УДК 37.013.8
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ - ЗАЛОГ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ИХ ЛИЧНОСТИ
Школа-гимназия № 5, Казахстан, ВКО, г. Семей
Современный образовательный процесс предполагает технологизацию обучения. Все виды новых педагогических технологий опираются на развивающие виды деятельности. Вне обучения не может быть полноценного развития. В процессе обучения необходимо учитывать особенности уже достигнутого уровня развития, опираться на него.
Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках, в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.
На становление личности в первую очередь оказывают влияние национальные порядки, а затем уже все интернациональные. Это играет свою положительную роль и в процессе познания.
Организация образовательного процесса протекает тем успешнее, чем у большего количества обучаемых удалось возбудить и развить познавательный интерес. В этом случае познавательный интерес - «стремление больше знать» - становится одним из ведущих мотивов учения. Не случайно проблема познавательного интереса издавна привлекала внимание педагогов. Ей уделяли большое внимание в своих работах основоположники педагогики Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А. Дис-тервег.
Интерес является одним из важнейших стимулов к учению, познанию нового. Под его влиянием развивается интеллектуальная активность, совершенствуется память, обостряется работа воображения, восприятия, повышаются внимание, сосредоточенность.
Познавательный интерес определяет положительное отношение ученика к учению в целом и к изучению отдельных предметов. Если учителю удается пробудить интерес к своему предмету, то создаются предпосылки для самостоятельной творческой работы учащихся: они будут стремиться к знаниям, преодолевать разнообразные трудности на пути их приобретения.
Все мыслительные операции формируются в процессе учебы и развиваются с возрастом. В процессе формирования познавательной активности необходимо учитывать психологические особенности учащихся по возрастным показателям.
При обучении физике, например, в УП-УШ классах, следует принимать во внимание, что уровень абстрактного мышления детей в этом возрасте еще довольно низок. У них преобладает нагляднообразное мышление, поэтому при изучении физических явлений, свойств тел необходимо полнее опираться на чувственно-конкретное восприятие, широко используя с этой целью разнообразные средства наглядности (демонстрацию опытов, работу с раздаточным материалом, показ приборов, моделей, макетов, экранно-звуковые средства и т.д.).
В IX классе на этой основе значительно легче будет проходить процесс формирования у учеников понятий кинематики, динамики, отличающихся высокой степенью абстрактности, таких как «материальная точка», «скорость», «ускорение», «мгновенная скорость», «масса», «сила». Это понятия об объектах, которые нельзя увидеть, представить, но можно только понять. Здесь должно быть усилено внимание на формирование умения самостоятельно делать обобщения.
В X классе усиливается внимание на развитие теоретического мышления, выработку умения делать умозаключения методом дедукции. Содержание учебного материала создает для этого благоприятные условия. Здесь изучаются молекулярнокинетическая теория строения вещества, элементы электронной теории, на основе которых объясняются физические свойства вещества в различных агрегатных состояниях, и электрические явления, происходящие в различных средах.
В XI классе все перечисленные интеллектуальные умения развиваются до достаточно высокого уровня, в результате чего повышаются познавательные способности учащихся, возрастают темпы продвижения вперед в познании нового. Благодаря этому учащиеся подготовлены к усвоению и переработке все возрастающего объема научной информации. Вместе с тем здесь должна ставиться и решаться задача выработки у учеников более сложных мыслительных операций, в частности, операции переноса знаний и умений, полученных на занятиях по физике, на приобретение знаний при изучении других предметов [1].
Здесь важно также вырабатывать у учеников умение систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении различных предметов (физики, химии, биологии), умение самостоятельно работать с различными литературными источниками, сравнивать изложение одних и тех же воп-
росов в различных пособиях и высказывать свои суждения.
Для формирования осознанных мотивов учения и познавательного интереса к предмету учителю необходимо знать условия их формирования, факторы, определяющие те или иные мотивы.
Мотивы учения могут быть разнообразны: исполнение установки родителей на получение образования, стремление «быть не хуже других», получение свидетельства об окончании средней школы, стремление поступить по окончании школы в институт и др. Более высокие мотивы - получение знаний для того, чтобы быть полезным обществу, и, наконец, мотив «чтобы больше знать», т.е. мотив, в основе которого лежит познавательный интерес.
На основе познавательного интереса приобретает особенно важное значение формирование у учащихся обобщенных познавательных умений (умения наблюдать, самостоятельно ставить опыты, систематизировать и обобщать знания, объяснять и предсказывать явления, исходя из общих теорий), умений пользоваться обобщенными планами изучения явлений, законов, теорий (при изучении не только физики, но и других предметов естественного цикла).
Народная педагогика, являющаяся предметом этнопедагогики, - педагогика природосообразная и жизнесообразная, демократическая и гуманистическая.
Принцип народности, научно обоснованный К.Д. Ушинским, как священный принцип национального воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность.
Принципиальная установка К.Д. Ушинского в том, что в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих, как ничто другое передает суть науки этнопедагогики.
При формировании познавательной деятельности учащихся на основе этнопедагогики также необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Переходя к вопросу об активизации познавательной деятельности учащихся на основе этно-педагогики, невозможно не акцентировать внимание на казахской мудрости, которая гласит: «До пяти лет к сыну обращайся, как к царю, до пятнадцати - как другу, после пятнадцати - как к соратнику». У учащихся, к которым в пятнадцать лет обращаемся как к партнерам и лидерам, развивается ораторское искусство в контексте национальной традиции. Это искусство заложено в генофонде казахской нации.
При организации работы со старшеклассниками стараемся применять дебатную технологию, так как способность выражать свою мысль грамотно и лаконично развивается на практике.
Вестник ТГПУ. 2008. Выпуск 3 (77)
В процессе организации познавательной деятельности на практике используем разнообразные интерактивные методы по технологии К. Вазиной «коллективная мыследеятельность — модель развития человека». Это означает: сознавая «чувство локтя», каждый член группы показывает себя с какой-либо грани, тем самым способствуя развитию друг друга, влияя друг на друга.
Казахи лидерству молодежи испокон веков придавали особо важное значение. Наши древние предки - тюрки - высоко ценили ораторскую способность людей, и среди них функционировал совет биев-ораторов.
Важное значение риторике придавали Аль-Фараби (870-950), Юсуф Баласагуни («Кутадгу билик», 1069), Махмуд Кашкари (Дикани луга ат-ту-рик, XI в.) и др.
Языковое кредо казахов - «Онер алды-Кызыл тил» (буквально «Красноречие - самое высшее искусство»).
Документальные источники свидетельствуют, что казахские ханы, бии, батыры (полководцы), борцы, дипломаты (елши) - детище древнего казахского лидерского движения, которое с давних времен развивалось в жестких айтысах и жарких прениях с враждующими иностранцами. Многие казахские ханы, абсолютное большинство казахских биев удостаивались звания «бий» еще в детстве. Так, например, знаменитый бий, дипломат Каз дауысты Казыбек бий (1665-1775), кроме звания «бий», был еще и «елши» (дипломат) с 14 лет, победив в дискуссии непревзойденного оратора калмыкского хана Хунтайджи - ярого врага казахского народа. Побежденный хан приказал: «Без остатка верните казахам весь скот и людей» [2].
Народное языковое воспитание должно быть привито подрастающему поколению. В этой связи казахское ораторское искусство представляет собой разновидность языковой дидактики, занимающейся развитием родного языка. А язык - это непосредственное выражение любой научной мысли вслух, средство передачи сути проблемы.
В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Соответственно, конечно, и словесные средства обучения и воспитания. Возьмите для примера частушки, прибаутки, скороговорки, речитативы, песенки, загадки, пословицы, поговорки, приговорки, моленья, назидания, басни, притчи.
Многообразны в народной педагогике словесные формы воздействия на чувства, сознание, поведение человека. Словесные приемы воздействия на личность многочисленны и разнообразны: увещевание, уговор, разъяснение, приказ, просьба, поручение, поверье, приучение, наставление, назидание, пожелание, совет, намек, одобрение, благодарность,
осуждение, упрек, укор, зарок, запрет, благопоже-лание, завет, заповедь, проповедь, исповедь... [3].
Методика «Разбор и обсуждение конкретного материала как метод активного обучения» является одной из продуктивных форм организации занятий.
Особенность ее в том, что предметом анализа и обсуждения является не ситуация, а готовый проект, план, анализ разрешенной проблемы и т.д.
Основными целями осуществления такого метода проведения занятий являются: активизация познавательной деятельности учащихся; совершенствование навыков применения полученных знаний, обмен знаниями и опытом между учащимися.
Активизация познавательной деятельности учащихся достигается за счет того, что само занятие носит творческий, исследовательский характер.
Важным этнопедагогическим фактором в организации занятия является то, что дается конкретное задание лидерам групп - защитить проект, а их членам не только рассмотреть и обсудить проект, но и выступить и дать свои рекомендации по его усовершенствованию.
Уникальность этого явления заключается в том, что, начиная с детского возраста, человек упражняет свои интеллектуальные способности методом «мозгового штурма», выражаясь современной научной терминологией.
Организационная структура занятий, проводимая в форме обсуждения конкретных проектов, планов и т.д., зависит от темы, характера изучаемого материала.
Обязательными элементами таких занятий должны быть индивидуальная работа каждого учащегося с материалом, обсуждение его в группах с подготовкой коллективных выводов и предложений, общая дискуссия.
Бурный прогресс современной цивилизации оставляет как бы на обочине многие знания, умения и навыки, приобретенные всем ходом многотрудного исторического развития человечества. Подчас выпадают из процесса духовного развития мира целые пласты, целые культурные системы. Особенно те, которые созданы и продолжают создаваться народами, приверженными к своему традиционному образу жизни.
Традиции многообразны. По ним можно судить о народе или о какой-то стороне его бытия. Даже такая, свойственная традиции, черта, как консерватизм, порою оказывается благом, спасением, ибо является условием стабильности народа, устойчивости его нравственных основ, менталитета. В традициях концентрируются, пересекаются тысячелетия, духовные искания человечества, народов, людей, ибо человечество - это единый космический этнос, вселенская, так сказать, личность, народ -это историческая личность.
В VII классе при изучении закона Архимеда применяется следующее творческое задание: учащимся предлагается стихотворение И. Джансугу-рова «Малта».
В содержании стихотворения описывается процесс взбивания курта: сваренное молоко наливается в кожаный мешок, затем путем дальнейшего механического воздействия (с помощью деревянного ступа) составляющие компоненты молока всплывают на поверхность наподобие сливок, из которых изготовляется курт (малта) - молочнокислый продукт. Этот процесс подобен тому, как при варке молока на его поверхности появляются сливки, плотность которых меньше плотности самого молока.
Рсливки < рмолока
Применение этнопедагогических приемов на данном уроке вызывает у учащихся особый интерес: во первых, само стихотворение по рифмовке и содержанию увлекает детей, во-вторых, то, что для объяснения конкретного закона на уроках по предметам политехнического цикла применяется интересное стихотворение, усиливает необычность задания. Кроме того, в содержании стиха заложена традиция: производить национальный кисломолочный продукт.
При изучении темы «Электрический ток в газах» методами дебатной технологии утверждающая группа учащихся подробно описывает возникновение молнии, опираясь на научные данные: в начале появляется яркий свет, и только спустя некоторое время слышится звук. Это потому, что скорость света больше скорости звука.
с = 3 • 108 м/с, 0 = 330 м/с
Откуда берутся заряженные частицы при ударе молнии?
Оппоненты, т.е. противоположная группа ребят, соблюдая правила дебатов, критикуют первых, что
те «с ученым видом знатока» объясняют явление божье, появление молнии, какими-то якобы научными данными.
Естественно, те и другие ребята понимают теорию и знают суть явления, но правила интеллектуальной игры заключаются как раз в том, что игроки должны аргументировать и доказывать каждый свою позицию.
Естественно, мы приводим некоторые примеры по использованию штрихов этнопедагогического подхода.
В своей педагогической практике мы акцентируем внимание на факторах этнопедагогики: природа, игра, слово, дело, общение, быт, искусство, традиция, идеалы-символы.
Опыт показывает, что эффективность техноло-гизации обучения порою немало зависит от умелого использования вышеуказанных факторов.
Творческое возрождение этнопедагогических традиций справедливо воспринимается как своего рода инновационный феномен. Их диалектическое приспособление к новым социальным условиям приводит к педагогическим находкам, порою - к неожиданно продуктивным новшествам.
В условиях изменения парадигмы образования в целом процесс социализации личности ребенка как никогда актуален. Сейчас все реже и реже говорится и пишется о ЗУНе (знаниях, умениях и навыках). Акцент делается на формировании ключевых компетенций при изучении той или другой науки (предмета).
Компетенции формируются при попытке разрешения проблемы, которая возникает при той или иной ситуации. Способность учащегося разрешить социальную проблему на основе имеющихся знаний и есть его компетентность.
Таким образом, компетентность формируется в процессе конкретной деятельности. Деятельностный подход к знаниям - это и есть технологизация процесса обучения.
Поступила в редакцию 18.02.2008
Литература
1. Основы методики преподавания физики в средней школе. / Под ред. А.В. Перышкина, А.В. Разумского и др. М., 1984.
2. Хасенов Б.Х. Развитие казахского ораторского искусства в контексте лидерского движения // Этнопедагогика и этнопсихология. А., 1995.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1999.