<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#9(113)),2Ш9 / PEDAGOGICAL sciences
103
УДК 378.1 ГРНТИ 14.05.07
Рахымбеков А.Ж1., Профессор Есенгабылова Н.Ж2., Тогжанова Ж.К3., Исмаилова Г.К4., старшие преподаватели Жетысуский государственный университет им. И.Жансугурова1, Казахский Национальный аграрный университет2,3,4 DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10240 ОБ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ НАРОДОВ КАЗАХСТАНА
Rakhymbekov A.Zh1., Professor Esengabylova N.Zh2., Togzhanova Zh.K3., ,Ismailova G.K4., Senior teachers Zhetysu State University I.Zhansugurova1, Kazakh National Agrarian University2'3'4
ABOUT THE ETHNIC IDENTITY OF PEOPLES OF KAZAKHSTAN
Аннотация.
В нашей статье рассмотрена возможность приобретения этнокультурной и государственной идентичности, которые могут быть достигнуты наиболее эффективно через систему образования студентами в условиях новой кредитной технологии обучения в ВУЗе. Показаны основные принципы для них :
- создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур;
- ориентация на диалог культур, их взаимообогащение:
- удoвлeтвopeнии личнocтных oбpaзoвaтeльных пoтpeбнocтeй cтудeнтoв нa ocнoвe учeтa их cпocoбнocтeй и вoзмoжнocтeй;
- пpиoбpeтeнии cтудeнтaми oпытa иннoвaциoннoй дeятeльнocти в кoнтeкcтe будущeй пpoфeccии;
- вocпитaнии cиcтeмнoгo мышлeния cпeциaлиcтa, включaющeгo цeлocтнoe пoнимaниe ж тoлькo пpиpoды и oбщecтвa, нo и ceбя, cвoeгo мecтa в миpe;
Abstract.
In our article the possibility of acquisition of ethno-cultural and state identity which can be reached most effectively through system of education by students in the conditions of new credit technology of training in higher education Institution is considered. The basic principles for them are shown :
- creation ofconditions for identification of a person with his native culture and assimilation of other cultures;
- orientation to the dialogue of cultures, their mutual enrichment:
- satisfaction ofpersonal educational needs of students based on their abilities and capabilities;
- acquisition of experience of innovative activity by students in the context of their future profession;
- education of system thinking specialist, including a holistic understanding of not only nature and society, but also themselves, their place in the world;
Ключевые слова: этнокультура, образование, компетентность, анализ, концепция, модель, проект, исследование, идентификация.
Key words: ethnoculture, education, competence, analysis, concept, model, project, research, identification
Помнить о своих корнях, знать историю и традиции своего народа -- это тот ориентир, который ярко прослеживается в различных направлениях реформирования современной образовательной системы. В июле 1996 года наш Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев одобрил "Концепцию этнокультурного образования в Республике Казахстан". Стратегия этнокультурного образования направлена на реализацию двух взаимосвязанных целей: этническая идентификация и государственная интеграция.
Этнокультурная идентичность народа складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям, почитания национальных героев. Она формируется в процессе свободного и добровольного жизнетворчества нации.
Состояние этнокультурной идентичности достигается через созданную народом социокультурную сферу. Государственная интеграция - фундаментальная и стратегическая цель этнокультурного образования. Если этнической идентичности отдельный народ может достигнуть в относительно
104
РЕБАСООГСАЬ 8С1Е1ЧСЕ8 / <<ШУШМУМ~^©УГМак>>#9(113)),2(0]9
короткое время, то достижение государственной интеграции - длительный процесс, требующий усилий всех этносов в государстве. В конечном итоге именно государственность и есть основное условие возможности этнической идентификации народа, населяющего Казахстан.
Этнокультурная и государственная идентичность могут быть достигнуты наиболее эффективно через систему образования. В качестве одной из основных задач этнокультурного образования выдвигается - воспитание поликультурной личности студента. При этом важно руководствоваться следующими основными принципами:
- создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур;
- ориентация на диалог культур, их взаимообогащение.
Эти принципы определяют такие качества поликультурной личности, как чувство Земли как общего дома, и Казахстана как общей родины, чувство ответственности за общий дом и за природу страны. Любовь к своему народу гармонически должна сочетаться с любовью к земле, на которой живет этот народ. Центральная задача этнокультурного образования в этой части, чтобы дети испытывали законную гордость, называя себя "Казахстан-цами" [1].
В "Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года", одобренной Правительством Республики Казахстан 24 февраля 2004 года, отражены основные принципы образовательной политики Казахстана. Одна из задач Концепции - развитие образования с учетом исторических, национальных, демографических, географических, экономических и культурных особенностей Казахстана [2].
Цель среднего образования на национальном уровне -- способствовать становлению компетентной, интеллектуально и духовно развитой личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан. Основные задачи среднего образования заключаются в предоставлении каждому обучающемуся возможности:
- развивать свою культурную идентичность на основе казахского и мирового культурного наследия, уметь ценить и понимать наиболее важные стороны и аспекты культуры, формирующие личность.
- быть готовым к ценностно-осмысленному сотрудничеству с носителями иных культур и религиозных концессий;
- выработать целостное мировоззрение как систему взглядов и убеждений на окружающую действительность, позитивное отношение к самому себе, природе, обществу и умение действовать в соответствии с ними;
Уровень образования и интеллектуальный потенциал общества в современных условиях приобрели характер важнейшей составляющей национального богатства, а образованность человека, профессиональная мобильность, стремление к
творчеству и умение действовать в нестандартных ситуациях стали основой прогресса, условием реализации стратегии устойчивого развития и безопасности Республики Казахстан.
Выпускники школ Казахстана должны быть патриотами своей страны, понимать и воспринимать новые тенденции в развитии общества, владеть казахским (как государственным языком), русским и одним из иностранных языков, осознавать значение государственного языка как залога стабильности в многонациональном обществе, уметь адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям [3].
Формирование национального самосознания и его развитие, осознание себя представителем своего народа - это первая основная цель современного школьного образования. Дальнейшее развитие национальной школы предполагает, прежде всего, этнопедагогизацию всего образовательного процесса, а целью этого преобразования является воспитание самопознания подрастающего поколения как свидетельство принадлежности его к данной нации. Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, -писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях..." [4].
Происходящие социально- экономические и политические перемены в стране наряду с ростом национального самосознания граждан актуализируют проблему сохранения этнической самобытности народов Казахстана. В процессе сохранения исторического и культурного наследия в системе воспитания подрастающего поколения в новых социально-экономических условиях значительная роль отводится духовному развитию школьников. В связи с этим проблема этнокультурного и эстетического воспитания личности, формирования ее духовности, является одной из приоритетных, поскольку составляет основу ее общей культуры. В сложившейся ситуации социально-экономического развития страны важным является как определение духовно-нравственных ориентиров, так и разработка научных и методических основ этнокультурного воспитания подрастающего поколения.
Этнокультурное воспитание тесно связано с разными видами народного творчества, в том числе и с декоративно-прикладным искусством. Интерес, проявляемый в настоящее время к декоративному искусству казахского народа, не просто дань уважения к культурным традициям предков, а стремление к их сохранению. А это - совершенно особая задача ("сверхзадача"), по отношению к целям достижения непосредственного предметного, "отделимого" результата. В таком подходе к народному искусству -- фундаментальная мудрость мировой народной педагогики, как это следует из работ Г.Н.Волкова и его последователей [5].
Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует становлению гармонично развитой
<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#9(113)),2Ш9 / PEDAGOGICAL SCIENCES
личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство благотворно влияет на формирование человека будущего. Произведения декоративно-прикладного искусства формируют художественный вкус, создают эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.
В педагогике и этнопедагогике они характеризуются как эффективное средство, необходимое для реализации образовательных и воспитательных задач эстетического, патриотического, интернационального, трудового направлений. Э.В.Ильенков пишет: "Мир предметов, созданных человеком для человека, система отношений людей по поводу этих предметов и есть то, что в самом общем виде принято называть культурой" [6].
Историческая память, связь времен, мировоззрение народа сохраняется именно в национальном декоративно-прикладном искусстве. Обладая большим познавательным и развивающим потенциалом, а также воспитательными возможностями, народное искусство оказывает влияние на этнокультурное воспитание школьников. В философской, психолого-педагогической и методической литературе достаточно полно освещены различные аспекты проблемы этнокультурного и эстетического воспитания. Так, имеются работы, посвященные общим вопросам этнокультурного воспитания: (Ш. Уалиханов, К.Д Ушинский, Ш.М Мухтарова. В.С. Кукушкин, В.А. Сухомлинский А.Э Измайлов, М.В. Емельянова и др.); использованию народного декоративно-прикладного искусства в обучении и воспитании школьников (А.А. Калыбекова, Кор-нилко М.Ш. Омирбекова, С.А. Узакбаева, Ж.С. Ха-санова, Т.Я. Шпикалова, А.С. Хворостов,).
Казахстан - земля древней цивилизации Евразийского континента, где на протяжении веков возникали, гибли и вновь восставали из пепла могущественные империи и государства. Здесь проходили важнейшие торговые пути, связывающие Восток и Запад. Общеизвестно, о развитости той или иной цивилизации судят прежде всего по уровню культуры. В этом смысле Казахстан является страной богатейшего культурного наследия. Казахский народ волей истории оказался на стыке восточной и западной культур, в результате чего образовался некий синтез, основу которого составляют тюркские корни, но при этом также ощутимо европейское влияние.
105
Самобытность декоративно-прикладного искусства казахов во многом обусловлена особенностями хозяйственно-культурного типа, где сочетались преобладающее кочевое, полукочевое скотоводческое хозяйство и земледелие. Ярко отражая историю, ментальные особенности, специфику образного мышления, это искусство воплощает творческую суть и эстетические предпочтения казахского народа. Данный вид творческой деятельности, связанный с эстетическим преображением предметного мира и являя собой одну из форм художественного самовыражения этноса, емко и глубоко выражает суть национального своеобразия, этнокультурную идентичность.
Без знания прошлого невозможно эффективно созидать в настоящем, а без настоящего не построить и будущего. "Мудрость предков - зеркало для потомков" [7]. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-проанализировать актуальность этнопедаго-гизации воспитательного процесса на практических занятиях студентов специальности «Профессиональное обучение» ;
- анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме этно-педагогического, этнокультурного и поликультурного воспитания студентов.
Список использованной литературы
1. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан // Образование в Казахстане, 2005.-№2(11).- с. 20-24.
2. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года. // Казахстанская правда.2003г. 26 декабря
3. Государственные общеобразовательные стандарты среднего общего образования Республики Казахстан. Среднее общее образование. Ал-маты: РОНД, 2002. - 368 с
4. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. Т. 1 /Сост. С.Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1988 -416 с.
5. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Под редакцией члена-корреспондента АПН СССР, профессора И.Т.Огородникова.- Чебоксары, 1974. 376 с.
6. Ильенков Э.В. О воображении. // Народное образование, 1968. №. 3. -- С.33-37.
7. Казахские пословицы и поговорки. Перевод М.Аккозина. - Алма-Ата, 1985.-156 с.