Научная статья на тему 'Возможности использования этнокультурного потенциала в развитии личности учащихся'

Возможности использования этнокультурного потенциала в развитии личности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / АССАМБЛЕЯ НАРОДА КАЗАХСТАНА / ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА СТРАНЫ НАРОДУ "КАЗАХСТАН 2030" / ETNOPEDAGOGICAL POTENTIAL / ETNOPEDAGOGY / THE ASSAMBLYOF PEOPLES OF KAZAKHSTAN / MESSAGE FROM THE PRESIDENT TO THE PEOPLE KAZAKHSTAN 2030

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морданова С. М.

Статья «Возможности использования этнокультурного потенциала в развитии личности учащихся» обширно освещает исследовательский материал причин обращения к этнопедагогике ввиду актуальности проблемы воспитания нравственных качеств. Вопросы становления и развития этнопедагогики показывают важность роли средств данной науки для нравственного воспитания личности. Основные аспекты статьи доказывают злободневность данной темы в условиях современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITY OF USING ETHNIC AND CULTURAL IN THE DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL STUDENTS

The article «The possibility of using ethnic and cultural in the development of individual students » upbringing by means of widely interpretates the research material of the reasons of addressing to Ethnopedagogics in a view of actuality of the moral qualities upbringing.The questions of the ethnopedagogical development show the importance of the role of the means of this science to the moral upbringing of the person. The main aspects of the article show the actuality of this theme in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Возможности использования этнокультурного потенциала в развитии личности учащихся»

УДК 371

Mordanova S.M. THE POSSIBILITY OF USING ETHNIC AND CULTURAL IN THE DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL STUDENTS. The article «The possibility of using ethnic and cultural in the development of individual students » upbringing by means of widely interpretates the research material of the reasons of addressing to Eth-nopedagogics in a view of actuality of the moral qualities upbringing.The questions of the ethnopedagogical development show the importance of the role of the means of this science to the moral upbringing of the person. The main aspects of the article show the actuality of this theme in modern conditions.

Key words: etnopedagogical potential, etnopedagogy, the Assamblyof Peoples of Kazakhstan, message from the President to the people Kazakhstan - 2030.

С. М. Морданова, асп. ЧГПУ, г. Костанай, E-mail: [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Статья «Возможности использования этнокультурного потенциала в развитии личности учащихся» обширно освещает исследовательский материал причин обращения к этнопедагогике ввиду актуальности проблемы воспитания нравственных качеств. Вопросы становления и развития этнопедагогики показывают важность роли средств данной науки для нравственного воспитания личности. Основные аспекты статьи доказывают злободневность данной темы в условиях современного образования.

Ключевые слова: этнопедагогический потенциал, этнопедагогика, Ассамблея народа Казахстана,

Послание Президента страны народу «Казахстан - 2030».

Культура любого народа является частью мирового культурного пространства, в котором происходит взаимодействие различных этносов. Она может сохранить свою неповторимость только в процессе диалога с другими культурами, тогда как язык насилия и борьбы может привести к полной её гибели. К сожалению, ведущиеся сегодня в мире войны нарушают процесс межнационального развития и взаимодействия.

Противостоять этим процессам можно совместными усилиями, возрождая и используя в воспитании подрастающих поколений традиции народов Казахстана, сопоставляя различные педагогические системы. Изучение традиционного педагогического опыта формирования нравственной культуры народов может служить средством модернизации воспитательных систем в нашем отечестве. Именно поэтому на современном этапе развития общества перед казахстанским образованием стоит задача обеспечения дальнейшего развития родной культуры, формирования нравственной культуры молодого поколения , являющегося носителем национального идеала. Обращение к национальной культуре и искусству -это возможность «формировать общекультурный интеллект личности», приблизить её к природе как «началу душеобразо-вания» человека с обретением глубоко гуманной, одухотворяющей всё живое, позиции, сблизить нации и обрести планетарное сознание, милосердие, терпимость, уважение к другим.

Сегодня перед отечественной педагогической наукой поставлена задача использования потенциала образования и воспитания в целях консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления межнациональной напряжённости и социальных конфликтов, равноправия национальных культур, ограничения социального неравенства [1].

Актуальность данной проблемы подчёркивается рядом правительственных и ведомственных документов.

С первых дней обретения независимости консолидация казахстанского общества, обеспечение равноправного сосуществования всех этнических групп стали основополагающими направлениями национальной политики государства. В сложных условиях транзитного периода благодаря целенаправленной и последовательной политике государства в Казахстане не было столкновений на межэтнической почве, дестабилизации и раскола общества.

Сегодня в Казахстане сформирована собственная модель межэтнического согласия, получившая высокую оценку в мировом сообществе.

Созданы эффективные нормативно- правовые и концептуальные основы обеспечения межэтнического согласия. Конституция Республики Казахстан гарантирует защиту интересов всех граждан независимо от этнической, расовой или иной принадлежности. Нормы Основного закона заложили основу для доверия и взаимоуважения между всеми этническими группами. Приоритеты обеспечения межэтнического и меж-конфессионального согласия отражены в программной работе Президента н.А. Назарбаева «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана», Стратегии развития Казахстана до 2030 года, Концепции формирования государственной идентичности РК. Эта тема всесторонне раскрыта в книгах Главы государства «В потоке истории», «Критическое десятилетие», его докладах на сессиях Ассамблеи народа Казахстана.

В своём Обращении президент отмечает: «Но даже среди приоритетов - образование занимает особое место, так как по сути образование стало проблемой национальной безопасности».

Таким образом, в Казахстане накоплен уникальный опыт национальной политики, обеспечивающий мирное сосуществование множества различных этносов и конфессий. При этом главным фактором успешности казахстанской модели межэтнического согласия выступает сохранение баланса интересов населяющих страну этнических групп, не допускающего привилегированного положения одних и ущемления прав других.

Вместе с тем существует ряд факторов, который может оказывать отрицательное влияние на межэтническую ситуацию. Потенциальную опасность представляет проникновение в Казахстан извне различных форм этно-религиозного экстремизма и радикализма. Этническую окраску могут приобретать и имеющиеся в обществе локальные социальные и бытовые проблемы. Возможные упущения в работе по воспитанию молодого поколения содержат опасность для преемственности традиций межэтнической и межкультурной толерантности населения полиэтничного Казахстана. К сожалению, представители поколения, которому предстоит решать глобальные проблемы современности, при моделировании собственного мира во главу угла ставят утилитарные ценности, а не общечеловеческие, нравственные идеалы. Достижение высокого материального благосостояния рассматривается ими в качестве важнейшего, а нередко и первого по значимости критерия жизненного успеха. Для современности характерны видоизменения общественных ценностей и идеалов, социальных ролей, активизация адаптационных процессов. Перед людьми

встаёт задача осознания и осмысления объективных социальных перемен, определения своего места в настоящем и будущем. Эти и другие аспекты требуют повышенного внимания как со стороны государства, так и всего общества В решении комплекса задач нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе принадлежит учебным заведениям.

Проблемы формирования нравственной культуры подрастающего поколения нашли свое отражение в трудах классиков отечественной и зарубежной педагогики и психологии, общественных деятелей: В.Г. Белинского, К.Н. Вентцеля, Л.С. Выготского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Л. Кольберга, Я.А. Коменского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоц-ци, Н.И. Пирогова, Ж. Пиаже, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, И.Я. Яковлева

По мнению К. Д. Ушинского, для достижения успехов в педагогике необходимо опираться на систему, созданную самим народом, в которой учитываются природные наклонности человека, своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды и обстоятельств. Знание устного народного творчества, отраженного в нем народного опыта воспитания, помогает глубже понять специфику исторического развития народа, его обычаи и традиции, семейные устои, и условия, в которых происходило воспитание и развитие личности каждого ребенка. Культура любого народа является частью мирового культурного пространства, в котором происходит взаимодействие различных этносов. Она может сохранить свою неповторимость только в процессе диалога с другими культурами, тогда как язык насилия и борьбы может привести к полной её гибели.

Этнопедагогический диалог, диалог культур подчеркивает межнациональное, общечеловеческое в нравственных ценностях народов, которые говорят на разных языках, но духовно они очень близки к друг другу.

На сегодня существует несколько альтернативных концепций, ориентированных на учёт этнических особенностей детей в процессе обучения и воспитания, множество программ, почти половина из них- авторские. Работа внешкольных учреждений по использованию народных традиций в учебно- воспитательном процессе ведётся по следующим направлениям: через кружки, центры, клубы по интересам и творческие объединения; посредством вовлечения в подготовку в подготовку и проведение массовых мероприятий фольклорных, культурно- досуговых; через методическую работу с педагогическими кадрами дополнительного образования, общеобразовательных школ. Основной традиционной эффективной формой деятельности внешкольных учреждениях является кружковая работа, направленная на формирование у детей:

- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

- представлений о духовно- нравственных ценностях и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

-эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

Библиографический список

- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.

Для достижения поставленных целей в учебных заведениях необходимо ведущим направлением деятельности поставить изучение семьи через воспитание нравственных качеств [2]. На учебных занятиях гуманитарного цикла ( литература, история) необходимо актуализировать следующие вопросы:

♦ народные традиции воспитания в современной се-мье;приобщение детей к национальным истокам в двуязычных, многоязычных семьях;

♦ использование элементов народного творчества в эстетическом воспитании; основы религиозной культуры и их использование в семейном воспитании.

♦ семья и экологическое воспитание детей с опорой на народные знания о природе;

♦ влияние народной культуры на воспитание детей;

♦ традиции народа и нравственное воспитание;

♦ подготовка детей к семейной жизни на основе традиций, обычаев семейной педагогики; возрождение традиций в современном семейном воспитании [3].

Чтобы повысить уровень знаний и активизировать интерес к национальным культурам был утверждён план проведения мероприятий с использованием наглядного материала, изделий декоративно- прикладного искусства, художественной, детской литературы, этнического фольклора, который способствовал

- пониманию учащимися значения сохранения национальных культур.

-возникновению уважения к этническим народам как уникальным и древним народностям нашей страны.

-включению учащихся в активную школьную деятельность, направленную на создание народных декоративных изделий.

-воспитанию любви к родному краю, формированию положительного эмоционально- оценочного отношения к окружающей действительности, умению понимать и уважать культуру другого народа.

Обращение к национальной культуре и искусству - это возможность «формировать общекультурный интеллект личности», приблизить её к природе как « началу душеобразова-ния» человека с обретением глубоко гуманной, одухотворяющей всё живое, позиции, сблизить нации и обрести планетарное сознание, милосердие, терпимость, уважение к другим.

Человечество не может сделать и шага вперед, не оглядываясь назад и не переоценивая заново все духовные ценности далеких и близких поколений. Путь к пониманию будущего любой науки, в том числе и педагогической, лежит через постижение ее настоящего и прошедшего. Духовные ценности, накопленные в древности, Гегель сравнивал с матерью-землей, от соприкосновения с которой наука, как Антей, обновляет свои силы. Поэтому мы и считаем, что традиционность культуры есть важнейший признак высокой культуры народа. Чем больше сохранившихся и широко бытующих древних традиций, чем внимательней к ним народ, тем выше его культура [4].

1. Полынская, И.Н. Воспитательный потенциал этнохудожественного образования школьников в условиях поликультурного образовательного пространства // Образование и наука. - 2009. — № 7.

2. Гасанов, М.М. Этнокультурный диалог как средство воспитания студенческой молодёжи // Педагогика. — 2009. — № 9.

3. Данилюк, А.Я. Духовно- нравственное воспитание российских школьников / А.Я. Данилюк, А.М. Кондраков, В.А. Тишков // Педагогика. -2009. — №4.

4. Киселёва, М.П. Д.И. Тихомиров о духовно- нравственном воспитании // Педагогика. - 2009. — № 1.

Bibliography

1. Polonckaya, I.N. Educational potential of the etho- art education of students in conventional multicultural education space // Education and Science. - 2009. — № 7.

2. 2.Gasanov, M.M. Ethno- cultural dialogue as a means of educating student // Pedagogy. - 2009. — № 9.

3. Danyluk, A.J. , Kondakov A.M., Nishkov V.A. Spiritual and moral education of Russian students / A.J. Danyluk, A.M. Kondakov, V.A. Nishkov // Pedagogy. - 2009. — № 4.

4. Kiseleva, M.L. Tikhomirov D.I on the spiritual and moral education // Pedagogy. - 2009. — № 1.

Статья поступила в редакцию 02.03.11

УДК 378: 001.8

Muravieva N.V. MODEL OF INDEPENDENT WORK PART-TIME STUDENTS' UNDER CONDITION OF INFORMATIZATION EDUCATION. The paper presents modeling students' independent work under conditions of informatization of education for the design, development and use of electronic means of organizing the independent work of students unchanged.

Key words: independent work, informatization of education, model.

Н.В. Муравьева, ст. преп. ЮУрГУ, г. Челябинск, Е-mail: [email protected]

МОДЕЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлено моделирование самостоятельной работы студентов в условиях информатизации образования для проектирования, создания и применения электронных средств организации самостоятельной работы студентов-заочников.

Ключевые слова: самостоятельная работа, информатизация образования, модель.

В начале XXI века наблюдается всплеск интереса к проблемам самостоятельной работы студентов. В числе важнейших причин - необходимость подготовки инициативных квалифицированных специалистов для модернизации экономики в России, а также информатизация образования, дающая принципиально новые качественные возможности для организации самостоятельной работы студентов в обучении.

Информатизация связана с насыщением системы образования компьютерной техникой и информационными технологиями. Роль последних состоит как в активизации самостоятельной работы, так и в повышении ее эффективности на основе технологичности, системности, профессиональной направленности самостоятельной работы, а также нацеленности на формирование умений самостоятельной познавательной деятельности. Создание и применение средств организации самостоятельной работы требует моделирования самостоятельной работы студентов в условиях информатизации образования.

Построение модели влечет необходимость системного подхода к самостоятельной работе в условиях информатизации образования, прежде всего морфологического (компонентного) и структурного аспектов системного анализа, кото-

рые предполагают изучение состава самостоятельной работы, выявление ее элементов и связей между ними.

Все исследователи с той или иной степенью подробности используют логику выделения этапов, принятых в общей теории деятельности. Наиболее общий подход выражен в исследовании П.И. Пидкасистого [1], который рассматривает в системном анализе самостоятельной деятельности такие элементы структуры, как мотив - цель - операция, полагая, что именно они характеризуют внутренние отношения и преобразования, возникающие в ходе развития деятельности обучаемого.

Компоненты самостоятельной работы как деятельности отвечают классическому определению деятельности с точки зрения ее цели, средства и результата, выраженных в процессе. Действительно, в самостоятельной работе студентов имеет место целевой компонент, средства деятельности, процессуальный компонент - непосредственное осуществление самостоятельной работы и результат. Поэтому в состав самостоятельной работы студентов мы включаем следующие компоненты: мотивацию, постановку цели, выбор средств и методов деятельности, процесс деятельности (преобразование объекта деятельности), ее результат, оценку и при необходимости коррекцию (рис. 1).

Рис. 1. Структура самостоятельной работы студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.