миниатюрной живописи, созданного художником-профессионалом, имеющего непреходящую художественную ценность.
При работе по мастерству, студент собирает подготовительный материал - натурные зарисовки и штудии, композиционные эскизы и рисунки фрагментов будущей композиции. Эта работа ведется не сама по себе, не в отрыве от всего и вся, но представляет собой логическое продолжение работы, начатой на
Библиографический список
занятиях по рисунку, использование приемов и навыков, приобретенных на них.
Таким образом, навыки, полученные при натурном рисовании драпировок, человеческой головы и фигуры, архитектуры и пейзажа, а также всего содержания обучения рисунку находят непосредственное применение в профессиональной художественной деятельности художника лаковой миниатюрной живописи.
1. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. Москва: Академия художеств СССР, 1963.
2. Бесшапошникова Ю.А., Носова Е.П. Пропедевтика: учебное пособие по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» профиль - Художественная роспись (Холуйская лаковая миниатюрная живопись на папье-маше). Санкт-Петербург: ВШНИ, 2014.
3. Гусева П.В. Формирование мастерства будущих художников палехской иконописи в высшей профессиональной школе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2012.
4. Дунаева Н.Ю. Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2013.
5. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. Ленинград: Художник РСФСР, 1978.
6. Денисова С.Н. Формирование творческой готовности к профессиональной деятельности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи. Диссертация кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2012.
7. Беляева А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. Санкт-Петербург: Ин-т профтехобразования РАО, 2002.
8. Александрова Н.М. Профессиональная педагогика: методология и теория обучения: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и научно-педагогических работников профессионального образования. Санкт-Петербург: Любавич, 2010.
9. Бесшапошникова Ю.А., Носова Е.П. Пропедевтика: учебное пособие по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» профиль - Художественная роспись (Холуйская лаковая миниатюрная живопись на папье-маше). Санкт-Петербург: ВШНИ, 2014.
10. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Москва: Просвещение, 1989.
11. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия и изображение человека на её основах. Москва: Изобразительное искусство, 1985.
References
1. Barsch A.O. Risunok v srednej hudozhestvennoj shkole. Moskva: Akademiya hudozhestv SSSR, 1963.
2. Besshaposhnikova Yu.A., Nosova E.P. Propedevtika: uchebnoe posobie po napravleniyu podgotovki «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly» profil' - Hudozhestvennaya rospis' (Holujskaya lakovaya miniatyurnaya zhivopis' na pap'e-mashe). Sankt-Peterburg: VShNI, 2014.
3. Guseva P.V. Formirovanie masterstva buduschih hudozhnikovpalehskojikonopisi v vysshejprofessional'nojshkole. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2012.
4. Dunaeva N.Yu. Specifika obucheniya risunku buduschih hudozhnikov tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2013.
5. Radlov N.'E. Risovanie s natury. Leningrad: Hudozhnik RSFSR, 1978.
6. Denisova S.N. Formirovanie tvorcheskoj gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti buduschih hudozhnikov palehskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi. Dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2012.
7. Belyaeva A.P. Integrativnaya teoriya i praktika mnogourovnevogo nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. Sankt-Peterburg: In-t proftehobrazovaniya RAO, 2002.
8. Aleksandrova N.M. Professional'naya pedagogika: metodologiya i teoriya obucheniya: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij i nauchno-pedagogicheskih rabotnikov professional'nogo obrazovaniya. Sankt-Peterburg: Lyubavich, 2010.
9. Besshaposhnikova Yu.A., Nosova E.P. Propedevtika: uchebnoe posobie po napravleniyu podgotovki «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly» profil' - Hudozhestvennaya rospis' (Holujskaya lakovaya miniatyurnaya zhivopis' na pap'e-mashe). Sankt-Peterburg: VShNI, 2014.
10. Beda G.V. Osnovyizobrazitel'nojgramoty. Moskva: Prosveschenie, 1989.
11. Rabinovich M.C. Plasticheskaya anatomiya iizobrazhenie cheloveka na ee osnovah. Moskva: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1985.
Статья поступила в редакцию 01.02.18
УДК 378
Mejrmanov A.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Deputy Head of Department of Culture, Archives
and Documentation (Astana Kazakhstan), E-mail: [email protected]
THE MAIN DIRECTIONS AND DEVELOPMENTS OF THE ETHNO-CULTURAL COMPONENT IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN. The author reveals the main directions of ethno-cultural component of the contemporary society. The basis of ethno-cul-tural education is the notion of ethnic culture. Ethnic culture is a set of traditional values, attitudes and behavioral characteristics embodied in the material, spiritual, and social life of the ethnic group of the past, developing in the historical socio-dynamics and constantly enriching the ethnic specifics of culture in various forms of self-realization of people. Ethnic culture includes the totality of material and spiritual values of a people (ethnic group). The article emphasizes that the ethno-cultural education has great potential in the formation of students' ethnic identity, tolerance and culture of interethnic communication; creates understanding of the spiritual values of other people through a value system of its people.
Key words: ethnocultural education, component, culture, ethnopedagogy, spiritual values, ethnic group, ethnos, national tradition, concept.
А.Б. Мейрманов, канд. пед. наук, доц., заместитель руководителя Управления культуры, архива и документации,
г. Астана, Казахстан, E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Автор в данной статье раскрывает основные направления этнокультурного компонента современного казахстанского общества. Основой этнокультурного образования является понятие этнокультуры. Этнокультура- это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощённых в материальной, духовной, социальной жизне-
деятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей. Этническая культура включает в себя совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа (этноса). В статье подчеркивается, что этнокультурное образование обладает огромным потенциалом в формировании у обучающихся этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения; формирует понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа.
Ключевые слова: этнокультурное образование, компонент, культура, этнопедагогика, духовные ценности, этническая группа, этнос, народные традиции, концепция.
Образовательной политикой Республики Казахстан в сфере этнических отношений взят курс на этнокультурное образование, которое обеспечивает лингвистический и культурный плюрализм, взаимодействие и диалог культур казахстанского общества. Основным принципом государственной политики в сфере образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Формы народного воспитания находятся в неразрывном единстве с институтами социальной жизни народа, его верованиями, традициями, обычаями и обрядами, хозяйственной деятельностью, нормами общественного поведения. Реализация идей этнокультурного образования достигается путем введения в образовательную систему этнического компонента. Создание законодательной основы, позволяющей народам республики самостоятельно решать вопросы развития культуры и образования, актуализировало обновление содержания образования с учетом культурного своеобразия, проживающих в регионах этнических общностей. Проблема национального образования нашла отражение в нормативно-правовых документах Республики Казахстан: Конституции Республики Казахстан, «Концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан» (1996), «Концепции развития гражданского общества РК» (2005), Законе РК «Об образовании» (2007), «Концепции гуманитарного образования в Рк» (1994), «Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан» (1996).
Учёными-исследователями установлено, что основой национальной политики является стратегия усиления гражданского общества с активной реализацией этнокультурных интересов казахского народа, этносов и этнических групп Казахстана. Это в свою очередь определяет актуальную проблему возрождения культурного наследия прошлого.
Основой этнокультурного образования является понятие этнокультуры. Этнокультура - это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей. Этническая культура включает в себя совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа (этноса). В неё входят национальные образы мира, менталитет народа, его празднично-обрядовые и семейно-бытовые традиции, этнические стереотипы поведения в природной среде и в социуме, а также народная художественная культура (художественные ценности, этнические формы их бытования, сохранения и трансляции) [1]. Этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия (материального, духовного, социального), становление и воспитание личности на традициях культуры этноса, сочетающих моноэтническую глубину постижения родной культуры и полиэтническую широту. Центральная задача этнокультурного образования в этой части состоит в том, чтобы дети испытывали законную гордость, называя себя уроженцами родного края. Основная часть этнокультурного образования -институциональное образование. Главная задача - это обучение. Реализуется этнокультурное образование в детских садах, школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Обязательным условием здесь служит изучение родного и государственного языков. Содержательная сторона этнокультурного пространства в этой части создается тем, на каком языке преподаются учебные дисциплины, какие предметы изучаются и каково содержание изучаемых курсов. Родной и иностранный языки должны стать языками обучения и общения уже в детских садах. Этнокультурное образовательное пространство наиболее эффективно создается в школах. Всем желающим должна быть предоставлена возможность дополнительного изучения родного языка, литературы, истории.
«Концепции высшего педагогического образования Республики Казахстан» (2005) одна из основных задач профессиональ-
ной подготовки учителя заключается в том, чтобы «максимально использовать возможности дисциплин общеобразовательного цикла, учебных предметов вуза для формирования поликультурной личности студента с развитым мировоззрением и мышлением». Этнокультурный компонент в содержании высшего педагогического образования в условиях полиэтнического государства, каким является Республика Казахстан, должен быть направлен не только на формирование этнического самосознания личности, но и на воспитание чувства толерантности, межнационального общения на основе взаимообогащения национальных культур.
Высшее образование является, одной из ключевых сфер, от которой зависит разрешение противоречий между современными тенденциями интеграции, унификации, стандартизации образа жизни и опасностью потери уникальности каждого человека. А также особенностей его культуры, этнонациональных традиций и корней, между постоянно увеличивающимся объемом культурной информации и возможностями этнической самоидентификации личности. В связи с этим в решении проблем воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, межэтнической и религиозной толерантности, уважения национальных ценностей своего и других народов приоритетную роль играет профессиональная направленность подготовки поликультурного учителя. Именно он способен заложить фундамент в формирование мировоззрения молодого поколения, от личности педагога в определенной мере зависит, какое поколение вырастет, что восстановление этнических традиций воспитания в образовательных учреждениях невозможно без педагога, осознающего значимость этой деятельности на современном этапе и профессионально подготовленного к ней, что, в свою очередь, вызывает необходимость теоретического обоснования совокупности требований, предъявляемых к специалистам, обеспечивающим реализацию этнокультурного компонента содержания образования. Это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, для успешного ведения учебно-воспитательной работы в условиях полиэтнической среды необходим учет национальной психологии, местных условий. Этнокультурный подход требует от педагога осознания того, что каждый ребёнок является уникальным представителем своей культуры. Во-вторых, пеадгогорганизуя взаимодействие ребёнка с ценностями народностей и наций конкретного региона выступает в роли посредника между культурами разных народов, организатора межкультурной коммуникации. В-третьих, ориентация системы образования на учет региональных особенностей, развитие национальных образовательных учреждений побуждают педагогов обращаться к величайшему пласту педагогической мудрости - педагогике народов. Следует уделять внимание творческому использованию прогрессивного воспитательного опыта и традиций конкретного народа. Воспитание на народных традициях, обычаях предполагает более высокий уровень подготовки, чем просто педагогическое образование. Оно требует знания педагогической сущности традиций и обычаев этноса, умения использовать их в профессиональной деятельности. В-четвертых, национально-региональная система образования должна учитывать выработанный столетиями опыт народной педагогики в воспитании уважительного отношения к окружающим, любви к природе родного края, бережливости, трудолюбия. В связи с этим возрастает роль педагогов, которые с детства глубоко впитали дух народных традиций, хорошо его чувствуют и передают.
Профессиональная готовность к реализации этнокультурного компонента содержания образования понимается нами как совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу, его научно-теоретическая и практическая подготовка. Она рассматривается нами в единстве двух аспектов: как результат национального воспитания и как результат специально организованной этнопсихологической и этнопедагогической подготовки. Первый аспект обусловливает формирование национального самосознания и устойчивого мотивационно-ценностного отношения к народной педагогике (личностный компонент). Второй связан с формированием у педагогов знаний и умений, необходимых для реализации этнокультурного компонента содержания дошкольного образования (процессуальный компонент).
Большой вклад в развитие теории этноса и межэтнических отношений внесла психология. Этнопсихологическая школа, рассматривающая проблемы соотношения психологии и культуры, известна именами ученых - В.С. Выготского [2], А.Н. Леонтьева [3], И.С. Кона [4] и др. Этнопсихологическим проблемам в Казахстане посвящены работы О.Х. Аймагамбетовой [5], К.Б. Жарикбаева [6], Н.Е. Еликбаева. В республике разработана концепция языковой политики. Основными принципами специфической языковой политики являются: системность, постепенность, последовательность, комплексность, взаимопонимание и толерантность, которые органично сочетаются с основными принципами целостного педагогического процесса и воспитания. Основным стержнем системы образования, нацеленной на удовлетворение этнокультурных запросов, является концепция межкультурного полиязычного образования. В основе этнокультурного образования лежит позитивное восприятие обучаемыми исторического прошлого своего и других народов, мирно и дружно проживающих на одной территории, осмысление собственных национальных корней, возрождение и развитие лучших народных традиций дружбы, гостеприимства, внимания и заботы в отношении ко всем людям. Этнокультурные воспитательные традиции любого народа представляют собой систему ценностей, традиций, отношений, которые являются составной частью общероссийской культуры. В связи с этим, главная задача этнокультурного образования - сплочение этнически разноаспектно-го в единое образовательно-воспитательное пространство, объединяемое общими ценностями высокой духовной национальной и мировой культуры, основанной на принципах гуманизма и дружбы народов.
Внутренний структурный элемент этнического компонента содержит совокупность этнических единиц образования, которые находятся в тесной исторической и культурной взаимосвязи. В исследовании содержательного наполнения этнического компонента следует исходить из теории ценностей. Понятия «этнос», «культура» и «ценности» образуют понятие «этнокультурные ценности». Этнокультурные ценности включают в себя духовные явления и опредмеченные реальности, являющиеся продуктом разнообразной деятельности этноса, говорящем на одном языке, объединенном историческим происхождением и укладом жизни.
Этническая педагогика уходит своими корнями в далекое прошлое, сохраняет в себе опыт многих поколений, но она обращена и в будущее, так как использует этнокультурный опыт для организации жизни современных поколений, воспитывая их на лучших традициях своего народа. Нет таких вопросов воспитания, которые не были бы отражены в этнокультуре.
Формирование этнокультурного компонента в содержании высшего педагогического образования отвечает целям, направленным, как на профессиональную подготовку будущего учителя, так и на его личностное развитие:
образовательные - усвоение знаний на основе целостного представления о культурно-историческом наследии своей и других этнических общностей, их роли и места в системе общечеловеческих ценностей;
воспитательные - воспитание ценностно-ориентированной личности на основе усвоения духовно-нравственного опыта своего и других этносов, аккумулирующегося в культуре, языке, истории;
развивающие - развитие у будущих педагогов умений, способствующих трансляции национально-культурных ценностей своего и других этносов посредством содержания общего среднего и дошкольного образования и воспитания. Этнокультурное
Библиографический список
воспитание - это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального казахстанского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Сегодня педагогические резервы этнических культур в практике образовательных учреждений используются недостаточно. Современное образование более ориентируется на мировой опыт, чем на национальные культурные достижения, что в конечном итоге тормозит развитие национальной культуры и ведёт к исчезновению этнической специфики населения.
Этнокультурное образование обладает огромным потенциалом в формировании у обучающихся этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, в профилактике межнациональных конфликтов. Такое образование формирует понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой - сохранение культурной идентичности собственного народа.
Как показывает практика, главной задачей культурного развития современного общества является решение не технологических, финансово-экономических, политических, экологических проблем, а именно морально нравственных, философско-этиче-ских.
Профессиональная готовность к реализации этнокультурного компонента понимается нами как совокупность профессионально обусловленных требований к работнику социально-культурной сферы, его научно-теоретическая и практическая подготовка. Она рассматривается в единстве двух аспектов: как результат национального воспитания и как результат специально организованной этнопсихологической и этнопедагогической подготовки.
Воспитывать в вузе будущих специалистов необходимо на основе сочетания аксиологического и системного подходов, с учетом их личностных проблем, потребностей, интересов, уровня духовно-нравственной культуры. Как показывает анализ практики, духовно-нравственный кризис современного казах-сатанского общества, неблагоприятная социокультурная среда сформировала кризисное сознание у значительной части студентов. В студенческой среде наблюдается существенное снижение нравственности, рост агрессивности, жестокости и даже преступности. Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания молодого поколения предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.
Снижение внимания к воспитательной работе со студентами привело к тому, что будущие педагоги, призванные не только обучать, но и воспитывать детей и подростков в русле современного национального воспитательного идеала, не обладают необходимым личностным и профессиональным потенциалом для эффективной воспитательной работы с молодежью.
1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биофера Земли. Москва: Гидрометеоиздат, 1990.
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. В 6-ти томах. Москва: Педагогика, 1983; Т. 3.
3. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р. Психологические воззрения Л.С. Выготского. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Москва: АПН РСФСР, 1956.
4. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Москва: Просвещение, 1979.
5. Аймагамбетова О.Х. Основы этнопсихологии. Алматы: Литера, 2003.
6. Жарикбаев К.Б. Психологическая наука в Казахстане (история и этапы развития в ХХ в.): монография. Алматы, 2002. References
1. Gumilev L.N. 'Etnogenez ibiofera Zemli. Moskva: Gidrometeoizdat, 1990.
2. Vygotskij L.S. Istoriya razvitiya vysshih psihicheskih funkcij. Sobr. soch. V 6-ti tomah. Moskva: Pedagogika, 1983; T. 3.
3. Leont'ev A.N., Luriya A.R. Psihologicheskie vozzreniya L.S. Vygotskogo. Vygotskij L.S. Izbrannye psihologicheskie issledovaniya. Moskva: APN RSFSR, 1956.
4. Kon I.S. Psihologiya yunosheskogo vozrasta. Moskva: Prosveschenie, 1979.
5. Ajmagambetova O.H. Osnovy 'etnopsihologii. Almaty: Litera, 2003.
6. Zharikbaev K.B. Psihologicheskaya nauka vKazahstane (istoriya i 'etapy razvitiya vХХ v.): monografiya. Almaty, 2002.
Статья поступила в редакцию 01.02.18