуальные источники позволяют сохранять эмоциональную составляющую любого события.
В последние десятилетия усиливается интерес к визуализации истории, что проявляется в растущей популярности историко-
документального кино, музейных инсталляций, исторических реконструкций.
Задача студентов состоит в поиске и сборе фотографий, организации фотовыставки. Работа с визуальными источниками предполагает наличие алгоритма (сформулированного перечня вопросов), который составляется студентами вместе с преподавателями. Работа студентов по сбору фотографий позволяет «прикоснуться» к историческому прошлому нашей страны.
Гражданско-патриотическое воспитание символизирует идею исторической
преемственности, привязанности к родной земле, языку, традициям. В современной педагогической практике в рамках учебной и внеучебной деятельности активно используются игровые технологии. Подобные технологии, как активные формы и методы, являются одним из перспективных направлений в обучении и воспитании. Активные формы воспитания способствуют интенсификации процесса развития интеллекта, личностных качеств и гражданских компетенций обучающихся.
Образовательный квест, как инновационная форма организации воспитательной работы со студентами, является мощным средством развития познавательного интереса и овладения новыми знаниями. Выполняя задания квеста, студенты учатся формулировать проблему, планировать собственную деятельность, критически мыслить, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения и брать на себя ответственность за их реализацию.
Реализация квест-технологии имеет ряд преимуществ, связанных с особенностями данной инновационной игровой деятельности [3, с.164-170]:
- при данной форме возможно расширить рамки образовательного и воспитательного пространства, реализовать системно-деятельностный подход, сменить позицию «педагог - источник знаний» на «педагог -тьютор»;
- квест построен на коммуникационном взаимодействии между участниками, что способствует общению, формированию умений работать в команде. С другой стороны, квесты содержат в себе элементы, требующие умения работать с информацией (анализ, синтез, сопоставление, классификация, преобразование в какую-либо форму);
- квест учит быстро мобилизоваться, применять теорию на практике и решать нестандартные задачи;
- квест - оболочка для модульного наполнения (заданиями на организационно -деятельностной основе, мини-проектами и т.п.);
- квест стимулирует познавательную мотивацию (усвоение информации по проблеме, поэтапное выполнение заданий на пути к цели).
Игровые педагогические технологии -широкое понятие, включающее в себя комплекс методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, характеризующихся учебно-познавательной направленностью, чётко сформулированной целью обучения и направленностью на определённый педагогический результат.
Применение игровых технологий
способствует повышению мотивации, увеличивает заинтересованность и включенность участников в процесс, а также снимает психологические барьеры.
Современной интеллектуальной игрой является «Своя игра». Для успешного создания и проведения интеллектуальной игры, в том числе в воспитательных целях, стоит придерживаться ряда рекомендаций:
- тематические блоки викторины представляют собой наборы, содержащие определённое количество вопросов, объединенных темой, с нарастающим уровнем сложности от очень простого, оцениваемого в 10 очков, до вопроса высокой сложности, оцениваемого в 50 очков;
- каждый вопрос в тематическом блоке направлен на закрепление фактического материала, включение его в общий контекст, поэтому при составлении вопросов необходимо решить, на освоение какого набора элементов направлена игра, и строить блоки, исходя из этого; элемент, подлежащий усвоению, может находиться как в ответе, так и в тексте;
- не следует в один блок вопросов включать схожие элементы одного порядка, предпочтительнее представлять вопросы о чертах, объединяющих все элементы тематического блока;
- при составлении вопросов необходимо опираться на принцип системности, позволяющий формировать новые знания путём опоры на уже имеющиеся освоенные знания и формировать единую картину событий и явлений среди обучающихся;
- вопросы блока не должны строиться по одной и той же схеме; для поддержания интереса
и внимания участников каждый новый вопрос должен обладать индивидуальной структурой;
- формулировка вопросов должна быть однозначной, чтобы можно было чётко выделить правильный ответ, в основе должна лежать наиболее значимая информация; необходимо составлять вопрос чётко и компактно, чтобы в дальнейшем не возникло трудностей с оценкой ответа; вопросы должны хорошо восприниматься, смысл их должен быть понятен;
- уровень трудности вопросов должен учитывать ориентировочный уровень общих знаний аудитории и эрудиции;
- после составления вопросов и формирования блоков необходимо расставить вопросы в соответствии с уровнем сложности; вопросы по степени сложности должны соответствовать заявленному номиналу, необходимо придерживаться единых критериев оценки сложности вопросов.
Использование игровых технологий способно не только расширить кругозор обучающихся, но также позволяет активно применять на практике собственные знания и умения.
Научная конференция представляет собой форму организации научно-исследовательской деятельности, предоставляющей возможность молодым исследователям апробировать и презентовать, а затем обсудить научные изыскания.
Каждая научно-практическая конференция -это возможность для исследователя продемонстрировать результаты своего научного творчества, обменяться мнениями и получить соответствующую оценку. В настоящее время научно-практическая / учебная конференция -устойчивый компонент образовательного и воспитательного процессов. В таких случаях общая цель подобных мероприятий - вовлечение студенческой молодёжи в исследовательскую деятельность, подготовка к дальнейшей ступени образования, формирование умений и навыков эффективного преобразования знаний и опыта, приобретённого в процессе работы над научными материалами, воспитание в духе патриотизма и взаимоуважения в процессе решения исследовательских задач и научной деятельности.
Несомненно, положительной стороной научных конференций служит возможность личного общения и обсуждения проблем, а также поиск пути их решения. Участники конференций представляют не только теоретико-методологические положения, но и авторские результаты своей практической деятельности. Благодаря этому конференции осуществляют
обмен информацией в среде специалистов и установление партнёрских взаимоотношений.
Научные конференции преследуют разные цели, что объясняют их тематические направления и приоритеты исследователей. Но всем конференциям присущи общие черты -обсуждение инновационных методов и методик решения поставленных проблем и результатов их внедрения в практику; взаимный обмен накопленной информацией и базой источников; поиск ещё нераскрытых проблем и сотрудничество.
Воспитательный процесс реализуется не только путём привлечения целевой аудитории к
участию в мероприятиях, но и в ходе подготовки к ним, сбору, систематизации и трансляции информации через различные каналы. Это позволяет обеспечить максимальное включение обучающихся в реализацию мероприятий. В зависимости от своих приоритетов, возможностей и способностей каждый участник может воплотить в жизнь свой творческий, научный и организаторский потенциал, а педагог в данном случае будет выступать в качестве координатора действий, научного консультанта и наставника. Самоопределению студентов и призваны способствовать разнообразные формы работы.
Литература:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 -2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gospatriotprogramma.ru/programma%202016-2020/ргоеЙ/ргоек1рЬр
2. Костенко А.В. Визуальная история России XIX -XX века: учебно-методическое пособие / А.В. Костенко. - Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2015. - 97 с.
3. Малиновская М.П. Образовательный квест в формировании профессиональных компетенций студентов педагогического вуза / М.П. Малиновская // Символ науки. - 2017. - № 04-2. - С. 164-170.
4. Методическое сопровождение процесса гражданско-патриотического воспитания в СурГПУ в 2016 - 2019 гг. на примере социально-гуманитарного факультета. - Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018. - 74 с.
5. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.rU/fgosvo/92/91/4/94
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ 0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
7. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&bas e=LAW&n=139350&fld=134&dst=100017,0&rnd=0.565 0334704027686#04769080616784598
8. Щеглова Т.К. Устная история: учебное пособие / Т.К. Щеглова. - Барнаул: АлтГПА 2010. - 364 с.
Сведения об авторах:
Малахова Людмила Петровна (г. Сургут, Россия), кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарного образования Сургутского государственного педагогического университета, e-mail: luda_m2001@mail.ru
Медведев Владислав Валентинович (г. Сургут, Россия), кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарного образования Сургутского государственного педагогического университета, e-mail: vlad.etno@mail.ru
Рашевская Наталья Николаевна (г. Сургут, Россия), кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарного образования Сургутского государственного педагогического университета, e-mail: vnn.tmn@mail.ru
Data about the authors:
L. Malakhova (Surgut, Russia), Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Social and Humanities Study Department, Surgut State Pedagogical University, e-mail: luda_m2001@mail.ru
V. Medvedev (Surgut, Russia), Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer of Social and Humanities Study Department, Surgut State Pedagogical University, e-mail: vlad.etno@mail.ru
N. Rashevskaya (Surgut, Russia), Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer of Social and Humanities Study Department, Surgut State Pedagogical University, e-mail: vnn.tmn@mail.ru