References
1. Schedrina G.K. 'Esteticheskaya mysl' srednevekovoj Rusi ob iskusstve: dvizhenie vo vremeni. Iskusstvo ipravoslavie: sb. nauch. st. Sankt-Peterburg, 1997.
2. Stepanskaya T.M. Arhitektura Altaya XVIII-nachala XX vv. Barnaul, 1995.
3. Tumanik A.G. Russkijpravoslavnyjkafedral'nyjhram vtorojpolovinyXIX v. Ulan-Ud'e, 2002.
4. Lihachev D.S. Drevnerusskaya kul'tura i sovremennost'. Dekorativnoe iskusstvo SSSR. 1970; 1.
5. Stepanskaya T.M. Trudy sibirskih iskusstvovedov: katalog. Barnaul: Izdatel'stvo AltGU, 2017.
6. Volosnov R.Yu., Grechneva N.V. Pravoslavnye hramy Altaya (konec XIX-nachalo XXI v.): monografiya. AltGU, Nauch.-issled. lab. «Izobraz. iskusstvo i arhitektura Sibiri». Barnaul: Izdatel'stvo AltGU, 2013.
7. Stepanskaya T.M., Volosnov R.Yu., Grechneva N.V. Obraz hrama v kul'turnom landshafte Altaya: monografiya. AltGU, Nauch.-issled. lab. Fak-t iskusstv «Izobrazitel'noe iskusstvo i arhitektura Sibiri». Barnaul: Izdatel'stvo AltGU, 2015.
Статья поступила в редакцию 04.08.17
УДК 37.01
Sivolobova N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
STUDENT ASSOCIATIONS AS A MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH. The article examines the role of student association as a means of educating the patriotism of student youth. The author's material on the results of the student association of the Stavropol State Pedagogical Institute "Center for Civil and Patriotic Education" is presented. The work experience of the Center can be used to coordinate the activities of student associations of a patriotic orientation. The author concludes that the activities of the student association "Centre for Civil and Patriotic Education" improves the patriotic education in the university, to develop the social activity of students, generate social competence necessary for a specialist in the field of education.
Key words: youth, patriotism, upbringing, patriotic education, student association, student self-government.
Н.А. Сиволобова, канд. пед. наук, доц., доц. каф. общей педагогики и современных образовательных технологий,
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЁЖИ
В студенческой среде особую актуальность приобретает самостоятельная деятельность молодёжи по организации собственной учебной и личной жизни. Ценностное отношение студентов ко всем социальным и культурным явлениям может быть использовано как воспитывающее в гражданском образовании, формировании гражданской позиции и опыта общественно-полезных дел и поступков. В статье рассмотрена деятельность Центра гражданско-патриотического воспитания Ставропольского государственного педагогического института. Автор делает вывод о том, что деятельность студенческого объединения «Центр гражданско-патриотического воспитания» позволяет повысить эффективность патриотического воспитания в вузе, развить социальную активность студенческой молодёжи, сформировать социальные компетенции, необходимые специалисту в области образования.
Ключевые слова: молодёжь, студенческая среда, Центр гражданско-патриотического воспитания.
На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступила как одно из условий дальнейшего человеческого прогресса. Проблема воспитания новых поколений россиян с каждым годом звучит все острее. В связи с этим, перед вузом ставится задача подготовки общественного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с патриотическим воспитанием студенческой молодёжи, развитием личности, обладающей сформированными социальными компетенциями.
В ряду наиболее значимых показателей готовности выпускника вуза к выполнению основных социальных функций называются сформированное гражданское сознание, идейная убежденность, гражданское отношение к труду, в частности, ответственное отношение к учебе, способность выполнению функций участника самоуправления, овладение культурой досуга. В основание стратегии воспитания личности гражданина положены принципы гармонизации взаимодействия человека с природой, экономикой, гуманизации и демократизации системы социальных и политических отношений, а также осознания каждым человеком себя как гражданина страны и мира, приоритетности общечеловеческих идеалов.
В истории отечественной педагогики и образования патриотическое воспитание молодёжи всегда выступало важным направлением в организации воспитательной работы. Сегодня патриотическое воспитание студентов ориентировано на сохранение историко-культурных ценностей, исторической преемственности, связи поколений. Организация этого направления в вузе включает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, направленного на воспитание студентов, формирование у них гражданского сознания, патриотических убеждений [1, с. 185].
В студенческой среде особую актуальность приобретает самостоятельная деятельность молодёжи по организации собственной учебной и личной жизни. Ценностное отношение студентов ко всем социальным и культурным явлениям может быть использовано как воспитывающее в гражданском образовании, формировании гражданской позиции и опыта общественно-полезных дел и поступков.
В Концепции государственной молодёжной политики в Российской Федерации отмечено, что для эффективного формирования демократического уклада жизни вуза необходимо совершенствование работы студенческого самоуправления, которая осуществляется по следующим направлениям: решение актуальных вопросов жизнедеятельности студентов, социальная и правовая защита, участие в работе органов самоуправления, развитие их социальной активности и инициативы, помощь в трудоустройстве, взаимодействие с общественными организациями. Для повышения эффективности молодёжной политики предлагается ряд мер по поддержке общественных инициатив молодёжных и детских общественных объединений, социально значимой деятельности молодых граждан, их общественных объединений, по созданию условий для реализации творческой активности, потенциала молодых граждан в общественной жизни [2, с. 1].
Суть студенческого самоуправления заключается в активном включении студентов работу по подготовке и реализации конкретных коллективных дел, приобретении собственного опыта демократических отношений. В Ставропольском государственном педагогическом институте успешно функционируют различные студенческие объединения, к числу которых относится Центр гражданско-патриотического воспитания, Совет по межкультурному взаимодействию, студенческий штаб «Учимся выбирать», педагогический отряд «РИТМ» и другие объединения.
Центр гражданско-патриотического воспитания является организацией общественного самоуправления студентов СГПИ. Центр создан в соответствии с Уставом СГПИ и в своей деятельности руководствуется законами Российской Федерации, Уставом СГПИ и Положением о Центре. Членами Центра являются студенты СГПИ, а его деятельность осуществляется в тесном взаимодействии с администрацией вуза, деканатами факультетов (директорами филиалов) и курируется начальником управления по работе с молодёжью.
Студенческое объединение имеет свою символику, а его деятельность основывается на принципах демократии и открыта для взаимодействия со стороны всех инициативных студентов.
Основной целью Центра является создание условий, способствующих патриотическому, интеллектуальному, физическому и духовному развитию личности студентов, а также формированию их лидерских качеств и гражданского сознания.
В практические задачи Центра входит реализация комплекса мероприятий патриотического содержания, разработка социально значимых проектов, проведение патриотических акций различного уровня, совершенствование методического обеспечения системы патриотического воспитания, оказание адресной помощи ветеранам, организация взаимодействия Цента с различными общественными движениями и социальными институтами.
Опыт студентов, участвующих в работе Центра граждан-ско-патриотического воспитания, позволяет им сформировать социально значимые компетенции, важные для профессии педагога: умение работать с информацией, общаться с людьми, навыки работы в коллективе, владение принципами разработки социально значимых проектов, способность к реализации творческих идей.
Активисты центра принимают участие в различных мероприятиях патриотической направленности. Так, 14 апреля 2016 года делегация Ставропольского государственного педагогического института приняла участие в межрегиональном фестивале молодёжных патриотических проектов «Помним прошлое думаем - Думаем о будущем», по итогам которого вуз был награжден дипломом. 23 апреля 2016 года по инициативе Молодёжного Парламента при Думе Ставропольского края была организована площадка, на которой состоялся Всероссийский тест по истории Великой Отечественной войны. 22 июня 2016 года состоялось традиционное мероприятие - «Свеча памяти», приуроченное к годовщине со дня начала Великой Отечественной войны.
17-19 ноября 2016 года в г. Пятигорске был проведен Всероссийский волонтерский форум «МойУчитель.РФ», основной целью которого стала популяризация педагогической профессии, реализация образовательных программ по студенческому самоуправлению. В Форуме приняли участие 150 студентов педагогических вузов, молодых и опытных педагогов из разных районов России: Ставропольского края, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северной Осетии-Алании, Чеченской Республики, Ростовской области, Воронежской области, Краснодарского края, Липецкой области, Челябинской области, Удмуртской республики. Программа Форума включала мастер-классы, тренинги, дискуссионные площадки, досуговые мероприятия.
В ноябре традиционно проходит социально значимая акция - уборка Даниловского кладбища (в рамках акции «Чистая память»). Акция ориентирует молодёжь на сохранение исторической памяти об участниках Великой Отечественной войны, воевавших на территории Ставрополья.
Библиографический список
12 декабря, в День Конституции Российской Федерации, студенты приняли участие в квест-игре «Твои права, молодёжь!», инициатором проведения которой выступили активисты Центра гражданско-патриотического воспитания. Главной целью мероприятия стало формирование правовой культуры студенческой молодёжи, развитие у них интереса к политической жизни страны и изучение прав студентов.
Активисты центра гражданско-патриотического воспитания и совета по межкультурному взаимодействию совместно со Ставропольским Движением «Знамя Победы» подготовили и провели военно-патриотическую квест-игру «Память сквозь время», включавшую задания по истории Ставрополя в годы Великой Отечественной войны.
Особое значение для патриотического воспитания студенческого молодёжи приобретает работа с первокурсниками. Так, 5 февраля 2017 года, в День памяти воинов-интернационалистов, активисты Центра гражданско-патриотического мероприятия провели кинолекторий, посвященный войне в Афганистане. Основной целью мероприятия стало знакомство молодого поколения с событиями, связанными с подвигом и мужеством наших соотечественников. Центральной идеей мероприятия выступило напоминание о том, что прошлое нашей страны, каким бы трудным оно ни было, это достояние народа, а его сохранение в памяти народной - важнейшая политическая, нравственная, культурная задача. Активисты Центра регулярно оказывают адресную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, проводят совместные мероприятия с Советом ветеранов Промышленного района города Ставрополя, взаимодействуют с активистами Российского движения школьников. Большое значение для развития инициативности, самостоятельности, творческой активности студенческой молодёжи имеет участие активистов Центра во Всероссийских конкурсах патриотической направленности, таких как «Горячее сердце», «Эстафета поколений», «Герои, живущие рядом». В настоящее время студенты организуют сбор информации для проведения социально значимой акции «Бессмертный полк учительства Ставрополья», направленной на сохранение исторической памяти об учителях - участниках Великой Отечественной война, тружениках тыла, а также тех педагогах, которые трудились на благо отечественного образования в послевоенные годы. Не менее важным проектом становится создание виртуального музея «Музей одного события», над которым сейчас активно работают студенты. В перспективе предполагается расширение тематики музея, включение в него разделов о символике России, известных политических деятелях, видеозала с материалами социальной и патриотической направленности, методической копилки, памятниках города Ставрополя и др.
Анализ результатов деятельности объединения определил условия повышения эффективности процесса формирования социальных компетенций средствами общественной деятельности, а именно: разработка нормативно-правового обеспечения; целеполагание; использование традиционных и инновационных форм, методов и средств организации деятельности студенческого самоуправления; разработка методического обеспечения; создание благоприятного психологического климата; поддержка инициативы.
Таким образом, деятельность студенческого объединения «Центр гражданско-патриотического воспитания», реализуемая на добровольной основе, позволяет повысить эффективность патриотического воспитания в вузе, развить социальную активность студенческой молодёжи, сформировать социальные компетенции, необходимые специалисту в области образования.
1. Беляев А.В. Гражданское образование в федеральном университете: проектирование, организация, управление: монография. Ставрополь, 2014.
2. Концепция государственной молодёжной политики в Российской Федерации. Available at: http://lib.convdocs.org/docs/index-277984. html
3. Костина Е.А. Академическая мобильность студентов высшей школы России: кросс-культурный подход. Философия образования. 2014; 6 (57): 64 - 76.
4. Костина Е.А. Кросс-культурный подход к организации академической мобильности студентов педагогического вуз. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54)% 69 - 71.
References
1. Belyaev A.V. Grazhdanskoe obrazovanie v federal'nom universitete: proektirovanie, organizaciya, upravlenie: monografiya. Stavropol', 2014.
2. Koncepciya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii. Available at: http://lib.convdocs.org/docs/index-277984.html
3. Kostina E.A. Akademicheskaya mobil'nost' studentov vysshej shkoly Rossii: kross-kul'turnyj podhod. Filosofiya obrazovaniya. 2014; 6 (57): 64 - 76.
4. Kostina E.A. Kross-kul'turnyj podhod k organizacii akademicheskoj mobil'nosti studentov pedagogicheskogo vuz. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54)% 69 - 71.
Статья поступила в редакцию 08.08.17
УДК 37.011.33
Suslov D.V., Cand. of Sciences (Military), Head of Department of Tactics, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Lopuha T.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected] Strabykin A.G., teacher, Department of Tactics, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL RESPONSIBILITY OF CADETS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A MILITARY INSTITUTION. The paper formulates the main theoretical approaches to the process of development of professional responsibility of cadets of military schools. From the standpoint of dialectical, systematic and activity approaches the paper highlights the major contradictions, acts as a mechanism of its development, the determinants of the controllability of the process. The process of the development of professional responsibility is investigated in connection with the development of the student as a subject of military-professional activity. The authors offer stages of the development of professional responsibility (organization and adaptation; external development; self-development). The main goal of the development of professional responsibility is to complete mastering of the professional role of an officer.
Key words: professional liability, cadets of military schools, factors of development, principles of organization of professional military activities, contradictions, developmental process.
Д.В. Суслов, канд. воен. наук, полковник, нач. каф. Новосибирского высшего военного командного училища, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
Т.Л. Лопуха, канд. пед. наук, доц. каф. Новосибирского высшего военного командного училища, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
А.Г. Страбыкин, подполковник, преп. Новосибирского высшего военного командного училища, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА
В статье формулируются основные теоретические подходы к процессу развития профессиональной ответственности курсантов военных вузов. С позиций диалектического, системного и деятельностного подходов выделены основные противоречия, выступающие механизмом её развития, детерминанты управляемости этого процесса. Сформулированы принципы решения проблемы исследования. Процесс развития профессиональной ответственности исследуется на фоне развития курсанта как субъекта военно-профессиональной деятельности. Определены этапы развития профессиональной ответственности (организации и адаптации; внешнего развития; саморазвития). Главная цель развития профессиональной ответственности - полное освоение профессиональной роли офицера.
Ключевые слова: профессиональная ответственность курсантов военных вузов, факторы ее развития, принципы организации военно-профессиональной деятельности, противоречия, движущие процессом развития.
В современной психолого-педагогической науке сложилось представление о профессиональной ответственности курсантов как об устойчивом, интегративном профессионально важном качестве личности, развитие которого, в силу требований военно-профессиональной деятельности, потребностей общества и самой личности, должно являться одной из обязательных целей образовательного процесса военного вуза. Закономерности развития профессиональной ответственности личности, раскрытые в педагогической теории и практике, способны служить научной основой организации воспитания профессиональной ответственности курсантов, но для этого их необходимо выделить, описать и адаптировать к условиям образовательного процесса военного вуза, к каждой социально-профессиональной группе (курсанты младших курсов, курсанты старших курсов, офицеры-выпускники и молодые офицеры).
«Развитие» есть одна из базовых философских категорий, отражающая один из способов, принципов бытия. Большая Советская Энциклопедия определяет развитие как «...необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов» [1, с. 409]. Среди многочисленных концепций развития мы избрали теории, сложившиеся в русле диалектического подхода, поскольку диалектика, как ее определил Г. Гегель, не только является целостной теорией развития, в основе которой идея противоречивых отношений форм бытия, она имеет прочные позиции в психологии и педагогике [2], а в свое время являлась методологической основой ведущего для нашего исследования личностно-деятельностного подхода к организации педагогических процессов.
Современные теории диалектики принадлежат А.Я. Бер-ману [3], А.С. Казеннову [4], В.Я. Огневу [5] и другим авторам. С позиций диалектики, выступающей в данных теориях в качестве способа познания действительности, развитие профессиональной ответственности курсантов можно считать закономерным процессом непрерывного изменения качеств, образований и состояний личности под влиянием:
- единства и борьбы противоположностей. Профессиональная ответственность как явление в каждый момент времени характеризуется противоположными свойствами, находящимися в противодействии. Так, профессиональный долг и обязанности, пока они внешние, противоположны собственным интересам курсанта, морально-этические нормы офицерского корпуса -тем нормам, которые он интериоризировал до военной службы, индивидуальность - коллективному характеру военно-профессиональной деятельности, а свобода - необходимости. Усиление борьбы противоположностей, возникновение острых противоречий приводит к качественному изменению личности курсанта в целом и профессиональной ответственности в частности;
- перехода количественных изменений в качественные. Этот закон обусловливает появление качественно нового уровня профессиональной ответственности курсантов при накоплении необходимых знаний и представлений, опыта ответственного отношения к военно-профессиональной деятельности, профессиональному развитию и коллективу, интериоризированных норм;
- отрицания отрицаний. Новое качественное состояние профессиональной ответственности в процессе диалектического развития делает накопленные знания, умения и опыт недостаточными, заставляет рассматривать профессиональную ответственность в контексте нового социально-профессионального статуса (младший командир, курсант старшего курса, выпускник и т. д.). При этом оно является продолжением, носит черты предыдущего состояния.
Ключевым понятием теорий диалектического развития является противоречие - «.взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития» [6, с. 203]. Поскольку речь идет о развитии одной из сторон личности, необходимо подчеркнуть, что противоречие только тогда является движущей силой развития профессиональной ответственности, когда оно является не внешним по отношению